На главную Лекции и практикум по психологии Общая психология Семинар Становление предмета психологии
Семинар Становление предмета психологии
Лекции и практикум по психологии - Общая психология

Цели занятия:


1. Сформировать научные представления обучающихся о причинах и условиях возникновения психологии как науки.
2. Рассмотреть душу как предмет психологического познания.
3. Описать этапы возникновения психологии как науки.
4. Рассмотреть причины исчезновения классической эмпирической психологии сознания.


Учебные вопросы:


1. Душа как предмет научно-психологического знания.
2. Зарождение психологии как науки. Сознание как предмет исследования.
3. Причины исчезновения классической эмпирической психологии сознания.
Учебно-материальное обеспечение:
— классная доска, мел;
— выставка литературы по теме занятия;
— ноутбук, мультимедийный проектор, экран;
— мультимедиапрезентация по теме занятия.


Порядок работы:


Этап 1. Информационный. На данном этапе обучающимся объявляются тема, цели и учебные вопросы семинара, разъясняется порядок проведения занятия, регламент выступлений и процедуры их обсуждения. Осуществляется проверка выполнения заданий для самостоятельной работы и обсуждение учебных вопросов. Педагогический работник обращает внимание на ошибочность отдельных суждений обучающихся, уточняет содержание наиболее сложных для понимания учебных вопросов и показывает взаимосвязь изучаемой темы с практической деятельностью органов внутренних дел.

Этап 2. Практический. Заслушивание сообщений обучающихся. К своему выступлению каждый докладчик готовит демонстрационные материалы и мультимедиапрезентации. Активное участие каждого обучающегося обеспечивается обязательным конспектированием и групповой дискуссией по материалам выступления.
Руководящая роль педагогического работника заключается в организации выступлений обучающихся, в дополнении и уточнении излагаемого материала, оценке их работы, в обобщении результатов.

Этап 3. Заключительный. Подведение итогов занятия: выставление оценок обучающимся с их обоснованием; формулировка выводов по теме занятия; постановка задач по самостоятельному дополнительному изучению отдельных вопросов темы.

Методические рекомендации обучающимся для самостоятельной подготовки:

При рассмотрении материала первого учебного вопроса следует обратить внимание на то, что историю развития психологических знаний условно делят на два больших этапа: донаучный (с VI-V вв. до н. э. по вторую половину XIX в.) и научный (со второй половины XIX в. по настоящее время). Первыми научно-психологическими взглядами можно считать представления древнегреческих философов о душе, с помощью которой они анализировали проблемы жизни и смерти, поведение людей, их внутренний мир. Действием души объяснялись причины всех переживаний человека и его поведение. Душа рассматривалась как источник активности тела, обладающий функциями познания и регуляции поведения. Такие воззрения на природу человека сохранились в Средние века и в эпоху Возрождения.
В Новое время наряду с религиозным подходом к пониманию души появился антропологический. Представители нового подхода: Ф. Бэкон (1561-1626), который исследовал особенности функционирования человеческого сознания и специфику социального бытия людей; Р. Декарт (1596-1650), который ввел понятие рефлекса, описал и объяснил человеческие способности мышления, роль разума и интеллекта в процессе познания; Г. Лейбниц (1646-1716), который ввел различие сознания и подсознания; Б. Спиноза (1632-1677), разработавший учение о человеческом познании и человеческих аффектах; Д. Локк (1632-1704), который описал «ассоциации» в мышлении человека.
При подготовке второго учебного вопроса важно уяснить, что знаковым событием, с которым связывают возникновение психологии как науки, является создание В. Вундтом в 1879 г. в Лейпциге первой лаборатории экспериментальной психологии. Впоследствии он стал основателем и идейным вдохновителем большой психологической школы. Под его руководством и научным влиянием формировались психологические взгляды у ставших известными всему миру
психологов из разных стран: Э. Титченера (1867-1927), С. Холла (18441924), О. Кюльпе (1862-1915), Ф. Крюгера (1874-1948), Э. Мёймана (1862-1915), Г. Мюнстерберга (1863-1916), Н. Н. Ланге (1858-1921), В. М. Бехтерева (1857-1927).
На этом этапе исторического развития предметом эмпирического исследования в психологии стало сознание, его элементы и процессы, а основными методами являлись метод интроспекции (внутренней перцепции), который заключался в наблюдении за собственными ощущениями и переживаниями и их описании, а также эксперимент.
В качестве экспериментального прибора В. Вундт в некоторых исследованиях, проводимых в лаборатории, использовал метроном, с помощью которого сделал вывод о ритмичности сознания и определил его объем.
В последующей экспериментальной работе В. Вундт установил, что содержащиеся в сознании человека элементы осознаются по-разному. Одни из них воспринимаются более ясными и отчетливыми по отношению к другим. Таким образом, он пришел к пониманию необходимости выделения в структуре сознания объем внимания. В целях изучения объема внимания В. Вундт использовал прибор под названием тахистоскоп. Анализируя далее процесс внимания, он установил, что фиксационная точка внимания (точка максимального сосредоточения) не совпадает с позицией фиксации взора. Люди могут смотреть на одну точку или букву, а обращать внимание совсем на другую.
Эти положения нашли отражение в предложенной В. Вундтом модели сознания. Сознание схематично было представлено в виде двух окружностей с точкой в их центре. Центр — это фиксационная точка внимания. Концентрическая окружность меньших размеров является полем внимания, которое отграничено от окружности больших размеров (поля сознания) порогом внимания. Большая окружность (поле сознания), в свою очередь, отграничена от другой площади порогом сознания.
Ученик В. Вундта Э. Титченер кроме ощущений и чувствований включил в структуру сознания в качестве элемента представления, которые понимал как «следы прежних ощущений». Э. Титченер признавал «концентрическую модель» сознания В. Вундта, однако указывал на то, что с ее помощью невозможно объяснить изменения состояния сознания во времени. Поэтому он представлял модель сознания в виде «двухуровневого» потока: верхний уровень включал в себя ясное содержание сознания, а нижний — смутное. Он предполагал, что в этом потоке постоянно происходят процессы перехода одних состояний сознания с верхнего уровня на нижний и с нижнего на верхний.
Американский психолог У. Джеймс предложил иную модель сознания, которая получила название «поток сознания». Он считал невозможным выделение в сознании четко отграниченных друг от друга элементов, поэтому предлагал описать его процессуальные свойства: сознание всегда индивидуально, в нем происходят постоянные изменения, каждый процесс в сознании непрерывен, сознание избирательно.
Изучая третий учебный вопрос, внимание следует обратить на то, что причины исчезновения классической эмпирической психологии сознания связаны с «духом времени». На новом этапе научного развития были сформулированы практические запросы к психологической науке со стороны представителей профессий, деятельность которых тесно связана с психологической реальностью (педагогов, врачей, учителей и др.). Прикладные исследования в области психологии способствовали появлению различных направлений и научных школ, которые по-своему предлагали решать фундаментальные проблемы психологии. Так, представители бихевиоризма предлагали изучать поведение как основной предмет психологии. Представители психоанализа начали разрабатывать эмпирические подходы к изучению бессознательного. Представители гештальтпсихологии предлагали изучать гештальт как целостный образ в восприятии. Представители когнитивной психологии указывали на необходимость изучения познавательных процессов. Многие ученые охарактеризовали это состояние науки как кризис.

Научные публикации, предполагающие их конспектирование всеми обучающимися и рекомендуемые для подготовки в виде сообщений:
1. Вундт В. Сознание и внимание.
2. Вундт В. Психология душевных волнений.
3. Джеймс У. Поток сознания.
4. Титченер Э. Два уровня сознания.
5. Уотсон Дж. Психология с точки зрения бихевиориста.
6. Уотсон Дж. Бихевиоризм.
7. Фрейд 3. Сознание и бессознательное.
8. Гиппенрейтер Ю.Б. Метод интроспекции и проблема самонаблюдения.

Вопросы для самоконтроля

1. Чем отличаются друг от друга психологические знания в донаучный и научный периоды?
2. Опишите модель сознания, предложенную В. Вундтом.
19
3. Опишите модель сознания, предложенную Э. Титченером.
4. Перечислите свойства сознания, выделенные У. Джеймсом.
5. Опишите причины возникновения кризиса в классической эмпирической психологии.


ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ


Цели занятия:


1. Закрепить знания обучающихся по вопросам возникновения психологии как науки и этапах ее развития.
2. Расширить знания обучающихся о причинах и условиях исчезновения классической эмпирической психологии сознания.
3. Способствовать развитию мышления и творческой активности обучающихся.
4. Сформировать умения и навыки самостоятельной работы с учебной и научной литературой, ведения дискуссии и публичного выступления.
5. Осуществить контроль процесса изучения и усвоения учебного материала.


Учебные вопросы:


1. Душа как предмет научно-психологического знания.
2. Зарождение психологии как науки. Сознание как предмет исследования.
3. Причины исчезновения классической эмпирической психологии сознания.


Учебно-материальное обеспечение:

— классная доска, мел;
— выставка литературы по теме занятия;
— ноутбук, мультимедийный проектор, экран;
— мультимедиапрезентация по теме занятия.


Порядок работы:


Этап 1. Информационный. На данном этапе обучающимся объявляются тема, цели и учебные вопросы, разъясняется порядок проведения практического занятия. Осуществляется проверка выполнения заданий для самостоятельной подготовки. В целях актуализации теоретических знаний педагогический работник проводит опрос обучающихся по вопросам практического занятия, обращая особое внимание на корректность и содержательность используемых научных понятий по изучаемой теме.

Этап 2. Практический. Обучающиеся под руководством педагогического работника самостоятельно выполняют практические задания. Выполнение заданий может быть организовано в подгруппах, состоящих из 2, 3 или 4 человек, с последующим групповым обсуждением полученных результатов. В целях повышения познавательного интереса у обучающихся в процессы выполнения практических заданий может использоваться соревновательный метод обучения.
Руководящая роль педагогического работника заключается в организации самостоятельной индивидуальной работы обучающихся или работы в составе подгрупп, в определении порядка обсуждения полученных результатов в группе, в дополнении и уточнении подготовленных обучающимися ответов.

Этап 3. Заключительный. На данном этапе педагогическим работником осуществляется подведение итогов занятия: дается общая оценка результативности занятия, указывается на достижение или частичное достижение поставленных целей, формулируются выводы по теме занятия, выставляются оценки обучающимся с их обоснованием, даются рекомендации по дополнительному самостоятельному выполнению отдельных практических заданий.


Практический материал для занятия:


Задание 2.1. Составьте сравнительную таблицу психологических школ (бихевиоризм, психоанализ, гештальтпсихология, когнитивная психология, гуманистическая психология, культурно-исторический подход Л. С. Выготского). При описании каждой школы укажите исторический период их возникновения, основателей и наиболее ярких представителей, предмет исследования, используемые методы исследования, направления применения достижений каждой школы на современном этапе развития науки.

Задание 2.2. Составьте таблицу исторических периодов развития взглядов о предмете психологии. В таблице необходимо отразить в хронологическом порядке исторические периоды, предмет исследования психологии на каждом этапе развития науки, осветить деятельность видных ученых-психологов и их научные достижения.

Источник: Душкин А. С., Рожков А. А. Общая психология: учебно-методическое пособие. — СПб.: Изд-во СПб ун-та МВД России, 2019. — 132 с.

 

Поиск

Яндекс.Метрика
Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.