На главную Саморегуляция Способы саморегуляции Теоретические основы, методы и практические возможности саморегуляции
Теоретические основы, методы и практические возможности саморегуляции
Саморегуляция - Способы саморегуляции
Индекс материала
Теоретические основы, методы и практические возможности саморегуляции
Медитация
Все страницы

Все ли люди должны иметь представление о саморегуляции? Куда уходят корни учения о саморегуляции? Можно ли заниматься саморегуляцией без желания? Какие существуют методы саморегуляции? Есть ли разница в построении формул самовнушения у взрослых и детей? Является ли аутогенная тренировка самостоятельным методом? Какие релаксационные техники лучше? Что такое гетеротренинг? Существуют ли границы применения саморегуляции? Этично ли рекомендовать эти методы онкологическим больным?

Устойчивость человека к отрицательным стрессам зависит от его типа высшей нервной деятельности (психотипа), уровня невротизации и соматического здоровья, навыков межличностного общения в семье, на работе, во всех сферах человеческого бытия, от способности к установлению эмоциональных контактов. Однако даже самые стрессоустойчивые и умеющие качественно общаться люди не застрахованы от развития неврозов и психосоматических заболеваний с течением времени. Особенно это относится к лицам, работа которых связана с постоянным риском или с необходимостью чрезмерного общения. Можно составить длинный список стрессогенных профессий, но в этом, очевидно, нет необходимости, так как каждый человек имеет представление о собственной работе. Кроме того, неблагоприятное влияние на психику людей могут оказывать и другие факторы: социально-бытовые, семейные, уровень соматического здоровья, вредные привычки, необходимость усвоения все возрастающего объема информации.
В данной публикации мы преднамеренно опускаем вопросы социального обеспечения, вопросы организации труда, экологии и т. д. Опыт показывает, что даже идеальные условия жизни, идеальная диспансеризация лишь частично улучшают положение, поскольку они сами по себе не решают проблему отрицательного влияния факторов стресса на нервно-психическое здоровье людей.

Что же делать? Как избежать развития неврозов и психосоматических заболеваний или самостоятельно избавиться от них? Как сохранить на долгие годы спокойствие и работоспособность?
Особое значение для решения этих задач имеет адекватное применение различных способов психической саморегуляции. Некоторые из них могут быть усвоены самостоятельно, некоторые —исключительно под руководством врача-психотерапевта. Главное, каждый здравомыслящий человек должен иметь представления об этих способах, должен уметь их применять в соответствии со своими потребностями и индивидуальными психофизическими особенностями.
Многие годы занимаясь изучением, внедрением и модификацией методов и методик саморегуляции, мы неоднократно сталкивались с фактами, когда простые технические приемы оказывались не менее эффективными, чем сложные и многокомпонентные.

К методам саморегуляции традиционно относятся самовнушение, аутогенная тренировка, медитация, различные релаксационные техники. Между этими методами и гипнозом есть прямая связь по целям и задачам, по психофизиологическим проявлениям. По многим параметрам саморегуляция предпочтительнее гипнотерапии, так как она дает человеку инструмент для борьбы с собственными болезнями, с неблагоприятными жизненными обстоятельствами, которым он может пользоваться, не прибегая к помощи психотерапевта или сведя ее к минимуму. Человек, самостоятельно восстановивший свое здоровье, становится уверенным, оптимистичным; он начинает по-другому, с уважением относиться к самому себе, что является лучшей профилактикой для предупреждения рецидива болезни.

Под саморегуляцией мы понимаем прежде всего психорегуляцию, которая, в свою очередь, выступает составной частью Самосовершенствования. Конечно, психорегуляция оказывает влияние не только на психику, душевный мир, но и на все органы и системы. Самоусовершенствование — более широкое понятие, включающее в себя массу компонентов этического и физического плана. К физическим компонентам относятся физкультура, спорт, закаливание, рациональное питание, дозированное голодание и т. д.
Это направление психофизической коррекции очень перспективно. Во-первых, в плане предполагаемого развития профилактической медицины как в целом, так и с учетом возрастных групп и профессий. Во-вторых, с учетом вероятного преподавания в перспективе методов саморегуляции, начиная со школьной скамьи, и постепенного изменения отношения к этим методам со стороны населения. Общий положительный фон создаст условия для более широкого их использования при различных заболеваниях. Но время это наступит не скоро. Человека можно убедить и даже заставить заниматься психической саморегуляцией, если он, например, космонавт, летчик, спасатель или подающий надежды спортсмен. Убедить же здорового человека, не имеющего особых проблем, заниматься чем-то, по его мнению, бесполезным в повседневной жизни, очень трудно. Конечно, если все это станет обычным школьным предметом, может быть, отношение к профилактической психорегуляции изменится, но не обязательно в ожидаемом направлении. Для примера можно взять изучение трудов классиков на уроках литературы. К чему это привело? Школьники читают что угодно, но только не классиков. Правда, эти уроки саморегуляции могут быть ненавязчивыми, игровыми.
Основоположник метода самовнушения французский аптекарь Эмиль Куэ говорил, что если перед сном про себя двадцать раз повторить определенную формулу самовнушения, то есть определенный шанс, что эти слова реализуются. Он имел в виду прежде всего формулировки, направленные на улучшение своего здоровья. Для взрослых — с учетом качества их абстрактно-ассоциативного мышления — вначале следует использовать общие формулировки типа «С каждым днем я буду чувствовать себя все лучше и лучше во всех отношениях» и лишь при последующих занятиях присоединять к ним частные. Для детей, с учетом конкретности мышления, нужны в основном симптоматически направленные и короткие формулировки типа «Головные боли полностью уйдут». Дошкольников и младших школьников необходимо контролировать, так как обучение самовнушению не всегда проходит гладко. У многих детей необходимость регулярных занятий самовнушением вызывает сопротивление, формирует негативное отношение к тому, кто дает инструкции, то есть к психотерапевту, и к тем, кто контролирует их выполнение, то есть к родителям или другим родственникам. Задача и психотерапевта, и родителей — уметь свести к минимуму сопротивление детей не только за счет собственных способностей к убеждению, но и за счет упрощения методик, внесения в них игровых элементов, заранее обусловленным поощрением при полном или частичном избавлении от симптома. А еще лучше заниматься саморегуляцией всей семьей.
В сущности, все методики саморегуляции могут быть разделены на перспективные и быстрого действия. Самовнушение в качестве методики быстрого действия не требует особых условий и может проводиться с открытыми глазами в любое время суток. Эта методика может использоваться преимущественно взрослыми и подростками с целью успокоения и переключения внимания, отвлечения от патологического симптома или навязчивых мыслей, например, при страхах, бронхоспазме, приступе стенокардии и т. д. Лучше всего ее начинать с медленного дыхания, считая про себя до пяти при вдохе и до семи при выдохе, а после установления ритма дыхания при каждом вдохе повторять фразу. «Я абсолютно спокоен», а при каждом выдохе: «Напряжение покидает меня». Но в этом уже есть элементы следующей методики саморегуляции — аутогенной тренировки (AT). Ведь основное условия для AT — первоначальное приведение себя в состоянии релаксации с последующим повторением формул самовнушения. И не имеет значения, при помощи каких приемов достигается релаксация: специального дыхания или предварительных упражнений, стимулирующих тепло, тяжесть и другие ощущения.

В качестве перспективной методики самовнушение можно проводить в любое время суток! Никто не мешает человеку, когда он едет в метро или идет по улице, многократно повторять про себя классическую формулу: «С каждым днем я буду чувствовать себя все лучше и лучше во всех отношениях». Это самовнушение в чистом виде, которое само по себе стимулирует внутренние резервы организма, мобилизует человека, если можно так выразиться, к деятельному спокойствию.
О других методах саморегуляции, наверное, надо говорить особо, поскольку их применение требует активных волевых усилий со стороны человека. Наверное, легче провести курс гипнотерапии с подростком-невротиком, чем обучить его качественной технике аутогенной тренировки (AT). На практике в этих случаях психотерапевту чаще всего приходится использовать гипноз с постепенным переходом к гетеротренингу, то есть к обучению психорегулирующему методу под руководством специалиста, а от гетеротренинга — к стимуляции пациента к самостоятельным занятиям AT.
Что же такое аутогенная тренировка? Когда мы говорим об AT, то необходимо вспомнить основоположника метода — Иоганса Генриха Шульца. Метод условно можно назвать синтетическим, то есть состоящим из трех тесно взаимосвязанных методик. Во-первых, это самовнушение, о котором мы уже говорили. Во-вторых, различные релаксационные (расслабляющие) техники, лучшей из которых, на наш взгляд, является методика Джейкобсона — прогрессирующая мышечная релаксация, основанная на контрасте ощущений напряжения и расслабления, а практически представляющая собой попеременное напряжение и расслабление отдельных мышечных групп (подробнее эту методику в нашей модификации см. ниже). И в-третьих, это отдельные приемы, техники, взятые из йоги.
В принципе, классический метод AT дает возможность очень качественного овладения саморегуляцией, но для этого требуется, во-первых, хороший руководитель, а во-вторых, как это ни парадоксально, — здоровье и достаточная сила воли.
Например, многие люди бросили заниматься AT только из-за того, что они не способны, как им показалось, вызвать у себя последовательно ощущения тепла или тяжести в конкретной части тела. На самом деле, известно, что у одних людей легче вызывается ощущение тяжести, у других — ощущение тепла, а какое-то из этих ощущений может и вовсе не продуцироваться без длительной тренировки. Логичнее строить фразу самовнушения таким образом, чтобы ее содержание (хотя бы частично) обязательно реализовалось, то есть сразу комбинировать оба ощущения.
Когда-то автор этой публикации сам пытался овладеть этим методом и первоначально выбрал классический вариант. Однако очень скоро убедился, что для самостоятельного овладения этот метод малопригоден. Пришлось обратиться к другим источникам и сконструировать комплексную и достаточно простую методику, не вызывающую ощущения непреодолимости. Сейчас проблема, пожалуй, заключается в другом. Количество методик самоусовершенствования, саморегуляции, включая AT, растет в таком темпе, что самому человеку, если он решит овладеть AT без помощи психотерапевта, очень трудно будет выбрать нужную методику, соответствующую его психофизическим особенностям. Некоторые методики AT ориентированы в физиологическом плане, другие больше в психологическом, третьи вызывают сонливость и успокоение, четвертые активизируют, пятые включают мистику, иррациональность и т. д. Если проанализировать ситуацию с нашим собственным выбором методик как для себя, так и для пациентов, то получится, что все они являются сборными, заимствованными нами из различных источников, хотя мы со временем перестаем это замечать, пользуемся ими как стандартными, устоявшимися.
Если оставить в стороне самостоятельно овладевающих техникой AT, то среди обращающихся к психотерапевту пациентов достаточно высокий процент тех, кого при должной настойчивости и регулярном контроле можно обучить многим методикам, но преимущественно в рамках первого этапа. И здесь большое значение имеет наглядность обучения. Особенно это касается детей и подростков. Легче всего дать пациенту прочувствовать образец тепла и тяжести, что мы обычно и делаем. Тепло, как известно, вызывается трением рук, а ощущение тяжести появляется после сильного сжатия и последующего разжимания кистей рук. Для демонстрации других ощущений можно использовать ассоциации. Например, можно представить какую-нибудь поездку в автобусе, машине, когда транспорт преодолевает крутой спуск, а потом подъем. При этом ощущения при спуске должны ассоциироваться с невесомостью, а при подъеме — с тяжестью во всем теле. Если эта методика не срабатывает, то приходится использовать гетеротренинг с элементами внушения.
Для усиления наглядности при групповых занятиях можно попросить тех членов группы, которые успешно выполнили все предшествующие задания, поделиться своим опытом. Кроме того, можно привести известные факты из жизни различных людей, когда профессиональное владение AT спасало жизнь. Например, в одной из книг психотерапевта и автора множества популярных книг Владимира Леви рассказывается о немецком враче и путешественнике Линдемане, который переплыл океан в маленькой надувной лодке и остался жив только благодаря совершенной технике AT, доведенной до автоматизма, а также о группе альпинистов, которых накрыла снежная лавина Их было более десяти, и к счастью, их сравнительно быстро нашли и откопали, но всем им, кроме одного, из-за сильного отморожения пришлось ампутировать пальцы рук и ног. А этот единственный, попав в экстремальную ситуацию, ввел себя в аутогенный транс, внушив себе спокойствие и тепло в конечностях. Невероятно, но факт, что все его двадцать пальцев остались целыми и невредимыми.
Можно вспомнить и людей, которые во время стихийных бедствий, когда все остальные уже смирились с неминуемой гибелью, дав себе приказ, действуют предельно четко, спасают себя, своих близких, а также многих других, находя порой единственно верный выход из практически безвыходной ситуации. Студенты обычно смеются, услышав, что можно дать себе приказ, успокоиться и вспомнить все, что слышал от преподавателя и читал в учебнике, сдать на «отлично» любой экзамен или зачет. Тем не менее это возможно, так как человеческая память состоит из трех составляющих: фиксации, ретенции (удержание) и репродукции (воспроизведение) информации. Так вот, проблема чаще всего возникает с последним фактором. Недаром в состоянии гипноза вспоминают изученные много десятков лет назад иностранные слова, а значит, это так лее возможно в состоянии аутогенного транса. Один из ведущих советских специалистов по AT А. С. Ромен еще в 1970-е годы отмечал, что при помощи этого метода можно вызывать все те же феномены, что и при помощи гипноза. Следовательно, как и гипноз, этот метод должен использоваться по строгим показаниям и под руководством специалиста. Но это относится ко второму этапу AT с визуализацией представлений, с аутопсихоанализом, который крайне сложен для самостоятельного усвоения. Здесь сложность в овладении AT является не минусом, а скорее плюсом. Большинство людей, пытающихся самостоятельно овладеть этим методом в полном объеме, скорее всего, потерпят неудачу, и их минуют возможные осложнения. Но в то же время наиболее упорные из них способны к овладению вторым этапом AT без помощи специалиста. И вот тут-то возникает вероятность осложнений.

В идеальном варианте как для больных с различной патологией, так и для здоровых людей с психологическими проблемами требуются особые методики AT. Практически мы это учитываем при индивидуальной работе с пациентами. Когда же обучение методам саморегуляции идет в массовом порядке через литературу, телерадиовещание, магнитофонные кассеты и компакт-диски, то существует определенная опасность для людей с неустойчивой ПСИХИКОЙ.
Границы применения саморегуляции трудно определить, как и границы применения психотерапии. Ясно, что этими методами можно воздействовать только на те заболевания или состояния, когда хотя бы теоретически возможна функциональная компенсация. К примеру, при остром аппендиците методами психотерапии можно было бы снять боль, но это категорически недопустимо, так как боль здесь — только симптом, симптом важный, говорящий об опасности и необходимости экстренного хирургического вмешательства. Тяжелая пневмония требует немедленного назначения антибиотиков и адекватной инфузионнои терапии и т. п. Вместе с тем неправильно будет сказать, что психотерапия, включая методы саморегуляции, применима только к «нервным» болезням, к неврозам. Показания к этим методам гораздо шире. Другое дело, что где-то они выступают в качестве ведущих методов лечения, а где-то входят в комплексную терапию тех или иных заболеваний в качестве одного из методов.
Во времена бума так называемого «феномена Кашпиров-ского» большой интерес вызывали его высказывания о внутренних резервах организма, о полном наборе лекарственных веществ внутри каждого человеческого организма и т. д. Хотя наше отношение к самому Кашпировскому неоднозначно, его стремление расширить диапазон психотерапевтического воздействия заслуживает одобрения и поддержки. Однако телевизионная психотерапия массы неподготовленных людей, да еще при отсутствии быстрой обратной связи в случае осложнений, недопустима. Недопустима также реклама возможностей психотерапии, не соответствующая реальности. Наша собственная практика подтверждает опасность такой рекламы. Вспоминается случай, когда мы провели успешный курс гипнотерапии с 7-летним мальчиком по поводу энкопреза (недержание кала неорганической природы), страдавшего также инсулинозависимой формой сахарного диабета Мать мальчика, просмотрев ряд телевизионных выступлений Кашпировского, рекламировавших возможности психотерапии, в том числе и по лечению сахарного диабета, вновь обратилась к нам за помощью. Матери ребенка было объяснено, что у ее сына прогрессирующая инсулинозависимая форма сахарного диабета. Психотерапия в данном случае может быть применена для улучшения общего состояния, снижения нервной возбудимости, выработки адекватного отношения к ежедневным инъекциям инсулина и к необходимости соблюдать диету и т. д. Данное объяснение не удовлетворило мать, и она решила продолжить поиски специалиста, который «лечит так же, как Кашпировскии», или попасть к нему на прием лично. В конце концов она добилась своего, Кашпировскии провел с мальчиком курс индивидуальных сеансов психотерапии. Какой-либо динамики относительно сахарного диабета не отмечалось, но уже на фоне проводимых сеансов наступил рецидив энкопреза. Надежды матери на самопроизвольное прекращение энкопреза не оправдались, и она была вынуждена обратиться к нам опять. И нам стоило немало усилий добиться стойкого излечения энкопреза
Естественно, что при занятиях саморегуляцией также следует исключить абсолютно нереальные цели. Но с другой стороны, если мы подразумеваем, что саморегуляция на высоком уровне оказывает действие, аналогичное сеансам гипносуггестии, то есть внушению в гипнотическом трансе, то можно предположить и то, что каждый человек, воздействуя на себя, может влиять на свой организм достаточно сильно, так как в нашем организме действительно вырабатывается большинство «лекарственных» веществ, необходимых для преодоления разнообразных заболеваний. Другое дело, что при обычном состоянии организма они вырабатываются в недостаточном количестве, недостаточно быстро, чтобы оказывать воздействие на организм.
И вот в чем вопрос: возможна ли выработка организмом человека собственных биоактивных, лекарственных веществ на фоне психотерапевтического воздействия?
Есть масса клинических работ, касающихся динамики психотерапии, динамики гипнотерапии. И динамика эта достаточно положительная в том отношении, что меняются не только состояние, самочувствие пациентов, но и биохимическая картина; на фоне гипнотерапии идет активная выработка тех веществ, которые определяют иммунитет. При ряде заболеваний происходят те же самые изменения, что и под воздействием лекарственных препаратов. О чем это говорит? Если гипнотерапия, другие методы психотерапии вызывают биохимические изменения, аналогичные таковым при лекарственной терапии, это означает, что психотерапия стимулирует появление конкретных биологически активных веществ, посредством которых осуществляются химические реакции, по сути такие же, как и при применении лекарств.
Конечно, психотерапия, а тем более методы саморегуляции не смогут заменить антибиотики в случаях тяжелых инфекций, но и здесь теоретически можно предположить ее положительное действие. Мы же знаем известную фразу хирурга из армии Наполеона: «Раны заживают быстрее в армии победителей». Почему они заживают быстрее? Только ли потому, что улучшается иммунитет? Вероятно, идет также выработка каких-то противовоспалительных веществ? Но это, конечно, пока только гипотеза.
Если взять, опять же, йогов, то, судя по описанию, они могут творить чудеса со своим организмом и буквально в считаные часы избавляться от большинства инфекций. Но что это такое? Ясно, что это не просто влияние собственного духа на заболевание. Это определенные биохимические реакции. И чем это хуже терапии антибиотиками?
При некоторых заболеваниях, например при неврозах, психотерапия по многим параметрам предпочтительнее лекарств.
Предположим, мы одному больному назначили какой-то транквилизатор, а с другим проводим курс гипнотерапии. И в том и в другом случае мы получаем эффект успокоения. Значит, в организме больного происходят близкие изменения на биохимическом уровне. Однако лекарство может вызывать побочные эффекты в виде аллергии, непереносимости, привыкания и т. д. Чистая лекарственная терапия не разрешает проблематику больного неврозом, тогда как гипнотерапия в сочетании с другими методами психотерапии способна ее разрешить. То же самое относится и к методам саморегуляции.
Конечно, нет смысла противопоставлять медикаментозное лечение и психотерапию. Ясно, что во многих случаях одно надо дополнять другим. В этом плане никаких сомнений нет. Но сама возможность немедикаментозного лечения очень показательна Говоря о том, что психотерапевтические методы лечения применяются не только при неврозах, но и при многих органических заболеваниях, чаще в комплексе с другими методами, вероятно, следует вспомнить об онкологии. У больных этого профиля можно с успехом применять симптоматическую психотерапию для купирования реакций на химиотерапию, для купирования болей, рвоты, тошноты, для улучшения аппетита, настроения и т. д. Есть пациенты, которые на фоне психотерапии набирали вес и чувствовали себя длительное время сравнительно хорошо. Это с одной стороны. А с другой, если применять психотерапевтические методы у онкологических больных, то надо четко представлять, чего можно добиться, а чего нет, каковы должны быть взаимоотношения врача с пациентами и их родственниками. Врач-психотерапевт, естественно, не обещает выздоровления, а борется с определенными симптомами, хотя надежду на чудо у пациента отбирать полностью тоже не стоит. Тем более что такие факты имели место. Так, один полярник, узнав о существовании у себя онкологического заболевания (опухоли в брюшной полости), сразу же уехал на полярную станцию, где, уединившись от коллег, каждую ночь, используя продвинутые методы AT, представлял себе белую медведицу, которая буквально выгрызает у него эту опухоль. Коллеги, слыша его душераздирающие крики, беспокоились за его психическое здоровье, считая, что он буквально «сходит с ума». Однако он не помешался, а избавился от рака. С другой стороны, такие случаи единичны, и если каждый онкологический больной, у которого опухоль выявлена на ранней стадии, вместо операции, которая могла бы продлить ему жизнь на многие годы, а при некоторых разновидностях рака — на десятки лет, вместо этого будет овладевать AT, то время для радикальной помощи может быть упущено.
В общем, о какой бы группе органических заболеваний мы ни говорили, везде присутствует психосоматический компонент, то есть всегда можно найти точку приложения для психотерапии. Возьмем, например, перелом бедра: от того, как настроен больной, от его желания выздороветь во многом зависят сроки сращения костной ткани в месте перелома Это известный факт. Значит, опять же возможно применение психотерапии.
Что касается непосредственного влияния на органический, анатомический компонент заболевания, то сюда следует отнести нейродермит, псориаз, красный плоский лишай, язвенный энтероколит и т. д. Относительно рассасывания рубцовой ткани можно лишь высказать предположение: если процесс ускоряется под воздействием рассасывающей лекарственной терапии, физиотерапии, это может означать, что теоретически нельзя исключать такую возможность и под действием психотерапии.

Другое дело, что добросовестный психотерапевт четко должен знать, где психотерапия может быть ведущим методом, а где вспомогательным.

Как мы уже отмечали, большинство людей бросают занятия AT в самом начале из-за трудностей в реализации необходимых ощущений. Но, возможно, это происходит еще и потому, что для многих людей заниматься чем-то подобным в одиночку скучно, тем более при отсутствии сверхувлеченности этим методом. Здесь есть нечто схожее с утренней гимнастикой, о пользе которой знают все, но которую не делает подавляющее большинство. Вместе с тем, если занятия гимнастикой, аэробикой, гидроаэробикой проводятся где-то в престижном спортивном клубе, в молодежном или оздоровительном лагере, санатории, то в них принимают участие практически все, так как в этих случаях действуют положительный пример окружения, авторитет руководства и инструктора.
Аналогично обстоит дело и с занятиями AT, если они проводятся под руководством специалиста: врача-психотерапевта, психолога, тренера, имеющего специальную подготовку. Терминологически правильно называть такие занятия гетеротренин-гом, то есть обучением психорегулирующему методу под руководством специалиста. Во время этого обучения результатов можно добиться гораздо быстрее и на более высоком качественном уровне, чем при попытках самостоятельно овладеть AT и другими методами саморегуляции. Проведение гетеротренин-га под руководством врача-психотерапевта делает возможной обратную связь между врачом и пациентом, позволяет контролировать усвоение тех или иных упражнений, в процессе пост-тренинговых бесед индивидуализировать некоторые упражнения для того или иного пациента в зависимости от его проблем. К примеру, формулировки самовнушения, направленные непо-редственно на сердечную деятельность, могут у мнительных пациентов спровоцировать появление неприятных ощущений в области сердца. В этих случаях целесообразно ограничить самовнушение стимуляцией ощущений тепла и легкости по всей грудной клетке.
Какая бы модификация AT или гетеротренинга ни применялась, важна общая направленность психотерапевтического процесса. Помимо того, что она может носить общий или симптоматический характер, эта направленность может касаться исключительно самого состояния, то есть достижения аутогенного транса и пребывания в нем без каких-либо дополнительных самовнушений, что само по себе обладает седативным и вегетонормализующим действием. Далее: AT может преследовать психоаналитические цели, достижение отреагирования на явную или скрытую психотравму, адаптацию к предстоящим стрессогенным событиям и т. д. Это практическая, утилитарная сторона AT. Но есть и другое направление: изначальная ориентация на духовное самоусовершенствование с использованием аутогенной медитации, на поиск смысла существования и прочих компонентов в рамках гуманистической или религиозной этики. При этом не требуется лечить конкретные нервно-психические расстройства, так как они, по мнению авторов, должны уйти сами при достижении определенного уровня самоусовершенствования.

Но все-таки стоит разобраться с терминологией. Когда мы говорим о самовнушении — все ясно. Когда мы говорим об AT, также все более или менее ясно, но только до тех пор, пока речь не заходит о медитации. Что такое аутогенная медитация и чем она отличается от медитации как отдельного метода? Может быть, AT — всего лишь разновидность йоги, медитации? Разные авторы трактуют это неодинаково, к тому же большинство людей связывают йогу и медитацию с мистикой. Конечно, если человек уже настроен мистически, его трудно в этом разубедить, но таких меньшинство, а поэтому в следующей части мы попытаемся, по возможности отбросив мистику, внести ясность в этот вопрос.


 

МЕДИТАЦИЯ БЕЗ МИСТИКИ

Чем отличается медитация как самостоятельный метод от аутогенной медитации в рамках AT? Может ли чрезмерная увлеченность различными учениями Востока принести вред психическому и физическому здоровью? Может ли психотерапевт использовать нестандартные лечебные методы?


Говоря о медитации, нельзя не вспомнить такие связанные с медитацией понятия, как «нирвана», «озарение», «просветление», то есть те состояния, которые сродни религиозному экстазу. Часто возникают вопросы такого плана: в чем отличие аутогенной медитации от медитации как самостоятельного метода? В принципе, и самовнушение, и AT, и медитация — все это понятия близкие, одного порядка Тем не менее в методологическом аспекте они различны. Что такое медитация? Если руководствоваться переводом с латыни, это всего лишь обдумывание, размышление. На практике — это концентрация ума, сосредоточение на какой-то значимой для человека мысли, идее, предмете. Мы считаем, что самовнушение — это повторение определенных формул без обдумывания их сути, что AT, прежде всего, — приведением самого себя в определенное физиологическое состояние и уже потом, после появления каких-то феноменов, связанных с изменением физиологического состояния, — включение на этом фоне самовнушения, того же сосредоточения и т. д. Медитация как самостоятельный метод — это первоначальное сосредоточение на конкретной мысли, идее, предмете без каких-либо условий, то есть здесь не обязательны предварительные физиологические изменения. Очевидно, они могут проявиться, но уже в процессе медитации, то есть аутогенный транс и медитативное состояние могут быть сравнимы в динамике, в пролонгации, но не в стартовом периоде. Кроме того, медитация как метод формировалась на понятиях религии, восточной философии, трансцендентальных идеях. Можно привести массу связующих моментов медитации с этими понятиями, выходящими за рамки обычных медицинских, физиологических представлений. И можно предположить, что техника самовнушения, техника AT — это некая попытка уйти от мистики, от религиозности. Это попытка использовать ту же самую идею самоусовершенствования, но сделать ее доступной для широких слоев населения. Это попытка дать возможность использовать эту идею и тем людям, которые не воспринимают религиозно-мистическое погружение в транс, религиозно-мистическое созерцание. В этом, наверное, основные отличия аутогенной тренировки от медитации как самостоятельного метода.
На наш взгляд, надо заранее предупреждать людей и иметь в виду, что если речь идет о занятиях AT в рамках первого этапа, то, как правило, здесь все относительно безобидно и единственное «осложнение», пожалуй, то, что человек просто не доводит до конца самообучение, прекращает занятия. И для преодоления этого «осложнения» мы часто используем гетеротренинг как начальный этап обучения человека AT. Что касается занятий йогой, медитаций — возможно ли то и другое без вхождения в какой-то определенный образ жизни, в какую-то степень религиозно-мистического настроя? Мы раньше считали, что в подобных занятиях ничего особенного нет, что какие-то осложнения возможны у людей, которые имеют к этому предпосылки: легко внушаемы, легко увлекаются религиозно-мистическими учениями, оккультизмом. Но в последнее время мы неоднократно сталкивались с примерами, когда абсолютно нормальные молодые люди, увлекшись медитативными упражнениями, доводили себя до попадания в психиатрическую больницу. У них появлялись зрительные галлюцинации не только в процессе медитации, но и в обычном состоянии. Так что к этим методам надо подходить очень осторожно. Сам я на определенном этапе своей карьеры пытался заниматься медитативными упражнениями и даже освоил определенные ступени медитации.

И сейчас периодически я использую эти методы, но в большей степени, как сказали бы увлекающиеся экстрасенсорикой, для восстановления энергетического баланса. Это все действительно очень интересно, но далеко не у всех людей есть иммунитет от психотических (психиатрических) реакций.
Иногда мы сталкиваемся с дилеммой: стоит ли рекомендовать занятия йогой и медитацией нашим пациентам, когда они изначально настроены на эти методы и спрашивают у нас совета? Это очень трудный вопрос. Мы думаем, что даже врачам и психологам сложно судить по-настоящему о том, что такое истинная медитация, поскольку именно она неотделима от всего комплекса идей и положений, входящих в восточные учения. То, что дилетанты выхватывают из этого комплекса какие-то куски, ту же медитацию, пытаясь применять все это как обычные приемы саморегуляции, может быть, и вызывает осложнения. Это с одной стороны. В то же время, с другой стороны, существует специальное провоцирование психотических расстройств, причем не такое уж и редкое. Куда ни глянь, везде объявления, приглашающие на курсы по подготовке экстрасенсов, колдунов, белых магов, курсы по медитации и т. д. В программах этих курсов открыто афишируется такой раздел: медитативное вызывание галлюцинаций. И это один из основных моментов обучения. Естественно, что некоторые люди могут под руководством самозваных учителей научиться вызывать у себя галлюцинации, сначала с закрытыми, а потом и с открытыми глазами. И в конце концов галлюцинации начинают появляться спонтанно, то есть, по сути дела, с точки зрения психиатров, искусственно вызывается что-то близкое к психозу, шизофреноподобной реакции. По крайней мере, явно это не вариант нормы, а искусственно вызванная патология.
И здесь налицо некий парадокс люди с устойчивой психикой как-то реже обращаются к этим вещам, их в меньшей степени интересуют все эти медитативные приемы, мистические учения Востока. С другой стороны, в чем-то ущербных людей, которые имеют психологические проблемы, в большей степени интересуют эти вопросы. Вот и получается: если взять группу людей, занимающихся изучением различных методов саморегуляции, то не меньше 90% из них имеют какие-то проблемы, часто довольно выраженные. Многие из них нуждаются в лечении у психиатра, у психотерапевта, в помощи психолога. И вместо того, чтобы дать им эту помощь, в ряде случаев их толкают на путь еще большего расстройства психики. И именно этим людям следует рекомендовать наиболее безопасные методы саморегуляции: самовнушение и первый этап AT. Получить осложнение в результате применения этих методов практически невозможно.
Если пациент изначально настроен на медитацию в рамках восточных учений, мы, как правило, четко излагаем свое мнение. Придя к выводу, что данному человеку этот метод противопоказан, мы пытаемся убедить его избрать более безопасный метод саморегуляции.
Среди современных гуру очень много шарлатанов, немало психически больных, но есть и люди, серьезно изучающие восточные учения. Общее для них одно: поиск учеников с психологическими проблемами. И среди наших с вами знакомых всегда можно найти людей с такими проблемами. Например, женщина после развода, измены мужа или другого трагического события вполне может под влиянием рекламы, по совету подруг, родственников искать помощи у того или иного целителя. И чем неразрешимее проблемы, тем легче переключить сознание на какую-то спасительную идею. И не имеет существенного значения направленность этой идеи: религиозный культ, мистика, инопланетяне и т. д. С такими людьми все понятно. Это все люди с неустойчивой психикой. Но больше пугает то, о чем мы уже сказали: известны примеры совершенно нормальных людей, обладавших, казалось бы, устойчивой психикой, не имевших никаких психологических проблем и которые просто-напросто под влиянием соответствующих книг увлеклись теорией и практикой восточных учений. И закончилось это появлением психопатоподобной симптоматики. Например, один из них не только стал по ночам выходить на улицу и «подзаряжаться от луны», но и «добился» появления у себя зрительных галлюцинаций (ложных восприятий).
С другой стороны, невозможно воспрепятствовать распространению информации, которая у того или иного человека может вызвать психическое расстройство. Какой-то человек прочтет «Крейцерову сонату» Льва Толстого и сойдет с ума Другой посмотрит фильм о паранормальных явлениях и тоже сойдет с ума Просто надо со школьной скамьи воспитывать в людях психологическую устойчивость и адекватное мировоззрение, чтобы они, даже чем-то увлекаясь, всегда оставались в рамках реальности и умели бы смотреть на себя как бы со стороны. И даже глубоко входя в заданную роль при изучении тех или иных восточных методов, все-таки умели бы анализировать свое состояние, анализировать ситуацию в плане прогноза для себя и в общем-то умели бы вовремя останавливаться в своих увлечениях. И это все возможно! Просто надо об этом думать с самого начала изучения методов самоусовершенствования и саморегуляции. Необходим жесткий контроль над всеми гуру, целителями и т. п. Нужно поднять уровень просвещения, уровень контрпропаганды относительно трактовки трансцендентальных явлений.

В то же время нельзя отрицать, что в восточных учениях, в восточных методах самоусовершенствования, таких как буддизм, йога, цигун и др., несомненно, много разумного, интересного, в том числе и для работы психотерапевта в плане заимствования отдельных техник. Но, опять же, при этом психотерапевт обязан оставаться в рамках реальности и помнить, что он берет на себя ответственность, обучая своих пациентов нестандартным методикам. Тем более это важно сейчас! Если раньше большинство наших пациентов до обращения к психотерапевту (помимо стандартной медицины) проходили лечение у гомеопатов, иглорефлексотерапевтов, остеопатов и т. д. то теперь картина изменилась: на первые места вышли экстрасенсы, целители, маги, колдуны. Они исправляют карму, ремонтируют ауру, снимают порчу и сглаз, лечат по фотографии и гарантируют абсолютный успех. И самое интересное в том, что нет никакой корреляции между общеобразовательным уровнем людей и степенью их доверия ко всем этим вещам. Вероятно, когда человеку не очень хорошо, когда нужна помощь, снижается уровень критичности, и люди начинают искать что-то необычное. Наверное, в чем-то виновато общее здравоохранение, во многом разочаровывающее людей настолько, что им хочется найти что-нибудь новое, эффективное. Имеет значение также внешне неформальное, заинтересованное отношение целителей и прочих магов к своим пациентам, что редко встретишь в официальном бесплатном здравоохранении.
Но хорошее отношение к пациенту, способность вызывать доверие при отсутствии медицинских знаний может привести к трагическим результатам. У нас по опыту работы в реанимации на памяти страшный случай, когда ребенок с остеомиелитом тазовых костей лечился длительное время у экстрасенса и поступил в больницу в состоянии терминального (необратимого) шока. В результате ребенок погиб. Можно дойти и до такого абсурда. Таких примеров достаточно. Мы ничего не имеем против экстрасенсов в принципе, но если у них есть диплом врача или они работают в тесном взаимодействии с врачами. Парапсихология, большинство восточных учений, несомненно, имеют рациональное зерно, у них есть право на существование. Критиковать и опровергать учения, которым много тысяч лет, бессмысленно.
Лично мы для себя приняли такое компромиссное решение: бесспорно, все эти трансцендентальные, биоэнергетические явления существуют, но занимают небольшую часть жизни. Условно не более 5% человеческого существования связано с этими явлениями. Но остальные 95% жизни обычного человека
подчинено законам физики и биологии, где нет места паранормальным явлениям. (Впрочем, проанализировав свое состояние после проведения психотерапии, следует отметить, что биоэнергетическая составляющая сеансов психорегуляции, скорее всего, существенно превышает эти 5%.)
Но это наше решение! Если наши пациенты увлечены религиозно-философскими учениями Востока, парапсихологией, оккультизмом в обратной пропорции — это их личное дело. Каждый человек вправе сам определять область своих интересов.
Однако если наши пациенты или их родители, исходя из своих или навязанных им взглядов, отказываются от жизненно необходимых врачебных вмешательств, мы обязаны не только высказать им свое мнение или попытаться переубедить их, но и принять чисто практические меры для разрешения ситуации.
В то же время, если нам становится известно, что пациенты самостоятельно или под чьим-то руководство занимаются йогой, цигуном и т. п. методами, но при этом обращаются за помощью к нам, то мы можем лишь информировать их о возможных последствиях чрезмерного увлечения этими методами. Даже если мы предчувствуем осложнение, никаких практических мер, кроме убеждения, принять не можем. Мы не можем и не должны регламентировать каждый шаг пациента и его увлечения. И потом, мы можем преувеличивать опасность этих методов. То, что мы рассматриваем как осложнение, может быть лишь необходимой ступенью для перехода к следующему этапу в овладении методом. Ответ на вопрос о принципах отбора отдельных техник из нестандартных методов самоусовершенствования в первую очередь должен базироваться на понимании целевых различий этих методов и психотерапии. Если, например, истинная медитация направлена на достижение нирваны, этическую перестройку личности в духе святости, добра и сострадания ко всему живому, то медитация в рамках психотерапии использует лишь отдельные звенья истинной медитации с целью купирования нервно-психических расстройств или создания условии для повышения эффективности непсихотерапевтических методов.
Одна из ступеней медитации — пранаяма, набор дыхательных упражнений с обязательными задержками дыхания. Йоги таким образом обеспечивают себя жизненной энергией — пра-ной. Они, судя по литературе, могут останавливать дыхание на длительный срок, резко замедлять ритм сердца вплоть до его остановки. Ясно, что с такими методиками лучше самостоятельно не экспериментировать, хотя какие-то элементы пранаямы мы можем использовать в рамках гетеротренинга или AT.
Примером творческой переработки отдельных ступеней восточных систем самоусовершенствования являются широко известные методы Бутейко, Грофа, Стрельниковой и др. Все они основаны на задержках дыхания или гипервентиляции. При этом сосуды головного мозга расширяются или сужаются и даже спазмируются. Нельзя утверждать, что эти методы опасны для жизни, хотя в отдельных случаях это так. По крайней мере, у отдельных пациентов можно спровоцировать нарушение мозгового кровообращения вплоть до инсульта или приступ эпи-лептиформных (по внешним проявлениям похожих на эпилептические) судорог на фоне форсированного дыхания. Эти вещи преодолимы, если четко учитываются показания и противопоказания к конкретной системе дыхательных упражнений. Отдельные элементы этих методов мы также используем в своей практике.
В то же время нельзя забывать историю медицины. Панацеями от всех или многих болезней в разные времена считались кровопускание, пиявки, касторовое масло, минеральные воды, сверхдлительный сон, воздушные и солнечные ванны, телевизионные оздоровительные сеансы и так до бесконечности. Наверное, верить в чудеса, творить себе кумиров — такова природа человека!

Источник: Шишков В. В. "Практикум по психосоматике: почему болит и что делать? "— СПб.: Речь, 2007. — 168 с

 

Поиск

Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.