План: 1. Материнство как психологический феномен. 2. Психология отцовства. 3. Родительская любовь как основа воспитания. Типы родительской любви. 4. Этапы развития материнской любви. 5. Этапы развития отцовской любви.
Материнство как психологический феномен
Материнство - сложный феномен, имеющий физиологические механизмы, эволюционную историю, культурные и индивидуальные особенности. В каждой культуре есть целый институт материнства, который в качестве составной части включает в себя способы воспитания женщины как матери. Эти способы рассчитаны на то, что часть содержаний своих функций мать будет осознавать, а часть - нет. Соответственно, в общественном сознании также не все функции матери полностью осознаются, часть из них представлена в форме поверий, примет, суеверий и т.п. Все это вместе может быть охарактеризовано как конкретно-культурный «путь к модели» материнства, которое само по себе есть инструмент, созданный природой и обществом для «производства» ребенка как представителя своего вида и своей культуры. В обществе постоянно происходят изменения модели материнства и детства, соответствующие изменению в самих общественных отношениях. Изменяется и отношение женщины к своей роли матери. В современных условиях эти изменения настолько стремительны, что имеющийся «путь к модели» материнства, складывающийся в общественной практике в течение десятков тысяч лет и включающий в себя способы формирования у матери материнских функций, не успевает измениться соответствующим образом. В наши дни материнство занимает незначительное место в иерархии ценностей женщины. Заметное возрастание стремления к высокому профессиональному статусу и карьере, повышенная тяга к благосостоянию и высокому уровню потребления препятствуют родительству. Налицо новая модель личности, не обеспеченная соответствующей моделью материнства. Усугубляет положение разрыв межпоколенных связей, утрата традиционных способов передачи опыта и оформления материнско-детского взаимодействия. Женщина на пороге материнства оказывается неосведомленной об элементарных особенностях развития ребенка и своих функциях в уходе за ним и общении. Кроме того, уменьшение количества детей в семье ведет к тому, что часто первый младенец, с которым встречается мать, - это ее собственный ребенок. Интерес к материнству в психологии возник первоначально в русле двух направлений: при изучении роли матери в образовании ранних личностных структур (психоанализ и другие направления психологии личности: З. Фрейд, К. Хорни, Э. Эриксон, Дж. Боулби и др.) и в практических исследованиях, связанных с нарушением психического развития ребенка (задержки и нарушения психического развития, детская психиатрия, социальная дезадаптация, психологические проблемы детей и подростков: А. Фрейд, М. Кляйн, Д. Винникотт, М. Маллер и др.). В отечественной психологии в рамках второго направления изучалось материнское отношение, материнская (родительская) позиция, детско-родительское взаимодействие (В.И. Гарбузов, Э.Г. Эйдемиллер, А.С. Спиваковская, А.Я. Варга, А.Д. Кошелева, В.И. Перегуда, И.Ю. Ильина и др.). Во всех этих случаях выделяются отдельные стороны материнства или отдельные его функции. Самостоятельным направлением можно считать перинатальную психологию, занимающуюся проблемами беременности, родов, послеродового периода в психологическом и физиологическом аспектах. Другой аспект материнства представлен в русле изучения материнско-детского взаимодействия в детской психологии, как отечественной, так и зарубежной. Роль взрослого в развитии ребенка как представителя человеческого рода, принятая в качестве основополагающей в культурно-историческом подходе, в отечественной психологии легла в основу выделения взаимодействия ребенка со взрослым в качестве самостоятельного объекта исследования (М.М. Лисина, Е.О. Смирнова, Н.Н. Авдеева, С.Ю. Мещерякова, О.В. Баженова, Л.Л. Баз, Г.В. Скобло, А.Д. Кошелева, В.И. Перегуда, Г.И. Свердлова, И.Ю. Ильина и др.). Поведение матери рассматривается как источник развития ребенка как субъекта познавательной активности, общения, самосознания. В зарубежных исследованиях мать и ребенок рассматриваются как составляющие единой диадической системы, только в рамках этой системы приобретающие статус «матери» и «ребенка» и взаимно развивающиеся как элементы этой системы. Мать рассматривается как «среда» для ребенка, а ребенок, в свою очередь будучи «объектом» для матери, - как ее проявление в качестве этой «среды» (и наоборот). Таким образом, в качестве объекта исследования здесь тоже выступает взаимодействие матери с ребенком. Если обобщать все основные направления исследований, то можно обнаружить, что материнство как психосоциальный феномен рассматривается с двух основных позиций: материнство как обеспечение условий для развития ребенка и материнство как часть личностной сферы женщины.
Психология отцовства
Существует психологическая связь между сформированностью отцовского чувства и уровнем зрелости личности родителя. Вот почему гораздо чаще отцовство в полной мере переживается отцами поздних детей. Основная психологическая трудность «незрелых» отцов, что, впрочем, свойственно и молодым матерям, заключается в неумении извлекать удовольствие, радость от общения с ребенком. Зрелость отцовских чувств выражается в любящем, принимающем стиле воспитания, ориентированном на ребенка. У таких отцов развитая эмпатия, им свойственно опекать, заботиться о ребенке, а отцовство со всей силой захватывает их именно в первые годы жизни ребенка. Характеризуя отцовскую любовь зрелых отцов, можно сказать, что они испытывают потребность в том, чтобы учить, передавать себя, сделать ребенка в высшем культурном смысле своим наследником, то есть, передать в будущее все лучшее, чем владеешь сам. Эти отцы более эффективны во взаимодействии с детьми раннего и дошкольного возраста. В соприкосновении с ребенком созревают истинно мужские черты - потребность и способность защищать, принимать на себя ответственность, крепнут внутренняя энергия и сила. Что происходит, когда отцовские чувства, или роль отца в семье недостаточно выражены, как это сказывается на развитии ребенка? Психологами хорошо изучены ситуации патернальной депривации, где отец хотя и присутствует физически, но в воспитании ребенка не участвует, либо действует искаженно. В таких семьях обычно наблюдается инверсия ролей, строгий авторитет здесь чаще представляет мать. В результате доминирования матери и отчуждении отца нарушается положительная идентификация ребенка с родительскими моделями. Возникает опасность трансляции искаженной модели отцовства в последующие поколения. При нормальных условиях отец значительно влияет на половую идентификацию ребенка. Для сына уже в раннем возрасте он является своеобразным примером, моделью для подражания, следовательно, влияет на формирование половой идентичности. Как замечает И.С. Кон, пассивные, отстраненные отцы мало влияют на формирование собственно мужских черт у своих сыновей. Недостаточный опыт общения с отцом и отсутствие приемлемой модели идентификации ослабляет формирование отцовских чувств у мальчика и юноши, часто неблагоприятно сказывается в будущем на воспитании своих собственных детей. Психиатр Р. Кэмпбелл отмечает, что влияние отца на половую идентификацию девочки наиболее значительно проявляется в период юности. Половая идентичность девочки есть одобрение себя самой как достойной представительницы женского пола. Именно в этом возрасте 13-15 лет она должна получить признание своей значимости как будущей женщины в основном от отца. Отец способствует формированию у дочери позитивной самооценки, выражая одобрение ее действиям, способностям, внешности. Для девочек, воспитывающихся без отцов, при отсутствии реальной модели отношений между мужчиной и женщиной, может сформироваться нереалистичное отношение к лицам мужского пола. В сфере эмоционального развития выявлена связь между отсутствием или слабостью отцовского начала и агрессивным поведением мальчиков. Чрезмерная враждебность по отношению к окружающим возникает у них как бунт против излишней зависимости от матери, ее феминизирующего влияния на протяжении первых лет жизни. Агрессивность, таким образом, есть выражение поиска своего мужского «Я». Мальчики, чрезмерно привязанные к матери, могут испытывать затруднения при общении со сверстниками. Известный отечественный психолог А.И. Захаров характеризуя отцов, чьи дети болеют неврозами, как более робких, застенчивых, молчаливых, замкнутых, сдержанных в общении, чувствительных к угрозе, осторожных, негибких в суждениях, консервативных, ориентированных больше на собственное мнение, чем на мнение окружающих. У импульсивных, порывистых отцов, склонных к неожиданным действиям, сыновья часто страдают неврозами в форме энуреза, тика, заикания. Мнительность, выражающаяся постоянными сомнениями в правильности своих действий или педантизм отца, также являются факторами невротизации ребенка. По мнению А.И. Захарова излишняя строгость отца может спровоцировать у сына появление страхов. Такой же эффект наблюдается у дочери, в случае отсутствия четких требований и вседозволенности со стороны отца.
Родительская любовь как основа воспитания. Типы родительской любви
На протяжении всего периода взросления родители являются для ребенка чрезвычайно значимыми людьми, причем выступают для него в разных ипостасях. Это, во-первых, источник эмоционального тепла и поддержки, без которых ребенок чувствует себя беззащитным и беспомощным. Во-вторых, родители - директивная инстанция, распорядители жизненных благ, наказаний, поощрений. В-третьих, родители - образец, пример для подражания, воплощение лучших личностных качеств, модель взаимоотношений с другими людьми. В-четвертых, родители - источник знаний, жизненного опыта, друзья и советчики в решении сложных жизненных проблем. По мере взросления ребенка соотношения этих функций и их психологическая значимость изменяются. Потребность человека в родительской любви - одна из наиболее сильных и длительных. В ней нуждается ребенок любого возраста, она обеспечивает ему чувство безопасности, поддерживает благоприятное состояние эмоционального мира, учит любви, нравственному поведению и в целом выступает как источник жизненного опыта, необходимого растущему ребенку как потенциальному родителю. А. Лоуэн отмечает, что недостаток любви в ранние годы жизни влечет за собой эмоциональное недоразвитие человека. Для личности, сформировавшейся под воздействием депривации родительской любви, характерно чувство внутренней пустоты. Особая потребность в том, чтобы о нем заботились, делает человека зависимым, вызывает у него стремление к контакту и близости. Такие люди личностно незрелы. Их отношения с другими обусловлены отсутствием внутренних ресурсов (Винникотт Д.В.). А.С. Спиваковская на основе отношений, составляющих родительскую любовь (симпатия-антипатия, уважение-пренебрежение, близость-дальность), описывает восемь типов родительской любви. 1. Действенная любовь (симпатия, уважение, близость). Для родителя характерно теплое, эмоциональное отношение к ребенку, принятие его личности и поведения, а также активное внимание к интересам ребенка, уважение его прав и признание своих обязанностей, оказание помощи при разумной требовательности. Формула воспитания: «Хочу, чтобы мой ребенок был счастлив, и буду помогать ему в этом». 2. Отстраненная любовь (симпатия, уважение, но большая дистанция с ребенком). Для родителя характерно высокая оценка ребенка, его внешнего облика, его успехов, способностей. Мягкое общение с ребенком сочетается с недостаточным вниманием к его повседневным нуждам, с поверхностным знанием душевного мира. Внешнее любование ребенком сочетается с неумением помочь ему в его проблемах. Формула воспитания: «Смотрите, какой у меня прекрасный ребенок, жаль, что у меня не так много времени для общения с ним». 3. Действенная жалость (симпатия, близость, но отсутствие уважения). Родителю свойственно признание действительных, а иногда и мнимых отклонений в умственном или физическом развитии ребенка. В результате он приходит к идее об его исключительности: «Мой ребенок не такой, как все, он не так хорош, как другие дети». Родитель предоставляет ребенку особые привилегии, излишне его опекает, тратит массу времени и усилий на предохранение от вредных влияний. Родитель внимателен к ребенку, его интересы сосредоточены на нем, но он не доверяет своему ребенку, не верит в его способности и возможности. Формула воспитания: «Хотя мой ребенок недостаточно умен и физически развит, но все равно это мой ребенок, и я его люблю». 4. Снисходительное отстранение (симпатия, неуважение, большая межличностная дистанция). Для родителя характерно не вполне осознанное оправдание неблагоприятных черт поведения и личностных свойств ребенка, его беспомощности ссылкой на его болезненность, плохую наследственность и другие причины. Неблагополучие ребенка негласно признается его правом. Родитель не вмешивается в дела ребенка, недостаточно ориентируется в его душевном мире. Формула воспитания: «Нельзя винить моего ребенка в том, что он недостаточно умен и физически развит». 5. Отвержение (антипатия, неуважение, большая межличностная дистанция). Для такого родителя свойственны попытки уменьшить общение с ребенком. Он старается не замечать его присутствия, становится холодно неприступным при его приближении, совершенно отстраняется тогда, когда ребенок нуждается в поддержке и помощи. Формула воспитания: «Этот ребенок вызывает у меня неприятные чувства и нежелание иметь с ним дело». 6. Презрение (антипатия, неуважение, малая межличностная дистанция). Здесь характерно игнорирование всего положительного, что есть в ребенке, его достижений. Родитель переживает свою связь с таким, как ему кажется, неудачным ребенком. Их общение наполнено понуканиями, назиданиями, одергиванием, требовательностью. Такой родитель постоянно обращается к различным специалистам с просьбой «исправить» его ребенка. Формула воспитания: «Я страдаю, мучаюсь от того, что мой ребенок так неразвит, неумен, упрям, труслив и неприятен другим людям». 7. Преследование (антипатия, близость). Характерно присутствие твердой убежденности родителя в том, что его ребенок - законченный мерзавец и негодяй. Во всех поведенческих проявлениях ребенка родитель постоянно видит его «злую волю», пытается строгостью и жестким контролем переломить ребенка, склонен к применению излишне строгих мер. Формула воспитания: «Мой ребенок негодяй, и я докажу это!» 8. Отказ (антипатия, уважение, большая межличностная дистанция). Характерно отстранение от проблем ребенка, но родитель издали следит за ним, при этом признает его силу, ценность некоторых личностных качеств ребенка. При обострении отношений родитель охотно прибегает к помощи общественности. Формула воспитания: «Я не хочу иметь с ним дело». В процессе развития ребенка, под воздействием изменений социальной ситуации изменяется и отношение к нему родителя, приобретая при этом черты того или иного типа родительской любви, или их сочетания. Родительская любовь - это явление, сущность которого формируется в процессе индивидуального развития родителя, ожидания и воспитания ребенка, основанное на человеческой потребности в любви и привязанности. Она имеет две ипостаси: любовь матери и любовь отца. Для гармоничного развития личности важно участие в воспитании детей обоих родителей.
Этапы развития материнской любви
Данные медицины, психологии и социологии позволяют предположить, что развитие материнской любви проходит следующие этапы (Р.В. Овчарова). 1. Готовность любить. Данный этап может наступить в достаточно юном возрасте в зависимости от физической и психической зрелости будущей матери. Немаловажное значение имеет окрашенное родительской любовью ее собственное детство. 2. Любовь-ожидание. Возникает с того момента, когда рождение ребенка становится запланированным. Этап включает в себя надежды, связанные с зачатием ребенка, и длится в течение всего срока беременности. 3. Предродовая ригидность. Снижение уровня положительной эмоциональной окрашенности материнского чувства происходит вследствие физического и психического истощения организма роженицы (схватки, нарастающее чувство беспокойства, желание приблизить момент рождения ребенка либо острая потребность его отдалить, связанная со страхом). 4. Лимеренция. Эмоционально-окрашенное послеродовое состояние удовлетворения, связанное с ощущением «разрешения» (рождения ребенка) и впечатлением от первых кормлений. 5. Сформированность родительского чувства. Этап характеризуется выбором матерью специфических форм проявления родительской любви.
Этапы развития отцовской любви
Мужчины менее чувствительны в эмоциональном плане, в общении с детьми более сдержанны, больше ориентированы на выполнение социально-производственных функций. Отцовская любовь возникает не сразу, а по мере взросления ребенка. Учитывая особенности отцовской любви, можно выделить следующие ее этапы (Р.В. Овчарова). 1. Готовность любить. Для ее формирования огромную роль играют переживания детства. Готовность к подобным чувствам у мужчин возникает гораздо позднее и не определяется физиологическим созреванием. 2. Любовь-ожидание. Включает в себя ожидание, связанное с образом будущего наследника. Продолжается этот этап до того момента, когда отец впервые увидит своего ребенка. 3. Послеродовая ригидность. Возникает как результат отсутствия ощущения тесной взаимосвязи с ребенком. Взаимодействие с младенцем на первых порах ограничивается удовлетворением его физиологических потребностей, которыми, как правило, занимается мать. Так как потребность в детях у отца меньше, то в возне вокруг младенца ему нередко видится нечто неприличное. Отцу нужны достижения ребенка, чтобы появился повод его любить, а до этого отношение к малышу сводится к самовнушению. 4. Заинтересованное наблюдение. Когда с младенцем можно играть и общаться, отцовское чувство становится более эмоциональным. Маленькие достижения ребенка (первая улыбка, хватательный рефлекс) значительно обогащают его положительными переживаниями. 5. Заинтересованное сотрудничество. Оно характеризуется выбором формы проявления отцовской любви. Любовь отца на данном этапе - это зрелое и богатое чувство, связанное с удовлетворением ведущей потребности мужчин - учить, передавать свой опыт. Если ребенок рождается с каким-либо дефектом, мать часто становится единственным человеком, на которого ребенок может положиться, она останется рядом со своим ребенком при любых обстоятельствах (если испытывает к нему любовь).
План семинарского занятия по теме Психология материнства и отцовства
Вопросы для обсуждения: 1. Материнство как психологический феномен. 2. Психология отцовства. 3. Родительская любовь как основа воспитания. Типы родительской любви. 4. Этапы развития материнской любви. 5. Этапы развития отцовской любви. Задания для самостоятельной работы (по выбору студента) 1. Написать эссе на тему «Мать (отец) в моей жизни». 2. Подготовить сообщение на тему родительской любви (на основе примеров из художественной литературы). 3. Афоризмы о материнстве и отцовстве. 4. Пословицы, поговорки о материнстве и отцовстве. Литература: 1. Александрова, Е.А. Как подружиться с собственным ребенком / Е.А. Александрова. - М.: Чистые пруды, 2008. - 32 с. 2. Алешина, Ю.Е. Проблемы усвоения ролей мужчины и женщины / Ю.Е. Алешина, А.С. Воловик // Вопросы психологии. - 1991. - №2 4. 3. Андреева, Т.В. Психология современной семьи: монография / Т.В. Андреева. - СПб.: Речь, 2005. - 435 с. 4. Борисенко, Ю.В. Проблемы влияния патернальной депривации на развитие личности подростка / Ю.В. Борисенко // Семейная психология и семейная терапия. - 2008. - № 2. 5. Борисенко, Ю.В. Психология отцовства / Ю.В. Борисенко. - М.: Обнинск: ИГ-СОЦИН, 2007. - 220 с. 6. Гребенников, И.В. Основы семейной жизни / И.В. Гребенников. - М., 1991. - 158 с. 7. Кочубей, А. Визит в семью, или практика работы с семьями: учеб.-метод. пособие / А.Кочубей, Н. Умарова. - Псков: ПОИПКРО, 2002. - 118 с. 8. Минияров, В.М. Психологическое консультирование по проблемам родительско-детских отношений / В.М. Минияров, В.А. Ель- цова, Е.Ю. Райкова. - Самара: СГПУ, 2005. - 211 с. 9. Овчарова, Р.В. Родительство как психологический феномен: учеб. пособие / Р.В. Овчарова; МПСИ. - М.: МПСИ, 2006. - 486 с. 10. Прохорова, О.Г. Основы психологии семьи и семейного консультирования / О.Г. Прохорова. - М.: Сфера, 2005. - 224 с. 11. Целуйко, В.М. Вы и ваши дети: психология семьи / В.М. Целуйко. - Ростов н/Д: Феникс, 2004. - 448 с. Источник: Психология семьи для специальности (направление специальности) Психология: учебно-методический комплекс по учебной дисциплине / сост. Н.И. Циркунова. - Витебск : ВГУ имени П.М. Машерова, 2016. - 179 с. |