На главную Лекции и практикум по психологии Конференции и доклады по психологии Материнство и детство в произведениях русского и советского искусства
Материнство и детство в произведениях русского и советского искусства
Лекции и практикум по психологии - Конференции и доклады по психологии

Л. А. Соловьёва Елецкий государственный университет им. И. А. Бунина,
г. Елец, Россия

Первые десятилетия XXI столетия в России были посвящены проблемам материнства и детства. Вышеуказанным проблемам уделяется большое внимание, органами власти, общественности и религиозными организациями (социальная концепция Русской Православной Церкви), это связано с тем, что в научной литературе и средствах массовой информации всё чаще стали говорить о «кризисе семьи». Под кризисом семьи понимают не только ценностный кризис семьи, когда семья перестаёт быть ценностью для людей (отказ от вступления в брак и рождения детей), но и негативные явления в области брачно-семейных отношений (распространение идеала однодетной семьи, невыполнение семье функций, ослабление родственных связей и многое другое).

Для улучшения сложившейся ситуации органами власти была разработана семейная политика, направленная на поощрение института материнства и создание здоровой семьи. От «здоровья» семьи во многом зависит, каким общество будет в дальнейшем, поскольку в семье происходит процесс знакомства с социальными ценностями, нормами, традициями, религиозной практикой, образцами поведения, передаётся опыт от старшего поколения к младшим.
Проблемам семьи, материнства и детства посвящено немало работ теоретического и прикладного характера в социально-гуманитарных науках (демография педагогика, социология), а в качестве дополнительного (прикладного) материала «характер семейных отношений в различные исторические эпохи широко представлены в художественной литературе, искусстве» [1, с. 250].
В творчестве русских писателей-реалистов (А. С. Пушкин, Н. В. Гоголь, А. Н. Островский, И. С. Тургенев, Л. Н. Толстой и др.) встречаются проблемы социально-бытовой сферы жизни и брачно-семейных отношений. Л. Н. Толстой является защитником семейных ценностей. Пафос его романа «Анна Каренина» был направлен против бюрократизации и формализации семейно-брачных отношений. Л. Н. Голубева пишет: «Вронский не был способен к браку в силу отсутствия семейного воспитания, и в своём отношении к Анне Вронский воспроизводит модель семьи как формального союза отчуждённых личностей.» [2, с. 23].
Произведения изобразительного искусства содержат в своих сюжетах разнообразную брачно-семейную тематику, которая включает в себя изображения брака, семьи и элементов пропаганды материнства и физического здоровья детей в русском и советском плакате. Под плакатом принято понимать «броское, как правило, крупноформатное, изображение, сопровождённое кратким текстом, сделанное в агитационных, рекламных, информационных или учебных целях» [3].
В связи с изменениями в политической и общественной жизни Советской России роль плаката изменяется (ранее он использовался в рекламных целях), теперь он начинает использоваться в агитационно-пропагандистских и обучающих целях.
Советский плакат 30-х годов был обращён к женской аудитории. На плакатах можно было увидеть разнообразные женские образы, например: Г. М. Шегаль. «Долой кухонное рабство! Даешь новый быт!» (1931), М. Ф. Бри Бейн «Работница, борись за чистую столовую, за здоровую пищу (1931), В. С. Сварог «Делегатка, на ударную уборку полей!» (1930). Обращение к женщине как главной героине объясняется тем, что в послереволюционном обществе женщине отводилось иное место, она (женщина) становилась активным строителем нового социалистического общества.
Серия плакатов по охране материнства и детства была направлена на поощрение института материнства и детства в России XX века. Правовые основы институт материнства и детства появились после прихода к власти Советов, в этот период времени происходит уравнение трудовых прав женщины и мужчины. Кодекс Законов о Труде 1922 года в целях защиты здоровья и интересов матери и беременной женщины устанавливал ряд ограничений, связанных с их трудовой деятельностью. Беременная и кормящая грудью женщина получила право не выходить на сверхурочную и ночную работу. Кормящая мать кроме перерыва на обед получала дополнительный перерыв для грудного вскармливания ребёнка, а женщина, начиная с пятого месяца беременности, могла отказываться от командировок и т. п.
Отдел охраны материнства и младенчества Наркомздрава проводил работу, направленную на медицинское и педагогическое просвещение народных масс при помощи регулярных передвижных выставок «Огромную роль в реализации этой программы в 19211927 годах сыграли плакаты и открытки, . А. С. Соборова, А. И. Коморова и К. В. Спасского» [4, с. 6]. На плакатах Наркомздрава были изображены различные сюжеты на тему «охраны материнства и детства». Это и грудное вскармливание ребёнка, воспитание и образование подрастающего поколения, здоровье матери и др.
Графические работы С. Ягужинского пропагандировали новую форму медицинского обслуживания молодых матерей, таких как женская консультация, что позволяло улучшить здоровье не только матерей, но и детей. В 1925 году им была сделана работа «Дети не должны умирать!»
Медицинские плакаты Галины Константиновны Шубиной играли важную роль в санитарном просвещении молодых матерей «Наши дети не должны болеть поносами, 1940, «Расти здоровым», 1954 и др.
Особое внимание в медицинских плакатах уделяется пропаганде грудного вскармливания. Этой теме посвящены работы П. С. Голубя «Кормите ребёнка грудью», 1947 и Н. Валерианова «Кормите ребёнка грудью», 1957 и др.
В первой половине XX века начали издаваться детские журналы и книги. Вышедший в 1928 году плакат Н. Н. Поманского «Чем ребят бранить и бить - лучше книжку им купить» был ориентирован на решение таких социальных проблем, как детское образование и воспитание в сельской местности.
В последующие годы с помощью плаката велась борьба с такими социальными проблемами, как пьянство и курение. Д. А. Буланов «Папа не пей!», 1930, Неизвестный художник «Курение табака дорогое и вредное дело для здоровья и хозяйства...», 1930, Н. Игнатьев «Табак — яд. Брось курить!», 1957 и др.
В послевоенные годы тема материнства и детства занимает одно из важнейших мест в советском плакате. В этот период работают такие авторы, как В. И. Говорков, В. Н. Ёлкин, В. В. Сурьянинов, Н. Н. Жуков и др. Последний из указанных авторов в 1947 году выполняет плакаты, где главной темой является усыновление семьями детей, потерявших родителей в годы ВОВ.
Широкий диапазон социальных тем в русском и советском плакате (материнство, детство, образование и воспитание) позволил руководству страны вести обширную агитационную работу среди сельского и городского населения страны в области социальной политики.
В современной России место агитационного плаката занимает социальная реклама, которая позволяет не только привлечь внимание к проблемам социума, но и сообщить о социальных инициативах властей в области материнства и детства. Помощником в семейном воспитании может стать и искусство во всех его направлениях (живопись, кинематография, литературные произведения), так как оно (искусство) одновременно является не только источником познания, но и средством эстетического воздействия.

Библиографический список
1. Воробьёв К. А. Социология: учебное пособие для вузов. - М.: Академия Проект, 2005.
2. Голубева Л. Н. Девальвация семейных ценностей в сознании молодёжи как отражение современного состояния семейно-брачных отношений в России XXI века //Альманах современной науки и образования. - Тамбов: Грамота. 2010. - №11 (41): в 2-х ч. - Ч. 1. -С. 21-23.
3. Электронный ресурс URL http://ru.wikipedia.org/wiki (дата обращения 12.04.2011)
4. Материнство и детство в русском плакате. - М.: Контакт-культура, 2006. -158 с.

Источник: Детство, отрочество и юность в контексте научного знания: материалы международной научно-практической конференции 25-26 апреля 2011 года. - Пенза - Шадринск - Ереван: Научно-издательский центр «Социосфера», 2011. - 176 с.

 

 

Поиск

Яндекс.Метрика
Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.