На главную Семейное право Материнство Правовая защита материнства и детства в России
Правовая защита материнства и детства в России
Семейное право - Материнство

Legal protection of motherhood and childhood
Гуриненко Ангелина Николаевна,
студентка 4-го курса МГЮА им. О.Е. Кутафина
Gurinenko Angelina, 4th year student of MSAL named afrer O.E. Kutafin

Аннотация. В статье описываются проблемы правовой охраны в сфере материнства и детства, рассматриваются возможные пути решения данной проблемы. Анализируя законодательство, регулирующее отношения в сфере материнства и детства, выявляются направления, не урегулированные правом на сегодняшний день. Путем рассуждений определен комплекс действий и мер, целью которых является улучшение качества жизни матерей и детей в Российской Федерации.
Annotation. The article describes the problems of legal protection in the field of motherhood and childhood, possible ways of solving this problem. By analyzing the legislation that regulates relations in the sphere of motherhood and childhood, identifies areas not regulated by law today. By reasoning was difined a set of actions and measures aimed at improving the quality of life of mothers and children in the Russian Federation.

Ключевые слова: материнство, правовое регулирование, демография, здоровье нации, инфраструктура.
Keywords: motherhood, legal protection, demography, the health of nation, infrastructure.

В своем определении Конституционный Суд РФ от 19 января 2010 г. № 151-О-О провозгласил, что «...семья, материнство и детство в их традиционном, воспринятом от предков понимании представляют собой те ценности, которые обеспечивают непрерывную смену поколений, выступают условием сохранения и развития многонационального народа Российской Федерации, а потому нуждаются в особой защите со стороны государства»1. В рамках единой государственной политики государственная поддержка материнства и детства является приоритетным направлением, соответственно правовая защита этих институтов общества должна является прерогативой законодателя. Однако на сегодняшний день существуют пробелы в правовой защите материнства и детства. Одним из таких пробелов является отсутствие предварительного контроля за репродуктивной функцией женского организма. Материнство, как известно, представляет собой основную биологическую функцию женского организма, направленную на продолжение человеческого рода. Осуществление тщательного и регулярного предварительного контроля за здоровьем девочек, девушек и женщин устранит неизбежность обращения к такому институту, как суррогатное материнство, а использование репродуктивных технологий отойдет на второй план.
Касательно правовой защиты здоровья детей существует следующая проблема, не урегулированная на законодательном уровне - это защита ребенка от внешнего воздействия табачного дыма. В Федеральном законе № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» и в Федеральном законе № 15-ФЗ «Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака» не говорится о данной проблематике. В среднем около 80% населения Российской Федерации, в том числе и дети, в той или иной степени подвергаются ежедневному «пассивному курению» табака. Ученые считают, что воздействие табачного дыма на детей деформирует функции легких и способствует развитию таких заболеваний, как бронхит и пневмония. При этом все большее число государств принимают защитные меры в отношении детей от окружающего табачного дыма. Примерами могут служить: Арабские Эмираты, где за курение в машине, в которой находятся дети до 12 лет, нарушитель подвергается штрафу на 500 дирхамов (8916 руб.). В мае 2013 г. сейм Латвии одобрил предложение ввести уголовную ответственность для родителей, которые курят в присутствии детей. Британский парламент в феврале 2014 г. большинством голосов поддержал идею запрета на курение в автомобиле в присутствии детей.
Следующим важным аспектом в сфере правового регулирования является тема пособий и иных выплат матерям. Пособия, субсидии и иные социальные выплаты для многих матерей нашей страны являются важным и необходимым источником дохода. Однако в настоящее время из соображений экономии бюджетных средств путем «сокращения неэффективных» затрат в 2016 г. планируется сократить виды и размеры детских пособий, а также других выплат семьям, руководствуясь при этом принципами адресности и нуждаемости, а не принципами категориальной системы социальной поддержки. В ряде регионов России планируется, в частности, выплачивать пособия от 1,5 до 3-х лет с 1 января 2016 г. исключительно малообеспеченным гражданам, т.е. в том случае, если величина дохода на одного члена семьи будет менее установленного в регионе размера прожиточного минимума, семья будет признана нуждающейся и государство адресно будет оказывать соответствующую материальную помощь. Данное нововведение в законодательстве будет работать в противовес созданию и поддержанию полноценного союза. Совершая фиктивные разводы, граждане, тем самым, обходят закон и получают право на адресные социальные выплаты, разводясь с работающим супругом, имеющим высокий доход. Сокращая «неэффективные затраты», государство тем самым спровоцирует рост социальных расходов и создаст нестабильность правового положения института семьи.
Проблема информированности матерей о данных выплатах является не менее существенной. Несмотря на разветвленную систему пособий и иных выплат по материнству и детству, система информированности матерей о законодательно установленных выплатах остается на низком уровне, в Российской Федерации нет единого информационного поля, освещающего данный вопрос. Законодательно должен быть создан единый информационный источник, где каждая мама сможет получить исчерпывающую информацию о видах, размере и способах получения пособий и иных социальных выплат. Обязанность осведомить будущую маму о данных видах социальной помощи целесообразно возложить на работодателя, в момент ухода работницы в отпуск по беременности и родам и в отпуск по уходу за ребенком.
Важную роль для создания наиболее благоприятных и комфортных условий для развития институтов материнства и детства в России играет развитие инфраструктуры в нашей стране. В частности, стоит отметить, что количество пеленальных столиков в общественных местах на сегодняшний день создает трудности для матерей, в особенности в больших городах, быть полностью социализированными и перемещаться с ребенком, не ощущая при этом дискомфорта. Одним из способов решения данной проблемы является включение в государственную программу РФ «Доступная среда» на 2011-2015 гг. направления по созданию пеленальных столиков в общественных местах, данное обеспечит беспрепятственный доступ к объектам социальнотранспортной и инженерной инфраструктуры маломобильных групп граждан. Модернизации должны быть подвергнуты детские сады и школы. На селекторском совещании премьер-министра Дмитрия Медведева с регионами по поводу строительства новых школ и детских садов отмечалось, что сегодня каждая четвертая школа работает в две или три смены, многие здания морально устарели. Получение качественного образования напрямую зависит от оснащенности школ, принятие государственной программы по строительству детских садов и новых школ является необходимостью для повышения уровня образования нации.
Обобщая все вышесказанное, можно сделать вывод, что правовое регулирование материнства и детства Российской Федерации нуждается в модернизации. Улучшение демографической ситуации в стране возможно только в том случае, если государством будут приняты все меры правовой защиты, направленные на поддержание и развитие институтов материнства и детства. Матери являются источником жизни всего населения планеты, своевременная забота о данной категории граждан поможет решить многие социальные и медицинские проблемы, существующие на сегодняшний день. Охраняя здоровье матерей и детей, их жизни, принимая во внимание потребности данных категорий населения, государство, тем самым, обеспечивает не только рост народонаселения, но и защиту будущего поколения страны.


Список использованной литературы
1. Определение Конституционного Суда РФ от 19 января 2010 г. № 151-О-О.
2. Федеральный закон от 24.07.1998 № 124-ФЗ (ред. от 13.07.2015) «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации».
3. Федеральный закон от 23.02.2013 № 15-ФЗ (ред. от 31.12.2014) «Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака».
4. Романовский Г.Б. Правовая охрана материнства и репродуктивного здоровья: Монография. М.: Проспект, 2016.
5. Чернова Ж.В. Семья как политический вопрос: государственный проект и практики приватности/ Жанна Чернова. СПб.: Изд. Европейского университета в Санкт-Петербурге, 2013. Вып. 4.
6. Российская газета. 2015. 11 ноября. № 6825 (254).

Источник: Правовое регулирование семейных отношений: настоящее и будущее: Материалы межвузовской научнопрактической студенческой конференции / Отв. ред. А.А. Елисеева. - М.: Международный юридический институт, 2016. - 276 с.

 

 

Поиск

Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.