Педагогика в системе наук о человеке
Лекции и практикум по психологии - Общая психология

Педагогическая мысль появилась давно. Первые упоминания о деятельности начинаются в древнегреческой, древневосточной, средневековой теологии и философии.
Педагогика (др.-греч. nrnSayrayixq — искусство воспитания, от лтд — ребенок и аую — веду), то есть дословный перевод означает «детоводство» или «дитяведение». В Древней Греции эта функция осуществлялась непосредственно — педагогами первоначально назывались рабы, сопровождавшие детей своего господина в школу. Позже педагоги — это уже вольнонаемные люди, которые занимались наставлением, воспитанием и обучением детей. На Руси в XII веке первые учителя получили название «мастера». Это были свободные люди (дьячки или мирские), которые у себя на дому или на дому учащихся обучали детей чтению, письму, молитвам.
Постепенно слово «педагогика» стало употребляться в более общем смысле для обозначения искусства «вести ребенка по жизни», то есть воспитывать его и обучать, направлять духовное и телесное развитие. Часто рядом с именами людей, ставших впоследствии знаменитыми, называют и имена воспитавших их педагогов.

Для того, чтобы человеческое общество развивалось, оно должно передавать социальный опыт все новым и новым поколениям. На определенном этапе развития общества был накоплен такой объем опыта, который невозможно было освоить в ходе естественного существования. Взрослые стали специально обучать младших отдельным элементам своего опыта.
Со временем накопление знания привело к возникновению особой науки о воспитании детей. Теория очистилась от конкретных фактов, сделала необходимые обобщения, вычленила наиболее существенные отношения. Так педагогика стала наукой о воспитании и обучении детей. Оформление педагогики в самостоятельную науку большинство исследователей связывают с именем великого чешского педагога Яна Амоса Коменского (1592-1670 гг.). Его выдающийся труд «Великая дидактика» до сих пор остается интересным и поучительным для педагогов. Большинство сформулированных им принципов, методов и форм организации педагогического процесса составляют ядро педагогических систем. Ян Амос Коменский обосновал и применил классно-урочную систему обучения, доказав ее целесообразность и эффективность. Он ввел в школах учебный год, разделил учащихся на группы (классы), поделил учебный день на равные отрезки и назвал их уроками. Уроки чередовались с переменами. С методической стороны все уроки выстраивались довольно четко, представляли собой относительно законченное целое. Структурными частями урока были: начало, в течение которого учитель с помощью вопросов побуждал учащихся восстановить в памяти и устно изложить пройденное ранее, продолжение, когда учитель разъяснял новый материал, и окончание, когда учащиеся закрепляли только что услышанный материал и выполняли упражнения. Ян Амос Коменский был против домашних заданий. По его мнению, школа — учебная мастерская, следовательно в ней, а не дома, надо обеспечить успех в учении.
Ян Амос Коменский, следуя своей идее природосообразности обучения, отмечал, что как в природе вся жизнь начинается с весны, так и обучение человека должно начинаться в весне жизни (детстве); утренние часы наиболее удачны для занятий, так как утро соответствует весне; все подлежащее изучению должно быть расположено так по ступеням возраста, чтобы учащимся предлагалось для изучения то, что доступно способностям восприятия. Следовательно, идея природосообразности является основой таких принципов обучения, как постепенность, последовательность и самодеятельность.
В отличие от Яна Амоса Коменского английский философ и педагог Джон Локк (1632-1704 гг.) сосредоточил главные усилия на теории воспитания. В своем основном труде «Мысли о воспитании» он излагает взгляды на воспитание джентльмена — человека, уверенного в себе, сочетающего широкую образованность с деловыми качествами, изящество манер с твердостью нравственных убеждений [4].
Педагогическая наука, в отличие от житейских знаний в области воспитания и обучения, обобщает разрозненные факты, устанавливает причинные связи между явлениями. Она отвечает на вопросы, почему и какие происходят изменения в развитии человека под влиянием обучения и воспитания. Эти знания необходимы, чтобы предвидеть процесс развития личности и управлять им. Широко известны труды выдающихся русских мыслителей, философов и писателей В.Г. Белинского (1811-1848), А.И. Герцена (1812-1870), Н.Г. Чернышевского (1828-1889), Н.А. Добролюбова (1836-1861). Во всем мире признаны педагогические идеи Л.Н. Толстого (1828-1910), изучаются труды Н.И. Пирогова (1810-1871). Они выступали с резкой критикой сословной школы, призывая к коренным преобразованиям в народном воспитании. Мировую славу русской педагогике принес К.Д. Ушинский (1824-1871). В его педагогической системе ведущее место занимает учение о целях, принципах, сущности воспитания. Руководящая роль принадлежит школе, учителю. К.Д. Ушинский много говорит о роли трудового воспитания.
Известность педагогике принес А.С. Макаренко (1888-1939). Он выдвинул и проверил на практике принципы создания детского коллектива и педагогического руководства им, методики трудового воспитания. В.А. Сухомлинский (1918-1970) исследовал моральные проблемы воспитания молодежи [5].
Педагогическая наука определяется как наука о законах образования и воспитания детей и взрослых. Предметом педагогики издавна принято считать воспитание в его интегральном и дифференциальном понимании. В научной педагогической литературе утвердилось несколько его значений. Во-первых, оно трактуется как функция человеческого общества передавать новым поколениям накопленные ценности: знания, мораль, трудовой опыт. В этом случае воспитание характеризуется следующими параметрами:
- является вечной категорией, неотъемлемой частью общественного бытия;
- является социальной категорией, свойственной лишь людям;
- носит исторический характер, выражающийся в том, что его цели, содержание, формы, методы, как и вся педагогическая политика, постоянно развивается, изменяется, совершенствуется под влиянием опыта и исследования;
- носит классовый характер, то есть вся официальная педагогическая политика строится в расчете на то, чтобы система воспитания была направлена на укрепление власти господствующего в обществе класса.
Во-вторых, воспитанием именуют социальное формирование личности, то есть все пространство, формирующее личность (школа, семейная педагогика, средовое влияние на личность, воздействие дружеского окружения, социальные институты, средства массовой информации). В-третьих, понятие «воспитание» напрямую связано с профессиональной деятельностью специалистов- педагогов. Оно определяется как управление процессом развития личности школьника. Отсюда образуются следующие понятия: «воспитательный процесс», «воспитательная работа», «методы воспитания», «формы воспитания», «средства воспитания» и др.
Объектом педагогики выступают те явления действительности, которые обусловливают развитие человеческого индивида в процессе целенаправленной деятельности общества. Это явление получило название «образование». Педагогика — это единственная специальная наука об образовании в ряду наук, которые могут изучать те или иные стороны образовательной деятельности.
Педагогическая наука осуществляет те же функции, что и другие научные дисциплины: описание, объяснение, предсказание явлений того участка действительности, который она изучает. Однако в ней совмещены две функции, которые в других научных областях обычно поделены между разными дисциплинами: теоретические и практические. Теоретические функции реализуются на трех уровнях:
- описательном или объяснительном, то есть изучение передового и новаторского педагогического опыта;
- диагностическом, то есть экспериментальные исследования педагогической действительности;
- прогностическом, то есть выявление состояния педагогических явлений.
Технологические функции также имеют три уровня реализации:
- проективный, связанный с разработкой методических материалов;
- преобразовательный, направленный на внедрение достижений педагогической науки в практику с целью ее совершенствования;
- рефлексивный и корректировочный, предполагающий оценку влияния результатов, полученных научных исследований на практику обучения, воспитания, и последующую коррекцию во взаимодействии научной теории и практической деятельности.
Выделяют классы постоянных и временных задач. К постоянным задачам относятся:
- Выявление закономерностей в областях воспитания, образования, обучения, управления образовательными и воспитательными системами.
- Изучение и обобщение практики, опыта педагогической деятельности.
- Разработка новых форм, методов, средств, систем обучения, воспитания, управления образовательными структурами.
- Прогнозирование образования на ближайшее и отдаленное будущее. Без научных прогнозов невозможно управлять педагогической политикой, экономикой образования, системами управления и др.
- Внедрение результатов исследований в практику.
Гораздо богаче и разнообразнее задачи, которые условно относятся к классу временных. Их число, масштабы, сложности, непредсказуемость, острота отражают необозримое богатство педагогической действительности. Их возникновение диктуется потребностями практики и самой науки. Примерами временных задач могут быть такие, как создание библиотек, медиатек, разработка стандартов педагогического профессионализма, создание дидактических основ обучения и др.
По мере своего развития педагогика как наука разделяется на конкретные области научного знания, образуя систему педагогических наук. Хотя исследования отдельных частных проблем еще опережают разработку общих теоретических концепций, проблематика педагогических дисциплин широкого обобщающего характера определилась. К ним относятся: общая педагогика, теория воспитания, дидактика, методика обучения отдельным учебным предметам, школоведение, история педагогики, сравнительная педагогика.
Общая педагогика, интегрируя данные всех педагогических наук и опережая их развитие, обобщает их в единую теоретическую систему. Она разрабатывает методологические, общетеоретические и методические проблемы, имеющие большое значение для дальнейшей разработки всех дисциплин педагогики и для педагогической практики.
Теория воспитания изучает процесс воспитания, выдвигая в центр проблему направленности воспитания на формирование гуманистических убеждений, отношений, нравственных качеств и поведения. Теория воспитания анализирует сущность воспитания, его закономерности, тенденции и перспективы развития и на этой основе разрабатывает цели, содержание, принципы, методы и организацию гуманистического воспитания. В соответствии с целями и содержанием воспитания изучаются умственное, нравственное, трудовое, эстетическое и физическое воспитание. При этом теория воспитания уделяет особое внимание тому, чтобы показать, как различные стороны воспитания содействуют воспитанию в целом на основе научного мировоззрения и морали, как формирование мировоззрения и нравственное воспитание объединяют все другие стороны воспитания в систему, определяя их единую содержательную направленность.
Дидактика изучает обучение как средство образования и воспитания, как специфический процесс образования и воспитания. В процессе обучения деятельность учителя (преподавание) и деятельность обучающихся (учение) неразрывно связаны и взаимно обусловливают друг друга. В задачу дидактики входит изучение сущности, закономерностей, тенденций и перспектив развития обучения. На этой основе разрабатываются цели, содержание, принципы, методы, организационные формы и средства обучения.
Методика тесно связана с дидактикой, другими педагогическими дисциплинами, с теми науками или областями культуры, основы которых излагают соответствующие учебные предметы. Предметные методики отображают специфику опыта педагогической работы, применительно к различным областям научного знания, решая как практические задачи, так и теоретические проблемы.
Школоведение исследует особенности внутришкольного руководства, содержание, методы организации и управления школьным делом.
История педагогики исследует развитие практики воспитания и педагогических теорий различных исторических эпох и периодов с целью выявления закономерностей этого развития. Знание истории педагогики необходимы для того, чтобы в настоящее время глубже понимать решаемые вопросы в их исторической значимости.
В специальную отрасль педагогических знаний выделилась дефектология или специальная педагогика, которая исследует закономерности физического и умственного развития людей с физическими и психическими недостатками. В ее состав входят следующие научные дисциплины: сурдопедагогика, тифлопедагогика, олигофренопедагогика, логопедия.
Выделение относительно самостоятельных педагогических дисциплин осуществляется в соответствии с различными критериями. Так, различают дошкольную педагогику, профессиональную педагогику и педагогику высшей школы, а также андрагогику. В этом делении отражена специфика воспитательных задач на отдельных возрастных ступенях и вместе с тем переход от одного учебно-воспитательного учреждения к другому. В современных условиях начинает зарождаться еще одна область педагогики — народная педагогика, этнопедагогика.
Совершенствование педагогической деятельности, педагогической профессии невозможно без знаний других наук о человеке, его развитии и формировании. Педагогика связана с философией, социологией, экономикой, биологией, психологией, физиологией, историей, обществознанием, математикой и другими науками. Выделяют четыре основные формы этих связей. Наиболее важной из них является использование педагогикой основных идей, теоретических положений, обобщающих выводов других наук. Вторая форма связи педагогики с другими науками — творческое заимствование методов исследования, применяемых в этих науках. Третьей формой является использование конкретных результатов исследований психологии, физиологии высшей нервной деятельности, социологии и других наук. Четвертая форма связи педагогики с другими науками — ее участие в комплексных исследованиях человека.
Таким образом, связь педагогики с другими науками очевидна. Нельзя вывести из какой-либо одной науки систему педагогических знаний. Данные других наук необходимы для разработки педагогической теории и практических рекомендаций, но недостаточны. Педагогика не просто заимствует и использует данные других наук, а перерабатывает их так, чтобы полнее и глубже познать педагогический процесс и разработать способы его оптимальной организации.


Вопросы для самопроверки:


1. Определите особенности воспитания в первобытном обществе.
2. Выявите общее и различное в идеалах и практике воспитания и обучения в Спарте и Афинах.
3. Рассмотрите традиции западноевропейского средневекового воспитания и образования.
4. Охарактеризуйте педагогическую систему Я.А. Комен- ского.
5. Рассмотрите педагогические идеи А.С. Макаренко.
6. Определите объект, предмет педагогической науки.
7. Охарактеризуйте основные категории педагогической науки.
8. Рассмотрите функции педагогической науки.
9. Рассмотрите структуру педагогической науки.
10. Охарактеризуйте связь педагогики с другими науками.
Источник: Иванушкина, Наталья Викторовна Психология и педагогика. Курс лекций: учебное пособие / Н.В. Иванушкина. - Самара: Издательство Самарского университета, 2020. - 148 с.

 

Поиск

Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.