Лекция «Деятельность»
Лекции и практикум по психологии - Общая психология

1. Понятие психической деятельности.
2. Строение человеческой деятельности, ее внутренняя и внешняя компоненты.
3. Виды и развитие человеческой деятельности.

В начале прошлого века в 1910 году вышла работа Дж. Уотсона «Психология поведения». Основные идеи автора заключаются в том, что психология должна изучать не внутренний мир человека, а поведение, которое возникает в ответ на определенный стимул. (Основная формула R.) Данное направление получило название - бихевиоризм (от английского слова «поведение».)
Существует множество техник изучения поведения. Например, техника адверсивного подкрепления. (Если человека, обладающего определенными благами, лишить на какое-то время этих благ, а потом их возвращать, то человек испытывает благодарность к тому, кто это делает.) Вообще, бихевиоризм как технология может очень сильно манипулировать людьми.
В 20-30 годы это направление интенсивно развивалось. Видный специалист Иван Петрович Павлов открыл понятие «условного рефлекса».
Как уже усвоено, психика идеальна, поэтому что интроспекционизм, что бихевиоризм, являются в психологии крайностями в изучении психики. (Что здесь объективнее?)

Понятие психической деятельности

Рассматривая уже вопросы об активности человека, о деятельном и субъектном отношении к внешней реальности можно говорить о деятельности человека. Для психологии важна не абстрактная категория деятельности, которую рассматривает философия, не общественная сущность деятельности, которая интересна социальным наукам, а именно психическая сторона деятельности. Имеется в виду деятельность отдельной личности или группы людей, в тот момент, когда становятся важны механизмы взаимодействия, общие цели деятельности. Психология отмечает, что в деятельности формируется, развивается, проявляется так или иначе вся система процессов, состояний, свойств индивида, которые принято обозначать как психические.
Рассмотрим основные моменты, позволяющие отличать простые виды активности от деятельности. (Назовите несколько отличий деятельности от активности.) Активность человека, животных чаще всего похожа на инстинктивное поведение. Часто употребляют такие слова «бесцельная деятельность». Именно наличие цели первоначально отличает деятельность человека от активности любого другого существа. Другой очень важной характеристикой деятельности является ее предметность. Что имеется в виду? Дело в том, что деятельность имеет свой предмет, т. е. то, с чем она непосредственно связана. (У познавательной деятельности предметом является любая информация, у мыслительной деятельности предметом будут конкретные операции обобщения, структурирования и др.) Следующей важной характеристикой деятельности является ее осознанность. Осознав то, что человеку необходимо в данный момент, какие есть средства достижения этого, как сделать это, человек уже совершает деятельность. Если происходит элементарное реагирование на стимулы из среды без осознания необходимости для себя чего-то, то это активность человека. Важно отметить, что деятельность еще отличается своей этапностью, т. е. протеканием по этапам, которые рассмотрим позже. Еще одной характеристикой следует отметить плановость деятельности, именно составление программы своих действий в уме, привлекая другие средства, доступные человеку, осуществление в соответствии с этим порядком деятельности, позволяет достигать человеку определенной цели. Проявление всех этих особенностей в деятельности человека позволяет ему не только удовлетворять сиюминутно возникающие потребности, но и достигать поставленных целей, стремиться к чему-то.
(Особенности деятельности:
Целенаправленность,
Предметность,
Осознанность,
Этапность,
Плановость.)
Рассмотрев отличия деятельности от активности, определим, чем же отличается деятельность от поведения человека.
Деятельность всегда целенаправленна, а поведение может быть не целенаправленным. Деятельность всегда осознанна, а поведение может быть не осознаваемым. Деятельность - активна, а поведение может быть пассивным. Деятельность планомерна и организована, а поведение очень часто спонтанно и хаотично.
Основные три значения поведения человека - это:
1. в философском смысле - это активность или изменение любой системы (даже движение атомов внутри и снаружи);
2. позиция бихевиоризма R;
3. социальное поведение, самое узкое понимание, только социально значимое поведение (эстетика, культура и пр.).

Основные характеристики деятельности упорядочены в таблице.

 

Внутренняя

Внешняя

Осознанная

Деятельность

Деятельность
Поведение

неосознанная

Внутренняя              активность
(функции, процессы)

поведение

Подведем итог всему сказанному и дадим определение психической деятельности.
Психическая деятельность - совокупность внешней и внутренней активности человека, направленная на достижение сознательно поставленной цели. (Таким образом, как только начинаем говорить о целенаправленной активности, то можем говорить о деятельности.)
Поведение человека - взаимодействие со средой, опосредованное внешней и внутренней активностью.
Психическая активность - процесс психического отражения, в форме психических актов.

Строение человеческой деятельности, ее внутренняя и внешняя компоненты

Итак, психология берет в деятельности тот аспект, который связан с изучением различных форм, видов и уровней субъективного отражения объективной действительности действующим человеком, т.е. прежде всего субъективный план деятельности. В исследовании деятельности психологию, прежде всего, интересуют мотивы, целеобразование, воля, эмоции и т.д.
Перейдем к рассмотрению строения психической деятельности человека. Основные характеристики - это мотив, цель, предмет, структура и средства.
Источник активности человека, как и любого живого существа, являются его потребности, т.е. состояния индивида, выражающие его зависимость от конкретных условий его существования и развития. Это можно пояснить с помощью простого примера. Ребенок садится за стол и берет в руку ложку, собирается начать кушать, но истинная его потребность в еде может быть удовлетворена без ложки и стола. Только под воздействием воспитания некоторые из этих элементов среды становятся условиями реализации потребности в пище. Может быть помните высказывание К. Маркса: «Голод есть голод, однако голод, который утоляется вареным мясом, поедаемым с помощью ножа и вилки, это иной голод, чем тот, при котором проглатывают сырое мясо с помощью рук, ногтей и зубов.».
Таким образом, потребность - объективная испытываемая субъектом нужда в чем-то, которая отражается субъективно и является источником активности, развития личности. Все многообразие потребностей может быть сведено к двум основным классам: биологические (витальные) и информационные (лежащие в основе социальных потребностей). Биологические потребности являются легко и быстро насыщаемыми. Эти потребности на короткое время регулируют поведение человека. Информационные потребности (познавательные и социальные) являются не насыщаемыми или значительно менее насыщаемыми, по сравнению с предыдущими. Поэтому их регулирующая функция по отношению к поведению человека является неограниченной.
Сама по себе потребность не порождает сознательной деятельности, а в лучшем случае может стать причиной инстинктивного или импульсивного поведения. Для возникновения целенаправленной деятельности необходимо соотнести потребность с предметом, которым можно удовлетворить данную потребность. (Это еще не реализация потребности, а именно попытка связать потребность с каким-то предметом действительности.) Следует сказать о мотиве деятельности человека. Можно дать короткое определение мотиву деятельности - это опредмеченная потребность. Именно осознанная потребность становится мотивом поведения человека. Мотив деятельности становится субъективно переживаемым побудителем к деятельности. Для субъекта его мотив выступает как непосредственная побудительная сила, непосредственная причина его поведения. Бывает так, что мотив не познается, познается только внешняя его сторона. В действительности мотив скрыт от человека и не познаваем до конца. (Например, у человека спрашивают, для чего он общается с тем или иным человеком. Тот может утвердительно ответить, что ему важно получать новые сведения, информацию от этого человека. Г лубинные исследования на выяснение мотивации человека дадут результат, что человек просто влюблен и не может не общаться с этим человеком.)
Очень важно помнить, что мотив содержит две составляющие - когнитивную (информационную) и эмоциональную. Человеку не только важно знать, что ему нужно сейчас - когнитивный аспект, но и оценивать свое отношение к этому - эмоциональный аспект. (Чувствовать на сколько хочется, как скоро хочется чего-то, в каком количестве хочется.)
Но, будучи внутренним побуждением к деятельности, мотив не определяет ее конкретных характеристик. Один и тот же мотив не может реализоваться в разных деятельностях. Однозначной жесткой связи между потребностью и способом ее удовлетворения нет. То, какой именно будет деятельность, исходящая из какого-то конкретного мотива, определяется целью. Важно подчеркнуть, что на почве одного и того же мотива могут формироваться разные цели. Если мотив побуждает к деятельности, то цель «конструирует» конкретную деятельность, определяя ее характеристики и динамику. Мотив относится к потребности, побуждающей к деятельности, цель - к предмету, на который деятельность направлена и который должен быть в ходе ее выполнения преобразован в продукт.
Цель деятельности - это идеальное представление ее будущего результата, которое как закон определяет характер и способы действий человека. Формируется цель самим индивидом, опираясь на тот опыт, который им уже усвоен.
Обычно реализуя деятельность, человек опирается не на одну цель, а на целую систему целей. Важно говорить об иерархии целей. Существует отдаленная цель в будущем, а так же выделены более короткие цели - близкие, которые помогают строить деятельность сейчас для достижения конечной цели позже, в будущем. Если у человека нет далекой цели, то часто вся его деятельность воспринимается как хаотичная, беспорядочная. Человек, осознающий свои дальние цели, быстрее и легче справляется со своими трудностями, потому что понимает, что это необходимый этап, ступень для его главной цели. Часто такая цель становится целью всей жизни человека.
Мотив и цель образуют своего рода вектор деятельности, определяющий ее направление, а также величину усилий, развиваемых субъектом при ее выполнении. Этот вектор организует всю систему психических процессов и состояний, которые формируются и развертываются в ходе деятельности. (Пример целей, материальная - получить деньги и купить норковую шубу; духовная - ознакомиться с новейшими архитектурными достижениями и т.д.)
Чтобы понять, как происходит деятельность, необходимо рассмотреть ее структуру. (Какие можно выделить элементы деятельности, из чего она может состоять.)
Уже было сказано, что цель деятельности для достижения ее результата распадается на отдельные задачи. Сложное внешнее действие для своей реализации может потребовать выполнения целого ряда актов, связанных друг с другом определенным образом. Эти акты, или звенья, на которые распадается действие, являются частичными действиями, или операциями. Результат каждой операции не осознается как цель, поэтому операции не являются самостоятельными действиями. Операции не просто механизмы, с помощью которых осуществляется действие, а составные части, из которых они состоят.
Деятельность человека осуществляется посредством действий различных видов и уровней. Таким образом, каждый относительно законченный элемент деятельности, направленный на выполнение одной простой текущей задачи, называют действием. Если же происходит выполнение предметных действий, то стоит отметить, что любое предметное действие складывается из определенных движений.
В качестве средств осуществления деятельности для человека выступают те инструменты, которые он применяет, выполняя те или иные действия и операции. Развивая средства деятельности, человек совершенствует свою деятельность, она становится эффективнее и качественнее.
Поговорим об этапах построения деятельности. (На какие этапы можете разбить деятельность? Что возникает сначала, что порождается далее в деятельности.)
1. Возникновение потребности.
2.осознание потребности.
3. постановка цели.
4. планирование реализации цели.
5. реализация плана.
6. подведение итогов.
Для краткости можем обозначить так: подготовка к деятельности, собственно деятельность и подведение итогов.
Рассмотрим понимание этапности и состава деятельности в отечественной школе в психологии (идеи Леонтьева А.Н., Выготского Л.С. и Шадрикова В.Д.).
Идеи А.Н. Леонтьева. Деятельность - основополагающая его концепции. Основная идея в схеме.

деятельность леонтьев

Д - Д1 + Д2 + ... +Дп
Деятельность - процесс, который определен содержанием, мотивом. Для изучения деятельности ее необходимо разбить на составляющие действия (Д). Эти действия определяются некоторой целью (С) и разбиты на операции. Цель в свою очередь может не совпадать с мотивом (М). В конце концов, происходит сдвиг мотива на цель, т. е. цель, ранее побуждаемая к ее осуществлению каким-то мотивом, со временем приобретает самостоятельную побудительную - сама становится мотивом.
Потребность порождает деятельность, деятельность порождает потребность.
Идеи Л.С. Выготского.
Выготский Л.С. развивал культурно - историческую концепцию в психологии. Выделяя понятие «высшие психические функции», автор говорит о создании особых внешних средств, являющихся психологическими орудиями, которые позволяют добиваться значительно более высоких результатов и качественно перестраивать первоначальные элементарные психические функции.
Деятельность рассматривается как культурное поведение, связанное с изготовлением и употреблением орудий.
Сейчас уместно сказать о внутренних и внешних компонентах деятельности. Что имеется в виду?
Выготский Л.С. подчеркивал, что каждая психическая функция человека в его жизни появляется дважды: сначала как межиндивидное, а потом как внутрииндивидное. Взрослый создает условия для развития ребенка, показывает ему культурно - исторический опыт. Это общение между индивидами (взрослый и ребенок). Позже усваивая опыт, у ребенка формируются высшие функции. Выготский говорит об интериоризации - переход внешнего реального действия к внутреннему идеальному. Формирование внутреннего плана деятельности. Внутренние компоненты - анатомо-физиологические структуры и процессы, которые участвуют в управлении деятельностью со стороны ЦНС. (Пример, сначала человек выполняет некоторое действие с предметом - это внешнее действие, затем оно интериоризируется - «вращивается» в субъекта и становится подлинно внутренним - психическим действием. Наглядно с овладением счета у детей. Сначала считает палочки, перекладывает их, затем считает без палочек, наблюдая их перед собой, а позже считает в уме, отвлеченно от всех предметов.)
Благодаря интериоризации, психика человека приобретает способность оперировать образами предметов, которые в данный момент отсутствуют в поле зрения.
Далее Выготский Л.С. останавливается на понятии «экстериоризация». Экстериоризация - процесс перехода от внутренней психической деятельности к внешней, предметной. Это позволяет человеку совершать действия во внешней среде, которые оформились внутри его сознания, но эти действия уже осознанны и сознательно контролируются. Внешние компоненты деятельности - различные движения, связанные с выполнением действия на практике. (Пример, ребенок долго учится говорить, повторяет неуместно слова, коверкая их. Но, овладев основными условиями этого процесса, ребенок начинает осознанно употреблять речь в своей жизни.)
Так же можно говорить о внутренней и внешней деятельности. Внутренняя деятельность объединяет в себе: мотив, цели и задачи, а внешняя - деятельность, действия и операции.
Приступая к новой деятельности, человек не располагает способом ее выполнения, поэтому сознательно выполняет и контролирует каждое действие, направляемое целью. Повторяя несколько раз эти действия, человек приобретает сложившийся способ действия. Происходит автоматизация - исключение из поля сознания отдельных компонентов сознательного действия, посредством которых оно выполняется. Завершением этого процесса является выработка знаний, умений и навыков, привычек. Знание - закрепленная в сознании информация об окружающей действительности. Навыки - действия, сформированные путем повторения и доведенные до автоматизма. Так же можно говорить об умениях. Умения - освоенный субъектом способ выполнения действия, обеспечиваемый совокупностью приобретенных знаний и навыков. (Это то, каким образом человек осуществляет автоматизированное действие. Например, навык писать свою фамилию, а умения: писать шариковой ручкой, выстругивать фамилию ножом, чертить палочкой на песке и т.д.) Необходимо подчеркнуть, что навыки и умения человек развивает с помощью самоупражнений, работой над своими достижениями самостоятельно, индивидуально трудясь и анализируя свои результаты. Привычки - сложившийся способ поведения, осуществление которого становится потребностью для человека.
Сейчас было подробно рассмотрено развитие деятельности человека в онтогенезе и взаимодействие при этом внешней и внутренней составляющих. Теперь поговорим о том, как осуществляется контроль над деятельностью и оцениваются ее результаты - последний выделенный этап в осуществлении деятельности.
Этот вопрос широко разрабатывается в отечественной психологии. Утверждается, что происходит это за счет органов чувств. Управление движениями осуществляется по принципу обратной связи. Чтобы преобразовать предмет деятельности в продукт, человек должен не только
обладать образом - целью и планом, но и воспринимать (точнее извлекать) информацию о текущем состоянии предмета в процессе его преобразования. В каждый момент деятельности на анализаторы (органы чувств) поступает множество сигналов: зрительных, слуховых, тактильных и т. д. Из всего многообразия человек выбирает сигналы, соответствующие задаче, объединяет их в определенные структуры, позволяющие оценивать состояние предмета деятельности относительно образа - цели. Важнейшая роль в этом механизме принадлежит сигналам обратной связи, несущим информацию о результатах действия.
Итак, рассмотрели, как в отечественной школе в психологии развивают формирование деятельности, ее состав, осуществление и контроль. Теперь рассмотрим еще один подход к рассмотрению деятельности - В.Д. Шадрикова, который исследовал формирование психологической системы деятельности.
Основные блоки, всего восемь:
1. Формирование индивидуальных мотивов реализации данной деятельности. (Если человек может включить как можно больше своих личных потребностей в деятельность, то его мотивация - стремление - к выполнению данной деятельности возрастает.)
2. Формирование цели профессиональной деятельности. (Когда уже известна нормативная, заданная цель, то ее необходимо трансформировать в свою индивидуальную.)
3. Формирование критериев оценки эффективности деятельности. (Разработка своих личных критериев, а не только учет требований начальства.)
4. Формирование представлений о компонентном составе деятельности и способах действий. (Вычленение в данной определенной деятельности специфических компонент, этапов и способов их осуществления.)
5. Формирование представлений о программе деятельности в целом. (Программа должна выступать координатором между целью деятельности и полученными результатами на каждом этапе.)
6. Формирование информационной основы деятельности. (Накопление важной и необходимой информации, расширение своих возможностей.)
7. Принятие решений. (Определение для себя оптимального варианта принятия решения в выполняемой деятельности.)
8. Формирование профессионально важных качеств - ПВК. (В каждой деятельности это будут свои необходимо важные качества.)
Изучать свою деятельность, опираясь на представленную схему, может оказаться необходимым для устранения возникающих неполадок, напряженных ситуаций.

Виды и развитие человеческой деятельности

Деятельность человека полимотивирована, т.е. побуждается несколькими различными мотивами.
Возникновение и развитие различных видов деятельности у человека представляет собой сложный и длительный процесс. Выделяют три генетически сменяющих друг друга и сосуществующих в течение всей жизни вида деятельности: игру, учебу и труд. Через эти виды деятельности незримо проходит еще один - общение человека. Онтогенетически общение появляется ранее всех других видов деятельности. Оно направлено на обмен информацией между общающимися, реализует цель - взаимопонимания, взаимопомощи. Можно говорить о вербальном и невербальном общении, как разных способах передачи информации сознательно и не осознаваемо.
Маленький ребенок вовлекается в игру сразу, как только он научился откликаться на некоторые стимулы среды - элементы общения. Игра - совокупность действий, объединенных единством мотива. Основной характеристикой игры выступает выражение отношения личности к окружающей действительности. В игре ребенок проигрывает те аспекты жизни, которые ему хочется проиграть - главный стимул - интерес. Ребенок с самого рождения включен в социум, он может наблюдать взаимоотношения между людьми, различные действия, может приходить с ними в контакт. И именно из этого контакта с внешним миром у ребенка зарождаются многообразные внутренние побуждения, которые своей непосредственностью, привлекательностью, стимулируют его к действию. В игре ребенку важен не результат, а само вовлечение в деятельность, установление взаимоотношений, проигрывание их. Развитие игры ребенка проходит несколько этапов, и именно прохождение через все из них обеспечивает ребенку полноценное, гармоничное развитие.
Формирование выше отмеченных высших психических функций по Л.С. Выготскому происходит, начиная с раннего детства ребенка. Самое важное - это переход от непроизвольного поведения ребенка к произвольному. Если непроизвольно ребенок взаимодействует на уровне рефлекторных и инстинктивных форм поведения, не задействуя свое сознание, то произвольное поведение подразумевает сознательное поведение, определяемое в основном поставленной целью и образованным намерением. Также сюда относятся и автоматизированные действия, когда ребенок уже действует не задумываясь, т.к. эта операция опроизволилась. Необходимое условие возникновения произвольности - мотивация, т.е. все то, что побуждает к действию.
Формируется психические функции через прохождение ребенком всех форм игры. Кравцова Е.Е. акцентирует внимание именно на развитии игры. Она выделяет режиссерскую игру (3-4 года), в которой ребенок сам создает сюжет-сценарий, сам придумывает, чем что будет в его игре, придумывает мизансцены, представляя все в пространстве и исполняет в этой игре все роли, сопровождая их своим «дикторским» текстом. Т.е. ребенок выступает режиссером своей деятельности, пытается выстраивать ранее увиденные взаимоотношения между людьми. Следующий вид игры - образно ролевая игра (4-5 лет), в которой ребенок переносит функцию с одного предмета на другой, а для этого сам себя наделяет этой функцией. Начинает сам переходить к контекстному, выдуманному типу общения. Третий вид игры - сюжетно-ролевая игра (5-6 лет). Ребенок начинает отражать все увиденные им ранее отношения, существующие в обществе, переносить в игру. Четвертая игра - игра с правилами (6-7 лет). В ней ребенок научается договариваться с товарищами, продолжать их мысль, владеть коллективной деятельностью. Ребенок осмысляет сюжет своей деятельности, проигрывает его (настольные игры). После прохождения ребенком всех этих видов игры, происходит возращение снова к режиссерской игре (7-8 лет). Здесь ребенок по-прежнему придумывает сюжет, объединяет разные предметы, исполняет все роли, но игра становится сложнее, предметная представленность служит пусковым механизмом, роли уже труднее выделить, т.к. ребенок все время сопровождает все действия речью, а порой и заменяет ею все действия.
Через рассмотренные виды игры, которые должен пройти каждый ребенок для более успешного своего развития, развивается не только воображение, но и познавательный интерес, общение с другими людьми, самостоятельность дошкольника, а далее и другие позже формируемые аспекты жизни человека.
Далее на сцену жизни приходит учение, основной целью которого выступает подготовка к будущей самостоятельной трудовой деятельности, для этого важно усвоение обобщенного опыта, накопленного предшествующими поколениями. Учитывается двусторонность этого процесса - передача и усвоение знаний во взаимодействии ученика и учителя. Определение уровня готовности к усвоению знаний является особой темой, здесь необходимо учесть все необходимые условия для ребенка. Отслеживать не только его физиологическую и физическую зрелость, но и психологическую особенно.
Развивая взаимоотношения со средой, человек обучается трудиться. Очень часто человек сталкивается с ситуацией, что его труд не является непосредственной потребностью для него самого. Это отличительная черта этого вида деятельности от всех остальных. В трудовой деятельности все звенья подчинены конечному результату, что придает мотивации особый оттенок. Получается, что цель деятельности лежит не в ней самой, а в ее продукте. Для выполнения того или иного труда человеку необходимо планирование и контроль исполнения. Осуществление всего этого позволяет понять дальнюю мотивацию, т.е. того, на что направлены основные усилия человека при выполнении данной деятельности.
Рассмотрев все основные закономерности деятельности человека, отметим, что сам процесс деятельности позволяет человеку проходить все стадии его социализации, т.е. вхождения в среду, с овладением необходимых знаний, навыков, усвоения реально существующих отношений. В деятельности происходит становление и развитие личности человека.

Источник: Психология: учебное пособие / Т.А. Мардасова, П.Р. Юсупов ; Алтайский государственный университет. - Изд. перераб. и доп. - Барнаул : АлтГУ, 2019. Учебное электронное издание

 

Поиск

Яндекс.Метрика
Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.