На главную Лекции и практикум по психологии Общая психология Мышление как высшая форма познавательной деятельности
Мышление как высшая форма познавательной деятельности
Лекции и практикум по психологии - Общая психология

1. Понятие о мышлении.
2. Операции мышления.
3. Формы мышления.
4. Решение мыслительных задач.
5. Виды мышления.
6. Индивидуальные особенности мышления.


1. Понятие о мышлении


Ощущения и восприятие дают нам знания об отдельных свойствах предметов и явлений реального мира, но этих знаний не хватает для предвидения последствий тех или иных явлений, событий, своих действий. Для составления прогноза нужно обобщить единичные предметы и явления и, исходя из этих обобщений, сделать вывод относительно других единичных предметов и явлений подобного рода. Этот переход от единичного к общему и обратно осуществляется благодаря особому психическому процессу - мышлению, суть которого заключается в порождении нового знания на основе творческого отражения и преобразования человеком действительности. В процессе мышления, используя данные ощущений, восприятия и представлений, человек начинает познавать такие явления внешнего мира, их свойства и отношения, которые непосредственно не даны в восприятии и поэтому не наблюдаются (например, физики изучают свойства элементарных частиц, которые не видны даже под микроскопом). В реальной познавательной деятельности каждого человека чувственное познание и мышление непрерывно переходят одно в другое и взаимно обуславливают друг друга. Кроме того, мышление как особый психический процесс имеет ряд специфических характеристик и признаков:
1) оно является обобщенным отражением действительности, поскольку направлено на отражение общего в предметах и явлениях реального мира и применение этих обобщений к единичному;
2) мышление - это опосредованное познание объективной реальности, заключающееся в том, что человек способен выносить суждения о свойствах или характеристиках предметов и явлений без непосредственного контакта с ними, а путем анализа косвенной информации (например, используя термометр для того, чтобы узнать, какая сегодня погода). Благодаря мышлению можно познать то, что вообще недоступно восприятию и представлению;
3) мышление всегда связано с решением той или иной задачи, возникшей в процессе познания или в практической деятельности, причем решение проблемы достигается с помощью определенных умственных операций, направленных на преобразование имеющейся информации;
4) мышление неразрывно связано с речью: мысли всегда облекаются в речевую форму. Так, специальные приборы регистрации мышечных сокращений отмечают во время протекания у человека мыслительного процесса наличие незаметных для самого человека движений голосового аппарата. Доказательством служит также и тот факт, что взрослые и дети гораздо лучше решают задачи, если формулируют их вслух.
Таким образом, мышление является наиболее обобщенной и опосредованной формой психического отражения, устанавливающей связи и отношения между познаваемыми объектами, это социально обусловленный, неразрывно связанный с речью психический процесс поиска и открытия существенного нового.


2. Операции мышления


К основным мыслительным операциям относятся: анализ, синтез, сравнение, обобщение, абстрагирование и конкретизация.
Анализ - мыслительная операция разложения целого на части или выделения из целого его сторон, отношений, действий. Анализ бывает практическим (мыслительный процесс непосредственно включен в речевую деятельность) и теоретическим (умственным). Если анализ оторван от других операций, то он становится порочным, механистичным. Элементы такого анализа наблюдаются у детей на первых этапах развития мышления, когда ребенок разбирает, ломает игрушки на части, никак не используя их дальше.
Синтез - мыслительная операция объединения частей, качеств, действий в единое целое. Синтез и анализ всегда проходят в единстве: анализируется то, что включает в себя что-то общее, целое, а чтобы синтезировать какие-то части в единое целое, эти элементы необходимо получить в результате анализа. В мыслительной деятельности анализ и синтез поочередно выходят на передний план. Преобладание в мыслительной деятельности анализа или синтеза может быть обусловлено как характером материала и условиями задачи, так и складом ума человека.
Сравнение - мыслительная операция определения сходства или различия между предметами и явлениями или их отдельными признаками. Сравнение бывает односторонним (неполным, по одному признаку) и многосторонним (полным, по всем признакам); поверхностным и глубоким; непосредственным (сравниваются два объекта при их одновременном восприятии) и опосредованным (путем умозаключения, используя косвенные признаки). Основное требование к сравнению - оно должно проводиться в одном отношении.
Абстрагирование (от лат. abstractio - отвлечение) - мыслительная операция выделения одних признаков как существенных и отвлечения от других. Абстрагирование обычно осуществляется в результате анализа. Оно широко используется при образовании и усвоении новых понятий, так как в понятиях отражены только существенные, общие для целого класса предметов признаки (например, понятие «стол»). В отличие от конкретных понятий абстрактными называются понятия об обобщенных признаках и свойствах предметов и явлений. Так, понятие «стол» относится к конкретным понятиям, поскольку оно обозначает предмет или группу предметов в целом. К абстрактным понятиям относятся, например: «твердость», «яркость», «количество», «длина», «мудрость» и т. п. Формирование абстрактных понятий представляет собой более трудный процесс, чем усвоение конкретных понятий.
Абстрагирование зависит от своеобразия изучаемого объекта и целей, стоящих перед исследователем. Благодаря абстрагированию можно отвлечься от единичного, конкретного. В то же время абстрагирование не существует без чувственной опоры, иначе оно становится бессодержательным, формальным. Среди видов абстрагирования можно выделить практическое (непосредственно включенное в деятельность), чувственное (или внешнее) и высшее (опосредованное, выраженное в понятиях).
Конкретизация - мыслительная операция, противоположная абстрагированию и предполагающая мысленный возврат от общего и абстрактного к конкретному с целью раскрыть его содержание. К конкретному обращаются в том случае, когда высказанная мысль непонятна или необходимо показать проявление общего в едином. Конкретизируя общее понятие, мы лучше его понимаем.
Обобщение - мыслительная операция объединения предметов и явлений по их общим и существенным признакам (например, сходные признаки яблок, груш, слив и т. п. соединяются в одном понятии «фрукты»). Простейшее обобщение заключается в объединении объектов на основе отдельных случайных признаков (например, все красные вещи). Более сложным является комплексное обобщение, при котором объекты объединены по разным основаниям. Наиболее сложным видом обобщения является то, в котором выделяются видовые и родовые признаки и объект включается в систему понятий.
Все умственные операции не существуют изолированно друг от друга: на основе более простых операций возникают более сложные, такие как классификация, систематизация и др.
Классификация - мыслительная операция разделения и последующего объединения предметов или явлений на основе присущих им общих признаков в классы, обозначаемые более общим понятием. Систематизация - мыслительная операция расположения классов предметов или явлений в определенном порядке в соответствии с существующими между ними значимыми отношениями. Каждая из мыслительных операций может быть рассмотрена как соответствующее умственное действие.


3. Формы мышления


Различают три основные формы мышления: понятие, суждение и умозаключение.
Понятие - это форма мышления, в которой отражаются общие и притом существенные свойства предметов и явлений. Понятие существует в виде значения слова. В понятиях наши знания о предметах и явлениях действительности содержатся в обобщенном и отвлеченном виде. В этом отношении понятие существенно отличается от восприятия и представления: восприятие и представление конкретны, образны, наглядны; понятие обладает обобщенным, абстрактным, не наглядным характером.
Принято различать общие и единичные понятия. Общими понятиями называют те, которые охватывают целый класс однородных предметов или явлений, носящих одно и то же название. В этих понятиях отражаются признаки, свойственные всем предметам, объединяемым соответствующим понятием (например: «мебель», «стол», «здание», «человек» и др.). Единичными называются понятия, обозначающие какой-либо один предмет. Они представляют собой совокупность знаний о каком-либо одном предмете, однако при этом отражают свойства, которые могут быть охвачены другим, более общим понятием (например, в единичное понятие «Припять» входит то, что это река, которая течет по территории Беларуси).
Суждение - форма мышления, содержащая утверждение или отрицание какого-либо положения относительно предметов, явлений или их свойств. В суждениях отражаются связи и отношения между предметами и явлениями окружающего мира и их свойствами и признаками. Суждения бывают утвердительными (например: «Психика есть функция мозга») и отрицательными, в которых отмечается отсутствие у предмета тех или иных признаков. Суждения бывают также истинными, ложными и предположительными. Кроме того, суждения бывают общими, частными и единичными. В общих суждениях утверждается или отрицается что-то относительно всех предметов и явлений, объединенных понятием (например: «Все металлы проводят электричество»). В частном суждении речь идет о части предметов или явлений, объединяемых понятием (например: «Некоторые студенты играют в шахматы»). В единичном суждении речь идет о каком-то единичном понятии (например: «А. С. Пушкин - великий русский поэт»).
В процессе оперирования различными суждениями с использованием определенных умственных операций возникает еще одна форма мышления - умозаключение. Умозаключение - это вывод, основанный на серии логически связанных высказываний. Примером умозаключения служит доказательство геометрических теорем.
Человек пользуется в основном двумя видами умозаключений - индуктивными и дедуктивными. Индукция - это способ рассуждения от частных суждений к общему, установление общих законов и правил на основе изучения отдельных фактов и явлений. Дедукция - способ рассуждения от общего суждения к частному, познание отдельных фактов и явлений на основе знания общих законов и правил. Благодаря дедукции возможно использование знания общих закономерностей для предвидения конкретных фактов.
Умозаключение по аналогии - разновидность умозаключения, основанное на переносе связей, существующих между одними объектами, на связи между другими.


4. Решение мыслительных задач


Начальным моментом мышления является проблемная ситуация, которая вызывает мыслительную активность личности. Проблемная ситуация - это конфликт между тем, что дано субъекту и тем, чего он должен достигнуть. Она характеризуется:
1) наличием цели (ориентировочная основа для решения задач);
2) наличием условий, в которых задается данная цель;
3) наличием потребности в достижении цели;
4) недостаточностью стандартных средств решения, вытекающих непосредственно из условий. Если информации достаточно, неудовлетворенность потребности отсутствует, то данная интеллектуальная задача для данного человека не является проблемой.
В результате анализа проблемной ситуации возникает задача, в которой предварительно и приблизительно выделены известное и искомое. Решение мыслительной задачи включает в себя несколько этапов:
1) возникновение проблемы, для чего необходимо умение увидеть непонятное, требующее разъяснения;
2) построение различных гипотез возможного решения;
3) его проверка (при наличии ошибки - поиск новой гипотезы);
4) сопоставление полученных результатов с исходными данными. Основанное на высказанных предположениях решение оказывается верным или неверным.
Таким образом, для процесса решения задач характерны три основных типа мыслительных действий:
1) ориентировочные действия (анализ условий, возникновение гипотезы, переходящей в план решения);
2) исполнительные действия (выбор приемов решения задачи);
3) нахождение ответа (сверка решения с исходными условиями задачи).
В зависимости от стиля умственной деятельности человека и доступности для него содержания задачи ее решение может осуществляться различными способами. Наименее типичным для человека (и нежелательным) является способ проб и ошибок, когда нет ни достаточно четкого осознания задачи, ни построения и целенаправленной проверки различных гипотез. Он не способствует накоплению знаний, опыта и умственному развитию человека.
К более эффективным способам решения мыслительных задач, которые к тому же являются условиями умственного развития человека, можно отнести:
1) пассивное использование алгоритма;
2) целенаправленная трансформация условий задач;
3) активное применение алгоритма;
4) эвристические способы решения задачи - это мыслительная деятельность, связанная с «внезапным» решением проблемы.


5. Виды мышления


В психологии сложилось несколько подходов к проблеме классификации видов мышления, использующих критерии формы и степени обобщенности (наглядно-действенное, наглядно-образное и абстрактно-логическое), характера решаемых задач (теоретическое и практическое), развернутости (дискурсивное и интуитивное), степени новизны и оригинальности (репродуктивное и творческое).
Наглядно-действенное мышление (конкретно-действенное) - это особый вид мышления, суть которого заключается в практической преобразовательной деятельности, осуществляемой с реальными предметами. Этот вид мышления наиболее характерен для детей в возрасте до трех лет: ребенок анализирует и синтезирует познаваемые объекты по мере того как руками, практически разъединяет, разбирает и вновь объединяет, связывает, соотносит друг с другом те или иные предметы, воспринимаемые в данной момент, а также широко представлен у людей, занятых производственным трудом, результатом которого является создание какого-либо материального продукта (конструктор, инженер, испытатель и др.).
Наглядно-образное мышление - это вид мышления, необходимо опирающийся на образы восприятия и представлений. Оно связано с оперированием образами: в ходе решения мыслительной задачи соответствующие образы мысленно преобразуются так, что в результате манипулирования возможно нахождение ее решения.
В простейшей форме наглядно-образное мышление проявляется у дошкольников в возрасте 4-7 лет. Связь мышления с практическими действиями хотя и сохраняется, но ребенку уже необязательно трогать руками предмет, его заинтересовавший. Нет необходимости практически манипулировать объектом, однако необходимо его воспринимать или наглядно представлять, поскольку дошкольник мыслит только наглядными образами и еще не владеет понятиями в строгом смысле этого слова. Наглядно-образное мышление непосредственно и полностью подчинено восприятию, поэтому детям тяжело отвлечься от наиболее бросающихся в глаза свойств предметов. Взрослые также используют наглядно-образное мышление, например, приступая к ремонту квартиры. Чаще всего такой вид мышления преобладает у людей, деятельность которых связана с каким-либо видом творчества (писатели, художники и др.).
Абстрактно-логическое мышление (понятийное, теоретическое, словесно-логическое) - это вид мышления в форме абстрактных понятий, осуществляемого с помощью логических операций. Оно функционирует на базе языковых средств и представляет собой наиболее поздний этап исторического и онтогенетического развития мышления. Использование понятий и логических конструкций позволяет человеку устанавливать наиболее общие закономерности, предвидеть развитие природных и общественных процессов, обобщать различный наглядный материал.
Следует отметить, что развитие абстрактно-логического мышления в школьном возрасте в процессе усвоения системы понятий не означает, что наглядно-действенное и наглядно-образное мышление больше не развивается или вообще исчезает. Все эти виды мышления тесно связаны, дополняют друг друга и обеспечивают глубокое и разностороннее отражение действительности: абстрактно-логическое мышление дает наиболее точное и обобщенное отражение действительности, но это отражение абстрактно, а наглядно-образное мышление позволяет получить конкретное субъективное отражение окружающей нас действительности. Таким образом, наглядно-действенное, наглядно-образное и абстрактно логическое мышление продолжают изменяться и совершенствоваться на протяжении всей жизни человека.
Теоретическое мышление раскрывает связи и отношения между понятиями и выражает эти связи в суждениях. Практическое мышление направлено на создание реальных предметов, поиск возможностей изменения действительности. Некоторыми психологами выделяется дополнительно оперативное мышление, которое перерабатывает текущую информацию, обеспечивает планирование, контроль и регулирование деятельности.
Дискурсивное мышление характеризуется поэтапным развертыванием мыслительных процессов. Следует отметить, что человек не всегда может выделить этапы, которые мысль последовательно проходила в ходе решения задачи. Интуитивное мышление характеризуется быстротой протекания, отсутствием четко выраженных этапов, минимальной осознанностью. Создается впечатление, что решение приходит внезапно как озарение. Мыслительные операции в данном случае носят свернутый, сокращенный характер.
Репродуктивное мышление представляет собой применение готовых знаний и умений. В тех же случаях, когда в процессе применения знаний осуществляется их проверка, выявление дефектов, говорят о критическом мышлении. Творческое мышление направлено на создание новых идей или усовершенствование решения той или иной задачи. Препятствовать развитию творческого мышления может излишняя критичность, желание найти ответ немедленно, ригидность (стремление пользоваться старыми знаниями) и конформизм (боязнь выделиться и насмешить). Проявлению творческих способностей нередко мешает завышенная оценка значимости своих собственных идей. Иногда то, что мы сами придумали, нравится нам больше идей других людей.
Одним из первых, кто предпринял попытку дать ответ на вопрос о том, что такое творческое мышление, был Дж. Гилфорд. В работах, посвященных креативности (творческому мышлению), он изложил свою концепцию, согласно которой уровень развития креативности определяется доминированием в мышлении четырех особенностей:
1) оригинальность и необычность высказанных идей, стремление к интеллектуальной новизне;
2) семантическая гибкость, то есть способность видеть объект под новым углом зрения, способность обнаружить возможность нового использования данного объекта;
3) образная адаптивная гибкость, то есть способность изменить восприятие объекта таким образом, чтобы видеть его новые, скрытые стороны;
4) семантическая спонтанная гибкость - способность продуцировать разнообразные идеи в неопределенной ситуации, в частности в такой, которая не содержит предпосылок к формированию новых идей.
В ряде исследований было установлено, что эффективность в решении мыслительных задач достигается при наличии соответствующей мотивации и определенного уровня эмоционального возбуждения. Причем этот уровень для каждого человека сугубо индивидуален. В ходе исследования творческого мышления было выявлено также, что частые неудачи при решении мыслительных задач приводят к тому, что человек начинает бояться встречи с каждой новой задачей. Следовательно, для проявления интеллектуальных способностей людей необходимы чувство успеха, ощущение правильности выполнения той или иной задачи, вера в свои силы.


6. Индивидуальные особенности мышления


Индивидуальные различия в мыслительной деятельности людей проявляются в качествах мышления. Эти качества мышления (или качества ума) становятся своеобразными личностными характеристиками. Наиболее существенными из них являются самостоятельность, широта, глубина, гибкость, быстрота и критичность.
Самостоятельность мышления характеризуется умением человека выдвигать новые задачи и находить новые решения и ответы, не прибегая к частой помощи других людей. Такой человек, безусловно, опирается на опыт других людей, но усваивает и применяет его творчески. Индивид, не обладающий самостоятельным мышлением, при решении различных вопросов и задач опирается исключительно на готовые формулы, шаблонные решения, не стремится находить собственные пути и способы их решения.
Широта ума выражается в познавательной деятельности человека, охватывающей различные области, в широком кругозоре и разносторонней любознательности.
Глубина ума проявляется в умении видеть проблему там, где у других людей вопросов не возникает. Выражена потребность понять причины возникновения тех или иных явлений и предвидеть их дальнейшее развитие.
Гибкость ума выражается в свободе мысли от сковывающего влияния закрепленных в прошлом опыте приемов и способов решения задач, в умении быстро менять свои действия при изменении обстановки. У людей с негибким умом мышление инертно, они с трудом переключаются на новый способ решения мыслительной задачи, доказательства.
Быстрота ума - это способность человека быстро разобраться в сложной ситуации и принять правильное решение (таких людей называют «находчивыми» и «сообразительными»). Быстрота ума зависит от имеющегося опыта, степени развития мыслительных навыков, а также от индивидуального темпа мыслительной деятельности, в основе которого лежит обычно подвижность нервных процессов. От быстроты следует отличать торопливость ума, проявляющуюся в отсутствии привычки к длительной и упорной работе. Торопливость ума - это также поверхностность ума, когда человек выхватывает какую-нибудь одну сторону вопроса и не способен рассмотреть его во всех аспектах.
Критичность мышления - это умение человека объективно оценивать свои и чужие мысли, тщательно и всесторонне проверять все выдвигаемые положения и выводы. Человек с критическим складом ума никогда не расценивает свои высказывания как абсолютно верные, непогрешимые и исчерпывающие. Нередко выбор правильного решения в той или иной ситуации бывает противоречивым, но он всегда либо верен, либо неверен. Адекватность нашего выбора в значительной мере зависит от степени развития критичности мышления. Однако излишняя критичность, как уже отмечалось выше, может мешать творчеству.


Вопросы для самопроверки
1. Назовите основные характеристики мышления. Что вы знаете об ассоциативном течении интеллектуальных процессов?
2. Охарактеризуйте основные виды мышления. Какова роль образного мышления в решении инженерных задач?
3. Назовите формы мышления. Расскажите об общих и единичных понятиях, об умозаключении как высшей форме мышления.
4. Дайте характеристику операциям мышления.
5. Приведите примеры проявления индивидуальных особенностей мышления в жизненных и профессиональных ситуациях.


Практические задания
1. Какие виды мышления проявляются в приведенных ниже ситуациях? (При ответе укажите характеристики соответствующего вида мышления):
1) раскройка портнихой деталей будущего платья;
2) изготовление мастером сложной детали на токарном станке;
3) проектирование дизайнером интерьера помещения;
4) решение студентом задачи по теоретической механике;
5) составление архитектором будущего плана постройки.
2. Определите, на активизацию каких мыслительных операций и видов мышления направлены следующие заданные воздействия?
1) сопоставить между собой по природным условиям и числу жителей Витебскую и Гомельскую области;
2) составить предложение из данного набора слов;
3) сформулируйте основную идею романа М. Булгакова «Собачье сердце»;
4) начальник отдела дает задание бухгалтеру подготовить отчет, используя имеющиеся финансовые документы за текущий период.
3. Проведите самодиагностику уровня развития технического мышления с помощью теста Беннета.

Источник: Шершнёва, Т. В. Психология: пособие для студентов специальности 1-08 01 01 Ш49 «Профессиональное обучение (по направлениям») : в 5 ч. / Т. В. Шершнёва. - Минск : БНТУ, 2021. - Ч. 1. - 208 с. ISBN 978-985-583-401-5 (Ч. 1).

 

Поиск

Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.