На главную Лекции и практикум по психологии Общая психология Психика как предмет изучения психологии
Психика как предмет изучения психологии
Лекции и практикум по психологии - Общая психология

1 Проблема возникновения психики

2 Развитие психики в филогенезе

3 Сознание как высший этап развития психики

1. Проблема возникновения психики

Проблема возникновения и развития психики в психологии всегда была неразрывно связана с определением психики как явления и как предмета научного исследования.
Психика изучается по ее проявлениям, продуктам и физиологическим механизмам, лежащим в ее основе.
В психологии нет единого определения психики. Она определяется через ее функции (отражение реальности, регуляция деятельности и т.п.), через обеспечивающие ее физиологические механизмы (психика – функция мозга или нервной системы), через объект исследования (поведение, человек как субъект психики). Все эти определения отражают различные стороны психики и не исключают, а дополняют друг друга. Однако в каждом случае исследователи придерживаются определенных взглядов на то, что такое психика, как она возникла и развивалась.
Существует целый ряд попыток принципиального решения проблемы возникновения психики.
1. «Панпсихизм» – эта позиция означает всеобщее одушевление материи. Однако в науке такое мнение, скорее, означает выделение общих для всей материи свойств: способности к саморазвитию, активности, взаимодействию. Эти общие свойства характеризуются как «общая душа», имеющая разные формы существования в разных проявлениях материи.
Источником такого понимания служили ранние анимистические представления древнего человека, когда он представлял весь окружающий мир по своему образу и подобию и наделял его теми же качествами.
Одним из первых мыслителей, взгляды которого могут быть отнесены к панпсихизму, был Демокрит. Он считал, что душа материальна и принадлежит всему, но различается у разных природных объектов и с усложнением последних также усложняется.
Сторонники гилозоизма также отрицают наличие грани между живыми и неживыми (гилозоизм – от греч. вещество, материя). У истоков гилозоизма стоит понтийская школа натурфилософов во главе с Фалесом, а также Гераклитом и др. Поддерживал учение и Аристотель, а в период Возрождения гилозоизм появился в мировоззрении Дж. Бруно, врача Парацельса, а позднее – французских материалистов.
2. «Биопсихизм» – сущность его заключается в том, что психика признается свойством не всякой материи вообще, а свойством только живой материи.
При этом критерием живого считается обмен веществ. Для сохранения себя живому организму необходимо взаимодействовать со средой и получать из нее необходимые для себя компоненты. Таким образом, любое живое существо обладает потребностью в получении дополнительных веществ из среды и активностью, что проявляется по отношению к среде в форме раздражимости.
Раздражимость – способность к избирательному реагированию на воздействия среды в соответствии со своими потребностями. Сторонники биопсихизма рассматривают раздражимость как изначальную форму психического, свойственную всей живой материи.
Этой точки зрения придерживались многие эволюционисты, в частности Т. Гоббс, Э. Геккель, из психологов – В. Вундт, отчасти П.К. Анохин (представление об опережающем отражении как общем свойстве живого), Я.А. Пономарев (считающий, что в филогенезе не было «допсихического» этапа как существования физиологического без психического).
В первой половине XХ в. на основе изучения физиологии высших растений появилось направление, которое получило название «фитопсихология» (психология растений). Сторонники фитопсихологии аргументировали свою точку зрения:
1. Основная характеристика поведения – движение относится и к растениям, так как у них тоже есть неростовые движения (настии);
2. Была попытка доказать, что растения способны «испытывать эмоции» (растения отличают положительное и отрицательное отношение к себе человека, реагируя на это изменением процессов жизнедеятельности).
Однако, движение растений принципиально отлично от движения животных. Эксперименты же с «эмоциями» растений не подтвердили гипотезы об их чувствительности.
3. «Анималопсихизм» – психика приписывается не всему живому, а только особой форме живой материи – животным. Такие представления связаны с выделением ощущения в качестве основного критерия психики в отличие от раздражимости, присущей всем другим живым организмам.
В отечественной психологии начало развития психики с появлением животных связывали В.А. Вагнер, А.Н. Северцов, Н.Н. Ладыгина-Котс, теоретически и экспериментально обосновал эту точку зрения А.Н. Леонтьев.
4. «Нейропсихизм» – психика признается свойством не всякой живой материи, а только таких организмов, которые имеют нервную систему. Такая точка зрения, несмотря на ее популярность, особенно в психофизиологии, противоречит основному принципу ведущей роли функции по отношению к органу (сначала в эволюции появляется функция и только вслед за ней – орган, ее обеспечивающий). Кроме этого, эта точка зрения не позволяет объяснить закономерность появления психики в эволюции и специфику ее содержания.
5. «Антропопсихизм» – данная точка зрения связана с именем Декарта. Сущность ее в том, что возникновение психики связывается с появлением человека, психика существует только у человека. Психика в данном случае отождествляется с сознанием. Отождествление души с сознанием и становится иногда основанием для отрицания такового на дочеловеческом уровне развития.
В настоящее время мы не можем безоговорочно принять ни одну из этих концепций.

2. Развитие психики в филогенезе

А.Н. Леонтьев (1903-1979) в своей книге «Проблемы развития психики» дает научное описание этапов развития психики в животном мире. Им было предложено выделить четыре стадии развития психики: сенсорная, перцептивная, интеллектуальная и сознательная. Современные данные по биологии и психологии поведения животных заставили пересмотреть границы выделенных стадий.
Развивая концепцию А.Н. Леонтьева, К.Э. Фабри предлагал выделить в пределах каждой стадии уровни – высший и низший.
1 стадия – элементарная сенсорная – животное реагирует только на отдельные свойства предметов внешнего мира. На сенсорной стадии появляется само психическое отражение в форме субъективности. Психический образ – только переживание своего состояния. Стимул не представлен как существующий вне субъекта.
Возникновение на высшем уровне сенсорной стадии нервной системы и самостоятельных сенсорных органов обеспечивает обработку информации и регуляцию на этой основе движений всего организма. Происходит комплексная обработка информации, и объект воспринимается как внешний по отношению к субъекту. Это можно рассматривать как появление новой функции (перцептивной) – отражение стимула, представленного субъекту не как его собственное состояние, а как вне него положенный компонент среды.
На сенсорной стадии практически не происходит развития животного в постнатальном периоде, все построение организма и психики осуществляется в эмбриогенезе. В постнатальном периоде возможны только рост организма и изменение поведения на основе научения.
2 стадия – перцептивная – это предметное восприятие окружающего мира. Внешняя среда начинает восприниматься в виде образов целостных предметов, а не в виде отдельных ощущений. Отражаются не отдельные свойства среды, а целостные объекты, а также условия, в которых находится отражаемый объект. Появляются дистантные органы чувств, и отражение приобретает характер истинного восприятия: психический образ объектной, внешней по отношению к субъекту среды.
На низшем уровне перцептивной стадии для обработки информации развивается центральный головной отдел, осуществляющий координирующую функцию по отношению к переферическим отделам нервной системы.
Сложная, иерархически устроенная нервная система с единым центром регуляции обеспечивают расширение ориентировочной фазы процесса образования навыка.
Появляется новая функция – удержание конечной цели в процессе ситуативной обработки последовательности операций (а не одной, как на предыдущей стадии).
3 стадия – интеллектуальная – характеризуется ещё более сложной деятельностью и сложными формами отражения действительности.
Отражаются не только объекты, но и отношения между ними. На основе отражения связей и отношений объектов действительности выделяется действие. Возникает новая функция – активное перенимание способов деятельности со стороны «зрителя». На высшей стадии эта функция становится самостоятельной формой освоения опыта.
Свобода операции в структуре деятельности и вынесение ее в субъектно-субъектное взаимодействие (высшие формы научения), выделение действия с представляемой целью, отражение функциональных свойств объектов, отражение результатов своих действий и способность к организации деятельности для их воспроизводства (перенос мотивирующей функции на цель), перенесение сигнальной функции в сферу общения обеспечивают возникновение на переходной фазе от интеллектуальной стадии к сознательной новой функции – включение преобразований в объектах в организацию совместной деятельности. Эта стадия промежуточная между современными антропоидами и ископаемыми представителями рода Homo.
Новая функция реализуется на основе использования и изготовления орудий и применения их в совместной деятельности с применением этих орудий. В процессе своего прогрессивного развития она приобрела материальное выражение в форме искусственных знаковых средств (речи) и физиологического обеспечения в функциональных структурах мозга, которые развиваются прижизненно в самом процессе освоения и использования этих средств. Весь эволюционный процесс такого развития со всеми промежуточными формами в наше время отсутствует. В наличии только результат: следующая стадия развития психики – сознательная.

3. Сознание как высший этап развития психики

Возникновение сознания – это качественно новый этап в развитии психики. Развитие сознания обусловлено социальными условиями и совместной трудовой деятельностью.
Рассматривая проблему происхождения и развития сознания человека, необходимо познакомиться с культурно-исторической концепцией происхождения высших психических функций человека. Автор этой концепции – Лев Семенович Выготский (1896-1934).
Данная концепция появилась на фоне споров о том, с каких позиций подходить к изучению человека. Среди разнообразных подходов на тот период доминировали два: биологический и идеальный.
С позиции идеального подхода человек имеет божественное происхождение. Душа человека, его психика божественна, неизмерима и непознаваема.
С биологической точки зрения человек имеет естественное происхождение и является частью живой природы, поэтому его психическую жизнь можно описать теми же понятиями, что и психическую жизнь животных.
Тогда сознание, присущее человеку, должно встречаться и у животных, но это не так, у животных мы не обнаруживаем сознания. Следовательно, сознание качественно новое образование и поэтому необходимо вводить совсем другие понятия и искать совсем другие законы.
Л.С. Выготский решил эту проблему нижеследующим образом. Он показал, что человек обладает особым видом психических функций, которые полностью отсутствуют у животных. Эти функции ученый назвал высшими психическими функциями. Они составляют высший уровень психики человека, обобщенно называемый сознанием.
Эти функции формируются в ходе социальных взаимодействий, т.е. высшие психические функции человека или сознание имеют социальную природу. Под высшими психическими функциями подразумеваются: произвольная память, произвольное внимание, логическое мышление и др.
В концепции Л.С. Выготского можно выделить три составные части.
1 часть можно назвать «Человек и природа». Её основное содержание сводится к двум тезисам:
1-й тезис заключается в том, что при переходе от животного к человеку произошло кардинальное изменение отношений субъекта со средой. На протяжении всего существования животного мира среда действовала на животное, видоизменяя его и заставляя приспосабливаться к себе. С появлением человека наблюдается противоположный процесс: человек действует на природу и видоизменяет её;
2-й тезис объясняет существование механизмов изменения природы со стороны человека. Этот механизм заключается в создании орудий труда, в развитии материального производства.
Вторая часть концепции Л.С. Выготского может быть названа «Человек и его собственная психика». Она содержит также два тезиса:
1-й тезис заключается в том, что овладение природой не прошло бесследно для человека, он научился овладевать собственной психикой, у него появились высшие психические функции, выражающиеся в формах произвольной деятельности. Это выражалось в том, что человек мог заставить себя запомнить некоторый материал, обратить внимание на какой-то предмет, организовать свою умственную деятельность;
2-й тезис заключается в том, что человек овладел своим поведением, как и природой. Природой он овладел с помощью орудий труда, а поведением он овладел с помощью специальных, психологических орудий. Эти психологические орудия Л.С. Выготский называл знаками. Знаки – искусственные средства, с помощью которых первобытный человек смог овладеть своим поведением, памятью и другими психическими процессами. Сначала знаки были предметны – узелок на память, зарубка на дереве – это те средства, с помощью которых овладевают памятью.
Например, человек увидел зарубку и вспомнил, что ему надо делать. Знаки-символы являлись пусковыми механизмами высших психических процессов, т.е. выступали в качестве психологических орудий.
Третью часть концепции можно назвать «Генетические аспекты». Эта часть концепции отвечает на вопрос «Откуда берутся средства-знаки?»
Л.С. Выготский исходил из того, что труд создал человека. В процессе совместного труда происходило общение между его участниками с помощью специальных знаков, определяющих, что надо делать каждому из участников трудового процесса. Вполне вероятно, что первыми словами были слова-приказы, обращенные к участникам трудового процесса. Например, «сделай то», «возьми это», «отнеси туда» и т.д.
Эти первые слова-приказы по своей сути были словесными знаками. Человек, услышав определенное сочетание звуков, выполнял ту или иную трудовую операцию.
Но позднее, в процессе деятельности, человек стал обращать команды не на кого-нибудь, а на себя. В результате из внешней командной функции слова родилась его организующая функция. Так человек научился управлять своим поведением.
Следовательно, возможность приказывать себе рождалась в процессе культурного развития человека.
Сначала функции человека приказывающего и человека, исполняющего эти приказы, были разделены, и весь процесс был интерпсихологическим, т.е. межличностным.
Затем отношения превратились в отношения с самим собой, т.е. в интрапсихологические.
Процесс превращения интерпсихологических отношений в интрапсихологические Л.С. Выготский назвал интериоризацией.
В ходе интериоризации происходит превращение внешних средств-знаков (зарубки, узелки) во внутренние (образы, элементы внутренней речи и т.д.).
В онтогенезе, т.е. в процессе развития конкретного человека от рождения до смерти, по мнению Л.С. Выготского, наблюдается принципиально то же самое.
Сначала взрослый действует словом на ребенка, побуждая его что-то сделать. Потом ребенок перенимает способ общения, и начинает словом воздействовать на взрослого. И, наконец, ребенок начинает воздействовать словом на самого себя.
Главный вывод этой концепции заключается в следующем: человек принципиально отличается от животного тем, что он овладел природой с помощью орудий труда. Это наложило отпечаток на его психику – он научился овладевать собственными высшими психическими функциями. Для этого он также использует орудия, но орудия психологические. В качестве таких орудий выступают знаки, или знаковые средства. Они имеют культурное происхождение, причем универсальной и наиболее типичной системой знаков является речь.
Нужно отметить, что хотя концепция Л.С. Выготского имеет ряд недостатков и может подвергаться критике, она сыграла огромную роль в становлении научной психологической мысли.
Сегодня в отечественной психологии основополагающим является утверждение о том, что происхождение сознания человека связано с его социальной природой. Сознание невозможно вне общества.
Специфически человеческий путь онтогенеза состоит в усвоении общественно-исторического опыта в процессе обучения и воспитания – общественно выработанных способов передачи человеческого опыта. Эти способы обеспечивают полноценно развитие психики ребенка.

Контрольные вопросы

1. Расскажите о проблемах возникновения психики.
2. Какие вы знаете основные этапы развития психики?
3. Расскажите о сознании как высшем уровне психического отражения действительности.
4. В чем заключается сущность концепции Л.С. Выготского?
5. Что такое «высшие психические функции»?
Источник: Рассыпнова, Ю. Ю. Психология и педагогика: учебное пособие / Ю.Ю. Рассыпнова, Н.М. Гурьянова, Н.Н. Бекренева. - Пенза: РИО ПГАУ, 2017. - 214 с.

 

Поиск

Яндекс.Метрика
Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.