Ключевые термины: социальная группа, референтная группа, конформность, подставная группа, статус, формальный и неформальный лидеры, социометрическая звезда, социометрия, стили руководства группой: авторитарный, попустительский, демократический.
Под социальными группами понимаются относительно устойчивые совокупности людей, связанные общими интересами, ценностями, правилами и нормами поведения, складывающиеся в ходе исторического развития социума. Группа имеет качества, которые не могут быть сведены к качествам входящих в нее людей. Включение индивида в группу связано с его пристройкой к ценностям, нормам и правилам, принятым в ней. Группа предполагает некоторый уровень конформности членов, в результате чего под воздействием навязываемых группой стереотипов несколько изменяются установки и поведение людей. В случаях, когда поведение членов группы соответствуют внутригрупповым правилам или, наоборот, выходят за рамки правил, группа или отдельные ее члены применяют определенные санкции.
С. Аш и Р. Кратчфилд, разработавшие метод «подставной группы», в ситуациях, когда испытуемый не подозревал о предварительном сговоре членов группы, неоднократно наблюдали как он соглашался с заведомо неправильным мнением, которое высказывало большинство. В незнакомой группе уровень конформизма обычно выше, чем в знакомой. Группа, как правило, неоднородна, она состоит из людей, имеющих внутри нее различные статусы . Типология социальных групп определяется характерными чертами социальных и психологических связей членов группы. Различают следующие виды групп: • большие (общественные классы , социальные слои , нации, народности и т.д.); • средние (территориальные общности, производственные объединения и т.д.); • малые (семья, бригада, класс, и т.д.). Психология сосредоточивает свое внимание преимущественно на малых группах, которые, в свою очередь могут быть: а) условными, то есть выделяемыми для целей анализа, но в реальности не представленными как консолидированная группа с постоянными связями и отношениями (например, врачи, журналисты, пенсионеры); б) реальными, то есть состоящими из взаимодействующих членов; в) лабораторными, то есть создаваемыми на определенное время и с определенными целями, после выполнения которых сразу же распадаются; г) формальными, которые функционируют с заранее установленными (чаще всего официальными) целями, на основе положений, инструкций, уставов и т.п. В формальной группе могут иметь место неформальные отношения, влияющие на поведение группы; д) неформальными, представляющими собой добровольные объединения людей на основе общих интересов, целей, привязанностей и т.п.; е) референтными, то есть значимыми для человека, который на них так или иначе ориентируется, выступающими в качестве своеобразного эталона, образца для подражания. Понятно, что референтные группы могут быть как реальными, существующими как некоторое объединение (например, дворовая компания для подростка и др.), но могут быть и условными (например, интеллигенция, предпринимательский слой и др.). Так как для социальных групп характерными являются процессы статусно-ролевой дифференциации , то они представляют собой динамическую, постоянно изменяющуюся под влиянием внутренних и внешних воздействий систему (К. Левин). В них наблюдается лидер, то есть один из членов группы, за которым другие ее члены признают право на принятие ответственных решений в значимых ситуациях. Лидер, в свою очередь, может быть формальным (статусные позиции которого закреплены соответствующими нормативными документами: приказами, инструкциями и пр.) и реальным (когда статус связан, например, с харизматической одаренностью члена группы). В структуре группы наблюдаются члены, которые пользуются повышенным авторитетом (социометрические звезды), предпочитаемые и отверженные. Социальное поведение членов группы зависит от особенностей складывающихся отношений, развития консолидирующих или конкурентных тенденций. Я. Морено (1892 – 1974 гг.) разработал метод социометрии – один из наиболее эффективных методов диагностики межличностных отношений в малой группе (семье, рабочем коллективе, студенческой группе и др.). Каждому члену обследуемой группы предлагается осуществить выбор наиболее предпочитаемых членов группы для различных сфер совместной деятельности (решения профессиональных задач, ситуаций, связанных с риском для жизни, с отдыхом и развлечениями и т.п.). На этой основе оценивается статус каждого члена группы, структура межличностных отношений внутри группы, степень сплоченности и др. Результаты отражаются графически посредством социометрической матрицы или схемы. На консолидацию группы сильное влияния оказывает стиль руководства, принятый в группе. К. Левин (1890 – 1947 гг.) на основе учета двух критериев (а) содержание решений и б) приемы их выполнения) описал три базовых стиля руководства: • авторитарный. Единственным источником руководящей инициативы является руководитель, несанкционированная свыше активность других членов группы жестко подавляется. При возможных высоких уровнях групповой сплоченности здесь наблюдаются эффект усиления в геометрической прогрессии последствий ошибочных руководящих решений; • попустительский (анархический). Руководитель, в сущности, само-устраняется от управления. Отсутствие организационного момента в разработке и принятии решений приводит к возникновению мощных центробежных сил, разрушающих групповую сплоченность; • демократический. Основывается на коллегиальности в принятии решений, поощрении индивидуальной инициативы. Способствует усилению групповой сплоченности и воспитанию ответственности всех членов группы.
Контрольные вопросы: 1. Опишите социальных групп. 2. Опишите классификацию малых социальных групп. 3. Что такое лидер группы и социометрическая звезда? 4. Охарактеризуйте основные стили руководства малой группой. 5. Охарактеризуйте метод «подставной группы». 6. Каким методом устанавливается внутригрупповая дифференциация? 7. Что такое статус? |