Природа и развитие способностей
Лекции и практикум по психологии - Общая психология

Способности – это индивидуально-психологические особенности личности, которые выражают ее готовность успешно овладевать и заниматься одним или несколькими видами деятельности.
Природной основой развития способностей служат задатки, которые представляют собой врожденные анатомо-физиологические особенности мозга, нервной системы, органов чувств и движения. Способности же не задаются природой, они формируются на основе задатков в ходе обучения под влиянием различных факторов.

С малых лет наблюдаются гендерные различия: мальчики играют «в войну», девочки – «в дочки-матери». С пяти лет у мальчиков выше успехи в сфере математики, пространственной ориентации, в умении манипулировать предметами, а у девочек – в сфере речевой и бытовой деятельности.
Путь развития способностей включает в себя следующие ступени: от задатков к общим способностям, от общих способностей к специальным. Разрушение, деградация личности происходит в обратном направлении.
Распределение способностей приблизительно отвечает правилу «золотого сечения»: с нормальными способностями 62% людей, с повышенными и пониженными способностями по 15%, высокоодаренных – 3%, педагогически запущенных, с отклонениями – 5%. У психологов есть точка зрения, согласно которой человек наиболее полно раскрывает свои способности, работая на пределе своих умственных и физических возможностей.
Общие способности могут проявляться в различных видах деятельности, обычно к ним относят креативность, обучаемость, интеллект. Специальные способности проявляются в определенных видах деятельности, к ним относят – художественные (музыкальные, актерские, литературные), математические, организаторские, технические и другие способности.
Установлено, что автоматически способности не проявляются, их нужно развивать, учитывая периоды развития психики ребенка. Развивать способности лучше в комплексе, тогда одна способность как бы вытягивает за собой другую. Способности поддаются рекомбинации и сохраняют всегда возможность компенсации. Например, по сравнению с молодыми пожилые рабочие выполняют гораздо медленнее операции по обслуживанию станков, тем не менее, допускают меньше брака и демонстрируют более высокую производительность труда за счет точной, безошибочной работы органов чувств. Бывает, что слишком высокое развитие одной способности может затормозить развитие другой, например отличная механическая память притупляет логическое мышление.
Сензитивный период развития4 способности к эмоциональному общению – это первые месяцы жизни, для развития речи – первые годы жизни, для музыкального и фонематического слуха – возраст около пяти лет, для абстрактного мышления – 11 - 12 лет, для планирования трудового пути и самоконтроля – юношеские годы. При этом надо помнить, что слишком раннее начало обучения может неблагоприятно отразиться на детском организме, тогда как позднее начало обучения часто оказывается вообще малоэффективным. Выявление задатков и формирование способностей очень важно для определения профориентации человека.
4 Сензитивный период развития - период в жизни человека, обеспечивающий наиболее благоприятные условия для формирования у него определенных психологических свойств и видов поведения.
Неповторимое сочетание незаурядных способностей называют одаренностью, талантом. Наивысшую степень раскрытия таланта называют гениальностью. В среднем частота появления потенциальных гениев оценивается соотношением 1:1000. Реализует свои возможности один из ста тысяч. Удается достичь общественного признания только одному гению из десяти миллионов. Отличие гения от таланта состоит не столько в степени одаренности, сколько в том, что гений открывает эпоху в области своей деятельности. Гениальность предполагает рождение чего-то принципиально нового, прогрессивного, имеющего отдаленные исторические последствия в науке, культуре, производстве.
Важнейшая задача руководителей – вовремя выявить способности подчиненных, создать оптимальные условия для их творческой активности.
Источник: Катаева О.В. Психология и педагогика: учеб. пособие / О.В. Катаева, И.Л. Руденко, Е.С. Ткачук. – М.: Университет машиностроения, 2014. – 67 с.

 

Поиск

Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.