На главную Профилактическая работа психолога в школе Профилактика насилия над детьми Профилактическая программа в старшей школе (Профилактика жестокого обращения с детьми) - Лекция «История и современное состояние жестокого обращения с детьми»
Профилактическая программа в старшей школе (Профилактика жестокого обращения с детьми) - Лекция «История и современное состояние жестокого обращения с детьми»
Профилактическая работа психолога в школе - Профилактика насилия над детьми
Индекс материала
Профилактическая программа в старшей школе (Профилактика жестокого обращения с детьми)
Лекция «История и современное состояние жестокого обращения с детьми»
Практикум по регуляции гнева и агрессии
Памятка «Как любить детей»
Памятка «Как общаться с ребенком»
Школьное насилие: случай из практики
Все страницы

 

5.3.1. Лекция «История и современное состояние жестокого обращения с детьми»
1. Нынешние взгляды общества на воспитание и общественная нетерпимость к насилию над детьми и отсутствию родительской заботы сформировались сравнительно недавно. Насилие над детьми существовало во все времена и возникало гораздо чаще в предыдущих поколениях, чем сегодня. Однако в прошлом его редко рассматривали как серьезную проблему или тревожное явление. В течение долгих лет дети считались исключительной собственностью родителей, а установление жесткой дисциплины и применение наказаний считалось вполне приемлемым и в некоторых случаях даже обязательным. Об этом, в частности, свидетельствует акт о наказании упрямого ребенка от 1654 года (США), в котором сказано, что отцы могли подать петицию в магистрат и отправить своего ребенка на смерть, если он оказывался очень упрямым или непослушным.
Л. Демоз указывал, что до 4 в.н.э. в европейской культуре для отношения родителей к детям был свойственен инфантицид (детоубийство): родители часто убивали своих детей не только с целью жертвоприношения, но и когда они были ненужными (лишними, больными), бросали их, продавали в рабство. Сексуальное насилие над детьми было повсеместно распространено, и обычно они не имели никаких прав. Обычай детоубийства порицался, но наказаний для родителей-детоубийц не существовало, т.к. дети считались их собственностью. Ребенка рассматривали не как личность, а как нежелательный результат половых отношений. В 374 г. н.э. римский император Константин объявил инфантицид преступлением и ввел выплату денежного пособия семьям, усыновившим чужих детей. Это остановило массовые убийства.
В 4 в. – 12-13 вв. из-за запрета на убийство преобладал другой способ избавиться от ненужных детей – изгнание. Их часто отправляют к родственникам, в ученичество. Массовое изгнание детей произошло в виде крестового похода детей (13 в.). Десятки тысяч безоружных детей были отправлены на Восток. Большая часть погибла или была продана в рабство. Общее отношение к детям начало существенно меняться лишь к концу Средневековья (примерно к 16 в).
В 13-17 вв. отношение к ребенку становится амбивалентным: он зол, но в нем есть доброе начало, в нем борются бог и дьявол. Задача родителей – беспощадно смирять природную гордыню ребенка, проявления злого начала, греха, «изгонять дьявола» из его души, «лепить» его характер. При сопротивлении неподдающийся такой «лепке» подвергался избиениям и изощренным физическим наказаниям (пыткам).
В 17-18 вв. ребенок рассматривается как преимущественно механическое существо, не обладающее развитым духовным началом; которому не свойственны человеческие эмоции. Задача воспитания – настроить эту машину с помощью разъяснений и физических наказаний. Физические наказания уже не так жестоки, но весьма суровы: оставление без пищи взаперти, частые порки, опускание в холодную воду до посинения, оборачивание всего тела горчичниками. По отношению к возбудимым детям, а также вялым, болезненным применялась такая медицинская мера как кровопускание.
В 19-первой половине 20 вв. ребенок становится объектом формирования личности по заданному плану, основные усилия родителей направлены на тренировку его воли и подготовку к самостоятельной жизни. Расцветают психологические и педагогические доктрины воспитания человека с помощью заданного обществом образца. Главное педагогическое воздействие – убеждение, физические наказания становятся мягче и рекомендуются как крайние средства. Использовался детский труд. Так в Англии 19 в. пролетарские дети иногда начинали работать с пятилетнего возраста, нередко с шестилетнего, еще чаще  с  семилетнего,  но  почти  все  дети  неимущих  родителей  работали с восьмилетнего возраста; рабочее время у них продолжалось 14-16 часов. Рабочий день начинался в 5 часов утра. Из перил лестницы торчали острые колья, чтобы не давать детям заснуть. Если дети допускали брак, их били. Они не учились в школе.
В 20 в. родители пытаются понять ребенка как уникальное существо, стремятся обеспечить его индивидуальное развитие, в отношениях преобладает эмоциональный контакт и сочувствие. Правда, подобное отношение распространено мало, имеется только в кругах демократической интеллигенции. В США только в конце XIX века дети получили специальные права, так как вступили в силу законы о труде детей и об обязательном посещении школы. Еще позже были изданы законы против жестокого обращения с детьми, ограничивающие применение физических наказаний [14; 15; 28; 41].
2. Жестоким обращением является причинение вреда ребенку вследствие злоупотребления родителями или лицами, их заменяющими, своей властью над ребенком для удовлетворения личных потребностей вопреки интересам ребенка. Жестокое обращение с детьми является частным случаем насилия по отношению к детям. Его специфика заключается в том, что насилие совершается родителями или лицами, выполняющими функции родителей (опекунами, попечителями, постоянно проживающими в семье отчимами или мачехами, воспитателями интернатных учреждений), призванными заботиться о ребенке, пользующимися в его глазах безусловным авторитетом. Когда эти лица злоупотребляют своим положением, он лишается поддержки значимых взрослых, не имеет возможности защитить себя, поэтому их действия вызывают значительно более  тяжелые последствия, чем насилие со стороны незнакомых лиц. Также из-за закрытости семьи от социального контроля жестокое обращение с ребенком продолжается длительное время, что усугубляет его последствия. 
Жестокое обращение с детьми – общий термин, относящийся к четырем основным видам воздействия: физическому, сексуальному и эмоциональному насилию, а также к отсутствию родительской заботы (пренебрежению потребностями ребенка). Основные признаки жестокого обращения с детьми выражаются в том, что родители не занимаются воспитанием ребенка, не проявляют чуткости, не общаются с ним и не поддерживают ребенка в критические моменты. Они придают слишком большое внимание контролю и дисциплине или тому, как избежать исполнения родительских обязанностей и сократить контакты, и поэтому редко получают удовольствие от общения с ребенком. Насилие и отсутствие родительской заботы проявляются в том, что взрослые унижают и оскорбляют ребенка; проявляют любовь в зависимости от обстоятельств; эмоционально и физически отвергают внимание ребенка; пользуются грубыми и жестокими методами контроля; нечувствительны к потребностям ребенка; намеренно пугают ребенка, угрожают ему или провоцируют у него негативные реакции; применяют принуждения, угрозы или подкуп; используют сексуальное или физическое принуждение и насилие.
Жестокое обращение с детьми встречается во всех культурах, независимо от национальности, религиозной принадлежности, пола, возраста и сексуальной ориентации родителей. Насилие и отсутствие родительской заботы создают в семье длительно сохраняющуюся неблагоприятную атмосферу. Эта атмосфера создается теми людьми, которые должны защищать ребенка, поддерживать и заботиться о нем. Дети из неблагополучных семей растут в обстановке, в которой невозможно нормальное развитие. Более того, они рискуют в результате такого воспитания приобрести соматические и психические расстройства.
Физическое насилие – вид отношения к ребенку, когда ему умышленно причиняют телесное повреждение или не предотвращают возможности его причинения; включает такие действия, как битье, пинки, укусы, ожоги, резкие толчки или нанесение ребенку физических повреждений другими способами. Повреждения могут наноситься не намеренно, а являться результатом применения слишком жестких дисциплинарных методов или физического наказания. Они могут быть незначительными (синяки, ранки), умеренными (шрамы, ссадины) или сильными (ожоги, растяжения или переломы костей).
Признаки физического насилия:
• необъяснимо возникшие кровоподтеки;
• шрамы, следы связывания, следы ногтей, следы от сжатия пальцами;
• следы от ударов предметами (ремнем, палкой, следы от веревочной петли);
• след от укуса на коже;
• наличие на голове участков кожи без волос;
• необъяснимые следы от ожогов (от кончика сигареты, ожоги по форме варежки или носка);
• ожоги горячим предметом (от зажигалки, утюга, и т. д.);
• необъяснимые переломы костей, вывихи, раны;
• повреждения внутренних органов (разрыв печени, ушибы почек, мочевого пузыря в результате удара в живот или в бок);
• необычное состояние ребенка после насильственного приема алкоголя или лекарств;
• умерший ребенок с признаками насилия (убийство);
• следы на теле разной давности (раны, кровоподтеки и т. д.) говорят о повторяющемся физическом насилии.
Особенности поведения ребенка, подвергаемого физическому насилию:
• страх при приближении родителя к ребенку;
• пассивность, замкнутость или повышенная агрессивность;
• общее избегание физического контакта;
• застывший, испуганный взгляд (наблюдается и у грудного ребенка);
• необъяснимые изменения в поведении (прежде жизнерадостный ребенок теперь постоянно грустен, задумчив, замкнут);
• страх перед уходом из школы/детского сада домой. И, наоборот, перед уходом в школу, если насилие применяется в школе или на улице;
• учащение случаев причинения себе вреда – саморазрушающее поведение (употребление алкоголя, наркотиков, курение);
• побег из дома;
• ношение одежды, неподходящей к погодным условиям (например, шерстяной свитер с высоким воротником, чтобы скрыть кровоподтеки на теле);
• отчаянные просьбы и мольба ребенка не сообщать родителям о его неудачах (двойки, прогулы, плохое поведение) в школе.
Факторы, связанные с семьей, на основании которых можно предполагать применение физического насилия по отношению к ребенку:
• известно, что в этой семье детей или конкретно данного ребенка и раньше подвергали физическому насилию;
• родитель относится к ребенку с необъяснимым презрением, пренебрежительно;
• родитель применяет жестокие приемы для дисциплинирования ребенка (удары кулаком или рукой, ногой, избиение предметом – ремнем и т.д.);
• в случае физической травмы ребенка родитель не обращается к врачу;
• известно, как родитель угрожал ребенку физической расправой («Ты у меня сегодня заработаешь...») или как он вспоминал насильственные действия («Ты у меня получишь, как тогда...»);
• описание родителем происшествия не совпадает с характером травмы у ребенка (например, родитель привозит своего шестилетнего сына без сознания, объясняя травму головы падением с качелей, а при этом на теле ребенка обнаруживаются кровоподтеки разной давности, ссадины в виде полос от ударов ремнем и связывания);
• родитель не может объяснить, как возникла травма, дает противоречивые объяснения.
Пренебрежение потребностями ребенка означает неспособность родителей реагировать на нужды ребенка и включает отсутствие заботы о его физическом состоянии, о получении им образования и эмоциональную безучастность. Отсутствие заботы о физическом состоянии ребенка выражается в отсутствии контроля над ним; родители не заботятся о его здоровье, оставляют его, выгоняют из дома или отказываются принимать домой ребенка, который сбежал и вернулся. Как узнать заброшенного или беспризорного ребенка?
Признаки отсутствия контроля над ребенком:
• стереотипные движения, например, ритмичное покачивание тела (как это бывает при синдроме психического госпитализма);
• жадно ест предложенную пищу;
• постоянное чувство голода, ребенок выпрашивает или ворует еду у посторонних;
• у ребенка маленький прирост веса, который увеличивается при получении соответствующей его возрасту пищи, например, в больнице;
• наличие необычайной усталости, пассивности, ребенок может заснуть в окружении детей во время игры;
• замкнутость, отсутствие желания общаться, стремление к одиночеству;
• стремление обратить внимание каждого взрослого;
• желание идти вместе с чужим человеком;
• ребенка часто оставляют дома одного или запирают в помещении;
• заношенная, грязная одежда ребенка;
• замедленное развитие речи и движений;
• отсутствие вакцинации ребенка по причине «нехватки» времени у родителей пойти в поликлинику;
• со слов родителя, частые «случайные» травмы ребенка (выпадение из коляски и последующая травма головы, ребенок хватается за горячий предмет, опрокидывает на себя горячую жидкость и т. д.);
• неоднократные опоздания в школу или уклонение от обучения в ней.
Физическая заброшенность ребенка выражается в отсутствии действий, учитывающих и удовлетворяющих его потребности, или в неверных действиях по отношению к нему, например: ребенка оставляют без соответствующего его возрасту необходимого питания, или пищу готовят неприемлемым для него способом (шестимесячному ребенку дают кусками пищу, которую он не в состоянии жевать и глотать); ребенку не меняют пеленки; на плач ребенка не реагируют способом, удовлетворяющим его потребности (забывают время кормления, не берут на руки, не утешают и не пытаются понять причину плача); ребенка одевают не по погоде.
Заброшенность здоровья ребенка выражается в следующих формах: отсутствует систематическая диспансеризация ребенка, необходимая в его возрасте; родители отказываются от необходимых для ребенка медицинских процедур (очередная вакцинация, лабораторное и диагностическое обследование и пр.) или избегают их; ребенку не покупают необходимые лекарства; ребенку дают заведомо неправильные либо некачественные лекарства или в неправильной дозировке; в случае серьезной травмы не обращаются к врачу; не обращают внимания на соматические жалобы ребенка и вовремя не обращаются к врачу. Отсутствие заботы о получении ребенком образования выражается в том, что родители игнорируют регулярные прогулы школьных занятий, не отдают ребенка в школу при достижении им необходимого возраста, не помогают ребенку получить образование.
Пренебрежение образованием ребенка выражается в следующих ситуациях: ребенок часто опаздывает в школу; ребенок часто пропускает занятия; родители утром не будят ребенка в нужное время, чтобы он успевал к началу занятий; родители избегают контакта с учителями, отказываются от сотрудничества с ними; родители вместо занятий оставляют ребенка дома для присмотра за младшими детьми или выполнения какой-либо работы; родители не заботятся о возможностях развития способностей ребенка; родители не интересуются школьными проблемами и успеваемостью ребенка.

Эмоциональная безучастность родителей выражается в их нежелании или неспособности установить с ребенком прочную привязанность и оказывать ему психологическую поддержку; в супружеском насилии в присутствии ребенка; в позволении ребенку употреблять алкоголь или наркотики. Действия родителя, оставляющего ребенка без эмоционального общения и заботы: равнодушное отношение

к нуждам ребенка и отказ в их удовлетворении; отсутствие одобрения ребенка; игнорирование ребенка, т. е. невнимание к нему, неуважение его как личности; отсутствие и нежелание эмоциональной близости с ребенком (родитель не гладит ребенка по голове и не берет его на руки).
Сексуальное насилие включает ласки детских гениталий, половой акт, инцест, содомию, эксгибиционизм и коммерческое использование детей в целях проституции или при производстве порнографических материалов.
Эмоциональное насилие – это любое действие, которое вызывает у ребенка состояние эмоционального напряжения (страх, унижение, волнение, подавленность и т. д.), подвергая опасности возрастное развитие его эмоциональной жизни; включает такие действия как вербальные угрозы, оскорбления, унижения, обзывания его такими словами как «дебил», «тупица», частые выражения сомнения в интеллектуальных возможностях, в том числе публичные, понижающие самооценку ребенка, экстремальные или нетипичные формы наказаний, такие как запирание его в темном туалете, пассивное лишение любви, включающее холодность или оставление без ответа попыток ребенка пообщаться. Вместо нормальных реакций родителей на успех ребенка – похвалы, гордости и радости, он подвергается противоположным чувствам родителей – равнодушию и раздражению. Прямо или косвенно ребенку запрещается испытывать и выражать эмоции: «Не реви!», «Не злись», «Что ты тут хохочешь? А ну, потише!», «Отстань, не мешай мне», «Не путайся под ногами!» и т. д.
К эмоциональному насилию относятся следующие действия по отношению к ребенку:
• изоляция, то есть отчуждение ребенка от нормального социального общения;
• угрюмость, отказ от обсуждения проблемы;
• «торговля запретами» (например, если ребенок в определенное время не выполнил уроки или не убрал постель, то за этим на определенное время следует запрет смотреть телевизор или гулять);
• оскорбление ребенка;
• терроризирование, то есть неоднократное оскорбление ребенка словами и формирование стабильного чувства страха;
• поддержание постоянного напряжения, запугивание, угрозы;
• брань, издевки;
• запугивание наказанием («Еще одна двойка или очередная выходка в школе, и я возьмусь за ремень»);
• моральное разложение (коррумпирование), привлечение и принуждение ребенка к действиям, которые противоречат общественным нормам и наносят ущерб ребенку (вовлечение или принуждение к совершению краж, употреблению алкоголя или наркотиков).
Примеры эмоционального насилия: ««Ничтожество. Ты ничего не можешь сделать по-человечески!»; «Ты мне отвратителен! Заткнись!»; «Придурок! Ты не в состоянии даже выслушать меня»; «Вон отсюда! Не могу больше на тебя смотреть»; «От тебя больше неприятностей, чем пользы»; «Лучше бы ты никогда не рождался».
Признаки эмоционального насилия:
• родитель предъявляет к ребенку завышенные требования, с которыми он не в состоянии справиться, что формирует низкую самооценку и приводит к переживанию им фрустрации;
• родитель сурово наказывает ребенка;
• родитель чрезвычайно критичен по отношению к ребенку, обвиняет его;
• родитель злится и устрашающе ведет себя;
• ребенок эмоционально невосприимчив, равнодушен;
• ребенок грустен, субдепрессивен или у него выраженная депрессия;
• ребенок сосет пальцы, монотонно раскачивается (аутоэротические действия);
• ребенок замкнут в себе, задумчив или, наоборот, агрессивен;
• ребенок «приклеивается» к любому взрослому в поисках внимания и тепла;
• ребенок испытывает ночные приступы страха, плохо спит;
• ребенок не выказывает интереса к играм.
• ребенок страдает ночным или дневным недержанием мочи;
• ребенок предъявляет такие психосоматические жалобы как головная боль, боли в животе и области сердца, сообщает о том, что ему плохо и т. д.;
• у него замедлено физическое и общее развитие.
3. Наиболее общий фактор жестокого обращения – общество не только не осуждает насилие, но прославляет его прямо или косвенно, в том числе и с помощью масс-медиа. Насилие, демонстрируемое по телевизору, является примером того, что это – приемлемый способ решения конфликтов. В основе насилия по отношению к социально отверженным группам лежит социальное неравенство, и его испытывают не только дети, но и взрослые люди. Группа, которую общество считает менее достойной и не заслуживающей экономической и политической поддержки, наиболее уязвима перед жестокостью и другими унижениями. Жестокое обращение с детьми больше распространено среди бедных и неимущих. Ему способствуют ограниченные возможности заботы о ребенке, плохие жилищные условия и недоступность квалифицированного медицинского обслуживания. Ненадежность социального положения семьи, нехватка материальных средств и невозможность выбора создают трудности, с которыми она не может справиться. В периоды высокого уровня безработицы повышается количество насилия мужчин над женщинами и детьми. Родители, внезапно потерявшие работу, могут начать жестоко обращаться со своим ребенком, поскольку безработица снижает их социальный статус и самооценку родителей, которые они пытаются компенсировать утверждением своего авторитета в доме посредством физического превосходства. Насилие родителей возникает как попытка преодолеть стрессогенные события своей жизни. Дети в неполной семье значительно больше рискуют оказаться лишенными родительской заботы или подвергнуться физическому насилию. Дети, живущие только с отцами, в два раза чаще подвергаются физическому насилию, чем те, кто живет с одной матерью. Жестокое обращение с детьми чаще встречаются в больших семьях, где появление каждого нового ребенка привносит дополнительные заботы и трудности. Хотя насилие над детьми наиболее характерно для бедных семей, оно обнаруживается на всех социально-экономических уровнях. Это может объясняться тем, что насилие, происходящее в домах представителей среднего класса, имеет меньше шансов дойти до сведения властей.
Многие родители, склонные к насилию и не заботящиеся о детях, были лишены возможности усвоить в детстве позитивные модели родительского поведения и поддержки, например, такие как похвала и объяснение. Их собственное детство часто бывало очень травматичным. Они не владеют навыками социального взаимодействия, избегают его, испытывают трудности с установлением дружеских отношений. Такие родители реже общаются со своими детьми в процессе их повседневной деятельности и безучастны к ним. Возможна ситуация, когда у них не окажется никого, к кому можно при необходимости обратиться за помощью, и они начнут изливать свою фрустрацию на детей. Супружеское насилие и конфликты тоже могут стать факторами жестокого обращения с детьми.
Родители, жестоко обращающиеся с детьми, неправильно воспринимают обычные детские поступки, т.к. не имеют должного представления о своей роли и о том, какое поведение характерно для ребенка на данном уровне развития. Например, отец может злиться из-за того, что его 3-летний ребенок не убирает за собой. Также нереалистичные ожидания и негативное отношение родители испытывают к себе, что приводят к суровым наказаниям ребенка за дурные поступки для поддержания контроля.
4. Жестокое обращение как злоупотребление властью родителей над детьми не позволяет удовлетворять базовые потребности ребенка во внимании, любви, общении и защищенности.
Дети, лишенные родительской заботы, могут испытывать проблемы со здоровьем, их рост замедляется, и у них часто возникают аллергии и диабет. Имея низкий уровень адаптации, такие дети ведут себя крайне неровно – их поведение колеблется от активного непослушания до чрезвычайной пассивности. Маленькие дети становятся боязливыми и часто проявляют регрессивные и соматические признаки дистресса. У них возникают нарушения сна, они могут страдать от головных болей, болей в животе, диареи, язвы и энуреза. Дети постарше, как правило, ведут себя более агрессивно со сверстниками; девочки обычно пассивны, уходят от общения и у них формируется низкая самооценка.
Физическое здоровье детей, над которыми совершили сексуальное насилие, оказывается подорванным из-за ранней беременности, возникающих гинекологических проблем, возможности заболеваний, передающихся половым путем (в том числе СПИДа), из-за проблем мочеполовой системы. Многие острые симптомы, возникающие после сексуального насилия, похожи на обычные детские реакции на стресс, такие как страх, гнев, тревога, утомляемость, депрессия, пассивность, проблемы с концентрацией и сохранением внимания и отказ от повседневных занятий и обычной деятельности. Очень часто после сексуального насилия маленькие дети испытывают регресс, страдая от энуреза, нарушений сна и легко поддаваясь переменам настроения. В начальном школьном и подростковом возрасте признаки дистресса могут выражаться в антисоциальном поведении, включая правонарушения, употребление наркотиков, сексуальную распущенность или нанесение себе телесных повреждений. Некоторые дети, подвергшиеся сексуальному насилию, проявляют сексуальность по отношению к другим детям и/или игрушкам. Такое поведение выражается в частой мастурбации, не по возрасту ранних сведениях о сексе и/или ярко выраженных соблазняющих или распутных действиях. Кроме того, у ребенка зачастую ухудшается успеваемость, резко изменяется поведение и осложняются отношения со сверстниками. Сексуальное насилие разрушает доверие ребенка, вносит в его жизнь обман.
Родители, которые пренебрегают ребенком, оставляя его наедине с непосильными для него отрицательными чувствами и не обеспечивая его положительными эмоциями, лишают его защиты и чувства безопасности. Дети, подвергающиеся эмоциональному насилию, быстро утрачивают мотивацию и чувство гордости от своих достижений. Они делают вывод, что проявлять радость от своих достижений и связанное с этим чувство счастья опасно и неправильно. Эти дети часто не умеют находить радость в том, от чего радуются другие. Ребенок перестает чувствовать потребность в том, чтобы поделиться горем или радостью, успехами, наблюдениями, да и просто приласкаться, почувствовать нежность, тепло самых близких людей. Эмоции ребенка развиваются односторонне, искажается как понимание собственных эмоций, так и их внешнее проявление, он не учится понимать чувства других людей и сопереживать им. Во взрослом состоянии такие дети не только не умеют выражать свои переживания, но и вообще боятся их и стремятся уйти из ситуаций, где затрагиваются чувства. Нарушения эмоциональной жизни заброшенного или подвергшегося насилию ребенка проявляются в виде эмоциональной неустойчивости, эмоционального равнодушия, перевеса отрицательных чувств над положительными, неумения справляться с гневом и страхом. Злобная, недоброжелательная обстановка формируют низкую самооценку. Ребенок чувствует себя нежеланным и нелюбимым, относится к себе враждебно и с презрением, испытывает чувство вины и стыда за свое существование. Ребенок растет со знанием того, что он плохой и несостоятельный во всем. В дальнейшем он воспроизводит уже усвоенные им паттерны доведения в собственной жизни, в том числе и в общении со своими детьми. Пренебрежение базовыми потребностями ребенка мешает формированию привязанности ребенка к родителям как основы для последующих близких отношений с другими людьми и доверия к миру. Такие дети считают мир опасным, а взрослых – не заслуживающих доверия. Страдают развитие самопознания ребенка, социальные навыки, интеллектуальное развитие и адаптационные способности. Пренебрежение образовательными потребностями детей приводит к частым отсутствиям в школе, что становится причиной трудностей в учебе, недоразумений с учителями, страха перед школой и всем, что с ней связано.
Испытавший физическое насилие ребенок вырабатывает агрессивную, разрушительную модель поведения. Подавление гнева по отношению к насильнику и обращение его внутрь может привести к депрессии, ненависти к себе и спровоцировать саморазрушающее поведение, в том числе суицид. Жертвы физического насилия ощущают себя непопулярными, несчастными, непослушными, они верят, что другие лучше их и считают наказания справедливыми. Отсутствие положительного опыта способствует формированию низкой самооценки, которая при малейших неудачах еще более усугубляется. Последствиями физического насилия для детей являются отсутствие контроля над своей импульсивностью, снижение способности к самовыражению, отсутствие доверия к людям. Непосредственно после травмы возникают острые состояния страха, отсроченными последствиями могут стать садистские наклонности. Одновременно у ребенка формируются две роли – жертвы и насильника. У жертв физического насилия снижается успеваемость, нарушается интеллектуальное и речевое развитие.
У трети детей, подвергавшихся плохому обращению, впоследствии формируется посттравматический синдром. Жестокое обращение способствует формированию таких защитных механизмов как проекция (присвоение своих чувств и мыслей другим), изоляция чувств (их трансформация в несуществующие), диссоциация (отстраненность от своего Я). Подростки, страдавшие от жестокого обращения, подвержены повышенному риску злоупотребления психоактивными веществами, которые они используют для ослабления дистресса. Жестокое обращение в детстве ведет к ранним и частым правонарушениям [15; 20; 28; 62].

 



 

Поиск

Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.