Родительское отношение
Лекции и практикум по психологии - Психология семейных отношений

3.1 Родительское отношение, типы и стили семейного воспитания


Задание 1. Проведите анализ взаимодействия родителя и ребенка. Как и какую помощь оказать ребенку в достаточно сложный для него жизненный период? Дайте рекомендации родителю для решения возникших трудностей в общении с ребенком.
Ситуация 1.
"Мой сын все время мне врет - по любому поводу, в таких ситуациях, когда этого можно было бы и не делать. Даже по мелочам, просто так. Ведь во многих случаях вранье сразу же всплывает наружу, и он это понимает. И все равно врет! Почему?"

Ситуация 2.
"Моя 14-летняя дочь совсем от рук отбилась: она вообще не реагирует, когда я прошу ее что-нибудь сделать. Делает такой вид, будто меня и нет вовсе рядом. А мне уже надоело повторять: "Сколько раз тебе говорить?!!" - все равно нет никакого ответа. "Отстань!" - и то не всегда соизволит сказать..."
Ситуация 3.
"Мальчику 13 лет, он рос добрым и спокойным воспитанным мальчиком. Сейчас он уже, по его словам, полностью ощущает себя взрослым, но с этой взрослостью в нем появились совершенно новые черты - он перестал слушаться, все время грубит, пререкается, что бы ему ни сказали. Я только и слышу: "Ага, сейчас!", "Ты мне не указывай!", "Что ты вообще понимаешь?".
Ситуация 4.
"Наша 13-летняя дочь стала командовать всеми своими друзьями и считает, что все должно быть только так, как ей хочется. Она сама решает, на какой фильм они с друзьями пойдут в кинотеатр, и добивается этого, как только может, даже если не все "за"; она рассказывает, с кем кому лучше дружить или не дружить, - потому что ей не нравится. Сначала я успокаивала себя, что это неплохо, все задатки лидера, но теперь это переходит все границы. Вижу: если она не остановится, то из-за этой чрезмерной самоуверенности растеряет всех друзей".
Задание 2. Известно, что отклонения характера родителей предопределяют нарушения в воспитании детей. Какой тип воспитания у родителей с демонстративными акцентуациями характера? Обоснуйте свой ответ.
Задание 3. Понаблюдайте за поведением ребенка в сюжетно-ролевой игре «Семья» и ответьте на вопросы.
Вопросы:
1) Принимает ли ребенок роли родителей (отца, матери)?
2) Как он выполняет эти роли (слова, действия, отношения)?
3) Какие ситуации семейной жизни чаще отражаются в игре?
На основании проведенного наблюдения сделайте выводы об отношении родителя к ребенку, о характере семейного общения.
Задание 4. Проанализируйте ситуации взаимодействия матери и ребенка и ответьте на вопросы. Каким образом отношение матери к своему ребенку повлияет на их психическое развитие? Как это повлияет на общение с окружающими?
Ситуация 1.
Анна, воспитывая своего ребенка, постоянно говорит ему: «Ты -хороший», «Я тебя люблю», «У тебя все получится».
Ситуация 2.
Татьяна, общаясь со своим ребенком, часто повторяет, «Если ты будешь лучше, я буду тебя любить», «Ты хуже, чем мне хотелось бы».
Задание 5. Определите тип воспитания. Ответ обоснуйте.
Ситуация 1.
Мать страдала шизофренией. Она настаивала на том, чтобы спать в одной постели с сыном, и не могла вынести мысли о том, что он когда-нибудь вырастет. Каждую ночь она ложилась спать, держа его руку. Такое поведение развилось в результате нарушений ее мышления и других психических функций. Периодически, во время обострения ее болезни, она приводила ребенка в клинику как бы для того, чтобы пожаловаться на переживаемые сыном трудности. На самом деле, таким образом она пыталась выразить свои почти бредовые мысли в отношении сына и в завуалированной форме просить помощи для себя.
1) Какой тип воспитания описывает М. Раттер?
Ситуация 2.
«Я воспитываю сына одна. Отца своего он никогда не видел и, наверное, не увидит. Меня беспокоит, что мальчик растет в исключительно женском обществе: дома - я и мои подруги, в детском саду - нянечки и воспитательницы, в школе тоже будут одни женщины. Ему уже скоро 7 лет, а он ни разу не разговаривал с мужчиной. Могут ли в таких условиях возникать мужские черты характера?»
1) Какой тип семьи представлен в данной ситуации?
2) Дайте характеристику проблем данного типа семьи и возможные пути решения.
Задание 6. Проанализируйте ситуацию и ответьте на вопросы.
Ситуация 1.
Вечером, когда семья собирается вместе (отец, мать, сын 10 лет), все происходит всегда примерно одинаково. Обычно отец смотрит телевизор, мать говорит по телефону или что-то делает на кухне. Сын в своей комнате играет в компьютерные игры. Семья собирается за столом на ужин. Разговоры - об оценках, уроках, выяснение, почему плохие отметки, что еще случилось в школе или во дворе. Как правило, вечер заканчивается скандалом между супругами.
1) Определите проблему семьи.
2) Каковы возможные решения данной проблемы?
Ситуация 2.
В семье живо обсуждается вопрос о том, как провести летний отпуск. Мама: «Можно по путевке поехать на базу отдыха нашего завода. В профкоме еще есть путевки». Отец: «Ну что интересного на базе отдыха? Мы там дважды были. Вот бы на недельку съездить к моим родственникам в деревню.. .какая там рыбалка! А какой лес!» Тут в диалог родителей вмешивается 14-летний сын Володя: «Мама, пап! Мы с классом едем в лагерь труда и отдыха, а на заработанные деньги поедем осенью в Москву!»
Отец (раздраженно): «Да ладно тебе со своим лагерем. Как родители решат, туда и поедешь». Володя: «Но у меня могут быть свои дела, свое мнение!» Отец категорично, с расстановкой говорит: «Твоим мнением может быть только то, что я скажу! И нечего рассуждать!»
1) Как вы оцениваете взаимоотношения в семье?
2) Какой стиль семейного воспитания характерен для данной семьи?
Задание 7. Проведите диагностику детско-родительских отношений, используя методику Е.И. Захаровой «Опросник эмоциональных отношений в семье» (см. Приложение 3).
Исследование проводится в семье, воспитывающей детей дошкольного возраста. Обработайте результаты, сделайте выводы и составьте рекомендации для родителей. Задание 8. Выполните тест.
I. Выберите правильный ответ.
1. Родительская установка -это
а) чувства и эмоции родителей;
б) система эмоционального отношения к ребенку и способов взаимоотношения
с ним;
в) система методов поощрения и наказания;
г) ни один из ответов не верен
2. Впервые проблему стилей родительского воспитания исследовал:
A) З. Фрейд Б) Э. Фромм
B) А. Адлер Г) О. Коннер
3. По С. Гиллиген, роль «хорошей матери», которую традиционно выбирают женщины, соответствует:
а) уровню самопожертвования;
б) более высокому уровню нравственного развития;
в) переходу к морали непротивления;
г) все ответы верны
4. Наказание:
а) действует так же, как отрицательное подкрепление;
б) способствует развитию других форм поведения;
в) препятствует определенным формам поведения;
г) все ответы неверны
5. Биологические, психологические и социальные связи между родителями и детьми, включающие рождение, воспитание и социализацию ребенка:
а) воспитание;
б) стиль детско-родительских отношений;
в) супружество;
г) родительство.
6. На чем основываются отношения в семье:
а) на взаимной привязанности;
б) на взаимной нетерпимости;
в) на взаимной ненависти
7. Тип любви, для которого характерна формула воспитания: «Хочу, чтобы мой ребенок был счастлив, и буду помогать ему в этом»:
а) действенная любовь;
б) действенная жалость;
в) отстраненная любовь;
г) снисходительное отстранение;
д) нет верного ответа.
8. Тип любви, для которого характерна формула воспитания: «Смотрите, какой у меня прекрасный ребенок, жаль, что у меня не так много времени для общения с ним»:
а) действенная любовь;
б) действенная жалость;
в) отстраненная любовь;
г) снисходительное отстранение;
д) нет верного ответа.
9. Тип любви, для которого характерна формула воспитания: «Хотя мой ребенок недостаточно умен и физически развит, но все равно это мой ребенок, и я его люблю»:
а) действенная любовь;
б) действенная жалость;
в) отстраненная любовь;
г) снисходительное отстранение;
д) нет верного ответа.
10. Тип любви, для которого характерна формула воспитания: «Нельзя винить моего ребенка в том, что он недостаточно умен и физически развит»:
а) действенная любовь;
б) действенная жалость;
в) отстраненная любовь;
г) снисходительное отстранение;
д) нет верного ответа.
11. Тип любви, для которого характерна формула воспитания: «Этот ребенок вызывает у меня неприятные чувства и нежелание иметь с ним дело»:
а) действенная жалость;
б) отстраненная любовь;
в) снисходительное отстранение;
г) отвержение;
д) нет верного ответа.
12. По Д. Боумрид авторитетный стиль родительского воспитания отличается от авторитарного:
а) высоким уровнем общения и эмоционального принятия ребенка;
б) низким уровнем требовательности и контроля над ребенком;
в) высоким уровнем требовательности и контроля над ребенком;
г) низким уровнем общения и эмоционального принятия ребенка.
13. По А.Е. Личко и Э.Г. Эйдемиллер, для такого стиля семейного воспитания, как потворствующая гиперпротекция, характерно:
а) недостаток опеки и контроля над ребенком, ребенок остается без надзора;
б) воспитание ребенка по типу «кумира семьи»;
в) ребенка считают обузой и проявляют общее недовольство им;
г) ребенку насильно приписываю роль «главы семьи».
14. По А. И. Захарову, неврозы у детей чаще всего бывают в семьях где:
а) доминантная мать, не демонстрирующая ребенку безусловную любовь;
б) сильный, доминантный отец, не демонстрирующий ребенку безусловную любовь;
в) требовательные, контролирующие ребенка родители, демонстрирующие эмоциональное принятие;
г) мать, демонстрирующая безусловную любовь и отец, демонстрирующий условную любовь.
15. Наиболее благоприятное воздействие на развитие личности ребенка оказывает
а) хаотический стиль взаимодействия;
б) демократический стиль взаимодействия;
в) либеральный стиль взаимодействия.

 


II. Определите верны или неверны утверждения.

1. Наиболее высока вероятность гармоничного развития интеллекта у последнего ребенка в семье.
2. Если ребенок видит проявление родительской любви к себе исключительно при условии выполнения нормативных требований, это в дальнейшем способствует лучшей его адаптации к культуре.
3. Способности целиком определяются обучением и воспитанием.


III. Установите соответствие.
1. Установите соответствие между типом родительской любви и формулой семейного воспитания (по А.С. Спиваковской).

Тип родительской любви


1. Отвержение
2. Презрение
3. Преследование
4. Отказ


Формула семейного воспитания


А) Я мучаюсь и страдаю от того, что мой ребенок так неразвит, неумен, неприятен другим.
Б) Мой ребенок негодяй, и я докажу ему это!
В) Я не хочу иметь дело с этим негодяем.
Г) Ребенок меня раздражает, не хочу иметь с ним дела.

 


2. Установите соответствие между стилем родительского воспитания и его особенностями.

Стиль


1. Авторитетный
2. Либеральный
3. Индифферентный
4. Авторитарный

 

Особенности родительского воспитания


A) Поддерживают автономию своих детей. Готовы к обсуждению с детьми своих требований и семейных правил.
Б) Слабо контролируют и ограничивают своих детей. Не предъявляют к ним четких требований. Холодны по отношению к детям.
B) Имеют четкую систему представлений об «образе» своего ребенка. Жестко контролируют выполнение своих требований
Г) Предоставляют ребенку неограниченную
свободу. Занимают подчиненную позицию по отношению к ребенку.



3. Установите соответствие между типом родительской позиции и влиянием ее на развитие ребенка (по О. Коннер).

Тип родительской позиции

  1. Приятие и любовь
  2. Явное отвержение
  3. Излишняя требовательность
  4. Чрезмерная опека

Влиянием на развитие ребенка


A) Инфантилизм, особенно в социальных отношениях, неспособность к самостоятельности
Б) Фрустрация, неуверенность в себе
B) Чувство безопасности, нормальное развитие личности
Г) Агрессивность, преступность и эмоциональная недоразвитость личности



4. Установите соответствие между типом власти в семье и его характерной чертой.

Тип власти в семье


1. Власть вознаграждения
2. Власть принуждения
3. Власть эксперта
4. Власть авторитета

Характерные черты


A) Большая компетентность родителей в какой- либо деятельности
Б) Уважение одного из родителей, являющимся
B) Награда ребенка следует за его социально порицаемым
Г) Жесткий контроль за поведением ребенка

 

IV. Заполните пробелы.


1. Дети, которым родители обеспечивают постоянную...и ... контакты, развиваются...
2. По Адлеру, чувство.... , развивающееся у ребенка в результате осознания собственных недостатков, может привести к выработке... ..... , позволяющего успешно противостоять жизненным невзгодам. 
3. Как утверждает психосексуальная теория 3. Фрейда, ..../.... развитие происходит в соответствии со способом удовлетворения через зоны, специфические для
каждого возраста.
4. Такой стиль воспитания, как гиперопека, предполагает излишнюю о ребенке.
5. Стиль воспитания ребенка «эмоциональное отвержение» заключается в предъявлении высоких к ребенку.


3.2. Роли ребенка в семье.

Причины ошибок в семейном воспитании


Задание 1. Определите возможную роль ребенка в следующих ситуациях.
Ситуация 1.
Ребенок растет изнеженным, капризным, эгоцентричным. В общении со сверстниками требует к себе повышенного внимания.
Ситуация 2.
В семье есть ребенок от первого брака; рождается новый — на нем концентрируются все нежные чувства взрослых, а на старшего никто не обращает внимания. Старший ребенок реагирует на это обидой и ревностью. Эти чувства выходят наружу в виде так называемых «реакций протеста» (непослушание, капризы, действия назло).
Ситуация 3.
Родитель продолжает привычно хлопотать вокруг выздоровевшего ребенка (режим, лекарства и т. д.).
Ситуация 4.
Ребенок старается быть хорошим для родителей (выполняет все правила и требования родителей). У ребенка формируются завышенные притязания к самому себе и страх несоответствия своих достижений этим притязаниям.
Ситуация 5.
Ребенка балует бабушка. Родители не довольны поведением ребенка, чувствуют, что его словно «подменили» («а все бабушкино влияние!»). Ребенку очень трудно «разрываться» между несколькими старшими, при этом понимая, что с одним надо вести себя не так, как с другими.
Ситуация 6.
Обычно всех радует воспитанный, послушный, примерный ребенок: с ним и хлопот меньше, и больше оснований для родительской гордости. От ребенка ждут в первую очередь соблюдения приличий; эти ожидания он и подтверждает своим образцовым поведением.
Ситуация 7.
Как бы ребенок ни вел себя, он вызывает общее восхищение домашних, обращаются к нему почти всегда умильным тоном. Любая или почти любая его прихоть немедленно выполняется взрослыми. В такой атмосфере он вырастает изнеженным, капризным, а главное, эгоцентричным, поскольку с малолетства привык ставить свою персону в центр мироздания.
Ситуация 8.
Долго болевший ребенок выздоровел и хотел бы чувствовать себя равным со всеми другими детьми, однако кто-то в семье упорно считает его слабым, болезненным и требует от остального такого же отношения к нему.
Ситуация 9.
Ребенок используется членами семьи для отреагирования негативных эмоций. У такого ребенка первоначально возникает комплекс неполноценности, сочетающийся с чувством ненависти к миру, формируется личность тирана и агрессора.


Задание 2. В чем заключаются ошибки родителей в приведенных ситуациях? Как их можно исправить?

Ситуация 1.
Ребенок одолевает вас вопросами, просьбами, а вы, уставшая, обрываете его: «Дай хоть минутку отдохнуть от тебя!».

Ситуация 2.
В магазине ребенок требует купить игрушку. Мама объясняет, что такая уже есть. Тогда ребенок начинает истерить, кричать и мама сдается.

Ситуация 3.
За Димой в детский сад пришла мама. Он радостно ей: «Мама, а мы сегодня птичку клеили!»
Мама: Почему у тебя вся одежда мокрая?
Дима: Воспитательница сказала, что очень старался.
Мама: Сколько раз тебе говорить - клади штаны и варежки на батарею!
Дима: Я ещё дома попробую такую птичку сделать
Мама: Вот теперь пойдёшь в мокром.
Мальчик замолчал и стал нехотя одеваться.

Ситуация 4.
У ребенка средние способности, но семья задалась целью сделать из него вундеркинда. Каждый день у него расписан по минутам: вечером его водят в прогимназию, на курсы английского языка и т.п., даже во время дневного сна в детском саду малыша ведут на занятия спортивной секции. Дома его заставляют слушать серьезную классическую музыку. Играть дошкольнику просто некогда. На все увещевания педагогов родители отвечают, что желают ребенку только добра.

Ситуация 5.
После собрания родители приходят домой и в ярости требуют объяснений от ребенка. Они говорят о том, что с такими результатами никуда не возьмут после школы. Ученик спокойно отвечает: “Значит, пойду работать”.

Ситуация 6.
Родители подарили деньги своему ребенку с определенной целью. Он их истратил не по назначению, купил то, что ему давно хотелось. Родители были возмущены, а в свой адрес ребенок услышал много гневных слов. В конце концов он хлопнул дверью и ушел из дома.

Ситуация 7.
Мама 15-летней Кати страдает из-за отчужденности с дочерью: «Думала, растет родная душа, близкий мне человек, будет с кем поделиться знаниями, опытом, к кому прислониться. Теперь вижу — вырос и живет со мной чужой человек». Маме очень хотелось посещать с дочерью концерты, вместе прочитывать и обсуждать любимые книги — дочка же предпочитает компанию сомнительных, по мнению мамы, друзей, учится посредственно, читать не любит. Мама росла в семье, где девизом было «надо и должно», а дочка «предпочитает жить иначе — легко, интересно». Сама мама была благодатным, послушным материалом в руках своей властной, деспотичной матери. И вот спустя многие годы, став матерью, попробовала воспроизвести уже известную ей воспитательную схему, но вот беда — дочка сопротивляется, абсолютно не переносит нажима, просто впадает в бешенство. Подвижная, веселая, общительная, она любит готовить, шить, в школе с удовольствием занимается общественной работой, а духовные интересы у нее, по мнению матери, не развиты.


Задание 3. Выполните тест.
I. Выберите правильный ответ.
1. Ориентация ребенка на внешний контроль ведет к:
а) дисциплинированности;
б) боязни ответственности;
в) самостоятельности.
2. Характер эмоциональной связи со стороны родителя
а) принятие ребенка;
б) привязанность;
в) эмоциональное принятие ребенка (родительская любовь);
г) все ответы верны.
3. К способам поощрения ребенка родителями не относится:
а) материальное поощрение (подарки, награды);
б) ограничение активности;
в) похвала;
г) ласка.
4. Трудность приспособления к роли родителя связана:
а) с социокультурными особенностями среды;
б) с отсутствием специальной подготовки родителей;
в) с её видоизменением по мере взросления ребёнка.
5. На протяжении всего периода взросления родители являются для ребенка чрезвычайно значимыми людьми, выступающими для него в разных ипостасях:
а) источник эмоционального тепла и поддержки;
б) директивная инстанция, распорядители жизненных благ, наказаний, поощрений;
в) образец, пример для подражания, воплощение лучших личностных качеств, модель взаимоотношений с другими людьми;
г) источник знаний, жизненного опыта, друзья и советчики в решении сложных жизненных проблем;
д) нет верного ответа;
е) все ответы верны.
6. А. Лоуэн отмечает, что недостаток любви в ранние годы жизни влечет за собой:
а) недоверие к миру;
б) агрессивное поведение;
в) эмоциональное недоразвитие;
г) нет верного ответа;
д) все ответы верны.
7. Для личности, сформировавшейся под воздействием депривации родительской любви, характерно:
а) чувство внутренней пустоты;
б) недоверие к миру;
в) агрессивное поведение;
г) эмоциональное недоразвитие;
д) нет верного ответа;
е) все ответы верны;
8. Для гармоничного развития личности участие в воспитании детей обоих родителей:
а) не важно, достаточно участие одного родителя;
б) не важно;
в) не важно, достаточно участие бабушек или дедушек;
г) нет верного ответа.
9. Ребенок используется членами семьи для отреагирования негативных эмоций - это роль...
а) «золушки»;
б) «козла отпущения»;
в) «мучителя»;
г) «кумира семьи».
10. Ребенок радует родителей своим послушанием, примерным поведением, с ним мало хлопот и больше оснований для родительской гордости - это роль.
а) «золушки»;
б) «козла отпущения»;
в) «мучителя»;
г) «паиньки».
11. Из ребенка откровенно делают прислугу в доме, а все лучшее, включая поощрения, принадлежит в семье другим детям либо взрослым.
а) «золушки»;
б) «козла отпущения»;
в) «мучителя»;
г) «паиньки». 
12. С.С. Степанов выделяет несколько групп родительской мотиваций. Определите, какая потребность не входит в его список.
а) потребность в эмоциональном контакте;
б) потребность достижения;
в) потребность в родительстве;
г) формирование определенных качеств.
II. Вставьте пропущенные слова.
1. Роль чьего-то любимца, навязываемая ребенку, зачастую свидетельствует об остром между взрослыми.
2. За приписыванием ребенку роли чьего-то «сокровища» иногда скрывается и мучительная кого-либо из старших.
3. Не так уж редки случаи, когда ребенок, образцовый дома, к искреннему недоумению своей семьи неожиданно совершает поступки.
4. Часто, навязывая ребенку роль «паиньки» и обязывая его поддерживать
семейный престиж, родители тешат свое
5. Долго болевший ребенок выздоровел и хотел бы чувствовать себя со всеми другими детьми, однако кто-то в семье упорно начинает считать его и
требовать от остальных такого же к нему.
6. За приписыванием ребенка роли «мучителя» может скрываться ситуация мнимого в семье: из плохого поведения ребенка делается своего рода
внутрисемейный фетиш, который эмоционально разобщенных людей.
7. Отрицательно приписываемые роли сильно и психику ребенка.
8. Самой распространенной ситуацией во многих нынешних неблагополучных семьях является неумение, а иногда и родителей строить свои с детьми на основе разумной
9. Эмоционально безразличное отношение родителей характеризуется тем, что с
раннего возраста ребенку предоставляют , которой он еще не умеет пользоваться.
10. Возникновение атмосферы в семье ведет к появлению
поведения подростков.
III. Установите соответствие.
1. Установите соответствие между ролью ребенка в семье и ее характерными чертами

Роль ребенка в семье


1. «Любимчик»
2. «Кумир семьи»
3. «Примиритель»
4. «Бэби», «маленький ребенок»

Характерные черты роли
A) В семье ребенок главный, реализуются все его желания и прихоти.
Б) От ребенка в семье ничего не зависит. Формируются такие качества, как непосредственность, наивность, игривость, психологический инфантилизм.
B) Ребенок заполняет эмоциональный вакуум в супружеских отношениях, забота и любовь к нему чрезмерно преувеличены.
Г) Ребенок вынужден играть роль взрослого, регулировать и устранять супружеские конфликты.

Источник: Данилова Е.А. Психология семьи и семейное консультирование: учеб.-метод. пособие - Ижевск: Удмуртский университет, 2022. - 68 с.

 

Поиск

Яндекс.Метрика
Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.