Способности — индивидуально-психологические особенности личности, являющиеся условием успешности выполнения той или иной продуктивной деятельности (Основы психодиагностики / Под ред. А. Г. Шмелева. — М.; Ростов н/Д,1996.-С.381). Способности несводимы к знаниям, умениям и навыкам, но обусловливают легкость и быстроту обучения новым способам и приемам деятельности.
Основные черты способностей
Основные черты способностей отличают одного человека от другого; имеют отношение к успешности выполнения какой-либо деятельности или многих деятельностей; не сводятся к наличным знаниям, умениям, навыкам, но могут объяснить легкость и быстроту их приобретения.
Между способностями, знаниями и умениями существует своеобразная диалектическая связь: для овладения последними необходимы соответствующие способности, а само формирование способностей предполагает освоение связанных с соответствующей деятельностью знаний и умений. Что касается природных, врожденных факторов, то они рассматриваются как анатомо-физиологические задатки (свойства нервной системы), лежащие в основе формирования способностей, сами же способности — всегда результат развития в конкретной деятельности. Принято выделять общие и специальные способности. Общие способности обеспечивают овладение разными видами знаний и умений, которые человек реализует во многих видах деятельности, т. е. предполагают общее интеллектуальное развитие человека. Люди отличаются друг от друга различной способностью отражать окружающую среду, оперировать полученной информацией, видеть в ней и вскрывать связи и отношения между предметами и явлениями, предвидеть последствия своих действий, запоминать события и т. п. Эти и другие способности, связанные с познанием мира, были объединены в психологии понятием «интеллект», которое является одним из центральных в психологическом тестировании. Разные авторы по-разному определяют этот конструкт. Так, Д. Векслер (1939) определяет его следующим образом: интеллект есть сложная общая способность индивида действовать целенаправленно, думать рационально и взаимодействовать эффективно с окружением. Д. П. Дас (1973) понимает интеллект как способность планировать и структурировать собственное поведение с перспективой на конечную цель. А. Анастази (1974) трактует интеллект как комплекс способностей, необходимых для выживания и достижения успехов в определенной культуре. Обобщая эти определения, можно признать, что интеллект — это описательный конструкт, введенный психологами для обозначения способности человека эффективно и рационально функционировать в определенной культуре. Проявления интеллекта многообразны, но им присуще то общее, что позволяет отличать их от других особенностей поведения. Этим общим является активизация в любом интеллектуальном акте мышления, памяти, воображения всех тех психических функций, которые обеспечивают познание окружающего мира. Соответственно, под интеллектом как объектом измерения подразумеваются не любые проявления индивидуальности, а прежде всего те, которые имеют отношение к познавательным свойствам и особенностям. Это нашло свое отражение в многочисленных тестах, предназначенных для оценки разных сторон интеллекта: логического мышления, ассоциативной и смысловой памяти, арифметических способностей, пространственной визуализации и т. д. Существенная особенность интеллекта состоит в том, что он является суммацией опыта, полученного человеком в определенной культуре, от момента его рождения. Мы можем оценить только то, чего достиг человек в данной культуре на момент тестирования, но почему он достиг такого уровня, мы сказать не можем. Важным вопросом проблемы интеллекта, который принципиально влияет на его измерение, является вопрос о структуре интеллекта, его одно-, двух- или многофакторности. Ч. Спирмен на основе анализа матриц интеркорреляций различных интеллектуальных субтестов выдвинул гипотезу об однофакторности интеллекта. Им было высказано предположение о существовании G (General) фактора, который детерминирует результаты всевозможных измерений интеллекта. Этот фактор интерпретировался им как умственная энергия (Mental Energy) и связывался прежде всего со способностью устанавливать связи и отношения между предметами и явлениями. На основе теории Ч. Спирмена были созданы такие тесты, как «Прогрессивные матрицы» Дж. Равена, тест «Домино», тест ТIР и др. Другую точку зрения на структуру интеллекта высказал Л. Терстон. Он в результате тщательного математического анализа данных интеллектуальных тестов пришел к выводу, что интеллект по своей природе неоднороден и включает в себя ряд первичных факторов, которые детерминируют разные группы умственных операций. Им были выделены следующие первичные факторы: понимание слов, беглость речи, легкость оперирования игровым материалом, пространственная ориентация, ассоциативная память, скорость восприятия и индуктивное мышление. На основе этих положений Л. Терстон отстаивает точку зрения на то, что интеллект следует представлять не просто в виде одного показателя (10), а в виде профиля оценок по первичным факторам. Одним из популярнейших в Европе тестов, разработанных в русле мультифакторной теории интеллекта, является тест структуры интеллекта Р. Амтхауэра. В этом тесте интеллект рассматривается как подструктура в целостной структуре личности. Эта субструктура является упорядоченной целостностью умственных способностей, которые формируются и проявляются в деятельности. Р. Амтхауэр выделил четыре ведущих фактора интеллекта: вербальный, счетно-арифметический, пространственный и мнемонический. На их диагностику и направлены 9 субтестов методики.
Методики психодиагностики общих способностей
Психодиагностика способностей осуществляется с помощью тестов интеллекта и тестов специальных способностей. Тесты интеллекта (тесты общих способностей) представляют собой совокупность методик, образованных в рамках объективного диагностического подхода. Они предназначены для измерения уровня интеллектуального развития и являются одними из наиболее распространенных в психодиагностике. Тесты интеллекта стандартизованные методики, направленные на измерение общего уровня способности индивида к решению широкого класса мыслительных задач. Особые тесты структуры интеллекта (например, Д. Векслера, Р. Амтхауэра и др.) позволяют при этом соотнести степень развитости различных компонентов (или видов) общего интеллекта. Тесты специальных способностей направлены на измерение уровня успешности решения задач конкретного типа и в конкретной области деятельности (Общая психодиагностика / Под ред. А. А. Бодалева, В. В. Столина. — М., 1987.-С. 512). Достоинства и недостатки тестов интеллекта приводятся в табл.5
Таблица 5. Достоинства и недостатки методик диагностики общих способностей
|
Достоинства
|
Недостатки
|
Простота применения
|
Неотчетливость содержательного наполнения, что затрудняет планирование коррекционно-развивающей работы
|
Легкость обработки
|
Наглядность представления результатов
|
Высокие показатели надежности
|
Минимальное влияние психодиагноста на результат обследования
|
Тесты интеллекта применяются в разных сферах общественной практики не только для диагностики, но и для научных исследований. Эти тесты являются хорошим диагностическим средством и кроме анализа структуры интеллекта позволяют определять прогноз успеха респондентов в определенных видах деятельности, например успешность в профессиональной и учебной деятельности и т. Д. Чтобы выяснить преимущественное развитие некоторых способностей к выбранной профессии, можно использовать имеющиеся в арсенале отечественных психологов тесты. Так, например, тест Р. Амтхауэра позволяет получить «тестовый профиль» испытуемого по трем параметрам: выраженности гуманитарных, математических и технических способностей. ШТУР помогает определить выраженность способностей к общественно-гуманитарной, физико-математической и естественнонаучной областям деятельности. Главная задача психодиагноста при применении тестов интеллекта — перевод получаемой объективной диагностической информации на язык потребителя. Без этого полученная информация может оказаться неэффективной или вредной. Результаты диагностики могут описываться минимум для трех категорий потребителей: а) профессионалов; б) административно-управленческого персонала; в) консультируемого (клиента).
Краткая характеристика основных тестов общих интеллектуальных способностей представлена в табл. 6.
Таблица 6. Тесты общих интеллектуальных способностей
|
Название теста
|
Аннотация
|
Шкалы измерения интеллекта Векслера
|
Существующие формы (модификации) — шкала интеллекта для детей 6—15 лет 11 месяцев, шкала интеллекта для взрослых 16—64 лет, шкала интеллекта для детей 4—6,5 лет Теоретическое основание — при конструировании шкал Д. Векслер исходил из стремления отразить в заданиях теста не только интеллектуальные, но и прочие факторы, от которых зависит эффективность проявления интеллекта Шкалы — 12 субтестов: 6 вербальных (осведомленность, понятливость, арифметический субтест, сходство, повторение цифр, словарный субтест) и 6 невербальных (шифровка цифр, недостающие детали, кубики Косса, последовательные картинки, составление фигур, лабиринты) Процедура обработки:
- подсчет первичных баллов по каждому из применявшихся вербальных и невербальных субтестов
- перевод «сырых показателей» в стандартные
- графическое отображение полученных данных
|
Тест структуры интеллекта Амтхауэра
|
Существующие формы (модификации) — предназначен для измерения структуры интеллекта лиц в возрасте от 13 до 61 года; имеет три параллельные формы (А, В, С), модификация IST 70 — четыре формы (А1, В2, СЗ, О4) Теоретическое основание — концепция, рассматривающая интеллект как специализированную подструктуру в целостной структуре личности Шкалы — 9 субтестов логический отбор, определение общих черт, аналогии, классификация, устный счет, ряды чисел, выбор фигур, кубики, память Исследование речевого, счетно-математического интеллекта, пространственных представлений, функций памяти Процедура обработки:
- подсчет первичных баллов по каждому субтесту
- сравнение со статистической нормой или социально-психологическим критерием
- графическое отображение полученных данных
|
Прогрессивные матрицы Равена
|
Существующие формы (модификации) — черно-белый вариант для детей 8—14 лет и взрослых 20—65 лет, цветной вариант для детей 5— 11 лет и свыше 65 лет Теоретическое основание — теория неогенеза С. Спирмена, развиваемая гештальтпсихоло-гией теория восприятия форм. Изучение интеллекта с помощью выявления отношений между абстрактными фигурами Шкалы — 60 таблиц, разбитых на 5 серий. Каждая серия включает 12 таблиц, содержащих задания нарастающей трудности. Обследуемый должен выбрать недостающий элемент матрицы среди 6—8 предложенных вариантов Процедура обработки:
- подсчитывается общее число баллов по всем таблицам и по отдельным сериям (индекс интеллектуальной силы, умственной производительности)
- полученный показатель сравнивается со среднестатистическим, учитывается разница между результатами, полученными в каждой серии и контрольными
- суммарный показатель по специальной таблице переводится в %
- перевод полученного суммарного балла в интеллектуальный коэффициент (10)
Количество вопросов (заданий) — 60 таблиц
|
ШТУР
|
Существующие формы (модификации) — групповой, предназначен для измерения интеллектуального развития учащихся 7—9-х классов (в 1997г. подготовлен ШТУР-2); имеется модификация АСТУР для абитуриентов и старшеклассников Теоретическое основание — психическое развитие происходит под воздействием системы требований, которые предъявляет общество к каждому своему члену. Тест составлен на основе анализа учебных программ и учебников, беседы с учителями-предметниками. Время выполнения субтеста от 7 до 10 мин. Общее время диагностирования около 45 мин. Шкалы — 6 субтестов: осведомленность (два субтеста), аналогии, классификация, обобщение, закономерности числовых рядов Процедура обработки:
- определение общего балла по всем субтестам
- построение индивидуального тестового профиля
|
Групповой интеллектуальный тест (ГИТ)
|
Существующие формы (модификации) — разработан в двух формах, которые проверены на взаимозаменяемость, предназначен для учащихся 3—6-х классов. Применяется для оценки гуманитарной и математической направленности учащихся, сформированности вербально-логических операций, скоростных характеристик умственной работы. На выполнение каждого субтеста отводится ограниченное время (1,5-6 мин). Шкалы — 7 субтестов: исполнение инструкций, арифметические задачи, дополнение предложений, определение сходства и различия понятий, числовые ряды, аналогии, символы Процедура обработки:
- подсчет общего балла и сравнение его с эмпирически выделенной возрастной нормой
- оценка гуманитарной и математической направленности учащихся, сформированности отдельных вербально-логических операций, скоростных характеристик умственной работы
|
Ментальная карта - способности
|