На главную Лекции и практикум по психологии Общая психология Травматические стрессовые расстройства
Травматические стрессовые расстройства
Лекции и практикум по психологии - Общая психология

Цель: изучить проявления острой стрессовой реакции на примере людей, переживших ЧС, клиническую картину критериев посттравматического стрессового расстройства, рассмотреть признаки ПТСР у детей.

1. Основные виды травматических стрессовых расстройств

Анализ многочисленных исследований показал, что воздействие экстремальных факторов в условиях чрезвычайной ситуации могут вызывать негативные изменения в психике. Показано, что необходимо различать стресс, возникающий в трудных жизненных ситуациях обычной жизни, проявляясь нервно-психическим напряжением и стресс, возникающий в условиях переживания ситуаций, представляющих опасность для жизни, который называется травматическим. Травматический стресс разделяется на несколько типов.

Острая стрессовая реакция. Статистические данные показывают, что у 50-90% пострадавших выявляются клинические признаки острой стрессовой реакции, наиболее ярко проявляющиеся не позднее 4 часов после воздействия чрезвычайных факторов.


Клинические признаки острой стрессовой реакции. Вегетативная дисфункция:
- поверхностное дыхание, чувство удушья;
-сердцебиение, тахикардия;
-повышенная потливость, влажные руки;
-чувство холода;
-сухость во рту;
-головокружение;
-нарушение функций ЖКТ: тошнота, диарея, боли в животе; Эмоциональные и поведенческие нарушения:
-тревожность и страх;
-гнев, раздражительность;
-апатия, депрессия;
-чувство вины;
-нарушение сна;
-снижение работоспособности;
-злоупотребление алкоголем;
-склонность к конфликтам.
Изменение когнитивных функций:
-снижение внимания и проблемы с памятью;
-затруднения в принятии решений;
-неспособность правильно оценить ситуацию;
-медлительность и рассеянность.
Физическое напряжение:
-напряженность и болезненные ощущения в разных группах мышц;
-проявления дрожи, тремора, подергиваний;
-признаки астении.

 


Основные этапы в развитии острой стрессовой реакции:
1. Признаки развития острой стрессовой реакции начинают проявляться сразу, после воздействия чрезвычайных факторов. Интенсивность проявления которых, начинает уменьшаться через 8 часов, в условиях прекращения развития экстремальной ситуации. Пострадавшие в ЧС проявляют признаки депрессии, тревоги, гнева, отчаяния, испытывают состояние «оглушенности».
2. В ситуациях невозможности прекращения воздействия стрессовых факторов, симптомы острой стрессовой реакции начинают регрессировать через 24-48 часов, и достигают минимальных значений в течение трех дней.


2. Посттравматическое стрессовое расстройство


Посттравматическое стрессовое расстройство можно охарактеризовать как отсроченную реакцию на травматический стресс, которая проявляется не в момент сильного стресса, а через определенный промежуток времени, когда стрессовая ситуация уже завершена, но психологически для человека не закончена.
Посттравматическое стрессовое расстройство - это непсихотическая отсроченная реакция на травматический стресс (природные и техногенные катастрофы, боевые действия, аварии) способный вызвать психические нарушения практически у любого человека.


Клиническая картина ПТСР:
1. Интрузия:
- тревожные воспоминания;
- тревожные мысли о случившейся стрессовой ситуации;
-тревожные мысли и воспоминания усиливаются при контакте с
объектами, напоминающими стрессовую ситуацию.
2. Избегание ситуаций, связанных с психической травмой:
- попытки избегания мыслей и чувств, связанных с травмой;
- пропадание интереса к повседневной деятельности (психологический регресс);
-амнезия, связанная с травмой;
-предчувствие скорой смерти.
3. Признаки гипервозбудимости:
-трудности с засыпанием, частые пробуждения;
-раздражительность, вспышки гнева;
-боязливость;
-повышенная настороженность.
4. Длительность симптомов:
Если клиническая симптоматика сохраняется более 1 месяца, это проявление ПТСР.
Формы протекания ПТСР:
-острая - симптомы наблюдаются менее трех месяцев; -хроническая - симптомы наблюдаются три месяца и более; -отсроченная реакция диагностируется при ухудшении состояния по истечении 6 месяцев после стресса.


3. Развитие посттравматического стрессового расстройства у детей


Сильное травматическое воздействие на психику детей оказывают экстремальные факторы чрезвычайных ситуаций, способствуя в дальнейшем развитию симптомов посттравматического стрессового расстройства. К сожалению, дети часто оказываются в зоне чрезвычайных ситуаций природного и техногенного происхождения, становятся жертвами насилия, оказываются в заложниках. К травматическим ситуациям для детей можно отнести и длительное пребывание в больнице по медицинским показаниям.
Симптомы ПТСР у подростков:
-соматические жалобы, выявленные на медицинских осмотрах; -развитие «вины выжившего»;
-прием наркотических веществ.
Симптомы ПТСР у детей старшего возраста:
-проблемы в учебе и общении;
-изменения в поведении: от депрессии до агрессии;
-изменение мировоззрения: окружающий мир кажется враждебным и несправедливым.
Симптомы ПТСР у детей дошкольного возраста:
-регрессивное поведение: энурез, страх остаться одному, страх при общении с незнакомыми людьми;
-раздражительность;
-возникновение чувства «укороченного будущего», ребенок не может представить себя в качестве взрослого.
Изучая процессы травматизации у детей, С. Л. Соловьева (2003) отмечает симптомы посттравматического стрессового расстройства у детей разного возраста сразу после воздействия чрезвычайных факторов:
-нарушения сна;
-ночные кошмары;
-навязчивые мысли о травматической ситуации;
-уверенность, что травматическая ситуация может повториться;
-повышенная тревожность;
-сильная реакция на любой стимул или ситуацию, символизирующую травму;
-психофизиологические нарушения.


Практическая работа
Методы психологической помощи детям


Цель работы: изучить методы психологической помощи детям.
Приведенные упражнения наиболее эффективны для работы с детьми, переживших катастрофу, специально разработаны для психологов школ, преподавателей с целью применения их на классных занятиях, для повышения психологической готовности к восприятию помощи, моральной поддержки (Иванов В., 2004).
Для выполнения упражнений необходимы: фломастеры и от 2 до 4 листов бумаги, размерами 40 х 60 см на каждого ученика.


Упражнение 1 (около 30 с на каждую линию)
1. Выберите цвет, «которому не хочется вставать утром с постели», и проведите линию этого цвета.
2. Выберите цвет, «которому хочется рано вставать и действовать», проведите линию этого цвета.
3. Проведите линию, «которой страшно».
4. Проведите линию, «которая хочет помочь другим линиям».


Упражнение 2. (около 1 минуты на каждую фигуру).
Предложите ученикам нарисовать четыре фигуры и раскрасить каждую в особый цвет.
1 .Фигура, никогда не побывавшая в землетрясении (наводнении, урагане и др.).
2. Фигура, пережившая катастрофу (землетрясение, наводнение, захват заложников и др.).
3. Фигура, желающая помочь людям, пострадавшим от катастрофы (землетрясения, наводнения, захвата заложников и др.).
4. Фигура, которая подготовилась к новой катастрофе (землетрясению, наводнению, захвату заложников и др.).


Упражнение 3. (15 минут). Психолог или преподаватель просит, чтобы каждый ученик нарисовал, что он помнит о пережитой катастрофе. Через несколько минут напоминает, чтобы дети не забыли нарисовать на своей картинке самих себя, если это кажется им уместным.
Обсуждение: (1 час). Ученики собираются небольшими группками, чтобы показать друг другу свои рисунки и поделиться опытом. После этого начинается завершающее упражнение.
Завершающее упражнение: ободряющее. Психолог или преподаватель просит детей нарисовать самих себя, но уже подготовленных к новой катастрофе. При этом можно дать подсказки на счет темы рисунка: «Теперь мы опытнее», «Теперь мы знаем, что делать», «Теперь мы стали храбрее», «У нас стало больше знаний», «Нам еще надо узнать больше на счет катастроф».
Работа в группе. Групповая работа начинается с упражнения рисования, а сразу после него дети распределяются по «совещательным группам». Группа, состоящая из 6-10 участников, работает на протяжении учебного часа. При этом каждый ученик должен чувствовать, что его слушают, не игнорируют. В группе надо установить четкую организацию и соблюдать определенные правила: ощущение комфорта у детей и возможность высказаться каждому ребенку.
Другие формы работы
- можно попросить детей рассказать истории, разрешая им применять метафоры;
-организовать кукольный театр, где куклы будут представлять эти истории;
-подготовить костюмированный спектакль на тему катастрофы;
-объяснить катастрофу, с помощью школьных предметов.


Контрольные вопросы и задания


1. Как вы можете охарактеризовать понятие «травматический стресс»?
2. На какие типы подразделяется травматический стресс?
3. В чем проявляются клинические признаки острой стрессовой реакции?
4. Каковы особенности эмоциональных нарушений и изменений поведения?
5. Назовите основные особенности изменения когнитивных функций?
6. На какие этапы подразделяется острая стрессовая реакция?
7. Дайте определение понятию «посттравматическое стрессовое расстройство».
8. Какова клиническая картина ПТСР?
9. Назовите основные формы протекания ПТСР?
10. Каковы особенности протекания ПТСР у детей?
11. В чем проявляются симптомы ПТСР у подростков?
12. В чем проявляются симптомы ПТСР у детей старшего возраста?
13. В чем проявляются симптомы ПТСР у детей дошкольного возраста?
14. Какие существуют методы психологической помощи детям?


Контрольные тестовые задания


1. Через какой промежуток времени наиболее ярко проявляются признаки острой стрессовой реакции:
а) не позднее 4 часов после воздействия ЧС;
б) не позднее 6 часов после воздействия ЧС;
в) не позднее 2 часов после воздействия ЧС.
2. Травматический стресс это:
а) состояние человека, пережившего нечто выходящее за рамки обычного напряжения и
характеризующееся сильнейшим воздействием на эмоциональную, когнитивную и личностную сферы человека;
б) возникновение нервно-психического напряжения в условиях переживания трудных жизненных ситуаций;
в) комплекс изменений, возникающих после получения человеком психической травмы.
3. Посттравматическое стрессовое расстройство это :
а) стрессовый ответ на тяжелую травматизацию;
б) отсроченная реакция на травматический стресс, способный вызвать психические нарушения;
в) психогенное функциональное личностное расстройство, которое проявляется преимущественно эмоциональными нарушениями и нарушениями поведения.
4. Укажите симптомы интрузии как клинического проявления ПТСР:
а) тревожные мысли о случившейся стрессовой ситуации;
б) предчувствие скорой смерти;
в) амнезия, связанная с травмой;
г) тревожные воспоминания;
д) повышенная настороженность.
5. Установите соответствие между формами ПТСР и длительностью их протекания:
1. Острая. А. Симптомы наблюдаются 3 месяца и более.
2. Хроническая. Б. Симптомы наблюдаются менее 3 месяцев.
3.Отсроченная реакция. В. Симптомы проявляются по истечении
6 месяцев после стресса.
6. Укажите травматические ситуации, которые могут вызвать у детей симптомы ПТСР:
а) ЧС природного и техногенного характера;
б) жертвы насилия;
в) оказываются в заложниках;
г) длительное пребывание дома по медицинским показаниям;
д) длительное пребывание в больнице по медицинским показаниям.
7. Укажите симптомы ПТСР у детей дошкольного возраста:
а) изменение поведения от депрессии до агрессии;
б) изменение мировоззрения;
в) энурез;
г) астения;
д) страх остаться одному;
е) соматические жалобы;
ж) возникновение чувства «укороченного будущего».
8. Укажите признаки изменений когнитивных функций:
а) снижение работоспособности;
б) тревожность, страх;
в) медлительность и рассеянность;
г) апатия, депрессия;
д) затрудненность в принятии решений;
е) неспособность правильно оценить ситуацию.
9. Укажите симптомы гипервозбудимости как клинического проявления ПТСР:
а) раздражительность;
б) повышенная настороженность;
в) вспышки гнева;
г) пропадание интереса к повседневной деятельности;
д) воспоминания о случившемся;
е) нарушения сна и бодрствования.
10. Укажите симптомы ПТСР у детей старшего возраста:
а) развитие «вины выжившего»;
б) страх оставаться одному;
в) изменение мировоззрения;
г) соматические жалобы;
д) прием наркотических веществ;
е) изменения поведения от депрессии до агрессии.
11. Выберете методы психологической помощи детям:
а) представление рисунков о пережитой катастрофе;
б) чтение художественной литературы;
в) просмотр телевизионных программ;
г) нахождение в одиночестве;
д) организация групповой деятельности;
е) подготовка спектакля;
ж) рассмотрение катастроф с помощью школьных предметов.


Темы рефератов


1. Клинические проявления травматического стресса.
2. Развитие ПТСР у детей.
3. Методы психологической помощи детям.
4. Методы оказания психологической помощи детям дошкольного возраста.
5.Особенности психологической работы с детьми подросткового возраста.
6. Особенности психологической работы с детьми старшего возраста.
7. Методика проведения групповых занятий по теме ЧС.
8. Методика подготовки спектаклей по теме ЧС.
9. Катастрофы и школьные предметы.
10. Рисунок как способ переживания травматического стресса.
11. Травматический стресс, способы преодоления.

Источник: Бурдакова, Н. Е. Психологические основы безопасности : учеб.-практ. пособие / Н. Е. Бурдакова ; Владим. гос. ун-т им. А. Г. и Н. Г. Столетовых. - Владимир : Изд-во ВлГУ, 2021. - 152 с.

 

Поиск

Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.