Педагогическое взаимодействие в воспитании |
Лекции и практикум по психологии - Общая психология |
Педагогическое взаимодействие — процесс, происходящий между воспитателем и воспитанником в ходе учебновоспитательной работы и направленный на развитие личности ребенка. Взаимодействие — категория философская, отражающая всеобщую сущностную связь всего живого. В педагогической науке педагогическое взаимодействие выступает как одно из ключевых понятий и как научный принцип. Педагогическое взаимодействие выступает как развивающийся процесс, способствующий становлению личности воспитанника и совершенствующий личность педагога при непременной руководящей роли авторитетного воспитателя. Взаимодействие этих сторон присутствует во всех видах деятельности: в познании, игре, труде, общении; его влияние проникает в ядро личностных отношений участников; оно пробуждает у воспитанников готовность быть «воспитуемым». Педагогическое взаимодействие — сложнейший процесс, состоящий из множества компонентов, самые крупные из которых — дидактическое, воспитательное и социальнопедагогические взаимодействия. В основе педагогического взаимодействия лежит сотрудничество, которое является началом социальной жизни людей. В современном обществе отношения воспитателей и воспитанников строятся в значительной степени в интеллектуальной сфере и перенапряжены эмоционально. Требования взрослых дети воспринимают опосредованно и не всегда как необходимые. Поэтому педагогическое взаимодействие нуждается в специальной организации. Педагогическое взаимодействие играет важнейшую роль в человеческом общении, в том числе в отношениях деловых, партнерских, при соблюдении этикета, в проявлении милосердия и т.п. Взаимодействие становится педагогическим, когда взрослый (родитель, педагог) выступает как наставник. Для взрослого участие в педагогическом взаимодействии связано с моральными трудностями, т.к. в отношениях с детьми всегда присутствует соблазн воспользоваться возрастным или профессиональным преимуществом и свести общение с ребенком к авторитарному воздействию. Профессия педагога иногда воспринимается как авторитарная, так как в ней заложены забота, опека, наставничество, стремление передать свой опыт; в ней очень нечетка грань, за которой начинается морализаторство, насилие над личностью. У детей наступает ответная реакция — ребенок пытается стать автономным от такого воспитателя, оказывая сопротивление, открытое или скрытое, лицемерное. Опытные, талантливые педагоги обладают особым педагогическим чутьем и тактом и предвидят возможные осложнения в педагогическом взаимодействии. Результат педагогического взаимодействия соответствует цели воспитания — развитию личности. Взаимодействие может быть прямым, непосредственным при прямом контакте между субъектами, или косвенным, опосредованным через какие-либо предметы, действия, обмен информацией, других людей. Сегодня актуальным является личностноориентированное взаимодействие «педагог — воспитанник», которое предполагает признание личности ребенка не столько объектом, сколько субъектом воспитания, образования, партнером в образовательно-воспитательном процессе. Обучающийся, воспитанник — основной субъект образовательно-воспитательного процесса. Цель «личностно-ориентированного педагогического взаимодействия» педагога с воспитанником — создание благоприятных условий, содействие в его личностном развитии, формировании у него нравственных ориентаций, в его самоопределении. Базой для формирования способностей к саморазвитию, самоопределению, самореализации, самоорганизации личности является физическое и психическое здоровье, нравственность и способности, что определяет содержание личностноориентированного взаимодействия педагога с учащимися. Личностному росту ребенка (формированию его общей культуры, нравственного сознания, самосознания и поведения, потребности в саморазвитии) способствует гуманистическая направленность педагогического взаимодействия. Во взаимодействии определяющим фактором является позиция педагога, исходящая из интересов развития ребенка: понимание, признание, принятие его как полноправного партнера, оказание ему помощи. Взаимодействие педагогов и школьников происходит в разных системах: между школьниками, между педагогами и детьми, между учителями. В то же время стиль отношений «педагог — ученик» определяется особенностями взаимоотношений между детьми в ученическом коллективе, главной целью которых рассматривается развитие личности, коллектива и его воспитательных возможностей. Основными характеристиками взаимодействия исследователи считают: взаимопознание, взаимопонимание, взаимовлияние, совместимость. При этом необходимо понимать, что взаимодействие сторон — это важнейшее средство, способ успешного решения поставленных образовательно-воспитательных и развивающих задач. Так, показателем эффективности по взаимопониманию является объективность знания лучших личностных сторон друг друга, интересов, увлечений, обоюдный интерес друг к другу; по взаимовлиянию — способность приходить к согласию по спорным вопросам, учет мнения друг друга, принятие другого в качестве примера, изменение поведения и действий после замечаний и рекомендаций в адрес друг друга; по взаимным действиям — осуществление постоянных контактов, активность участия в совместной деятельности, согласованность действий, помощь, поддержка друг друга, координация действий. Сегодня остро встала задача — шагнуть на более высокую ступень в организации учебно-воспитательного процесса, от информационного типа перейти к личностно-ориентированному, которое, в большей мере, продуцирует развитие и саморазвитие, самоутверждение, самореализацию личности воспитанника. Решить ее — значит создать благоприятные условия, в которых это возможно реализовать, и, прежде всего, хороший психологический климат, доброжелательные доверительные взаимоотношения, отношения сотрудничества «на равных». Как мы уже отметили, многие ученые исследуют проблему личностно-ориентированного взаимодействия. Так, например, они считают, что всякое обучение и воспитание по своей сути есть создание условий для развития личности и, следовательно, оно является развивающим, личностно-ориентированным. А главное в том, как понимать личность, где искать источники ее развития. Этими источниками исследователи называют: - приоритет индивидуальности, самоценности, самобытности ребенка как субъектного носителя опыта, складывающегося задолго до влияния специально организованного образовательновоспитательного процесса в школе (ребенок не становится, а изначально является субъектом познания, общения и деятельности); - изучение и описание «познавательного профиля» ученика как своеобразного типа мышления; - определение средств, обеспечивающих реализацию поставленных целей и задач; - сочетание различных видов деятельности (игровой, познавательной, ценностно-ориентационной, рефлексивной и др.); - сотрудничество педагога и ученика, направленное на обмен различного содержания опыта, взаимодействие двух видов опыта, постоянное их согласование; - предоставление ребенку свободы выбора способов выполнения заданий, активизация творчества детей путем использования групповых форм занятий, диалоговых форм обучения и воспитания; - признание за школьником не только статуса ученика, а статуса «Человека — Гражданин»; - опора на положительные качества ребенка, «подход к ребенку с оптимистической гипотезой» и доверием; - контроль над складывающимися способами учебновоспитательной работы. Спецификой воспитательного процесса в школе является тесное взаимодействие ученического и педагогического коллективов. В деятельности классного руководителя, воспитателя определенной группы школьников это взаимодействие с малым педагогическим коллективом, в котором объединены все педагоги (учителя- предметники, педагоги дополнительного образования и др.). Необходимость этой «заботы» диктуется задачей выработки единой стратегии и тактики воспитательного процесса, осуществляемого всеми педагогами, работающими с классом. Формы такого взаимодействия в современной школе многообразны. Вот некоторые из них. 1. Рациональный подбор и расстановка кадров учителей для работы с классом в зависимости от особенностей класса (профиля, изучаемых специальных предметов, психолого-педагогических особенностей, сложившейся социально -педагогической ситуации развития, истории развития и воспитания, интеллектуального потенциала, психологического климата и т.д.). Причем в этом подборе могут и должны быть личности различного типа: мужчины и женщины, молодые и пожилые, серьезные и веселые, имеющие различные хобби, владеющие многообразными навыками и умениями. Чем богаче палитра «красок», тем лучше, ведь класс многолик, и каждый ребенок должен иметь «своего» учителя, близкого ему по характеру, по духу. И, что немаловажно, в идеале группа учителей, работающих в классе, должна относиться к категории единомышленников самого классного руководителя. Именно это позволит создать работоспособный, творческий, оптимистичный по стилю и тону отношений коллектив взрослых и детей, который станет идеальной воспитывающей средой. 2. Систематическое проведение малых педагогических советов. Тематика и назначение их может быть многообразна: определение цели, задач, отбор содержания, средств, форм и методов работы с классом; обсуждение ситуации и событий в классе; выработка единого стиля и тона взаимоотношений с классом и отдельными учащимися; реализация дифференцированного подхода в воспитании отдельных групп обучающихся (на основе интересов и возможностей педагогов) и др. 3. Проведение общих интегрированных форм учебно - воспитательной работы с классом. Кооперирование классного руководителя с учителями-предметниками разных специальностей, с людьми, имеющими разнообразные увлечения и хобби, позволяет поднять уровень профессионализма воспитательной работы. 4. Проведение педагогических консилиумов (малые педагогические советы, которым предшествует всестороннее изучение класса и отдельных учащихся, хода и результатов учебновоспитательного процесса с помощью различных методик психолого-педагогического исследования; назначение их — решение насущных проблем класса, отдельных учащихся). Такие консилиумы могут проводиться систематически (раз в четверть), а также эпизодически для решения возникших в учебно-воспитательном процессе проблем. Например, снижение уровня успеваемости, высокая степень конфликтности учителей с классом, низкий уровень дисциплинированности учащихся, чрезвычайные происшествия, неуспеваемость и трудновоспитуемость отдельных учащихся, проблемы дифференцированного и индивидуального подхода, анализ результатов учебно-воспитательного процесса и его эффективности и многие-многие другие. 5. Проведение различных форм воспитательной работы совместно с классами, где учителя-предметники являются классными руководителями: подготовка и проведение предметных недель, различные турниры типа «КВН», «Что? Где? Когда?», «Поле чудес», «Веселые старты», совместные праздники и «Огоньки», «Литературные (театральные, поэтические, музыкальные и др.) гостиные», совместные театральные постановки, выставки творческих работ, приглашения на «открытые» формы работы и т.д. Эти дела способствуют, кроме того, созданию и развитию общешкольной системы воспитательной работы, развитию школьного коллектива, превращению учителей в единомышленников, улучшают психологический климат в классах и школе, способствуют гуманизации отношений учителей и учащихся. Также можно выделить: - Прямое, косвенное, параллельное взаимодействие. Прямое, как непосредственное воздействие друг на друга; косвенное же направлено на оказание влияния через что-то, через кого-то (референтную группу, референтное лицо, героя книги, фильм и т.д.); параллельное воздействие (влияние через коллектив). - Тип взаимосвязи «на равных» или «руководство» неоднозначно. «На равных» — это субъект-субъектные отношения, партнерские, сотрудничество, активность с обеих взаимодействующих сторон, а при «руководстве» — активность с одной стороны. Приоритетными признаются сегодня отношения «на равных». Различные подходы и типы взаимодействия свидетельствуют о многогранности и многоаспектности этого процесса. Проведенный нами опрос учителей нашей школы показал, что наиболее эффективным для развития коллектива и личности является сотрудническое взаимодействие, для которого характерны знания, опора на положительное в личности, доверительность, доброжелательность, активность обеих сторон, диалог. Особенно большим воспитательным потенциалом, по мнению наших коллег, располагает диалоговое взаимодействие. Оно обеспечивает равенство позиций партнеров, уважительное отношение друг к другу, принятие партнера таким, каков он есть, искренний обмен мнениями, открытость, искренность, отсутствие предвзятости. Недопустимы подавления, индифферентность (равнодушие друг к другу), формальные отношения. Главный путь перехода к другим, более плодотворным типам взаимодействия — включение в совместную коллективную творческую деятельность, создание условий для совместных переживаний, вклад каждого в общий результат, создание условий «ответственной зависимости». Пути развития взаимодействия как сотрудничества — это положительная установка на совместную творческую работу, совместное планирование, анализ результатов деятельности, осознание ее цели и личностного смысла; созидание ситуации свободного выбора видов и способов деятельности ее участниками, наличие хорошей полной информации о состоянии дел в классе, группе, о каждом участнике деятельности, организация коллективных творческих дел, являющаяся наиболее эффективной для развития сотрудничества, взаимодействия, взаимопомощи, соревновательности, в процессе которой наиболее полно раскрывается личность и педагога и воспитанника. Общение является важнейшей категорией психологической науки. Оно тесно связано с категорией «деятельности». При этом общение рассматривается как форма, вид деятельности. Общение — это многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями в совместной деятельности [17]. Под педагогическим общением понимают профессиональное общение преподавателя с учащимися в процессе обучения и воспитания, имеющее определенные педагогические функции и направленное на создание благоприятного психологического климата, а также на другого рода психологическую оптимизацию учебной деятельности и взаимоотношений между педагогом и учащимся (А.А. Леонтьев). Педагогическое общение имеет свою специфику. Она обусловлена различными социально-ролевыми и функциональными позициями его субъектов. Стиль общения и руководства определяется эффективностью обучения и воспитания, а также особенности развития личности и формирования межличностных отношений в учебной группе. Различают следующие стили руководства: 1) авторитарный; 2) демократический; 3) попустительский. При авторитарном стиле характерна тенденция к жесткому управлению и всеобъемлющему контролю. Выражается это в приказном тоне, резких замечаниях, нетактичных выпадах в адрес одних членов группы и неаргументированное выхваление других. Преподаватель определяет общие цели работы, указывает способы выполнения задания, жестко определяет, кто с кем будет работать и т.д. Поэтапная регламентация деятельности и ее строгий контроль свидетельствуют о неверии преподавателя в позитивные возможности учащихся. Любая инициатива со стороны учащихся рассматривается авторитарным преподавателем как проявление нежелательного самоволия. Авторитарный лидер субъективно оценивает успехи своих подопечных, высказывает замечания не столько по поводу самой работы, сколько относительно личности исполнителя. При демократическом стиле руководства оцениваются в первую очередь факты, а не личность. При этом группа принимает активное участие в обсуждении всего хода предстоящей работы и ее организации. В результате у учащихся развивается уверенность в себе, стимулируется самоуправление. Параллельно увеличению инициативы возрастают общительность и доверительность в личных взаимоотношениях. При попустительском стиле руководства происходит самоустранение руководителя из учебно-производственного процесса, снятие с себя ответственности за происходящее и как результат — наименьший объем выполненной работы и ее наихудшее качество [6]. При авторитарном стиле между членами группы царит вражда, особенно заметная на фоне покорности руководителю, и даже заискивание перед ним. При демократическом стиле управления учащиеся не только проявляют интерес к работе, обнаруживая позитивную внутреннюю мотивацию, сближаясь между собой в личностном отношении. Качество и оригинальность выполненной работы повышается пропорционально росту групповой сплоченности, взаимопомощи и открытого дружелюбия во взаимоотношениях. Речь учителя как форма общения посредством языка играет главную роль в межличностном взаимодействии с учащимися, установлении контактов и обретении взаимопонимания. Она реализуется в повседневных актах речевой деятельности и речевого поведения. Если речевая деятельность учителя в основном направлена на предметное информирование, то речевое поведение включает и передачу экспрессивной информации, обеспечивающей регуляцию взаимоотношений с учащимися. В структуру речевых поступков, из которых складывается речевое поведение, входят субъект, объект, которому адресуется информация, цель, содержание, используемые средства — вербальные и невербальные. В педагогическом общении объектом взаимодействия оказывается детская личность, и речевые поступки учителя отражают отношение к ней как к субъекту взаимодействия, обнаруживая уровень не только языковой, но и нравственной культуры. Высказывания, обращенные к детям, вызывающие определенные ответные реакции, — словесные, поведенческие, являются педагогическими поступками, отражающими уровень профессиональной культуры. Речевые поступки учителя имеют определенное коммуникативное содержание и форму. Содержание обуславливается педагогическими целями, а форма — особенностями межличностных отношений: функциональных или дружественных, доверительных. Чтобы управлять педагогическим общением, учителю требуется умение прогнозировать ученический отклик на свое поведение. Добиться необходимого учебного и воспитательного эффекта возможно, используя оптимальную модель речевого поступка. Каждый акт профессионального взаимодействия требует нестандартного речевого творчества, т.к. строится на учете многообразных обстоятельств — ситуации общения, индивидуальности воспитанника, переживаемых им чувств, настроения, характера сложившихся отношений и т.д. Учителю необходима постоянная корректировка своего поведения в соответствии с сиюминутной получаемой обратной информацией — вербальной и невербальной. Педагогическое общение складывается из взаимного обмена речевыми поступками учителя и учащихся. Вопросы для самопроверки: 1. Дайте определение понятиям «педагогическое взаимодействие», «педагогическое общение». 2. Охарактеризуйте типы педагогического взаимодействия. 3. Раскройте содержание личностно-ориентированного взаимодействия педагога с обучающимися. 4. Раскройте сущность основных характеристик педагогического взаимодействия. 5. Приведите примеры форм взаимодействия ученических и педагогических коллективов в современной школе. 6. Раскройте сущность авторитарного стиля руководства. 7. Раскройте сущность демократического стиля руководства. 8. Раскройте сущность попустительского стиля руководства. 9. Определите структуру речевых поступков, из которых складывается речевое поведение при межличностном взаимодействии педагогов и обучающихся. 10. Определите роль речевой деятельности учителя как формы межличностного взаимодействии с обучающимися. Источник: Иванушкина, Наталья Викторовна Психология и педагогика. Курс лекций: учебное пособие / Н.В. Иванушкина. - Самара: Издательство Самарского университета, 2020. - 148 с. |
Уважаемые пользователи и посетители сайта! Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят. Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней). С уважением, администрация. |