Профессиональный отбор
Лекции и практикум по психологии - Общая психология

Практическая работа №8. Профессиональный отбор
С развитием научно-технического прогресса возрастает ответственность каждого работника перед обществом, так как в автоматизированном производстве даже кратковременное нарушение производственного процесса влечет за собой большие потери. Управление современными машинами и технологическими процессами связано со значительными психическими нагрузками. В целях рационализации производственного процесса возникает задача согласования особенностей конструкций машин и технологических процессов с психологическими и физиологическими характеристиками человека. Эффективное применение даже самой совершенной техники, в конечном счете, зависит от правильных действий людей, управляющих этой техникой.

Несмотря на присущий каждому человеку инстинкт самосохранения, иногда нарушаются правила охраны труда, в том числе по психофизиологическим причинам. Часто рабочий, чтобы быстрее закончить работу, упрощает ее выполнение, отказывается от использования средств защиты, которые создают иногда неудобства при работе (например, от тяжелых резиновых диэлектрических перчаток), игнорирует некоторые требования техники безопасности. Если неоднократные нарушения не повлекли за собой серьезных последствий (травм, аварий), то это становится нормой поведения, привычкой пренебрегать требованиями охраны труда.
Технические средства безопасности оказывают защитное действие в том случае, если они активно используются работником при своевременном обнаружении ошибки в своих действиях, неисправности машины или нарушений технологического процесса. Внимательность человека в условиях производства обусловлена уравновешенностью его характера, душевным состоянием, способностью преодолевать эмоциональные конфликты.
Для производств и видов деятельности с высокой потенциальной опасностью аварий с тяжелыми последствиями ключевым условием обеспечения безопасности является надежность персонала. Профессиональный отбор – одно из направлений решения этой задачи.
На рубеже 20 - 21 столетий в результате стремительного роста производительных сил общественное производство переходит в новое качество. Во всех сферах экономики, связанных с добычей и переработкой сырья, изготовлением средств производства и средств потребления, предприятия оснащаются все более сложным и дорогим оборудованием. Технологические процессы ускоряются, становятся непрерывными и поточными. Новый технический уровень производства вызывает необходимость в привлечении квалифицированных работников. Между тем, практика показала, что даже высококвалифицированные работники по не вполне ясным причинам периодически допускают ошибки, брак, сбои.
При этом выход из строя оборудования по причине ошибочных действий работников приводил к большим материальным потерям, усугубляемым простоями смежных агрегатов, линий или даже цехов.
Всё больше возникало видов трудовой деятельности, характеризующихся повышенной потенциальной опасностью. При этом статистика показывала, что потенциальная опасность переходила в реальную - несчастный случай или аварию – не только потому, что работник не обладал необходимыми знаниями и трудовыми навыками, а вследствие неспособности воспринимать и своевременно реагировать на возникшую ситуацию.
В результате наступали тяжелые последствия, как для непосредственного исполнителя трудовых функций, так и для работников смежных рабочих мест, персонала смежных цехов или предприятия в целом.
Таким образом, стало очевидным, что далеко не каждый работник, несмотря на активное стремление овладеть данной трудовой деятельностью, способен в силу определённых индивидуальных особенностей и личностных качеств обеспечить безопасное выполнение трудовых функций, должную производительность и качество труда.
Поэтому, наряду с внедрением в производство технических устройств, препятствующих ошибочным действиям работников (всевозможные блокировки, предупредительная окраска, опережающая сигнализация и т.д.), стали проводиться исследования и разработка методов профессионального отбора кандидатов по наиболее сложным и опасным профессиям и рабочим местам, в первую очередь, в тех отраслях промышленности и транспорта, где человеческий фактор в обеспечении безопасности является решающим.

1. Психология и физиология труда

Инженерная психология - отрасль науки, которая разрабатывает приемы и методы использования техники с учетом психофизиологических особенностей человека и эргономических исследований. Инженерная психология способствует рациональной организации системы управления и обработки информации, целесообразному распределению функций между человеком и техническими средствами автоматизации, оптимизации процессов информационного обеспечения и принятия решений.
К важным проблемам инженерной психологии относят разработку методов профессионального отбора, обучения и тренировки человека-оператора, рекомендаций по учету психики человека и требований технической эстетики при проектировании оборудования и технологических процессов.
В связи с большим объемом выполняемых операций, связанных с контролем и регулированием технологического процесса, выявлением возникающих неисправностей, корректировкой технологического режима, предупреждением и профилактикой аварий, работник испытывает нервное напряжение, которое приводит к быстрому утомлению, травматизму, снижает производительность труда. Для разрешения проблемы психологического конфликта «человек-техника» необходимо «подогнать» машину к человеку так, чтобы обеспечить ему наиболее благоприятные условия труда. К основным вопросам, которые решает инженерная психология, относятся: ограничение потока информации, поступающей к оператору; разработка приборов и аппаратуры, облегчающих процесс ее переработки; определение требований к проектированию рабочих мест. Учитывая, что 85% информации человек принимает за счет зрения и только 15% приходится на слух, особое внимание уделяют оценке шкал различных приборов, их рациональному размещению на оборудовании и пультах управления. Разработка аппаратуры, разгружающей зрение или уменьшающей число ошибок оператора, является одной из задач инженерной психологии.
Наименьшее число ошибок получено при шкале типа «открытое окно», т.е. шкале, когда в поле зрения одно значение параметра. Точность и скорость чтения показаний прибора зависят от подвижного элемента - стрелки или шкалы.
Наиболее благоприятны для работы приборы, конструктивно выполненные следующим образом:
■ движение стрелки вверх или вправо соответствует увеличению измеряемой величины;
■ цифры на шкале возрастают снизу вверх и слева направо;
■ цифры и надписи на шкале имеют простую конфигурацию и ориентированы вертикально;
■ число цифровых и буквенных отметок на шкале ограничено, сама шкала выполнена контрастно;
■ точность прибора не превышает ту, которая реально требуется для работы; не используются на приборах выпуклые или неравномерные шкалы.
Психология труда способствует разработке специальных методик, позволяющих измерять утомляемость и степень снижения работоспособности. В этой области деятельности человека психология труда тесно связана с физиологией труда.
Физиология труда является отраслью науки, которая изучает закономерности взаимодействия организма человека с окружающей производственной средой, влияние условий труда на процессы жизнедеятельности всего организма и его отдельных органов.
Трудовая деятельность человека определяется социально-экономическим и организационно-техническим факторами, влияющими на психическое состояние человека в производственной обстановке.
Психика человека есть продукт деятельности мозга, заключающийся в отражении реального мира. Это отражение происходит в процессе активной деятельности человека, в частности в процессе труда. К психическим процессам относятся: ощущения, восприятия, представления, память, мышление, воображение, воля, внимание, эмоции и другие. Трудовая деятельность предполагает не только физиологические, биохимические процессы, но и психические явления, которые тесно с ней связаны и играют большую роль. На психическое состояние работающего влияют общая организация труда и культура производства, взаимоотношения с коллективом и домашняя обстановка, работоспособность и утомление, режим труда и отдыха.
Под работоспособностью подразумевают определенные функциональные возможности организма человека выполнять конкретную работу в течение некоторого времени (смена, рабочая неделя). Но работоспособность не безгранична, и раньше или позже появятся утомление и снижение работоспособности. Утомление до некоторых пределов является естественным состоянием. Однако если следующий после работы отдых недостаточен для восстановления сил, то наступает переутомление. Систематическое переутомление вызовет физиологические нарушения в организме, в первую очередь в центральной нервной системе.

2. Профессиональный отбор и методики его проведения

Профотбор представляет собой специально организуемое исследования, основанное на четких качественных и количественных оценках с помощью ранжированных шкал, позволяющих не только выявить, но и измерить присущие человеку свойства с тем, чтобы сопоставить их с нормативами, определяющими пригодность к данной профессии.
Задача профотбора — определение пригодности человека к данной профессии. При этом следует различать готовность и пригодность к работе по той или иной профессии.
Профессиональная готовность определяется из уровня образования, опыта и подготовки исполнителя.
Профессиональная пригодность устанавливается с учетом степени соответствия индивидуальных психофизиологических качеств данного человека конкретному виду деятельности.
Люди различаются по своим психофизиологическим свойствам и эти различия необходимо учитывать. Причем большинство свойств в силу масштабности человеческого организма развивается и изменяется в процессе индивидуальной жизни. Направление воспитания и обучение дает положительный эффект, однако степень его может быть неодинакова, так как имеются относительные ограничения изменчивости и психофизиологических свойств человека, таких, как пороги ощущения, объем оперативной памяти.
Профессиональный психологический отбор операторов ставит задачу выявить людей, у которых процесс обучения дает максимальный эффект при минимальном времени обучения. Ниже приведены психофизиологические признаки, которые учитываются при отборе операторов.
Профессиональная пригодность — положительная мотивация к данной специальности; порог ощущения опасности; хороший глазомер; устойчивость, концентрация, распределение внимания; нормальное состояние двигательного аппарата; высокая пропускная способность анализаторов и т.д.
Профессиональная непригодность: наличие хронического заболевания и травм; низкий порог ощущения опасности; плохое зрение; невнимательность, рассеянность; отсутствие положительной мотивации к данной работе и т.д.
Профессиональные качества - психофизиологические, социально - психологические и другие качества, а также знания, умения и навыки, необходимые работнику для безопасного и производительного выполнения работ (операций, функций) по профессии (должности).
Методики определения профессиональных качеств - научно обоснованные способы и средства выявления и оценки профессиональных качеств.
Критерии оценки профессионального качества - показатель, которым измеряется (оценивается) или сравнивается соответствующее качество.
Известно более 400 терминов, характеризующих человека как индивида, как личность. На основании проведенных профессиографических исследований условий, содержания и опасностей труда на предприятиях промышленности, транспорта и строительства для оценки профпригодности работников выделено 30 профессионально важное качество, подразделяемых на 3 группы:
A. Профессиональные знания и умения;
Б. Социально-психологические качества;
B. Физиологические и психофизиологические качества.
У конкретного работника каждое качество может иметь разную степень выраженности, например, профессиональные умения - от мастерства до его полного отсутствия.
Шкалу оценок выраженности качеств можно представить как ось, на которой выраженность качества убывает слева направо и постепенно переходит в "антикачество". Например, осторожность переходит в свой антипод -беспечность.
По признаку значимости профессионально важные качества разделяются на две категории:
Категория А - обязательно необходимые качества.
Категория В - ограниченно необходимые.
В зависимости от профессии, то или иное качество может относиться или к категории А, или к категории В.
В свою очередь, степень значимости качеств категории В зависит от профессии, что может быть выражено через коэффициент значимости Кi.
Интегральная оценка степени профессиональной пригодности работника для работы по данной профессии по результатам тестовых испытаний определяется на основе двух критериев:
1. Положительные оценки (не ниже 4 баллов) по всем качествам, которые для данной профессии относятся к категории А.
2. Сумма баллов по всему перечню профессионально важных качеств (категории А и Б) должна быть не ниже величины, определяемой экспериментально для каждой профессии.

2.1. Методы проведения профотбора
Для изучения профессионально важных качеств человека используют методы:
■ анкетный;
■ аппаратурный;
■ тестовый.
Анкетный метод заключается в том, что с помощью определенным образом сформулированных и сгруппированных вопросов получают информацию о профессиональных интересах и некоторых свойствах человека.
Анкеты могут быть:
■ самооценочные (испытуемый сам дает оценку своих качеств);
■ внешнеоценочные (оценку дает эксперт на основе обобщения данных,
получаемых от лиц, длительное время наблюдавших за испытуемым).
Аппаратурный метод состоит в том, что отдельные психофизиологические факторы выявляют и оценивают с помощью специально сконструированных приборов и аппаратуры. Наряду с приборами, обеспечивающими общее исследование психофизиологических свойств, на предприятии конструируются установки, имитирующие тот или иной трудовой процесс. Они служат для определения наличия у испытуемого качеств, важных для данной работы, а также как тренажеры при обучении соответствующей профессии.
Тестовый метод располагает наборами тестов, предлагаемых испытуемому, в процессе решения которых выявляются те или иные психофизиологические свойства. Этот метод в настоящее время активно используется за рубежом.

Тесты делятся на следующие группы:
■ тесты для установления способностей: общего уровня интеллекта, пространственного воображения, точности восприятия, психомоторики;
■ тесты проверки зрения и слуха;
■ личностные тесты для оценки: импульсивности, активности, чувства ответственности, уравновешенности, общительности, осторожности, уверенности в себе, оригинальности мышления;
■ тесты определения уровня квалификации.
Исходным материалом для проведения работы по профессиональному подбору (отбору) являются профессиограммы, которые составляются на соответствующие профессии на основе всестороннего изучения трудового процесса, проведения необходимых исследований, опроса самих работников, использования литературных источников.
Профессиограммы представляют собой описание профессионально важных свойств и качеств. В них объективные особенности трудового процесса — технические, технологические, организационные — находят выражение в физиологических, психических и социально-психологических показателях.
С помощью специальных приборов и тестов можно оценить возможности человека, осуществить правильную профессиональную ориентацию, вовремя провести необходимые медико-профилактические мероприятия, предотвратить профессиональные заболевания и сократить случаи травматизма. Скрытое время двигательной реакции на световой или звуковой сигналы можно определить рефлектором. При появлении сигнала испытуемый человек должен как можно быстрее отключить его. Скорость сенсорной реакции (реакции ощущения) фиксирует электросекундомер.
За это время сигнал воспринимается зрительным или слуховым центром мозга, перерабатывается, передается двигательному центру, и рука выполняет команду, нажимая на кнопку выключения сигнала.
Скорость распределения и переключения внимания определяют по продолжительности зрительной реакции на сложный цветовой сигнал и по быстроте принимаемого альтернативного решения. Сделать это можно с помощью ориен-тациометра. Прибор фиксирует время, затраченное на установление идентичности расположения цветных пятен на основном и контрольном пультах. Испытуемый обязан нажать кнопку с ответом «Да» или «Нет» в зависимости от совпадения или несовпадения цветовых сигналов.
Исследовать функциональное состояние нервно-мышечного аппарата под влиянием нагрузки можно специальным прибором - координиметром, который регистрирует скорость выполнения задания и число допущенных неточностей в координации движений руки. Испытуемый должен, не отрывая карандаш-электрод, провести его кончиком по токопроводящей извилистой дорожке длиной 100 см. Функциональное состояние кистей рук и гибкость пальцев проверяют на тестере ТГП, с помощью которого определяют максимальное число движений пальцев; тестер регистрирует прикосновение их к металлической пластинке-электроду.
С учетом физиологических особенностей человека оптимальный темп работы составляет примерно 20% от максимально возможной скорости движений отдельных органов, которые определены для пальцев и ладони - 3 движения в секунду, для рук и корпуса - 30 и ног - 45 движений в минуту. В начале и в конце смены нагрузку и темп работы задают на 5 ... 10 % меньше, чем в периоды устойчивой работоспособности. Перерыв на обед и отдых устраивают обычно в начальной фазе утомления.
Динамика психфизиологических функций в течение рабочей смены может быть исследована с помощью различных тестов (стандартизированное задание) в виде корректурных таблиц.



Вопросы для самоконтроля
1. Что изучает инженерная психология и физиология труда?
2. Назовите основные психические процессы.
3. Раскройте суть понятий «работоспособность» и «утомление».
4. Назначение профессионального отбора.
5. Что понимают под профессиональной готовностью и профессиональной пригодностью?
6. Методы проведения профессионального отбора.
7. Суть анкетного, аппаратурного и тестового методов профотбора.
8. Основные группы тестов.

 

Поиск

Яндекс.Метрика
Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.