Лекция «Психика и сознание»
Лекции и практикум по психологии - Общая психология

1. Понятия «психика» и «сознание».
2. Классификация психических явлений.
3. Функции психики и сознания.
4. Факторы психики.
5. Структура психики.
6. Измененные состояния сознания.

Понятия «психика» и «сознание»

Существует несколько пониманий понятий «психика» и «сознание», а так же их соотнесение друг с другом. Первое - широкое - равенство между собой понятий «психика» и «сознание». Второе понимание - отнесем его к среднему подходу - понимание психики как психики разумного человека. Психика наличествует у взрослого человека, чтобы данный факт произошел, человеку важно расти, развивать свое сознание и самосознание, мыслить. Третье соотнесение понятий «психика» и «сознание» провозглашает сознание как часть психики, ее сознательную часть, которая существует наравне с другими ее частями - эмоциональной, поведенческой.
Отметим, что наиболее распространенным, чаще встречающимся является третье понимание понятий «психика» и «сознание». Далее вернемся к этим понятиям.
Таким образом, дадим определения обоим понятиям.
Психика - системное свойство высокоорганизованной материи (мозга), являющееся особой формой отражения субъектом объективной реальности.
Сознание - высшая форма психического отражения действительности, использующая системы понятий, категорий.
Необходимо отметить, что далее будем употреблять термины в этом понимании.

Классификация психических явлений

Психика познаваема нами через ее проявления, которые мы обнаруживаем в нашей обыденной жизни. Для более систематичного и наглядного представления психических явлений воспользуемся их классификацией. (Психические явления - субъективные переживания или элементы внутреннего опыта субъекта.)
В классификации психических явлений по их устойчивости выделяют: процессы, состояния и свойства - это все формы проявления психики. Обратимся к таблице.

Процессы

Состояния

Свойства

Происходят в головном мозге человека и отражают динамику психических явлений: ощущений, восприятия, воображения, памяти, мышления, речи и т. д.

Позволяют регулировать общение человека с другими людьми: потребности, мотивы, цели, интересы, волю, чувства и эмоции, склонности, способности, знания и сознание.

Процессы необходимы для развития и динамического взаимодействия психических явлений в головном мозге.
Выделяют процессы:
Познавательные - ощущения, восприятие, память, мышление, воображение, речь, внимание.
Эмоциональные - чувства.
Волевые - воля.

Временный          уровень
целостного функционирования психики. (Примеры состояний: творческий                            подъем,
страсть, стресс, апатия, меланхолия,         утомле
ние.)

Качества, которые являются отличительной особенностью каждого человека. (Направленность, темперамент, характер, способности.)

Функции психики и сознания

Основное назначение психики - отражение и регулирование, - основные функции психики.
Функция отражения тесно связана с функцией регуляции и взаимообусловлено ей, так же и функция регуляции зависима и обусловлена функцией отражения. (Как нет регулирования без поступившей информации, без отражения, так нет и отражения без предварительного регулирования поведения, настрой на отражение организма.)
Взаимосвязь этих функций обеспечивает целостность психики в норме, единство всех психических проявлений, интеграцию всей внутренней психической жизни. Но т. к. человек живет в социуме, то также обеспечивают и непрерывное взаимодействие, взаимосвязь, интеграцию человека с окружающей средой.
Чтобы понять какие функции выполняет сознание в жизни человека, необходимо рассмотреть условия его возникновения в жизни человека.
Итак, сознание в жизни человека появляется с момента изготовления орудия труда в процессе деятельности. Здесь сталкивается не только потребность в инструменте труда со знанием как сделать инструмент, но и также знание непосредственного применения этого орудия в деятельности в будущем - это первая форма сознательной деятельности. (А также первое условие возникновения сознания в жизни человека.)
Второе условие возникновения сознания - появление языка - системы кодов (символов), с помощью которых обозначаются предметы внешнего мира, связи между ними, различные взаимоотношения и т. д.
Появляясь сознание выполняет определенные функции: опосредование, планирование, прогнозирование, регуляция деятельности и т.д.
Эти функции непосредственно позволяют влиять сознательному человеку на свое поведение, мысли и т.п. А почему сознательному человеку? Дело в том, что человек постепенно развивает в себе свою разумность в деятельности, в общении с другими людьми.

Факторы психики (детерминанты)

Мы уже рассматривали неоднократно этот вопрос. Основные три фактора (детерминанты) психики: мозг, среда и деятельность.
Мозг - внутренняя среда, которая обеспечивает жизнь психики.
Среда - внешние факторы, которые формируют, развивают, воспитывают психику.
Деятельность - развитие особенных черт в психике, ответственности, самоответственности, самовоспитания. (Пример, если человек стал преступником, то он не может во всех своих ошибках и промахах винить свои гены и окружающую среду, т.к. самосознание у него уже сформировано, и он отвечает за свои поступки.)
Поговорим подробнее о мозговом субстрате. Как известно мозг человека представлен двумя полушариями - правым и левым, которые отличаются по выполняемой ими функции, назначению. Правое полушарие - художественное, чувствует природу, легко распознает рисунки, чувствует музыку, отличает мелодии. Первая сигнальная система здесь является ведущей (ощущения). Важно человеку для творчества. Левое полушарие - логическое, отвечает за сознание человека, очень технологично, в том смысле, что последовательно, преследует четкую цель, ограничено и задано сразу. Это вторая сигнальная система - речь. (Для того, чтобы развивать творчество, воображение, например, в Китае детей обучают писать, как правой рукой, так и левой. За счет этого происходит активация обоих полушарий, повышается уровень развития каждого человека.)


Экспресс методика на определение мыслительного или художественного типа

Даются два набора слов:
1. цвет, нос, слух, глаз, запах, зрение, ухо, обоняние, звук.
2. карась, перья, бегать, чешуя, овца, летать, шерсть, плавать, орел.

Мыслительный тип выбирает на основе анализа, выделяя общие существенные признаки предметов, и обобщает слова.
Орел - карась - овца Зрение - слух - обоняние
Перья - чешуя - шерсть Г лаз - ухо - нос
Летать - плавать - бегать Цвет - звук - запах

Художественный тип обобщает предметы применяя образное мышление, применяя фактические наглядные связи.
Орел - перья - летать Зрение - глаз - цвет
Карась - чешуя - плавать Слух - ухо - звук
Овца - шерсть - бегать Обоняние - нос - запах

Рассматривая вопрос об асимметрии полушарий, важно отметить понятие о локализации в полушариях головного мозга основных функций, которые перерабатывают всю информацию в психическом мире человека.
Существует несколько подходов к пониманию локализации основных функций:
1) узкий локализационизм - каждая функция связана со своим кусочком
мозга;
2) позиция, которая придерживается мнения, что все за все отвечает;
3) динамический локализационизм (Лурия А.Р.) - истина посередине, есть компенсаторные функции. Частичная дополняемость функций друг другом.
Например, утратив затылочную часть мозга человек не полностью разучивается видеть, а лишь какие-то аспекты мира - цвета; круглые предметы, или не отличает буквы от цифр. Может нарисовать круг, но, если его просят написать нуль, человек не знает, что от него хотят.
Основные локализации: слух - височные зоны, обоняние - обонятельные луковицы в лобной доле, зрение - затылочная зона мозга, тактильность - в двигательной коре и мозжечке, вкус - через таламус.

Структура психики

Итак, в нашем понимании сознание - часть психики, что и отмечено в третьем подходе в первом вопросе нашей лекции.
Вопрос о структуре психики очень сложный и неординарный в своем решении. Многие психологи выделяют наиболее важный для них самих аспект в рамках их теории исследования человека.
Наиболее известной в психологии является структура психики предложенная Зигмундом Фрейдом.
В структуре психики Фрейд выделил:
Сверхсознание - сверх - Я - супер -Эго;
Сознание - Я - Эго;
Бессознательное - Ид - Оно.
Деление психики на сознание и бессознательное является основной предпосылкой психоанализа. Сознание рассматривается, как качество психического, которое может присоединяться или не присоединяться к другим его качествам. Сознательное - надежно воспринятое, но долго таковым быть не может, т.к. актуализируются свои личные, внутренние, глубинные представления и то, что воспринимается уже не только сознательное, но и какое-то еще. Это и не бессознательное, т. к. его вообще нельзя осознать. Это предсознательное. Расположение элементов психоки уложено З. Фрейдом в схему:

Сознание
Предсознание
Бессознательное

Бессознательное человека - совокупность биологических, прежде всего сексуальных, инстинктов, желаний, влечений. Сфера закрыта от сознания в силу запретов, налагаемых обществом. Принцип удовольствия - требует удовлетворить потребности.
Существуют душевные процессы, представления, которые не целиком сознательны, а есть в них и более глубокий пласт, копится он, копится и получается так, что он уже больше осознанного. Происходит вытеснение. Если это частичное или временное вытеснение, то хватает немного энергии и человек вспоминает то, что вытеснил - это энергия сопротивления. То, что человек вытесняет полностью - бессознательное.
Сознание - формируется под влиянием личности, живет по принципу реальности и постоянно находится в конфликте между напирающей энергией инстинктов бессознательного, цензурных запретов совести и общества, которые диктует свои правила и нормы.
Если бы существовала только бессознательная часть рядом с сознанием, психика была бы более простой. Это не так. Существует еще так называемое Я- идеальное или Сверх-Я. Идеал-Я начинает формироваться с момента принятия в себе выражения отношения к родителям, их высшего начала в нас. Также идеал-Я включает все высшие требования, предъявляемые человеку из среды. (Если сначала это опыт отца, потом учителя и др. авторитеты.) Все заповеди и запреты составляют совесть и моральную цензуру, несогласие между ними ощущается как чувство вины.
Сверх сознание - общественные нормы, порядки, правила, законы, запреты и поощрения, которые хорошо укоренились в сознании и поведении человека. Моральные категории личности, критика, цензура.
Если в этой борьбе перетягивает бессознательное, то совесть, стыд одолевает Я. А если сверх сознание - то это творчество, искусство, труд человека.
Другая структура психики представлена у последователя, который отошел в итоге от Фрейда - это Карл - Густав Юнг. Его идеи сводятся к выделению тоже трех частей в психике, но частей отличных. Итак, он выделил: сознание, индивидуальное бессознательное и коллективное бессознательное.
Коллективное бессознательное состоит из психических первообразов архетипов. Оно составляет филогенетический опыт человека, идентично у всех людей и образует всеобщее основание психической жизни человека. Несколько архетипов, выделяемых К.-Г. Юнгом: тень - те личностные черты, которые отрицались или игнорировались; анима/анимус - представленность женского и мужского в человеке; самость - целостность, гармония человека.
Индивидуальное бессознательное можно познать через «комплексы» - совокупность психического содержания, заряженного одной эмоцией, аффектом. Комплексы проявляются через симптомы, следовательно, взаимодействовать с ними можно через устранение симптомов. А для устранения комплекса важно его извлечь из бессознательного, переосознать и изменить эмоциональный знак.
Опираясь на современные квинтэссенции подходов, можно говорить о регрессии. Здесь стоит говорить об актуальном состоянии человека, той его насущной потребности, в состоянии которой он находится. Не возможно не задумываясь над своими потребностями, пытаться осознать и отказаться от них. Но смотреть на них с другой точки зрения бывает очень важным. До конца не можем быть уверенными в том, что воспринимаем, так как это только наши чувства, другому они не доступны. Совершая регрессионный скачок, можем переместиться как в свое прошлое, так и в свое будущее. Но вытолкнет нас в то состояние, которое является противоположным нашему состоянию сейчас. (Пример, про женщину, которая оказалась в состоянии много веков назад в пещере. Там жила она в семье, где было 12 детей. Пещеру засыпало снегом. К весне живы были только она и ее отец.)
Задумываться над своей активностью и стараться осознавать цель своей деятельности, тогда человек сможет хоть частично понимать свои потребности.
Человек психически активное существо. Виды психической активности рассмотрены в таблице.

 

Внутренняя

Внешняя

Осознанная

Деятельность

Деятельность
Поведение

неосознанная

Внутренняя              активность
(функции, процессы)

поведение

Можно вспомнить другую классификацию, разделить психику на внешнюю и внутреннюю. Внешняя - экзопсихика. Внутренняя - эндопсихика - самосознание. Самосознание позволяет человеку не только отражать внешний мир, но, выделив себя в этом мире, познавать свой внутренний мир, переживать его и определенным образом относиться к себе. Это предполагает целостность внутреннюю, постоянство личности, которая может оставаться самой собой, несмотря на изменение ситуации.
Самосознание формируется в процессе общения с другими людьми и связано с оцениванием себя, зависящем от успешности деятельности человека. Главная его функция - сделать доступным для человека мотивы и результаты его поступков и дать возможность понять, каков он есть на самом деле, оценить себя (если низко оценил - заняться самосовершенствованием).

Измененные состояния сознания

Известны феномены различных состояний сознания человека. Два состояния постоянно сопровождают жизнь человека: сон и бодрствование. Сон как время отдыха и бодрствование как время активности человека.
Результаты
эффективности

активация

К измененным состояниям сознания относят: медитацию и патологические состояния сознания.
Медитация - умственное действие, направленное на приведение психики человека в состояние углубленной сосредоточенности, которая является результатом и объективной характеристикой этого состояния. (Устранение крайних эмоциональных проявлений.)

Патологические состояния сознания предполагают изменение состояния сознания путем приема наркотического веществе, алкоголя, которые изменяют деятельность головного мозга. Эти вещества или ускоряют, или замедляют передачу сенсорных сигналов, что мешает нервным центрам полно функционировать. Применение этих средств может привести к психологической и физической зависимости человека.

Техника воздействия на спящего человека (В. Кандыба).
Выделил естественные просоночные состояния: утром - еще не проснулся, вечером - хочет спать, но не спит. В это время можно работать: лечить, обучать, координировать на развитие способностей, избавлять от вредных привычек и т. д.
Можно наблюдать за собой через зеркало во сне. Посмотреть долго перед сном в зеркало и дать установку - следить и запоминать, потом после сна снова смотреться в зеркало и вспоминать.

Гипермнезия - свойство мозга, позволяющее прочно запоминать все больший объем информации во сне и сноподобных состояниях. (Если в норме человек запоминает 5-10 единиц информации, то во сне - до 10-20 единиц в секунду.) Во сне практикуется очень качественное изучение иностранного языка.

Транс - нервное возбуждение с помрачением сознания при гипнозе. (В истории все пошло от шаманов, позже колдуны и жрецы. В средние века: маги, факиры, священнослужители, магнетизеры и гипнотезеры.) Если при гипнозе клиент пассивен, существует опасность, что ему будет внушаться что-то не то. То в СК - «состояние Кандыбы» - управляемый активен. Он находится в трансе, с помощью которого удается подготовить психику и физиологию любого человека к любому виду воздействия.
Также и имаготерапия - воздействие образом. (Имаго - значит «вжиться в образ».) Состояние под воздействием музыки, танца, гипервентиляции - марафон, воздействие произведений искусства, состояние влюбленности, творческой эйфории.

Источник: Психология: учебное пособие / Т.А. Мардасова, П.Р. Юсупов ; Алтайский государственный университет. - Изд. перераб. и доп. - Барнаул : АлтГУ, 2019. Учебное электронное издание

 

Поиск

Яндекс.Метрика
Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.