Как сохранить счастливые воспоминания о детстве? |
Работа с родителями - Беседы, консультации для родителей |
Вопрос "Как сохранить счастливые воспоминания о детстве?" - не праздный! Известно, что счастливые воспоминания, яркие и радостные образы детства помогают нам, взрослым, в тяжелые моменты жизни… Так как же можно помочь ребенку вынести из детства только счастливые моменты? Самый простой ответ – сделать его жизнь "безупречно" счастливой - может натолкнуться на практически непреодолимое психологическое препятствие: субъективно практически для каждого ребенка жизнь далеко не всегда приятна и радостна! Она наполнена драматичными, страстными переживаниями, например, для большинства маленьких детей любой уход мамы из дома – это повод для тяжелых негативных эмоций, для переживания потери. Согласно психоанализу, малышу всегда мало маминой любви, потребность в ней не насыщаема, а значит – есть постоянная угроза негативных переживаний. Лишь очень постепенно ребенок учится справляться с ними. В современном психоанализе этот важнейший этап психического развития называют формированием "объектной константности", то есть устойчивого образа близкого человека, представления об обратимости исчезновения мамы (а также другого человека или предмета) из поля зрения. А у детей старше? Насколько глубокие и болезненные чувства – из-за совершенно ерундовых, со взрослой точки зрения, поводов – бывают у старших дошкольников и школьников! Здесь можно вспомнить автобиографические рассказы В.В.Набокова, детство которого – в богатом петербургском доме, с любящими родными, с поездками и приключениями – уж наверняка можно назвать счастливым. Но вот удивительно! - писатель передает в своих произведениях не только неповторимое переживание радости и полноты жизни, но и не менее сильные чувства обиды, одиночества, бессилия, несправедливости, страха! Чтобы закрепить автобиографические воспоминания, родители могут систематически олицетворять яркие образы памяти ребенка, возвращаясь к событиям его жизни, проговаривая еще раз то, что с ним происходило, что он делал и т.д. В диалоге ребенка со взрослым, посвященном событиям его жизни (и воспоминаниям о них), воспоминания-образы приобретают устойчивость, прочность, вплетаются в общие представления ребенка о своей жизни, жизни его семьи. Это может быть и ежевечернее восстановление событий прошедшего дня ("что сегодня с нами было"), и неоднократное возвращение к ярким, значимым событиям – поездке на дачу, началу учебного года, посещению цирка... Надо сказать, что современные средства фиксации зрительной информации (цветная фотография, видеозапись) могут здорово помочь в таком диалоге ребенка и взрослого, но сами по себе они отнюдь не дают гарантии, что то, или иное событие в жизни ребенка непременно останется в его автобиографической памяти на долгие годы! |
Уважаемые пользователи и посетители сайта! Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят. Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней). С уважением, администрация. |