На главную Лекции и практикум по психологии Общая психология Источники творческой активности человека в рамках гуманистической и экзистенциальной психологии
Источники творческой активности человека в рамках гуманистической и экзистенциальной психологии
Лекции и практикум по психологии - Общая психология

Канарская М. И. доцент кафедры социальных наук Уральской государственной архитектурно-художественной академии, г. Екатеринбург, Россия

ИСТОЧНИКИ ТВОРЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ ЧЕЛОВЕКА В РАМКАХ ГУМАНИСТИЧЕСКОЙ И ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ

Тема творческой самореализации личности приобретает всё большую актуальность, и не только в нашей стране. Современный мир - это постиндустриальное пространство, в котором прогресс неминуемо связывают с ростом инновационных технологий и открытий. При этом, как только речь заходит об инновациях в любой сфере, мы неминуемо сталкивается с необходимостью исследования процесса творчества и креативности личности, т.к. инновационная деятельность и высокие результаты невозможны без одарённых, творчески активных людей.

Анализ психологической и философской литературы показывает, что в качестве основных источников творческой активности человека выдвигаются разные факторы. Так, согласно З.Фрейду, одним из источников творческой активности может быть признано либидо; по А.Адлеру, творчество является способом компенсации комплекса недостаточности; гештальтпсихология утверждает, что творческая активность порождена желанием найти новый выход из ситуации, когда привычные способы решения не подходят.
В данной статье основное внимание будет уделено рассмотрению источников творческой активности личности в рамках экзистенциальной и гуманистической психологии.
Гуманистическая психология, основными представителями которой являются К. Роджерс, А. Маслоу, рассматривает человека как постоянно развивающуюся личность, характеризующуюся активностью, стремлением, желанием. Вместе с тем, энергия и стремление к деятельности появляется вместе с возникновением потребностей, которые и являются движущими силами становления и развития личности. Отсюда следует, что и в основе творческой деятельности человека лежат его потребности.
С точки зрения А. Маслоу источниками творческой активности являются потребности высшего порядка, а именно следующие:
1. Потребность в познании окружающего мира. Именно желание познать новое, интерес к жизни и свежесть восприятия лежат в основе творческого поиска и задают направленность творческому процессу.
2. Потребность в общении, которая проявляется и как потребность подражания с одной стороны и как потребность самовыражения с другой.
Сочетание самовыражения и подражания являются постоянными двигателями творческой деятельности.
3. Потребность в самоуважении, которая свойственна только человеку, а следовательно, относится к потребностям высшего порядка. Эта потребность также как и предыдущая наполнена социальным содержанием, т.к. основана на желании человека самоутвердиться в социуме, что, в свою очередь, является одним из важных мотивов творческой деятельности.
4. Потребность в реализации заложенных в организме возможностей. Уже у ребёнка мы может проследить эту потребность, которая проявляется в детской игре, а у взрослого перерастает в желание реализации имеющихся способностей, в том числе и творческих.
5. И, наконец, потребность в самоактуализации. Самоактуализация трактуется представителями гуманистической психологии как процесс подлинного, самостоятельно избранного становления личности (К. Роджерс), либо как полное развитие потенциала личности, его полноценная реализация,
использование и разработка своих способностей и возможностей (А. Маслоу).
Таким образом, согласно гуманистической психологии, потребности в познании окружающего мира, самовыражении, самоактуализации, лежат в основе творческой активности человека, и является мощным двигателем творческой деятельности людей.
Желание проявления собственной уникальности направляет и мотивирует творческую деятельность человека. Из этого же постулата исходит экзистенциальная психология – направление, возникшее на стыке философии экзистенциализма и гуманистической психологии.
Экзистенциальная психология, вслед за гуманистической, признает личность как целостную уникальную систему, "открытую возможность" самоактуализации. Человеческая деятельность, по их мнению, предопределяется не прошлым, а будущим.
Согласно Ж.П. Сартру человек заброшен в бессмысленный мир, и он сам придаёт смысл этому миру и своему существованию, он сам себя творит. Посредством творчества каждая личность делает себя личностью, то есть дает себе знать о том, что она есть. Основной движущей силой развития человека является поиск смысла жизни.
Человек задаётся вопросами своего существования, ищет своё «подлинное» бытие. По утверждению М. Хайдеггера «подлинный» человек живет в соответствии с самим собой, не мыслит шаблонами, избегает коллективный стереотипов. Подлинное существование – это самость человека, собственный проект его жизни, это реализация собственных потенциальных возможностей.
Фундаментальной характеристикой человека признается обращенность в будущее, свобода. В экзистенциализме носителем творческого начала является свободная личность. Человек сам себя выбирает, человек сам себя творит, и в этом плане человек свободен. По Н.А. Бердяеву найти себя человек может именно через творчество, т.к. в самом акте творчества он абсолютно свободен.
Согласно экзистенциальной психологии, человек не есть нечто запрограммированное, он – потенциальная возможность чего угодно, он свободен. Исходя из этого, в качестве источников творческой активности выдвигается ещё ряд факторов:
1.Поиск смысла жизни. И. Ялом считает, что ощущение смысла дают творчество, самоактуализация.
2. Желание реализации собственных возможностей, т.к. от этого зависит полнота бытия человека.
3.Поиск своего «подлинного» бытия. В процессе творчества человек приходит к себе, к своему подлинному существованию.
4. Потребность почувствовать себя свободным.
Следовательно, источником творческой активности человека является поиск смысла жизни и подлинности существования, желание реализации потенциальных возможностей. Именно экзистенция как выход за пределы природного и социального, вообще "посюстороннего" мира, как порыв вносит в мир то новое, что называется творчеством.
Итак, мы можем сделать вывод, что в основе творческой активности лежит желание самоактуализации, развития своих способностей, реализации заложенных возможностей. Однако наличие перечисленных потребностей и желаний – это ещё не гарантия того, что заложенные в человеке способности и возможности будут реализованы, и он будет проявлять творческую активность, т.к. существует ряд факторов, препятствующих раскрытию творческого потенциала личности.
Анализируя итоги консультативной работы, лекционные и тренинговые занятия со студентами, целесообразно выделить три группы факторов затрудняющих процесс творчества, реализацию творческих способностей, и подавляющих творческую активность человека.
Во–первых, стереотипное, стандартное мышление и восприятие, которое является антиподом творческому мышлению и складывается под воздействием общественных условий и воспитания.
В процессе социализации естественные творческие способности личности могут подавляться. Кроме того, наше образование зачастую состоит в умении давать правильные ответы на предложенные вопросы (современная система тестирования знаний основана именно на этом принципе), а не в стремлении находить творческие решения. Более того, мы привыкли переоценивать значение сознания, логического мышления, иногда в ущерб творческим способностям.
Во-вторых, личностные особенности, установки.
Процесс реализации творческих способностей и создания новых технологий, способов деятельности, нестандартных решений неминуемо связан с риском быть непонятым, не принятым социумом.
В то время как новаторами становятся люди, обладающие свежестью и не шаблонностью восприятия, в отличие от многочисленных исследователей, обладающих высоким интеллектом, но из-за робости, тревожности, приверженности устоявшимся образцам, разрабатывающих уже высказанные другими идеи. Кроме того – это риск ошибаться чаще других и терпеть неудачи.
В результате возникает ряд проблем, затрудняющих реализацию творческого потенциала личности, среди которых: страх показаться смешным, осуждённым окружающими; свободному проявлению творческих способностей мешает недоверие к миру, тревоги, страхи, всевозможные внутренние ограничения; неуверенность в себе, в собственных силах, недоверие самому себе; излишний самоконтроль; боязнь сделать ошибку; а также стремление соответствовать чьим-то желаниям и образцам.

В-третьих, отсутствие мотивации.
Мотив – это ставшее сознательным побуждение к действию. Волевое поведение определяется мотивами, т.е. причинами и целями, в которых мы отдаём себе отчёт. Мотивы связаны с эмоционально переживаемыми целями, т.е. с теми, которые вызывают у нас интерес, являются значимыми. Естественно, если у человека нет желания, интереса и потребности развивать и реализовывать свои творческие способности, т.е. отсутствует мотивация - это сильно затрудняет проявление творческой активности и процесс актуализации способностей.
Безусловно, существуют способы развития творческого потенциала и методики работы с внутри личностными ограничениями, например, одна из задач экзистенциальной психологии состоит в том, чтобы помочь человеку осознать себя свободным существом, способным выбирать, однако это тема отдельной статьи.

Источник: Интегративный подход к психологии человека и социальному взаимодействию людей // Материалы научно-практической заочной конференции «Интегративный подход к психологии человека и социальному взаимодействию людей» / Под редакцией В. Н. Панферова, Е. Ю. Коржовой и др. – М.: Издательство НИИРРР, 2011. – 208 с.

 

 

Поиск

Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.