Психотерапия детско-родительских отношений
Лекции и практикум по психологии - Психология семейных отношений

Тактуева Ю.Г.
Научные руководители: Мазурчук Е.О., к.психол.н., доцент;
Мазурчук Н.И., к.пед.н., доцент


Аннотация: В статье рассматривается проблема психотерапии детско-родительских отношений с точки зрения отечественной психологической науки. Целью статьи выступает обзор наиболее распространенных методов и их краткая характеристика. В статье рассмотрен термин «психотерапия» и рассмотрены взгляды таких отечественных специалистов как А.Я. Варга, А.И. Захаров, Р.В. Овчарова, А.А. Осипова, Н.Ю. Синегина, Е.В. Сидоренко.


Ключевые слова: психотерапия; детско-родительские отношения; методы психотерапии.


Современная социальная и психологическая обстановка является достаточно нестабильной, в связи с этим современному человеку приходится адаптироваться и проживать кризисные периоды. При этом важно отметить, что современные кризисы негативно влияют как на политическую, финансовую, банковскую сферы, так и на социальную, в том числе семейную сферу. Так специфический кризис семьи проявляется через увеличение числа неблагополучных и неполных семей, структурную неустойчивость семей, ценностные и нормативные девиации, снижение числа вступающих в официальный брак, возросшее число разводов, а также потерю доверия и теплоты в отношениях между детьми и их родителями. В виду этого одним из актуальных направлений психологических исследованиях становится поиск методов и подходов для гармонизации детско-родительских отношений.
Как индивидуальные, так и групповые формы работы психолога с семьями на современном этапе приобрели большое распространение и были поддержаны в рамках множества федеральных проектов, таких как «Современная школа», «Поддержка семей, имеющих детей» и др. В этой связи специалистами были проанализированы теоретические аспекты различных направлений в психотерапии детско-родительских отношений.
Однако единого понимания термина «психотерапия» на сегодняшний день не существует. На его наполнение смыслом влияют и научные предпочтения специалиста, и специфика полученного им образования (медицинское, гуманитарное), и даже контекст выполняемой работы.
В нашей статье мы будем опираться на мнение Б.Д. Карвасарского, которые предложил в самом общем виде понимать психотерапию как профессиональную помощь человеку или группе людей (например, организации) в поиске путей разрешения или решении определенной трудной или проблемной ситуации. Он указал, что психотерапия включает в себя и психологические (личностные), и социально-психологические аспекты, связанные с межличностным взаимодействием, групповой динамикой, мотивацией и т. д. Исходя из определения мы можем выделить основные методы психотерапии детско-родительских отношений.
Так, А.Я. Варга в своих трудах рассматривает семью с точки зрения системного подхода. По мнению автора, семейная система - это открытая система, находящиеся в постоянном взаимообмене с окружающей средой. Семейная система - это самоорганизующаяся система, т. е. поведение системы целесообразно, и источник преобразований системы лежит внутри ее самой. Система первична по отношению к входящему в нее элементу. Поэтому целесообразно выстраивать работу со всей семейной системой, а не с одним ее элементом (Варга, Драбкина, 2001).
Иного мнения А.А. Осиповой, считающей под средствами семейной психотерапии действия и способы, которые ориентированы на развитие и трансформацию личности, а также на фиксацию конструктивных форм взаимодействия (Осипова, 2002).
Объединяют мнения вышеуказанных авторов труды Н.Ю. Синегиной. Психологом была разработана программа, опираясь на идеи системного подхода, однако, наряду с этим в ней предполагается и индивидуальная работа, ориентированная на личность (Синегина, 2005).
Также вопросом психотерапии детско-родительских отношений занимался и А.И. Захаров - специалист в сфере психиатрии детей, который считал, что семейная психологическая коррекция при неврозах детей является одним из компонентов психотерапевтического комплекса, включающего в себя и индивидуальную, и групповую психотерапию как терапевтические инструменты. При хронических неврозах детей, которые сочетаются с нарушениями отношений между детьми и родителями, А.И. Захаровым эффективно применялась совместная психотерапия родителей и их детей. Согласно замыслу ученого, перед стартом групповой психокоррекции детей или одновременно с ней проводилась медицинская и психологическая деятельность с родительской группой, и только затем к детским группам присоединялись взрослые. В ходе подобной психотерапевтической работы ребенок и его родители часто меняются местами. Подобная обратная связь способствует улучшению понимания отношений внутри семьи (между супругами и между детьми и родителями).
Р.В. Овчарова основываясь на работе с родителями педагогически и социально запущенных детей предложила использовать в работе следующие методы: эмоциональную децентрацию, релаксацию,
интроспекцию, идентификацию с ребенком, увеличение круга средств самовыражения, эмпатическое слушание, социальную рефлексию, моделирование поведения, а также положительное восприятие ребенка. С точки зрения ученого, использование вышеперечисленных методов способствует тому, чтобы преодолеть чувство вины, личностной тревожности родителей, устранить эмоциональную холодность и авторитарность, обеспечить принятие запущенного ребенка и гуманизировать взаимоотношений в семье.
Базируясь на таких причинах низкой эффективности детскородительских отношений, как родительская психологическая и педагогическая неграмотность; проблемы личности родителей, а также их особенности, которые вносятся в общение с детьми; воздействие на отношения между родителями и ребенком специфики общения в семье, Р.В. Овчаровой был выработан базовый метод - когнитивно-поведенческий тренинг (Овчарова, 2005).
Внедрение и использование методов адлеровской терапии в России принадлежит Е.В. Сидоренко. Ею были описаны техники вербального взаимодействия взрослых и детей, ориентированные на выстраивание демократических отношений между ними: воспроизведений слов и действий ребенка, констатирующее описание, отображение чувств, одушевляющие высказывания и др. (Сидоренко, 2008).
Таким образом, описанные в рамках данной статьи основные методы психотерапии детско-родительских отношений отличаются способами выстраивания психотерпавтической работы, установками, преодолеваемыми проблемами. Несмотря на это, объединяющим звеном всех направлений является ориентация на установление демократических детско-родительских взаимоотношений, гармонизации взаимодействия внутри семьи. Для практического применения методов психотерапии детско-родительских отношений специалисту необходима профессиональная подготовка, изучение теоретикометодологической базы того или иного метода. Вышеописанные методы могут использоваться изолированно, однако, в их грамотном сочетании заключается комплексность подхода к решению проблемы психотерапии детско-родительских отношений.


Библиографический список


1. Варга А.Я., Драбкина Т.С. Системная семейная психотерапия. Краткий лекционный курс. СПб.: Речь, 2001. 144 с.
2. Захаров А.И. Происхождение детских неврозов и психотерапия. М.: Каро, 2006. 672 с.
3. Овчарова Р.В. Практическая психология в начальной школе. М.: Сфера, 2005. 240 с.
4. Осипова А.А. Общая психокоррекция. М.: Сфера, 2002. 510 с.
5. Сидоренко Е.В. Технологии создания тренинга: от замысла к результату. СПб.: Речь, 2008. 329 с.
6. Синегина Н.Ю. Психолого-педагогическая коррекция детско-родительских отношений. М.: Владос, 2005. 95 с.


Источник: Системное исследование индивидуальности растущего С 34 человека как субъекта образования : матер. Всерос. с междун. участ. науч.-практической. конф. «XXXVI Мерлинские чтения - 2021» (16 декабря 2021 г., Россия) / ред. кол. А.Ю. Калугин, Д.О. Смирнов, А.Н. Дресвянкина; Перм. гос. гуманит.-пед. ун-т. - Пермь, 2022. - 3,0 Mb. - 1 электрон. опт. диск (CD ROM); 12 см. - Систем. требования: ПК, процессор Intel® Celeron® и выше, частота 2.80 ГГц; монитор SuperVGA с разреш. 1280x1024, отображ 256 и более цветов; 1024 Mb RAM; Windows XP и выше; Adobe Reader 8.0 и выше; CD-дисковод, клавиатура, мышь. - Загл.: с титул. экрана. - Текст (визуальный) : электронный.

 

Поиск

Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.