На главную Лекции и практикум по психологии Общая психология Обучение, воспитание и образование как общественные явления
Обучение, воспитание и образование как общественные явления
Лекции и практикум по психологии - Общая психология

Основными категориями педагогики, отражающими ее сущность и содержание, являются обучение, воспитание и образование, которые в то же время являются и общественными явлениями.

Обучение как общественное явление есть целенаправленная, организованная, систематическая передача старшим и усвоение подрастающим поколением опыта общественных отношений, результатов развития общественного сознания, культуры производительного труда, знаний об активном преобразовании и охране окружающей среды. В этом состоит его социальный смысл.

Обучение обеспечивает преемственность поколений, полноценное функционирование общества и соответствующий уровень развития личности. В этом заключается его объективное назначение в обществе и психологический смысл.

Главным механизмом освоения содержания в процессе обучения является целенаправленно организованная в специальных формах взаимодействия совместная деятельность детей и взрослых, обучаемых и обучающих, их содержательное познавательное общение.

Обучение зависит от конкретно-исторических условий. Различные эпохи и цивилизации оставляют свой отпечаток на его организации: отборе содержания материала для различных социальных групп, подборе методов идеологической обработки и манипуляции сознанием. В этом заключается его педагогический смысл.

В педагогике обучение понимается как специально организованный, целенаправленный и управляемый процесс взаимодействия педагогов и обучающихся. Его цель — усвоение знаний, умений, навыков, формирование мировоззрения. Развитие умственных сил и потенциальных возможностей обучаемых, заключение навыков самообразования.

Основу обучения составляют знания, умения и навыки, выступающие со стороны педагога в качестве исходных (базовых) компонентов содержания, а со стороны обучающихся — в качестве продуктов усвоения. Знания представляют собой совокупность усвоенных обучающимся сведений, понятий и представлений о предметах и явлениях объективной действительности. Умения — это достигнутая в процессе обучения возможность человека творчески применять знания, достигать желаемого результата в непрерывно меняющихся условиях практической деятельности. Навыки — это усвоенные автоматизированные двигательные, сенсорные и умственные действия, выполняемые точно, легко и быстро при незначительном напряжении сознания, обеспечивающие эффективность деятельности человека.

Сообщая обучаемым те или иные знания, педагоги всегда придают им необходимую направленность, формируя важнейшие мировоззренческие, социальные, идеологические, нравственные и другие установки. Поэтому обучение имеет воспитывающий характер. Сущность обучения наиболее полно и ярко проявляется в его функциях. Наиболее существенной является функция формирования у людей знаний, умений и навыков. В ходе ее реализации у индивидов формируются и закрепляются основные, необходимые для жизни и деятельности знания, умения и навыки.

Вторая функция обучения — формирование мировоззрения человека. Оно формируется у детей и взрослых объективно, постепенно, по мере обобщения знаний, позволяющих судить об окружающем мире.

В непрерывной связи с предыдущими функциями находится функция развития личности и самостоятельного мышления. Развитие человека есть количественный и качественный рост его физических, физиологических и психических характеристик, среди которых выделяются интеллектуальные.

Воспитание как общественное явление — это сложный и противоречивый социально-исторический процесс вхождения, включения подрастающих поколений в жизнь общества, в быт, общественно-производственную деятельность и отношения между людьми. Оно обеспечивает общественный прогресс и преемственность поколений. Воспитание функционирует в системе других общественных явлений. Необходимость подготовки производительных сил общества есть коренная социальная потребность, основа возникновения, функционирования и развития воспитания как общественного явления. Основой содержания воспитания как общественного явления всегда было освоение производственного опыта и навыков к труду. Определенный уровень развития производительных сил обусловливает характер воспитания: его направленность, содержание, формы, методы. Для гуманистической, демократической педагогики целью становится сам человек, его всестороннее и гармоничное развитие на основе единства природных данных и требований развивающейся общественной жизни, в том числе производства.

Под образованием понимают процесс поиска и усвоения человеком определенной системы знаний, умений и навыков, а также результат этого усвоения, выраженный в определенном уровне развития познавательных сил, теоретической и практической подготовке человека.

Образование есть относительный результат процесса обучения, выражающийся в формируемой у людей системе знаний, умений и навыков, отношений к явлениям природы и общественной жизни. Образование вместе с тем представляет собой и процесс изменения, развития, совершенствования сложившейся системы знаний и отношений личности в течение всей жизни, абсолютную форму бесконечного, непрерывного овладения новыми знаниями, умениями, навыками в связи с изменяющимися условиями жизни, ускоряющимся научно-техническим прогрессом.

Образование не только сумма знаний, но и основа психологической готовности человека к непрерывности в накоплении знаний, их переработке и совершенствованию. В процессе образования человек овладевает содержанием знаний о природе, обществе, мышлении, способах деятельности, позволяющих ему занять определенное положение среди людей, достигать конкретных целей и результатов в профессиональной деятельности, взаимодействии и общении с другими индивидами.

Результатом образования является развитие личности, то есть формирование человека, имеющего широкие и устойчивые знания, умения, навыки, сочетающего в своей деятельности физический и умственный труд, производящего материальные и духовные блага для общества, гармонически развитого в физическом и духовном отношении, активного общественного деятеля, человека с высокими нравственными идеалами, с развитым эстетическим вкусом, с разносторонними материальными и духовными потребностями.

Главные критерии образованности — системность знаний и системность мышления. Они проявляются в том, что человек способен самостоятельно восстанавливать недостающие звенья в системе знаний с помощью логических рассуждений [9].

В нашей стране образование имеет свои особенности и специфическое содержание, которые обусловлены существующими у нас системой, учреждениями и принципами образования. Система образования включает в себя дошкольное (ясли, детские сады), общее (школа, гимназия, лицей), дополнительное (кружки, клубы по интересам и месту жительства, центры творчества и др.), среднее профессиональное (техникум, колледж) и высшее образование (высшие учебные заведения).

В соответствии со ст. 23 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 №272-ФЗ (ред. от 25.05.2020) определены типы образовательных учреждений: «1. Образовательные организации подразделяются на типы в соответствии с образовательными программами, реализация которых является основной целью их деятельности.

2. В Российской Федерации устанавливаются следующие типы образовательных организаций, реализующих основные образовательные программы:

1) дошкольная образовательная организация — образовательная организация, осуществляющая в качестве основной цели ее деятельности образовательную деятельность по образовательным программам дошкольного образования, присмотр и уход за детьми;

2) общеобразовательная организация — образовательная организация, осуществляющая в качестве основной цели ее деятельности образовательную деятельность по образовательным программам начального общего, основного общего и (или) среднего общего образования;

3) профессиональная образовательная организация — образовательная организация, осуществляющая в качестве основной цели ее деятельности образовательную деятельность по образовательным программам среднего профессионального образования и (или) по программам профессионального обучения;

(в ред. Федерального закона от 13.07.2015 N 238-ФЗ)

4) образовательная организация высшего образования — образовательная организация, осуществляющая в качестве основной цели ее деятельности образовательную деятельность по образовательным программам высшего образования и научную деятельность.

3. В Российской Федерации устанавливаются следующие типы образовательных организаций, реализующих дополнительные образовательные программы:

1) организация дополнительного образования — образовательная организация, осуществляющая в качестве основной цели ее деятельности образовательную деятельность по дополнительным общеобразовательным программам;

2) организация дополнительного профессионального образования — образовательная организация, осуществляющая в качестве основной цели ее деятельности образовательную деятельность по дополнительным профессиональным программам» [19].

Образование строится на соблюдении определенных принципов, которые отражают направленность образовательной деятельности, закрепленных ст. 3 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации». Основные принципы государственной политики и правового регулирования отношений в сфере образования: «1. Государственная политика и правовое регулирование отношений в сфере образования основываются на следующих принципах:

1) признание приоритетности образования;

2) обеспечение права каждого человека на образование, недопустимость дискриминации в сфере образования;

3) гуманистический характер образования, приоритет жизни и здоровья человека, прав и свобод личности, свободного развития личности, воспитание взаимоуважения, трудолюбия, гражданственности, патриотизма, ответственности, правовой культуры, бережного отношения к природе и окружающей среде, рационального природопользования;

4) единство образовательного пространства на территории Российской Федерации, защита и развитие этнокультурных особенностей и традиций народов Российской Федерации в условиях многонационального государства;

5) создание благоприятных условий для интеграции системы образования Российской Федерации с системами образования других государств на равноправной и взаимовыгодной основе;

6) светский характер образования в государственных, муниципальных организациях, осуществляющих образовательную деятельность;

7) свобода выбора получения образования согласно склонностям и потребностям человека, создание условий для самореализации каждого человека, свободное развитие его способностей, включая предоставление права выбора форм получения образования, форм обучения, организации, осуществляющей образовательную деятельность, направленности образования в пределах, предоставленных системой образования, а также предоставление педагогическим работникам свободы в выборе форм обучения, методов обучения и воспитания;

8) обеспечение права на образование в течение всей жизни в соответствии с потребностями личности, адаптивность системы образования к уровню подготовки, особенностям развития, способностям и интересам человека;

9) автономия образовательных организаций, академические права и свободы педагогических работников и обучающихся, предусмотренные настоящим Федеральным законом, информационная открытость и публичная отчетность образовательных организаций;

10) демократический характер управления образованием, обеспечение прав педагогических работников, обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся на участие в управлении образовательными организациями;

11) недопустимость ограничения или устранения конкуренции в сфере образования;

12) сочетание государственного и договорного регулирования отношений в сфере образования» [19].

Кроме того, педагогика уделяет большое внимание самообразованию, которое представляет собой целеустремленную работу человека по расширению и углублению своих знаний, совершенствованию имеющихся и приобретению новых умений и навыков.

Сегодня ЮНЕСКО сформировало стратегию «обучения на протяжении всей жизни» в качестве приоритетной задачи современной политики образования. Феномен непрерывного образования невозможен без самообразования человека. Главной целью педагога становится подготовка обучающихся к непрерывному образованию, а дидактической задачей — научить учиться, помочь учащимся овладеть универсальными навыками, что впоследствии и приведет к осознанию необходимости самообразования и обучения на протяжении всей жизни. Анализ научной литературы показал, что с точки зрения А.И. Калининой, самообразование можно рассматривать как деятельность, источником которой в первую очередь является изначальное, естественное стремление человека к познанию и которая направлена на получение знаний.

Само приобретение знаний является не только процессом их получения, но и деятельностью по их усвоению, осмыслению, запоминанию, практическому применению. Вот все это в совокупности и способствует формированию личности с определенным мировоззрением и отношением к окружающему миру.

Цель самообразования заключается, с точки зрения А.И. Калининой, в формировании личностно зрелого самостоятельного человека, стремящегося к непрерывному самосовершенствованию, которое и будет определять его развитие, степень успешности и самореализации в будущем [7].

Для того, чтобы достичь намеченной цели, обучение и воспитание должны быть организованы. Иными словами, обучению и воспитанию необходимо придать форму управляемого процесса, в котором будет надлежащим образом соединено взаимодействие обучающих и обучающихся. Такой процесс называется учебновоспитательным или педагогическим.

Педагогический процесс — это организованная и целенаправленная деятельность людей (обучающих и обучающихся, воспитателей и воспитанников) с целью формирования необходимых знаний, практических умений и навыков, морально-политических, психологических и физических качеств личности и группы. Его сущность, содержание и направленность зависят от состояния общества, реального взаимодействия производительных сил и производственных отношений. Можно выделить следующие компоненты педагогического процесса: 1) субъекты и объекты (педагог и обучающийся) динамической системы «педагог — обучающийся» при ведущей роли педагога; 2) содержание педагогического процесса; 3) организационно-управленческий комплекс, включающий в себя формы и методы обучения и воспитания; 4) педагогическая диагностика; 5) критерии эффективности педагогического процесса; 6) организация взаимодействия с общественной и природной средой.

Педагогический процесс реализуется за счет педагогической деятельности. Она представляет собой вид общественно-полезной деятельности взрослых людей, сознательно направленный на подготовку подрастающего поколения к жизни в соответствии с экономическими, политическими, нравственными, эстетическими целями. Конкретным проявлением педагогической деятельности выступает учебно-воспитательная работа — непосредственное воплощение целей и задач педагогической деятельности, педагогического процесса. Цель учебно-воспитательной работы — всестороннее развитие обучающихся, формирование у них определенных социальнополитических и психологических качеств, всестороннего и полного овладения ими комплексом необходимых для жизни и деятельности знаний, умений, навыков на основе использования педагогом различных форм и методов обучения и воспитания.

Содержание и сфера педагогического взаимодействия в системе «педагог — ребенок» — это постоянно воссоздаваемые педагогические ситуации. Педагогическая ситуация возникает только в результате целенаправленного, содержательного, заинтересованного взаимодействия педагога и детей, детей между собой, ребенка с явлениями окружающего мира. Педагогическая ситуация приводит к предусмотренным воспитательным изменениям в личности растущего человека: формированию у него мировоззрения, общественно ценных материальных и духовных потребностей, ценностных ориентаций, мотивов, стимулов, навыков и привычек поведения, качеств и черт характера.

Педагогическая ситуация всегда представляет собой активное взаимное сочетание и единство проявлений всех основных компонентов педагогического процесса, действий педагога и ребенка, конкретного исторического содержания жизни в государстве, педагогической и общественной среды.

Вопросы для самопроверки:

1. Раскройте социальный, психологический, педагогический смыслы обучения.

2. Сформулируйте определения таких понятий, как знания, умения и навыки.

3. Раскройте сущность функций обучения.

4. Определите роль и значение воспитания.

5. Сформулируйте определение понятия «образование».

6. Рассмотрите систему образования в России.

7. Сформулируйте принципы образования, которые отражают направленность образовательной деятельности.

8. Раскройте сущность понятия «самообразование».

9. Раскройте сущность и содержание педагогического процесса.

10. Раскройте сущность и содержание педагогической деятельности.

 

Источник: Иванушкина, Наталья Викторовна Психология и педагогика. Курс лекций: учебное пособие / Н.В. Иванушкина. - Самара: Издательство Самарского университета, 2020. - 148 с.

 

Поиск

Яндекс.Метрика
Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.