План 1. Семья и брак: понятие, виды, особенности. 2. Основы семейной педагогики.
1. Семья и брак: понятие, виды особенности
Семья — один из основных инструментов, обеспечивающих взаимодействие личности и общества, интеграцию и определение приоритетности их интересов и потребностей. Она дает человеку представление о жизненных целях и ценностях, о том, что нужно знать и как следует себя вести. В семье гражданин получает первые практические навыки применения этих представлений во взаимоотношении с другими людьми, соотносит свое «я» с «я» других людей, усваивает нормы, которые регулируют поведение в различных ситуациях повседневного общения. Объяснения и наставления родителей, их пример, семейная атмосфера вырабатывают привычки поведения и критерии оценки добра и зла, достойного и недостойного, справедливого и несправедливого.
Семейное воспитание — лишь часть воспитания, но весьма существенная и уникальная. Уникальность ее, во-первых, состоит в том, что то, что закладывается в основу, осуществляется непрерывно и одновременно охватывает все стороны формирующейся личности, строится на основе устойчивых контактов и эмоциональных отношений членов семьи между собой. Причем речь идет не только о естественных чувствах любви и доверия, но и об ощущении своей безопасности, защищенности, возможности делиться переживаниями, получать помощь. Семья — основная среда обитания и жизнедеятельности человека. В процессе семейного общения передаются жизненный опыт старших поколений, уровень культуры, образцы поведения. Среди различных социальных факторов, влияющих на становление личности, одним из важнейших является семья. Традиционно семья — главный институт воспитания. То, что человек приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни. Важность семьи обусловлена тем, что в ней человек находится в течение значительной части своей жизни, в ней закладываются основы личности. В семье формируется личность не только ребенка, но и его родителей. Воспитание детей обогащает личность взрослого человека, его социальный опыт. Чаще всего это происходит бессознательно, но в последнее время стали встречаться молодые родители, сознательно воспитывающие также и себя. К сожалению, эта позиция не стала популярной, несмотря на то, что она заслуживает самого пристального внимания. В жизни каждого человека родители играют большую и ответственную роль. Они дают ребенку новые образцы поведения, с их помощью он познает окружающий мир, им подражает во всех своих действиях. Эта тенденция все более усиливается благодаря позитивным эмоциональным связям ребенка с родителями и его стремлением быть похожим на мать и отца. Когда родители осознают эту закономерность и понимают, что от них во многом зависит формирование личности ребенка, то они ведут себя так, что все их поступки и поведение в целом способствуют формированию у ребенка тех качеств и такого понимания человеческих ценностей, которые они хотят ему передать. Такой процесс воспитания можно считать вполне сознательным, так как постоянный контроль за своим поведением, за отношением к другим людям, внимание к организации семейной жизни позволяют воспитывать детей в наиболее благоприятных условиях, способствующих их всестороннему и гармоничному развитию. Семья влияет на личность взрослых не только в связи с воспитанием детей. Большую роль играют взаимоотношения между представителями разных поколений, а также в пределах одного и того же поколения (супругами, братьями, сестрами, дедушками, бабушками). Семья как малая социальная группа оказывает влияние на своих членов. Одновременно каждый из них своими личными качествами, своим поведением воздействует на жизнь. Отдельные члены этой малой группы могут способствовать формированию духовных ценностей ее членов, влиять на цели и жизненные установки всей семьи. Все этапы развития требуют от человека адаптации к новым социальным условиям, помогающим индивиду обогащаться новым опытом, становиться социально более зрелым. Многие этапы развития семьи можно предвидеть и даже подготовиться к ним. Однако в жизни бывают такие ситуации, которые не поддаются предвидению, возникают мгновенно, как бы стихийно, например, тяжелая болезнь кого-то из членов семьи, рождение больного ребенка, смерть близкого человека, неприятности на работе и т. п. Подобные явления также требуют от членов семьи адаптации, им приходится изыскивать новые методы взаимоотношений. Преодоление кризисной ситуации чаще всего усиливает сплоченность людей. Однако бывает, что такая ситуация становится поворотным пунктом в жизни семьи, приводит к ее распаду, дезорганизует ее жизнь. В малой группе, где царят дружеские взаимоотношения, коллектив оказывает весьма сильное влияние на индивида. Это особенно проявляется в формировании духовных ценностей, норм и образцов поведения, стиля взаимоотношений между людьми. Благодаря своим особенностям, семья как малая группа создает своим членам такие условия для эмоциональных потребностей, которые, помогая человеку ощущать свою принадлежность к обществу, усиливают чувство его безопасности и покоя, вызывают желание оказывать помощь и поддержку другим людям. Семья имеет свою структуру, определенную социальными ролями ее членов: мужа и жены, отца и матери, сына и дочери, сестры и брата, дедушки и бабушки. На основе этих ролей складываются межличностные отношения в семье. Степень участия человека в жизни семьи может быть самой разнообразной, и в зависимости от этого семья может оказывать на человека большее или меньшее влияние. Семья играет колоссальную роль в жизни и деятельности общества. Функции семьи можно рассматривать как с позиции реализации целей общества, так и с позиции выполнения своих обязанностей по отношению к обществу. Семья как микроструктура удовлетворяет важные социальные потребности и выполняет важные социальные функции. Семья — социальный институт, базовая ячейка общества, характеризующаяся, в частности, следующими признаками: — союзом мужчины и женщины; — добровольностью вступления в брак; — общностью быта; — стремлением к рождению, социализации и воспитанию детей. Семья принадлежит к важнейшим общественным ценностям. Согласно некоторым научным теориям, именно форма семьи могла на протяжении многих веков определять общее направление эволюции макросоциальных систем. Каждый член общества, помимо социального статуса, этнической принадлежности, имущественного и материального положения, с момента рождения и до конца жизни обладает такой характеристикой, как семейно-брачное состояние. На стадиях жизненного цикла человека последовательно меняются его функции и статус в семье. Для взрослого человека семья является источником удовлетворения ряда его потребностей и малым коллективом, предъявляющим ему разнообразные и достаточно сложные требования. Для ребенка семья — это среда, в которой складываются условия его физического, психического, эмоционального и интеллектуального развития. Содержание понятия «семья» трансформируется вслед за социокультурным изменением общества. Под семьей также может пониматься родительская пара или один родитель как минимум с одним ребенком, а также легализованные в ряде стран однополые союзы. Семья — это сообщество, основанное на браке супругов (отца, матери) и их холостых детей (собственных и усыновленных), связанных духовно, общностью быта и взаимной моральной ответственностью. Семья создается на основе брака, кровного родства, усыновления, а также на других основаниях, не запрещенных законом и таких, которые не противоречат моральным основам общества. Несмотря на свою общеупотребительность, понятие семьи довольно многогранно, а его четкое научное определение довольно затруднено. В различных обществах и культурах определение семьи может некоторым образом различаться. Кроме того, часто определение зависит также и от той области, относительно которой это определение дается. Существует много определений семьи. Каждое из них зависит от конкретных исторических, этнических и социально- экономических условий, а также от конкретных целей исследования. Согласно классическому определению одного из крупнейших английских социологов Энтони Гидденса, под семьей понимается «группа людей, связанных прямыми родственными отношениями, взрослые члены которой принимают на себя обязательства по уходу за детьми». В контексте данного определения родственными отношениями считаются отношения, возникающие при заключении брака (то есть получившего признание и одобрение со стороны общества сексуального союза двух взрослых лиц) либо являющиеся следствием кровной связи между лицами. Семья — основанная на браке или кровном родстве малая группа, члены которой связаны общностью быта, взаимной помощью, моральной и правовой ответственностью. В праве под семьей понимается законный социальный институт, находящийся под защитой государства. Как правило, «полная семья» в юридическом смысле состоит из отца, матери и ребенка (или детей); «неполная семья» — из отца с ребенком (или детьми) или матери с ребенком (или детьми). В российском семейном праве семья определяется как круг лиц, связанных личными неимущественными и имущественными правами и обязанностями, вытекающими из брака, родства, усыновления. Генеалогическое определение семьи представляет ее как совокупность людей, связанных кровным родством или свойством. Такое определение, с одной стороны, шире правового определения семьи, с другой стороны, оно исключает приемных родителей и детей из списка членов семьи. Психологический подход к семье (такого подхода, в частности, придерживается Клаус Шнеевинд понимает под семьей некую совокупность индивидов, удовлетворяющую четырем критериям: — психическая, духовная и эмоциональная близость её членов; — пространственная и временная ограниченность; — закрытость, межличностная интимность; — длительность отношений, ответственность друг за друга, обязанность друг перед другом. Социальный аспект в определении понятия семьи доминировал в социалистическом обществе, согласно положению марксизма о том, что «семья дает нам в миниатюре картину тех же противоположностей и противоречий, в которых движется общество». На разных исторических этапах развития семейных отношений преобладали территориальный и экономический аспекты. Например, во Франции в понятие семьи входила группа лиц, запирающихся на ночь за одним замком, а русская земская статистика при проведении подворных переписей определяла семью по числу едоков, исходя из того, что по представлению крестьян, в понятие семьи входит круг лиц, постоянно питающихся за одним столом или евших из одного горшка. Однако при всей важности социально-экономической функции семьи, следует отличать ее от домохозяйства, которое может вести и отдельный человек, и группа лиц, не связанных отношениями родства. Точно так же проживание на одной жилплощади не может быть сегодня определяющим в понимании семьи. Во все времена основой ее все- таки остается чисто биологическое понятие супружеской пары, сожительствующей со своими нисходящими потомками и престарелыми представителями старшего поколения. Научное изучение форм семейной жизни началось в XIX веке и связано с работами И. Бахофена, JI. Моргана, М.М. Ковалевского. В том числе было показано, что тип семьи в высокой степени детерминировал характер дальнейшей эволюции соответствующего общества. До Второй мировой войны в России преобладала патриархальная семья, которая характеризуется преобладанием мужчины в доме и подчинением ему всех остальных членов семьи. В послевоенные годы, начиная с конца 40-х годов до 80-х, доминирующей стала де- тоцентристская семья, в которой очень большое значение придаётся благополучию детей и сохранению брака в интересах детей. Совсем недавно в последние десятилетия возникла супружеская семья, в которой доминируют равноправные отношения, стабильность брака зависит от желаний и качества отношений между супругами. Экономическая самостоятельность женщин, повышение их социального статуса неизбежно предполагает иной — партнёрский тип супружества. Многие исследователи отмечают изменение функций семьи в сторону ее большей психологизации и интимизации. В XX веке про - изошел переход от брака по расчету или обязанности к браку по любви. С одной стороны, как отмечает И. С. Кон, — это огромное достижение человечества, но с другой стороны, такой брак предполагает большую частоту расторжения браков по психологическим мотивам, таким, например, как «несходство характеров», что ведет к меньшей устойчивости браков. Как отмечает Кон, главная тенденция, лежащая в основе всех этих процессов,— изменение ценностных ориентаций, в центре которых ныне стоит не семейная группа, а индивид. Изменились и социально-психологические установки на рождаемость. С суждениями, что «долг каждой женщины стать матерью» и «долг каждого мужчины растить детей», гораздо чаще соглашаются представители старших, нежели младших поколений. Особенно заметны сдвиги в установках женщин. На вопрос «Должна ли каждая женщина стать матерью?» среди опрошенных в конце 1990-х годов петербургских женщин от 18 до 29 лет утвердительно ответили лишь 20 %, а среди 30-39-летних — только 17 %. Это значит, что материнство, которое религиозная мораль всегда считала главной ипостасью женщины, становится лишь одной из ее социальных идентичностей. В представлениях россиян о справедливом распределении семейных функций и об обязанностях матери и отца традиционалистские установки борются с эгалитарными, сопровождаясь жесткими взаимными обвинениями мужчин и женщин. Признаки трансформации семьи стали проявляться в развитых странах Европы уже с середины 1960-х годов, а в других европейских странах — с конца 1980-х — начала 1990-х годов. С позиций воспроизводства населения весьма важным критерием построения демографической типологии семей является стадия жизненного цикла семьи. Семейный цикл определяется следующими стадиями родительства: — предродительство — период от заключения брака и до рождения первенца; — репродуктивное родительство — период между рождениями первого и последнего детей; — социализационное родительство — период от рождения первенца до выделения из семьи (чаще всего через вступление в брак) последнего ребенка (в случае одного ребенка в семье совпадает с предыдущей стадией); — прародительство — период от рождения первого внука до смерти одного из прародителей. Семейная структура, как и брачная, является моментным показателем, фиксируемым во время переписей или специальных обследований населения. Поэтому дать представление о семейной структуре населения можно только по данным переписей или обследований. С демографической точки зрения выделяется несколько типов семьи и ее организации. В зависимости от количества партнеров. — моногамная семья — состоящая из двух партнёров; — полигамная семья — состоящая из более двух партнёров: — многожёнство (полигиния) — одновременное состояние мужчины в браке с несколькими женщинами. Причём брак заключается мужчиной с каждой из женщин отдельно. Например, в шариате есть ограничение на количество жён — не более четырёх; — полиандрия — одновременное состояние женщины в браке с несколькими мужчинами. Встречается редко, например, у народов Тибета, Гавайских островов; — шведская семья — семья, основанная на полиаморных отношениях между тремя партнёрами В зависимости от пола партнёров. — разнополая семья — «традиционная» семья, образованная одним мужчиной и одной женщиной; — однополая семья — семья, образованная двумя лицами одного пола (двумя мужчинами или двумя женщинами). В зависимости от количества детей. — бездетная, или инфертильная семья; — однодетная семья; — малодетная семья; — среднедетная семья; — многодетная семья. В зависимости от состава: — простая, или нуклеарная, семья — состоит из одного поколения, представленного родителями (родителем) с детьми или без детей. Нуклеарная семья в современном обществе получила наибольшее распространение. Она может быть: — элементарная — семья из трёх членов: муж, жена и ребёнок. Такая семья может быть, в свою очередь: полной — в составе есть оба родителя и хотя бы один ребёнок; неполной — семья только из одного родителя с детьми, или семья, состоящая только из родителей без детей; — составная — полная нуклеарная семья, в которой воспитываются несколько детей. Составную нуклеарную семью, где несколько детей, следует рассматривать как конъюнкцию нескольких элементарных; — сложная семья, или патриархальная семья, — большая семья из нескольких поколений. Она может включать бабушек и дедушек, братьев и их жен, сестер и их мужей, племянников и племянниц. В зависимости от отношений между родителями и детьми. — родители проживают с родными детьми и до вступления в брак других детей у них не было; — хотя бы у одного из родителей уже были дети до вступления в данный брак, эти дети могут проживать как в данной, так и в другой семье (сводная семья); — семья, в которой дети усыновлены (приёмная семья). Виды семей в зависимости от способов выбора семейного партнера. — эндогамные, предполагающие заключение брака между представителями одной и той же группы (клана, племени т. д.); — экзогамные, где брак внутри определенной узкой группы людей (например, между близкими родственниками, членами одного племени и т. д.) запрещается. В зависимости от места человека в семье. — родительская — это семья, в которой человек рождается; — репродуктивная — семья, которую человек создаёт сам. В зависимости от проживания семьи: — матрилокальная — молодая семья, проживающая с родителями жены; — патрилокальная — семья, проживающая совместно с родителями мужа; — неолокальная — семья переезжает в жилище, удалённое от места проживания родителей. Наследование по отцовской линии означает, что дети берут фамилию отца (в некоторых культурах и имя), и собственность обычно переходит по мужской линии. Такие семьи называются патрилине- альными. Наследование по женской линии означает матрилинеаль- ность семьи. Вопросами классификации современных семей занимался То- рохтий B.C. Каждую из категорий семей характеризуют протекающие в ней социально-психологические явления и процессы, присущие ей брачно-семейные отношения, включающие психологические аспекты предметно-практической деятельности, круг общения и его содержание, особенности эмоциональных контактов членов семьи, социально-психологические цели семьи и индивидуально- психологические потребности её членов.
Классификация семей (по В. С. Торохтию)
Наименование групп семей |
Факторы, характеризующие данную группу |
1-я группа (оптимальная) |
Высшее образование родителей. Высокий культурный уровень семьи. Высокая материальная обеспеченность. Хорошие жилищные условия. Здоровая в психологическом отношении атмосфера. Отсутствие вредных привычек. По состоянию здоровья — оптимальная. |
2-я группа (хорошая) |
Высшее и среднее образование родителей. Высокий и удовлетворительный культурный уровень. Хорошие материально-бытовые условия. Благоприятные отношения в семье. Вредные привычки, кроме злоупотребления алкоголем. По состоянию здоровья — оптимальная. |
3-я группа (удовлетворительная) |
Один из показателей является неудовлетворительным (культурный уровень, жилищные условия, взаимоотношения в семье). По состоянию здоровья — удовлетворительная. |
4-я группа (неудовлетворительная) |
Наличие в семье двух и более неудовлетворительных из перечисленных показателей. Низкий уровень культуры. Неблагоприятный психологический .климат в семье. Вредные привычки — злоупотребление алкоголем. По состоянию здоровья — неудовлетворительная. |
Под функцией семьи следует понимать внешние проявления свойств какого-либо субъекта в данной системе отношений (семье), определённые действия по реализации потребностей. Функция отражает связь семейной группы с обществом, а также направленность её деятельности. Однако часть функций устойчивы к изменениям, в этом смысле их можно назвать традиционными. К ним можно отнести следующие функции: — репродуктивная: рождение потомства; — воспитательная: воспитание детей, самореализация родительских чувств; — хозяйственно-бытовая: удовлетворение материальных потребностей членов семьи; — рекреативная: восстановление физических и интеллектуальных сил; — эмоциональная: удовлетворение потребностей в симпатии, уважении, признании, поддержке, эмоциональной защите; — духовная: совместное проведение досуга и духовное обогащение; — социальная: социальный контроль, социализация и инкультурация; — сексуально-эротическая: удовлетворение сексуально-эротических потребностей.
Исследователи единодушны в том, что функции отражают исторический характер связи между семьей и обществом, динамику семейных изменений на разных исторических этапах. Современная семья утратила многие функции, цементировавшие ее в прошлом: производственную, охранительную, образовательную и др. Основные функции современной семьи: а) репродуктивная — в любой семье важнейшей является проблема деторождения. Цельность сексуальной потребности, обеспечивающей продолжение рода, и любви как высшего чувства делает невозможным отделение одного от другого. Супружеская любовь в значительной мере зависит от характера удовлетворения сексуальных потребностей, особенностей их регулирования и отношения супругов к проблеме деторождения, самим детям; б) хозяйственно-экономическая — включает питание семьи, приобретение и содержание домашнего имущества, одежды, обуви, благоустройство жилища, создание домашнего уюта, организацию жизни и быта семьи, формирование и расходование домашнего бюджета; в) регенеративная (лат. Regeneratio — возрождение, возобновление) — означает наследование статуса, фамилии, имущества, социального положения. Сюда же можно отнести и передачу каких-то фамильных драгоценностей; вовсе необязательно буквально понимать под «драгоценностями» ювелирные украшения, их можно передать любому постороннему, а вот такую драгоценность, как альбом с фотографиями, чужому человеку не передашь — только своему, родному. г) образовательно-воспитательная — (социализация) состоит в удовлетворении потребностей в отцовстве и материнстве, контактах с детьми, их воспитании, самореализации в детях. Семейное и общественное воспитание взаимосвязаны, дополняют друг друга и могут, в определённых границах, даже заменять друг друга, но в целом они неравнозначны и ни при каких условиях не могут стать таковыми. Семейное воспитание более эмоционально по своему характеру, чем любое другое воспитание, ибо «проводником» его является родительская любовь к детям, вызывающая ответные чувства детей к родителям; д) сфера первоначального социального контроля — моральная регламентация поведения членов семьи в различных сферах жизнедеятельности, а также регламентация ответственности и обязательств в отношении между супругами, родителями и детьми, представителями старшего и среднего поколений; е) рекреативная (лат. Recreatio — восстановление) — связана с отдыхом, организацией досуга, заботой о здоровье и благополучии членов семьи; ж) духовного общения — развития личностей членов семьи, духовное взаимообогащение; з) социально-статусная — предоставление определённого социального статуса членам семьи, воспроизводство социальной структуры; и) психотерапевтическая — позволяет членам семьи удовлетворять потребности в симпатии, уважении, признании, эмоциональной поддержке, психологической защите. В то время как традиционные функции стали резко ослабляться, возникла эта новая, ранее неизвестная — психотерапевтическая функция.
Брак удачен или нет в зависимости от активизации этой функции, то есть в настоящее время семейное существование в значительной степени зависит от стабильности близких эмоциональных отношений. Семья как сложное образование становится объектом внимания различных разделов психологии: социальной, возрастной, клинической, педагогической и др. Предметом изучения становится семья как социальный институт, малая группа и открытая самоорганизующаяся система.
Брак (греч. Гацос; — брак; производное от глагола брать), или брачный союз, супружество — регулируемая обществом и, в большинстве государств, регистрируемая в соответствующих государственных органах семейная связь между людьми, достигшими брачного возраста, порождающая их права и обязанности по отношению друг к другу, а также, при наличии у пары детей, — и к детям. Традиционно брак заключается между одним мужчиной и одной женщиной. В некоторых государствах брак может быть заключен между мужчиной и несколькими женщинами, реже между женщиной и несколькими мужчинами. В некоторых странах браки могут заключаться и между двумя лицами одного пола. Мужчину в браке называют мужем или супругом, женщину — женой или супругой (мужчины, не вступившие в брак, называются неженатыми или холостыми; женщины, не вступившие в брак, называются незамужними). Для заключения брака необходимо достижение брачующими- ся брачного возраста, установленного законодательством страны. Во многих обществах существует запрет на близкородственные браки. В некоторых странах существуют и некоторые другие ограничения для вступления в брак. Брак пользуется охраной и покровительством законов лишь при заключении его с соблюдением установленных условий и влечет за собой известные юридические последствия в области личных и имущественных прав и обязанностей супругов по отношению друг к другу и к детям.
Виды брака по отношению к законодательству
Зарегистрированный гражданский брак — брак, оформленный в соответствующих органах государственной власти без участия церкви. В РФ единственно возможный вид брака, на который распространяется гражданское право. Не следует путать с незарегистрированным браком, который в разговорной речи часто ошибочно называется гражданским. Церковный брак — освященный церковью брак. Во многих странах имеет юридическую силу, в некоторых является единственной легальной формой брака. Другие государства (в том числе и Россия) в настоящее время не признают юридической силы церковного брака, поэтому священники перед его заключением рекомендуют провести регистрацию в органах ЗАГСа. В православии, протестантизме и в католицизме бракосочетание является одним из таинств — Венчанием. Никах — брак по законам ислама, и в этом браке часто разрешено многоженство. Полигиния (многоженство) — одновременное состояние мужчины в браке с несколькими женщинами. Обычно такой брак заключается мужчиной с каждой из женщин отдельно, причем возможны ограничения. В шариате есть ограничение на количество жен — не более четырех. Все остальные жительницы гарема женами не считаются, однако у них есть определенные гарантии (от хозяина гарема) признания ребенка в случае его рождения. В современном мире многоженство официально разрешено в нескольких десятках государств мусульманского мира и некоторых немусульманских странах Африки (например, ЮАР). Полиандрия — одновременное состояние женщины в браке с несколькими мужчинами. Встречается редко, например, у народов Тибета, Гавайских островов. Временный брак — в отдельных странах законодательство признает его юридическую силу. Продолжительность определяется соглашением сторон и устанавливается в брачном договоре. Одновременно устанавливается размер выкупа, который супруг передает жене в таком браке. По истечении срока, на который он был заключен, брак и всякие правовые отношения между супругами считаются прекратившимися. Существует в некоторых мусульманских странах, например, в Египте. Однополый брак — брак между лицами одного пола. Первой страной мира, легализовавшей в 2001 году однополые браки, стали Нидерланды. По состоянию на сентябрь 2014 года однополые пары могут заключать брак в 16 странах мира (из них десять стран расположены в Европе). В США, Мексике и Великобритании заключение однополых браков возможно лишь в некоторых регионах. Также существуют страны или регионы, которые признают однополые браки, заключенные в других странах или регионах, но сами не разрешают их заключение на своей территории. Фактический брак (в российском праве — «сожительство») или незарегистрированный брак (также фактические брачные отношения, бракоподобные отношения), часто нетерминологически называемый «гражданским» — отношения между партнерами, не оформленные в установленном законом порядке. Даже при ведении общего хозяйства и/или наличии общих детей признается не всеми религиозными направлениями. В СССР юридически признавался в 1926 —1944 гг. Согласно ныне действующему Семейному кодексу РФ, незарегистрированное совместное проживание мужчины и женщины не порождает брачных прав и обязанностей, хотя права детей, рожденных в браке, не отличаются от прав детей, рожденных вне брака (более того, у вторых в некотором смысле даже больше прав: в случае смерти одного из родителей второй, брак с которым не был зарегистрирован, не имеет прав на наследство по закону, и детям соответственно причитается большая доля). Гражданские партнерства и союзы — являются во многих западных странах промежуточной формой между зарегистрированным браком и фактическим браком (сожительством). Гражданские партнеры, как правило, имеют некоторый перечень прав и обязанностей по отношению друг к другу, но их правовой статус не уравнен с супругами. Гражданские партнерства обычно доступны как разнополым, так и однополым парам, либо только однополым, в этом случае они являются параллельной для обычного гетеросексуального брака формой регистрации отношений.
Виды брака по цели заключения
Брак по договоренности — это практика, в которой кто-то, кроме самой пары, делает подбор жениха или невесты, тем временем укорачивая или вовсе опуская процесс ухаживания. Подобные браки глубоко укоренились в королевских или аристократических семьях по всему миру. На сегодняшний день браки по договоренности широко распространены в Южной Азии (Индия, Пакистан, Бангладеш, Шри-Ланка), в Африке, на Ближнем Востоке и Юго-Восточной Азии и Восточной Азии до определенной степени. Другие сообщества, практикующие данный обряд, — это Церковь Объединения и ортодоксальные евреи. Данный вид бракосочетания не следует путать с браком по принуждению, в котором некто силой заставляет жениться. Браки по договоренности встречаются в индийской, традиционной европейской и африканской культурах, особенно среди знати, и обычно устраиваются по решению родителей или старших членов семьи. Подбор может осуществляться родителями, сватом, брачным агентством или доверенной третьей стороной. Во многих сообществах священники или духовные лидеры, так же как и родственники или семейные друзья, играют важную роль в сватовстве. Браки по договоренности варьируются как по характеру, так и по длительности встреч от первого свидания до помолвки. При браке по договоренности, ограниченном лишь знакомством, родители знакомят их сына или дочь с потенциальным женихом или невестой. С этого момента дети вправе завязывать отношения и сделать выбор. Установленного времени как такового не существует. Это явление распространено в сельских местностях Северной Америки, Южной Америки и особенно в Индии и Пакистане. Подобное встречается в Корее и в Японии. Такой тип браков по договоренности часто встречается в Иране под названием хастегары. Данный не ограниченный временем процесс требует значительно большего мужества со стороны родителей, а также со стороны будущего жениха или невесты, по сравнению с браком по договоренности с установленным лимитом времени. Мужчины и женщины боятся позора и эмоциональной травмы, которую можно получить от возможного отказа, и поэтому избегают процесса ухаживаний. В некоторых случаях будущий брачный партнер может подбираться самими детьми, а не родителями или сватом. В подобных случаях родители должны дать несогласие на подбор и не разрешить браку состояться, или дать согласие на подбор и согласиться на проведение женитьбы. Подобные случаи отличаются от браков по любви, поскольку процесс ухаживания укорочен или вовсе отсутствует, а родители обладают прерогативой дать несогласие на подбор. Браки по договоренности популярны в Южной Корее. Брак по любви — это союз двух лиц, основанный на взаимной любви, привязанности, влечении и обязательствах. Хотя данный термин несколько отличается в западном понимании, где все брачные союзы рассматриваются как «браки по любви», он где-то имеет значение, характеризующее понятие брака, которое отличается от «браков по договоренности» и «браков по принуждению». Институт брака по любви появился относительно недавно, с XVI в. в Европе, когда странствующие трубадуры романтизировали запрещенные в то время браки по любви, которые самостоятельно и в тайне устраивались между отлученными сужеными вне церкви. До этого история знала только легитимное создание брака с благословения духовенства или церкви. Родители могли давать благословение от имени церкви или духовенства. В зависимости от культуры, браки по любви могут быть непопулярными и неодобряемыми. Понятие «брака по любви» на Востоке (Юго-Восточная Азия) отличается от понятия «брака по любви» на Западе. Если на Западе брак по любви является предпочтительным по сравнению с браком по договоренности (с браком по расчету, например), то на Востоке традиционно — наоборот. Браки по любви считались родовым позором, хотя современный американизированный Восток ныне рассматривает браки по любви обычным явлением. Как отмечает профессор Георгий Дерлугьян, ранее «во всем мире семья была, прежде всего, социально-экономической ячейкой. Крестьянин без семьи просто не мог нормально прожить. И уж тем более женщина». Ко второй половине XX века он относит время, когда «оказалось, что женщина способна зарабатывать и прокормить себя сама. Она реально смогла себе позволить уйти от мужа, если он пьяница и никчемный человек, и в одиночку воспитывать ребенка. Впервые в истории люди получили возможность добиваться, чтобы их семейная жизнь строилась на любви. Раньше, конечно, тоже предполагалось, что хорошо бы жениться и выходить замуж по любви, но это были лишь романтические мечты. На практике любовь и брак были совершенно разными вещами и часто даже не пересекались». Брак по расчету — это брачный союз, заключаемый не по причинам отношений, семьи или любви. Вместо этого такой союз устраивается ради личной выгоды или других видов стратегических целей, таких как политический брак, например. Фраза заимствована от французской manage de convenance — брак по приемлемости. Термин «брак по расчету» является также обобщением любого партнерства между группами или отдельными лицами за их обоюдный (порой не легитимный) интерес, или между группами или отдельными лицами, сотрудничество которых при обычном раскладе считалось бы неприемлемым. Примерами могут служить «правительство национального единства» Израиля, существовавшего в 1980-е годы, или в Великобритании времен Второй мировой войны. Точнее говоря, сожительство относится к политической ситуации, которая может возникнуть в странах с полупрезидентской системой (особенно во Франции), где президент и премьер-министр принадлежат противоположным политическим блокам. Брак по принуждению — это термин, применяемый для описания брачного союза, в котором одна или обе стороны женились без его или ее согласия или против его или ее воли при содействии их родителей или третьей стороны (свата) при подборе супруга, хотя разница между последними двумя может быть незначительной. Практика браков по принуждению была весьма распространенной среди высшего класса в Европе до XX в., и она до сих пор встречается в некоторых частях Юго-Восточной Азии, Ближнем Востоке, Африке. Браки по принуждению на Западе устраиваются, в основном, для выходцев из этих стран. Почти во всех браках невеста (реже жених) становится супругой не добровольно. ООН видит браки по принуждению как форму нарушения прав человека, поскольку они не соответствуют принципу свободы и независимости человека. Римская католическая церковь полагает, что основание для признания брака недействительным является вполне веским — для действительности брака обе стороны должны дать свое согласие свободно, без нажима со стороны. Брак «по залёту» — это вид брака по принуждению в случае незапланированной беременности. Некоторые религии и культуры видят моральный императив в данном случае жениться, на основании того, что внебрачные связи являются греховными. Фраза «брак по залёту» является разговорным выражением, русская этимология которого не установлена, также фраза является аналогом американской фразы «брак под дулом дробовика» (англ. shotgun marriage), гиперболически описывающей сценарий, в котором отец беременной девушки прибегает к применению силы (угрожая дробовиком, например) для того, чтобы заставить парня, ставшего причиной беременности девушки, пройти через это, даже иногда проводя до алтаря парня во избежание его побега. Применение силы для насильственного получения согласия жениться в США не является больше законным, хотя в анекдотах и прочем фольклоре встречаются записи подобных примеров запугивания в XVIII и XIX вв. Целью подобного брака является взятие ответственности за ребенка его отцом как гарантия того, что ребенок будет воспитываться обоими родителями, и гарантия того, что у матери будет материальная поддержка. В некоторых случаях главной целью является восстановление чести матери в глазах общества. Браки по залету становятся менее позорными, ассоциирующимися с внебрачным рождением ребенка, поскольку количество таких браков растет, с одной стороны, а с другой стороны — растущие возможности предохранения и абортов уменьшают необходимость в предоставлении матерям-одиночкам пособия. Фиктивный брак — притворная регистрация брака без намерения обеих сторон или одной из них создать семью. Фиктивный брак может заключаться по разным мотивам: получение гражданства, политического убежища, жилища, наследования имущества, получение пенсии, другие корыстные и иные цели. Доказанное отсутствие намерения создать семью в России является основанием для признания брака недействительным. Одним из примеров фиктивных браков служат «лавандовые браки» — браки между геем и лесбиянкой или между геем и гетеросексуальной женщиной, служащие для прикрытия гомосексуальной ориентации. Компенсационный брак — также известный под другими именами, такими как ванни, свара или сань чатти — это традиционная практика браков по принуждению девушек для решения межплеменных распрей в некоторых частях Пакистана и Афганистана. Хотя данная практика является запрещенной в Пакистане, она все еще широко применяется в провинции Хайбер-Пахтунхва. Политический брак — брак, заключенный из соображений политической выгоды. В прошлые века к таким бракам прибегали монархи некоторых стран для укрепления дружеских отношений между их государствами. «Белый брак» — брак, вступая в который, супруги сознательно отказываются от сексуальных отношений, преследуя исключительно духовные цели. Получил некоторое распространение, в частности, в кругах духовно ищущей творческой интеллигенции России рубежа XIX—XX веков. Иногда рассматривался как особая форма сожительства «монашествующих в миру», благословлялся некоторыми священниками в период преследования верующих (включая монашествующих) в 20-30-х годах XX века. Брак по заданию — брак, заключенный агентами спецслужб по заданию руководства. Цель такого брака — прикрытие нелегальной деятельности в стране пребывания. Брак по заданию широко применялся в разведслужбах СССР и применяется до сих пор российской разведкой. Брак по заданию не исключает рождения детей, что, по мнению комментаторов, может представлять для последних большие психологические проблемы. Брак изначально создан в древних догосударственных образованиях (как обычай) и государствах (как институт, зачастую имеющий религиозную форму) для регламентации вопросов, связанных с созданием и функционированием семьи, в том числе вопросов, связанных с детьми. Именно в связи с появлением парного брака, как считается, появилась возможность фиксации отцовства. Впоследствии отсутствие такой фиксации в традиционных обществах приводило к тому, что внебрачные дети были ущемлены в правах по отношению к «законным» (рожденным в браке) детям. В ряде стран брачное законодательство еще дифференцирует права детей, рожденных в браке или вне брака. В России у внебрачных детей те же права, что и у рожденных в браке, если их признают оба родителя. Однако при отказе отца признавать внебрачного ребенка своим отцовство зачастую приходится специально доказывать в суде. Что интересно, семейное законодательство в России формально сильно ограничивает права родителей на распоряжение детскими правами, запрещая отказ законного представителя ребенка от принадлежащих ему прав и собственности. В значительном количестве стран для усыновления сироты требуется состоять в браке, одиноким усыновлять детей не разрешается. Государства нашего времени часто поддерживают семью в качестве «ячейки общества». Это связано с тем, что именно семья выполняет основную работу по воспитанию детей. Несмотря на то, что в ряде стран (включая Россию) эта поддержка мала, она существует, невзирая на финансовые трудности, поскольку востребована обществом. Психологический словарь трактует психологическую готовность к браку как систему психологических характеристик субъекта, обеспечивающих успешное вступление в брак. Она включает в себя: физиологическую готовность к браку (способность к репродуктивной функции); общеличностную готовность (необходимый уровень психического развития— психологическая зрелость). Этой проблемой занимались Р. Борман, Г. Шилле, Т. В. Андреева, И. В. Гребенников и В. А. Сысенко. Гребенников пишет о том, что вступление в брак означает создание семьи и порождает новые права и обязанности по отношению друг к другу и к будущим детям. Супруги имеют равные права и обязанности: совместно воспитывают детей, по обоюдному согласию решают все вопросы семейной жизни. Они имеют равные права владения, пользования и распоряжения имуществом, нажитым во время брака, во взаимном материальном содержании друг друга. Супруги свободны в выборе занятий, профессии и места жительства. Андреева, Гребенников и Сысенко выделяют три основные ступени готовности молодежи к браку. Физическая зрелость. Принято считать, что наступление брачного возраста означает завершение физического развития человека. И действительно, его рост, масса тела, окружность грудной клетки, мышцы по своим размерам приближаются к их размерам у взрослого человека. В юношеском возрасте завершается пубертатный период, то есть период полового созревания. Физиологи считают его одним из наиболее ответственных в жизни человека. Это означает способность молодых людей к зачатию ребенка без ущерба для своего здоровья, а для девушки еще и способность выносить и родить здорового ребенка. Конечно, половая зрелость — одна из важнейших основ супружества. Но половая зрелость еще не показатель социальной и психологической готовности к браку. Не означает она и готовности к гармоничной сексуальной жизни в браке. А ведь необходима еще и этическая, и экономическая готовность к семейной жизни, не обойтись и без овладения азбукой воспитания детей, самовоспитания. Поэтому непросто определить, кто из восемнадцатилетних уже социально и морально готов к браку, а кто еще смотрит на взрослую жизнь глазами ребенка. Социальная зрелость. Среди принятых в обществе показателей социальной готовности к созданию семьи авторы перечисляют следующие: завершение образования, приобретение профессии или продолжение получения высшего образования, начало самостоятельной трудовой деятельности. С этим неразрывно связана социально-экономическая готовность к браку, суть которой состоит в возможности молодых людей самостоятельно материально обеспечить себя и свою семью. Однако часть молодых людей становятся экономически независимыми от родительской семьи в 18—19 лет, а другая часть еще пять-семь лет пользуется материальной помощью родителей. Это противоречие — серьезное препятствие на пути упрочнения брачных союзов. Социальная готовность к браку включает осознание молодыми людьми того, что они берут на себя ответственность друг за друга, за семью, за детей. Этико-психологическая готовность к браку. Ключевой предпосылкой гармонии супружества и прочности семьи является этико- психологическая готовность вступающих в брак. Она включает очень многие факторы, которые взаимодействуют между собой. Юношу или девушку нельзя считать подготовленными к браку, если у них не сформирован идеал современной семьи, если они не имеют ясного представления о том, зачем вступают в брак, чего ждут от семьи, какие семейные отношения хотят построить, какие обязанности на них налагает супружество, родительство. Будущие супруги должны быть готовы к тому, чтобы сознательными совместными усилиями создать благоприятные условия для жизни семьи, для каждого его члена. С семьей человек, как правило, связывает свое стремление быть счастливым. На отношения между супругами, на характер семейной жизни определенное влияние оказывают мотивы вступления в брак. Осознание их — важный показатель этико-психологической готовности к семейной жизни. По мнению психотерапевта Александра Полеева, «семья как таковая становится все менее и менее популярной формой жизни, формой отношений мужчины и женщины. Место семьи довольно быстро, прямо на наших глазах, занимают другие формы отношений: гостевые, экстратерриториальные, парциальные, договорные и некоторые другие». Как показывает статистика, процент людей, проживающих в незарегистрированном или фактическом браке, растет по всему миру, и не имеет четкой зависимости от уровня жизни в данной стране, а процент взрослых людей, состоящих в традиционном браке, соответственно, падает. Например, еще в 1960 году примерно 5 % детей в США рождалось у незамужних женщин, но уже в 1980 году эта цифра достигла 18 %, а в 2009 году 41 %, — то есть рост почти в 8 раз за 50 лет. В Европе процент фактических браков также неуклонно растет на протяжении последних десятилетий. По данным Евростата, в 2011 году 37,3 % всех родов в 27 странах ЕС были внебрачными. Большинство детей родилось вне брака в Исландии (64,3 %), Эстонии (59,7 %), Словении (56,8 %), Болгарии (56 %), Норвегии (55 %), Швеции (54,2 %) и Франции (55 %). Другими европейскими странами с высоким уровнем внебрачной рождаемости являются Бельгия (49 %), Дания (48,6 %), Великобритания (46,9 %), Латвия (43,7 %), Нидерланды (43,3 %), Венгрия (42,2 %), Чехия (41,8 %), Финляндия (40,8 %), Австрия (40,4 %), Словакия (34 %), Германия (33,5 %). В России почти каждый третий ребенок (30 %) в 2010 году родился вне брака. Однако лидерами по внебрачным отношениям являются страны Латинской Америки, несмотря на высокую долю религиозных католиков в этих странах. По данным ООН, в 1998 году от 55 % до 74 % детей в латинских странах рождены вне брака, и это там стало скорее нормой, чем исключением. Так, доля детей, рождённых вне брака: в Мексике составляла 41,5 %, в Чили — 43.6 %, в Пуэрто-Рико — 45,8 %, в Коста-Рике — 48,2 %, в Аргентина — 52.7 %, в Белизе — 58,1 %, в Сальвадоре — 73 %, в Панаме — 80 %.
2. Основы семейной педагогики
В научной литературе синонимами понятия «психологический климат семьи» являются «психологическая атмосфера семьи», «эмоциональный климат семьи», «социально-психологический климат семьи». Следует отметить, что строгого определения этих понятий нет. Например, О. А. Добрынина под социально-психологическим климатом семьи понимает ее обобщенную, интегративную характеристику, которая отражает степень удовлетворенности супругов основными аспектами жизнедеятельности семьи, общим тоном и стилем общения. Психологический климат в семье определяет устойчивость внутрисемейных отношений, оказывает решительное влияние на развитие как детей, так и взрослых. Он не является чем-то неизменным, данным раз и навсегда. Его создают члены семьи, и от их усилий зависит, каким он будет, благоприятным или неблагоприятным, и как долго продлится брак. Так, для благоприятного психологического климата характерны следующие признаки: сплоченность, возможность всестороннего развития личности каждого ее члена, высокая доброжелательная требовательность членов семьи друг к другу, чувство защищенности и эмоциональной удовлетворенности, гордость за принадлежность к своей семье, ответственность. В семье с благоприятным психологическим климатом каждый ее член относится к остальным с любовью, уважением и доверием, к родителям — еще и с почитанием, к более слабому — с готовностью помочь в любую минуту. Важными показателями благоприятного психологического климата семьи являются стремление ее членов проводить свободное время в домашнем кругу, беседовать на интересующие всех темы, вместе выполнять домашнюю работу, подчеркивать достоинства и добрые дела каждого. Такой климат способствует гармонии, снижению остроты возникающих конфликтов, снятию стрессовых состояний, повышению оценки собственной социальной значимости и реализации личностного потенциала каждого члена семьи. Исходной основой благоприятного климата семьи являются супружеские отношения. Совместная жизнь требует от супругов готовности к компромиссу, умения считаться с потребностями партнера, уступать друг другу, развивать в себе такие качества, как взаимное уважение, доверие, взаимопонимание. Когда члены семьи испытывают тревожность, эмоциональный дискомфорт, отчуждение, в этом случае говорят о неблагоприятном психологическом климате в семье. Все это препятствует выполнению семьей одной из главных своих функций — психотерапевтической, снятия стресса и усталости, а также ведет к депрессиям, ссорам, психической напряженности, дефициту в положительных эмоциях. Если члены семьи не стремятся изменить такое положение к лучшему, то само существование семьи становится проблематичным. Важным фактором, влияющим на психологический климат семьи, является ее состав, так, в неполных семьях с детьми чаще всего формируется неблагоприятный психологический климат. Психологический климат можно определить как характерный для той или иной семьи более или менее устойчивый эмоциональный настрой, который является следствием семейной коммуникации, то есть возникает в результате совокупности настроения членов семьи, их душевных переживаний и волнений, отношения друг к другу, к другим людям, к работе, к окружающим событиям. Стоит отметить, что эмоциональная атмосфера семьи является важным фактором эффективности функций жизнедеятельности семьи, состояния ее здоровья в целом, она обуславливает стабильность брака. Многие западные исследователи считают, что в современном обществе семья утрачивает свои традиционные функции, становясь институтом эмоционального контакта, своеобразным «психологическим убежищем». Отечественные ученые также подчеркивают возрастание роли эмоциональных факторов в функционировании семьи. Психологическое здоровье — это состояние душевного психологического благополучия семьи, обеспечивающее адекватную их жизненным условиям регуляцию поведения и деятельности всех членов семьи. К основным критериям психологического здоровья семьи В. С. Торохтий относит сходство семейных ценностей, функционально-ролевую согласованность, социально-ролевую адекватность в семье, эмоциональную удовлетворенность, адаптивность в микро- социальных отношениях, устремленность на семейное долголетие. Эти критерии психологического здоровья семьи создают общий психологический портрет современной семьи и, прежде всего, характеризуют степень ее благополучия. Влияние внутрисемейных отношений на психическое развитие личности Факторы внутрисемейных отношений Семейная сплоченность и эмоциональный климат семьи должны всегда поддерживаться. Несправедливая критика, агрессия негативно влияют на формирование личности. Завышенные требования также могут подтолкнуть к проявлению психических нарушений. Влияние стрессоров. Стрессоры — это факторы, влияющие негативно на психическое становление личности в то время, когда проходят критические периоды, во время которых нарушается психическое равновесие (развод родителей, болезнь или смерть близкого, новая беременность матери, личные проблемы при вступлении в подростковый возраст, смена коллектива или школы). Гиперопека и гипоопека — чрезмерная опека или недостаток внимания и заботы. Огромное влияние на внутрисемейные отношения оказывают семейные традиции. Семейные традиции — это обычные принятые в семье нормы, манеры поведения, обычаи и взгляды, которые передаются из поколения в поколение. Семейные традиции и ритуалы являются, с одной стороны, одним из важных признаков здоровой (по определению В. Сатир) или функциональной (по определению Э. Г. Эйдемиллера и других исследователей) семьи, а, с другой стороны, наличие семейных традиций является одним из важнейших механизмов передачи следующим поколениям семьи законов внутрисемейного взаимодействия: распределения ролей во всех сферах семейной жизни, правил внутрисемейного общения, в том числе способов разрешения конфликтов и преодоления возникающих проблем. Семейные традиции и обряды основываются на общественных, религиозных и исторических традициях и обрядах, но творчески преобразуются и дополняются собственными, поэтому они уникальны для каждой семьи. В. Сатир здоровыми считала семьи, в которых: — каждый член воспринимается как равный другим; — доверие, честность и открытость являются существенными; — внутрисемейное общение является конгруэнтным; — члены поддерживают друг друга; — каждый член несёт свою часть ответственности за семью в целом; — отдыхают, получают удовольствие и радуются члены вместе; — существенное место занимают традиции и ритуалы; — члены принимают особенности и уникальность каждого из них; — уважается право на приватность (на наличие личного пространства, на неприкосновенность частной жизни); — чувства каждого члена принимаются и прорабатываются. В свою очередь, дисфункциональная семья характеризуется: — отрицанием проблем и поддержанием иллюзий; — отсутствием интимности; — жесткостью и косностью правил и ролей; — конфликтными взаимоотношениями, в том числе скрытыми; — проблемами с личными границами членов семьи: они либо смешаны, либо жестко разделены; — поддержанием видимости благополучия; — полярностью суждений: «Все лжецы, мы — честные»; — абсолютизирование контроля главы семьи. Семейные традиции сближают всех родных, делает семью семьей, а не просто сообществом родственников по крови. Домашние обычаи и ритуалы могут стать своеобразной прививкой против отдаления детей от родителей, их взаимного непонимания. Семейные взаимоотношения — это субъективно переживаемые взаимосвязи между членами семьи, объективно проявляющиеся в характере и способах взаимных влияний на личностном уровне в ходе совместной деятельности и общения. Виды семейных взаимоотношений: — социально-биологические отношения — охватывают сферу половозрастной структуры и численности семьи, рождаемости, наследственности, родственные отношения между членами семьи; — хозяйственно-экономические отношения — образуют материальную основу быта семьи, бюджет, обязанности семьи: «базисные» — юридические, нравственные, психологические, педагогические. Типы семьи с точки зрения семейных взаимоотношений: — благополучные семьи — успешно справляются со своими функциями, быстро адаптируются к потребностям своего ребенка и успешно решают задачи его воспитания. Слагаемые семейного счастья, по мнению социологов: взаимопонимание между супругами, отдельная квартира, материальное благополучие, дети, уверенность в прочности брака, интересный досуг в семье, интересная работа, хорошее образование, достойное положение на работе, хорошие друзья, самостоятельность супругов; — семьи группы риска характеризуются наличием некоторого отклонения от норм, не позволяющего определить их как благополучные, например, малообеспеченные; — неблагополучные семьи — низкий социальный статус в какой- либо из сфер жизнедеятельности или в нескольких одновременно, не справляются с возложенными на них функциями; — асоциальные семьи — это семьи, в которых взаимодействие протекает наиболее сложно и состояние которых нуждается в коренных изменениях. От характера связей и общения между членами семьи, прежде всего родителями, зависят типы семейных взаимоотношений: — диктат — доминирующая позиция одного из родителей, проявляющаяся в жестких требованиях, правилах и иных мерах воздействия на других членов семьи; — опека — чрезмерное внимание, уделяемое ребенку, отгораживание от трудностей; — мирное сосуществование — позиция образованных родителей, придерживающихся принципа, согласно которому дети должны расти самостоятельными, независимыми, свободными; — сотрудничество — взаимодействие родителей и детей на личностном уровне. Факторы влияния на характер воспитания детей в семье: — субкультурные факторы: состав семьи (полная, неполная), кровно-родственный фактор (родительская или приемная), жизненные условия, в том числе материальные, для развития и воспитания детей, морально-психологический климат семьи; — факторы, обусловленные воспитательными возможностями родителей: собственный опыт семейного воспитания, педагогическая культура родителей, готовность и способность родителей к воспитанию детей, уровень образования и личная культура членов семьи как пример для детей, авторитетность родителей как основа воспитания, рациональность во взаимоотношениях с ребенком, отношение родителей к воспитанию ребенка; — факторы, обусловленные непосредственной воспитательной деятельностью родителей: уход за ребенком, его педагогическая целесообразность в укреплении здоровья, умственном и нравственном развитии, преобладающий тип семейного воспитания, умение создавать условия для стимулирования направленного развития и воспитания ребенка, создание наиболее целесообразных условий взаимодействия ребенка со сверстниками и другими людьми, динамизм воспитания с учетом индивидуальности ребенка, приобщение к труду, умение наблюдать и видеть динамику развития, типичные ошибки семейного воспитания; — «детский» фактор: своеобразие ребенка (единственный, поздний, проблемный), особенности рождения детей в семье. Правовые основы семейного воспитания Семейный кодекс Российской Федерации (Федеральный закон от 22 декабря 1995 г. № 223-Ф3); Федеральный закон от 24 июля 1998 г. № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ», в котором государство подтверждает свою поддержку семье, где должно быть обеспечено полноценное воспитание детей, чтобы подготовить их к жизни в обществе; Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (Федеральный закон от 30 декабря 2001 г. № 195-ФЗ); Уголовный кодекс Российской Федерации (Федеральный закон от 13 июня 1996 г. № 63-Ф3). Типичные варианты отношений. Причины конфликтов и их профилактика Вариант А. Родители и дети испытывают устойчивую потребность во взаимном общении. Общая нравственная атмосфера семьи: порядочность, откровенность, взаимное доверие, равенство во взаимоотношениях. Умение родителей чутко понять мир ребенка, его возрастные запросы. Ребенок каждого возраста нуждается в особом понимании и особой помощи. Дошкольник — в терпеливых ответах на вопросы. Младший школьник — в понимании школьных установок. Подросток в самоутверждении. Старшеклассник в жизненном самоопределении. Но каждый возрастной этап открывает и свои возможности участия детей в жизни семьи, их соучастия в заботах родителей. Особенно ценят дети самых разных возрастов чувства взаимопонимания, сотоварищества с родителями. Вариант Б. Потребностью это назвать нельзя, но родители вникают в заботы и интересы детей. Это менее полная степень контактов. Внешние отношения благополучны, но некоторые, сокровенные связи нарушены. Наметилась едва ощутимая «трещинка» в душевных связях между родителями и детьми. Причины могут быть: — некоторые расхождения между характером требований и личным поведением (а вы сами всегда так поступаете?). Немного тревожно уже то, что появился повод — сомнения для такого вопроса; — недостаточные чуткость, душевная тонкость, такт родителей в конкретных ситуациях, недооценка потребности ребенка быть личностью; — подчас родители не «поспевают» за динамизмом развития детей (потому что родителям хочется, что бы мы оставались детьми). Подобные пока еще заметные признаки возникающей дистанции уже дают повод родителям для серьезных профилактических размышлений. Вариант В. Скорее родители стараются вникнуть в интересы и заботы детей, чем дети делятся с ними. Родители стремятся вникнуть в жизнь детей из самых искренних чувств любви и внимания. Дети это понимают, но не принимают. Суть в том, что высокие помыслы родителей в этом случае зачастую разбиваются о низкую педагогическую культуру осуществления. Интерес родителей к внутреннему миру детей не всегда сопровождается умением войти в этот мир без нажима, навязывания своих взглядов, без нервозности и предубеждений. Вариант Г. Скорее дети испытывают желание делиться с родителями, чем родители вникнуть в интересы и заботы детей. Такой вариант отношений возникает при чрезмерной занятости родителей собой, работой, увлечениями, своими отношениями и размолвками. Нередко это выражается в недостаточном выполнении родительского долга, пассивности родителей в общении с детьми, что порождает у них чувства обиды, одиночества. Все же естественная привязанность, любовь к родителям остаются, и дети испытывают желание делиться успехами и огорчениями, зная, что родители в душе остаются их искренними доброжелателями. Вариант Д. Поведение, жизненные стремления детей вызывают в семье конфликты, и при этом скорее правы родители. Такого рода ситуации обычно связаны с возрастными особенностями детей: когда те еще не могут оценить опыта родителей, их усилий на благо семьи. Справедливые огорчения родителей вызывают односторонние, временные, не основанные на реальных способностях увлечения детей во вред учебе, основным занятиям, а в некоторых случаях — с аморальными поступками. У специалистов-психологов есть такой термин — «самонаправленная жестокость». Проявление жестокости по отношению к самому себе — это алкоголизм, наркомания, токсикомания и другие опасные отклонения в поведении. Вполне естественно, что родители бывают крайне обеспокоены всем, что может нанести жестокий физический или моральный вред. Исходя из своих взглядов, жизненного опыта, они стараются объяснить возможные последствия такого поведения. Но нередко наталкиваются на непонимание, недоверие, сопротивление воспитательным воздействиям. Важно, чтобы родители всегда стремились глубоко разобраться в мотивах, стремлениях детей, проявляли достаточное уважение к их доводам и аргументам. Ведь дети, будучи неправыми, могут быть искренне убеждены, что правы именно они, что родители не хотят или не способны их понять. При всей правоте родителям полезно знать, что исследователи зафиксировали чреватые конфликтами психологические барьеры общения: недостаточное знание общающимися друг друга; неприемлемые навыки общения, взаимного восприятия; различие характеров, противоборствующих желаний; отрицательные эмоции. Вариант Ж. Скорее правы дети. В этом случае родители, как правило, занимают конфликтную позицию из лучших побуждений, из искреннего желания добра детям. Конфликтные ситуации могут вызываться личными недостатками родителей, которые не имеют или не считают нужными подавлять их в себе, в своих отношениях друг к другу и к детям. Это проявляется в нервозности, вспыльчивости, нетерпимости к иному мнению. Острые ситуации вызываются также педагогической бестактностью родителей, которая усугубляется отсутствием общей культуры. Острые конфликты могут возникнуть из-за эмоциональной глухоты родителей. Дети всех возрастов особенно ранимы в минуты тонких эмоциональных переживаний, душевного подъема, возвышенных устремлений, непонятых взрослыми. Конфликты, в которых правы дети, чреваты особыми последствиями — многолетней детской обидой, способной бросать тень на отношения детей и родителей, вызывать их разобщенность. Вариант 3. Конфликты возникают по причинам обоюдной неправоты. Накопившееся обиды раннего детства и младшего подросткового периода переходят из стадии глухой обороны сначала в эпизодические контрнаступления, а затем, если родители не понимают суть происходящего, не изменяют тактики своего отношения к детям, в наступлении по всему «фронту» отношений. Военная терминология тут уместна: это «холодная война» повседневных нервозных стычек. Вариант И. Кого ты больше любишь? О различных взаимоотношениях с отцом и матерью в зависимости от сложившегося характера общения. Как свидетельствуют факты, в немалом числе семей у родителей нет необходимости единства действий в воспитании детей. Это касается самых различных сторон отношений с детьми: интереса к их жизни; содержания и требований тона их выражения; содержания общения и его тона; выражения чувств; характера поощрений и наказаний. Неправда, что все родители одинаково, поровну любят своих детей. И с детьми отношения могут складываться по-разному. Вариант К. Полное взаимное отчуждение и враждебность. Причины этого: — педагогическая несостоятельность родителей; — жестокие, варварские методы воспитания, в результате которых дети начинают бояться, ненавидеть родителей и любыми путями спасаться от них; — сотворение в семье кумира — обычно единственного ребенка.
Рациональные условия отношений родителей и детей 1. Разумная организация семьи. Общие перспективы, совместная деятельность, определенные трудовые обязанности, традиции взаимопомощи, совместных решений, общих интересов и увлечений служат благоприятной почвой для произрастания и развития ростков внутренних взаимосвязей родителей и детей. Учет возрастных особенностей детей требует постепенного изменения воспитательных влияний на различных ступенях становления личности. 2. Педагогический такт. Учет жизненного опыта воспитанников, их эмоционального состояния, тонкий и неторопливый анализ мотивов поступков, чуткое, мягкое прикосновения к внутреннему миру человека. 3. Общие увлечения, привлечение детей к собственным занятиям и увлечениям. В каждой семье может сложиться многообразная система установления и укрепления тесных связей родителей и детей: от родителей к детям, от детей к родителям. В настоящее время проблемы семьи изучают многие науки: право, этика, демография, этнография, психология. Каждая из этих наук в соответствии со своим предметом выявляет те или иные стороны ее функционирования или развития. Педагогика рассматривает воспитательную функцию семьи современного общества с точки зрения целей и средств, прав и обязанностей родителей, взаимодействия родителей в процессе воспитания детей со школой и другими детскими учреждениями, выявляет резервы и издержки семейного воспитания и пути их компенсации. Актуальной задачей продолжают оставаться индивидуальный дифференцированный подход к семьям разного типа, забота о том, чтобы не упустить из поля зрения детей, которые переживают трудности в связи с теми или иными семейными проблемами. Здесь может помочь опыт семей, в которых родители сумели справиться с аналогичными трудностями. Имеется много и других сложных проблем в вопросах семьи и семейного воспитания. Драматичны ситуации, связанные с алкоголизмом родителей, наркоманией. Пока не уменьшается количество детей, от которых при их рождении отказались матери, возрастает количество матерей и отцов, лишенных родительских прав. Становится острейшей проблемой получившее распространение в некоторых семьях стремление к накопительству нечестным путем, пренебрежение к производительному труду, безмерные заботы о материальных благах для своей семьи в ущерб воспитанию детей. В условиях реформирования всех сфер российской жизни, в том числе и системы образования, эти и подобные им проблемы все более обостряются. В подобной ситуации важно не только улучшить законодательную базу, регулирующую все стороны общественных отношений, но и обратить внимание на ответственность и повышение педагогической культуры родителей, которую сегодня педагоги и социологи оценивают как недостаточную. Повышению педагогической культуры родителей служит семейная педагогика, которая является важнейшим разделом педагогической науки. Она способствует осознанному представлению родителей о конечном результате своих воспитательных усилий, разработке программы семейного воспитания, методов и организационных форм воспитательного процесса, принятию педагогически правильной позиции в сложных ситуациях.
Условия формирования и развития гармоничной семьи Атмосфера любви и взаимного уважения. Человек, лишенный подобной атмосферы, не способен уважать своих близких, сограждан, Родину, делать людям добро. При этом слепая неразумная материнская любовь делает человека безнравственным потребителем или честолюбивым карьеристом. Наличие такого высоконравственного воспитателя, который учит ребенка размышлять, быть правдивым, стремиться к тому, чтобы слово не расходилось с делом. Самое лучшее, если эту роль выполняет мать, но это может быть и неродной воспитатель, на попечении которого должно быть не более 6—7 детей. (Современные психологи установили, что именно с таким количеством детей воспитатель может одновременно поддерживать эмоциональный контакт.) Регулярный радостный общественно-полезный труд в присутствии ребенка. Постоянно наблюдая за работой взрослых, ребенок начинает имитировать ее в игре, а затем и сам включается в процесс труда сначала как помощник, а затем как самостоятельный исполнитель. Исключение так называемых прибавочных раздражителей из жизни ребенка: роскоши, нищеты, чрезмерных лакомств, беспорядочной еды, табака, алкоголя, азартных игр и пр. У ребенка, привыкшего испытывать удовольствие от воздействия на его мозг «прибавочных раздражителей», не вырабатывается способность к целенаправленной деятельности, а это означает, что еще одна творческая личность похоронена, не успев даже родиться. Гармоническое развитие всех способностей ребенка. Слушание сказок, музыки, песен должно сменяться физическими упражнениями, подвижными играми, работой в саду, игры со сборными игрушками — чтением стихов, игра в шахматы — рисованием, лепкой. Это объясняется тем, что никто не знает, в какой области человеческой деятельности может проявиться особый талант, данный природой только этому ребенку. Значит, он должен соприкасаться с максимумом занятий, чтобы со временем определить свое призвание. Следует помнить, что «медвежью услугу» оказывают ребенку те родители, которые по своему произволу заранее программируют его жизненный путь. Соблюдение принципа постепенности и последовательности. Воспитатель должен постоянно следить за тем, чтобы ребенок брался только за те дела, которые в данное время для него посильны, иначе он потеряет интерес к занятиям, появится лень. По мере роста и развития ребенка занятия должны становиться все более трудными и сложными. Ограждение ребенка от контактов с безнравственными людьми. Важнейшим методом овладения ребенком знаниями и опытом является имитация. Инстинкт имитации заставляет ребенка пытаться воспроизвести все действия и поступки окружающих его людей. Воспроизвел — значит освоил. Примерно в семь лет ребенок вырабатывает свои собственные «нравственные основания» и может оценивать поведение и поступки окружающих людей. Именно поэтому взрослые, которые любят ребенка и желают ему добра, должны строго контролировать каждый свой шаг, чтобы не послужить ему примером безнравственного поведения. Кроме названных на формирование гармоничной семьи влияет и много других факторов. Один из самых важных моментов в жизни ребенка — поступление в школу, это чрезвычайно сложный и ответственный перелом в жизни растущего человека. Меняется ритм жизни, окружающая среда, метод изучения мира. Период начальной школы знаменует завершение формирования нравственного типа ребенка. Именно в этот период решается задача быть или не быть творческой личности. Вопрос о взаимосвязи семьи и школы, взаимоотношениях родителей и педагогов является одним из самых важных в жизни общества, и он не может быть исключен из поля зрения педагогической науки. Долгое время в отечественной педагогике бытовало мнение, согласно которому считалось, что семья — это воспитывающая ячейка общества, а школа — обучающая. Первая закладывает фундамент духовного мира личности, а вторая формирует знания, умения и навыки. В тех случаях, когда подростки совершают правонарушения, нередко возникают дискуссии на тему «Кто больше виноват — семья или школа». При этом иногда утверждается, что, говоря о ведущей роли школы в воспитании детей, мы тем самым якобы принижаем роль семейного воспитания. И наоборот, если указывается на ответственность семьи, то подчас следует возражение: нельзя снимать со школы ответственность за формирование духовного мира учащихся и за их поведение. В самом общем виде ответ на вопрос о взаимоотношениях семьи и школы состоит в признании необходимости взаимосвязи, взаимопреемственности, взаимоподкрепления и взаимодополнения их воспитательной деятельности. И то и другое — это два основных и равноправных субъекта социального воспитания в период детства и отрочества. Не разграничение функций, не снижение ответственности семьи, а углубление воспитательного процесса за счет включения в него педагогического коллектива — вот единственно правильный путь повышения качества образования и воспитания. Только при этом условии можно обеспечить трудовое обучение и профессиональную ориентацию учащихся, выработку у молодежи высоких нравственных качеств. Родительская общественность должна чувствовать себя не «бедным родственником» педагогического коллектива, а его соратником при разработке и реализации конкретных воспитательных целей и средств, программ педагогических действий с учетом контингента данного учебного заведения и его семейно- бытового окружения. В этом качестве родители проявляют себя: — в ресурсном обеспечении нормальной деятельности школы (используя свои личные возможности); — в учебном процессе (например, помогая вести уроки этики, эстетики, основ права); — в воспитательной работе (осуществляя согласованное со школой воздействие на формирование жизненных планов учащихся, их потребностей и интересов.
Контрольные вопросы 1. Какие проблемы семьи вы можете выделить на современном этапе развития российского общества? 2. Охарактеризуйте типы семьи и особенности их функционирования в современных условиях. 3. Какие особенности системы воспитания детей в семье вы можете выделить? 4. Что вы понимаете под понятием семьи и брака? Чем эти понятия отличаются друг от друга? 5. Как осуществляется государственная поддержка семьи?
|