Детство в кинематографе
Лекции и практикум по психологии - Конференции и доклады по психологии

А. A. Бесчасная Санкт-Петербургский государственный институт психологии и социальной работы, г. Санкт-Петербург, Россия

Кино зародилось в Европе в период научно-технического, экономического и политического подъёма. Одновременно происходили изменения и в научной сфере: психология оформилась в самостоятельную науку, отделившись от философии и положив начало новому направлению - психоанализу. Публикуются работы З. Фрейда о бессознательном и толковании сновидений. Возникновение социологии побудило ученых к исследованию сложных социальных феноменов. Достижения научно-технического прогресса - электричество, автомобиль, телефон - в корне изменили бытовавшие представления о средствах коммуникации, открывая перед человеком новые возможности использования знаний. С момента своего появления кино никого не оставляет равнодушным - ни массового зрителя, ни интеллектуалов из различных областей знаний, исследующих и обсуждающих его природу, его влияние на человека и общество.

Конец XIX века был ознаменован значительными переменами в жизни человечества; появление кино сопровождалось повышенным интересом, с ним связывались большие ожидания. «Магическое» действие кино, воспроизводящего жизненные эпизоды так, как если бы они были подлинными, превращало его в средство выражения общественного сознания. Обращаясь к социальным проблемам, кино становилось воспитательным, информативным и пропагандистским инструментом.
Одновременно с тенденциями гуманизации науки и жизни, развитием общественных наук, обращением к проблемам человека, человеческой души наблюдается возросший интерес к жизни, проблемам, внутреннему миру юного поколения. Эта проблематика ярко отражается в раскрытии темы детства в кино.
Краткий обзор образов детства в кино можно провести по таким аспектам, как отражение реальности и воображения, а также психоанализ и социологический анализ.
Детство в кино как отражение реальности. Кинематограф обладает богатыми ресурсами отображения реальности. В этом заключён познавательный (онтологический) принцип кино. Он отражает способность кино связывать реальность и образ, поэтому кино явилось «окном, распахнутым в мир». Благодаря кинематографическим образам детей и детства появилась возможность показывать истину вещей и осмысливать реальность. Так, Михаил Ромм в своём знаменитом документальном фильме «Обыкновенный фашизм» именно через образы детей передаёт своё восприятие истории, отношение к политике, взгляд в будущее. Этой же теме (фашизму) посвящён и фильм «Эксперимент 2. Волна» режиссёра Денниса Ганзеля. Режиссёр на экране смоделировал ситуацию формирования и функционирования тоталитарной системы посредством участия детей, чем красноречиво показал глубокое понимание детьми механизмов авторитарных режимов и несовершенство взаимоотношений в либерально-демократических обществах.
Детское воображение в кино. В данном аспекте сливаются две важные особенности: кино как художественное явление, для создания которого обязательно необходимо воображение, и воображение как необходимый психический процесс в развитии ребёнка. Данные особенности взаимодополняют и создают на экране органическое целое, в котором кино есть собственно воображение и образа ребёнка, наделённого воображением и фантазией. Кино помогает раскрыть воображаемый ребёнком мир. На экране появляется мир в новой системе координат, наполненный нестандартными (непривычными) оценками, отношениями, моделями взаимодействия. Этот мир переполнен сфантазированными ощущениями и идеями ребёнка. А так как кино само по себе является продуктом воображения и фантазии режиссёра, то моделирование воображения детей на экране представляется органично и естественно («Алиса в стране чудес», «Приключения Петрова и Васечкина», «Приключения Электроника»).
Достаточно близкий к предыдущему аспект для рассмотрения детства и детей в кино - это психоаналитический анализ. Посредством сюжета кино бессознательное приоткрывает себя и становится доступным для наблюдения. Кино показывает действие бессознательного у ребёнка, кроме того, образ детства и детей просматривается в контексте психоанализа как отражение «травм детства». Душевные травмы, полученные героями в детстве, способствуют формированию комплексов, периодически проявляющихся в сюжетах и характерах персонажей фильмов. В основе кульминаций и разгадок многих сюжетных линий кино находятся психические проблемы и тревоги, полученные киногероями в детстве. Наиболее яркими примерами и глубоко раскрывающими проблему могут стать глубоко психоаналитичные фильмы Федерико Феллини «8 V2» и «Амар-корд», «Земляничная поляна» Ингмара Бергмана, «Дурное воспитание» Педро Альмодовара. Сильный психоаналитический компонент демонстрирует в своём творчестве Андрей Тарковский в «Зеркале» и «Ивановом детстве».
И последнее, образы детей и детства в кино являются предметом анализа социологии. Так как кино - это одно из социальных явлений, то, следовательно, оно становится индикатором социальных изменений, экономических трансформаций, средством передачи культуры и идеологии. Каждый фильм о детях или с участием детей отражает менталитет, психологию, детскую субкультуру в данный исторический момент. Ингмар Бергман в своём последнем фильме «Фанни и Александр» создаёт своеобразный мир ребёнка, полностью историчный, с одной стороны, и фантастический, смешивающий мысленные образы и реальность, с другой.
Посредством кино исследуются проявления социальной структуры и социальной дифференциации внутри детского общества, прогнозируются возможные тенденции развития общества. Например, фильм «Оливер Твист» посвящён описанию жизненных хитросплетений, с которыми сталкивается главный герой в условиях становления и формирования индустриального общества. В отечественном кинематографе хотелось бы упомянуть фильм режиссёра Ролана Быкова «Чучело», который посредством конфликта в детском сообществе достоверно передал ситуацию, сложившуюся в российском обществе в преддверии «лихих 90-х». Ситуация аномии в России в конце ХХ в. зародилась в относительно благополучные 7080-е годы. Лживость идеалов, провозглашаемых с трибун, не соответствие их реальной жизни тонко прочувствовали дети-подростки. Добро оказывается беззащитным, а надпись «Чучело, прости нас!» легко стирается с доски и из памяти.
Таким образом, кино является широким полем исследовательской деятельности в области изучения образа детства. И подчас невозможно провести жёсткий водораздел в анализе раскрываемых аспектов кино, в которых сюжетные линии проходят сквозь детство. Ребёнок и детское сообщество представляют собой единый организм с обществом. События в жизни общества неизменно находят своё отражение в жизни отдельно взятого ребёнка, в его мироощущении детства. Тема детства представляет интерес и безграничное поле для кинематографа (режиссёров, сценаристов, актёров), способствуя подтверждению актуальности этой деятельности.

Источник: Детство, отрочество и юность в контексте научного знания: материалы международной научно-практической конференции 25-26 апреля 2011 года. - Пенза - Шадринск - Ереван: Научно-издательский центр «Социосфера», 2011. - 176 с.

 

 

Поиск

Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.