Основы профессионального отбора
Профориентация школьников - Просвещение педагогов по вопросам профориентации

1.1. Трудовая деятельность: основные понятия и виды

Деятельность представляет собой активное взаимодействие живого существа с окружающим миром, в ходе которого оно целенаправленно воздействует на объект и за счет этого удовлетворяет свои потребности.
Деятельность - это специфическая форма активного отношения человека к окружающему миру, приводящая к изменениям и преобразованиям в нём. Всякая деятельность включает в себя цель, средства ее достижения, действия, направленные на достижение цели, и результат. Неотъемлемой характеристикой деятельности является её осознанность. Деятельность является реальной движущей силой общественного прогресса и условием самого существования общества. На рис. 6.1 представлены основные виды деятельности.

 

виды деятельности

Рис. 6.1. Основные виды деятельности

К основным формам деятельности относятся: игра, учебная деятельность, трудовая деятельность, досуг.
Игра - это особый вид человеческой деятельности, который сознательно вынесен за рамки «обычной жизни», как «несерьезный»; форма развлечения, созданная на основе правил, которые определяют цели игры и разрешенные средства для их достижения. Игры не связаны с получением материальных благ, в их процессе не создаются материальные ценности.
Учебная деятельность - один из основных видов деятельности человека, специально направленный на овладение теоретическими знаниями и способами предметных и познавательных действий. Учебная деятельность выполняет двоякую социальную функцию:
- во первых, будучи формой активности индивида, она является условием и средством его психического развития, обеспечивая ему усвоение теоретических знаний и тем самым развитие у него тех способностей, которые в этих знаниях сосредоточены;
- во вторых, учебная деятельность играет ведущую роль в формировании личности.
Высшей формой деятельности является труд.
Трудовая деятельность - осознанная, энергозатратная, общепризнанная целесообразной деятельность человека, требующая приложения усилий и осуществления работы.
Труд в наиболее широком смысле слова рассматривается как деятельность человека, направленная на получение положительного результата.
В структуре трудовой деятельности выделяют следующие основные элементы:
1) сознательно поставленные цели - производство определенной продукции, переработка природных материалов, создание машин и механизмов и многое другое;
2) предметы труда - те материалы (металл, глина, камень, пластмасса и пр.), на преобразование которых направлена деятельность людей;
3) средства труда - все устройства, приборы, механизмы, приспособления, энергетические системы и др., при помощи которых подвергаются преобразованию предметы труда;
4) используемые технологии - приемы и способы, применяемые в процессе производства;
5) трудовые операции - структурные элементы (действия) трудовой деятельности, которые имеют место в процессе производства.
Трудовая деятельность имеет следующие параметры:
1) производительность труда - количество продукции, произведенной в единицу времени;
2) эффективность труда - соотношение материальных и трудовых затрат, с одной стороны, и полученных результатов - с другой;
3) уровень разделения труда - распределение конкретных производственных функций между участниками трудового процесса.
О содержании трудовой деятельности человека можно судить по тем функциям, которые он выполняет, по степени их разнообразия и сложности, по уровню самостоятельности и творчества работника. Характер требований, предъявляемых к работнику, зависит от многих факторов, в первую очередь от конкретного содержания труда и места, которое он занимает в системе разделения труда. Но существуют общие требования, которые не зависят от специфики профессиональной деятельности.
Общие требования таковы:
1) работник должен владеть всеми приемами и способами производства, из которых складывается технологический процесс (требование профессионализма);
2) квалификация работника не может быть ниже того уровня, который определяется характером труда. Чем сложнее труд, тем выше требования к специальной подготовке участника трудового процесса (требование квалификации);
3) от работника требуется безусловное соблюдение законов о труде и правил внутреннего трудового распорядка, соблюдение заданных параметров производственного процесса, выполнение обязательств, вытекающих из содержания трудового договора (требования трудовой, технологической, исполнительской, договорной дисциплины).

1.2. Профессия и специальность. Типология и анализ профессий

Профессия - это род трудовой деятельности, занятий, требующий специальных теоретических знаний и практических навыков и являющийся обычно источником существования.
Профессия определяется исходя из применяемых орудий труда, предметов труда, способа воздействия на предмет труда или по характеру и содержанию работы, выполняемой функции в процессе производства. С изменениями в производстве характера труда и распределения функций между работниками изменяются существующие и образуются новые профессии.
Многие профессии подразделяются на специальности: слесарь- инструментальщик, инженер-механик, врач-терапевт и пр. Специальность - вид занятий в рамках одной профессии, требующий конкретных знаний, умения и навыков, приобретенных в результате образования и обеспечивающих постановку и решение профессиональных задач. Специализация работника - один из видов профессионального разделения труда.
Существует несколько классификаций профессий. В зависимости от предмета труда все профессии подразделяются на следующие пять типов: «человек-природа», «человек-техника», «человек-человек», «человек-знаковые системы», «человек-художественный образ».
По условиям труда выделяют четыре группы профессий:
1. Труд в условиях обычного (бытового) микроклимата (бухгалтер, инженер, программист, секретарь-референт и пр.).
2. Труд с пребыванием на открытом воздухе с резкими перепадами температуры, влажности (строитель, пожарник, полевод, агроном и пр.).
3. Труд в необычных условиях: под землей, под водой, на высоте, в воздухе, в горячих цехах, в цехах с неизбежными производственными вредностями (летчик, шахтер, водолаз, аппаратчик и пр.).
4. Труд с повышенной моральной ответственностью за здоровье, жизнь людей, за большие общественные, материальные ценности (учитель, врач, инженер по технике безопасности, аудитор и пр.).
В зависимости от средств труда профессии подразделяют на следующие группы:
1. Профессии, связанные с использованием ручного труда (столяр, монтажник радиоаппаратуры, ювелир, музыкант, хирург и др.).
2. Профессии, связанные с использованием машин с ручным управлением (токарь, водитель, машинист, оператор связи и др.).
3. Профессии, связанные с использованием полуавтоматов, автоматов, автоматических линий, робототехнических комплексов (сталевар, печатник, аппаратчик, диспетчер энергосистемы и др.).
4. Профессии, связанные с использованием функциональных средств, орудий труда (преподаватель, актер, дирижер, режиссер, спортсмен и др.).
В зависимости от цели труда профессии классифицируют следующим образом:
1. Гностические. Цель труда - распознать, различить, оценить, проверить (санитарный врач, кинокритик, контролер, товаровед, эксперт и ДР-)-
2. Преобразующие. Цель труда - обработать, переместить, организовать, преобразовать (водитель, живописец, преподаватель, паркетчик, слесарь, портной и др.).
3. Изыскательские. Цель труда - изобрести, придумать, найти новый вариант, сконструировать (закройщик, разметчик, селекционер, художник оформитель и др.)
Такая подробная классификация профессий очень важна для эффективного профессионального отбора. Именно методики профессионального отбора позволяют точно определить предрасположенность человека к тому или иному виду деятельности.

1.3. Задатки и способности человека

В 1575 г. испанский врач Хуан Уарте писал: «Для того чтобы никто не ошибался в выборе той или иной профессии, которая больше всего подходит к его природному дарованию, государю следовало бы выделить уполномоченных людей великого ума и знаний, которые открыли бы у каждого его дарования ещё в нежном возрасте; они тогда заставили бы его обязательно изучать ту область знания, которая ему подходит, и не представляли бы это дело его выбору». Так, ещё более четырехсот лет назад был поставлен вопрос о психологическом отборе людей к той или иной профессии.
Вопросы профессионального отбора особенно интенсивно стали развиваться в XX веке в связи с развитием психотехники, в которой они занимали одно из ведущих мест. Научной основой для разработки методов профессионального отбора является учение о способностях человека.
Способностью называют такие психические особенности личности, которые обеспечивают ей успешную деятельность в какой-либо области.
Различают способности общие и специфические. К первой группе относятся такие способности, как хорошая долговременная и оперативная память, способность распределять или сосредотачивать внимание. Примером способностей второй группы может служить музыкальный слух.
Никто из людей не рождается с врождёнными способностями. Так не бывает, чтобы человек взял кисть и начал сразу создавать шедевры живописи или сел в пилотскую кабину и стал управлять самолётом. Человек рождается только с задатками.
Задатки - это природные предпосылки способностей. Люди от рождения отличаются друг от друга ростом, цветом глаз, формой тела и т. д. Примерно так же они отличаются остротой своих органов чувств, подвижностью процессов возбуждения и торможения, силой нервной системы. Вот почему задатки человека связаны с врождёнными свойствами. Но связь между задатками и способностями не является жёсткой и однозначной. На основе сходных задатков могут развиться разные способности, и, наоборот, на основе различных задатков развиваются сходные способности. Задатки каждого человека являются в высшей степени специфическими, уникальными, поскольку, как утверждает генетика, для человека характерен генетический полиморфизм. Это значит, что нет оснований делить людей на способных и неспособных. Каждый человек обладает такой специфической для него системой качеств, которая позволяет именно ему достигнуть высоких результатов в ряде деятельностей.
Определение задатков человека - одна из важнейших и труднейших психологических задач. Насколько трудно бывает увидеть эти задатки, говорят примеры из жизни талантливых и гениальных людей. Великий Ньютон в школе слыл «тупицей», и был взят домой из-за неспособности к обучению. Пастер в школе не успевал по химии. Когда Суриков поступал в Академию художеств, инспектор, посмотрев представленные им рисунки, заявил: «За такие рисунки вам даже мимо Академии надо запретить ходить». Шаляпина не приняли в хористы «по неспособности к пению». Студента Эйнштейна преподаватели считали неспособным к математике. И таких примеров можно привести множество.
Профессору Б. М.Теплову принадлежит фраза, которая стала крылатой в психологии: «Способность - это задаток в развитии». И это действительно так. Какими бы незаурядными задатками не обладал человек, но если он не будет развивать их, то никогда не добьётся успехов.
Одним из непременных условий превращения задатков в способности является любовь к избранной профессии. Талант развивается из страстной любви к делу. В связи с этим профессиональный психологический отбор приобретает первостепенное значение и основная его задача выявить и развить природные задатки человека.
Способности связаны с таким важным понятием профессиональной психофизиологии как профессионально важные качества (ПВК).
ПВК - это индивидуальные психологические качества и свойства личности, определяющие возможность успешного выполнения профессиональной деятельности.
ПВК это сложное образование, включающее в себя несколько компонентов: психофизиологические характеристики человека, социально- психологические качества и, в том числе, способности.
ПВК состоят из трёх основных элементов:
1) способности человека (как общие, так и частные; как врожденные, так и приобретенные);
2) социально-психологические характеристики личности (мотивы, нравственные ценности, межличностные отношения);
3) знания и навыки (они не тождественны способностям человека, но отражаются на эффективности его работы).
К этим трем основным элементам может быть добавлен блок «специфических особенностей», которые необходимы для какой-либо конкретной деятельности. Например, хорошее физическое здоровье, отсутствие вредных привычек, владение иностранным языком и т. д.
По своей структуре ПВК могут быть:
1. Личностными. Например, такие качества, как стрессоустойчи- вость, определенные черты характера, нравственные качества.
2. Интеллектуальными (когнитивными). К ним относятся память, внимание, степень развития устной и письменной речи.
3. Психофизиологическими. Это устойчивость к монотонии, утомлению.
4. Физическими. Эти качества отражают общее состояние здоровья и выявляются при прохождении медицинского обследования.

1.4. Профессиональный отбор

Проблема сходства и различия между отдельными индивидуумами уже давно интересовала исследователей. Однако лишь в результате работ И. П. Павлова, показавшего, что основа различных типов высшей нервной деятельности определяется силой, подвижностью и уравновешенностью основных нервных процессов - возбуждения и торможения, - началось настоящее научное исследование индивидуальных психофизиологических реакций. Человек не может быть охарактеризован только с точки зрения, например, его мыслительных способностей, определяющих выполнение операций по переработке информации. Необходимо знать его эмоциональную устойчивость, волевые качества и т. д. Поэтому, как правило, при психологическом отборе приходится применять большое число методов, раскрывающих различные качества человека.
Профессиональный отбор - это основа успешной и эффективной трудовой деятельности и он решает несколько важнейших задач:
1) выявление среди кандидатов на трудоустройство, учебу, сотрудников с нервно-психической неустойчивостью и находящихся в состоянии дезадаптации;
2) оценка психологической пригодности к тем или иным видам деятельности кандидатов на трудоустройство и прогноз успешности профессионального обучения кандидатов на учебу;
3) оценка уровня профессиональной адаптации кандидатов на трудоустройство после прохождения испытательного срока (первоначальной подготовки);
4) выявление лиц с асоциальными установками, корыстно-утилитар- ной мотивацией, а также имеющих вредные привычки, несовместимые с профессиональной деятельностью.
Профессиональный отбор базируется на следующих основных принципах:
1) обоснованность - должна быть обоснована сама необходимость психофизиологического отбора, т. е. отбор проводится только для тех специальностей, для которых установлена явная зависимость успешности обучения и последующей профессиональной деятельности от уровня развития у кандидата определенных психологических и психофизиологических свойств и способностей, от наличия у него профессионально важных качеств.
2) комплексность означает всестороннее изучение и оценку профессионально важных свойств и возможностей кандидата для правильного определения его пригодности к обучению и последующей профессиональной деятельности по специальности;
3) динамичность предполагает наблюдение за претендентами как в обычных условиях, так и в стрессовых ситуациях, экстремальных условиях;
4) этапность отбора - выделяют социальный (образование, профессия, направленность первичной профессиональной подготовки), медицинский (состояние здоровья, уровень физического развития), психофизиологический этапы отбора (соответствие психофизиологических качеств требованиям профессии), а также заключительный этап (оценка эффективности отдельных этапов отбора и всех мероприятий в целом);
5) практичность профессионального отбора означает проведение таких мероприятий по прогнозированию профессиональной пригодности, которые были бы оправданы с экономической точки зрения.
При определении профессиональной пригодности человека к той или иной деятельности необходимо учитывать два аспекта: индивидуально- психологические особенности самого человека, которые являются залогом профессиональной успешности человека, и роль самой деятельности в формировании профессиональной пригодности. Выбранная человеком деятельность активизирует соответствующие качества человека, т. е. раскрывает его потенциал. Более того, каждая профессия накладывает своеобразный отпечаток на личность человека.
Система профессионального отбора включает в себя несколько этапов.
На первом этапе осуществляется анализ трудового процесса, а также психофизиологических особенностей трудовой деятельности. Целью такого анализа является определение требований, которые предъявляет деятельность к профессионально важным качествам личности. В результате анализа составляется профессиограмма, иными словами «психологический паспорт» профессии. Такие профессиограммы составляются для отбора в лётные экипажи, на железнодорожном транспорте, в энергетике, в армии. Необходимы профессиограммы и для специалистов, подвергающихся в ходе работы опасности, риску (пожарным, спасателям). На основе профессиограммы определяются основные требования к кандидату на данную специальность. В общем виде эти требования могут быть разбиты на четыре группы:
1. Медицинские требования: состояние здоровья, общие показания и противопоказания к данному виду деятельности.
2. Образовательные требования, т. е. требования к уровню общей и специальной подготовки.
3. Общие характерологические требования, т. е. чувство долга, мировоззрение, мотивация к данному виду деятельности.
4. Психофизиологические требования, т. е. требования к памяти, вниманию, скорости реакции, эмоциональной устойчивости.
На основе этих требований разрабатываются признаки профессиональной пригодности (непригодности) для данного вида деятельности.
На втором этапе осуществляется подбор методов, с помощью которых можно оценить профессиональные качества претендента. Например, медицинские требования проверяются в ходе медицинского наблюдения и обследования. Психофизиологические требования проверяются с помощью тестов. К тестам в профессиональной психофизиологии предъявляются жёсткие требования, они должны быть информативными (прогнозировать способности) и надёжными (давать стабильные результаты при повторных испытаниях одного и того же человека).
На третьем этапе осуществляется проверка информативности и надёжности выбранных методик профессионального отбора. Только после такой проверки методики можно применять на практике. Проверка методик осуществляется методом корреляционного анализа.
Следующим этапом является собственно проведение профотбора. К самому профотбору предъявляются строгие требования: должна быть обеспечена заинтересованность испытуемых в результатах отбора, создана дружелюбная, непринуждённая обстановка, испытания должны быть стандартизованы, т. е. условия испытаний и задания должны быть одинаковыми для всех испытуемых.
Сегодня существует значительное количество методов профессионального отбора, которые можно объединить в группы:
1. Личностные тесты
В нашей стране широко применяются тесты, которые называются СМИЛ - стандартизованный метод исследования личности. В основу этих тестов положены пять основных факторов личности (т.н. «большая пятерка):
- экстраверсия (настойчивость, честолюбие, активность);
- приспособляемость (надежность, кооперативность, доверительность);
- добросовестность (ответственность, организованность, постоянство);
- эмоциональная устойчивость (спокойствие, отсутствие нервозности);
- обучаемость (открытость опыту, образность).
Методики оценки личностных качеств СМИЛ надежны и дают хорошие результаты при проведении профессионального отбора.
2. Проверка когнитивных способностей
К когнитивным способностям относят:
- общие умственные способности. Тесты на общие умственные способности содержат всевозможные логические, аналитические, пространственные задания;
- вербальные способности - умение правильно оценивать и осмысливать речевые инструкции. Тесты выявляют словарный запас испытуемого, знание грамматики, связанности речи и т. д.;
- вычислительные способности - умение осмысливать числовые выражения, выполнять арифметические операции и т. д.;
-логические способности - умение делать правильные умозаключения.
Кроме того, при определении когнитивных способностей оценивают скорость восприятия, память, пространственное мышление. Особое место занимает оценка так называемых канцелярских способностей, т. е. умения выполнять рутинную канцелярскую работу, умение вникать в детали.
3. Собеседование
Это так называемый «широкополосный» метод профессионального отбора. Он очень широко распространен при профессиональном отборе, но имеет ряд недостатков: успешность и объективность собеседования зависит от квалификации самих интервьюеров, не имеет четких критериев, нет четкой и единой методики проведения интервью. Часто этому этапу профессионального отбора предшествует изучение резюме.
4. Психомоторные реакции и физические возможности
В этой группе методов профессионального отбора оцениваются скорость реакции, проворность рук, ловкость пальцев, плечекистевая жесткость, скорость и точность движений, выносливость, координация движений, статическое и динамическое напряжение. Применение этих методов оценки является обязательным при отборе в операторские профессии.
5. Специальное психофизиологическое обследование с помощью полиграфа
Обычно применяется при поступлении на госслужбу, в финансовые структуры, в органы безопасности для уточнения мотивов поступления на работу, выявления фактов совершения асоциальных поступков или наличия зависимостей.
Результаты испытаний обрабатываются с помощью методов математической статистики. По этим результатам происходит отнесение испытуемых к одной из возможных групп. При 2-ступенчатой системе оценки профессиональной пригодности делается вывод: «пригоден» или «непригоден». Но чаще всего применяется три градации групп:
- абсолютно пригодные - лица, которые по своим способностям, степени развития профессионально важных качеств в полной мере соответствуют данной деятельности;
- условно пригодные - лица, которые будут нуждаться в более длительном обучении, их трудовая деятельность может быть сопряжена с определенными трудностями.
- непригодные к выполнению данной деятельности - не соответствующие предъявляемым требованиям.
Существует ещё 4-ступенчатая система оценки, которая применяется при поступлении в военные учебные заведения или при отборе в операторские профессии.
Нужно иметь в виду, что одноразовое психологическое обследование, даже проведенное в полном объёме, не позволяет выявить динамику развития задатков в способности и другие возможности личности. Как у нас, так и за рубежом в настоящее время утвердилось мнение, что точный прогноз развития способностей и поведения человека можно дать лишь тогда, когда после первичного психологического отбора человек в течение определенного времени будет находиться под психологическим наблюдением при выполнении профессиональной деятельности. Личность - это очень динамичная система, обладающая большими адаптационными и замещающими возможностями. Поэтому большое значение имеет профессиональное обучение.

1.5. Профессиональное обучение

Универсальным средством профессиональной подготовки является обучение. В процессе обучения той или иной специальности человек овладевает определённой системой знаний, навыков и умений. Какой именно должна быть эта система зависит от профессии. Иначе говоря, содержание обучения определяется спецификой трудовой деятельности.
В общем смысле профессиональные знания - это та информация, которую усваивает (накапливает в памяти) человек в процессе профессионального обучения.
С психологической точки зрения знания могут выступать в форме наглядных представлений (образов) и понятий, являющихся абстрактным отражением действительности. Лёгкий перевод наглядных представлений в понятия и наоборот - это важнейшее условие профессиональной деятельности. Эффективность и надёжность действий зависят не только от системы имеющихся у него знаний, но и от точности и своевременности выполняемых им действий. Действия, доведённые до известной степени совершенства, выполняемые легко, быстро, автоматически, называются в психологии навыками. Основным средством их формирования является многократное повторение одних и тех же операций или действий (упражнение).
Конечно, далеко не всякое действие человека нужно доводить до автоматизма. Более того, излишняя автоматизация может явиться причиной ошибок, так как в момент автоматического выполнения действия отсутствует контроль со стороны сознания. Как правило, автоматизировать следует лишь те действия, которые характеризуются известным однообразием, могут выполняться по некоторому шаблону. В психологии различают три основных вида навыков:
- сенсорно-перцептивные (навыки восприятия);
-моторные (двигательные навыки);
- интеллектуальные (приёмы решения задач).
Сформированные в процессе обучения навыки существуют не изолированно друг от друга. Они неизбежно вступают во взаимодействие. При этом старые навыки в одних случаях способствуют овладению новыми (положительный перенос навыков), в других тормозят их образование (интерференция навыков). Учёт взаимодействия навыков важен тогда, когда человек, овладевший одним видом трудовой деятельности, начинает овладевать другим. В сегодняшних условиях постоянного усложнения процессов труда от человека требуется постоянное повышение своей профессиональной квалификации.
На базе знаний и навыков, относящихся к некоторому определённому виду деятельности, формируется умение человека работать.
Умение представляет собой сложное психическое образование, включающее в себя два основных компонента: систему навыков и систему знаний.
Умелое действие - это всегда действие со знанием дела. При этом имеется в виду не только знания о том, как выполнить то или иное действие, но и знание главных особенностей своего дела в целом: особенностей технологического процесса, законов, определяющих этот процесс и т. д. Умение проявляется при решении нестандартных задач. Оно предполагает хорошую ориентировку в новых условиях и выступает не как простое повторение прошлого опыта, а включает в себя момент творчества. Если человек освоил систему навыков и знаний, но не может применить их в новых условиях, его нельзя назвать умелым.
Важным вопросом, возникающим при профессиональном обучении, является нахождение способов ускорения индивидуальной подготовки. Эта задача возникает, с одной стороны, потому, что с усложнением техники и повышением роли человека в современном производстве каждый специалист должен обладать всё более глубокими и обширными знаниями. Таким образом, повышаются требования к профессиональной подготовке. С другой стороны, время, отводимое на обучение, не может существенно увеличиваться.
К факторам, ускоряющим процесс обучения, можно отнести следующие:
1. Учебная информация должна быть представлена на оптимальном
языке.
2. Учебная информация должна быть максимально обобщена.
3. В процессе обучения должен быть обеспечен перенос приобретённых ранее знаний и навыков. Это значит, что при обучении следует сохранить неизменным все целесообразное, что уже знает и умеет обучаемый.
4. В процессе обучения должна быть обеспечена прочная обратная связь между обучаемым и источником информации, т. е. должна быть обеспечена возможность постоянного самоконтроля.
5. При обучении должна быть обеспечена высокая заинтересованность обучаемого в своей подготовке (мотивация).
Особое внимание переобучению уделяется в профессиональной деятельности человека-оператора. Важное место в системе профессионального обучения человека-оператора занимают тренировки. Их проведение связано с необходимостью поддержания на заданном уровне приобретённых в процессе обучения навыков и умений. Если в процессе трудовой деятельности навыки и умения не будут получать необходимого подкрепления, то они постепенно будут угасать. Для предотвращения этого необходимы тренировки. Проведение тренировок осуществляется на специальных тренировочных средствах - тренажёрах. При построении тренажёров должны быть учтены психофизиологические принципы процесса обучения:
1. Навыки, развиваемые на тренажёре, должны соответствовать по своей сути навыкам реальной трудовой деятельности.
2. Тренажёр не должен формировать тех навыков, которые дают отрицательный эффект при переводе в реальные условия деятельности.
3. Методика работы на тренажёре должна предусматривать необходимое количество повторений.
4. Важной задачей, которая должна быть решена при создании тренажёра, является возможность имитации отказов и неисправностей техники. Современная техника является высоконадёжной, ситуации её поломки или выхода из строя очень редки. Поэтому оператор постепенно утрачивает навыки действия в аварийных ситуациях. Применение специальных тренажёров позволяет этого избежать.
Деятельность операторов протекает, как правило, в коллективе, когда результаты труда зависят не только от индивидуальных, но в значительной степени от коллективных, групповых, навыков. Поэтому современный тренажёр должен предусматривать возможность групповых тренировок; в нём должна быть предусмотрена возможность взаимосвязи с рабочими местами других операторов. И наконец, важной задачей, возникающей при создании тренажёра, является контроль состояния оператора во время работы. Анализ состояния оператора необходим для получения более объективной оценки его действий, поскольку при оценке необходимо учитывать не только конечный результат работы, но и ту «психофизиологическую» цену, которой достигаются результаты. Ведь при прочих равных условиях более стабильные результаты может показать тот оператор, психофизиологическое напряжение которого будет меньше. Следовательно, его действия заслуживают более высокой оценки. Вопросы профессионального отбора и обучения операторов признаются психологами всего мира как наиболее важные и необходимые для обеспечения безопасной и эффективной работы операторов в системе «человек-машина».
Источник: Сафронова Е. Б. Психофизиологический отбор на профессию: курс лекций / Е. Б. Сафронова. - Екатеринбург : УрГУПС, 2018. - 88 с.

 

Поиск

Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.