На главную Лекции и практикум по психологии Психология семейных отношений Факторы удовлетворенности браком на разных этапах жизненного цикла семьи
Факторы удовлетворенности браком на разных этапах жизненного цикла семьи
Лекции и практикум по психологии - Психология семейных отношений

Рахимова С.Я.
Научный руководитель: Васягина Н.Н., д.психол.н., профессор

Семейно-брачные отношения вызывают повышенный интерес для исследователей, поскольку семья является одним из фундаментальных институтов общества. Однако, заключение брачных отношений несет с собой не только положительные аспекты, но и необходимость проходить ряд изменений, постепенно меняющих социально-психологический климат в семье, эмоциональный фон, систему взаимодействия супругов друг с другом и с окружающими людьми. Удовлетворенность супругами друг другом оказывает непосредственное влияние на качество и долгосрочность брака.

Согласно статистическим данным, опубликованным Федеральной службой государственной статистики (дата обновления данных: 09.07.2021 г.), с 1995 года по 2020 год количество разводов в сравнении с количеством заключенных браков ежегодно составляет более 50%. К примеру, в 2017 году количество разводов составило 58%, в 2018 и 2019 годах по 65%, а в 2020 году возросла до 73%. Даная статистика демонстрирует высокий показатель разводов, что непосредственно указывает на проблему удовлетворенности браком.

Исследования удовлетворенности браком представлены как в отечественной, так и в зарубежной литературе. Различные аспекты данного направления затрагивали в своих работах (Н.Н. Васягина, К.В. Адушкина, Р. Левис, Дж. Спэниер, Э.Г. Эйдемиллер, В. Юстицкис, В.А. Сысенко, Ю.Е. Алешина, Т.В. Андреева, С.И. Голод, Г. Навайтис, Т.А. Гурко и др.).
Большинство авторов, изучающих институт семьи, считают удовлетворенность браком субъективной оценкой супруга формата взаимодействия с другим супругом, включающей степень удовлетворения потребностей личности (Андреева, 2005). С.И. Голод понятие удовлетворенности браком сформулировал так: «Удовлетворенность браком, очевидно, складывается как результат адекватной реализации представления (образа) о семье, сложившегося в сознании человека под влиянием встреч с различными событиями, составляющими его опыт (действительный или символический) в данной сфере деятельности» (Андреева, 2005).
Так как супруги проходят различные этапы на протяжении всего жизненного цикла семьи, их отношения, установки, цели и задачи претерпевают изменения, которые в свою очередь влияют на удовлетворенность супружескими отношениями и браком в целом.
На сегодняшний день существуют разные критерии периодизации жизненного цикла семьи, основанные на таких показателях как: наличие/отсутствие детей и изменение семейной системы в зависимости от возраста и места детей в семье (Э. Дювалль, Э.К. Васильева, Р. Нойберт, Б. Картер и М. Макголдрик, А.Н. Волкова, Т.Н. Трапезникова, В. Баркаи, А.И. Антонов, Д. Хейли, Г. Бейтсон); брачный стаж (В.А. Сысенко); возраст супругов (П. Глик); характер и развитие супружеских отношений (Э.Г. Эйдемиллер, Г. Навайтис); семейные события, сюжеты (В. Сатир, D. Jonnes); демографический подход (И.А. Герасимова); семейная карьера (X. и М. Фелдманы); адаптационные ниши (С.И. Голод).
Некоторые исследователи также выделяют нормативные кризисы семьи, являющиеся переходными точками между этапами жизненного цикла семьи (Э.Г. Эйдемиллер, В.В. Юстицкис, М.Плзак, Н.И. Олифирович и др.), которые оказывают влияние на степень удовлетворенности супружескими браком.
Большинство исследований указывают на то, что этап жизненного цикла семьи, на котором находятся супруги, играет ключевую роль в определении факторов удовлетворенности браком.
Х. Фелдман и Г. Спаниел проводили исследования взаимосвязи стажа супружеских отношений с удовлетворенностью браком, в результате которого пришли к выводу о том, что удовлетворенность после вступления в брак высокая, к середине цикла низкая, а после 18-20 лет совместной жизни опять высокая (Карабанова, 2005). Ю.Е. Алешина в своих исследованиях также выявила данную динамику, которая имеет U-образную кривую (Андреева, 2005).
Значительную роль на удовлетворенность браком имеет семейное самосознание каждого из супругов. Н.Н. Васягина и К.В. Адушкина в своих работах представляют семейное самосознание как «субъективную психологическую реальность, представляющую проекцию самосознания личности на семейную сферу и направленную на осознание себя членом семьи, субъектом семейных отношений» (Васягина, Адушкина, Баринова, 2019).


В исследованиях Н.Н. Васягиной и К.В. Адушкиной выделены три компонента семейного самосознания:
• когнитивный компонент содержит представления о себе как о муже/жене, а в сфере родительства является представлением о себе как об отце/о матери;
• поведенческий отображает супружеские роли, а в родительстве показывает стиль воспитания ребенка, позицию родителя;
• эмоциональный выражается отношением к себе как члену семьи, а в родительстве проявляется в оценке себя как родителя (Васягина, Адушкина, Баринова, 2019).
А. Маслоу пришел к выводам, о том, что самоактуализирующиеся люди способны построить более глубокие отношения, основанные на понимании, доброжелательности, близости и теплоте (Маслоу, 2006). Так, женщины, реализующиеся в профессиональной деятельности больше удовлетворены браком, в отличии от неработающих женщин (Карабанова, 2005).
Согласно исследованиям Н.Г. Юркевич, когда обязанности по дому полностью или в большей степени лежат на женщине, в таких семьях удовлетворенность браком составляет лишь 59%, когда муж оказывает помощь - 88%, а в семьях, где обязанности по мнению супругов разделены равномерно, удовлетворенность браком составляет 94% (Андреева, 2005).
Вопрос разделения домашних обязанностей исследовался многими авторами (Э. Клувер и Дж. Хеезинк, Дж. Бельски, М. Лэнг, Т. Хьюстон, Дж. Дью, В. Вилкокс, К. Моллер, Ф. Хванг, Б. Викберг), которые пришли к выводам о том, что разделение домашних обязанностей чаще всего отрицательно влияет на вопрос удовлетворенности браком именно у женщин.
На удовлетворенность браком у мужчин с установкой на обеспечение семьи в качестве кормильца, немаловажное влияние оказывает неспособность обеспечивать семью финансово (данный факт отображен в работах Т.В. Андреевой, А.В. Толстовой, Г. Навайтис).
С.И. Голод в своих исследованиях обнаружил, что при неудовлетворенности в сексуальной сфере, супруги испытывают неудовлетворенность от брака в целом (Андреева, 2005).
Различными исследователями (М. Кокс, К. Бост, Э. Клувер и М. Джонсон, Б. Досс) при анализе супружеских пар выявлено влияние степени конфликтности в период беременности на удовлетворенность браком после рождения ребенка, а также то, что депрессия во время беременности приводит к низким показателям удовлетворенности браком супругами после рождения ребенка.
Исследования показывают, что после рождения ребенка уменьшается удовлетворенность браком в семьях с низкими и высокими уровнями социально-экономического статуса, в отличии от семей со средним уровнем (отображено в работах Дж. Бельски и М. Ровина, Б. Досс, Дж. Твенж, В.К. Кэмпбэлла, С. Фостер). Исследования Э. Клувер и Дж. Хеезинк, М. Перри-Дженкинс также указывают на отрицательное влияние сверхурочной работы и ночных смен на благополучную атмосферу семьи (Kluwer, Heesink, 1996; Perry-Jenkins et al., 2007).
Совместное времяпровождение супругов друг с другом после рождения ребенка оказывает влияние на удовлетворенность браком (на это указывают в своих работах: Дж. Дью и В. Вилкокс, Э. Клэкстон, М. Пэрри-Дженкинс, К. Витакер, В. Бамберри). К интересным выводам пришли Э. Клэкстон, М. Пэрри-Дженкинс в своих исследованиях, обнаружив тесную взаимосвязь между качеством отношений через год после рождения ребенка и количеством совместного времяпровождения супругов до рождения ребенка. (Claxton, Perry-Jenkins, 2008).
Т.В. Андреева указывает на негативное влияние ограниченности матери в удовлетворении своих социальных потребностей и интересов на удовлетворенность браком (Андреева, 2005). А гендерные стереотипы чаще всего оказывают влияние на степень удовлетворённости браком у женщин с эгалитарными установками, в случаях если им приходится выполнять традиционную роль жены по уходу за ребенком (данный фактор отображен в работах Дж. Бельски, М. Лэнг, Т. Хьюстон).
При достижении детей возраста включения во внешнюю социальную систему (садик, школа) в семье могут всплывать ранее нерешенные дисфункции, проявляющиеся в проблемах ребенка с адаптацией к новой среде и психологическим уровнем (Олифирович, Зинкевич-Куземкина, Велента, 2006).
При достижении ребенка возраста выхода из семейной системы, на удовлетворенность браком значительное влияние оказывает сам способ ухода из родительской семьи. Выделяются такие способы как респонсивная, когда ребенок сам выбирает как ему поступить в вопросе отделения, реактивная, когда ребенок вынужден уйти из семьи либо наоборот остаться в ней не по своей воли Выявлено, что если ребенок являлся в семьи в качестве стабилизатора, то после его ухода в семье возрастает неудовлетворенность, всплывают нерешенные проблемы и появляется необходимость налаживания супружеских отношений (Олифирович, Зинкевич-Куземкина, Велента, 2006).
При анализе исследований подходов авторов по данной теме, мы выделили следующие факторы, играющие значимую роль на всех этапах жизненного цикла семьи, и оказывающие значительное влияние на удовлетворенность браком: личностные и психологические особенности каждого из супругов; удовлетворение потребностей супругов в браке; ценностные ориентации и супружеская согласованность в важных вопросах семьи; семейное самосознание; гибкость семейной системы; сплоченность супругов; трудовая (или профессиональная) самореализация; сексуальная удовлетворенность; распределение ролей и разделение обязанностей; финансовое положение семьи.
Важнейшими задачами, стоящими перед супругами на стадии супружеской пары до рождения первого ребенка, являются: распределение ролей, обязанностей; установление внутренних и внешних границ, в том числе отделение от родительской семьи; формирование семейного самосознания; определение общих семейных ценностей, приоритетов, традиций; установление иерархии; сексуальная адаптация. На данном этапе супруги помимо адаптации друг к другу и новому статусу, определяют стратегию, по которой будет двигаться их семья (планирование беременности, решение вопросов с жильем, финансовая сфера, карьера и др.). Основываясь на главных задачах супругов данной стадии и исследованиях разных авторов, можно выделить следующие дополнительные факторы, оказывающие влияние на удовлетворенность браком: мотивы вступления в брак; срок предбрачного ухаживания; степень расхождения ожиданий от брака и действительности; установление эмоциональной близости между супругами; выстраивание отношений с родительским семьями; наличие жилья; семейные традиции, убеждения (например, религиозные), паттерны семейной системы каждого из супругов.
Супружеская пара после рождения первого ребенка сталкивается с необходимостью перераспределения ролей, освоением родительской функции. На данной стадии добавляются следующие факторы, влияющие на удовлетворенность браком: психическое, эмоционально состояние супругов в период беременности и после рождения ребенка; социальноэкономический статус супругов; сверхурочная работа и ночные смены; гендерные стереотипы; совместное времяпровождение супругов друг с другом после рождения ребенка; взаимоотношения в период беременности; удовлетворение социальных и индивидуальных потребностей женщины.
Супружеская пара с ребенком дошкольного и младшего школьного возраста ориентирована на решение вопросов, связанных с включением ребенка во внешнюю социальную среду (детский сад, школа, кружки и секции) и возобновлением женой трудовой деятельности. На данном этапе можно выделить следующие основные факторы удовлетворенности браком: адаптация ребенка к социальному институту; согласованность родителей по вопросам организации процесса посещения ребенка социального института, контроля и помощи ребенку; перераспределение обязанностей в сферах хозяйственно-бытовой и досуга; согласованность воспитательной стратегии супругов и согласованность требований родителей к ребенку.
В семьях с подростками основными задачами супругов, требующими перестройки семейной системы являются принятие факта вступления ребенка в подростковый возраст, перераспределением обязанностей и ответственности между членами семьи, помощь подростку в дальнейшем профессиональном самоопределении. Здесь на удовлетворенность браком оказывают влияния: взаимоотношения в детско-родительской подсистеме; поведение подростка; переоценка супружеских отношений; гибкость иерархической системы семьи.
Семьи, в которых выросший ребенок покидает дом (сепарация выросшего ребенка в связи с прохождением военной службы, переездом в другой город на время учебы, отдельным проживанием, созданием своей семьи) сталкиваются с необходимостью проявления гибкости, открытия границ и принятия в семью новых людей (при вступлении выросшего ребенка в брак). На данном этапе можно выделить следующие основные факторы удовлетворенности браком: одобрение принятых решений ребенка, связанных с отделением от семьи; корректный уход ребенка из родительской семьи; согласованность в вопросах финансовой и другой помощи отделившемуся ребенку; степень привязанности родителей к ребенку; ранее нерешенные проблемы супругов.
Супружеская пара, выполнившая свою родительскую функцию на стадии «опустевшего гнезда», проходит пересмотр и перестройку своих отношений, начинает подготовку к уходу на пенсию. Так же как при зарождении брака, на данной стадии важно налаживание диадных отношения. Основные факторы удовлетворенности браком: адаптация к снижению социальной активности; межпоколенные взаимоотношения; границы между родительской семьей и семьей ребенка; распределение свободного времени, поиск новых интересов; здоровье супругов; готовность принятия роли пенсионера.
Подводя итоги, можно сделать вывод о том, что существует множество важных факторов, влияющих на удовлетворенность браком. На разных этапах жизненного цикла семьи супруги сталкиваются с новыми задачами, при успешном решении которых получают высокую степень удовлетворенности браком, личностное развитие и развитие самой семейной системы.


Библиографический список


1. Андреева Т.В. Психология современной семьи. СПб.: Речь, 2005. 215 с.
2. Васягина Н.Н., Адушкина К.В., Баринова Е.С. Психология семейных отношений: практикум по семейному самосознанию. Екатеринбург: УГПУ, 2019. 200 с.
3. Карабанова О.А. Психология семейных отношений и основы семейного консультирования. М.: Гардарики, 2005.
4. Маслоу А. Дальние пределы человеческой психики. СПб.: Евразия, 1997. 420 с.
5. Маслоу А. Мотивация и личность. СПб.: Питер, 2006. 352 с.
6. Олифирович Н.И., Зинкевич-Куземкина Т.А., Велента Т.Ф. Психология семейных кризисов. СПб.: Речь, 2006. 360 с.
7. Claxton A., Perry-Jenkins M. No fun anymore: leisure and marital quality across the transition to parenthood // Journal of marriage and family. 2008. V. 70(1). P. 28-43.
8. Kluwer E., Heesink J. Marital conflict about the division of household labour and paid work // Journal of marriage and family. 1996. V. 58(4). P. 958-970.
9. Perry-Jenkins M., Goldberg A.E., Pierce C.P., Sayer A.G. Shift work, role overload, and the transition to parenthood // Journal of marriage and family. 2007. V. 69(1). P. 123-138.


Источник: Системное исследование индивидуальности растущего С 34 человека как субъекта образования : матер. Всерос. с междун. участ. науч.-практической. конф. «XXXVI Мерлинские чтения - 2021» (16 декабря 2021 г., Россия) / ред. кол. А.Ю. Калугин, Д.О. Смирнов, А.Н. Дресвянкина; Перм. гос. гуманит.-пед. ун-т. - Пермь, 2022. - 3,0 Mb. - 1 электрон. опт. диск (CD ROM); 12 см. - Систем. требования: ПК, процессор Intel® Celeron® и выше, частота 2.80 ГГц; монитор SuperVGA с разреш. 1280x1024, отображ 256 и более цветов; 1024 Mb RAM; Windows XP и выше; Adobe Reader 8.0 и выше; CD-дисковод, клавиатура, мышь. - Загл.: с титул. экрана. - Текст (визуальный) : электронный.

 

Поиск

Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.