Отношения родителей и детей
Лекции и практикум по психологии - Психология семейных отношений
Индекс материала
Отношения родителей и детей
Младший школьный и подростковый возраст
Насилие в семье и трудности в обучении
Все страницы

3.1. Травматический потенциал детско-родительских отношений

Ранний и дошкольный возраст. Длительное и раннее нарушение коммуникативной ситуации развития ребенка становится условием возникновения детской психической травмы. Современные исследования рассматривают роль позитивной эмоциональной связи с матерью как основу гармоничных субъект-субъектных отношений. Основополагающим компонентом таких отношений между матерью и ребенком становятся безусловность, базовое доверие и чувство безопасности. Интерактивная модель личностно-ориентированного общения в семье способствует психическому развитию, а социальное поведение родителей, их воспитательные установки влияют на освоение детьми широкой коммуникативной сферы отношений с окружающими.

В общении с ребенком родители могут либо достичь самореализации в процессе воспитания, либо стать «ранеными и опустошенными» [Шутс, 1993, с. 167]. Они играют детерминирующую роль в развитии гармоничных внутрисемейных отношений. В семьях с высоким коммуникативным статусом у детей возникает привязанность защищенного типа [Зауш-Гордон, 2004], способствующая их будущей социализации. Опираясь на собственные эмпирические исследования, Джон Боулби [Боулби, 2003] дополняет представление о коммуникативной ситуации, в которой находится ребенок с момента своего рождения. Он предлагает идею интерактивного взаимодействия (social interaction), которое позволяет приобретать социальный опыт.
Общение в семье представляется в виде определенной «рабочей модели», на основе которой происходит взаимодействие ребенка с разными людьми [Ослон и др., 2001]. Эта модель является интерактивной (Я – Другой) и подразумевает соблюдение определенных, постоянно повторяющихся в различных ситуациях взаимодействия образцов поведения с близкими взрослыми. Нестабильность в отношениях с родителями создает крайне неблагоприятные условия для эмоционального развития ребенка. У таких детей оказывается несформированным чувство базового доверия к миру, в результате чего мир переживается ими как непредсказуемый, опасный и ненадежный. Такому ребенку трудно устанавливать межличностные отношения с людьми, что впоследствии окажет влияние и на создание собственной полноценной семьи [Ослон и др., 2001].
У взрослого человека высвобождение травматических воспоминаний детства происходит зачастую в виде интрузии, которая сопровождается неконтролируемыми переживаниями, флешбэками – разрозненными и обрывочными картинками по типу фрагментов воспоминаний.
Психотравматологи приходят к выводу, что прорабатывать интрузию требуется в режиме высоко экологичного вмешательства, потому что в ином случае пострадавший может длительно задерживать переработку своего травматического опыта. Воспроизведение в памяти каких-то определенных событий из детства нужно не для переживания, а для правильного перепроживания и встраивания их в собственные новые представления, в новый чувственный опыт о том, что с человеком когда-то произошло. Анализ воспоминаний помогает определить центральную травматическую ситуационную тему, что очень важно для результативной помощи (рис. 3.1).

 

интрузионная модель

Рис. 3.1. Интрузия и выявление центральной травматической ситуационной темы

 

На рис. 3.2 в качестве примера приведена конкретная интрузионная модель, составленная для женщины 32 лет, которая страдала психической травмой развития и травмой привязанности. Здесь наглядно показано, что пренебрежение матери, проявленное к ребенку в детстве, приводит далее, во взрослой жизни, к боязни одиночества, непринятию мнения окружающих, трудностям при взаимодействии с людьми.

интрузия

Рис. 3.2. Интрузионная модель

Взаимоотношения ребенка с родителями становятся основой для формирования навыков самоконтроля социального поведения. Взрослые направляют активность детей. Вначале дети учатся ориентироваться в применяемых родителями средствах невербальной коммуникации, стремятся освоить избирательную адресацию экспрессивно-мимических и двигательных реакций (визуальный и тактильный контакты, улыбка). Эмоциональное участие родителей в ситуациях непосредственного общения со своим ребенком развивает у него чувство безопасности. «Он должен быть уверен, что возобновит контакт с матерью по первому своему требованию. При отсутствии этих условий он может стать (или остаться) слишком зависим от матери (mummish) или у него проявятся другие нарушения поведения» [Боулби, 2003, с. 228].
Положительный коммуникативный опыт в дальнейшем влияет на возникновение устойчивых интересов, способствует личностной самореализации ребенка. Получены эмпирические факты, которые свидетельствуют о том, что у детей в процессе общения со сверстниками того же пола могут чаще возникать затруднения, если им свойственна односторонняя связь с родителем другого пола [Захаров, 1993]. «При удачно сложившейся семейной жизни формируются положительные черты характера у ребенка» [Фрейд и др., 1997, с. 210].
Для установления эмоционального контакта особое значение, в частности, будут иметь средства невербального общения, его паралингвистический компонент: характеристики голоса, интонация [Бурменская, 2003]. В качестве основного условия психического развития ребенка выделяется доброжелательное общение, «а не повседневный уход» за ним [Боулби, 2003, с. 354].
Полноценная эмоциональная связь с матерью является одним из наиболее важных условий психического развития. Она представляет собой первый групповой феномен в системе формирующихся межличностных отношений ребенка со взрослыми и сверстниками.
Значимый показатель материнского поведения – частый и длительный физический контакт с ребенком [Ainsworth et al., 1954]. Мать, как самый близкий человек, способна проявлять чувство подлинной эмпатии. Она умеет выбирать время для общения в соответствии с ритмами активности ребенка; обеспечивает «упорядоченность окружающей ребенка обстановки, благодаря которой он может улавливать результаты своих собственных действий» [Боулби, 2003, с. 385].
Одним из наиболее существенных компонентов полноценной связи ребенка с матерью считается степень ее надежности (security). Присутствие самого значимого человека способствует возникновению чувства уверенности при исследовании незнакомой обстановки, снижает ситуативную тревожность при появлении рядом новых, незнакомых людей. Мэри Эйнсворт отмечает, что пассивность ребенка, отрицательные переживания являются следствием нарушения интерактивного общения с матерью [Ainsworth et al., 1954]. Ее временное отсутствие будет вызывать чувство растерянности, одиночества. Действия ребенка становятся хаотичными, он ожидает помощи и поддержки. Длительное ограничение в вербальной и невербальной коммуникации приводит к тому, что при возвращении матери ребенок «не приветствует ее» [Боулби, 2003, с. 377].
В психологии хорошо известны исследования, направленные на создание теории субъектно-субъектных отношений [Ainsworth et al., 1954; Spits, 1957; Zazzo, 1983]. Для нее характерна идея центрированности родителей на развитии ребенка. В этом случае между всеми членами семьи устанавливается постоянное взаимодействие. Матери много разговаривают с детьми, стараются выслушивать их рассуждения о происходящих событиях, используют открытые жесты и позы, инициируют в общении с ними телесный контакт. Отцы в своих воспитательных воздействиях ориентированы на достижение эффекта социальной желательности: ребенок должен демонстрировать нормативное поведение и самостоятельно осваивать коммуникативную сферу отношений с людьми. Родитель в данном случае берет на себя выполнение контролирующей и регулирующей функции в общении.
Различия субъективных установок в воспитании у обоих родителей не мешают возникновению внутри семьи особых коммуникативных условий, способствующих формированию предпосылок для будущей самореализации личности ребенка. В контексте детско-родительских отношений ребенок достигает развития независимости. Он учится выбирать, принимать решения, соглашаться или отказываться от взаимодействия. Родители играют роль помощников и экспертов. По просьбе ребенка они проявляют готовность отвечать на любые вопросы, объяснять поступки людей в различных коммуникативных ситуациях. Одобрение и принятие, помогающее поведение взрослых во многом определяют характер общения детей с окружающими людьми.
На формирование межличностных отношений ребенка с окружающими людьми влияет компетентность в общении родителей, особенно матери. Эмоциональный контакт устанавливается ею на основе безусловного принятия ребенка при отсутствии оценочных действий и актуализации социальных стереотипов. Поддерживая прочные эмоционально-положительные отношения с ребенком, она создает необходимые условия для его будущей самореализации.
Женщины с преобладанием субъектной ориентации в отношениях с ребенком с детства имеют конъюнктивные межличностные отношения со своими родителями. У них сложилась полноценная эмоциональная связь с матерью. В общении с отцом и другими близкими родственниками они стараются проявлять заботу друг о друге. Такие матери в процессе ухода за своим ребенком отдают предпочтение «легкому воспитанию» [Мещерякова, 2000] с сохранением субъект-субъектных отношений. Они отличаются эмоциональным поведением, стремлением к сопереживанию, отзывчивостью на инициативы ребенка, много разговаривают с ним, часто используя ласковые слова, в совместных действиях стремятся поощрять ребенка за различные достижения.
Женщины, которым свойственна объектная ориентация на ребенка, придерживаются строгих правил в его воспитании. В детстве у них самих отмечалось отсутствие устойчивой эмоциональной связи и постоянной коммуникации с матерью, что часто сочеталось с авторитарным отношением к ним отца. Опыт дизъюнктивных отношений с родителями они проецируют на общение с членами своей собственной семьи. Для них характерно игнорирование проявлений детской инициативы. Отличаясь склонностью к запретам и порицаниям, такие матери не стремятся хвалить ребенка за самостоятельность, высказывать свое одобрение.
Следствием субъектного материнского отношения к ребенку являются высокие возрастные показатели развития общения. Эти дети отличаются эмоциональностью в поведении, открытым и доброжелательным отношением к разным людям. В онтогенезе у них раньше начинают формироваться навыки вербальной коммуникации, успешнее развивается интерактивная сторона общения: умение сотрудничать со взрослыми и договариваться о правилах игры со сверстниками. У них выражена привязанность к матери, воспринимаемой ими как равноправный партнер в общении, к которому можно обратиться за советом и поддержкой в трудных ситуациях.
В современных исследованиях социальное поведение матери рассматривается в качестве важного условия коммуникативного развития ребенка [Филиппова, 2001]. Значимыми являются ее личностные качества, необходимые для создания оптимальных условий семейного воспитания, которые выражаются в отношении к ребенку как к субъекту общения, в поощрении его исследовательской активности. «Дети предпочитают взрослых, которые не просто ухаживают за ними, а проявляют направленность на эмоциональное взаимо действие – привлекают внимание, ласково разговаривают, улыбаются, играют» [Боулби, 2003, с. 17]. Материнская любовь характеризуется своей безусловностью, которая возникает уже в пренатальный период. Негативный аспект отцовских чувств связан с тем, что его расположения добьется скорее послушный ребенок. Подлинное материнское отношение не приходится завоевывать никак и ничем: оно либо есть, либо его нет [Самоукина, 2000]. В этом заключается своеобразие коммуникативной ситуации развития ребенка: если мать не проявляет к ребенку свою безусловную любовь, «здоровыми» способами заставляя его развиваться, и он не сможет добиться ее глубокого чувства, то в результате процесс личностного становления может сопровождаться невротическими проявлениями, снижением стрессоустойчивости, инфантилизацией, недостатками самооценки.
Изучение специфики родительских отношений включает в себя анализ двойственности и противоречивости позиции близких – матери и отца – по отношению к ребенку [Смирнова и др., 2000]. С одной стороны, главной характеристикой их межличностного общения является любовь, которая определяет доверие к ребенку, радость и удовольствие от взаимного присутствия, стремление к его безопасности, отношение к нему как формирующейся личности. С другой стороны, родительскому отношению должны быть свойственны требовательность и контроль. Благодаря родителям ребенок познает социальную реальность. Он постепенно становится носителем общественных норм и правил, а его действия оценивают взрослые, которые актуализируют в воспитании свои личные установки, сформировавшиеся в процессе их жизни.
В межличностных отношениях отчетливо проявляется потребность ребенка в признании. Он старается привлечь к себе внимание, своим поведением провоцирует ответные реакции взрослых. Можно интерпретировать это как наличие эгоцентризма [Пиаже, 1997а, 1997б], развитие Я-концепции [Бернс, 1986] или самоутверждение [Захаров, 1993]. В любом случае доминирующим является личностный мотив – самореализация ребенка при поддержке взрослых, понимающих и учитывающих его индивидуальные особенности.
Развитие внутрисемейных отношений происходит в соответствии с коммуникативными установками родителей и приобретает личностный или предметный характер [Смирнова и др., 2000]. Личностное начало родительского отношения к ребенку проявляется в его безусловном принятии. В воспитании детей оно выражается в сочувствии, отсутствии конкретных ожиданий, в безоценочном отношении, желании помогать. Внутриличностные отношения подразумевают наличие феномена безусловного принятия ребенка. Преобладание предметного начала в общении предполагает реализацию системы требований родителей к ребенку, их субъективно оценочную позицию. Стратегия поведения взрослых направлена на совместное воспитание определенных личностных качеств сына или дочери. В этом случае коммуникативная ситуация в семье должна способствовать правильному усвоению социальных ценностей и норм, а опыт общения – создавать условия для развития критичности, которая позволит ребенку понять, что является социально одобряемым или неприемлемым способом налаживания межличностных отношений со взрослыми людьми и сверстниками.
Коммуникативный опыт, полученный в детстве, оказывает влияние на способы взаимодействия с окружающими людьми в процессе социализации. В них проявляются многие особенности внутрисемейных отношений. Все последующие взаимоотношения ребенка в группе детей опосредованы опытом взаимодействия с родителями, выполняющими первостепенную социальную функцию на ранних этапах онтогенеза.
Существует прямая зависимость между благополучием во взаимоотношениях матери и ребенка и более прочным контактом с другими взрослыми людьми [Искольдский, 1985]. Ребенок будет проявлять склонность к подавлению социальных мотивов, если среди членов семьи не встречает одобрения и поддержки. Он может быть окружен как недостаточным, так и чрезмерным вниманием, но межличностные отношения с членами семьи при этом формируются неполноценно. Показателями наличия проблем в коммуникативном развитии являются излишняя пассивность и суетливость, эмоциональная лабильность.
Таким образом, правильная внутрисемейная коммуникация основана на удовлетворении взрослыми формирующихся потребностей ребенка в безопасности и любви [Захаров, 1993]. Она является необходимой фазой в нормальном психическом развитии ребенка, в формировании его личности, для чего требуется постоянное и продолжительное общение с родителями. От родительского отношения к собственному ребенку зависят особенности его социального развития. Коммуникативным эталоном в отношениях с другими людьми становится эмоциональный контакт с матерью.
Концепт «общение» у ребенка связан с активностью и уверенностью в себе, которые возникают благодаря коммуникативным усилиям матери. Большинство детей, привязанных к ней в первые годы жизни, в дальнейшем начинают отличаться от сверстников достаточной самостоятельностью и независимостью в действиях и поступках. Такая форма отношений матери с ребенком проявляется не сразу, а постепенно, в процессе непосредственного взаимодействия друг с другом в семье, где ребенок изучает собственные коммуникативные возможности. Родители создают модель правильных социальных отношений, которая окажется востребованной в процессе социализации ребенка и определит успешность его общения с самыми разными людьми.
По мере взросления связь ребенка с членами семьи существенно ослабевает. Рядом с ним могут появиться другие взрослые, которые будут значить не меньше, чем родители. Эту картину, как правило, дополняет сексуально окрашенное тяготение к сверстнице (или сверстнику). В результате индивидуальные различия, и так весьма значительные, становятся еще заметнее. Одни подростки полностью отделяют себя от близких им людей, другие сохраняют тесную связь с ними и не могут или не хотят адресовать ее другим людям, большинство подростков занимают промежуточное положение между этими крайностями. Они испытывают сильную зависимость от общения с родителями, но социальной доминантой оказывается установление межличностных отношений со сверстниками.
Психологические исследования показали, что взаимоотношения матери и ребенка на начальном этапе играют самую важную роль в дальнейшей его самореализации. Мать выступает инициатором формирования первоначального психологического «проекта», в соответствии с которым налаживается межличностное общение в семье. Осознанно или неосознанно она опирается на свои представления о коммуникации. Таким образом, в процессе каждодневного ухода за ребенком мать «надевает» на него сшитую заранее, еще до его рождения, «психологическую рубашку» [Самоукина, 2000]. Такая передача «проекта» может быть выражена матерью позитивным или негативным способом, создающим социальную атмосферу, в которой живет и развивается ребенок.
Положительное мнение матери о ребенке, которое от него не скрывается, позволяет ребенку приобретать чувство уверенности в себе и впоследствии служит основой для его самоутверждения. Постоянное недовольство и замечания создают психологические предпосылки для возникновения закомплексованности, на фоне которой развивается состояние тревожности, сниженного жизненного тонуса, склонность к депрессиям.
Важным моментом во внутрисемейных отношениях является свобода ребенка, которая предлагается ему матерью. У него постепенно развивается умение быть «самим собой». Ограничения и запреты затрудняют развитие самоконтроля у ребенка. В первые годы жизни у него формируется представление о себе как о человеке, способном или неспособном к самозащите, самореализации.
Серьезные психологические проблемы возникают при неоднозначном и противоречивом поведении матери. В высказываниях, обращенных к ребенку, она может выражать к нему положительное отношение, а в своих действиях и поступках – отрицательное. Такое общение свидетельствует о неустойчивости положительных взаимоотношений между членами семьи и обусловливает значительное замедление личностного развития ребенка.
Могут наблюдаться нарушения в возникновении и развитии внутреннего образа Я, а также в формировании отношения к самому себе. Пытаясь внутренне построить свой позитивный портрет и не получая поддержки со стороны матери как человека, наиболее значимого в этот период жизни, ребенок начинает сомневаться в своих действиях и останавливается, так и не сформировав основу для самореализации. Противоречивые внутрисемейные отношения особенно отражаются на развитии личности ребенка, на формировании его Я-концепции, что обусловливает отсутствие отклика с его стороны на любые внешние воздействия.
У нечувствительных и отвергающих матерей вырастают избегающие общения и неуверенные в себе дети, которые и в последующей жизни не могут обрести чувство уверенности и безопасности [Смирнова, 1999]. У матерей с непоследовательным и непредсказуемым типом реагирования дети испытывают неустойчивое, напряженное отношение к людям. У чувствительных и заботливых матерей вырастают дети, уверенные в себе, с чувством собственной безопасности, благодаря чему они имеют преимущества при реализации своего потенциала. Чувствительным родителям удается развить положительные черты личности. «Уверенные дети» чаще обращаются к родителям за советами и помощью, что в сочетании с безопасной средой оказывает положительное влияние на развитие саморегуляции. Общение с матерью, участие в организуемых ею играх способствует усвоению ребенком различных социальных ролей, улучшает процесс его самоидентификации [Мухамедрахи-мов, 1998]. Одновременно с этим он приобретает навыки эмоциональной регуляции.
Таким образом, возникший в раннем детстве тип взаимодействия матери с ребенком определяет дальнейшее развитие всех его коммуникативных и эмоциональных возможностей.
Джон Боулби соглашается с Леоном Ярроу [Yarrow, 1963], который на основании проведенного исследования установил, что «способность младенца справляться с фрустрацией и стрессом весьма высоко коррелировала со следующими характеристиками материнского поведения: общим показателем частоты и продолжительности физического контакта, получаемого ребенком от матери; степенью адаптированности того положения, в котором мать держала ребенка на руках, к его особенностям и ритмам; эффективностью методов, применяемых ею, чтобы успокоить ребенка; активностью стимуляции и возбуждения ребенка со стороны матери реагировать на общение, выражать свои потребности или продвигаться в своем развитии; степенью соответствия материалов, предоставляемых ребенку, и опыта действия с ними индивидуальным возможностям ребенка; частотой и силой выражения положительных чувств к нему со стороны матери, отца и других людей» [Боулби, 2003, с. 384]. Каждый из этих показателей материнского поведения положительно сочетается со способностью ребенка справляться со стрессом. Все эти характеристики материнского поведения также имеют соотношение с инициативностью общения у различных детей.
Необходимым условием сохранения психического здоровья детей в младенчестве и раннем возрасте является наличие эмоционально теплых, устойчивых и продолжительных отношений с матерью – таких, которые обоим доставляют чувство радости, приносят удовлетворение, в результате чего «между матерью и ребенком устанавливаются активные, дружелюбные отношения и формируется надежная привязанность» [Боулби, 2003, с. 385].
О собственных возможностях ребенок узнает через общение с матерью, тем самым приобретая коммуникативную компетентность [Поляков и др., 2000]. Умение оценить уникальность личности своего ребенка, развивать в нем положительные качества способствует гармонизации его межличностных отношений с другими людьми [Грибанова, 1994].
Таким образом, психологические исследования показывают, что коммуникативная ситуация, складывающаяся в семье, и прежде всего в отношениях с матерью, является предпосылкой самореализации ребенка в общении. Дети не в состоянии полноценно познавать окружающий мир и достигать духовного роста, если их отношения с родителями ненадежны, дезорганизованы, непостоянны, бессердечны или пренебрежительны.
Дети с самого начала вынуждены проникаться мыслями и чувствами взрослых, чтобы удовлетворить свою потребность в их присутствии, защите и ориентирующих указаниях. Невозможность рассчитывать на доступность общения и доброжелательность обусловливает возникновение невротического фона во взаимоотношениях с самыми близкими людьми. Из опыта практической работы психотерапевтов известны случаи поведения озлобленных, покинутых матерей, которые вследствие своего психического расстройства не могли обеспечить ребенку утешительного контакта или подобрать нужные слова, усугубляя своим поведением его нестабильное состояние. Такие матери склонны расстраивать своих детей; пугать их своими страхами (непонятными ребенку); насмехаться, обращаться с ними как с мнимыми взрослыми; хотят утвердиться за их счет; сексуально завораживают шепотом; не обращают на детей внимания после разлуки и систематически проявляют другие многочисленные признаки пренебрежения.
Такое поведение матерей постепенно порождает страх, длительное напряжение и смятение. В результате этого нарушаются субъект-субъектные отношения. Такой опыт имеет травмирующий характер и влияет на все последующее развитие ребенка [Fogt, 2007, 2012]. Создается парадоксальная ситуация: ребенок лишен необходимого внимания тех людей, которые плохо к нему относятся. Так возникает «тема сближения и бегства», которая оказывает длительное травмирующее влияние и определяет жизнь настолько, что передается следующему поколению при общении со своими детьми.
Таким образом, негативный опыт межличностных отношений в раннем и дошкольном возрасте содержит травматический потенциал для последующего психического развития детей. С естественными и природными катастрофами справиться значительно легче, чем с потрясениями, вызванными разрушением доверия к самым дорогим людям. Решающее и длительное негативное влияние на эмоциональное и физическое развитие ребенка оказывают все виды насилия, включая сексуальное, пренебрежение заботой о ребенке, чрезмерная власть родителей и продолжительная разлука. Нельзя недооценивать и тяжелые (или частые) собственные или семейные заболевания, смерть духовно близкого человека. Психотерапевты могут обнаруживать в анамнезе весьма жестокое отношение к ребенку. При этом часто случается, что сам ребенок не может больше получить эмоционального доступа к своей истории или вообразить себе крайнюю важность предоставленных им сведений.
Специалисты проявляют особую терапевтическую бдительность в отношении сведений, потенциально несущих информацию о травме. Иногда вопрос заключается в том, насколько ищущий на данный момент помощи человек способен когда-нибудь вести достойную личную жизнь и стать полноценным субъектом общественных отношений [Файн и др., 2003]. Психические травмы могут не только сопровождать ребенка, проявляясь в психопатологических реакциях на протяжении всей его жизни, но и существенно способствовать преступности, милитаризму, терроризму и варварским идеологиям воспитания, которые ведут к тому, что травмы передаются от поколения к поколению. Например, некомпетентность матерей в отношении своего взаимодействия с ребенком и травмоопасная модель их поведения часто вполне объяснимы наличием их собственных психотравм.
Перед психотерапевтами стоит задача применить уже сформулированный М.Д. Эйнсвортом и соавторами [Ainsworth et al., 1954] концепт материнской чуткости при оказании помощи в преодолении социально-психологических последствий психотравм. В этом смысле создание надежной, поддерживающей связи становится центральным направлением терапевтического вмешательства, создающего условия для гибкого и индивидуального развития ребенка.

 



 

Поиск

Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.