Свойства внимания
Лекции и практикум по психологии - Общая психология
свойства внимания

Внимание, как и любой нервный процесс имеет свои свойства. Так, выделяют: колебание, устойчивость, объем, распределение и переключение. Именно они определяют те законы существования, вооружившись которыми, мы сможем легко и эффективно внимание управлять. Поэтому нам необходимо подробно изучить каждое из них.

Колебание внимания

Колебание — это способность к периодической смене направления внимания между различными объектами. Это свойство играет важную роль для восстановления ресурсов нервных клеток, которые долгое время находятся в возбуждении. Также, когда нет никакой необходимости сосредоточивать внимание, конкретно на каком-либо предмете или явлении, оно часто колеблется между внешними объектами, нашими планами и воспоминаниями, чтобы в нужный момент выделить что-то важное.

Можно провести такой эксперимент: попробуйте, с полным вниманием, просто смотреть долгое время на неподвижный предмет перед вами, например, на шариковую ручку, лежащую на столе. Вы заметите, что уже через несколько секунд ваш взгляд невольно отклоняется в сторону или хотя и направлен на ручку, но без внимания, т.е. сознание занято другим, и думаете вы о чем-то своем. Таким образом, мы понимаем, что невозможно (да и не нужно) удерживать внимание на неподвижном объекте, на который вы смотрите бесцельно и пассивно больше нескольких секунд! Потому что внимание будет, своими колебаниями, искать явления, которые представляют действительную значимость здесь и сейчас, но одновременно с этим, вы пытаетесь противостоять этим правильным действиям и бесполезно напрягать нервную систему, передавая в сознание одновременно два противоречивых сигнала: «мне важна эта неподвижная ручка» и «у меня нет цели для наблюдения за неподвижной ручкой». То есть «мне важно смотреть на ручку, потому что… ничего!». И, если вы упорствуете в противостоянии нужным действиям сознания, то таким образом, как раз и портите свое здоровье!
Совсем другое дело, если предмет внимания будет подвижным, например: бегущая по комнате кошка или в неподвижном телевизоре вы смотрите фильм, где двигаются и совершают действия его герои, тогда можно будет долго следить за этими объектами. Потому что здесь используется ресурс непроизвольного внимания: «неожиданное в данный момент». Которое хотя и не произошло, но ожидается как вполне возможное.
Также обстоит дело и с неподвижным объектом, если вы будете смотреть на него с какой либо целью. Например, захотите сравнить, во сколько раз колпачок ручки, короче ее самой. В таком случае, можно будет, уже достаточно продолжительное время, смотреть на ручку со всем необходимым вниманием. Но тогда, колебания будут происходить, при долгом сосредоточении, из-за утомления нервной системы для восстановления ее ресурсов. Поэтому, давать себе короткий отдых, при продолжительной работе, вполне допустимо. При этом достаточно бывает даже нескольких секунд.
Таким образом можно сделать вывод, что колебания внимания наступают либо при возникновении одновременно 2-х условий:
— внимание направленно на неподвижный и неизменный объект, с которым ничего не происходит,
— мы сами пассивны, не выполняем никакой работы с этим объектом, т.е. концентрируемся на нем без цели.
Либо всего одного: истощение ресурсов нервных клеток, интенсивно расходуемых при долгом сосредоточении внимания, для их восстановления.
С колебанием внимания тесно и взаимоисключающе связано следующее свойство: устойчивость.

Устойчивость внимания

Устойчивость внимания — это способность, не отвлекаясь в течении долгого времени, быть сосредоточенным на одном объекте или процессе.
Известно, что, когда человек выполняет какую-либо активную работу, не позволяющую вниманию отвлекаться даже на несколько секунд, он может сохранять полную устойчивость внимания в течении достаточно продолжительного времени, примерно до 20-ти минут. И практически этого вполне достаточно. Дальше могут наступать короткие передышки, на несколько секунд, чтобы давать отдых вниманию. Это происходит вполне автоматически и неосознанно, так что нам даже не нужно об этом особо заботиться. В таком режиме, внимание может довольно продуктивно работать на протяжении нескольких часов!
Примером таких работ, где требуется устойчивость внимания в течении долгого времени, являются работы браковщика и корректора: каждое колебание внимания может повлечь за собой пропуск бракованной детали, опечатки и т. п.
Таким образом, первые два свойства: колебания и устойчивости внимания являются противоположными и взаимоисключающими, в каждый конкретный момент времени. Когда внимание достаточно устойчиво, оно не колеблется, а при возникновении колебаний устойчивость теряется. Для эффективной работы, в первую очередь, нам требуется тренировка устойчивости внимания. Потому что, колебания происходят сами собой.
Устойчивость тренируется, сознательным направлением внимания в нужную сторону, при наличии помех, со спокойным отношением к ним. И сосредоточением на нужном объекте с таким усилием, что все другие окружающие вещи и раздражители перестают нами замечаться и исключаются из объема внимания. Для специальной тренировки устойчивости внимания, важно начинать с допущения раздражителей достаточно малой интенсивности. Так, что они вполне могут быть восприняты сознанием, но не всецело занимают внимание, а только обеспечивают его колебание.

Объем внимания

Объем — это способность области внимания охватывать несколько объектов одновременно, за один такт. Это свойство очень важно для управления масштабом внимания, когда нужно более или менее подробно сосредоточится на каком либо явлении в целом или составляющих его частях.
Сам объем внимания достаточно невелик. И здесь нужно оговориться про число Миллера: 7±2. Некоторые думают, что оно говорит, будто каждый человек, в среднем, может объять своим внимание одновременно 5 — 9 различных объектов, совокупно внешнего и своего внутреннего мира. На самом деле, это число говорит о другом психическом явлении: кратковременной памяти человека. Точнее, сколько она может хранить различных объектов в каждый момент времени. При этом, внимание не охватывает их все одновременно, но может быстро переключаться между ними, благодаря скорости самой кратковременной памяти. Т.е. моментальный охват вниманием различных объектов гораздо меньше. Вспомним например, когда мы читаем книгу или сообщения в социальных сети, у себя дома в окружении семьи. При этом, близкие ведут между собой оживленную беседу. Если человек погружен в чтение, то хотя он и слышит их голоса, но тогда они являются для него внешним шумом, а все внимание и, как следствие, понимание сознанием происходящего, заполнено смыслом читаемого текста. Но, если вдруг он отвлекся на какую-нибудь заинтересовавшую его фразу разговора, то и внимание может переключиться уже на беседу членов его семьи, хотя глазами он будет продолжать бегать по тексту, и уже текст будет просто шумом, а смысл беседы станет понятен. Конечно, здесь задействован механизм колебания внимания, но таким образом, мы видим, что в данном примере человеку невозможно одновременно объять вниманием всего два объекта: содержание беседы близких и читаемого текста, несмотря на то, что он одновременно слухом воспринимал разговор, а глазами читал текст. Т.е. результатом внимания, — фокусировки сознания на определенном объекте, — является то, что только этот объект осознается отчетливо и ясно, а все другие смутно и тускло.
Но это совсем не значит, что объем внимания ограничен всего лишь одним процессом. Проводимые опыты смогли выявить, что внимание человека способно одновременно воспринять около 4—6 простых объектов (например визуально — простых геометрических фигур) и около 3—4 относительно сложных объектов (например, также визуально — 3—4 написанных знакомых слова, каждое из которых человек воспринимает как один объект).
Объем внимания тоже обусловлен физиологией мозга. Возбужденная область коры включает в себя только необходимые, для конкретной задачи, зоны, прокладывая между ними связь из возбужденных нейронов. И никак отдаленную область, без соответствующей связи между ними. Таким образом, все, что не связанно, приходит в торможение. Но из вышеописанного ясно, что объем внимания можно увеличить группируя множество различных объектов, которые нужно воспринять одновременно, по схожим свойствам. Так прокладываются пути возбуждения для включения дополнительных зон коры в возбужденную область и ее правильное и здоровое расширение. И тогда, вся эта группа будет восприниматься как нечто целое, в том смысле, что внимание сосредоточено на них для одной задачи, например: запомнить хотя-бы какие-нибудь простые геометрические фигуры из представленных, за один такт внимания. Или наоборот, в задаче рассмотрения какой-либо одной грани объекта, нужно разбить его на отдельные свойства, и направить внимание на интересующее. Так мы сузим область возбуждения в больших полушариях, и направим всю нервную энергию в нее.
Как же, таким образом, объяснить показанное в примере с чтением текста и беседой близких, что человек мог воспринимать в один момент времени смысл только одних слов (читаемых или слышимых), если объем внимания может включать в себя одновременно до 6-ти объектов? Ответ на этот вопрос достаточно прост: при правильной организации, весь объем внимания служит для выполнения только одной конкретной задачи. Но, если вдруг случилось так, что в конкретном вопросе количество объектов превышает объем внимания, тогда уже будет включаться и переключение, т.е. постепенное восприятие их. А в данном примере, понимание читаемого и слышимого текста — это две отдельные задачи, которые не могут быть включены в нормальный и здоровый объем внимания. И попытки реализовать 2-е разные задачи, за один такт, означают вредную целенаправленную борьбу самосознания со своим целым сознанием, которая приведет к их обоюдному повреждению и разрыву нормальной связи между ними. И, следствием этого, будут уже реальные физические и психологические проблемы, о чем и говорилось раньше в этой книге.
К тому же, продолжая раскрывать механизм объема внимания из этого примера, можно заметить, что, по началу, сами получаемые сигналы различны: текст книги воспринимается зрительным отделом мозга, находящемся в затылочной доле, а разговоры людей — слуховым, находящемся в височной доле. Отделы эти достаточно удалены друг от друга. Далее, для понимания и распознавания речи, сигналы передаются в отдел восприятия речи, интерпретируясь которым, направляются для возбуждения нужной зоны мозга, отвечающей за те объекты, о которых говорилось в тексте. И, для правильной интерпретации, текст должен передаваться в речевой отдел последовательно так, как он воспринят зрительным или слуховым отделом. И, значит нельзя одновременно подавать оба текста для интерпретации. Иначе слова будут путаться между собой, искажая смысл передаваемого. Таким образом, в речевой отдел подается только тот текст на который в данный момент направлено внимание.
Так же объем внимания различен для разных типов объектов восприятия. Точнее, зависит от того, через какие сигналы-ощущения они стали доступны восприятию: визуальные (зрительные), аудиальные (слуховые) или кинестетические (осязательные, обонятельные, вкусовые и внутренние ощущения).

Объем внимания по типам восприятия

1) Визуальный тип.
Как уже говорилось выше, внимание способно охватить 4—6 простых геометрических фигур одновременно, осознавая их как отдельные объекты. Так же, человек может сразу объять вниманием 3—4 читаемых знакомых слова, которые уже сложнее простых фигур, состоят из множества отдельных линий, кружков и т. п. Это происходит через постановку однойзадачи для внимания: воспринять как можно больше написанных слов, за один такт. Тогда запускается механизм группировки многих мелких деталей по общему признаку: слово речи. И каждое отдельное слово, состоящее из множества прямых линий и дуг, начинает восприниматься уже как один объект.
Таким образом мы видим, что объем внимания, направленного на визуальные объекты, сравнительно обширен. И даже приближается к количеству объектов, способных храниться одновременно в кратковременной памяти человека. Но важно помнить, что предоставляя такой объем для зрительных образов, внимание может экономить на их точности! Это обусловлено значимостью зрительного восприятия для здорового человека. Потому что, здесь важно именно количество охватываемых видимых объектов, т.к. визуальная система дает наибольшую информацию об окружающем мире. И через нее, мы можем воспринимать множество разных объектов на расстоянии. Поэтому, внимание старается вместить больше визуальных явлений, чтобы по возможности гарантировать восприятие наиболее важных в их числе. А когда находит действительно значимое, т.е. соответствующее задаче внимания, то уже меньше заботиться о точности восприятия того, что не так важно. Это будет заметно, даже в примере с одновременным охватом 3 — 4-х знакомых слов: «говрил», «прешангуть», «двитаегся», «моколо» и т.д., вполне могут быть визуально восприняты правильными знакомыми словами: «говорил», «перешагнуть», «двигается», «молоко» и т. д.
2) Аудиальный тип.
Это как раз относится к восприятию различных звуков и человеческой речи, основное свойство которых состоит в том, что значение воспринимаемой информации осознается последовательно. В музыкальной мелодии — нота за нотой или аккорд за аккордом, в смысловых текстах — слово за словом или фраза, за фразой, в зависимости от поставленной задачи, и, соответственно, группировки воспринимаемых аудиальных объектов, по нужному признаку. А это вносит дополнительные ограничения, отсутствующие в визуальном восприятии, куда все объекты могут подаваться в любом порядке или даже все разом. И, так как важно правильно передать не только отдельные слова и звуки, но и порядок их получения, то, в сравнении с визуальными образами, информация данного типа гораздо в меньшем количестве заполняет весь объем внимания. Т.е. один звук (который может быть одновременным сочетанием нескольких нот) или одно значимое слово заполняет внимание в каждый момент. А значит именно так, как они подаются нашему восприятию.
Но здесь могут возникнуть возражения, что человек способен различить отдельные из множества одновременного звуков. Так, в песенных аккордах, профессиональный музыкант может выделить отдельные ноты. И в шумной обстановке, любой человек прислушивается именно к нужному звуку. Но работает это, опять же, в соответствии с поставленной одной задачей внимания: если музыканту нужно расслышать из каких нот состоит аккорд, то он, в силу своей компетенции, раскладывает его в слуховом анализе на отдельные ноты; и любой, для кого важны слова конкретного человека, среди шумно говорящей толпы, вполне сможет настроится на их восприятие, если он стоит достаточно близко.
То есть, это становится возможным благодаря сужению объема внимания и аналитическим способностям людей. Когда концентрируемся на конкретных составляющей сложного звука, например: отдельной ноте, то все постороннее затихает в нашем восприятии. То есть, мы единый, охваченный объемом внимания, сложный звук, аналитически разбиваем, в нашем представлении, по его свойствам: высоте, тембру, громкости и т.д., и выделяем нужное.
3) Кинестетический тип.
Эта система наиболее точная и избирательная. Но она самая сложная в плане исследования объема внимания. Например, в хорошем состоянии, мы можем одновременно осознавать приятный запах воздуха, мягкую поверхность на которой располагается наше тело, ласкающий кожу ветерок и т. п. При этом, в объеме внимания эти ощущения могут восприниматься и как одно (приятное состояние), и как отдельные явления. Но объединены они также рамками одной задачи: восприятие приятных ощущений.
При проведении экспериментов, по выявлению кинестетического объема внимания, показания испытуемых, сильно зависят от их индивидуального намерения объединять или разъединять ощущения. Даже, если просить выделять каждый кинестетический процесс, попавший в объем внимания как отдельный, часто происходит задействование другого свойства внимания — переключения. Таким образом, может оказаться, что человек перечислит большое количество ощущений, но в реальности получится, что они охвачены вниманием последовательно, а не за один такт. Опять же напомним, что из всех воспринимаемых явлений, внимание, в своем объеме, всегда способно охватить только часть из них.
Но важно заметить, что, при здоровом и трезвом восприятии, невозможно как либо исказить кинестетические ощущения: если объект гладкий, он и ощущается как гладкий, а никак не шероховатый. И значит, упрощается восприятие объекта, давая возможность расширять объем внимания на несколько кинестетических явлений, воспринимаемых одновременно как отдельные. Но это снимает критическую оценку информации кинестетического типа. Так, что при искаженном восприятии, вызванном болезнью, наркотическим отравлением и т. п. все кинестетические ощущения будут восприниматься как вполне реальные.
Также, в данной системе, внимание может наиболее ярко осветить самое значимое ощущение. Например то, что воздействует с наибольшей силой, или то, с которым ассоциируется большее удовольствие или неудовольствие. И, таким образом, весь объем внимания может занять одно это явление, при одновременном восприятии всех остальных. Но мы сможем быстро переключаться на любое другое в разные моменты времени. Это может быть как произвольно, так и непроизвольно, в зависимости от того, какой вид внимания сейчас активен.
Также, несколько ощущений могут попасть во внимание как цельный комплекс. Например, приятный запах и вкус блюда, могут представляться во внимании как одно явление — вкусная еда. То есть, здесь внимание охватывает несколько кинестетических ощущений одновременно воспринимаемых как одно.
А чтобы выяснить объем внимания, для информации кинестетического типа, который бы вызывал меньше всего сомнений, лучше провести эксперимент с собственным восприятием. Мы будем исследовать количество одновременно осознаваемых отдельных тактильных ощущений на поверхности кожи. Заранее известно, что разные участки тела обладают разной чувствительностью, например: кожа спины менее восприимчива, чем кожа рук (особенно кончиков пальцев) и лица. А это значит, что на поверхности с меньшей чувствительностью, раздражители должны располагаться на большем расстоянии друг от друга. И таким образом, читая эту книгу, в определенном положении вашего тела, отвлекитесь на несколько секунд на ваши тактильные ощущения: сколько воздействий на кожу вы можете охватить одновременно. Одно ощущение может быть от воздействия на ваше тело той поверхности, на которой оно располагается, далее ощущения от книги на пальцах рук, которыми вы ее держите: здесь будет от одного ощущения в кистях, до нескольких на каждом пальце и ладонях. Можно при этом коснуться ногой какого нибудь предмета. И сколько, таким образом, получается, вы способны объять вниманием отдельных ощущений, не переключаясь между ними, а одновременно?
После проделанного эксперимента, с некоторой долей вероятности скажу, что объем внимания способен охватить примерно до 4-х кинестетический ощущений. Хотя ваш личный результат может быть другим.
Объем внимания всегда должен учитываться, при донесении определенной информации людям. Например на плакатах или в объявлениях, основная мысль должна быть описана коротким текстом в 4 — 5 слов, а если текст все-таки длинный, то необходимо выделять основные слова цветом или шрифтом так, чтобы, даже при беглом взгляде на него, человек смог ухватить главное.
Таким образом, можно сказать, что объем внимания достаточно невелик и зависит от сложности воспринимаемых объектов, и в среднем составляет от 1 до 6 объектов одновременно. Наибольшее количество явлений, попадающих в круг внимания, относятся к визуальному типу — до 6-ти штук, дальше идет кинестетический тип — до 4-х объектов, и завершает список аудиальный тип — по одному звуку, значимому слову или фразе, в зависимости от поставленной задачи.
Также мы выяснили, что расширять или сужать объем внимания, в некотором диапазоне, можно изменяя соответственную задачу, с которой мы направляем внимание на те или иные объекты. А именно, группируя несколько объектов в одно явление, по некоторому объединяющему свойству, в задаче восприятия сложных явлений, мы увеличиваем объем внимания. Например: воспринимая яркие цвета и приятные формы на холсте бумаги как один объект — красивую картину. А уменьшить объем внимания можно анализируя какое-либо отдельное явление из общей группы. Например: наоборот, выделяя конкретную фигуру на красивой картине и направляя все внимание на этот объект. Например, для выполнения задачи: выяснить, что и как нарисовано в правом верхнем углу.
Стоит также сказать, что наиболее важно для нас не столько количество объектов, воспринимаемых вниманием одновременно, сколько умение сужать и расширять объем внимания по общим или отдельным свойствам, в широком диапазоне, для решения одной конкретной задачи. Потому что, так мы не только экономим свои нервные силы, направляя внимание только на нужные объекты и убирая нервную энергию от всех отвлекающих явлений. Но и успешно вмещаем получаемую информацию в очень узкой области сознания — самосознании, чтобы мы смогли ее воспринять.
В отличие от первых двух свойств, которые являются взаимно заменяющимися и противоположными, объем внимания присутствует всегда. К тому же, он дополняется и поддерживается следующими двумя свойствами, описанными далее в этой главе: распределение и переключение.

Распределение внимания

Распределение внимания — это способность особым образом структурировать разные объекты и процессы в объеме внимания, когда нам нужно делать несколько дел одновременно. При этом, в центр внимания помещается некоторое главное действие, требующее большего участия сознания человека. А на периферии располагаются все другие процессы, которым это нужно в меньшей степени. Например, в ситуации, когда студент слушает лекцию преподавателя: он выделяет главные идеи и записывает конспект. Здесь решается одна задача: законспектировать лекцию, но делаются два дела одновременно: слушание и записывание лекции.
Эта способность выработана самой жизнью, которая на каждом шагу требует такого распределения внимания. Со школьной скамьи нас учат, слушая диктант учителя, одновременно записывать в тетради текст. Управляя велосипедом, следить за дорогой, окружающими предметами и другими участниками движения и т. п.
Распределение внимания, одновременно между разными объектами или деятельностями, у всех людей развито по разному. Одни легко могут делать два дела одновременно, другие, погрузившись к какое-то одно, решительно не замечают ничего вокруг. В определенной степени, это зависит от индивидуальных особенностей человека: у одних людей внимание распределённое, у других более концентрированное, т.е. склонное в большей степени сосредоточиваться в одном направлении. Но, хотя и в разной степени, свойство распределения внимания присуще всем людям и постоянно участвует в повседневной жизни.
В первую очередь, распределение внимания зависит от навыков человека в тех делах, которые ему необходимо выполнять. Так, не умеющий быстро писать, с трудом сможет слушать и записывать диктуемый текст, потому что ему нужно очень много внимания уделять самому процессу записывания. И он постоянно будет отвлекаться от слушания и собьется. А человек, у которого хороший навык письма, сделает это легко и вполне естественно. Водителю-новичку трудно, одновременно следить за обстановкой на дороге, другими участниками движения в зеркалах, педалями и рычагом переключения передач. А опытный водитель легко распределяет свое внимание между процессом управления и изменяющейся обстановкой на дороге.
Таким образом, никто не сможет делать даже два дела одновременно, если хотя бы одно из них не умеет выполнять достаточно хорошо, и когда любой шаг требует обдумывания всех мелких деталей каждого процесса. Но, если хотя бы одной деятельностью он владеет свободно, так, что она происходит «автоматически», тогда сможет делать два дела одновременно, уделяя больше внимания второму. Так, продолжая пример со студентом с хорошим навыком письма: он очень мало будет занят самим процессом записывания, который, хотя и входит в зону его внимания, но находится на периферии ее. А в центре его сознания помещается новая информация — содержание того, о чем говорит лектор.
На этом и основана возможность распределения внимания. Уметь распределять внимание — значит, имея в центре сознания одну деятельность, уметь некоторое внимание уделять и другой, т.е. держать её поблизости от центра сознания.
Физиологически, возможность распределения внимания объясняется тем, что известная деятельность, для которой не требуется постоянного контроля сознания может управляться участками коры, находящимися в некоторой степени торможения, почти бессознательно. В то время, как область возбуждения всецело охватывает то дело, которое требует наибольшего участия сознания.
Недостаточно развитая способность к распределению внимания может быть причиной неудач в разных областях. Возьмем самый простой пример: в шахматной игре, человек, сильно увлеченный своими планами и комбинациями, на много ходов вперед, но не умеющий распределять свое внимание на всю ситуацию на доске, может совершать очень обидные и очевидные ошибки, и не реагировать своевременно на ходы и комбинации противника. Хороший шахматист должен уметь, как бы он ни был занят развитием своей идеи, следить за всей доской, уделяя некоторую часть внимания даже самым неинтересным для него местам.

Переключение внимания

Переключение внимания — это произвольное или непроизвольное его перемещение с одного объекта на другой. Оно происходит либо, когда количество объектов восприятия, в решении одной задачи, превышает объем внимания. И тогда все дополнительные предметы выделяются им последовательно. Либо, когда изменяется сама задача внимания и оно переключается на что-то новое.
Также, это способность, в нужный момент, направить свое внимание на новый вид деятельности. По своему опыту, каждый человек знает, как трудно начало всякого дела. Когда мы приходим на работу, бывает нелегко сразу включиться в нее. Основная причина в том, что внимание остается сильно сконцентрировано на старых процессах. И многим людям нужно некоторое время, чтобы полностью сосредоточить его в новом направлении.
Способность к быстрому переключению внимания важна даже в пределах одного процесса, когда нужно быстро реагировать на кратковременные неожиданные раздражители. Например, при вождении автомобиля.
Физиологически, переключение внимания представляет собой перемещение, в коре больших полушарий, области оптимальной возбудимости. Инициирование этого может идти от внутренней речи и визуальных представлений, при сознательном действии. Или механизмами непроизвольного внимания, когда оно включается. И в большой степени зависит от подвижности нервных процессов человека.
Люди с высокой подвижностью нервных процессов, способны достаточно быстро включаться в новую работу, с полным пониманием ее содержания. Внимание таких людей называется подвижным и гибким. Людям с низкой подвижностью нервных процессов, может потребоваться довольно продолжительное время, для включения в новое дело. Внимание таких людей называется мало подвижным.
Таким образом, нужно уметь замечать, на сколько подвижно и гибко наше внимание. И выстраивать свою деятельность, исходя из этих особенностей. Потому что это обусловлено физиологически, и, значит, мало поддается тренировке.
Известно, что большинство людей обладают средней подвижностью нервных процессов. Поэтому, для переключения внимания на новую деятельность, вполне допустимо дать себе короткую передышку. За это время, внимание начнет отвлекаться от занимавших его, до этого, явлений. Ослабнет его сосредоточение на них. И тогда, можно будет легко переключиться на новую деятельность, поставив перед собой задачу, например: начать необходимые действия. И дальше, решая те новые вопросы, которые появятся в процессе работы, в нужном порядке.
Продолжительность ожидания лучшего момента, для сознательного переключения внимания, нужно выбирать исходя из своей ситуации, но не больше нескольких минут. При этом, моменты возникновения колебаний внимания, уже говорят о его готовности переключиться на новую задачу.
Конечно, такие промедления и малая подвижность нервных процессов в переключении, касаются исключительно сознательного изменения направления и задачи внимания. И совершенно не свойственны непроизвольному вниманию!
В ситуациях же одной деятельности с быстро меняющимися условиями, как при вождении автомобиля, быстрое переключение внимания возможно даже для людей, с относительно мало подвижным вниманием. Конечно, если неожиданные новые факторы вполне прогнозируемы заранее, известна необходимая реакция в каждом из них и есть достаточно хороший навык этой реакции. Например, когда вы едете на автомобиле, то вполне допускаете, что на дороге могут быть выбоины, и неожиданно замечаете одну. Затем, в соответствии с хорошо оцененной ситуацией вокруг, используете заранее известные действия: притормаживаете или объезжаете ее.
После произведенного анализа свойств внимания, мы узнали какие из них являются взаимоисключающими, какие дополняют друг друга, и помогают нам, в необходимом объеме, выделять важные явления. И, самое главное, смогли выделить, что является движущим механизмом каждого из них. А значит, теперь перейдем к описанию законов и правил, по которым можно успешно и эффективно управлять своим вниманием и сотрудничать со вниманиями окружающих людей, для лучшего взаимопонимания.
Александр Иванкин
Эффективное управление вниманием 2018
Создано в интеллектуальной издательской системе Ridero

 

Поиск

Яндекс.Метрика
Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.