На главную Лекции и практикум по психологии Общая психология Проблема диагностики эмоционального благополучия личности
Проблема диагностики эмоционального благополучия личности
Лекции и практикум по психологии - Общая психология

Диагностика эмоционального благополучия как оценивания довольно устойчивого состояния удовлетворения жизнью и преобладания позитивных эмоций может осуществляться широко известным оксфордским опросником счастья (Thе Oxford Нappiness Questionnaire). Первоначальный вариант опросника (Oxford Нappiness Inventory, OHI) был разработан в конце 1980-х гг. на кафедре экспериментальной психологии Оксфордского университета Майклом Аргайлом (Michael Argyle) с коллегами, изначально для проводившихся в Оксфорде исследований. Методика предназначена для измерения счастья в целом, и основывается на опроснике депрессии Бека, из которого заимствована часть вопросов. Результаты представляются в процентах.

В 2002 г. Майкл Аргайл и Питер Хиллс (Peter Hills) предложили переработанный опросник (Oxford Нappiness Questionnaire, OHQ). Индивидуальные варианты ответов были заменены на единую шестибалльную шкалу, а результаты представляются в виде итогового балла от 1 до 6. Исследования показали, что средний человек набирает 4 балла.
Опросник применялся в исследованиях, проводившихся в Оксфорде среди студентов, и результаты показали, что он обладает большей ретестовой надежностью, чем опросник депрессии Бека (ВDI).
Данные, полученные с помощью опросника, хорошо коррелируют с теми оценками, которые дают друзья респондентов, оценивая их как счастливых, вполне удовлетворенных жизнью людей, умеющих справляться со стрессами и искать социальную поддержку.
Аргайлом и его коллегами было установлено, что счастье - единый фактор человеческого опыта, но состоит он из трех отчасти независимых показателей: удовлетворенности жизни, положительных эмоций и отсутствия отрицательных эмоций.
В современных зарубежных исследованиях в психологии личности часто используются термин «субъективное благополучие» (subjective well-being) как синоним счастья. Субъективное благополучие - это позитивная оценка собственной жизни, баланс эмоций с перевесом в сторону позитивных (Diener, 8uh, Lucas, & 8mith, 1999).
В этом аспекте можно утверждать, что опросник OHQ измеряет степень удовлетворенности собой в своей собственной жизни. Преобладание позитивных эмоций в обыденном сознании расценивается как результат счастливой жизни.
В российском сознании счастье слишком сложная и неоднозначная категория для оценивания («...на свете счастья нет, но есть покой и воля...»), а вот переживание субъективного или, вернее говорить, эмоционального благополучия не вызывает скептического отношения.
Нами были опрошены 90 юношей и девушек в возрасте 18-21 год, студентов вузов и средних профессиональных образовательных учреждений, им предлагалось три вопроса:
1. Ответьте в свободной форме, вы счастливый человек? Если да то, насколько (по возрастанию в любой шкале: баллы от 1до 6, в процентах)
2. Относите ли вы себя к эмоционально благополучным людям (оцените в процентах по возрастанию)
3. На какой из предложенных вопросов было проще ответить?
Результаты показали, что оценить себя как счастливого человека
респондентам было сложнее. Более половины оценок респондентов на первый и второй вопрос не совпали или испытуемые затруднялись с ответом на первый вопрос.
Респонденты объясняли свои затруднения тем, что счастье - кратковременное состояние, итоговое состояние как результат максимальных усилий, ненапряженное состояние, когда все есть и все возможно, но это идеальные условия, в реальной жизни так не бывает, а также везение, удача.
Для сравнения приведем два определения счастья:
Из словаря В. Даля: «Счастье - рок, судьба, участь, доля; случайность, желанная неожиданность, талант, удача, успех, спорина в деле не по расчету; благоденствие, благополучие, земное блаженство и т.д.»
Из современного толкового словаря русского языка С. Кузнецова: «Состояние высшей удовлетворенности жизнью, чувство глубокого довольства и радости, испытываемого кем-либо...; попытка сделать что-дибо, рассчитывая на успех; участь, доля».
Мы заметим, что в определении счастья есть элементы фатальности, судьбы, а в эмоциональном плане - это очень сильные переживания. В русском языке, возможно, выражение «я счастливый человек» подразумевает, что «я переживал моменты сильной радости, мне «везло» в жизни».
В отличие от понимания в русском языке, смысл понятия счастья в английском и американском языках сопричастен с понятием удовлетворения, что подтверждает синонимичное использование Аргайлом в тексте своей книги слов «счастье» и «удовлетворенность жизнью».
Для исследования эмоционального удовлетворения как системного субъективного переживания личности в подростковом и юношеском возрасте, мы использовали OHQ, взяв его за основу [Аргайл, 2003, перевод А. Лисициной].

Обновленный Оксфордский опросник счастья (OHI)

Ниже вы видите группы утверждений, касающихся личного счастья. Прочитайте, пожалуйста, все 4 утверждения в каждой группе и затем определите, какое из них лучше всего описывает ваши ощущения на этой неделе, в том числе и сегодня. Обведите в кружок букву (а, б, в или г) напротив выбранного вами утверждения.
1. а) я не чувствую себя счастливым;
б) я чувствую себя довольно счастливым;
в) я очень счастлив;
г) я невероятно счастлив
2. а) я смотрю в будущее без особого оптимизма;
б) я смотрю в будущее с оптимизмом;
в) мне кажется, будущее сулит мне много хорошего;
г) я чувствую, что будущее переполнено надеждами и перспективами
3. а) ничто в моей жизни по-настоящему меня не удовлетворяет;
б) некоторые вещи в жизни меня удовлетворяют;
в) меня удовлетворяет многое в моей жизни;
г) я полностью удовлетворен всем в своей жизни
4. а) я не ощущаю, что в жизни что-либо реально находится в моей власти;
б) я чувствую, что контролирую свою жизнь, по крайней мере - отчасти;
в) я чувствую, что в основном контролирую свою жизнь;
г) я чувствую, что целиком контролирую все стороны своей жизни
5. а) я не ощущаю, что жизнь вознаграждает меня по заслугам;
б) я ощущаю, что в жизни мне воздается по заслугам;
в) я ощущаю, что жизнь щедро вознаграждает меня;
г) я ощущаю, что жизнь переполнена подарками
6. а) я не испытываю никакой удовлетворенности жизнью;
б) я доволен тем, как я живу;
в) я очень доволен тем, как я живу;
г) я в восторге от своей жизни
7. а) я никогда не могу повлиять на события в нужном мне направлении;
б) иногда я способен повлиять на события в нужном мне направлении;
в) я часто влияю на события в нужном мне направлении;
г) я всегда влияю на события в нужном мне направлении
8. а) в жизни я просто выживаю;
б) жизнь — хорошая вещь;
в) жизнь — замечательная вещь;
г) я обожаю жизнь
9. а) у меня потерян всякий интерес к другим людям;
б) другие люди интересны мне отчасти;
в) другие люди меня очень интересуют;
г) меня чрезвычайно интересуют другие люди
10. а) мне трудно принимать решения;
б) я довольно легко принимаю некоторые решения;
в) мне довольно просто принимать большинство решений;
г) я с легкостью принимаю любые решения
11. а) мне трудно приступить к какому-либо делу;
б) мне довольно просто что-либо начать;
в) я без труда принимаюсь за какое-либо дело;
г) я способен взяться за любое дело
12. а) после сна я редко чувствую себя отдохнувшим;
б) иногда я просыпаюсь отдохнувшим;
в) после сна я обычно чувствую себя отдохнувшим;
г) я всегда просыпаюсь отдохнувшим
13. а) я чувствую себя совершенно без сил;
б) я чувствую себя довольно энергичным;
в) я чувствую себя очень энергичным;
г) я чувствую, что энергия во мне бьет через край
14. а) я не вижу в окружающих меня вещах особой красоты;
б) я нахожу красоту в некоторых вещах;
в) я нахожу красоту в большинстве вещей;
г) весь мир представляется мне прекрасным
15. а) я не ощущаю себя сообразительным;
б) я чувствую, что отчасти сметлив;
в) я в значительной степени чувствую в себе живость ума;
г) я ощущаю, что мне присуща совершенная живость ума
16. а) я не чувствую себя особенно здоровым;
б) я чувствую себя достаточно здоровым;
в) я чувствую себя совершенно здоровым;
г) я чувствую себя здоровым на 100%
17. а) я не испытываю особо теплых чувств по отношению к другим;
б) я испытываю определенные теплые чувства по отношению к другим;
в) я испытываю очень теплые чувства по отношению к другим;
г) я люблю всех людей
18. а) у меня практически нет счастливых воспоминаний;
б) у меня есть отдельные счастливые воспоминания;
в) большинство произошедших со мной событий представляются мне
счастливыми;
г) все происшедшее кажется мне чрезвычайно счастливым
19. а) я никогда не бываю в радостном или приподнятом настроении;
б) иногда я испытываю радость и пребываю в приподнятом настроении;
в) я часто испытываю радость и пребываю в приподнятом настроении;
г) я все время радуюсь и пребываю в приподнятом настроении
20. а) между тем, что я хотел бы сделать, и тем, что сделал, - большая раз
ница;
б) кое-что из желаемого я сделал;
в) я сделал многое из того, что хотел;
г) я сделал все, чего когда-либо желал
21. а) я не способен хорошо организовать свое время;
б) я организую свое время достаточно хорошо;
в) я очень хорошо организую свое время;
г) мне удается успеть все, что я хочу сделать
22. а) мне не бывает весело в компании других людей;
б) иногда мне бывает весело с другими людьми;
в) мне часто бывает весело с другими людьми;
г) мне всегда весело в окружении людей
23. а) я никогда не подбадриваю окружающих;
б) иногда я подбадриваю окружающих;
в) я часто подбадриваю окружающих;
г) я всегда подбадриваю окружающих
24. а) у меня нет ощущения осмысленности и цели в жизни;
б) у меня есть ощущение смысла и цели в жизни;
в) у меня ясное ощущение смысла и цели в жизни;
г) моя жизнь полна смысла и имеет цель
25 а) я не ощущаю особой привязанности к другим и сопричастности;
б) иногда я ощущаю привязанность к людям и сопричастность;
в) я часто ощущаю привязанность и сопричастность;
г) я всегда ощущаю привязанность и сопричастность
26. а) не думаю, что мир - это стоящее место;
б) думаю, что мир - довольно хорошее место;
в) думаю, что мир - это замечательное место;
г) по-моему, мир - это превосходное место
27. а) я редко смеюсь;
б) я смеюсь довольно часто;
в) я много смеюсь;
г) я очень часто смеюсь
28. а) я думаю, что выгляжу непривлекательно;
б) я думаю, что выгляжу довольно привлекательно;
в) я думаю, что выгляжу привлекательно,
г) я думаю, что выгляжу очень привлекательно
29. а) я не нахожу вокруг ничего увлекательного и интересного;
б) некоторые вещи я нахожу увлекательными;
в) большинство вещей кажутся мне увлекательным;
г) мне все кажется увлекательным и интересным
Ключ: присваивание баллов: а- 1, б-2, в-3, г-4,
29 - несчастлив совсем;
29-43 - несчастлив;
44-58 - более-менее счастлив;
58-86 - вполне счастлив;
87-115 счастлив;
116 - абсолютно счастлив

Анализ предложенных Аргайлом с коллегами суждений позволяет разделить их по содержанию на суждения об эмоциональных состояниях, например: «я никогда не бываю в радостном или приподнятом настроении»; на суждения о собственной ресурсности или ресурсности мира, например: «я не чувствую себя особенно здоровым» и «мне все кажется увлекательным и интересным»; на суждения о безопасности мира, например: «я никогда не могу повлиять на события в нужном мне направлении». Некоторые утверждения можно отнести к оцениванию одновременно и ресурсности и безопасности мира, например: «думаю, что мир — довольно хорошее место».
Мы позволили себе выбрать наиболее подходящие суждения, несколько сократив опросник до 21 суждения, выделив в его поле три шкалы: оценки собственных состояний, оценки безопасности и оценки ресурсности образа мира.
Переживание мира как безопасного или небезопасного обнаруживается в таких суждениях, которые характеризуют возможность влиять на собственную жизнь или косвенные, обнаруживающие высокую степень тревожности, что позволяет предположить переживание респондентом большинства жизненных ситуаций как небезопасных.
Наши ресурсы - это отношения с другими, и все что связано с этим, включенность в отношения, теплые воспоминания о них, наш позитивный опыт как след этих отношений.
Модифицированный Оксфордский опросник счастья
Ниже вы видите группы утверждений, касающихся переживания вами собственного эмоционального благополучия. Выберите то относительное процентное соотношение, которое по вашим ощущениям более всего отражает правду о вас и обведите кружком.

опросник счастья
опросник счастья2
опросник счастья3
опросник счастья3
опросник счастья4

Считается общая сумма:
22 - 406 - очень высокий уровень эмоционального благополучия, человек почти всегда доволен своей жизнью и испытывает уверенность и спокойствие за нее, легко выходит из состояний печали, гнева, не застревает в негативных воспоминания, полагает, что мир достаточно хорош для него и люди к нему в основном расположены;
40 - 606 - достаточно устойчивы состояния эмоционального благополучия, но ситуации негативных переживаний сохраняются в памяти надолго, возможно есть непережитая неприятность в актуальном состоянии, полагает, что мир достаточно ресурсен и вполне справляется со своими жизненными задачами;
606 - 806 - преобладают состояния, которые можно оценить как эмоциональное неблагополучие рассматривает свою жизнь как не очень удачную, хотя есть некоторые успехи. Жизнь трудна и для того, чтобы что-то получить от жизни (мира), необходимо прилагать много усилий, но часто они не приносят результата;
80 ~ 1056 - в подавляющем большинстве состояния тоски, апатии бессилия, оценивает свою жизнь как «плохую», не справляется с негативными состояниями, характерна направленность на эмоциональное самопогружение.
Шкалы:
1. Состояния:1,3,6,8,12,13,15,19 макс. - от 8 до 16 преобладают устойчиво позитивные состояния
2. Ресурсы: 2,5,7,10,11,16,18,21 - макс. от 9 до 18 мир видится ресурсным и сам человек рассматривает себя как способного находить и получать ресурсы
3. Безопасность: 4,9,10,11,14,17 - макс. От 6 до 12 рассматривает мир как достаточно безопасный для себя.
Культурная специфичность Оксфордского опросника счастья позволяет предполагать, что в русской ментальности, с помощью него исследуется эмоциональное благополучие личности, которая мир видит подходящим местом для жизни, и в то же время она стремится к активному построению отношений с его субъектами и объектами.
Логично связана с таким пониманием счастья патогенетическая концепция неврозов В.Н. Мясищева: «... это психогенное заболевание, в основе которого лежит неудачно, нерационалъно и непродуктивно разрешаемое противоречие между личностью и значимыми для нее сторонами действительности, вызывающими болезненно тягостные для нее перевеивания: неудовлетворение потребностей, недостигнутой цели, невосполнимой утраты. Неумение найти рациональный и продуктивный выход влечет за собой психическую и физиологическую дезинтеграцию личности».
В рамках этой концепции личность рассматривается как система отношений индивида с окружающей средой, как целостная, организованная система активных, избирательных, социальных и сознательных связей с реальной действительностью. Понятие «отношение» является центральным, системообразующим и понимается как внутреннее субъективное отношение, формирующееся под влиянием отношений реального мира на основе психических свойств человека как индивида. Субъективные отношения характеризуют личность конкретного человека, его неповторимую индивидуальность. Отношения являются ядром личности, они представляют собой внутренние условия, преломляющие и опосредующие воздействия извне. Мясищев выделял три группы отношений: отношение к себе, отношение к другим людям и отношение к миру объектов и явлений. Каэюдое отношение характеризуется тремя компонентами: когнитивным, эмоциональным и поведенческим. Когнитивный компонент содер-oicum информацию об объекте отношения, эмоциональный - степень привлекательности, желательности или непривлекательности, нежелательности этого объекта, эмоциональное отношение к нему, поведенческий -содержит способы поведения и взаимодействия с данным объектом. Отношения личности есть система, структура которой иерархизирована у каждого человека индивидуально, все отношения, входящие в состав системы, имеют различную значимость для человека, что связано с его опытом и историей развития. Если перевести концепцию в плоскость экзистенциального подхода, то субъективная система отношений есть образ мира в сознании человека, который влияет на поведенческий паттерн и его динамику.
Для подтверждения содержательной валидности модифицированного опросника с его оригиналом мы провели корреляционный анализ результатов опроса по обеим методикам. В опросе принимали 54 человека в возрасте от 16 до 18 лет (юноши и девушки) и 32 сотрудника детских домов и интернатов г. Хабаровска (5 муж. и 27 жен.). Коэффициент корреляции по Спирмену рассчитывался в компьютерной программе 8Р88 и равен- 0,591, при любом уровне значимости (0,05 и 0,01) он выше критического значения, можем говорить о средней значимости связи. Обратная корреляции является следствием того, что в оригинале шкала подсчета баллов прямая (чем респондент более счастлив, тем выше балл оценки суждения), а в модифицированной - шкала присвоения баллов обратная.
Собственно, модифицированный опросник показывает, чем более эмоционально благополучным чувствует себя человек, тем меньше получается суммарный бал в его ответном бланке.
Исследования К. Рифф субъективного благополучия отталкиваются от ее представлений о феномене как системном конструкте, отражающем восприятие человеком своего функционирования в аспекте потенциальных возможностей.

Шкала психологического благополучия К. Рифф (адаптация Л.В. Жуковской, Е.Г. Трошихиной)

Инструкция. Оцените, пожалуйста, степень своего согласия с приведенными ниже утверждениями о том, что Вы чувствуете относительно себя и своей жизни. Для этого обведите кружочком цифру, наиболее точно описывающую степень вашего согласия с утверждением:
5 - совершенно согласен,
4 - согласен,
3 - сложно сказать, и согласен, и не согласен,
2 - не согласен,
1 — категорически не согласен.
Пожалуйста, помните, что здесь нет правильных или неправильных
ответов.

1. На мое решение обычно не влияет то, как в таких случаях поступают другие люди.

1 2345

2. Я умею хорошо распределять время, поэтому успеваю сделать все, что мне необходимо.

12345

3. Меня привлекают дела, которые могут расширить поле моих возможностей.

12345

4. Найдется мало людей, готовых меня выслушать, когда у меня тяжело на душе.

12345

5. Я очень люблю строить планы на будущее и воплощать их в жизнь.

12345

6. Мне кажется, что многие из тех людей, кого я знаю, взяли от жизни больше, чем я.

12345

7. Я уверен в своем мнении, даже если оно противоречит общепринятым взглядам.

1 2345

8. Мне очень важно знать, как мои поступки расцениваются другими людьми.

12345

9. Я часто чувствую, что перегружен своими обязан-

 

ностями.

1 2345

10. В своей жизни я считаю важным все больше и больше узнавать о себе.

12345

11. Мне доставляют удовольствие задушевные разговоры с близкими и друзьями.

12345

12. Мои ежедневные дела кажутся' мне бессмысленными.

12345

13. По большому счету я хорошо отношусь к себе и доверяю себе.

12345

14. Я хорошо справляюсь с повседневными обязанностями.

1 2345

15. Зачастую я меняю принятое решение, если окружающие не согласны с ним.

12345

16. Мне не хватает способностей, чтобы успешно ладить с людьми.

12345

17. Мне кажется, что я не изменился за прожитые годы.

1 2345

18. У меня мало близких понимающих людей, и я чувствую себя одиноким.

12345

19. Я - активный человек в отношении реализации намеченных мною планов.

12345

20. Несмотря на свои недостатки, я принимаю себя таким, какой я есть.

12345

21. Я считаю важным приобретать новый опыт, меняющий мои привычные представления.

12345

22. Я не боюсь высказывать свое мнение, даже если оно противоречит мнению большинства людей.

12345

23. Мне трудно организовать свою жизнь так, как хочется.

1 2345

24. Моя привычная жизнь устоялась, я не хочу ничего менять и учиться делать что-то по-новому.

1 2345

25. Когда дело доходит до дружбы, я часто чувствую себя сторонним наблюдателем.

12345

26. Размышляя о будущем, я чувствую прилив сил и желание действовать.

12345

27. Пожалуй, мое отношение к себе не такое уж хорошее.

12345

28. Я получаю много теплоты и поддержки от друзей и близких.

12345

29. Для меня важнее быть в согласии с самим собой, чем соглашаться с другими людьми.

12345

30. Я смог устроить свою жизнь по своему вкусу.

12345

31. Я не люблю оказываться в новых ситуациях, которые требуют от меня изменения привычек.

12345

32. Большинство людей считает меня чутким и отзывчивым человеком.

1 2345

33. У меня нет четкого представления о том, чего я стремлюсь достигнуть в жизни.

1 2345

34. Когда я оглядываюсь на историю своей жизни, я доволен тем, как все сложилось.

1 2345

35. Моя жизнь имеет смысл.

1 2345

36. Довольно часто я меняю свое поведение, чтобы не выделяться.

1 2345

37. Я способен грамотно распоряжаться своими деньгами.

1 2345

38. Я думаю, что человек может развиваться и в преклонном возрасте.

1 2345

39. Я знаю, что могу доверять своим друзьям, и они тоже могут доверять мне.

12345

40. Раньше я ставил себе цели, но теперь это кажется мне пустой тратой времени.

12345

41. В жизни у меня были и взлеты и падения, но в целом я бы не хотел менять прошлое.

12345

42. Я во многом разочарован своими жизненными достижениями.

1 2345

43. Для меня жизнь - постоянный процесс учебы, изменения, роста.

12345

44. Я часто ловлю себя на мысли, что живу неправильно.

1 2345

45. Некоторые люди идут по жизни бесцельно, но я не один из них.

1 2345

46. Я часто чувствую, что я недостаточно способный.

1 2345

47. Для меня всегда было сложно и утомительно поддерживать близкие отношения с людьми.

1 2345

48. Я живу сегодняшним днем и не думаю о будущем.

1 2345

49. В целом мне нравится мой характер.

1 2345

50. Трудности повседневной жизни часто утомляют меня.

12345

51. Я давно отказался от попыток значительно улучшить или изменить свою жизнь.

1 2345

52. На меня очень часто влияют люди с сильными убеждениями.

1 2345

53. Думаю, что мне всегда недоставало теплых и доверительных отношений с другими людьми.

12345

54. Я оцениваю себя по своим собственным меркам, а не по критериям других людей.

1 2345

Интерпретация шкал
Автономность:
(+) Самоопределение и независимость; способен противостоять социальному давлению, мыслить и вести себя независимо; сам регулирует свое поведение; оценивает себя, исходя из личных стандартов.
(-) Озабочен ожиданиями и оценками других; при принятии важных решений опирается на суждения других людей; его мышление и поведение подвержено социальному давлению.
Компетентность:
(+) Обладает чувством мастерства и компетентности в овладении средой; осуществляет разнообразные виды деятельности; способен выбирать или создавать подходящий контекст для реализации личных потребностей и ценностей.
(-) Трудно справляться с повседневными делами; чувствует, что неспособен улучшить или изменить окружающие обстоятельства; не осознает возможности, предоставляемые окружающей средой; отсутствует чувство контроля над внешним миром.
Личностный рост:
(+) Обладает чувством продолжающегося развития и реализации своего потенциала; видит свой рост и экспансию; открыт новому опыту; наблюдает все большее совершенствование себя и своего поведения с течением времени; изменения отражают все большее познание себя и эффективность.
(-) Чувство личностной стагнации; отсутствует ощущение улучшения и экспансии со временем; чувство скуки и незаинтересованности в жизни; чувствует себя неспособным приобретать новые установки и способы поведения.
Позитивные отношения:
(+) Получает удовлетворение от теплых, доверительных отношений с другими; заботится о благополучии других; способен к сильной эмпатии, привязанности и близости; понимает необходимость идти на уступки во взаимоотношениях.
(-) Испытывает недостаток близких, доверительных отношений с другими; ему трудно заботится о других, быть теплым и открытым; изолирован и фрустрирован в межличностных отношениях; не стремится идти на компромисс для поддержания важных связей с другими.
Жизненные цели:
(+) Имеет цели в жизни и чувство направленности; чувство осмысленности своего прошлого и настоящего; имеет убеждения, придающие жизни цель; у него есть основания и причины для того, чтобы жить.
(-) Нет чувства осмысленности жизни; недостаток целей, чувства направленности; не видит целей и в своем прошлом; отсутствуют воззрения и убеждения, придающие жизни смысл.
Самопринятне:
(+) Позитивно относится к себе и своему прошлому; осознает и принимает свои разные стороны, включая как положительные, так и отрицательные качества.
(-) Неудовлетворен собой; разочарован своим прошлым; обеспокоен определенными личностными качествами; желает не быть тем, кем является.
Таблица 6 Ключ к методике


Шкала

Прямые утверждения

Обратные утверждения

Автономность Компетентность Личностный рост Позитивные отношения
Жизненные цели Самопринятие

I,7,22,29,54
2,    14, 30, 37,
3,    10,21,38,43
II,28,32,39,
5,19,26,35,45 13,20,34,41,49

8,    15,36,52
9,    16, 23, 46, 50
17,24,31,51
4, 18,25,47,53
12,33,40,48 6, 27, 42, 44

Общий показатель

сумма оценок по шести шкалам

Обратные утверждения считаются по обратной (перевернутой -543 2 1) шкале. Значения по прямым и обратным вопросам шкалы суммируются, т.о. значение каждой шкалы может варьировать от 9 до 45 баллов, поскольку каждая шкала содержит по 9 утверждений.
Таблица 7
Средние значения шкал методики (женщины п = 500)


Шкала

М

а

Автономность

30,50

4,60

Компетентность

29,15

5,01

Личностный рост

33,61

4,86

Позитивные отношения

33,74

5,17

Жизненные цели

33,56

5,15

Самопринятие

32,08

5,46

Общий показатель

192,64

22,29


Результаты, полученные при использовании опросника Рифф в адаптации Жуковской и Трошихиной, которая более точно отражает содержание теоретических положений концепции Рифф, имеют корреляцию высокого уровня с результатами модифицированного оксфордского опросника счастья.

Выборка опроса по двум методика (методика Рифф и Модифицированный опросник счастья Аргайла) составила 74 человека в возрасте от 18 до 21 года.
Таблица 8
Корреляции между шкалами опросника Рифф и модифицированного опросника
Аргайла

 

Автономия

Компетен-тность

Личностный рост

Позитивные отношения

 

Самопринятие

 

Состояние

-0,648

-0,519

 

-0,609

 

-0,696

 

Ресурсы

-0,346

-0,524

 

-0,347

-0,383

-0,431

 

Безопасность

 

-0,610

-0,338

-0,543

-0,436

-0,552

 

Общий балл

 

 

 

 

 

 

-0,341

Субъективное переживание независимости коррелирует с высоким уровнем переживания себя как эмоционально благополучной личности. Чем выше личность оценивает свои способности, потенциал и его реализо-ванность, тем больше она переживает свой образ мира как безопасный, ресурсный или наоборот, и это определяет ее состояние довольно устойчивого эмоционального благополучия. Позитивные отношения, скорее всего, переживаются в позитивных эмоциональных состояниях, и в тоже время они возможны при базовом оценивании отношений как безопасных в большинстве случаев. Заметим, что это может означать и некоторую наивность взгляда, и нарциссическую идеализацию образа мира. Самопринятие также хорошо коррелирует с эмоциональным благополучием как состоянием и базовым ощущением безопасности. Общие баллы по обеим методикам имеют достоверную корреляцию для данного объема выборки.
Это исследование подтверждает, что эмоциональное благополучие связано не только с преобладанием позитивных эмоций над негативными, но с базовыми установкам, на которые опирается сознание при конструировании образа мира, степень его безопасности и ресурсности.

Начало Эмоциональное благополучие как системный феномен переживания человека
Источник: Рагулина М. В.
Феномен эмоционального благополучия личности: содержание, диагностика, консультирование: монография / М.В.Рагулина. - Хабаровск : Изд-во Тихоокеан. гос. ун-та, 2017. - 116 с.

 

Это интересно

Рекомендации

Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.