Детско-родительские отношения в семье
Лекции и практикум по психологии - Психология семейных отношений

Хорошие матери дают своим детям краски, кисти и холст, но позволяют им рисовать свою собственную картину.
Х. Экслей


Материалы модуля предлагают студентам самостоятельно изучить исследования в области детско-родительских отношений, типы семейного воспитания и стили общения родителей. Итогом прохождения модуля выступают не только теоретические знания студента, но и приобретенные навыки и умения анализа, обобщения, и диагностики родительских взаимоотношений в семье

 

Понятийно-терминологический тезаурус: сиблинги, прародительское поведение, родительская любовь, психологическое мастерство родителей, родительская позиция, родительский авторитет, семейная дисциплина, родительский мониторинг, гипопротекция, автономия ребёнка, инфалитизация, инвалидизация, социальная ситуация развития ребёнка.


Лекция. Детско-родительские отношения как подсистема отношений семьи


Вопросы:
1. Основные характеристики детско-родительских отношений.
2. Материнская и отцовская любовь.


1. Основные характеристики детско-родительских отношений

Детско-родительские отношения составляют важнейшую подсистему отношений семьи как целостной системы и могут рассматриваться как непрерывные, длительные и опосредованные возрастными особенностями ребенка и родителя отношения. Детско-родительские отношения как важнейшая детерминанта психического развития и процесса социализации ребенка могут быть определены следующими параметрами:
• характер эмоциональной связи: со стороны родителя - эмоцио- привязанность и эмоциональное отношение к родителю. Особенностью детско-родительских отношений по сравнению с другими видами межличностных отношений является их высокая значимость для обеих сторон;
• мотивы воспитания и родительства;
• степень вовлеченности родителя и ребенка в детскородительские отношения;
• удовлетворение потребностей ребенка, забота и внимание к нему родителя;
• стиль общения и взаимодействия с ребенком, особенности проявления родительского лидерства;
• способ разрешения проблемных и конфликтных ситуаций; поддержка автономии ребенка;
• социальный контроль: требования и запреты, их содержание и количество; способ контроля; санкции (поощрения и подкрепления); родительский мониторинг;
• степень устойчивости и последовательности (противоречивости) семейного воспитания.


Интегративные показатели детско-родительских отношений:
• родительская позиция, определяемая характером эмоционального принятия ребенка, мотивами и ценностями воспитания, образом ребенка, образом себя как родителя, моделями ролевого родительского поведения, степенью удовлетворенности родительством;
• тип семейного воспитания, определяемый параметрами эмоциональных отношений, стилем общения и взаимодействия, степенью удовлетворения потребностей ребенка, особенностями родительского контроля и степенью последовательности в его реализации;
• образ родителя как воспитателя и образ системы семейного воспитания у ребенка. Этот показатель стал предметом научного исследования и широкого обсуждения сравнительно недавно. Возникновение интереса к изучению позиции ребенка в системе детскородительских отношений обусловлено тем, что ребенок, как и родитель, является их активным участником. Изменение воспитательной парадигмы от отношения к ребенку как объекту воспитания к гуманистической установке - ребенок как субъект воспитания и равноправный участник отношений, произошедшее в последней четверти XX в. в общественном сознании, является основой пересмотра концепта детско-родительских отношений в сторону все большего учета позиции самого ребенка как активного творца этих отношений.
Роль образа родителя и ребенка в детско-родительских отношениях состоит в ориентировке в указанной системе отношений с целью достижения согласованности и сотрудничества в решении задач совместной деятельности и обеспечении необходимых условий гармоничного развития ребенка. Особенности интеграции образов родителя и ребенка в детско-родительских отношениях исследуются в работах Л.И. Вассермана, Г.Т. Хоментаускаса, Е.О. Смирновой, В.В. Абраменковой, О.А Карабановой, И.М. Марковской.


2. Материнская и отцовская любовь

Говоря о родительской любви, традиционно разделяют материнскую и отцовскую любовь как различающиеся по содержанию, природе, генезису и формам проявления (З. Фрейд, А. Адлер, Д. Винникотт, М. Дональдсон, И. С. Кон, Г.Г. Филиппова). Признавая существование двух социальных институтов родительства - материнства и отцовства, важно не только отметить серьезные различия в реализации материнства и отцовства как качественно своеобразных форм родительства, но и указать на их сходство. В работах Э. Г алински выделяются шесть стадий родительства, содержание и последовательность которых задается логикой развития сотрудничества родителя и ребенка. На каждой из них родитель решает определенные задачи, связанные с необходимостью перестройки детскородительских отношений с учетом развития ребенка и его возрастающей самостоятельности. Первая стадия - стадия формирования образа - продолжается от момента зачатия до рождения ребенка и рассматривается как исходная в формировании родительской позиции. Именно на этой стадии формируется первичный образ детско-родительских отношений, включающий представление о целях и ценностях воспитания, образ идеального родителя как эталона, представление о ребенке и взаимодействии с ним. На второй - стадии выкармливания (от рождения до 1 года) - центральной задачей становится формирование привязанности и первых форм сотрудничества и совместной деятельности с ребенком. Первичная иерархизация ценностей и ролей в контексте развития идентичности родителей также осуществляется именно на этой стадии. Стадия авторитета (от 2 до 5 лет) знаменует переход родителей к решению задач социализации ребенка и, соответственно, к первой оценке эффективности процесса воспитания. Насколько мой ребенок отвечает идеальному его образу, созданному в моем представлении? Могу ли я принять ребенка таким, какой он есть? Насколько я сам удовлетворяю себя как родитель? Ответы на эти вопросы предполагают рефлексию, развернутую родителем по поводу содержания и оснований его отношений с ребенком и переход к более продуманной системе воспитания с учетом «работы над ошибками» раннего периода становления родительства. Четвертая стадия - стадия интерпретации - приходится на младший школьный возраст: здесь родители подвергают ревизии и пересмотру многие концепции воспитания, которых прежде придерживались в своем общении с детьми. Пятая - стадия взаимозависимости - характеризуется изменением структуры властных отношений: родители должны перестроить свои отношения с подростками с учетом их стремления к автономии и независимости. Характер перестройки отношений со взрослеющими детьми может сделать их партнерскими или, в случае деструктивного ее развития, отношениями соперничества и противостояния. На шестой стадии - стадии расставания - родители должны окончательно признать взрослость и независимости детей, принять их психологический «уход» и решить непростую задачу переосмысления и оценки того, какими же родителями они были.

Вопросы для самоконтроля
1. Каковы основные характеристики детско-родительских отношений?
2. Какими параметрами характеризуются эмоциональные отношения между родителями и детьми?
3. Какова роль матери и отца в психическом развитии ребенка?
4. Каковы основные стадии родительства?
5. Каково значение понятие «родительская позиция»?


Литература для углубленного изучения темы

1. Берн, Ш. Г ендерная психология / Ш. Берн. - СПб., 2001.
2. Дружинин, В.Н. Психология семьи / В.Н. Дружинин. - СПб., 2005.
3. Карабанова, О.А. Психология семейных отношений и основы семейного консультирования / О.А. Карабанова. - М., 2004.
4. Кон, И. С. Меняющиеся мужчины в меняющемся мире // Г ендер- ный калейдоскоп. Курс лекций / Под общей ред. М.М. Малышевой. - М., 2001.
5. Кон, И.С. Ребенок и общество / И.С. Кон. - М., 2003.
6. Кочубей, Б.И. Мужчина и ребенок / Б.И. Кочубей. - М., 1990.
7. Мухамедрахимов, Р.Ж. Мать и младенец: психологическое взаимодействие / Р.Ж. Мухамедрахимов. - СПб., 2003.
8. Овчарова, Р.В. Психологическое сопровождение родительства / Р.В. Овчарова. - М., 2003.
9. Олифирович, Н.И. Семейные кризисы: феноменология, диагностика, психологическая помощь / Н.И. Олифирович, Т.А. Зинке- вич-Куземкина, Т.Ф. Велента. - М., 2005.
10. Родители и дети: Психология взаимоотношений / Под ред. Е.А. Савиной, Е.О. Смирновой. - М., 2003.
11. Филиппова, Г.Г. Психология материнства / Г.Г. Филиппова. - М., 2002.
12. Шнейдер Л.Б. Психология семейных отношений. - М., 2000.

Задания для самостоятельной работы
Задание 1. Охарактеризуйте мотивацию деторождения современной семьи (или для чего взрослым нужны дети)?

Задание 2. Составьте портрет идеального родителя отца или матери).

Задание 3. Подготовить сообщение на одну из предложенных тем:
1. Родительская любовь как культурно-исторический феномен.
2. Типология родителей.
3. Жестокое обращение родителей с ребенком и его влияние на развитие детей.
4. Развитие ребенка в неблагополучной семье.
5. Специфика развития ребенка в неполной семье.
6. Психология отцовства.
7. Позиция родителей и способ поведения ребенка.
8. Психологическая готовность к материнству.

Задание 4. Найдите в Интернете несколько (2-5) интернетфорумов, на которых родители обсуждают свои проблемы воспитания детей и взаимоотношения с ними. Оформите их мнения (не менее 10 высказываний) в виде таблицы с кратким выводом.


Исследование образовательных запросов семьи

Название сайта и адрес форума

Возраст родителей и стаж
родительства

Образовательные запросы родителей
(их суждения, высказывания, мнения, цитаты)

Выводы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Задание 5. Приведите примеры неэффективных высказываний в детско-родительском общении. Почему подобные типы высказываний нельзя считать эффективными?

Задание 6. Проведите диагностику родительского отношения по методике А. Я. Варга, В. В. Столина (на примере двух семей) и интерпретируйте полученные результаты (текст опросника в книге Психологические тесты / Под. ред. А.А. Карелина: В 2 т. М. 2000. Т. 2. С. 144-152.).

Задание 7. Опишите, какое влияние на развитие ребенка оказывает доминирующая гиперпротекция? Воспитание по типу повышенной моральной ответственности? Потворствование? Гиперсоциализирующее воспитание?

Задание 8. Сравните понятия «родительский мониторинг» и «родительский контроль». Чем отличается родительский мониторинг от родительского контроля?

Источник: Милашевич, Е.П. Психология современной семьи : методические рекомендации / Е.П. Милашевич. - Витебск: ВГУ имени П.М. Машерова, 2013. - 52 с.

 

Поиск

Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.