Механизмы и стадии адаптации
Лекции и практикум по психологии - Общая психология

3.1. Механизмы адаптации

К сожалению, до сих пор в науке нет единого мнения по поводу того, как протекает адаптация, хотя и можно найти общие точки соприкосновения в существующих концепциях.
Начиная с работ К. Бернара, адаптация рассматривается как совокупность динамических образований, как соотношение между неравновесными системами.
И, пожалуй, эта мысль об обеспечении адаптации путем взаимодействия нескольких систем присутствует в работе большинства ученых.
Ю.А. Александровский отмечает, что система психической адаптации динамична и всегда находится в развитии. Уровень развития адаптационных способностей человека, по Ю.А. Александровскому, формируется в течение жизни и определяется различными факторами: особенностями личности, объемом и характером приобретенных знаний, направленностью интересов, своеобразием эмоциональноволевых качеств, моральных установок.

Юрий Анатольевич Александровский (1936 г.р.)
Родился в Москве в семье известного советского психиатра и организатора психиатрической помощи профессора Анатолия Борисовича Александровского. И свою жизнь Юрий Анатольевич также связал с психиатрией.
Возглавлял созданную им лабораторию клинической психофармакологии в НИИ фармакологии АМН СССР, работал во Всесоюзном НИИ общей и судебной психиатрии им. В. П. Сербского, руководил проведением работ по оказанию психиатрической помощи пострадавшим в аварии на Чернобыльской АЭС.
Предложил теоретическое обоснование функционирования «индивидуального барьера психической адаптации». Разработал концепцию «социально-стрессовых расстройств», развивающихся под влиянием неблагоприятных макросоциальных факторов.

Также Ю.А. Александровский ввел понятие «барьер психической адаптации», определяя его как строго индивидуальное для каждого человека функционально-динамическое образование, базирующееся на двух основах: биологической и социальной. «Адаптационный барьер» - это, в первую очередь, система. Эта система динамична, в частности, при состоянии психической напряженности для восстановления полноценной деятельности адаптационного барьера задействуются все возможные резервы человека (рис. 2).

системная организация

Рис. 2. Представление о системной организации функционального обеспечения адаптированной психической деятельности по Ю.А. Александровскому

Цифрами обозначены сложившиеся в эволюции функционально-целостные подсистемы: 1 - социально-психологических контактов; 2 - поиска, восприятия и переработки информации; 3 - обеспечения бодрствования и сна; 4 - эмоционального реагирования; 5 - эндокринно-гуморальной регуляции; 6 - другие подсистемы. Внутри обозначенных подсистем условно изображены их ведущие звенья, активность которых в свою очередь основывается на деятельности менее значимых по своему функциональному значению звеньев низшего порядка; 7 - условный барьер психической адаптации.
Рассмотрим точку зрения Ю.А. Александровского более подробно.
Ведущее положение в иерархии звеньев психической адаптации занимают следующие подсистемы:
- обеспечивающие поиск, восприятие и переработку информации;
- эмоционального реагирования, создающего, в частности, «личностное» отношение к получаемой информации;
- социально-психологических контактов;
- регулирующие бодрствование и сон;
- осуществляющие эндокринно-гуморальную регуляцию;
- другие.
Каждая из указанных подсистем в свою очередь состоит из собственных звеньев, имеющих относительно самостоятельное значение в ее функциональной активности. Система адаптации динамична, она меняется в зависимости от состояния входящих в неё систем, причем стабильная адаптированная активность системы в целом изменяется в меньшей степени, чем активность составляющих ее подсистем.
Все указанные системы взаимосвязаны с адаптационным барьером и взаимодействуют друг с другом. Так, при состоянии психического напряжения происходит напряжение и адаптационного барьера, в своем реагировании он приближается к индивидуальной критической величине, при этом человек задействует все ресурсы и может осуществ
лять даже очень сложную деятельность. Но длительное или резко возникшее напряжение приводит к давлению на адаптационный барьер. Как правило, это приводит к перенапряжению адаптационного барьера, что проявляется признаками перенапряжения, переутомления у человека. Если же давление на барьер усиливается и дальше, и все его резервные возможности оказываются исчерпанными, то происходит надрыв адаптационного барьера, что приводит к сужению рамок адаптационной деятельности, к появлению новых форм приспособительных и защитных реакций, в таком состоянии у человека могут проявляться невротические расстройства.
П. К. Анохин предложил теорию функциональных систем. Эта теория получила широкое распространение и применение, в том числе и в объяснении процесса адаптации. В рамках концепции П.К. Анохина человек не рассматривается как изолированная от окружающего мира система, на человека постоянно воздействуют факторы внешней среды. Сам принцип функциональной системы заключается в том, что частные механизмы организма объединяются в целостную систему для осуществления приспособительного акта.

Петр Кузьмич Анохин (1898-1974)
Выходец из обычной рабочей семьи. Анохин был очень любознательным человеком, вскоре он увлекся биологией, в частности работой человеческого мозга. Во время Гражданской войны Петр Кузьмич проявляет свой писательский талант в качестве редактора главной газеты Донского округа, что привлекает внимание наркома просвещения А. В. Луначарского, с которым Анохин делится своим желанием учиться. Вскоре пришло письмо, в котором содержалась просьба направить Анохина на учебу к знаменитому ученому В.М. Бехтереву. Но вскоре Петр Кузьмич понимает, что его не так привлекает психиатрия, как физиология, и он в 1922 г. начинает работать в лаборатории И.П. Павлова. Вскоре Анохин переезжает в Нижний Новгород, где в 1932 г. был создан филиал Всесоюзного института экспериментальной медицины, директором которого и стал Анохин. В 1935 г. его переводят на работу во ВНИЭМ в Москву в качестве руководителя отделения нейрофизиологии, в котором он активно занимается экспериментальными исследованиями высшей нервной деятельности. Анохин предложил теорию функциональных систем, которая, по мнению ряда ученых, явилась закономерным результатом развития теории Павлова.

Согласно этой теории, можно выделить два типа функциональных систем. Системы первого типа обеспечивают гомеостаз за счет внутренних ресурсов организма, а системы второго типа поддерживают постоянство внутренней среды за счет регуляции поведения.
Функциональная система имеет сложную структуру, к тому же она динамична, т. е. постоянно изменяется (рис. 3).

синтез

Рис. 3. Функциональная система по П.К. Анохину
Воздействие внешних факторов, составляющих конкретную обстановку, на фоне которой и разворачивается приспособительная деятельность, было названо Анохиным обстановочной афферентацией. Непосредственный же стимул, который и приводит к поведенческим изменениям, был назван пусковой афферентацией. Также приспособительная деятельность во многом обуславливается доминирующей мотивацией и памятью. Эти явления можно объединить в первую стадию, которая была названа афферентным синтезом. Афферентный синтез обеспечивает постановку цели, достижению которой и будет посвящена вся дальнейшая деятельность функциональной системы.
Следующей стадией можно назвать принятие решения, что направляет деятельность функциональной системы. Она была названа стадией эфферентного синтеза, в рамках которой формируется конкретная программа поведенческого акта, будущего действия. В центральной нервной системе ожидаемый итог действий представлен в виде некой модели, названной Анохиным акцептором результата действия - это цель, на которую направлено действие.
Следующей стадией становится непосредственное исполнение действия, зачастую при этом участвуют волевые акты. Вместе с тем при выполнении программы происходит пополнение системы новой информацией. Информация же о ходе выполнения действия выполняет функции обратной связи, т. е. в качестве одной из стадий была выделена оценка результата (обратная афферентация), что позволяет корректировать функционирование системы.
П.К. Анохин считал, что сформированные для решения определенной задачи системы в случае недостаточности результата могут реорганизоваться для выполнения своей функции. То есть механизмы адаптации, по мнению автора, могут объясняться на уровне функциональных систем организма, подстройки этих систем под изменяющиеся внешние условия.
A. А. Налчаджян считал, что в сложных проблемных ситуациях адаптивные процессы личности протекают с участием не отдельных, изолированно действующих механизмов, а их комплексов. Эти адаптивные комплексы, вновь и вновь актуализируясь в сходных социальных ситуациях и функционируя, закрепляются в структуре личности, становясь подструктурами ее характера.
Выделяют три основных разновидности данных комплексов:
1) незащитные адаптивные комплексы, используемые в нефруст- рирующих проблемных ситуациях (например, в таких, которые специально вызываются самой личностью);
2) защитные адаптивные комплексы, являющиеся устойчивыми сочетаниями только защитных механизмов;
3) смешанные адаптивные комплексы, состоящие из защитных и незащитных адаптивных механизмов.
Ф.Б. Березин рассматривал механизмы адаптации в связи с тревогой. Тревога - сигнал опасности, которая еще не реализована. Тревога, по интенсивности и длительности неадекватная ситуация, препятствует формированию адаптивного поведения, приводит к нарушению поведения. Ф.Б. Березин представлял тревожный ряд в порядке нарастающей тяжести: ощущение внутренней напряженности - гипе- рестезические реакции - собственно тревога - страх - ощущение неотвратимости надвигающейся катастрофы - тревожно-боязливое возбуждение. То есть, по мнению Березина, тревога лежит в основе любых (адаптивных и неадаптивных) изменений психического состояния и поведения, обусловленных психическим стрессом.
B. А. Петровский пытался систематизировать и обобщить существующие взгляды на механизмы адаптации и выделил три принципа адаптивности: гомеостатический (возвращение организма в состояние равновесия), гедонистический (любое поведение направлено на максимизацию удовлетворения и минимизацию страдания), прагматический (любое оптимальное поведение направлено на максимизацию пользы, достижение эффекта при минимальных затратах).

3.2. Стадии процесса адаптации

Вопрос стадий адаптации тесно связан с механизмами, ее обеспечивающими. Разделив процесс адаптации на стадии, можно более подробно рассмотреть механизмы, данный процесс обеспечивающие. Но зачастую сложно отделить механизмы от стадий, на которых они проявляются.
Одним из первых, кто начал разрабатывать эту проблему стадий стресса, в свою очередь, стадий адаптации, был Г. Селье.
Ганс Селье (1907-1982)
Родился в Вене в семье хирурга. С детства свободно говорил на четырёх языках. Учился на медицинском факультете Немецкого университета в Праге, в Парижском и Римском университетах.
В предчувствии надвигающихся политических потрясений эмигрировал в Америку, а с 1932 г. - в Канаду.
На основе своих исследований выдвинул теорию стресса. А 4 июля 1936 г. в журнале Nature («Природа») Селье опубликовал короткое сообщение, посвященное адаптационному синдрому. Так термин «стресс» вошел в научный обиход.
В 1950 г. Селье отказался от прежнего поста и основал в Монреале собственный Институт стресса, которым руководил до конца жизни.
Он говорил о стадиях адаптации как о стадиях адаптационного синдрома.
Были выделены следующие стадии (рис. 4).

адаптационный синдром

Рис. 4. Стадии адаптационного синдрома

1. Реакция тревоги, которая характеризуется тем, что организм, подвергаясь стрессу, меняет свои характеристики, первоначально уровень сопротивления организма немного уменьшается, но затем происходит повышение показателей.
2. Фаза сопротивления (резистентности), в рамках которой действие стрессора совместимо с возможностями адаптации, организм сопротивляется ему, и соответственно, уровень сопротивления поднимается значительно выше обычного.
3. Фаза истощения возникает после длительного воздействия стрессора, постепенно истощаются запасы адаптационной энергии, что может привести к смерти.

Ф.З. Меерсон в своих работах выделял генетипическую и фенотипическую адаптацию (рис. 5). Генетипическая, по его мнению, основана на наследственной изменчивости, формируется в ходе естественного отбора, а фенотипическая адаптация развивается в ходе индивидуальной жизни. Это процесс, в результате которого организм приобретает отсутствующую ранее устойчивость к определённому фактору внешней среды.
В рамках фенотипической адаптации выделяют этапы: срочный и долговременный. Срочный этап возникает непосредственно после начала действия раздражителя, осуществляется на основе готовых физиологических механизмов. Долговременный этап развивается на основе многократной реализации срочной адаптации в итоге накопления изменений, которые делают организм адаптированным. Стоит отметить, что, по мнению Ф.З. Меерсона, длительная активация структур организма приводит к формированию структурных изменений, т. е. переход от срочной к долговременной адаптации осуществляется на химическом уровне, что делает долговременный этап наиболее совершенным, причём адаптированная система отличается экономичностью, меньшими энергозатратами в ходе функционирования.

меерсон

Рис. 5. Виды адаптации по Ф.З. Меерсону

Два рассматриваемых здесь этапа принципиально отличаются. Срочная адаптация реализуется на основе готовых, ранее сформированных биологических механизмов, зачастую, полученный результат непостоянен, но тем не менее, задействуется много энергии ресурсов. Эта стадия характеризуется тем, что деятельность протекает на пределе физиологических возможностей при полной мобилизации функционального резерва, происходит развитие стресс-реакции, также наблюдаются повреждения организма. Для перехода срочной адаптации в долговременную внутри возникшей функциональной системы должен реализоваться процесс, обеспечивающий фиксацию сложившихся адаптационных систем и увеличение их мощности до уровня, диктуемого средой. Долговременная адаптация развивается на основе многократной реализации срочной адаптации, к тому же в связи с упрочнением временных связей лишние движения и ошибки исчезают, происходит экономия ресурсов.
Ф.З. Меерсон считал, что этапы адаптации проходят следующим образом:
1. Срочная адаптация характеризуется мобилизацией адаптационных механизмов. В основе этой стадии лежит гиперфункция системы, ответственной за приспособление к данному фактору, стрессреакция, нарушение функций, обусловленное имеющимися сдвигами гомеостаза.
2. Переход срочной адаптации в долговременную. На данном этапе увеличивается мощность доминирующей адаптационной системы и снижение стресс реакции.
3. Этап сформировавшейся долговременной адаптации, характеризуется наличием структурного следа, отсутствием стресс-реакции и совершенным приспособлением организма к определенному фактору. При чем, если адаптация такого рода будет длительна, это приведет к выраженному преобладанию одной системы, за счет снижения структурных резервов других.
4. Стадия истощения, не являясь обязательной, развивается при чрезмерно напряженной адаптации, характеризуется изнашиванием систем.
Таким образом, процесс адаптации осуществляется за счет системной работы нескольких подсистем, которые образуют некоторые комплексы.
Необходимо подчеркнуть взаимосвязь механизмов адаптации со стресс-реакциями, в том числе и на уровне физиологических основ процесса. Об этом говорил еще автор «адаптационного синдрома» Г. Селье.
Меерсон рассматривал стресс-реакцию как своеобразный спусковой механизм адаптации, который играет огромную роль в формировании долговременного этапа. Прежде всего, эта функция заключается в формировании структурного следа, так как активация генетического аппарата определяется действием медиаторов и гормонов на рецепторы клетки, а это действие, в свою очередь детерминируется стрессреакцией. Автор считал, что повторение кратковременных неповреждающих стрессорных ситуаций повышает резистентность организма к тяжёлым стрессорным воздействиям и предупреждает стрессорные повреждения. Таким образом, адаптация к стресс-ситуациям приводит к угасанию стресс-реакции. В ходе адаптации уменьшается стресс, увеличивается физиологический резерв. То есть, по мнению Ф.З. Меерсона, несмотря на увеличивающуюся мощность стресс- реализующих систем, их реакция в ответ на стрессорное воздействие не реализуется, либо оказывается существенно ограниченной.
Сходной точки зрения придерживается Александровский. Он считает, что именно под влиянием усиленных нагрузок постепенно формируются более расширенные возможности индивидуального барьера психической адаптации. То есть, можно допустить, что функциональные возможности психической деятельности человека расширяются именно за счет экстремальных воздействий и эмоционального напряжения, которое возникает в результате этих воздействий.
Примечательна динамика адаптации. В ходе адаптации происходит обязательная мобилизация резервов, изначально процесс крайне энергозатратен, проходит через гиперфункции систем, ответственных за адаптацию к конкретному фактору. Можно выделить несколько этапов адаптации, причем, зачастую, переход одной стадии к другой проходит через максимальное напряжение систем. Вместе с тем, процесс адаптации носит волнообразный характер, с одной стороны, наблюдается стремление к равновесию, но, в то же время, именно благодаря сохранению некоторой рассогласованности организм всегда готов к запуску механизмов, ответственных за адаптацию.

Контрольные вопросы

1. Что такое «адаптационный барьер»?
2. Расскажите о теории функциональных систем П.К. Анохина.
3. Роль тревоги в процессе адаптации.
4. Расскажите о стадиях адаптационного синдрома.
5. Что такое фенотипическая и генотипическая адаптация?
6. Расскажите об этапах перехода от срочной к долговременной адаптации.
7. Расскажите о взаимосвязи стресса и адаптации.

Рекомендуемая литература

1. Александровский Ю.А. Пограничные психические расстройства: учеб. пособие. - М.: Медицина, 2000.
2. Анохин П.К. Принципы системной организации функций. - М.: Наука, 1973.
3. Березин Ф.Б. Психическая и психофизиологическая адаптация человека. - Л., 1988.
4. Налчаджян А. А. Психологическая адаптация: механизмы и стратегии. - М.: Эксмо, 2010.
5. Меерсон Ф.З. Физиология адаптационных процессов. - М.: Наука, 1986.
6. Селье Г. Очерки об адаптационном синдроме. - М.: Медгиз, 1960.

Источник: Сидорова А. А. Психология адаптации человека: учеб. пособие / А.А. Сидорова. - СПб.: ЛГУ им. А.С. Пушкина, 2019. - 112 с.

 

Поиск

Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.