На главную Лекции и практикум по психологии Психология семейных отношений Семейное воспитание и семейная педагогика - Основы семейной педагогики
Семейное воспитание и семейная педагогика - Основы семейной педагогики
Лекции и практикум по психологии - Психология семейных отношений
Индекс материала
Семейное воспитание и семейная педагогика
Основы семейной педагогики
Все страницы

 

2. Основы семейной педагогики

В научной литературе синонимами понятия «психологический климат семьи» являются «психологическая атмосфера семьи», «эмоциональный климат семьи», «социально-психологический климат семьи». Следует отметить, что строгого определения этих понятий нет. Например, О. А. Добрынина под социально-психологическим климатом семьи понимает ее обобщенную, интегративную характеристику, которая отражает степень удовлетворенности супругов основными аспектами жизнедеятельности семьи, общим тоном и стилем общения.
Психологический климат в семье определяет устойчивость внутрисемейных отношений, оказывает решительное влияние на развитие как детей, так и взрослых. Он не является чем-то неизменным, данным раз и навсегда. Его создают члены семьи, и от их усилий зависит, каким он будет, благоприятным или неблагоприятным, и как долго продлится брак. Так, для благоприятного психологического климата характерны следующие признаки: сплоченность, возможность всестороннего развития личности каждого ее члена, высокая доброжелательная требовательность членов семьи друг к другу, чувство защищенности и эмоциональной удовлетворенности, гордость за принадлежность к своей семье, ответственность. В семье с благоприятным психологическим климатом каждый ее член относится к остальным с любовью, уважением и доверием, к родителям — еще и с почитанием, к более слабому — с готовностью помочь в любую минуту. Важными показателями благоприятного психологического климата семьи являются стремление ее членов проводить свободное время в домашнем кругу, беседовать на интересующие всех темы, вместе выполнять домашнюю работу, подчеркивать достоинства и добрые дела каждого. Такой климат способствует гармонии, снижению остроты возникающих конфликтов, снятию стрессовых состояний, повышению оценки собственной социальной значимости и реализации личностного потенциала каждого члена семьи. Исходной основой благоприятного климата семьи являются супружеские отношения. Совместная жизнь требует от супругов готовности к компромиссу, умения считаться с потребностями партнера, уступать друг другу, развивать в себе такие качества, как взаимное уважение, доверие, взаимопонимание.
Когда члены семьи испытывают тревожность, эмоциональный дискомфорт, отчуждение, в этом случае говорят о неблагоприятном психологическом климате в семье. Все это препятствует выполнению семьей одной из главных своих функций — психотерапевтической, снятия стресса и усталости, а также ведет к депрессиям, ссорам, психической напряженности, дефициту в положительных эмоциях. Если члены семьи не стремятся изменить такое положение к лучшему, то само существование семьи становится проблематичным.
Важным фактором, влияющим на психологический климат семьи, является ее состав, так, в неполных семьях с детьми чаще всего формируется неблагоприятный психологический климат.
Психологический климат можно определить как характерный для той или иной семьи более или менее устойчивый эмоциональный настрой, который является следствием семейной коммуникации, то есть возникает в результате совокупности настроения членов семьи, их душевных переживаний и волнений, отношения друг к другу, к другим людям, к работе, к окружающим событиям. Стоит отметить, что эмоциональная атмосфера семьи является важным фактором эффективности функций жизнедеятельности семьи, состояния ее здоровья в целом, она обуславливает стабильность брака.
Многие западные исследователи считают, что в современном обществе семья утрачивает свои традиционные функции, становясь институтом эмоционального контакта, своеобразным «психологическим убежищем». Отечественные ученые также подчеркивают возрастание роли эмоциональных факторов в функционировании семьи.
Психологическое здоровье — это состояние душевного психологического благополучия семьи, обеспечивающее адекватную их жизненным условиям регуляцию поведения и деятельности всех членов семьи. К основным критериям психологического здоровья семьи В. С. Торохтий относит сходство семейных ценностей, функционально-ролевую согласованность, социально-ролевую адекватность в семье, эмоциональную удовлетворенность, адаптивность в микро- социальных отношениях, устремленность на семейное долголетие. Эти критерии психологического здоровья семьи создают общий психологический портрет современной семьи и, прежде всего, характеризуют степень ее благополучия.
Влияние внутрисемейных отношений на психическое развитие личности
Факторы внутрисемейных отношений
Семейная сплоченность и эмоциональный климат семьи должны всегда поддерживаться.
Несправедливая критика, агрессия негативно влияют на формирование личности.
Завышенные требования также могут подтолкнуть к проявлению психических нарушений.
Влияние стрессоров. Стрессоры — это факторы, влияющие негативно на психическое становление личности в то время, когда проходят критические периоды, во время которых нарушается психическое равновесие (развод родителей, болезнь или смерть близкого, новая беременность матери, личные проблемы при вступлении в подростковый возраст, смена коллектива или школы).
Гиперопека и гипоопека — чрезмерная опека или недостаток внимания и заботы.
Огромное влияние на внутрисемейные отношения оказывают семейные традиции. Семейные традиции — это обычные принятые в семье нормы, манеры поведения, обычаи и взгляды, которые передаются из поколения в поколение. Семейные традиции и ритуалы являются, с одной стороны, одним из важных признаков здоровой (по определению
В. Сатир) или функциональной (по определению Э. Г. Эйдемиллера и других исследователей) семьи, а, с другой стороны, наличие семейных традиций является одним из важнейших механизмов передачи следующим поколениям семьи законов внутрисемейного взаимодействия: распределения ролей во всех сферах семейной жизни, правил внутрисемейного общения, в том числе способов разрешения конфликтов и преодоления возникающих проблем. Семейные традиции и обряды основываются на общественных, религиозных и исторических традициях и обрядах, но творчески преобразуются и дополняются собственными, поэтому они уникальны для каждой семьи.
В. Сатир здоровыми считала семьи, в которых:
— каждый член воспринимается как равный другим;
— доверие, честность и открытость являются существенными;
— внутрисемейное общение является конгруэнтным;
— члены поддерживают друг друга;
— каждый член несёт свою часть ответственности за семью в целом;
— отдыхают, получают удовольствие и радуются члены вместе;
— существенное место занимают традиции и ритуалы;
— члены принимают особенности и уникальность каждого из них;
— уважается право на приватность (на наличие личного пространства, на неприкосновенность частной жизни);
— чувства каждого члена принимаются и прорабатываются.
В свою очередь, дисфункциональная семья характеризуется:
— отрицанием проблем и поддержанием иллюзий;
— отсутствием интимности;
— жесткостью и косностью правил и ролей;
— конфликтными взаимоотношениями, в том числе скрытыми;
— проблемами с личными границами членов семьи: они либо смешаны, либо жестко разделены;
— поддержанием видимости благополучия;
— полярностью суждений: «Все лжецы, мы — честные»;
— абсолютизирование контроля главы семьи.
Семейные традиции сближают всех родных, делает семью семьей, а не просто сообществом родственников по крови. Домашние обычаи и ритуалы могут стать своеобразной прививкой против отдаления детей от родителей, их взаимного непонимания.
Семейные взаимоотношения — это субъективно переживаемые взаимосвязи между членами семьи, объективно проявляющиеся в характере и способах взаимных влияний на личностном уровне в ходе совместной деятельности и общения.
Виды семейных взаимоотношений:
— социально-биологические отношения — охватывают сферу половозрастной структуры и численности семьи, рождаемости, наследственности, родственные отношения между членами семьи;
— хозяйственно-экономические отношения — образуют материальную основу быта семьи, бюджет, обязанности семьи: «базисные» — юридические, нравственные, психологические, педагогические.
Типы семьи с точки зрения семейных взаимоотношений:
— благополучные семьи — успешно справляются со своими функциями, быстро адаптируются к потребностям своего ребенка и успешно решают задачи его воспитания. Слагаемые семейного счастья, по мнению социологов: взаимопонимание между супругами, отдельная квартира, материальное благополучие, дети, уверенность в прочности брака, интересный досуг в семье, интересная работа, хорошее образование, достойное положение на работе, хорошие друзья, самостоятельность супругов;
— семьи группы риска характеризуются наличием некоторого отклонения от норм, не позволяющего определить их как благополучные, например, малообеспеченные;
— неблагополучные семьи — низкий социальный статус в какой- либо из сфер жизнедеятельности или в нескольких одновременно, не справляются с возложенными на них функциями;
— асоциальные семьи — это семьи, в которых взаимодействие протекает наиболее сложно и состояние которых нуждается в коренных изменениях.
От характера связей и общения между членами семьи, прежде всего родителями, зависят типы семейных взаимоотношений:
— диктат — доминирующая позиция одного из родителей, проявляющаяся в жестких требованиях, правилах и иных мерах воздействия на других членов семьи;
— опека — чрезмерное внимание, уделяемое ребенку, отгораживание от трудностей;
— мирное сосуществование — позиция образованных родителей, придерживающихся принципа, согласно которому дети должны расти самостоятельными, независимыми, свободными;
— сотрудничество — взаимодействие родителей и детей на личностном уровне.
Факторы влияния на характер воспитания детей в семье:
— субкультурные факторы: состав семьи (полная, неполная), кровно-родственный фактор (родительская или приемная), жизненные условия, в том числе материальные, для развития и воспитания детей, морально-психологический климат семьи;
— факторы, обусловленные воспитательными возможностями родителей: собственный опыт семейного воспитания, педагогическая культура родителей, готовность и способность родителей к воспитанию детей, уровень образования и личная культура членов семьи как пример для детей, авторитетность родителей как основа воспитания, рациональность во взаимоотношениях с ребенком, отношение родителей к воспитанию ребенка;
— факторы, обусловленные непосредственной воспитательной деятельностью родителей: уход за ребенком, его педагогическая целесообразность в укреплении здоровья, умственном и нравственном развитии, преобладающий тип семейного воспитания, умение создавать условия для стимулирования направленного развития и воспитания ребенка, создание наиболее целесообразных условий взаимодействия ребенка со сверстниками и другими людьми, динамизм воспитания с учетом индивидуальности ребенка, приобщение к труду, умение наблюдать и видеть динамику развития, типичные ошибки семейного воспитания;
— «детский» фактор: своеобразие ребенка (единственный, поздний, проблемный), особенности рождения детей в семье.
Правовые основы семейного воспитания
Семейный кодекс Российской Федерации (Федеральный закон от 22 декабря 1995 г. № 223-Ф3);
Федеральный закон от 24 июля 1998 г. № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ», в котором государство подтверждает свою поддержку семье, где должно быть обеспечено полноценное воспитание детей, чтобы подготовить их к жизни в обществе;
Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (Федеральный закон от 30 декабря 2001 г. № 195-ФЗ);
Уголовный кодекс Российской Федерации (Федеральный закон от 13 июня 1996 г. № 63-Ф3).
Типичные варианты отношений.
Причины конфликтов и их профилактика
Вариант А. Родители и дети испытывают устойчивую потребность во взаимном общении. Общая нравственная атмосфера семьи: порядочность, откровенность, взаимное доверие, равенство во взаимоотношениях. Умение родителей чутко понять мир ребенка, его возрастные запросы. Ребенок каждого возраста нуждается в особом понимании и особой помощи. Дошкольник — в терпеливых ответах на вопросы. Младший школьник — в понимании школьных установок. Подросток в самоутверждении. Старшеклассник в жизненном самоопределении. Но каждый возрастной этап открывает и свои возможности участия детей в жизни семьи, их соучастия в заботах родителей. Особенно ценят дети самых разных возрастов чувства взаимопонимания, сотоварищества с родителями.
Вариант Б. Потребностью это назвать нельзя, но родители вникают в заботы и интересы детей. Это менее полная степень контактов. Внешние отношения благополучны, но некоторые, сокровенные связи нарушены. Наметилась едва ощутимая «трещинка» в душевных связях между родителями и детьми. Причины могут быть:
— некоторые расхождения между характером требований и личным поведением (а вы сами всегда так поступаете?). Немного тревожно уже то, что появился повод — сомнения для такого вопроса;
— недостаточные чуткость, душевная тонкость, такт родителей в конкретных ситуациях, недооценка потребности ребенка быть личностью;
— подчас родители не «поспевают» за динамизмом развития детей (потому что родителям хочется, что бы мы оставались детьми).
Подобные пока еще заметные признаки возникающей дистанции уже дают повод родителям для серьезных профилактических размышлений.
Вариант В. Скорее родители стараются вникнуть в интересы и заботы детей, чем дети делятся с ними. Родители стремятся вникнуть в жизнь детей из самых искренних чувств любви и внимания. Дети это понимают, но не принимают. Суть в том, что высокие помыслы родителей в этом случае зачастую разбиваются о низкую педагогическую культуру осуществления. Интерес родителей к внутреннему миру детей не всегда сопровождается умением войти в этот мир без нажима, навязывания своих взглядов, без нервозности и предубеждений.
Вариант Г. Скорее дети испытывают желание делиться с родителями, чем родители вникнуть в интересы и заботы детей. Такой вариант отношений возникает при чрезмерной занятости родителей собой, работой, увлечениями, своими отношениями и размолвками. Нередко это выражается в недостаточном выполнении родительского долга, пассивности родителей в общении с детьми, что порождает у них чувства обиды, одиночества. Все же естественная привязанность, любовь к родителям остаются, и дети испытывают желание делиться успехами и огорчениями, зная, что родители в душе остаются их искренними доброжелателями.
Вариант Д. Поведение, жизненные стремления детей вызывают в семье конфликты, и при этом скорее правы родители. Такого рода ситуации обычно связаны с возрастными особенностями детей: когда те еще не могут оценить опыта родителей, их усилий на благо семьи. Справедливые огорчения родителей вызывают односторонние, временные, не основанные на реальных способностях увлечения детей во вред учебе, основным занятиям, а в некоторых случаях — с аморальными поступками. У специалистов-психологов есть такой термин — «самонаправленная жестокость». Проявление жестокости по отношению к самому себе — это алкоголизм, наркомания, токсикомания и другие опасные отклонения в поведении. Вполне естественно, что родители бывают крайне обеспокоены всем, что может нанести жестокий физический или моральный вред. Исходя из своих взглядов, жизненного опыта, они стараются объяснить возможные последствия такого поведения. Но нередко наталкиваются на непонимание, недоверие, сопротивление воспитательным воздействиям. Важно, чтобы родители всегда стремились глубоко разобраться в мотивах, стремлениях детей, проявляли достаточное уважение к их доводам и аргументам. Ведь дети, будучи неправыми, могут быть искренне убеждены, что правы именно они, что родители не хотят или не способны их понять. При всей правоте родителям полезно знать, что исследователи зафиксировали чреватые конфликтами психологические барьеры общения: недостаточное знание общающимися друг друга; неприемлемые навыки общения, взаимного восприятия; различие характеров, противоборствующих желаний; отрицательные эмоции.
Вариант Ж. Скорее правы дети. В этом случае родители, как правило, занимают конфликтную позицию из лучших побуждений, из искреннего желания добра детям. Конфликтные ситуации могут вызываться личными недостатками родителей, которые не имеют или не считают нужными подавлять их в себе, в своих отношениях друг к другу и к детям. Это проявляется в нервозности, вспыльчивости, нетерпимости к иному мнению. Острые ситуации вызываются также педагогической бестактностью родителей, которая усугубляется отсутствием общей культуры. Острые конфликты могут возникнуть из-за эмоциональной глухоты родителей. Дети всех возрастов особенно ранимы в минуты тонких эмоциональных переживаний, душевного подъема, возвышенных устремлений, непонятых взрослыми.
Конфликты, в которых правы дети, чреваты особыми последствиями — многолетней детской обидой, способной бросать тень на отношения детей и родителей, вызывать их разобщенность.
Вариант 3. Конфликты возникают по причинам обоюдной неправоты. Накопившееся обиды раннего детства и младшего подросткового периода переходят из стадии глухой обороны сначала в эпизодические контрнаступления, а затем, если родители не понимают суть происходящего, не изменяют тактики своего отношения к детям, в наступлении по всему «фронту» отношений. Военная терминология тут уместна: это «холодная война» повседневных нервозных стычек.
Вариант И. Кого ты больше любишь? О различных взаимоотношениях с отцом и матерью в зависимости от сложившегося характера общения. Как свидетельствуют факты, в немалом числе семей у родителей нет необходимости единства действий в воспитании детей. Это касается самых различных сторон отношений с детьми: интереса к их жизни; содержания и требований тона их выражения; содержания общения и его тона; выражения чувств; характера поощрений и наказаний. Неправда, что все родители одинаково, поровну любят своих детей. И с детьми отношения могут складываться по-разному.
Вариант К. Полное взаимное отчуждение и враждебность. Причины этого:
— педагогическая несостоятельность родителей;
— жестокие, варварские методы воспитания, в результате которых дети начинают бояться, ненавидеть родителей и любыми путями спасаться от них;
— сотворение в семье кумира — обычно единственного ребенка.


Рациональные условия отношений родителей и детей
1. Разумная организация семьи. Общие перспективы, совместная деятельность, определенные трудовые обязанности, традиции взаимопомощи, совместных решений, общих интересов и увлечений служат благоприятной почвой для произрастания и развития ростков внутренних взаимосвязей родителей и детей. Учет возрастных особенностей детей требует постепенного изменения воспитательных влияний на различных ступенях становления личности.
2. Педагогический такт. Учет жизненного опыта воспитанников, их эмоционального состояния, тонкий и неторопливый анализ мотивов поступков, чуткое, мягкое прикосновения к внутреннему миру человека.
3. Общие увлечения, привлечение детей к собственным занятиям и увлечениям. В каждой семье может сложиться многообразная система установления и укрепления тесных связей родителей и детей: от родителей к детям, от детей к родителям.
В настоящее время проблемы семьи изучают многие науки: право, этика, демография, этнография, психология.
Каждая из этих наук в соответствии со своим предметом выявляет те или иные стороны ее функционирования или развития. Педагогика рассматривает воспитательную функцию семьи современного общества с точки зрения целей и средств, прав и обязанностей родителей, взаимодействия родителей в процессе воспитания детей со школой и другими детскими учреждениями, выявляет резервы и издержки семейного воспитания и пути их компенсации.
Актуальной задачей продолжают оставаться индивидуальный дифференцированный подход к семьям разного типа, забота о том, чтобы не упустить из поля зрения детей, которые переживают трудности в связи с теми или иными семейными проблемами. Здесь может помочь опыт семей, в которых родители сумели справиться с аналогичными трудностями.
Имеется много и других сложных проблем в вопросах семьи и семейного воспитания. Драматичны ситуации, связанные с алкоголизмом родителей, наркоманией. Пока не уменьшается количество детей, от которых при их рождении отказались матери, возрастает количество матерей и отцов, лишенных родительских прав. Становится острейшей проблемой получившее распространение в некоторых семьях стремление к накопительству нечестным путем, пренебрежение к производительному труду, безмерные заботы о материальных благах для своей семьи в ущерб воспитанию детей. В условиях реформирования всех сфер российской жизни, в том числе и системы образования, эти и подобные им проблемы все более обостряются. В подобной ситуации важно не только улучшить законодательную базу, регулирующую все стороны общественных отношений, но и обратить внимание на ответственность и повышение педагогической культуры родителей, которую сегодня педагоги и социологи оценивают как недостаточную.
Повышению педагогической культуры родителей служит семейная педагогика, которая является важнейшим разделом педагогической науки. Она способствует осознанному представлению родителей о конечном результате своих воспитательных усилий, разработке программы семейного воспитания, методов и организационных форм воспитательного процесса, принятию педагогически правильной позиции в сложных ситуациях.


Условия формирования и развития гармоничной семьи
Атмосфера любви и взаимного уважения. Человек, лишенный подобной атмосферы, не способен уважать своих близких, сограждан, Родину, делать людям добро. При этом слепая неразумная материнская любовь делает человека безнравственным потребителем или честолюбивым карьеристом.
Наличие такого высоконравственного воспитателя, который учит ребенка размышлять, быть правдивым, стремиться к тому, чтобы слово не расходилось с делом. Самое лучшее, если эту роль выполняет мать, но это может быть и неродной воспитатель, на попечении которого должно быть не более 6—7 детей. (Современные психологи установили, что именно с таким количеством детей воспитатель может одновременно поддерживать эмоциональный контакт.)
Регулярный радостный общественно-полезный труд в присутствии ребенка. Постоянно наблюдая за работой взрослых, ребенок начинает имитировать ее в игре, а затем и сам включается в процесс труда сначала как помощник, а затем как самостоятельный исполнитель.
Исключение так называемых прибавочных раздражителей из жизни ребенка: роскоши, нищеты, чрезмерных лакомств, беспорядочной еды, табака, алкоголя, азартных игр и пр. У ребенка, привыкшего испытывать удовольствие от воздействия на его мозг «прибавочных раздражителей», не вырабатывается способность к целенаправленной деятельности, а это означает, что еще одна творческая личность похоронена, не успев даже родиться.
Гармоническое развитие всех способностей ребенка. Слушание сказок, музыки, песен должно сменяться физическими упражнениями, подвижными играми, работой в саду, игры со сборными игрушками — чтением стихов, игра в шахматы — рисованием, лепкой. Это объясняется тем, что никто не знает, в какой области человеческой деятельности может проявиться особый талант, данный природой только этому ребенку. Значит, он должен соприкасаться с максимумом занятий, чтобы со временем определить свое призвание. Следует помнить, что «медвежью услугу» оказывают ребенку те родители, которые по своему произволу заранее программируют его жизненный путь.
Соблюдение принципа постепенности и последовательности. Воспитатель должен постоянно следить за тем, чтобы ребенок брался только за те дела, которые в данное время для него посильны, иначе он потеряет интерес к занятиям, появится лень. По мере роста и развития ребенка занятия должны становиться все более трудными и сложными.
Ограждение ребенка от контактов с безнравственными людьми. Важнейшим методом овладения ребенком знаниями и опытом является имитация. Инстинкт имитации заставляет ребенка пытаться воспроизвести все действия и поступки окружающих его людей. Воспроизвел — значит освоил. Примерно в семь лет ребенок вырабатывает свои собственные «нравственные основания» и может оценивать поведение и поступки окружающих людей. Именно поэтому взрослые, которые любят ребенка и желают ему добра, должны строго контролировать каждый свой шаг, чтобы не послужить ему примером безнравственного поведения.
Кроме названных на формирование гармоничной семьи влияет и много других факторов.
Один из самых важных моментов в жизни ребенка — поступление в школу, это чрезвычайно сложный и ответственный перелом в жизни растущего человека. Меняется ритм жизни, окружающая среда, метод изучения мира. Период начальной школы знаменует завершение формирования нравственного типа ребенка. Именно в этот период решается задача быть или не быть творческой личности.
Вопрос о взаимосвязи семьи и школы, взаимоотношениях родителей и педагогов является одним из самых важных в жизни общества, и он не может быть исключен из поля зрения педагогической науки. Долгое время в отечественной педагогике бытовало мнение, согласно которому считалось, что семья — это воспитывающая ячейка общества, а школа — обучающая. Первая закладывает фундамент духовного мира личности, а вторая формирует знания, умения и навыки. В тех случаях, когда подростки совершают правонарушения, нередко возникают дискуссии на тему «Кто больше виноват — семья или школа». При этом иногда утверждается, что, говоря о ведущей роли школы в воспитании детей, мы тем самым якобы принижаем роль семейного воспитания. И наоборот, если указывается на ответственность семьи, то подчас следует возражение: нельзя снимать со школы ответственность за формирование духовного мира учащихся и за их поведение.
В самом общем виде ответ на вопрос о взаимоотношениях семьи и школы состоит в признании необходимости взаимосвязи, взаимопреемственности, взаимоподкрепления и взаимодополнения их воспитательной деятельности. И то и другое — это два основных и равноправных субъекта социального воспитания в период детства и отрочества. Не разграничение функций, не снижение ответственности семьи, а углубление воспитательного процесса за счет включения в него педагогического коллектива — вот единственно правильный путь повышения качества образования и воспитания. Только при этом условии можно обеспечить трудовое обучение и профессиональную ориентацию учащихся, выработку у молодежи высоких нравственных качеств. Родительская общественность должна чувствовать себя не «бедным родственником» педагогического коллектива, а его соратником при разработке и реализации конкретных воспитательных целей и средств, программ педагогических действий с учетом контингента данного учебного заведения и его семейно- бытового окружения. В этом качестве родители проявляют себя:
— в ресурсном обеспечении нормальной деятельности школы (используя свои личные возможности);
— в учебном процессе (например, помогая вести уроки этики, эстетики, основ права);
— в воспитательной работе (осуществляя согласованное со школой воздействие на формирование жизненных планов учащихся, их потребностей и интересов.


Контрольные вопросы
1. Какие проблемы семьи вы можете выделить на современном этапе развития российского общества?
2. Охарактеризуйте типы семьи и особенности их функционирования в современных условиях.
3. Какие особенности системы воспитания детей в семье вы можете выделить?
4. Что вы понимаете под понятием семьи и брака? Чем эти понятия отличаются друг от друга?
5. Как осуществляется государственная поддержка семьи?



 

Поиск

Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.