Формы обучения
Лекции и практикум по психологии - Педагогическая психология

Понятие «формы обучения» относится к внешней стороне организации учебно-воспитательного процесса и отражает способы и общий характер взаимосвязи его субъектов. Способы взаимосвязей:

  • индивидуальный, т.е. на одного обучающегося приходится один обучающий. Характерные черты – отсутствует четко спланированная организация учебного процесса: учебные планы, программы, поурочные разработки, процесс протекает стихийно, недооцениваются преимущества коллективного обучения;
  • индивидуально-групповой: в один коллектив объединяются обучающиеся разного возраста, уровня социализации (общей и профессиональной), уровня подготовки. Характерные черты – методы и содержание обучения полностью определяются особенностями конкретных субъектов (например, современная малокомплектная сельская школа);
  • классно-урочный: объединение в устойчивые и постоянные на весь период обучения учебные коллективы (классы) учащихся одного возраста и уровня подготовки. Работа реализуется на основе единых для всех учебного плана, программ, расписания. Классно-урочная система, основы которой сформулированы в 1633-38 гг. Я.А. Коменским, сохраняет свое значение и в настоящее время. Недостатки – ориентация на «среднего» обучающегося, одаренные и слабоуспевающие выпадают из поля внимания обучающего.

Однако существовали попытки создать другие оригинальные системы. Например:

  • Белл-ланкастерская система  взаимного обучения (создана Э. Беллом и Дж. Ланкастером в 1798 г.), при которой старшие и хорошо успевающие ученики под руководством учителя сами проводили занятия с младшими или отстающими.
  • Батавская система (конец ХIХ в.) предлагала разделить учебный день на две части:  первая – традиционные уроки в классах, а вторая – индивидуальные занятия с отстающими и одаренными.
  • Мангеймская система (конец ХIХ в.): учащиеся распределялись по классам в соответствии с предварительным исследованием их интеллектуальных потенциалов и одаренностей. Обучение в составленных на этой основе группах сильных, средних и слабых существенно различалось в содержательном и методическом отношениях. Переход из одной группы в другую на более поздних сроках обучения был принципиально невозможен.
  • Далтон-план или лабораторная система (20-е гг. ХХ в.): учебные классы заменяются предметными лабораториями во главе с учителем-консультантом. Учащиеся сами планируют свою работу, обучаясь индивидуально, получая задания от учителя. Общий учебный план и расписания отсутствуют (Э. Паркхерст).
  • Лабораторно-бригадная система (разновидность далтон-плана, 30-е гг. ХХ в.) основана на выполнении бригадами обучающихся самостоятельных лабораторных заданий. Оценивается результативность коллективной работы.

Формы организации учебной деятельности: парная (педагог –обучающийся, обучающийся – обучающийся); групповая (педагог – группа); коллективная (обучающиеся взаимодействуют друг с другом; индивидуально-обособленная (самостоятельная работа).
Формы организации текущей работы: уроки, экскурсии (от лат. excursio – поездка), лекции, семинарские занятия (от лат. seminarium – рассадник), практические и лабораторные занятия, конференции (от лат. conferentia – собраться в одно место), домашняя работа, факультативные (от лат. facultatis – возможный, необязательный, предоставляемый на выбор) занятия, внеаудиторная работа: предметные кружки, клубы, олимпиады, конкурсы, студии и т.п.
Охарактеризуем некоторые из них. Урок – основная форма учебной работы в школе. Классификация уроков:

  • ознакомления с новым материалом;
  • закрепления знаний, умений, навыков;
  • обобщения и систематизации знаний;
  • проверки знаний, умений и навыков;
  • комбинированный (смешанный).

Экскурсия – учебно-воспитательное занятие, призванное закрепить связи теоретического материала с практическими наблюдениями. Различают производственные, природоведческие, краеведческие, литературные, географические экскурсии.
Лекция – развернутое во времени и системное изложение теоретического материала. В высшей школе – это основная форма работы. В школе лекции применяются а) для предваряющего обзора материала, которые в последующем будет детально прорабатываться, либо б) для ретроспективного анализа, своеобразной «сборки» и логического обобщения пройденного на предшествующих занятиях материала.
Семинар – в высшей школе предназначен для детальной проработки и осмысления изложенного на лекции материала. Может проводиться в виде изложения и обсуждения заранее подготовленных докладов и сообщений. При этом следует подчеркнуть коллективный характер обсуждений, что усиливает педагогическую эффективность семинаров.
Практические и лабораторные занятия – применяются при изучении предметов естественно-математического цикла и в профессиональной подготовке. Работа организуется индивидуально или небольшими подгруппами на основе заранее предложенных обучающим алгоритмов.
Конференции (учебные) – применяются при необходимости сделать обобщения знаний по какому-либо разделу программы, крупной теме или с целью установления межпредметных связей.
Домашняя работа – обязательная составная часть процесса обучения, заключающаяся в самостоятельной реализации учебных установок обучающего за пределами аудиторных занятий.

Контрольные вопросы:

  • Что понимается под термином «формы обучения»?
  • Опишите имевшиеся в истории организационные системы обучения: классно-урочной, белл-ланкастерской, батавской, мангеймской, далтон-плана и др.
  • Охарактеризуйте формы лекции и семинарского занятия.
  • Охарактеризуйте форму урока.
  • Охарактеризуйте форму практических и лабораторных занятий.
  • Охарактеризуйте форму домашней самостоятельной работы.
  • Охарактеризуйте форму учебной конференции.

Источник: Александров Е.П.
Психология и педагогика
Курс лекций

 

Поиск

Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.