Основные категории семейно-брачных отношений
Лекции и практикум по психологии - Психология семейных отношений

1.1 Семья и брак: понятие, функции, типы


Задание 1. Проанализируйте функции семьи с точки зрения общественной и индивидуальной значимости.
Задание 2. Используя психологическую литературу, заполните следующую таблицу:

 

Понятие семьи

Автор

Трактовка

1

 

 

 

2

 

 

 

3

 

 

 

4

 

 

 

5

 

 

 



Примечание: количество пунктов в таблице должно быть не менее 5-7.

Задание 3. Подготовьте развернутый письменный ответ на один из поставленных вопросов.
1) Почему высокий уровень социально-экономического развития не гарантирует сохранность брака?
2) Что происходит с семьей в современном мире?
3) Сохраняется ли семья как социальный институт в настоящее время? Если сохраняется, то в каком виде?


Задание 4. Студентам предлагается провести дискуссию на тему «Современная семья и ее роль для человека».


Задание 5. Какой тип семьи описан в данной ситуации?
Семья с двумя детьми и отцом-алкоголиком много лет живет за счет матери. Отец не работает, хронически пьет, терроризирует всю семью. Старший сын собирается жениться. Всем было бы удобнее разменять квартиру, но это невозможно, так как отец против. Формально именно он обладает в семье самой большой властью, так как контролирует все процессы. Вместе с тем ответственность за принятие ежедневных решений несет мать.


Задание 6. Студентам предлагается провести обсуждение на тему «Незарегистрированный брак: за и против».
Студенты работают в микрогруппах 15-20 мин, затем проходит общее обсуждение.


Задание 7. Согласно типологии семей (по В.С. Торохтию) дайте описание Вашей семьи.


Задание 8. Используя методику А.Н. Волковой «Ролевые ожидания и притязания в браке» [8], протестируйте одну семью. Проанализируйте полученные данные по схеме (см. внизу статьи 1). Сделайте общий вывод относительно представления супругов о семейной жизни, дайте рекомендации.


Задание 9. Выполните тест.
I. Выберите правильный ответ.
1. Наиболее распространённой моделью семьи в настоящее время является:
а) разветвлённая
б) неполная
в) нуклеарная
г) ни один ответ не верен
2. Семья, которая ответственно и дифференцированно выполняет все свои функции, удовлетворяются основные потребности как семьи в целом, так и каждого ее члена - это:
а) нормально функционирующая
б) гармоничная
в) социально-благополучная
г) все ответы верны
3. К семьям, в которых нарушается психическое здоровье их членов, не обеспечивается личностное и духовное развитие, замалчиваются серьезные семейные проблемы относятся:
а) асоциальные;
б) дисфункциональные;
в) гармонические
г) неблагополучые
4. Семейная система, состоящая из двух поколений (родители и дети):
а) пополненная семья;
б) нуклеарная семья;
в) повторная семья;
г) смешанная семья.
5. С течением времени функции семьи
а) стабилизируются;
б) остаются ригидными;
в) изменяются;
г) упрощаются.
6. В современной семье на первом месте стоит функция:
а) биологическая;
б) хозяйственная;
в) экономическая;
г) социально-психологическая.
7. Какой тип семьи преобладает в современном обществе:
а) детоцентрический;
б) межпоколенный;
в) автономный;
г) регулирующий. 
8. Альтернативными браками являются:
а) полная семья;
б) эгалитарная семья
в) повторный брак
г) моногамный брак.
9. Существенный признак патриархальной семьи:
а) структура власти в семье;
б) количество поколений в семье;
в) принадлежность супругов к определенной общности;
г) количество детей в семье.
10. Нуклеарная семья
а) структура власти в семье;
б) количество поколений в семье;
в) принадлежность супругов к определенной общности;
г) количество детей в семье.
11. Найдите соответствие:


1. Установите соответствие между видом брака и его характерными чертами.

Вид брака


1. Брак по расчету
2. Романтический брак
3. Брак-товарищество
4. Духовный брак

Характерные черты

а) заинтересованность в дружбе, общность;
б) бессловесная взаимосвязь между супругами, родство душ;
в) выгода: политическая, экономическая,
психологическая и т. д.
г) страсть, подогреваемая сильными, волнующими эротическими чувствами.



2. Установите соответствие между подходом к изучению семьи и его основной идеей.

Подходы к изучению семьи

1. Функциональный подход
2. Эволюционный подход
3. Системный подход
4. Эмпирический подход
5. Сценический подход
6. Этологический подход

Основная идея

а) моногамность является изначальной, а затем на определенном этапе эволюции появляется групповой брак и другие формы семейно-брачных отношений;
б) взаимообусловленность поведения партнеров по браку и всех членов семьи;
в) семья как единство взаимодействующих личностей, взаимодействие Я и Другой;
г) семейные отношения являются производными от образа жизни семьи и семейного уклада;
д) изначальная форма семейно-брачных отношений является промискуитет;
е) семья как малая социальная группа.

III. Определите верное или неверное утверждение:


1. Брак и семья - одно и то же.
2. Семья представляет собой не застывшую социальную организацию, а динамическую микросистему, постоянно находящуюся в диалектическом развитии.


IV. Закончите предложения:
1. Семья является малой группой, объединяющей...
2. Брак - это традиционное средство формирования и
3. В современных условиях в России брак характеризуется следующими особенностями..
4. Основными признаками семьи являются.
5. Семья способствует не только формированию личности, но и..
6. Изучение структуры семьи возможно через.
7. Семья - древнейшее жизнеустройство на Земле, один из механизмов самоорганизации общества, с которым связано утверждение.
8. Ценность - термин, широко используемый в философской и социологической
литературе для указания на
9. В рамках европейской культуры к основным ценностям относятся
10. Семейные ценности обусловлены
11. В основе романтического брака лежит


1.2 Структура семьи


Задание 1. О каком показателе функционирования семейной системы идет речь?
Члены семьи - мать, отец и сын 27 лет - ведут совместный семейный бизнес. Однако, несмотря на значительные усилия, им не удается иметь планируемую прибыль. Хватает только на «сведение концов с концами». На вопрос «Как бы вы охарактеризовали вашу семью?» после некоторого обсуждения члены семьи сходятся во мнении, что они - добрая и щедрая семья. В семье поддерживается идея, что нужно много делиться и помогать людям, что порой мешает вести дела бизнеса и не терять деньги. Исследование семейной истории показало, что прадедушка по линии матери в период раскулачивания лишился всех своих денег. Чтобы справиться с этим тяжелым кризисом и «забыть» это событие, в семье стал культивироваться миф о щедрости прадедушки и всех его потомков.


Задание 2. Определите уровень сплоченности семьи. Ответ обоснуйте.
Отношения в семье, состоящей из отца, матери и дочери 11 лет, на первый взгляд нельзя назвать очень теплыми. В семье не очень приняты выражение ласки, нежности, признания в любви друг к другу. Однако все свободное время члены семьи стремятся проводить вместе: ездят на дачу, ходят в гости, в кино, убирают квартиру, делают покупки. Родители неохотно отпускают дочь на встречи с подругами и одноклассниками, тревожась о том, что может случиться что-нибудь плохое. Никто не может уснуть, пока вся семья не будет дома. Расставание членов семьи на некоторое время по причине командировки отца всегда проходит со слезами со стороны матери и тревожными ожиданиями его возвращения.


Задание 3. Определите границы семьи.
1) Родители диктует детям, с кем им общаться, на ком жениться, никуда не пускают. Дети не могут им возразить.
2) Члены семьи мало общаются друг с другом, никто не интересуется, что происходит в жизни у другого, каждый живет сам по себе.


Задание 4. Определите вид границы семьи.
Семья беженцев-мусульман, оказавшись в большом городе с христианскими традициями, стремится сохранить свои национальные и культурные ценности. Для этого в семье принято правило, запрещающее детям иметь романтические отношения с ровесниками из немусульманской культуры. Родители тщательно следят за контактами своих детей, пресекая «опасные» связи.


Задание 5. О нарушении какого структурного параметра семьи идет речь? К чему это может привести?
В семье двое детей: старшему сыну 15, младшему - 8. С одной стороны, родители требуют, чтобы старший сын присматривал и заботился о младшем: забирал из школы, делал с ним домашние задания, кормил его, когда родители на работе. С другой стороны, старший ребенок не имеет со стороны родителей никаких преимуществ по сравнению с младшим. Они оба должны идти спать в одно время, получают одинаковое количество карманных денег и т.п. По принципу «младшим надо уступать» старший сын оказывается неподержанным родителями.


Задание 6. Пример какой внутрисемейной коалиции приведен ниже?
Каждый раз, когда 14-летний подросток не приходил домой ночевать, он оправдывал это тем, что оставался у бабушки, которой якобы требовалась его помощь. Родители были против ночевок сына вне дома, но данный повод считался вполне уважительным для них. Однако подросток проводил время совсем не у бабушки, которая знала об этом, но покрывала его отлучки, так как считала, что родители чересчур перегружают ребенка учебой. Более того, его школьные неуспехи она также поддерживала, объясняя родителям, что внук был слишком занят уходом за ней


Задание 7. Выполните тест.
I. Выберите правильный ответ.
1. Интегральной характеристикой семьи является:
а) сплоченность семьи;
б) ролевая структура;
в) эмоциональная отзывчивость членов семьи;
г) семейное самосознание
2. Система родства, а также совокупность духовных, нравственных, психологических отношений, внутрисемейных установок и системы власти и авторитета, система семейных ролей - это:
а) структура семьи;
б) система семьи;
в) типология семьи;
г) характеристика семьи.
3. Динамические характеристики семейной системы связаны со следующими
а) процессами;
б) отношения;
в) взаимодействия;
г) подсистемы;
д) границы.
4. Основными подсистемами семьи являются:
а) прародители;
б) родители;
в) сиблинги;
г) все ответы верны.
5. Что из ниже перечисленного не относится к параметрам семейной системы:
а) семейные кризисы;
б) семейные истории;
в) семейные правила;
г) семейные границы.
6. Семейные границы используют в описании:
а) взаимоотношений между семьей и социальным окружением;
б) между различными подсистемами внутри семьи; г) все ответы верны.
7. Границы адекватно функционирующей семьи:
а) хорошо определены и достаточно гибки;
б) диффузны и проницаемы;
в) жёсткие и ригидные.
8. Семейные правила - это:
а) неосознаваемые процессы;
б) договорённость между членами семьи;
в) устойчиво используемые способы поведения.
9. Способность семейной системы адаптироваться к изменениям ситуации и стрессам:
а) гибкость;
б) мягкость;
в) адаптивность;
г) устойчивость.
10. Несбалансированные по параметру гибкости семейные системы характеризуются:
а) ригидностью;
б) хаотичностью;
в) гибкостью;
г) строгостью.
11. Термин, используемый для описания взаимоотношений между семьей и социальным окружением, а также между различными подсистемами внутри А) семьи:
а) правила;
б) границы;
в) паттерны взаимодействия;
г) история.
12. По степени проницаемости границы семьи бывают:
а) строгие, размытые и ясные;
б) жесткие, размытые и ясные;
в) жесткие, устойчивые и четкие;
г) крепкие, размытые и отчетливые.
13. Характеристика отношений доминирования-подчинения в семье:
а) иерархия;
б) близость;
в) совместимость;
г) сплоченность.
14. Понятие иерархии используется при изучении изменений:
а) семейной истории;
б) семейного мифа;
в) семейного взаимодействия;
г) в структуре ролей и правил внутри семьи.
15. Устойчивые функции семейной системы, закрепленные за каждым из ее членов:
а) семейные правила;
б) стереотипы взаимодействия;
в) половые роли;
г) семейные роли.
16. Применительно к семейным системам это понятие используется для описания степени, до которой члены семьи видят себя как связанное целое:
а) близость;
б) сплоченность;
в) ревность;
г) совместимость.
17. Совокупность элементов семьи и взаимосвязей между ними:
а) структура;
б) состав;
в) иерархия;
г) роли.
18. К параметрам семейной структуры относят:
а) сплоченность, иерархия, гибкость, ролевая структура семьи;
б) иерархия, гибкость, внешние и внутренние границы, ролевая структура семьи;
в) сплоченность, иерархия, гибкость, внешние и внутренние границы, ролевая структура семьи;
г) сплоченность, иерархия, гибкость, внешние и внутренние границы.


1.3 Жизненный цикл семьи. Кризисы семьи

Задание 1. Используя психологическую литературу, проанализируйте классификации жизненного цикла семьи Б. Картера и М. Мак-Голдрика, В.А. Сысенко, Д. Леви, Д. и Р. Беквары, И.А. Герасимовой. Выделите основания для выделения стадий жизненного цикла семьи. Найдите сходства и различия данных классификаций. Все данные занесите в таблицу:

Признак
Автор

Основание
классификации

Количество стадий в жизненном цикле семьи

Название стадий жизненного цикла семьи

Характеристика стадий жизненного цикла семьи

Б. Картер и М. Мак-Голдрик

 

 

 

 

В.А. Сысенко

 

 

 

 

Д. Леви

 

 

 

 

Р. и Д. Беквары

 

 

 

 

И.А. Герасимова

 

 

 

 

Задание 2. Выберите одну - две стадии жизненного цикла и в течение 10 - 15 минут напишите, как можно больше проблем и жизненных задач, свойственных этим стадиям
Студенты делятся на микрогруппы по 5-6 человек. Далее списки, наработанные в подгруппах, выносятся на всеобщее обсуждение.


Задание 3. Проанализируйте следующие ситуации и ответьте на вопросы (из книги В.М. Целуйко «Быть вместе нельзя расставаться: Как спасти отношения» [29]).


Ситуация 1.
«Мы с мужем женаты уже восемнадцать лет и теперь гораздо больше напоминаем двух добрых друзей, чем парочку страстных любовников. Мы очень редко занимаемся сексом. Наши отношения можно назвать просто «удобными». Какая-то часть меня жаждет возврата к прежней страсти, но мои подруги считают, что в реальности после долгих лет супружеской жизни все пары приходят к тому же. Может быть, они правы, утверждая, что я хочу слишком многого?»
1) О каком из нормативных кризисов в супружеских отношениях идет речь? Чем характеризуется этот кризис?
2) Что должны знать супруги об особенностях протекания этого кризиса?
3) В чем правы супруги и в чем неправы? Обоснуйте свой ответ.
4) Какие рекомендации вы могли бы предложить супружеским парам, переживающим кризис в своих отношениях?


Ситуация 2.
«Нам с мужем нужна помощь. Мы прожили вместе, душа в душу восемнадцать лет, вырастили четверых детей, а теперь оказалось, что от нашей страсти друг к другу не осталось и следа. У нас ровные спокойные отношения, но все реже и реже нам хочется заниматься сексом, да и во всем остальном у нас царит унылая скука. Не хочется верить, что это естественный конец любого брака. Можем ли мы вернуть в наши отношения страсть?»
1) О каком из нормативных кризисов в супружеских отношениях идет речь? Чем характеризуется этот кризис?
2) Что должны знать супруги об особенностях протекания этого кризиса?
3) В чем правы супруги и в чем неправы? Обоснуйте свой ответ.
4) Какие рекомендации вы могли бы предложить супружеским парам, переживающим кризис в своих отношениях?


Ситуация 3.
«Время от времени меня мучают сомнения, подходим ли мы с женой друг другу, ведь у нас до сих пор возникают проблемы и случаются конфликты. Мы вместе уже восемь лет и очень любим друг друга. За это время мы многому научились, но все еще продолжаем выяснять отношения по мелочам. Нам приходится все время думать о том, как бы не обидеть друг друга, учиться уделять партнеру больше внимания и в то же время стараться не перейти известных границ. Как вы считаете, можно ли преодолеть эти сложности?»
1) О переживании какого семейного кризиса не догадываются брачные партнеры? Все, что с ними происходит, - это случайность или закономерность?
2) Насколько правильна тактика их взаимоотношений?
3) Можно ли преодолеть то, что так беспокоит мужа? Что для этого необходимо сделать? Обоснуйте свой ответ.


Ситуация 4.
«Я не понимаю, что со мной происходит. Какое-то время я буквально не могу жить без мужа, мне нужно его постоянно видеть, разговаривать с ним, быть около него. Но потом во мне будто что-то «ломается» - мне становится совершенно безразлично, есть он или его нет. То, что раньше радовало, - приносит только огорчения, раздражает. Сначала мне в нем нравилось все, и он был мне интересен постоянно, а теперь... Мне кажется, что с каждым годом что-то уходит из наших отношений. Неужели так уходит любовь и нам со временем придется расстаться?»
1) Как вы считаете, о каком этапе семейной жизни и о каком из нормативных кризисов в супружеских отношениях идет речь? Каковы особенности его протекания?
2) Насколько оправданны опасения женщины относительно возможного расставания с мужем?
3) Какие рекомендации вы могли бы предложить женщине, обеспокоенной дальнейшей судьбой своей семьи?


Ситуация 5.
«Когда я впервые узнала, что у моего мужа есть возлюбленная на стороне, я просто начала сходить с ума. Жили мы всегда довольно замкнуто, и кроме старшей дочери, поделиться бедой мне было не с кем. Она сразу встала на мою сторону, даже перестала разговаривать с отцом. Потом муж переехал жить к своей любовнице. Я поехала к нему с детьми и, конечно, не сдержалась, устроила скандал, кричала, билась в истерике. Дочь меня еле увела. Первый раз мы по-настоящему поссорились. Дочь обиделась, стала нервной, молчаливой, перестала со мной делиться, часто плачет. Охладела она и к отцу, ведь я сама внушила, что он предатель. Чувствую, что теряю дочь! Вот какой дорогой ценой, слезами и нервами моих детей оплачен наш развод».
1) Какую ошибку в своем поведении допустила женщина?
2) Укажите основные проблемы данной семьи.
3) Какие из проблем возможно разрешить, а какие нет?


Ситуация 6.
Поженились мы студентами, ничего не имея. Через 5 лет были полностью обеспечены материально. Жили вроде нормально. «Благополучная семья»: на работу идем вместе, с работы - тоже. Зарплату она получала и за меня (мы работали в одном коллективе). Я не возражал. Был, что называется, «под каблуком». Особенно меня обижало, когда она говорила, что я - никудышный специалист. Конечно, звезд с неба я не хватал, но на службе меня уважали, я вел общественную работу, получал грамоты, премии. А для нее все равно ничтожество. Чуть что - скандал: если у меня больше одного рубля в кармане, если выпил кружку пива, если взглянул при ней на другую женщину.. .Возражать, доказывать что-либо? Бесполезно. Верх всегда ее. Иногда, правда, я срывался, бунтовал, уходил отвести душу. Только к друзьям. На шестом году появился «третий угол» треугольника. У меня. Эта, как говорится, взяла меня лаской, доброжелательностью. Честно говоря, я почувствовал себя с ней мужчиной и человеком.
1) В чем причина краха «благополучной» семьи?
2) Чем была спровоцирована неверность мужа?
3) Можно ли было предотвратить распад семьи?


Ситуация 7.
«Детей своих — у меня их трое: пять лет, три года и один год — люблю безумно. Денег на них никаких не жалею, способна купить любую игрушку, любые сладости. Но если они начинают баловаться и меня не слушают, я кричу на них, бью посуду. Дети плачут — я успокаиваюсь. Мне иногда хочется всех детей заново родить и быть доброй матерью. Дети у меня умницы, красивые, они заслужили другую мать — хорошую. Не такую, как я. И с мужем тоже неладно. Дома он все делает, на работе его ценят, но, когда выпьет — мне его убить хочется. Я не сумасшедшая и не душевнобольная. Может, мне мужа бросить, чтобы не было этих приступов отчаяния, злости, зависти к другим, счастливым женщинам? Ведь у меня много подруг, и все они счастливы. А меня точно проклял кто-то с рождения. Ничего не ладится, семейная жизнь не клеится, дети не слушаются».
1) Определите основные проблемы этой семьи.
2) В чем причина такой позиции матери?


Задание 4. Выполните тест.
I. Выберите правильный ответ.
1. Кто ввел понятие «жизненный цикл семьи»?
а) Н. Пезешкиан;
б) Пол Глик;
в) Л. Леви-Брюль;
г) В. Дружинин.
2. Период вступления в брак и зачатие первенца:
а) стадия репродуктивного родительства;
б) стадия предродительства;
в) стадия прародительства;
г) стадия социализированного родительства.
3. Четыре последовательные стадии кризиса описал:
а) Дж. Хейли;
б) В. Сатир;
в) Дж. Каплан;
г) С. Минухин;
д) нет верного ответа.
4. Критериями диагностики кризиса могут служить следующие показатели:
а) потеря контакта с другими и собой;
б) чувство собственной неполноценности;
в) ощущение отсутствия поддержки со стороны окружающих;
г) длительное страдание;
д) нет верного ответа;
е) все ответы верны;
5. Данное определение «состояние семейной системы, характеризующееся нарушением гомеостатических процессов, приводящих к фрустрации привычных способов функционирования семьи и невозможности справиться с новой ситуацией, используя старые модели поведения» отражает понятие:
а) семейный сценарий;
б) семейная история;
в) семейный конфликт;
г) семейный кризис;
д) нет верного ответа.
6. В семейном кризисе можно выделить ...потенциальные линии дальнейшего развития семьи:
а) две;
б) три;
в) четыре;
г) нет верного ответа.
7. В русле данного подхода кризисы рассматриваются как переходные моменты между стадиями жизненного цикла. Подобные кризисы называются:
а) нормативными;
б) ненормативными;
в) нет верного ответа.
8. В русле данного подхода кризисы семьи могут вызываться некоторыми событиями, влияющими на стабильность семейной системы. Подобные кризисы могут возникать независимо от стадий жизненного цикла семьи и называются;
а) нормативными;
б) ненормативными.
9. По мнению В. Сатир первым кризисом семьи является:
а) обручение;
б) регистрация брака;
в) зачатие, беременность и рождение ребенка;
г) нет верного ответа.
10. К характеристикам семейного кризиса относят:
а) обострение ситуативных противоречий в семье;
б) расстройство всей системы и всех происходящих в ней процессов;
в) нарастание неустойчивости в семейной системе;
г) генерализация кризиса, то есть его влияние распространяется на весь диапазон семейных отношений и взаимодействий;
д) нет верного ответа;
е) все ответы верны.
11 . Симптомы кризиса чаще всего возникают в точках перехода от одной стадии жизненного цикла семьи к другой. С данным утверждением согласны:
а) Дж. Хейли;
б) В. Сатир;
в) нет верного ответа;
г) все ответы верны.
12. Выход из кризиса может сопровождаться:
а) установлением новых отношений между членами семьи, принятием новых ролей, нового уровня взаимопонимания и взаимодействия;
б) нарастанием степени эмоционального отчуждения, нарушением внутрисемейных отношений;
в) нет верного ответа;
г) все ответы верны.
13. Укажите факторы, приводящие к возникновению семейных кризисов:
а) внешние затруднения (отсутствие собственного жилья, работы и др.);
б) неожиданные события, стрессы (семья или один из ее членов становится жертвой террористического акта, автомобильной, железнодорожной или авиакатастрофы и др.);
в) внутренняя неспособность семьи адекватно оценить и пережить какое-либо семейное событие, рассматриваемое ею в качестве угрожающего, конфликтного или стрессового (серьезная болезнь или смерть одного из членов семьи, супружеская измена, развод и др.);
г) нет верного ответа;
д) все ответы верны.
14. Выделите компоненты ненормативного семейного кризиса:
а) кризисное событие;
б) восприятие и понимание членами семьи происходящего;
в) отношение членов семьи к данному событию и особенности его переживания
ими;
г) изменения в семейной системе;
д) все ответы верны.
15. Выделите виды ненормативных кризисов, связанных с переживанием негативного жизненного события:
а) семейный кризис, связанный с изменой;
б) семейный кризис, связанный с разводом;
в) семейный кризис, связанный с тяжелой болезнью одного из членов семьи;
г) семейный кризис, связанный с инцестом;
д) семейный кризис, связанный со смертью члена семьи;
е) все ответы верны.
16. Причины ревности:
а) комплекс неполноценности;
б) слухи, наговоры завистливых людей, у которых личная жизнь не сложилась и которым доставляет своеобразное удовольствие портить ее счастливым и любящим людям;
в) легкомысленное поведение одного из супругов, постоянный флирт, длительные разлуки по необходимости;
г) ревность одного из брачных партнеров как последствие измены, совершенной им
самим;
д) нет верного ответа;
е) все ответы верны.
17. Выделяют несколько видов ревности:
а) тираническую;
б) от ущемленности;
в) обращенную;
г) привитую;
д) нет верного ответа;
е) все ответы верны.
18. Данный вид ревности является результатом внушения со стороны, что «все мужчины (женщины) одинаковые». Это ревность:
а) тираническая;
б) от ущемленности;
в) обращенная;
г) привитая;
д) нет верного ответа.
19. Выделите причины мужских измен:
а) обостренная половая потребность;
б) самоутверждение;
в) желание смены впечатлений, стремление к разнообразию ощущений, чувств и впечатлений;
г) награда себе за успех;
д) все ответы верны.
20. Выделите причины женских измен:
а) желание продлить ощущение молодости, «зажечь» себя, испытать сильные чувства;
б) желание удовлетворить любопытство, жажда новизны;
в) секс-благодарность за доброе отношение к себе, за оказанную услугу, за своевременную помощь и поддержку в трудную минуту и т.п.;
г) способ заработать деньги;
д) все ответы верны.
II. Вставьте пропущенное слово.
1. ... ревность возникает у упрямых, деспотичных, самодовольных, мелочных, эмоционально холодных и отчужденных субъектов. Такие люди предъявляют окружающим очень высокие требования, выполнить которые бывает трудно или вовсе невозможно (вставьте слово):
а) тираническая;
б) от ущемленности;
в) обращенная;
г) привитая;
д) нет верного ответа.
2. Ревность .... проявляется у людей с тревожно-мнительным характером, с низкой самооценкой, неуверенных в себе, легко впадающих в тоску и отчаяние, склонных преувеличивать неприятности и опасности.
а) от ущемленности;
б) обращенная;
в) привитая;
г) нет верного ответа.
3. ...ревность представляет результат собственных тенденций в неверности, ее проекции на партнера.
а) тираническая;
б) от ущемленности;
в) обращенная;
г) привитая;
д) нет верного ответа.
4. Ревность .... является результатом внушения со стороны, что «все мужчины (женщины) одинаковые».
а) тираническая;
б) от ущемленности;
в) обращенная;
г) привитая;
д) нет верного ответа.
II. Определите верно или не верно данное утверждение.
1. Кризис может закончиться на любой стадии, если опасность исчезает или обнаруживается решение.
2. Кризис несет в себе негативный смысл.
3. Женская измена имеет большие негативные последствия для устойчивости брака, чем измена мужчины.
4. Ревность является показателем силы любви.
5. Ревность можно испытывать к любому сопернику - реальному или воображаемому, будь то мужчина, женщина, ребенок или животное.
III. Найдите последовательность.
1. Расположите в правильном порядке кризисные периоды в развитии семьи (по С. Кратохвилу):
а) проблема однообразия;
б) появление детей;
в) адаптация супругов друг к другу;
г) возникновение чувства одиночества, связанного с уходом детей из семьи.
IV. Закончите утверждение.
1. Семья, находящаяся в состоянии кризиса...
а) не может оставаться прежней;
б) может оставаться прежней.
2. Семье, находящейся в состоянии кризиса...
а) удается функционировать адекватно изменившейся ситуации, оперируя знакомыми, шаблонными представлениями и используя привычные модели поведения;
б) не удается функционировать адекватно изменившейся ситуации, оперируя знакомыми, шаблонными представлениями и используя привычные модели поведения.

Этапы обработки результатов по методике А.Н. Волковой «Ролевые ожидания и притязания»


Этап 1. Анализ индивидуальных показателей шкалы семейных ценностей, ролевых ожиданий и ролевых притязаний мужа (жены). Проводится на основании подсчета баллов в протоколе консультационного исследования. Анализируются представления мужа (жены) об иерархии семейных ценностей. Чем больше величина балла по шкале семейных ценностей, тем значимее для супруга (и) данная сфера жизнедеятельности семьи. Сначала анализируются притязания и ожидания мужа по всем сферам семейной жизни, и точно также - притязания и ожидания жены.
Этап 2. Сравнительный анализ представлений о семейных ценностях и ролевых установок мужа и жены. Для этого необходимо составить таблицу, с помощью которой определяется степень согласованности семейных ценностей супругов. Согласованность семейных ценностей характеризуется разностью баллов показателей шкалы семейных ценностей мужа и шкалы семейных ценностей жены. Чем меньше разность, тем больше согласованность представлений супругов о наиболее значимых сферах жизнедеятельности семьи. Разность до 3 баллов не будет вызывать проблемных взаимоотношений, а более 3 баллов свидетельствует о достаточно высокой степени конфликтности супругов.
Таблица 1 -Согласованность семейных ценностей супругов

Семейные
ценности

Интимно- сексуальная

Личностная
идентификация

Хозяйственно-
бытовая

Родительско-
воспитательная

Соц.
активность

Эмоционально
психотерапевтическая

Внешняя
привлекательность

ШСЦ м

 

 

 

 

 

 

 

ШСЦ ж

 

 

 

 

 

 

 

ССЦ

 

 

 

 

 

 

 


Условные обозначения: ШСЦ м и ШСЦ ж - показатели по шкалам семейных ценностей мужа и жены соответственно, ССЦ - согласованность семейных ценностей супругов

Этап 3. Ролевая адекватность супружеской пары Определение степени ролевой адекватности супружеской пары в пяти сферах межличностного взаимодействия в семье (показатели 3-7 ШСЦ). Для этого необходимо составить таблицу, в которой ролевая адекватность мужа будет равна разности баллов оценок ролевых притязаний жены и ролевых ожиданий мужа; соответственно, ролевая адекватность жены будет равна разности баллов, характеризующих ролевые притязания мужа и ролевые ожидания жены.

Таблица 2 - Ролевая адекватность супружеской пары

 

Семейные ценности

Ролевые установки

РАм

Ролевые установки

РАж

Пж

Ом

Пж - Ом

Пм

Ож

Пм - Ож

Хозяйственно-бытовая

 

 

 

 

 

 

Родительско -воспитательная

 

 

 

 

 

 

Социальная активность

 

 

 

 

 

 

Эмоционально - психотерапевтическая

 

 

 

 

 

 

Внешняя привлекательность

 

 

 

 

 

 

 

 

 

∑ РАм =

 

 

∑ РАж =

 

Условные обозначения: РАм - ролевая адекватность мужа; Раж - ролевая адекватность жены; Пм и Пж - оценки ролевых притязаний мужа и жены соответственно; Ом и Ож - оценки ролевых ожиданий мужа и жены соответственно


Чем меньше разность, тем больше ролевая адекватность супруга(и), и, следовательно, ориентации жены (мужа) на личное выполнение определенной функции соответствуют установкам мужа (жены) на активную роль брачного партнера в семье.
Этап 4. - Выводы.
Этап 5. - Рекомендации для супругов.

Источник: Данилова Е.А. Психология семьи и семейное консультирование: учеб.-метод. пособие - Ижевск: Удмуртский университет, 2022. - 68 с.

 

Поиск

Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.