На главную Лекции и практикум по психологии Общая психология Психологические особенности взаимодействия в малой группе
Психологические особенности взаимодействия в малой группе
Лекции и практикум по психологии - Общая психология

Ключевые термины: социальная группа, референтная группа, конформность, подставная группа, статус, формальный и неформальный лидеры, социометрическая звезда, социометрия, стили руководства группой: авторитарный, попустительский, демократический.

Под социальными группами понимаются относительно устойчивые совокупности людей, связанные общими интересами, ценностями, правилами и нормами поведения, складывающиеся в ходе исторического развития социума. Группа имеет качества, которые не могут быть сведены к качествам входящих в нее людей. Включение индивида в группу связано с его пристройкой к ценностям, нормам и правилам, принятым в ней. Группа предполагает некоторый уровень конформности членов, в результате чего под воздействием навязываемых группой стереотипов несколько изменяются установки и поведение людей. В случаях, когда поведение членов группы соответствуют внутригрупповым правилам или, наоборот, выходят за рамки правил, группа или отдельные ее члены применяют определенные санкции.

С. Аш и Р. Кратчфилд, разработавшие метод «подставной группы», в ситуациях, когда испытуемый не подозревал о предварительном сговоре членов группы, неоднократно наблюдали как он соглашался с заведомо неправильным мнением, которое высказывало большинство. В незнакомой группе уровень конформизма обычно выше, чем в знакомой.
Группа, как правило, неоднородна, она состоит из людей, имеющих внутри нее различные статусы . Типология социальных групп определяется характерными чертами социальных и психологических связей членов группы.
Различают следующие виды групп:
• большие (общественные классы , социальные слои , нации, народности и т.д.);
• средние (территориальные общности, производственные объединения и т.д.);
• малые (семья, бригада, класс, и т.д.).
Психология сосредоточивает свое внимание преимущественно на малых группах, которые, в свою очередь могут быть:
а) условными, то есть выделяемыми для целей анализа, но в реальности не представленными как консолидированная группа с постоянными связями и отношениями (например, врачи, журналисты, пенсионеры);
б) реальными, то есть состоящими из взаимодействующих членов;
в) лабораторными, то есть создаваемыми на определенное время и с определенными целями, после выполнения которых сразу же распадаются;
г) формальными, которые функционируют с заранее установленными (чаще всего официальными) целями, на основе положений, инструкций, уставов и т.п. В формальной группе могут иметь место неформальные отношения, влияющие на поведение группы;
д) неформальными, представляющими собой добровольные объединения людей на основе общих интересов, целей, привязанностей и т.п.;
е) референтными, то есть значимыми для человека, который на них так или иначе ориентируется, выступающими в качестве своеобразного эталона, образца для подражания. Понятно, что референтные группы могут быть как реальными, существующими как некоторое объединение (например, дворовая компания для подростка и др.), но могут быть и условными (например, интеллигенция, предпринимательский слой и др.).
Так как для социальных групп характерными являются процессы статусно-ролевой дифференциации , то они представляют собой динамическую, постоянно изменяющуюся под влиянием внутренних и внешних воздействий систему (К. Левин). В них наблюдается лидер, то есть один из членов группы, за которым другие ее члены признают право на принятие ответственных решений в значимых ситуациях.
Лидер, в свою очередь, может быть формальным (статусные позиции которого закреплены соответствующими нормативными документами: приказами, инструкциями и пр.) и реальным (когда статус связан, например, с харизматической одаренностью члена группы).
В структуре группы наблюдаются члены, которые пользуются повышенным авторитетом (социометрические звезды), предпочитаемые и отверженные. Социальное поведение членов группы зависит от особенностей складывающихся отношений, развития консолидирующих или конкурентных тенденций.
Я. Морено (1892 – 1974 гг.) разработал метод социометрии – один из наиболее эффективных методов диагностики межличностных отношений в малой группе (семье, рабочем коллективе, студенческой группе и др.). Каждому члену обследуемой группы предлагается осуществить выбор наиболее предпочитаемых членов группы для различных сфер совместной деятельности (решения профессиональных задач, ситуаций, связанных с риском для жизни, с отдыхом и развлечениями и т.п.). На этой основе оценивается статус каждого члена группы, структура межличностных отношений внутри группы, степень сплоченности и др. Результаты отражаются графически посредством социометрической матрицы или схемы.
На консолидацию группы сильное влияния оказывает стиль руководства, принятый в группе. К. Левин (1890 – 1947 гг.) на основе учета двух критериев (а) содержание решений и б) приемы их выполнения) описал три базовых стиля руководства:
• авторитарный. Единственным источником руководящей инициативы является руководитель, несанкционированная свыше активность других членов группы жестко подавляется. При возможных высоких уровнях групповой сплоченности здесь наблюдаются эффект усиления в геометрической прогрессии последствий ошибочных руководящих решений;
• попустительский (анархический). Руководитель, в сущности, само-устраняется от управления. Отсутствие организационного момента в разработке и принятии решений приводит к возникновению мощных центробежных сил, разрушающих групповую сплоченность;
• демократический. Основывается на коллегиальности в принятии решений, поощрении индивидуальной инициативы. Способствует усилению групповой сплоченности и воспитанию ответственности всех членов группы.

Контрольные вопросы:
1. Опишите социальных групп.
2. Опишите классификацию малых социальных групп.
3. Что такое лидер группы и социометрическая звезда?
4. Охарактеризуйте основные стили руководства малой группой.
5. Охарактеризуйте метод «подставной группы».
6. Каким методом устанавливается внутригрупповая дифференциация?
7. Что такое статус?

 

Поиск

Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.