Страница 2 из 2
МЕДИТАЦИЯ БЕЗ МИСТИКИ Чем отличается медитация как самостоятельный метод от аутогенной медитации в рамках AT? Может ли чрезмерная увлеченность различными учениями Востока принести вред психическому и физическому здоровью? Может ли психотерапевт использовать нестандартные лечебные методы? Говоря о медитации, нельзя не вспомнить такие связанные с медитацией понятия, как «нирвана», «озарение», «просветление», то есть те состояния, которые сродни религиозному экстазу. Часто возникают вопросы такого плана: в чем отличие аутогенной медитации от медитации как самостоятельного метода? В принципе, и самовнушение, и AT, и медитация — все это понятия близкие, одного порядка Тем не менее в методологическом аспекте они различны. Что такое медитация? Если руководствоваться переводом с латыни, это всего лишь обдумывание, размышление. На практике — это концентрация ума, сосредоточение на какой-то значимой для человека мысли, идее, предмете. Мы считаем, что самовнушение — это повторение определенных формул без обдумывания их сути, что AT, прежде всего, — приведением самого себя в определенное физиологическое состояние и уже потом, после появления каких-то феноменов, связанных с изменением физиологического состояния, — включение на этом фоне самовнушения, того же сосредоточения и т. д. Медитация как самостоятельный метод — это первоначальное сосредоточение на конкретной мысли, идее, предмете без каких-либо условий, то есть здесь не обязательны предварительные физиологические изменения. Очевидно, они могут проявиться, но уже в процессе медитации, то есть аутогенный транс и медитативное состояние могут быть сравнимы в динамике, в пролонгации, но не в стартовом периоде. Кроме того, медитация как метод формировалась на понятиях религии, восточной философии, трансцендентальных идеях. Можно привести массу связующих моментов медитации с этими понятиями, выходящими за рамки обычных медицинских, физиологических представлений. И можно предположить, что техника самовнушения, техника AT — это некая попытка уйти от мистики, от религиозности. Это попытка использовать ту же самую идею самоусовершенствования, но сделать ее доступной для широких слоев населения. Это попытка дать возможность использовать эту идею и тем людям, которые не воспринимают религиозно-мистическое погружение в транс, религиозно-мистическое созерцание. В этом, наверное, основные отличия аутогенной тренировки от медитации как самостоятельного метода. На наш взгляд, надо заранее предупреждать людей и иметь в виду, что если речь идет о занятиях AT в рамках первого этапа, то, как правило, здесь все относительно безобидно и единственное «осложнение», пожалуй, то, что человек просто не доводит до конца самообучение, прекращает занятия. И для преодоления этого «осложнения» мы часто используем гетеротренинг как начальный этап обучения человека AT. Что касается занятий йогой, медитаций — возможно ли то и другое без вхождения в какой-то определенный образ жизни, в какую-то степень религиозно-мистического настроя? Мы раньше считали, что в подобных занятиях ничего особенного нет, что какие-то осложнения возможны у людей, которые имеют к этому предпосылки: легко внушаемы, легко увлекаются религиозно-мистическими учениями, оккультизмом. Но в последнее время мы неоднократно сталкивались с примерами, когда абсолютно нормальные молодые люди, увлекшись медитативными упражнениями, доводили себя до попадания в психиатрическую больницу. У них появлялись зрительные галлюцинации не только в процессе медитации, но и в обычном состоянии. Так что к этим методам надо подходить очень осторожно. Сам я на определенном этапе своей карьеры пытался заниматься медитативными упражнениями и даже освоил определенные ступени медитации.
И сейчас периодически я использую эти методы, но в большей степени, как сказали бы увлекающиеся экстрасенсорикой, для восстановления энергетического баланса. Это все действительно очень интересно, но далеко не у всех людей есть иммунитет от психотических (психиатрических) реакций. Иногда мы сталкиваемся с дилеммой: стоит ли рекомендовать занятия йогой и медитацией нашим пациентам, когда они изначально настроены на эти методы и спрашивают у нас совета? Это очень трудный вопрос. Мы думаем, что даже врачам и психологам сложно судить по-настоящему о том, что такое истинная медитация, поскольку именно она неотделима от всего комплекса идей и положений, входящих в восточные учения. То, что дилетанты выхватывают из этого комплекса какие-то куски, ту же медитацию, пытаясь применять все это как обычные приемы саморегуляции, может быть, и вызывает осложнения. Это с одной стороны. В то же время, с другой стороны, существует специальное провоцирование психотических расстройств, причем не такое уж и редкое. Куда ни глянь, везде объявления, приглашающие на курсы по подготовке экстрасенсов, колдунов, белых магов, курсы по медитации и т. д. В программах этих курсов открыто афишируется такой раздел: медитативное вызывание галлюцинаций. И это один из основных моментов обучения. Естественно, что некоторые люди могут под руководством самозваных учителей научиться вызывать у себя галлюцинации, сначала с закрытыми, а потом и с открытыми глазами. И в конце концов галлюцинации начинают появляться спонтанно, то есть, по сути дела, с точки зрения психиатров, искусственно вызывается что-то близкое к психозу, шизофреноподобной реакции. По крайней мере, явно это не вариант нормы, а искусственно вызванная патология. И здесь налицо некий парадокс люди с устойчивой психикой как-то реже обращаются к этим вещам, их в меньшей степени интересуют все эти медитативные приемы, мистические учения Востока. С другой стороны, в чем-то ущербных людей, которые имеют психологические проблемы, в большей степени интересуют эти вопросы. Вот и получается: если взять группу людей, занимающихся изучением различных методов саморегуляции, то не меньше 90% из них имеют какие-то проблемы, часто довольно выраженные. Многие из них нуждаются в лечении у психиатра, у психотерапевта, в помощи психолога. И вместо того, чтобы дать им эту помощь, в ряде случаев их толкают на путь еще большего расстройства психики. И именно этим людям следует рекомендовать наиболее безопасные методы саморегуляции: самовнушение и первый этап AT. Получить осложнение в результате применения этих методов практически невозможно. Если пациент изначально настроен на медитацию в рамках восточных учений, мы, как правило, четко излагаем свое мнение. Придя к выводу, что данному человеку этот метод противопоказан, мы пытаемся убедить его избрать более безопасный метод саморегуляции. Среди современных гуру очень много шарлатанов, немало психически больных, но есть и люди, серьезно изучающие восточные учения. Общее для них одно: поиск учеников с психологическими проблемами. И среди наших с вами знакомых всегда можно найти людей с такими проблемами. Например, женщина после развода, измены мужа или другого трагического события вполне может под влиянием рекламы, по совету подруг, родственников искать помощи у того или иного целителя. И чем неразрешимее проблемы, тем легче переключить сознание на какую-то спасительную идею. И не имеет существенного значения направленность этой идеи: религиозный культ, мистика, инопланетяне и т. д. С такими людьми все понятно. Это все люди с неустойчивой психикой. Но больше пугает то, о чем мы уже сказали: известны примеры совершенно нормальных людей, обладавших, казалось бы, устойчивой психикой, не имевших никаких психологических проблем и которые просто-напросто под влиянием соответствующих книг увлеклись теорией и практикой восточных учений. И закончилось это появлением психопатоподобной симптоматики. Например, один из них не только стал по ночам выходить на улицу и «подзаряжаться от луны», но и «добился» появления у себя зрительных галлюцинаций (ложных восприятий). С другой стороны, невозможно воспрепятствовать распространению информации, которая у того или иного человека может вызвать психическое расстройство. Какой-то человек прочтет «Крейцерову сонату» Льва Толстого и сойдет с ума Другой посмотрит фильм о паранормальных явлениях и тоже сойдет с ума Просто надо со школьной скамьи воспитывать в людях психологическую устойчивость и адекватное мировоззрение, чтобы они, даже чем-то увлекаясь, всегда оставались в рамках реальности и умели бы смотреть на себя как бы со стороны. И даже глубоко входя в заданную роль при изучении тех или иных восточных методов, все-таки умели бы анализировать свое состояние, анализировать ситуацию в плане прогноза для себя и в общем-то умели бы вовремя останавливаться в своих увлечениях. И это все возможно! Просто надо об этом думать с самого начала изучения методов самоусовершенствования и саморегуляции. Необходим жесткий контроль над всеми гуру, целителями и т. п. Нужно поднять уровень просвещения, уровень контрпропаганды относительно трактовки трансцендентальных явлений. В то же время нельзя отрицать, что в восточных учениях, в восточных методах самоусовершенствования, таких как буддизм, йога, цигун и др., несомненно, много разумного, интересного, в том числе и для работы психотерапевта в плане заимствования отдельных техник. Но, опять же, при этом психотерапевт обязан оставаться в рамках реальности и помнить, что он берет на себя ответственность, обучая своих пациентов нестандартным методикам. Тем более это важно сейчас! Если раньше большинство наших пациентов до обращения к психотерапевту (помимо стандартной медицины) проходили лечение у гомеопатов, иглорефлексотерапевтов, остеопатов и т. д. то теперь картина изменилась: на первые места вышли экстрасенсы, целители, маги, колдуны. Они исправляют карму, ремонтируют ауру, снимают порчу и сглаз, лечат по фотографии и гарантируют абсолютный успех. И самое интересное в том, что нет никакой корреляции между общеобразовательным уровнем людей и степенью их доверия ко всем этим вещам. Вероятно, когда человеку не очень хорошо, когда нужна помощь, снижается уровень критичности, и люди начинают искать что-то необычное. Наверное, в чем-то виновато общее здравоохранение, во многом разочаровывающее людей настолько, что им хочется найти что-нибудь новое, эффективное. Имеет значение также внешне неформальное, заинтересованное отношение целителей и прочих магов к своим пациентам, что редко встретишь в официальном бесплатном здравоохранении. Но хорошее отношение к пациенту, способность вызывать доверие при отсутствии медицинских знаний может привести к трагическим результатам. У нас по опыту работы в реанимации на памяти страшный случай, когда ребенок с остеомиелитом тазовых костей лечился длительное время у экстрасенса и поступил в больницу в состоянии терминального (необратимого) шока. В результате ребенок погиб. Можно дойти и до такого абсурда. Таких примеров достаточно. Мы ничего не имеем против экстрасенсов в принципе, но если у них есть диплом врача или они работают в тесном взаимодействии с врачами. Парапсихология, большинство восточных учений, несомненно, имеют рациональное зерно, у них есть право на существование. Критиковать и опровергать учения, которым много тысяч лет, бессмысленно. Лично мы для себя приняли такое компромиссное решение: бесспорно, все эти трансцендентальные, биоэнергетические явления существуют, но занимают небольшую часть жизни. Условно не более 5% человеческого существования связано с этими явлениями. Но остальные 95% жизни обычного человека подчинено законам физики и биологии, где нет места паранормальным явлениям. (Впрочем, проанализировав свое состояние после проведения психотерапии, следует отметить, что биоэнергетическая составляющая сеансов психорегуляции, скорее всего, существенно превышает эти 5%.) Но это наше решение! Если наши пациенты увлечены религиозно-философскими учениями Востока, парапсихологией, оккультизмом в обратной пропорции — это их личное дело. Каждый человек вправе сам определять область своих интересов. Однако если наши пациенты или их родители, исходя из своих или навязанных им взглядов, отказываются от жизненно необходимых врачебных вмешательств, мы обязаны не только высказать им свое мнение или попытаться переубедить их, но и принять чисто практические меры для разрешения ситуации. В то же время, если нам становится известно, что пациенты самостоятельно или под чьим-то руководство занимаются йогой, цигуном и т. п. методами, но при этом обращаются за помощью к нам, то мы можем лишь информировать их о возможных последствиях чрезмерного увлечения этими методами. Даже если мы предчувствуем осложнение, никаких практических мер, кроме убеждения, принять не можем. Мы не можем и не должны регламентировать каждый шаг пациента и его увлечения. И потом, мы можем преувеличивать опасность этих методов. То, что мы рассматриваем как осложнение, может быть лишь необходимой ступенью для перехода к следующему этапу в овладении методом. Ответ на вопрос о принципах отбора отдельных техник из нестандартных методов самоусовершенствования в первую очередь должен базироваться на понимании целевых различий этих методов и психотерапии. Если, например, истинная медитация направлена на достижение нирваны, этическую перестройку личности в духе святости, добра и сострадания ко всему живому, то медитация в рамках психотерапии использует лишь отдельные звенья истинной медитации с целью купирования нервно-психических расстройств или создания условии для повышения эффективности непсихотерапевтических методов. Одна из ступеней медитации — пранаяма, набор дыхательных упражнений с обязательными задержками дыхания. Йоги таким образом обеспечивают себя жизненной энергией — пра-ной. Они, судя по литературе, могут останавливать дыхание на длительный срок, резко замедлять ритм сердца вплоть до его остановки. Ясно, что с такими методиками лучше самостоятельно не экспериментировать, хотя какие-то элементы пранаямы мы можем использовать в рамках гетеротренинга или AT. Примером творческой переработки отдельных ступеней восточных систем самоусовершенствования являются широко известные методы Бутейко, Грофа, Стрельниковой и др. Все они основаны на задержках дыхания или гипервентиляции. При этом сосуды головного мозга расширяются или сужаются и даже спазмируются. Нельзя утверждать, что эти методы опасны для жизни, хотя в отдельных случаях это так. По крайней мере, у отдельных пациентов можно спровоцировать нарушение мозгового кровообращения вплоть до инсульта или приступ эпи-лептиформных (по внешним проявлениям похожих на эпилептические) судорог на фоне форсированного дыхания. Эти вещи преодолимы, если четко учитываются показания и противопоказания к конкретной системе дыхательных упражнений. Отдельные элементы этих методов мы также используем в своей практике. В то же время нельзя забывать историю медицины. Панацеями от всех или многих болезней в разные времена считались кровопускание, пиявки, касторовое масло, минеральные воды, сверхдлительный сон, воздушные и солнечные ванны, телевизионные оздоровительные сеансы и так до бесконечности. Наверное, верить в чудеса, творить себе кумиров — такова природа человека!
Источник: Шишков В. В. "Практикум по психосоматике: почему болит и что делать? "— СПб.: Речь, 2007. — 168 с
|