На главную Лекции и практикум по психологии Общая психология Особенности значения понятия «эмоция» в научных теориях эмоциональных явлений
Особенности значения понятия «эмоция» в научных теориях эмоциональных явлений
Лекции и практикум по психологии - Общая психология

Федосина С .С. старший преподаватель кафедры общей и клинической психологии Пермского государственного университета, г. Пермь, Россия

ОСОБЕННОСТИ ЗНАЧЕНИЯ ПОНЯТИЯ «ЭМОЦИЯ» В НАУЧНЫХ ТЕОРИЯХ ЭМОЦИОНАЛЬНЫХ ЯВЛЕНИЙ

Как указывает Аллахвердян А. Г. и др., «наука на всем протяжении ее истории систематически использовала представления, сложившиеся за ее пределами, и превращала их в научное знание» [1, с. 45]. Обыденный опыт представляет собой фундамент, из которого вырастает наука, поскольку донаучная, обыденная практика человека, как правило, построена с учетом реальных закономерностей объективной действительности. «Науке остается только перевести это знание на свой язык, обобщить и отрефлексировать в соответствии с правилами научного познания» [19, с. 44].

Этот процесс не всегда однозначен: так, в гуманитарных науках допускаются разнообразные трактовки одного и того же факта, а в последнее время эта тенденция возникает и в сфере естественнонаучного знания. «Имеет место смещение центра тяжести с теоретического монизма в классической науке в сторону теоретического плюрализма в современной науке, следствием чего является феномен теоретической конкуренции в различных областях естествознания (не говоря уж о гуманитарном знании)» [40, с.120].
Таким образом, в одной сфере знания могут существовать несколько теорий, объясняющих сущность изучаемого явления. Особенно ярко это проявляется в такой запутанной области, как психология эмоций. По мнению ряда авторов [14, 31, 38, 41], положение дел, при котором нерешенных вопросов психологии эмоций значительно больше, чем разработанных» связано, прежде всего, со сложностью ее объекта. В современной психологии эмоций нет четкого представления о том, что должно входить понятие «эмоциональное явление», однако есть множество научных теорий, в каждой из которых предлагается свое определение понятия «эмоция».
Целью данной работы являлось изучение и анализ научных определений данного термина, позволяющий осуществить рефлексию в области психологии эмоций и выявить основные направления в понимании сущности феномена эмоций. Для того, чтобы выявить теории эмоций, в наибольшей степени повлиявшие на становление психологии эмоций и составить впечатление о представленности проблемы в литературе, мы проанализировали ряд литературных источников. В выборку вошли виды научных изданий, согласно классификации ГОСТ: учебные [2, 6, 7, 14, 20, 30, 31, 33, 36, 39] и научные [4, 5, 8, 11, 13, 32, 35, 41] в т.ч. рекомендованные к освоению Высшей аттестационной комиссией, а также справочные [1, 12, 16, 18, 22, 23, 25, 27, 28, 34] и периодические (статьи по психологии эмоций в ведущих российских периодических изданиях) [3, 9, 10, 15, 17, 21, 24, 26, 37] литературные источники.
Большая часть фамилий (90,3%), приводимых в текстах монографий, относится к единичным, т.е., упоминается только в одном издании. Из оставшихся (10%) авторы монографии наиболее единодушны в упоминании основателя психологической науки и автор трехмерной теории эмоций В. Вундта и создателя информационной теории эмоций П.В. Симонова. За ними следует М. Арнольд, предложившая когнитивную теорию эмоций. Кроме того, определенная степень согласия авторов проявляется в обращении к философским воззрениям на проблему эмоций Дж. Локка, эволюционной теории Ч. Дарвина, периферической теории У. Джемса, психоаналитической теории З. Фрейда, а также взглядов отечественных физиологов И.П. Павлова и П.К. Анохина (предложившего биологическую теорию эмоций), психологов П.М. Якобсона и П. Фресса.
Наконец, с низкой степенью согласия цитируются известные философы (Аристотель, Р. Декарт и др.), физиологи (напр., Н.П. Бехтерева, Ч. Шеррингтон); психологи (С.Л. Рубинштейн, Л.С. Выготский, Л.М. Веккер, К. Роджерс), рассматривающие эмоции в контексте более обобщенного подхода, или же занимающиеся частными проблемами психологии эмоций (А.М. Эткинд, С.Г. Геллерштейн).
Сходная картина наблюдается при обзоре учебников и учебных изданий. Большинство упоминающихся фамилий (80,9%) называются только в каком-либо одном из рассматриваемых учебников. В число совпадающих фамилий, приводимых несколькими авторами, входят в первую очередь В. Вундт и У. Джемс. Довольно высокая степень согласия наблюдается в ссылках авторов на эволюционную теории Ч. Дарвина, информационную теорию П.В. Симонова, активационную теорию Д. Линдслей, когнитивную теорию Щехтера и Сингера, периферическую теорию Ланге.
С меньшей степенью согласия приводятся ссылки на центральную теорию У. Кеннона, психоаналитическую теорию З. Фрейда, философское учение Б. Спинозы о происхождении и природе аффектов. Примерно треть авторов солидарна в упоминании биологической теории эмоций П.К. Анохина, когнитивных теорий эмоций Р. Лазаруса и М. Арнольд, дифференциальной теории эмоций К. Изарда, работ Э. Клапареда и У. Мак-Дугалла по различению эмоций и чувств, эволюционных взглядов Г. Спенсера на проблему изучения эмоций, особенностей эмоциональной сферы экстравертированного и интравертированного типов по К. Юнгу.
Наиболее низкая степень согласия наблюдается при отсылкам к сосудистой теории эмоция Уэйнбаума и Зайонца, теории эмоциональных комплексов Ф. Крюгера, мотивационной теории эмоций Р.У. Липера, теории когнитивного диссонанса Л. Фестингера, исследованиям нейрофизиологических основ эмоциональных явлений А.Р. Лурия, Дж. Моруцци, деятельностному подходу А.Н. Леонтьева и субъектно-ориентированному подходу С.Л. Рубинштейна к проблеме эмоций, философским взглядам на природу эмоций и др.
При более детальном анализе для учебников по психологии эмоций количество фамилий и их соотношение по степени согласия авторов остается прежнем. Учебники по общей психологии характеризуются максимальной степенью согласия не более 50% и ограниченным набором фамилий (Ч. Дарвин, У. Джемс, З. Фрейд, К. Юнг). Причиной описанных различий может служить направленность учебного издания. Целью учебника по психологии является формирование общего представления о предмете психологии, структуре
психологического знания, его основных разделов. Учебники по психологии эмоций посвящены теоретическим и методологическим вопросам изучения эмоций как специфической предметной области исследования в психологии.
Направленностью издания можно объяснить и особенности встречаемости фамилий авторов теорий эмоций в психологических словарях. Словарь предназначен для передачи сокращенного, основного знания о предмете. В словарных статьях также преобладают единичные ссылки на того или иного автора, максимальная степень согласия составляет 50%. К числу теорий, приводимых двумя авторами относятся философские воззрения Тетенса, И. Канта, периферическая теория У. Джемса и К.Ланге и противоположная ей центральная теория У. Кеннона.
Статьи по психологии эмоций, публикуемые в периодических изданиях, также характеризуются преобладанием единичных ссылок (86,1%) и ссылок с низкой степенью согласия авторов (11,9%). Как правило, среди фамилий авторов преобладают связанные с темой конкретной статьи, в силу этого список приводимых фамилий отличается от рассмотренных ранее по составу. Еще одно отличие состоит в обращении большинства авторов статей в первую очередь к сравнительно новым теориям эмоций: теории эмоций как особого звена смысловой регуляции деятельности А.В. Запорожца, дифференциальной теории К. Изарда, информационной теории П.В. Симонова, интегративной теории психических процессов Л.М. Веккера, конструктивизму Дж. Рассела, исследованиям А.Е. Ольшанниковой феномена эмоциональности.
Анализ частоты встречаемости фамилий для всей выборки источников также показывает, что большая часть приводимых фамилий (62,7%) встречаются лишь в одном-двух источниках. Для последующего анализа психологических теорий эмоций нами отбирались фамилии авторов, характеризуемые частотой встречаемости 3 и более (37,3%).
Наиболее часто (степень согласия авторов 35% и более) встречаются ссылки на информационную теорию П.В. Симонова, периферическую теорию Джемса, трехмерную теорию В. Вундта, дифференциальную теорию эмоций К. Изарда, эволюционную теорию Ч. Дарвина, адрено-таламическую теорию У. Кеннона, когнитивная теория М. Арнольд, психоаналитические воззрения З. Фрейда на природу эмоций. С меньшей степенью согласия упоминаются философские учения Р. Декарта, Б. Спинозы, Г. Спенсера, бихевиоральное учение Дж. Уотсона, биологическая теория эмоций П.К. Анохина, гормическая теория Мак-Дугалла, когнитивные теории С. Шехтера и Дж. Сингера, Д. Линдслея; работа П. Фресса по экспериментальной психологии эмоций, обзор проблем психологической теории эмоций В.К. Вилюнаса, теория эмоций Л.М. Веккера, исследования эмоциональности А. Е. Ольшанниковой.
С низкой степенью согласия приводятся ссылки на философские взгляды на проблему эмоций (Аристотель, Дж. Локк, К. Гельвеций, Ж.-П. Сартр), физиологические основы эмоций (И.П. Павлов, Дж. Пейпец, Дж. Олдс, Н.П. Бехтерева, Е.Д. Хомская и Н.Я. Батова, Ч. Шеррингтон, G. Moruzzi). Также наличествуют ссылки на отечественные (Л.С. Выготский, Д. А.В. Запорожец, А.Н. Леонтьев, А.Р. Лурия, С.Л. Рубинштейн, С.Г. Якобсон) и зарубежные (Ф. Бард, Э. Даффи, Дж. Дьюи, П. Жане, Р. Зайонц, Э. Клапаред, Р. Лазарус, Р. Липер, Р. Плутчик, Д. Рапапорт, С. Томкинс, Д. Хебб, К. Юнг, J. Reykowski, N. Frijda) теоретические положения о природе эмоций, а также на современные подходы: (конструкционизм Дж. Р. Эверилла, ценностная теория эмоций Б.И. Додонова). Некоторая часть приводимых фамилий относится к
экспериментальным исследованиям эмоциональных явлений или их частных аспектов (К. Левин, Г. Селье, Х. Шлосберг, А.М. Эткинд, P. Ekman, J.A. Russell), смежных областей знания (Ж. Нюттен, Л. Фестингер).
Следующий этап нашей работы заключался в поиске и анализе определений понятия «эмоция» данных авторов. При анализе определений понятия «эмоция» нами учитывалась принятая в логике структура определения. «Наиболее распространенным видом явных определений является определение через род и видовое отличие. Определение через род и видовое отличие состоит из двух понятий: определяемого и определяющего, а сама операция включает в себя два приема: 1) подведение определяемого понятия под более широкое по объему родовое понятие (род) и 2) указание видового отличия, т.е. признака, отличающего определяемый предмет (вид этого рода) от других видов, входящих в данный род» (Кириллов В.И., Старченко А.А. Логика. М., 2001).
В проведенном исследовании к определяющим понятиям для понятия «эмоция» как единицы научной теории относятся «процесс» (19,7%), «переживание» (15%), «реакция» (12%), «состояние» (13,6%), «чувство» (7,5%), «отражение» (7,5), «отношение» (4,5%). К видовым признакам были отнесены «объективная действительность (объект, ситуация, событие, стимул, мир)» (40,9%), «носитель эмоции (субъект, человек, организм)» (28,7%), «поведение и деятельность» (39,3%), «мозг» (6%), «оценка значимости, смысла» (19,6%), «регуляция» (6%).
На основе контент-анализа был проведен иерархический кластерный анализ (метод дальнего соседа), объединивший авторов научных теорий эмоций в три группы:
1. Для первой группы свойственно указывать в качестве определяющего понятия «состояние», а в качестве видового - «носитель эмоций» (в частности, «организм»). В эту группу преимущественно входят теории, касающиеся физиологических основ эмоциональных явлений: биологическая теория П.К. Анохина, эволюционная теория Ч. Дарвина, рефлекторная теория И.П. Павлова и др.).
2. Вторая группа определяет эмоцию как «процесс (отражения)», при этом наиболее важным видовым признаком становится «объективная действительность». К этой группе относится деятельностная теория эмоций (А.Н. Леонтьев, А.Е. Ольшанникова), единая теория психических процессов Л.М. Веккера, когнитивные теории эмоций (М. Арнольд, Р. Лазарус).
3. В третьей группе предлагаются два определяющих понятия: «переживание» (В.К. Вилюнас, С.Л. Рубинштейн) и «реакция» (К. Левин, Д. Миллер, Дж. Уотсон), и одно существенное видовое отличие «поведение и деятельность». Таким образом, плюрализм теоретических взглядов на природу эмоций обуславливается тем, что проблема эмоционального, будучи междисциплинарной, решается в рамках философии, психологии и физиологии. Огромное число исследований на данную тему приводит к тому, что в научных изданиях различной направленности приводятся ссылки на разные теории эмоций. Наибольшее число их встречается в монографиях и учебниках по психологии эмоций, наименьшее – в психологических словарях. Среди наиболее часто упоминающихся в научных изданиях теорий выделяюся три тенденции, направляющие изучение эмоциональной сферы человека, и обозначаемые нами как «организмическая», где эмоции понимаются как состояние организма, «процессуальная», для которой характерно понимание эмоций как специфического процесса отражения объективной действительности и «деятельностная», где эмоция рассматривается как переживание, выражающееся в поведении и деятельности.

Список литературы
1. Большой психологический словарь. Под ред. Мещерякова Б.Г., Зинченко В.П. – М.: Прайм-Еврознак, 2003
2. Бреслав Г. М. Психология эмоций. – М.: Смысл, 2004
3. Былкина Н.Д., Люсин Д.В. Развитие представлений детей об эмоциях в онтогенезе. // Вопросы психологии, 2000, №5. С. 38-48
4. Василюк Ф.Е. Психология переживания. – М.: Изд-во МГУ, 1984
5. Веккер Л.М. Психика и реальность: единая теория психических процессов. – М.: Смысл, 1998
6. Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию. Курс лекций. – М.: ЧеРо, , 2002.
7. Годфруа Дж. Что такое психология. : В 2-т. Т.1. – М.: Мир, 1992
8. Гозман Л.Я. Психология эмоциональных отношений. М., 1987
9. Горбатков А.А. Позитивные и негативные эмоции: взаимосвязь и ее зависимость от уровня субъектного развития индивида. // Психологический журнал. Т. 22, № 1, 2001. С. 43-61
10. Горбатков А.А. Динамика эмоций в деятельности: дифференциальный аспект. // Психологический журнал. Т. 28, № 4, 2007. С. 101-113
11. Додонов Б.И. Эмоция как ценность. – М.: Политиздат, 1978
12. Дьяченко М.И., Кандыбович Л. А. Психологический словарь-справочник. – М.: АСТ, 2001.
13. Изард К. Эмоции человека. – М.: Изд-во МГУ, 1980
14. Ильин Е.П. Эмоции и чувства. СПб.: Питер, 2001
15. Кириллова М.Г., Курек М.С. Эмоции и мотивация больных шизофренией в ситуациях кооперации и конкуренции // Психологический журнал. Т. 23, № 5, 2002. С. 83-88
16. Кондаков И.М. Психология. Иллюстрированный словарь. – СПб.: прайм-ЕВРОЗНАК, 2003.
17. Конопкин О.А. Участие эмоций в осознанной регуляции целенаправленной активности человека // Вопросы психологии, 2006, №3 с. 38-49
18. Кордуэлл М. Психология. А - Я: Словарь-справочник / Пер. с англ. К. С. Ткаченко. — М.: ФАИР-ПРЕСС, 2000
19. Кохановский В.П., Золотухина Е.В., Лешкевич Т.Г., Фатхи Т.Б. Философия для аспирантов: Учебное пособие. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2003
20. Леонтьев А.Н. Лекции по общей психологии. – М.: Смысл, 2000
21. Лотоцкая М.Ю., Заика Е.В. Особенности нарушений предметного и аффективного компонентов эмоций у больных параноидной шизофренией // Психологический журнал. Т. 22, № 5, 2001. С. 79-85
22. Новейший психологический словарь /В.Б. Шапарь, В.Е. Россоха, О.В. Шапарь; под общ. ред. В.Б. Шапаря. - Изд. 2е – Ростов-на-Дону: Феникс, 2006
23. Общая психология. Словарь / Под. ред. А.В. Петровского //Психологический лексикон. Энциклопедический словарь в шести томах / Ред.-сост. Л.А. Карпенко. Под общ. ред. А.В. Петровского. – М.: ПЕР СЭ, 2005
24. Оглоблина О.Г. Графические выражения эмоций студентами, обучающимися разным специальностям // Вопросы психологии, 2006, №3. С. 133-138
25. Оксфордский толковый словарь по психологии / Под ред. А. Ребера, 2002 г.
26. Прусакова О.А., Сергиенко Е.А. Понимание эмоций детьми дошкольного возраста // Вопросы психологии, 2006, №3. С. 24-36
27. Психологическая энциклопедия. 2-е издание. Под ред. Р. Корсини и А. Ауэрбаха. СПб.: Питер, 2006
28. Психологический словарь / авт.-сост. В.Н. Копорулина, М.Н. Смирнова, Н. О. Гордеева, Л.М. Балабанова; Под общей ред. Ю.Л. Неймера. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2003
29. Психология науки. Учебное пособие. - М.: Московский психолого-социальный институт: Флинта, 1998
30. Психология эмоций: учеб. пособие / Г.Г. Вербина. – Чебоксары: Чуваш, ун-т, 2008
31. Психология эмоций. Тексты. Под ред. В.К. Вилюнаса, Ю.Б. Гиппенрейтер. М., Изд-во МГУ, 1984
32. Рейковский Я. Экспериментальная психология эмоций. – М.: Прогресс, 1979
33. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. – СПб.: Питер, 2004
34. Свенцицкий А.Л. Краткий психологический словарь. – М.: ТК Велби, изд-во Проспект, 2008
35. Симонов П.В. Мотивированный мозг. – М., Наука, 1981
36. Фресс П., Пиаже Ж. Экспериментальная психология. В.V. Мотивация, эмоции и личность. – М.: Прогресс, 1975
37. Хомская Е.Д. Нейропсихология эмоций: гипотезы и факты // Вопросы психологии, 2002, №4. С. 50-61
38. Хомская Е.Д., Батова Н.Я. Мозг и эмоции (нейропсихологическое исследование). – М.: Изд-во МГУ, 1992
39. Шадриков В.Д. Введение в психологию: эмоции и чувства. – М.: Логос, 2002
40. Шилков Ю.М. К методологии психологического познания. // Психология. Журнал Высшей школы экономики. 2005. Т.2. №1. С. 119-123
41. Эмоции человека в нормальных и стрессорных условиях / Под общей редакцией А.И. Яроцкого, И.А. Криволапчука. – Гродно: ГрГУ, 2001.

Источник: Интегративный подход к психологии человека и социальному взаимодействию людей // Материалы научно-практической заочной конференции «Интегративный подход к психологии человека и социальному взаимодействию людей» / Под редакцией В. Н. Панферова, Е. Ю. Коржовой и др. – М.: Издательство НИИРРР, 2011. – 208 с.

 

 

Поиск

Яндекс.Метрика
Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.