История изучения адаптации человека
Лекции и практикум по психологии - Общая психология

2.1. Изучение адаптации человека в философии

Еще Г. Эбингауз говорил, что «психология имеет очень короткую историю, но длинную предысторию». И это высказывание можно спроецировать фактически на любое явление, рассматриваемое в психологической науке. Так и термин «адаптация» был введен в психологию только в XX в., но данная проблема беспокоила умы ученых задолго до этого. Поэтому целесообразно начать рассмотрение проблемы адаптации человека с истории данного вопроса, в том числе его философских аспектов. Часто в качестве синонима понятия «адаптация» выступает понятие «приспособление». А вопрос приспособления человека к окружающей действительности, к миру волновала человека, наверное, во все времена.

Древняя Индия

В философских направлениях Древней Индии основной путь для нормальной жизнедеятельности, для адаптации человека к окружающей действительности - познание сущности бытия и отказ от наслаждений. То есть источник адаптации во внутренней гармонии.
Так в ведах приспособление человека к окружающей действительности можно увидеть в отождествлении человека и природы.
В рамках брахманизма поведение человека обуславливалось его кармой. Карма - общая сумма совершённых человеком или другим живым существом добрых и злых поступков, которые предопределяют последующие перерождения в более высоком или более низком статусе. Соответственно, исходя из этого учения, человек может выбрать один из двух путей. Первый - полное подчинение закону кармы. Второе - погружение в себя, самосозерцание, медитация, которые позволяют достичь равновесия и истины в тождестве своей души с абсолютным духом. То есть брахманы проблему приспособления рассматривали не только настоящей, но и будущих жизней.
Джайнисты видели «правильное» поведение в смирении, честности, правдивости, чистоте, воздержании, безбрачии, невозмутимости и отсутствии жадности. Подобные воззрения высказывали и буддисты. Они считали, что жизнь во всех проявлениях есть зло, и чтобы вырваться из этого «круговорота бытия» необходимо отказаться от жажды жизни, от наслаждений, стремлений к власти, богатству, познать сущность мира, изменчивость и преходящий характер всего земного.

Древний Китай

В рамках древнекитайской философии особую популярность получило учение Конфуция (551-479 до н.э.). Этот философ большое внимание уделял проблемам морали, норм поведения, и проблему приспособления человека к окружающей действительности он также рассматривал как аспект своего этического учения. Конфуций считал, что «правильное» поведение людей предусматривает действия человека в строгом соответствии с тем положением, которое он занимает в обществе, т. е. «правильное» поведение - это жизнь для общества, выполнение той социальной функции, что досталась человеку, зачастую от рождения.
Кроме конфуцианства, довольно весомым направлением в Древнем Китае был даосизм. Основная идея даосизма состоит в том, что жизнь природы и людей подчиняется не воле неба, а закону Дао. Дао существует независимо от сознания и воли человека и представляет собой «глубокую основу всех вещей». Путь приспособления философы учения Дао видели в полноте жизни в настоящем, в данный момент времени, и соответствии каждого человека «своей природе», своей индивидуальности. Даосизм, в отличие от многих религиозных направлений того времени, признавал самостоятельность действий человека, возможность жить собственной жизнью, но благополучной она могла быть только при соблюдении закона Дао, при стремлении к спокойствию, уединению, отсутствию произвольной целеполагающей деятельности.
В рамках философии дзэн-буддизма также проповедовалось невмешательство в окружающую действительность. Приспособление к окружающей действительности философы сопоставляли с достижением свободы.
Таким образом, взгляд философов Древнего Китая на природу адаптации человека к окружающей действительности можно охарактеризовать как приспособление к окружающей среде, «непротиводействие человека высшим законам мира».

Эпоха античности

Античная философия в основном представлена взглядами древнегреческих философов. Эпоха античности представлена рядом философских школ, которые можно разделить на два направления: материализм и идеализм. В рамках этих школ обсуждалось множество вопросов, легших в основу развития современной науки, в том числе рассматривалась проблема поведения человека.
Так Гераклит (ок. 520-460 гг. до н.э.) видел приспособление человека в способности человека мыслить, анализировать, выявлять закономерности.
Пифагор (ок. 580-500 гг. до н.э.) вслед за мыслителями Востока видел в поступках настоящей жизни причины жизней будущих, веря в реинкарнацию. Он думал, что душа по причине греха перерождается в различные телесные существа, из круга же перерождения можно спастись только через познание музыкально числовой структуры космоса.
Также реинкарнацию считал тяжёлым бременем в жизни человека Эмпедокл (ок. 490-430 гг. до н.э.), освобождение же он видел в самоочищении и мудрости. Также этот философ выдвигает идею о выживании наиболее приспособленных, целесообразных существ, тем самым, указывая на роль адаптации.
Анаксагор (ок. 500-428 гг. до н.э.) считал, что человеческими делами правит случай, тем самым отрицая роль человека в приспособлении к окружающей действительности, т. е. человек рассматривается как пассивное начало.
Демокрит (ок. 460-370 гг. до н.э.) предполагал, что счастье и несчастье, по сути, рождается через отношение человека к ситуации, соответственно, путь к счастью - в отношении к ситуации, т. е., по мнению философа, умеренность может привести человека к счастью (счастье здесь может восприниматься как адаптация-результат), приспособленности к окружающей действительности, ведь человек, довольствующийся малым, чаще сможет испытывать счастье. Также Демокрит считал, что для достижения счастья нужно стремиться к исключению ошибочных действий, а это достигается через приобретение знаний.
Сократ (470/469 - 399 гг. до н.э.) считал, что философия - учение о том, как жить. Жизнь - своеобразное искусство, а основной инструмент совершенствования в этом искусстве - знание.
Воззрения Аристотеля (384-322 гг. до н.э.) во многом отражаются и в современных теориях. Аристотель считал, что поступки человека ориентированы на счастье, и каждый его видит по-своему, но высшее благо доступно человеку только через совершенствование самого себя. Интересно то, что Аристотель одним из первых заговорил о внутренней картине действия, самоотчете о действии (у П.К. Анохина это обратная афферентация), что при совпадении с желаемым образом приводит к гармонии с самим собой, к счастью, к адаптации. В современной психологии обратная афферентация также рассматривается как один из компонентов функциональной системы, этот механизм помогает сопоставить состояние функциональной системы с неким эталоном, соответственно, в некотором роде выступая компонентом адаптационной системы.
Диоген (ок. 412-323 гг. до н.э.) видел оптимальную жизнь в следовании своей природе, т. е. он считал, что наиболее правильно знать свои способности, свои потребности и следовать им. Это и может предоставить человеку счастливую жизнь в гармонии с самим собой.
Эпикур (341-270 гг. до н.э.) считал, что достижение адаптации, счастье заключается в удовлетворении естественных потребностей, что казалось бы, может привести к вседозволенности, но философ подчеркивал, что мудрость позволяет отделить безнравственные удовольствия, которые всё равно ведут к страданию.
В рамках скептицизма, основателем которого был Пиррон из Элиады (ок. 360-270 гг. до н.э.), философы видели достижение счастья, т. е. определённого оптимума в жизнедеятельности, через отказ от познания, которое, по их мнению, все равно было невозможно.
Тит Лукреций Кар (99-55 гг. до н.э.) считал основным источником дезадаптации подверженность человека страхам. В связи с этим он считал, что достижением счастья является познание, так как именно оно освобождает от страха.
Зенон из Китона (ок. 333-262 гг. до н.э.) считал, что счастья можно достичь, если жить в согласии с природой, что, по его мнению, включало два аспекта: сохранение здоровья, сохранение и развитие разума. Таким образом, если воспринять счастье как реакцию организма, которая будет свидетельствовать о достижении адаптации, то Зенон говорил по существу о двух аспектах этого явления. А именно о физиологической, как о сохранении здоровья, и психологической, как о развитии и сохранении разума, тем самым подчеркивая роль познавательной сферы. Таким образом, данная точка зрения чем-то близка и современному пониманию адаптации, за исключением, конечно, предопределённости жизни, которое утверждал Зенон.
Таким образом, подводя итоги касательно взглядов на явление адаптации в эпоху античности, можно говорить о том, что адаптация воспринималась уже не только как приспособление, но и отмечались состояния индивида, например, ощущение счастья, гармонии с самим собой. Пути к достижению адаптации также отличаются. В общем, они носят, скорее, активный характер. Это познание самого себя и окружающей действительности, стремление к умеренности или, напротив, следование своим потребностям и способностям, сохранение здоровья и разума. Также стоит отметить, что восприятие явлений адаптации античными философами во многом отвечают современным представлениям. Например, созвучны мысли о роли в процессе адаптации познавательной сферы, внутренней картины мира и др.

Средневековая Европа

Для данного периода характерно то, что развитие философской мысли строилось на основе постулатов, предложенных христианством. В том числе это влияние коснулось и проблемы поведения человека. Также характерно для этого периода отрицание потребностей человеческого тела, сосредоточение на проблемах души.
Аврелий Августин (354-430) считал, что истина внутри человеческой души, он призывал к самопознанию, в достижении приспособления человека призывал преодолеть «суетные искушения рассудка», достигнуть гармонии, упорядоченности мыслей. Августин проповедовал пассивность, повиновение воле Божьей, по его мнению, активность личности ведет к греху.
А Пьер Абеляр (1079-1142) отстаивал право человека на самостоятельность в его поступках, указывал на то, что сам поступок не может быть ни добрым, ни злым, таковыми его делают убеждения человека. То есть Абеляр говорил о способности человека приспосабливаться к окружающей действительности путём своих самостоятельных действий по её реорганизации, т. е. он говорил об активной адаптации.
Фома Аквинский (1225-1274) считал, что жизнь человека невозможна без удовлетворения его телесных запросов, но сознание и воля человека способствуют правильному выбору удовлетворения этих потребностей. Стоит отметить, что эта точка зрения полностью совпадает с воззрениями античного философа Эпикура.

Средневековый Восток

Европейская и восточная культура всегда несколько отличались друг от друга. Нельзя забывать о том огромном вкладе в мировую культуру и науку, который внесли арабские учёные и философы в эпоху Средневековья. Также очень интересен их взгляд на проблему отношения человека к окружающей действительности.
Ибн-Сина (980-1037) считал, что путь к оптимальному существованию человека лежит через то, чтобы научиться управлять самим собой. Для этого, по его мнению, необходимо критическое самонаблюдение и выявление своих недостатков, тем самым, зная свои минусы, человек сможет сдерживать себя, не проявлять их, что и поможет в адаптации.
Ибн-Рушд (1126-1198) предложил одну из немногих точек зрения, которые видят личность и государство как единую систему для функционирования, приспособления к окружающей действительности. Он считал, что счастье достижимо только в идеальном государстве, которое в ответ на благо, которое несет индивид, будет обеспечивать его благо.

Эпоха Возрождения

Одной из основных идей этой эпохи является идея гуманизма. «Гуманизм - мировоззренческий принцип, признающий человека в качестве высшей ценности». Центральная идея гуманизма - раскрытие через гуманистические занятия возможностей, заложенных в личности, и их всестороннее развитие.
По мнению гуманистов, человек есть неразрывное единство души и тела, в связи с этим необходимо развивать телесную сторону человека наравне с духовной для оптимизации жизнедеятельности.
Колюччо Салютати (1331-1406) и Леон Батиста Альберти (14041472) утверждали преимущества активной жизни над созерцательной, они выступали против покорности судьбе, за то, что человек сам творец своей жизни. Тем самым Салютати и Альберти приспособление человека к окружающей действительности видели в активных действиях со стороны субъекта.
Похожую точку зрения высказывал и Николо Макиавелли (14691527). Он считал, что, встречаясь с препятствием, человек должен изучить объективные обстоятельства и противопоставить им свою волю, энергию. Тем самым Макиавелли также считает, что для приспособления к окружающей действительности человек должен быть активным, также здесь идёт указание на необходимость обдумывания путей решения, т. е. рассматривается когнитивный компонент, что во многом согласуется и с мнением современных учёных.
Бернардо Телезио (1509-1588) говорил о том, что всему в природе свойственно стремление к самосохранению, оно же составляет основу человеческой морали. Также Телезио говорил о роли эмоций в сохранении организма, то, что благоприятно для нас, вызывает положительные эмоции, то, что мешает нормальному функционированию организма, - отрицательные. О подобной роли эмоций в функционировании организма говорят и современные исследователи, тем самым точка зрения Телезио кажется вполне современной.
Стоит отметить, что эпоха Возрождения имеет ещё одну отличительную черту. Именно в это время произошла реформация католической церкви. Протестанты также размышляли о достижении оптимального уровня жизнедеятельности индивида, о механизмах приспособления человека к окружающей действительности. Реформаторы отрицали право человека на свободу воли. По их мнению, всякое действие человека предопределено проведением. Например, Жан Кальвин (1509-1564) стоял на позиции фатализма. На пути к приспособлению он призывал к простоте и регламентации жизни.
Таким образом, можно отметить, что период Возрождения характеризуется тем, что философы того времени в основном рассматривали процесс приспособления к окружающей действительности как активный процесс, сопровождающийся вариативностью человеческого поведения. Большая роль в этом процессе отводилась разуму.

Периоды Нового времени и Просвещения (XVII-XIX вв.)

Период XVII-XIX вв. характеризуется развитием науки, техническим процессом, что влияет на развитие философской мысли. Данную эпоху можно описать как эпоху эмпиризма. Эмпиризм - направление в теории познания, которое признаёт чувственный опыт основным источником знания.
Бенедикт Спиноза (1632-1677) считал, что человек подвержен аффектам-страстям, которые выражаются во влечении, желании, удовольствии и неудовольствии. Управление же этими страстями достигается только за счет развития разума, именно это составляет свободу человека, в первую очередь над самим собой. Но, по мнению Спинозы, необходимо помнить, что человек - частичка природы и полностью подчиняется действию её законов.
Роль разума по отношению к приспособлению человека к окружающей действительности подчёркивал Годфрид Вильгельм Лейбниц (1646-1716). По его мнению, разум направляет нас на путь активной деятельности, стремлению к лучшему. К счастью, т. е. к оптимальному уровню жизнедеятельности, приходят только те, кто достигает совершенного, оптимального состояния. А для этого нужно достоверно знать свою собственную природу и природу вещей.
По мнению же Декарта (1596-1650), основная движущая сила организма - это потребности человека. То есть они способствуют изменению поведения человека с целью достичь какого-либо блага. Таким образом, человек меняет своё поведение с целью достичь чего-либо, т. е. и достижение приспособления к окружающей действительности - это активный процесс с вариативностью поведения.
Родоначальник интроспекционизма Джон Локк (1632-1704) считал, что путь к счастью в знании меры в наслаждениях, гармонии духовных и телесных наслаждений. Если эмоции определённым образом отображаются на настроении, то состояние счастья можно сопоставить с достижением адаптации как результата. Тогда, по мнению Локка, приспособление осуществляется путём достижения равновесия между удовлетворением духовных и телесных потребностей.
Франсуа-Мари Аруэ (Вольтер) (1694-1778) проповедовал принцип активной деятельности человека по улучшению условий жизни. Только постоянная напряжённая деятельность с разумными целями способна привести к улучшению положения человека.
Жюльен Офре де Ламетри (1709-1751) считал, что действия человека обусловлены не только природными, но и социальными факторами и внутренними психическими побуждениями. И опять же мы сталкиваемся с созвучностью мыслей философов прошлого с современными психологическими теориями.
Клод Адриан Гельвеций (1715-1771) говорил о том, что человек устремлён к покою, к счастью.
Людвиг Андреас Фейербах (1804-1872) считал, что каждый индивид стремится к счастью. Воля к счастью заложена в самой сущности человека. Соответственно, изучая работы Фейербаха, можно сделать вывод, что стремление к адаптации (если счастье рассматривать как следствие достижения равновесия систем организма и личности) свойственно всем людям, являясь своеобразным инстинктом. Но потребности людей различны, отсюда вариативность поведения.
Уильям Джемс (1842-1910) говорил о том, что наша жизнь зависит от нас самих. По его мнению, жизнь каждого человека такова, какой он её сделал. Таким образом, Джемс также утверждает необходимость активности личности для приспособления к окружающей среде, для построения оптимальных отношений с этой средой.
Артур Шопенгауэр (1788-1860) говорил о том, что все стремления, проявляемые в жизни, напрасны, спасение же человека кроется в отрешении от них.
Похожей точки зрения придерживался Фридрих Ницше (18441900). Он считал, что поведение, поступки человека предопределены, свобода это заблуждение.
Таким образом, в рамках развития философской мысли XVII-XIX вв. по проблеме адаптации также можно выявить несколько противоположных точек зрения. Согласно первой, приспособление к окружающей действительности осуществляется благодаря активным действиям субъекта. По второй точке зрения, поступки человека предопределены, попытки же изменения ситуации и обуславливает дискомфортное состояние личности.

Адаптация в философии XX в.

В двадцатом веке проблема адаптации начинает рассматриваться и в психологии, но тем не менее тема приспособления и оптимизации жизни человека не теряет своей актуальности и в философии.
В рамках экзистенциализма развивается идея о том, что человек сам по себе есть причина самого себя, из чего следует, что человек свободен. Философы, придерживающиеся этого направления, считают, что человек сам себя создаёт, и он ответственен за всё, что делает. Совершенствование личности человека способствует развитию свободной и достойной личности. Таким образом, в рамках данного направления отрицается внешнее воздействие, путь приспособления видится только в совершенствовании личности.
В русле структурного функционализма Толкотт Парсонс (19021979) выделил из общей системы действия четыре подсистемы: социальную, культурную, личностную и поведенческий организм. Каждой подсистеме, по его мнению, соответствует своя преимущественная функция - это, соответственно, интеграция, воспроизводство образца, целедостижение и адаптация. Указывается на то, что уровень адаптации состоит как из биологической основы, так и социальной стороны личности.
Виктор Васильевич Ильин (1952 г.р.) рассматривает проблему адаптации в видовом значении, считая, что факторы, оказывающие благоприятное воздействие на вид в целом, будут оказывать такое же влияние на индивида как представителя вида. Также автор рассматривает проблему в социальном плане, связывая социальную адаптацию со степенью экстровертированности личности.
Таким образом, проблема адаптации так или иначе рассматривается в философии довольно-таки давно. Психология, как и другие науки, развилась из философии, поэтому, изучая любую психологическую проблему, не стоит отрицать знания, накопленные в рамках философии. В пользу этой точки зрения выступает то, что многие взгляды философов нашли свое отражение и развились в современных психологических теориях. Философские воззрения на проблему адаптации пришли довольно большую историю и претерпели большие изменения. От рассмотрения человека как пассивного существа, которое в первую очередь должно жить в согласии с законами природы, до утверждения активности человека, важности в адаптации не только внешних компонентов, но и внутренних психологических, социальных факторов личности.

2.2. История становления понятия «адаптация» в зарубежной психологии

Сам термин «адаптация» происходит от позднелатинского «adaptatio» («приспособление»), данное понятие было введено в научный обиход во второй половине XVIII в. Германом Аубертом и изначально было далеко от психологии. Термин был введен для обозначения повышения и понижения световой чувствительности при изменениях освещенности. А в дальнейшем он стал употребляться для обозначения одного из фундаментальных свойств всего живого - способности живых организмов изменять свою функциональную организацию и характер поведения в соответствии с особенностями среды.
Первоначально термин «адаптация» широко использовался в биологических науках для описания механизмов приспособительного поведения индивидов в животном мире. Именно в рамках биологических дисциплин были введены такие понятия, как преадаптация, т. е. совокупность внешних и внутренних условий, которая позволяет определённой группе особей быть более приспособленной. Позднее вво
дится и понятие «постадаптация» - более широкое приспособление к уже освоенным условиям, т. е. выработка и закрепление поведения, несмотря на изменение среды в будущем.
Клод Бернар стал одним из первых, кто обратился к изучению проблемы функционирования живого организма с позиций целостности и системности. Бернар предположил, что любой живой организм живет благодаря способности сохранять некое равновесное для своего существования состояние, т. е. определенные благоприятные параметры своей внутренней среды.

Клод Бернар (1813-1878)
К. Бернар - ученый, родился на юго-востоке Франции, в семье крестьянина-виноградаря.
Некоторое время работал помощником аптекаря, но мечтал стать писателем. Его первое произведение - водевиль, был поставлен на сцене одного театра в Лионе, но литературный критик М. Жирарден, к которому тот обратился за советом относительно литературной карьеры, убедил Бернара отказаться от своего замысла.
Спустя несколько лет, в 1834 г. Бернар поступает в Высшую школу медицины в Париже. Там он становится учеником физиолога Можанди, являющегося на тот момент членом Национальной академии наук по медицине.
Клод Бернар трудился во всех известных на тот момент областях физиологии.
Он стал основоположником эндокринологии, когда провел успешные классические исследования одной из желез - поджелудочной. В 1849 г. медик открыл Общество биологов, а в 1867 г. был назначен его президентом.

Позднее это состояние физиолог Уолтер Кэннон назвал гомеостазом. Гомеостаз - это подвижное равновесное состояние какой-либо системы, сохраняемое путем ее противодействия нарушающим это равновесие внутренним и внешним факторам. Одним из центральных моментов учения о гомеостазе является представление о том, что всякая система стремится к сохранению своей стабильности.

Уолтер Кэннон (1871-1945)
Американский психофизиолог.
У. Кэннон родился в семье железнодорожного служащего и учительницы. Так как отец мальчика был протестантом, Уолтер воспитывался в строжайшем послушании и повиновении. В 1896 г. окончил Гарвардский университет. В 1906-1942 гг. был профессором Гарвардской высшей медицинской школы. Развивая идеи К. Бернара, ввел понятие «гомеостаз».
У. Кеннон опубликовал более 100 научных работ, в т. ч.
9 монографий, посвященных в основном нейрогуморальной регуляции функций организма, роли центральной нервной системы и гормонов в формировании эмоций и поддержании гомеостаза.

В психологии изучение адаптации довольно активно осуществлялось с начала XX в. Этот период характеризуется появлением множества школ, изучающих личность и поведение человека. Но фактически во всех направлениях психологии можно увидеть и попытки объяснить проблему адаптации человека.
З. Фрейд (1856-1939) изначально в своих работах проблему адаптации не рассматривал, попытки объяснить процесс адаптации появляется лишь в поздних работах автора, где Фрейд наделил человека сильным бессознательным желанием адаптироваться к реальности, выводя это желание из задачи самосохранения. Автор предполагал, что человек в ходе своей жизни познаёт реальность и, познавая, стремится обрести контроль над требованиями своих инстинктов, т. е. через познание реальности человек усовершенствует механизмы совла- дания над своими инстинктами, над своим Id, что позволяет адаптироваться в социуме.

Зигмунд Фрейд (1856-1939)
Родился в городе Фрайберг (ныне - Пршибор, Чехия), став третьим ребенком в семье. Торговля тканями приносила семейству прибыль, которой вполне хватало на жизнь. Но грянувшая революция растоптала даже столь малый бизнес.
В детстве Фрейд увлекался литературой и философией, а после успешного окончания школы провел много дней в одиночестве, размышляя по поводу своего будущего. Перед еврейским мальчиком стоял не такой уж и богатый выбор: медицина, юриспруденция, коммерция и промышленность. Все варианты, кроме первого, Зигмунд отбросил сразу, хотя и к медицине не проявил особого интереса.
Зигмунд начал с хирургии, но уже через два месяца оставил эту идею, решив сменить область деятельности на неврологию, в которой смог достичь определённых успехов.
В 1883 г. Фрейд принял решение перейти на работу в психиатрическое отделение, а в 1885 г. З. Фрейд попал на стажировку к французскому психиатру Жану Шарко. Практика открыла глаза будущему психоаналитику на различия между болезнями. У Шарко Фрейд научился применять в лечении гипноз.
Открытия, сделанные во время этой стажировки подтолкнули Фрейда к созданию своих теорий.
Среди достижений Фрейда наиболее важными являются разработка трёхкомпонентной структурной модели психики (состоящая из «Оно», «Я» и «Сверх-Я»), выделение специфических фаз психосексуального развития личности, создание теории эдипова комплекса, обнаружение функционирующих в психике защитных механизмов, психологизация понятия «бессознательное», открытие переноса и контрпереноса, а также разработка таких терапевтических методик, как метод свободных ассоциаций и толкование сновидений.

В рамках психоаналитической школы особо можно выделить точку зрения Джозефа Вайса, которая во многом дополняет и раскрывает позицию Фрейда. Дж. Вайс считает, что начиная с раннего детства, человек, по сути, всю жизнь старается понять реальность, чтобы адапти
роваться к ней. Ребёнок начинает адаптироваться буквально с рождения, просто на первых этапах он приспосабливается к той реальности, с которой сталкивается изначально, а именно, к семье. Сразу после рождения ребенку необходим уход. Добиваясь заботы и ухода за собой, ребёнок делает всё возможное, чтобы привлечь внимание. Часто это внимание привлекается за счёт дезадаптивного поведения, и если складывается убеждение, что только в этом случае родитель проявит внимание и заботу, то подобное поведение может закрепиться и проявляться в дальнейшем, в том числе и на других возрастных этапах. Таким образом, именно та система убеждений, которая складывается в детстве, и становится стереотипной системой, которая и обеспечивает процесс адаптации во взрослой жизни. Деструктивные формы приспособления, сложившиеся на ранних этапах, будут проявляться в форме дезадаптивного поведения.
Когнитивная психология также не осталась в стороне от проблем адаптации. В частности, можно рассмотреть взгляды Жана Пиаже (1896-1980) на эту проблему.
Пиаже рассматривал проблему адаптации через интеллектуальные процессы, он описывал два основных механизма, способствующих приспособлению человека к условиям окружающей среды, - ассимиляция и аккомодация. Ассимиляция - это совокупность интеллектуальных действий индивида, направленных на включение факторов окружающей среды в уже сложившиеся у него когнитивные структуры. Аккомодация - это процесс воздействия среды на субъект, когда он направляет собственную активность на изменение уже сформировавшихся когнитивных структур, изменяет действия и представления в соответствии с новыми обстоятельствами. Ж. Пиаже, таким образом, определяет адаптацию как равное соотношение этих двух интеллектуальных процессов.
Необходимо отметить, что на связь интеллекта и адаптации указывало множество авторов как в зарубежной, так и в отечественной психологии, среди них Л.Л. Терстоун (L.L. Thurstone, 1935), Б.М. Величковский (Величковский Б.М., 2006), А.А. Налчаджян (Нал- чаджян А.А., 2010), М.А. Холодная (Холодная М.А., 2004).
Более того, в ряде трактовок в понятии «интеллект», существуют такие, которые напрямую указывают на то, что интеллект - это процесс, обеспечивающий адаптацию. Так Л.Ф. Бурлачук приводит следующее определение: «Интеллект - это то, что обеспечивает эффективность адаптации, поведения в сложной среде» (Бурлачук Л.Ф., 1989).

Жан Пиаже (1896-1980)
Биологией и естественными науками Пиаже интересовался с детства и даже опубликовал несколько статей по моллюскам. Прежде чем стать психологом, Жан Пиаже получил образование в сфере естественных наук и философии. Степень доктора философии Жан Пиаже получил в Невшательском университете в 1918 г., после чего занялся постдокторантурой в Цюрихском университете с 1918 по 1919 год.
После окончания учёбы он переехал во Францию, где устроился работать в школу для мальчиков на улице Гранд-о-Велль. Директором в школе был Альфред Бине - создатель теста IQ. Именно при обработке тестов на интеллект Бине обнаружил, что когнитивные процессы детей отличаются от когнитивных процессов взрослых, что и подтолкнуло его к созданию своей теории.
В 1921 г. Пиаже вернулся в Швейцарию. Ж. Пиаже выделял четыре стадии когнитивных процессов у детей, которые он выделил благодаря годам исследований, а также благодаря изучению когнитивного развития собственных детей.
Жан Пиаже опубликовал несколько важных работ и книг по психологии, в том числе по психологии когнитивного развития.
До самой своей смерти Жан Пиаже вёл активный образ жизни. С 1971 по 1980 год был почётным профессором Женевского университета.

Довольно подробно проблема адаптации рассматривалась в бихевиоризме и необихевиоризме, в которых были введены новые понятия, относящиеся к теории адаптации. Так Э. Толмен ввёл понятие «приспособительный акт», который обеспечивается не только наличной ситуацией, но и некоторым предвосхищением результата.


Эдвард Чейс Толмен (1886-1959)
В 1911 г. получил степень бакалавра физико-математических наук в Массачусетском технологическом институте.
Заинтересовался психологией, переехал в Гарвард и здесь, в Гарвардском университете, получил сначала степень магистра (1912), а в 1915 г. докторскую степень по психологии и философии. В 1915-1918 гг. преподавал в Северо-Западном университете (Иллинойс). С 1918 г. он перешел в Калифорнийский университет (Беркли), где оставался до своей отставки в 1954 г.
Психологическая система Толмена основывается на признании совместимости бихевиоризма с гештальтпсихологией, глубинной психологией и другими направлениями. Утверждал, что психология должна быть бихевиористской, но бихевиоризм Уотсона считал ограниченным.
Важное место в системе Толмена занимает проблема научения, разрабатываемая им экспериментально на животных.
Работы Толмена получили широкое распространение и вызвали большой интерес (и не только американской психологии). В 1957 г. они были отмечены специальной премией Американской психологической ассоциации.


Другой биохевиорист К. Халл предложил рассматривать поведение субъекта как саморегулирующийся механизм. В рамках данного подхода выделяется два способа эффективной адаптации: 1) простые поведенческие решения в кратковременных, простых ситуациях; 2) самостоятельное формирование системы приспособительных поведенческих актов в достаточно сложных ситуациях.

Кларк Халл (1884-1952)
С самого раннего детства Халл очень часто болел. В возрасте 24 лет он заболел полиомиелитом и с тех пор остался частично парализован; болезнь вынудила его носить железные скобы и ходить с тростью. Изначально он планировал учиться на инженера, но проблемы со здоровьем заставили его пересмотреть свои интересы - так будущий учёный и заинтересовался психологией. Помимо болезней, его образованию мешали финансовые трудности; за время обучения он делал несколько перерывов, но, в конце концов, получил степени бакалавра и магистра в Университете штата Мичиган. А при Висконсинском университете в Мадисоне в 1918 г. он закончил докторантуру.
После получения докторской степени Халл остался в Висконсинском университете преподавателем. В то время он начал изучать способы измерения и прогнозирования способностей.
В 1929 г. он получил место в Йельском университете, где проработал всё оставшееся время. Он стал одним из первых эмпирически изучать гипноз. Кроме того, он начал работу над теорией, которая позже получит название теории снижения побуждения.

Альберт Бандура, которого часто относят к необихевиоральному течению в психологии, объясняет адаптивное поведение исходя из понятия «самоэффективность». Для формирования же самоэффективности А. Бандура выделяет четыре источника поведенческого и когнитивного плана: конкретный успех в решении той или иной задачи, наблюдение за адекватным поведением других людей, вербальнологическое воздействие на рациональную сферу со стороны других, воспринимаемое эмоциональное возбуждение.

Альберт Бандура (1925 г.р.)
Младший из шестерых детей и единственный сын в семье мелких канадских фермеров. Возможности получения образования в крохотной деревушке были более чем скромными, однако мальчик не ограничивался одним школьным курсом, а активно занимался самообразованием. Следуя наставлениям отца, Альберт поступает в Университет Британской Колумбии. Именно здесь он внезапно открывает для себя академическую психологию.
Уже в университете Бандура отклоняется от традиционной теории бихевиоризма, господствовавшей в умах того времени. Основываясь на практических экспериментах, Бандура предложил «Теорию социального научения». Не ограничиваясь лишь представлением теории, Бандура даёт внятное объяснение собственным взглядам на познание мира человеком в контексте социального научения. И, в конечном итоге, подводит теорию социального научения к формулировке социальной когнитивной теории.
Теория самоэффективности, также предложенная Бандурой, не только продвинула вперёд изучение фобий, но и нашла применение при терапии пострадавших от стихийных бедствий и страдающих посттравматическими стрессовыми расстройствами.

Довольно много исследований проводилось в области изучения поведения в стрессогенных ситуациях. В частности, к интересным результатам пришли Г. Холмс и М. Масуда. Они предположили, что при возникновении стрессогенного жизненного события у индивида происходит запуск некоторого адаптивного, преодолевающего трудности поведенческого стереотипа. Р. Йеркс и Дж. Додсон в результате психофизиологического изучения профессионального стресса в 1908 г. пришли к выводу, что при активации нервной системы до определенного критического уровня эффективность деятельности повышается, но если в последующем стресс-фактор не снизится, то снизятся показатели деятельности.
Ганс Айзенк определял адаптацию двояко, во-первых, как состояние, в котором потребности индивида, с одной стороны, и требования среды - с другой, полностью удовлетворены, т. е. как состояние гармонии между индивидом и природной или социальной средой. Во- вторых, адаптация - процесс, посредством которого это гармоничное состояние достигается. Адаптация как процесс принимает форму изменения среды и изменений в организме, но эти изменения в первую очередь рассматривались как биологические, а не психологические.

Ганс Юрген Айзенк (1916-1997)
Сын актёров немого кино, в молодости Айзенк увлекался астрологией. Вскоре после прихода к власти нацистов эмигрировал в Англию. Планировал поступить на физический факультет, однако требования к поступающим там оказались иными, чем в Германии, и в результате он выбрал психологию. Образование получил в Лондонском университете (доктор философии и социологии).
Ряд исследований Айзенка были восприняты как «шокирующие», в частности, он исследовал психологические различия между представителями различных рас. Свои исследования базовых признаков личности Айзенк начал с анализа результатов психиатрического обследования контингента солдат, - групп здоровых и признанных
невротиками. В результате исследований с применением факторного анализа Айзенк сформулировал «трёхфакторную теорию личности». Наследие ученого насчитывает 45 книг и более 600 статей. Основал и был редактором журналов «Исследование поведения и терапия» и «Личность и индивидуальные различия». Основу концепции Айзенка составляли такие факторы личности, как экстраверсия - интроверсия и невротизм - стабильность. Спустя некоторое время в теории появился третий тип измерения личности (психотизм - сила суперэго).
Опираясь на разработанные психологом модели поведенческих реакций, был предложен метод коррекции личности - аверсивная психотерапия (или терапия отвращением).

Рассматривая историю развития понятия «адаптация», нельзя пройти мимо понимания адаптации в гуманистическом направлении психологии. Представитель гуманистической психологии Карл Роджерс рассматривал адаптацию как некое состояние гармонии между установками «Я» и непосредственным опытом человека, соответственно дезадаптация воспринималась автором как внутренний диссонанс между этими компонентами.

Карл Рэнсом Роджерс (1902-1987)
В семье Роджерсов было шестеро детей, Карл был четвёртым ребёнком. Отец был ярым протестантом, что сказалось на воспитании детей.
Роджерс учился в семинарии, но на втором году перешел в Учительский колледж Колумбийского университета. В 1928 г получил степень магистра, а позже и степень доктора клинической психологии. Сначала он увлекался проблемами детской психологии, писал книги, но потом заинтересовался психотерапией.
Роджерс внёс большой вклад в создание недирективной психотерапии. Разработал теорию личности. Данная теория создана в рамках гуманистической теории и обладает всеми её характерными признаками. Основополагающей мыслью является концепция о том, что каждый человек стремится реализовать себя и раскрыть свои потенциальные возможности. «Я-концепция» предполагает восприятие человеком себя сквозь призму отношений и взаимодействий с миром.



Таким образом, в рамках западной психологии, в особенности в первой половине XX века, прослеживается определение феномена адаптации через то явление, которое рассматривалось в той или иной школе как предмет психологии. То есть можно сделать вывод, что в западной психологии адаптация была признана психологами разных школ, но не получила единого общепризнанного определения.

2.3. История становления понятия «адаптация» в отечественной психологии

Отечественная психология, пожалуй, всегда шла несколько иным путем по сравнению с западной. Проблема адаптации исключением не стала. Во многом специфика понимания адаптации в отечественной психологии связана с рассмотрением психологических явлений через призму культурно-исторической парадигмы и то, что множество знаний в отечественную психологию внесли отечественные физиологи.
Изучение адаптации в отечественной психологии, в основном, осуществлялось уже в XX в.
Вначале обратимся к мнению классиков на проблему адаптации.
По мнению И.П. Павлова: «Вся жизнь есть осуществление одной цели, именно, охранения самой жизни. Этот общий инстинкт, или инстинкт жизни состоит из массы отдельных рефлексов». Необходимо отметить, что И.М. Сеченов и И.П. Павлов представляли адаптацию, приспособление как функцию нервной системы, органов чувств и тела в целом.
Автор культурно-исторической концепции Л.С. Выготский затрагивал вопросы адаптации к культуре, к обществу в ходе развития. Более того, рассматривая две основных формы приспособления через органическое, психофизиологическое и культурное развитие, Лев Семенович считал, что второе «есть главная сфера, где возможна компенсация».

Иван Петрович Павлов (1849-1936)
Иван Петрович родился в Рязани в семье священника, обучение грамоте началось, когда ему было восемь лет, но в школу Иван пошел только через три года, причиной такого опоздания стала полученная травма. После выздоровления, Иван стал учеником духовной семинарии. Он отлично учился, вскоре увлекся естествознанием. Огромное влияние на юношу оказала работа И. М. Сеченова, «Рефлексы головного мозга». В 1870 г. Иван Петрович перебрался в Санкт-Петербург и стал студентом физико-математического факультета. Как и в гимназии, он отлично учился и получал императорскую стипендию. По мере обучения Павлов все больше увлекался физиологией. В 1875 г. Павлов с отличием окончил институт.
Павлову принадлежит идея введения в практику хронического эксперимента, при помощи которого у исследователя есть возможность изучения деятельности здорового организма. Разработав метод условных рефлексов, Иван Петрович установил, что происходящие в мозговой коре физиологические процессы находятся в основе психической деятельности. Исследования Павловым физиологии ВНД оказали огромное влияние как на медицину и физиологию, так и на психологию и педагогику. Лауреатом Нобелевской премии Иван Петрович Павлов стал в 1904 г.

 

Лев Семенович Выготский (1896-1934)
Родители Льва были образованными и обеспеченными людьми. В семье Лев был вторым из восьми детей. Лев Выготский учился дома, но позже с успехом сдал экстерном экзамен за пятый и пошел в 6-й класс еврейской мужской гимназии, где и получил среднее образование. В 1913 г. он с успехом выдерживает вступительные экзамены в Московский университет на медицинский факультет, но вскоре переводится на юридический. В 1917 г. он решает оставить юриспруденцию и переводится на историко-филологический факультет университета им. Шанявского, который и оканчивает через год. После Лев Семенович начинает работать в школе, этот педагогический опыт стал основанием для его первых научных исследований. Первые работы Выготского связаны с проблемами обучения аномальных детей, эти исследования не только положили начало становлению дефектологии, но и стали серьезным вкладом в исследование высших психических функций и психических закономерностей. Особое место в психологической концепции Выготского занимает культурно-историческая концепция развития психики. Человек, по мнению психолога, существо социальное, и вне общества многие психические функции не могут формироваться. Лев Семенович за свою очень короткую научную жизнь смог внести огромный вклад в развитие нескольких наук. Его работы стали, в числе прочих исследований, толчком к формированию психоневрологии, психолингвистики, когнитивной психологии, большой вклад был внесен в психологию, педагогику, дефектологию. Его культурно-историческая концепция развития психики лежит в основании целой научной школы в психологии, а идеи ученого продолжают развиваться и в XXI в.

С. Л. Рубинштейн рассматривал вхождение человека в общество через призму деятельности и общения, через становление, формирование личности. Он говорил: «В отличие от других живых существ человечество имеет историю, а не просто повторяющиеся циклы развития, потому что деятельность людей, изменяя действительность, объективируется в продуктах материальной и духовной культуры, которые передаются от поколения к поколению (Рубинштейн С.Л., 2008).
В отечественной психологии присутствуют идеи созвучные идеям К. Бернара и У. Кэннона о понимании адаптации через гомеостаз, стремление организма к равновесию. Так К.К. Платонов определяет адаптацию как «пластичное приспособление внутренних изменений к изменениям внешним», а Р.М. Баевский указывает, что процессы адаптации направлены на поддержание равновесия внутри организма и между организмом и средой и связаны как с самосохранением функционального уровня саморегулирующейся системы, так и с выбором функциональной стратегии достижения цели.

Сергей Леонидович Рубинштейн (1889-1960)
Родился в Одессе, в семье интеллигентной и высококультурной, не чуждой свободомыслия. Окончив в 1909 г. с золотой медалью элитную гимназию, отправился на учебу за границу, в Германию. В докторской диссертации, защищенной накануне Первой мировой войны в Марбурге и опубликованной на немецком языке в 1914 г., был заложен основной принцип его дальнейших научных изысканий - использование философских методов в конкретных общественных науках, в том числе психолого-педагогических. На основании его работ утвердился принцип единства сознания и деятельности, ставший ведущим для нового периода в развитии отечественной психологии. Понимая необходимость подготовки молодого поколения психологов, Рубинштейн в 1935 г. опубликовал психологический труд, обобщивший состояние мировой и отечественной психологической науки на рубеже 1920-1930-х гг.
Первый в то время общий курс психологии был составлен им не в виде академической монографии, а как учебное пособие («Основы психологии»). Этот новаторский учебник оказал существенное влияние на характер изучения малопопулярной в те годы дисциплины. Именно Рубинштейну принадлежит инициатива преподавания ее не только в педагогических учебных заведениях, но и в университетах.
В 1942 г. беспартийный Рубинштейн был назначен директором Московского института психологии - головного научного учреждения страны в данной отрасли. Одновременно он возглавил кафедру психологии в МГУ. В 1943 г. Рубинштейн был избран членом- корреспондентом Академии наук СССР, чего до того ни один психолог не удостаивался.

Много исследований проводилось учеными в рамках психофизиологии, на стыке психологических и физиологических научных знаний.

Всеволод Иванович Медведев (1924-2008)
Родился в Витебске. В 1947 г. окончил Военно-медицинскую академию и был оставлен адъюнктом при кафедре физиологии, и, по сути, всю свою дальнейшую профессиональную деятельность связал с Военно-медицинской академией. Был начальником Научноисследовательской лаборатории физиологии военного труда, заместителем начальника Научно-исследовательской лаборатории обитаемости. Исследовал функциональные состояния человека, обусловленные стрессовыми условиями.
Разработал теорию адаптации, которую отличает системный междисциплинарный характер. Её основу составляет описание механизмов взаимодействия физиологических систем организма и психики человека.

В.И. Медведев предложил принципиально новое понимание адаптации человека, в свою теорию адаптации автор включает описание механизмов взаимодействия физиологических систем организма и психики человека. По определению В.И. Медведева, адаптация рассматривается как «системная реакция организма, обеспечивающая возможность всех видов социальной деятельности и жизнедеятельности» (Медведев В. И., 1984).
А по мнению В. В. Виноградова, адаптация - это «совокупность реакций живой системы, поддерживающих ее функциональную устойчивость при изменении условий окружающей среды» (Виноградов В. В., 1989).
Согласно Ф.Б. Березину, психическую адаптацию можно определить как процесс установления оптимального соответствия личности и окружающей среды в ходе осуществления свойственной человеку деятельности, который позволяет индивидууму удовлетворять актуальные потребности и реализовывать связанные с ними значимые цели (при сохранении психического и физического здоровья), обеспечивая в то же время соответствие психической деятельности человека и его поведения требованиям среды. Тем самым Феликс Борисович подчеркивает, что адаптация - это всегда равновесие, например, биологическую и физиологическую адаптацию можно объяснить через гомеостаз (равновесие внутренней среды), но и если говорить о психической адаптации, то это опять же равновесие, но уже личности, психической деятельности человека и требований окружающей среды.

Феликс Борисович Березин (1929-2015)
Родился в семье революционеров. Родители Березина сразу после революции быстро поднимались по партийной линии, в 1935 г. отец Березина стал руководителем отдела политической экономии Украинской ассоциации марксо-ленинских институтов, но в 1937 г. Бориса Березина арестовали и приговорили к расстрелу. Во время войны семья была вынуждена с Украины перебраться в Казахстан. Весной 1943 г. в районе, где жил Березин, началась страшная эпидемия, начали прибывать специалисты. Во время этой эпидемии Феликс Борисович приходил в стационар, общался с докторами, и они начали обучать мальчика работе, которую обычно выполняли медсестры. Ф.Б. Березин говорил, что с 10 лет решил стать врачом. В 1946 г. он стал студентом медицинского института, а в конце третьего курса, придя на заседание психиатрической секции научного студенческого общества, определился со своей специализацией.
Круг научных интересов Березина весьма широк - разработка проблемы психической и психофизиологической адаптации человека, эмоционального стресса, психосоматических соотношений, психодиагностики, психофармакологической коррекции нарушений психической адаптации. Ф. Б. Березиным с соавторами в 1960-е гг. был адаптирован тест MMPI, также он ввёл понятие быстрого и медленного эффекта психотропных средств, ввёл понятие явления тревожного ряда.



В.М. Воробьев к психической адаптации относит психическую регуляцию только в состоянии стресса, в проблемной психической ситуации. Для определения ситуации как стрессовой можно использовать следующие признаки:
1) наличие потребности в разрешении глобального конфликта;
2) принципиальную неразрешимость глобального конфликта привычными средствами;
3) связанную с этим высокую степень психической напряженности.
Отечественными психологами и физиологами были предприняты
попытки выделить виды и типы адаптации.
Так физиолог Ф.З. Меерсон предложил рассматривать срочную, несовершенную адаптацию и долговременную, более совершенную. Причем срочную и долговременную адаптацию можно рассматривать и как этапы, и как виды адаптации (Ф.З. Меерсон, 1993).

Феликс Залманович Меерсон (1926-2010)
Ф.З. Меерсон в течение длительного времени (1963-1993) руководил лабораторией патофизиологии сердца в НИИ общей патологии и патологической физиологии АМН СССР. Автор учения об адаптации. Меерсон - физиолог, патофизиолог и кардиолог и его вклад в медицину сложно переоценить.
Феликс Залманович отличался широким кругозором, что позволяло ему успешно интегрировать достижения разных областей науки для достижения определенного результата. В результате исследований в кардиологии Меерсон создал учение о срочной и долговременной адаптации. В конечном итоге Ф. З. Меерсон основал новое направление в медицинской науке - «адаптационная медицина» - и возглавил Международное общество адаптационной медицины (ISAM).



А.А. Реан в своих работах указывает на то, что адаптация - это процесс и результат внутренних изменений, внешнего активного приспособления и самоизменения индивида к новым условиям существования. И уже, исходя из предложенного Артуром Александровичем определения, можно увидеть то, что автор рассматривает адаптацию двояко: с одной стороны, как процесс, а с другой - как результат. Более того, индивид в ходе адаптации активно изменяет среду и себя, в ходе этого приспособления формируются новообразования (психические качества). То есть адаптацию можно рассматривать и с третьей стороны как некое свойство. Кроме того, А.А. Реан рассматривает адаптацию с позиции активности человека, а точнее, вектора активности, выделяя несколько типов. Автор выделяет четыре вида адаптации: направленность вектора «наружу», т. е. активное влияние личности на среду; направленность вектора «внутрь», т. е. активное изменение личностью себя; если первые две стратегии не действенны, то личность идёт по пути активного поиска новой среды; наиболее же распространённым, по мнению Реана, является вероятностнокомбинированный тип, предполагающий выбор одного из трёх выше приведённых вариантов, в зависимости от ситуации.
А.А. Налчаджян говорит о двух основных видах адаптации: внешней (приспособление личности в целом, а также отдельных ее блоков к внешним условиям ее существования) и внутренней (направленная на разрешение внутренних конфликтов; процесс координирования какого- либо адаптивного механизма с теми, уже существующими адаптивными механизмами, с которыми он составляет комплекс). Причем эти два вида адаптации, по мнению автора, взаимосвязаны.
В 90-х гг. XX в. А. Г. Маклаков предложил понятие «личностный адаптационный потенциал», который понимается как интегральная характеристика, включающая устойчивую совокупность индивидуально-психологических и личностных свойств, обуславливающих эффективную адаптацию. Таким образом, в отечественной психологии закрепляется такое понимание адаптации, как свойство личности.
В целом, с одной стороны, адаптация рассматривалась с точки зрения культурно-исторической концепции, с позиций деятельностного подхода, т. е. рассматривались те аспекты адаптации, которые присущи только человеку. С другой же стороны, многие выводы были заимствованы психологией из физиологии и медицины, тем самым рассматривались общие закономерности адаптации. В XX в. в отечественной психологии были предложены несколько классификаций видов и типов адаптации, предложено понятие «личностный адаптационный потенциал».
На современном этапе можно сказать, что проблема адаптации становится практически всеобъемлющей. Многие науки изучают проблему адаптации. Это и психология, и физиология, и биология, и педагогика, и медицина и др.

Контрольные вопросы

1. Расскажите о взглядах философов древних цивилизаций на проблему адаптации.
2. Расскажите о развитии проблемы адаптации в Средние века.
3. Расскажите об основных взглядах на проблему адаптации в период Возрождения.
4. Расскажите о взглядах на проблему адаптации в XVII-XIX вв.
5. Что Вы знаете об изучении проблемы адаптации философами в XX в.?
6. В рамках каких психологических направлений изучалась адаптация на Западе?
7. Расскажите об изучении проблемы адаптации в отечественной психологии.

Рекомендуемая литература

1. Березин Ф.Б. Психическая и психофизиологическая адаптация человека. - Л., 1988.
2. Ильин В. В. История философии: учеб. для вузов. - СПб.: Питер, 2003.
3. Налчаджян А. А. Психологическая адаптация: механизмы и стратегии. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Эксмо, 2010.
4. Маклаков А. Г. Личностный адаптационный потенциал: его мобилизация и прогнозирование в экстремальных условиях // Психологический журнал. - 2001. - Т. 22. - №1. - С. 16-24.
5. Меерсон Ф.З. Адаптационная медицина: механизмы и защитные эффекты адаптации. - М.: Hypoxia Medical LTD, 1993.
6. Пиаже Ж. Психология интеллекта. - СПб.: Питер, 2004.
7. Реан А. А., Кудашев А.Р., Баранов А. А. Психология адаптации личности: учеб.-науч. издание. - СПб.: Медицинская пресса, 2002.
8. Ярошевский М.Г. История психологии. От античности до середины XX века: учеб. пособие для высш. учеб. заведений. - 2-е изд. - М.: Академия, 1997.

Источник: Сидорова А. А. Психология адаптации человека: учеб. пособие / А.А. Сидорова. - СПб.: ЛГУ им. А.С. Пушкина, 2019. - 112 с.

 

Поиск

Яндекс.Метрика
Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.