Цель – создание атмосферы взаимопонимания между родителями и детьми, преодоление семейного неблагополучия На доске
- Плох тот воспитатель детей, кто не помнит своего детства.
(Эбнер-Эшенбах.)
- Бранью достигается лишь одна треть, любовью и уступками - все. (Жан Ноль.)
- Любимые дети не бывают сиротами. В. П. Астафьев
- Счастлив тот, кто счастлив у себя дома. Л. Н. Толстой.
Мотивационный блок.
Релаксация. " Я очень рада, что вы пришли на эту встречу, встречу со своим детством. Давайте вместе пролистаем страницы детского альбома и совершим свое путешествие во " вчера". Один из известных современных поэтов сказал: "Я вспоминаю каждый день своего детства с радостью и тихой грустью. Как бы я хотел вернуться в него!" Хотите ли вы, чтобы ваше событие детства повторилось снова? Сейчас мы закроем глаза и вернемся в свое детство, а родители в детство своих детей. Увидьте самую яркую его страничку. Сколько вам лет? Кто рядом с вами? Какого цвета ваша картинка? Какие звуки вы слышите? Какие чувства вас переполняют? Краски тускнеют, звуки уходят, мы возвращаемся. Обсуждение. Блок творчества. 1.Детство для меня. Передайте впечатления собственного детства, используя только существительные (по цепочке под музыку). Например, детство для меня - это морс, руки мамы, мороженое, праздник и т. д. Детство моего ребенка для меня - это … 2.Страницы детского альбома. В этом альбоме представлены ваши любимые фотографии из детства. Посмотрите на них и расскажите о том эпизоде или периоде жизни, которые на них представлены. Мне бы хотелось услышать не только мальчиков и девочек, но и их мам. 4. Интервью (один из учащихся берет у присутствующих интервью) Вопросы для интервью:
- Вы помните свое детство? Какие впечатления своего детства вы хотели бы перенести в свою взрослую жизнь?
- Была ли у вас в детстве любимая игрушка, сохранилась ли она до сих пор?
- С какими людьми связаны для вас самые светлые воспоминания о детстве?
- Вы бы хотели остаться в детстве?
- Что из своих воспоминаний о собственном детстве вы не хотели перенести в будущее собственных детей?
Самоанализ и самооценка. Я_- вчера, я - сегодня. Как вы (дети и родители) изменились за это время? Дайте характеристику себе вчерашним и себе сегодняшним. Вывод Чем лучше мы знаем близких нам людей, чем больше вникаем в их судьбу, чем глубже понимаем их взгляды, убеждения, тем сильнее становится наша любовь к ним. Результаты анкетирования показали, что очень многие подростки хорошо знают своих родителей, их жизненный путь, их трудности и радости. Информационный блок. Наш дом - это наша зашита, наш очаг, в котором должен всегда гореть огонек взаимопонимания, доброты, участия. Но иногда пламя в очаге может быть беспощадным и от былого тепла и понимания остается только пепел. Это происходит в том случае, если непонимание между детьми и родителями перерастает во вражду. Как этого избежать, как сделать так, чтобы пламя в очаге твоего дома горело ровно и освещало своим светом всю твою жизнь? Представьте себе ситуацию. Вы возвращаетесь домой гораздо позже обычного, не предупредив своих родителей. Все окна дома темны, в вашей квартире свет и там снуют из угла в угол ее обитатели. Вы поднимаетесь по лестнице и уже рисуете в воображении вашу встречу.
- Какой будет ваша встреча?
- Какими будут предполагаемые ваши слова, слова ваших родителей?
- Какие эмоции и чувства будут выражать их лица?
- Что бы вам хотелось от них услышать? А что бы хотели услышать родители?
- Сейчас дети озвучат своих родителей, а родители озвучат своих детей.
Проблемный блок. Учащимся предлагается история для обсуждения. "У девочки-школьницы возникли проблемы в общении со сверстниками. У нее возникла необходимость посоветоваться по волнующему ее вопросу. Девочка обратилась за помощью к отцу. В начале отец оказался в затруднительном положении, но, подумав, они совместно с дочерью нашли верное решение. Позднее отец девочки сказал ее матери, что он был чрезвычайно горд обращением дочери к нему за советом и помощью. Учащиеся и родители обсуждают ситуацию и анализируют ее с проекцией на себя. Вывод: считается, что за взаимоотношения в семье отвечают только взрослые, но это не так. Дети могут сделать очень много для установления и поддержания в семье хороших и теплых взаимоотношений. Что для этого можно предпринять? Родителям очень важно, чтобы дети демонстрировали им необходимость в родительском руководстве, совете, помощи. Блок творчества. Что можно сделать вам для улучшения своих взаимоотношений с родителями? Варианты ответов учащихся.
- проявлять послушание;
- быть их сторонниками;
- не огорчать их;
- проявлять человечность и участие ко всем членам семьи;
- оказывать необходимую помощь по дому;
- поддерживать их во всех начинаниях;
- выражать признательность и благодарность;
- проявлять понимание в принятии родителями определенных решений;
- обсуждать с ними свои проблемы и радости, планы и цели;
- ставить их в известность о том, где вы и с кем.
Тренинговый блок. Представьте себе, что вам нужно уехать очень далеко и надолго. Скажите друг другу самые важные в жизни слова. "Учащимся предлагалось обсудить проблему и написать меморандум в защиту детства. Дети обобщили эти высказывания и вот что получилось.
Детство не должно быть:
- жестоким;
- злым;
- бесправным;
- травмирующим;
- печальным;
- серым и будничным.
Детству надо так мало и так много - материнская улыбка и крепкие руки отца, веселые игры и спокойный сон, уютный дом и верные друзья, яблоки в саду у дедушки и светлые бабушкины сказки, шумные семейные праздники. Детство - это стартовая площадка, это душевный капитал, с которым выходит ребенок в мир взрослой жизни. Постарайтесь сделать так, чтобы воспоминания о детстве грели душу, вызывали желание оправдать надежды родителей, вселяли веру в собственные возможности. Закрывая детский альбом, уважаемые взрослые, берегите самые светлые воспоминания о детстве своих детей! Уважаемые дети, цените драгоценные дары детства, приумножьте их и подарите своим будущим детям.
Анкета " Помощь родителей в преодолении жизненных трудностей" 1. Есть ли в вашей жизни трудности? а) да, 6) нет, в) не знаю. 2. Знают ли ваши родные и близкие о ваших трудностях? а) да, б) нет, в) не знаю. 3. Знаете ли вы о жизненных затруднениях своих родителей? а) да, б) нет, в) мне это безразлично. 4.Кто помогает вам преодолевать ваши жизненные трудности? а) родители, б) друзья, в) я сам (а). 5. Какие чувства вызывает у вас их помощь? а) благодарность, б) ненависть, в) безразличие.
УЧРЕЖДЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ "ВИТЕБСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ГОРОДСКОЙ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ЦЕНТР" |