Цели занятия:
1. Сформировать научные представления обучающихся о причинах и условиях возникновения психологии как науки. 2. Рассмотреть душу как предмет психологического познания. 3. Описать этапы возникновения психологии как науки. 4. Рассмотреть причины исчезновения классической эмпирической психологии сознания.
Учебные вопросы:
1. Душа как предмет научно-психологического знания. 2. Зарождение психологии как науки. Сознание как предмет исследования. 3. Причины исчезновения классической эмпирической психологии сознания. Учебно-материальное обеспечение: — классная доска, мел; — выставка литературы по теме занятия; — ноутбук, мультимедийный проектор, экран; — мультимедиапрезентация по теме занятия.
Порядок работы:
Этап 1. Информационный. На данном этапе обучающимся объявляются тема, цели и учебные вопросы семинара, разъясняется порядок проведения занятия, регламент выступлений и процедуры их обсуждения. Осуществляется проверка выполнения заданий для самостоятельной работы и обсуждение учебных вопросов. Педагогический работник обращает внимание на ошибочность отдельных суждений обучающихся, уточняет содержание наиболее сложных для понимания учебных вопросов и показывает взаимосвязь изучаемой темы с практической деятельностью органов внутренних дел. Этап 2. Практический. Заслушивание сообщений обучающихся. К своему выступлению каждый докладчик готовит демонстрационные материалы и мультимедиапрезентации. Активное участие каждого обучающегося обеспечивается обязательным конспектированием и групповой дискуссией по материалам выступления. Руководящая роль педагогического работника заключается в организации выступлений обучающихся, в дополнении и уточнении излагаемого материала, оценке их работы, в обобщении результатов. Этап 3. Заключительный. Подведение итогов занятия: выставление оценок обучающимся с их обоснованием; формулировка выводов по теме занятия; постановка задач по самостоятельному дополнительному изучению отдельных вопросов темы. Методические рекомендации обучающимся для самостоятельной подготовки: При рассмотрении материала первого учебного вопроса следует обратить внимание на то, что историю развития психологических знаний условно делят на два больших этапа: донаучный (с VI-V вв. до н. э. по вторую половину XIX в.) и научный (со второй половины XIX в. по настоящее время). Первыми научно-психологическими взглядами можно считать представления древнегреческих философов о душе, с помощью которой они анализировали проблемы жизни и смерти, поведение людей, их внутренний мир. Действием души объяснялись причины всех переживаний человека и его поведение. Душа рассматривалась как источник активности тела, обладающий функциями познания и регуляции поведения. Такие воззрения на природу человека сохранились в Средние века и в эпоху Возрождения. В Новое время наряду с религиозным подходом к пониманию души появился антропологический. Представители нового подхода: Ф. Бэкон (1561-1626), который исследовал особенности функционирования человеческого сознания и специфику социального бытия людей; Р. Декарт (1596-1650), который ввел понятие рефлекса, описал и объяснил человеческие способности мышления, роль разума и интеллекта в процессе познания; Г. Лейбниц (1646-1716), который ввел различие сознания и подсознания; Б. Спиноза (1632-1677), разработавший учение о человеческом познании и человеческих аффектах; Д. Локк (1632-1704), который описал «ассоциации» в мышлении человека. При подготовке второго учебного вопроса важно уяснить, что знаковым событием, с которым связывают возникновение психологии как науки, является создание В. Вундтом в 1879 г. в Лейпциге первой лаборатории экспериментальной психологии. Впоследствии он стал основателем и идейным вдохновителем большой психологической школы. Под его руководством и научным влиянием формировались психологические взгляды у ставших известными всему миру психологов из разных стран: Э. Титченера (1867-1927), С. Холла (18441924), О. Кюльпе (1862-1915), Ф. Крюгера (1874-1948), Э. Мёймана (1862-1915), Г. Мюнстерберга (1863-1916), Н. Н. Ланге (1858-1921), В. М. Бехтерева (1857-1927). На этом этапе исторического развития предметом эмпирического исследования в психологии стало сознание, его элементы и процессы, а основными методами являлись метод интроспекции (внутренней перцепции), который заключался в наблюдении за собственными ощущениями и переживаниями и их описании, а также эксперимент. В качестве экспериментального прибора В. Вундт в некоторых исследованиях, проводимых в лаборатории, использовал метроном, с помощью которого сделал вывод о ритмичности сознания и определил его объем. В последующей экспериментальной работе В. Вундт установил, что содержащиеся в сознании человека элементы осознаются по-разному. Одни из них воспринимаются более ясными и отчетливыми по отношению к другим. Таким образом, он пришел к пониманию необходимости выделения в структуре сознания объем внимания. В целях изучения объема внимания В. Вундт использовал прибор под названием тахистоскоп. Анализируя далее процесс внимания, он установил, что фиксационная точка внимания (точка максимального сосредоточения) не совпадает с позицией фиксации взора. Люди могут смотреть на одну точку или букву, а обращать внимание совсем на другую. Эти положения нашли отражение в предложенной В. Вундтом модели сознания. Сознание схематично было представлено в виде двух окружностей с точкой в их центре. Центр — это фиксационная точка внимания. Концентрическая окружность меньших размеров является полем внимания, которое отграничено от окружности больших размеров (поля сознания) порогом внимания. Большая окружность (поле сознания), в свою очередь, отграничена от другой площади порогом сознания. Ученик В. Вундта Э. Титченер кроме ощущений и чувствований включил в структуру сознания в качестве элемента представления, которые понимал как «следы прежних ощущений». Э. Титченер признавал «концентрическую модель» сознания В. Вундта, однако указывал на то, что с ее помощью невозможно объяснить изменения состояния сознания во времени. Поэтому он представлял модель сознания в виде «двухуровневого» потока: верхний уровень включал в себя ясное содержание сознания, а нижний — смутное. Он предполагал, что в этом потоке постоянно происходят процессы перехода одних состояний сознания с верхнего уровня на нижний и с нижнего на верхний. Американский психолог У. Джеймс предложил иную модель сознания, которая получила название «поток сознания». Он считал невозможным выделение в сознании четко отграниченных друг от друга элементов, поэтому предлагал описать его процессуальные свойства: сознание всегда индивидуально, в нем происходят постоянные изменения, каждый процесс в сознании непрерывен, сознание избирательно. Изучая третий учебный вопрос, внимание следует обратить на то, что причины исчезновения классической эмпирической психологии сознания связаны с «духом времени». На новом этапе научного развития были сформулированы практические запросы к психологической науке со стороны представителей профессий, деятельность которых тесно связана с психологической реальностью (педагогов, врачей, учителей и др.). Прикладные исследования в области психологии способствовали появлению различных направлений и научных школ, которые по-своему предлагали решать фундаментальные проблемы психологии. Так, представители бихевиоризма предлагали изучать поведение как основной предмет психологии. Представители психоанализа начали разрабатывать эмпирические подходы к изучению бессознательного. Представители гештальтпсихологии предлагали изучать гештальт как целостный образ в восприятии. Представители когнитивной психологии указывали на необходимость изучения познавательных процессов. Многие ученые охарактеризовали это состояние науки как кризис. Научные публикации, предполагающие их конспектирование всеми обучающимися и рекомендуемые для подготовки в виде сообщений: 1. Вундт В. Сознание и внимание. 2. Вундт В. Психология душевных волнений. 3. Джеймс У. Поток сознания. 4. Титченер Э. Два уровня сознания. 5. Уотсон Дж. Психология с точки зрения бихевиориста. 6. Уотсон Дж. Бихевиоризм. 7. Фрейд 3. Сознание и бессознательное. 8. Гиппенрейтер Ю.Б. Метод интроспекции и проблема самонаблюдения. Вопросы для самоконтроля 1. Чем отличаются друг от друга психологические знания в донаучный и научный периоды? 2. Опишите модель сознания, предложенную В. Вундтом. 19 3. Опишите модель сознания, предложенную Э. Титченером. 4. Перечислите свойства сознания, выделенные У. Джеймсом. 5. Опишите причины возникновения кризиса в классической эмпирической психологии.
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ
Цели занятия:
1. Закрепить знания обучающихся по вопросам возникновения психологии как науки и этапах ее развития. 2. Расширить знания обучающихся о причинах и условиях исчезновения классической эмпирической психологии сознания. 3. Способствовать развитию мышления и творческой активности обучающихся. 4. Сформировать умения и навыки самостоятельной работы с учебной и научной литературой, ведения дискуссии и публичного выступления. 5. Осуществить контроль процесса изучения и усвоения учебного материала.
Учебные вопросы:
1. Душа как предмет научно-психологического знания. 2. Зарождение психологии как науки. Сознание как предмет исследования. 3. Причины исчезновения классической эмпирической психологии сознания.
Учебно-материальное обеспечение: — классная доска, мел; — выставка литературы по теме занятия; — ноутбук, мультимедийный проектор, экран; — мультимедиапрезентация по теме занятия.
Порядок работы:
Этап 1. Информационный. На данном этапе обучающимся объявляются тема, цели и учебные вопросы, разъясняется порядок проведения практического занятия. Осуществляется проверка выполнения заданий для самостоятельной подготовки. В целях актуализации теоретических знаний педагогический работник проводит опрос обучающихся по вопросам практического занятия, обращая особое внимание на корректность и содержательность используемых научных понятий по изучаемой теме. Этап 2. Практический. Обучающиеся под руководством педагогического работника самостоятельно выполняют практические задания. Выполнение заданий может быть организовано в подгруппах, состоящих из 2, 3 или 4 человек, с последующим групповым обсуждением полученных результатов. В целях повышения познавательного интереса у обучающихся в процессы выполнения практических заданий может использоваться соревновательный метод обучения. Руководящая роль педагогического работника заключается в организации самостоятельной индивидуальной работы обучающихся или работы в составе подгрупп, в определении порядка обсуждения полученных результатов в группе, в дополнении и уточнении подготовленных обучающимися ответов. Этап 3. Заключительный. На данном этапе педагогическим работником осуществляется подведение итогов занятия: дается общая оценка результативности занятия, указывается на достижение или частичное достижение поставленных целей, формулируются выводы по теме занятия, выставляются оценки обучающимся с их обоснованием, даются рекомендации по дополнительному самостоятельному выполнению отдельных практических заданий.
Практический материал для занятия:
Задание 2.1. Составьте сравнительную таблицу психологических школ (бихевиоризм, психоанализ, гештальтпсихология, когнитивная психология, гуманистическая психология, культурно-исторический подход Л. С. Выготского). При описании каждой школы укажите исторический период их возникновения, основателей и наиболее ярких представителей, предмет исследования, используемые методы исследования, направления применения достижений каждой школы на современном этапе развития науки. Задание 2.2. Составьте таблицу исторических периодов развития взглядов о предмете психологии. В таблице необходимо отразить в хронологическом порядке исторические периоды, предмет исследования психологии на каждом этапе развития науки, осветить деятельность видных ученых-психологов и их научные достижения.
Источник: Душкин А. С., Рожков А. А. Общая психология: учебно-методическое пособие. — СПб.: Изд-во СПб ун-та МВД России, 2019. — 132 с. |