На главную Лекции и практикум по психологии Общая психология Правила оказания психологической помощи пострадавшим в ЧС
Правила оказания психологической помощи пострадавшим в ЧС
Лекции и практикум по психологии - Общая психология

Занимаясь проблемой оказания психологической помощи, Г.И. Белоусова (2006) предлагает правила первой психологической помощи пострадавшим в ЧС., в которых подробно рассматривает действия спасателей и чувства пострадавшего. Особое внимание автор уделяет вопросам оказания первой психологической помощи людям пожилого возраста, умирающим людям и детям разного возраста.


Этапы психологической помощи:

1. Нужно представиться пострадавшему, сказать, что вы будете оказывать ему помощь.
2. Давать пострадавшему информацию о характере повреждений и длительности медицинских манипуляций.
3. Общаться с пострадавшим нужно доброжелательно, вежливо.
4. Поддерживать разговор, активно слушать, усиливать его уверенность. что все будет хорошо.
5. Важно пресекать панические настроения, можно давать несложные задания.
Психологическая помощь людям пожилого возраста.


Рассматривая возрастные особенности людей пожилого возраста Г.И. Белоусова (2006), отмечает, что пожилые люди рассматривают несчастный случай как угрозу для собственного существования. Показано, что немалое значение они придают особенностям межличностного общения, проявляют капризы, упрямство, высокий уровень раздражительности.
Этапы психологической помощи:
1.Работая с пожилыми людьми, нужно проявлять понимание и терпеливость.
2.Осторожно установить легкий телесный контакт: поддержать под руку, помощь при передвижении.
3. Необходимо разговаривать на тему трагедии, обращаясь на «Вы».
4. Главное успокоить и убедить в необходимости ехать в больницу.


Психологическая помощь детям.
Рассматривая возрастные особенности детей от 2 до 5 лет, автор отмечает, что дети этого возраста не способны оценить угрожающую ситуацию, как таковую. Показано, что дети в основном ориентированы на поведение родителей и других взрослых. По особенностям реакции которых, дети понимают, что случилось что-то не обычное. Плач, стоны пострадавших, паника родителей способствуют появлению страха у детей.


Этапы психологической помощи:
1 .Общение должно быть добрым, спокойным.
2. Необходимо успокоить маму и постараться как можно быстрее удалить ребенка с места происшествия, лучше, если это сделает родной или знакомый человек.
3. В случае отсутствия родителей и близких людей, установить легкий телесный контакт, можно взять ребенка на руки.
4.Отвлекая ребенка, можно организовать с ним игру, или Положительное воздействие оказывает рисование.
5. Дать ребенку мягкую игрушку, которая придаст ему чувство уверенности и защищенности.


Рассматривая возрастные особенности детей в возрасте от 6 до 12 лет, автор отмечает, что для этой возрастной группы характерно угрожающее восприятие кричащих, плачущих людей. Установлено, что в поведении могут проявляться замедленные движения, или быстрые, импульсивные. Если взрослые проявляют беспомощность, дети могут проявить капризное поведение по отношению к родителям.


Этапы психологической помощи:
1 .Общение должно быть уверенным, спокойным, доброжелательным.
2.Необходимо как можно быстрее убрать ребенка с места происшествия.
3.Объяснить ребенку, что в произошедшем нет его вины. Показано, что у детей до 12 лет часто возникает ложное чувство вины за происшедшее событие.
4.Организовать беседу, поддерживая рассказы ребенка о страхе, переживаниях.
5. В ситуации, когда ребенок захочет побыть в одиночестве, нужно предоставить ему эту возможность, в это время он может рисовать, играть с мягкой игрушкой. Все эти мероприятия снижают психоэмоциональное напряжение и отвлекают от тревожных мыслей.
6. После знакомства, можно взять ребенка на руки, подержать за руку, плечо. Показано, что телесный контакт вселяет чувство защищенности и спокойствия.


Рассматривая возрастные особенности детей в возрасте старше 12 лет, автор отмечает, что дети подросткового возраста проявляют сильные эмоциональные реакции.


Этапы психологической помощи:
1 .Необходимо спокойное, терпеливое общение.
2. Подростки могут предлагать свою помощь для работы с пострадавшими, важно поощрять эти конструктивные действия.
3. Важно доверительное общение и помощь в выражении страха, беспокойства. Ни в коем случае нельзя говорить подросткам не правду.

Практическая работа. Первая психологическая помощь при проявлении различных эмоциональных состояний

Цель работы: ознакомиться с основными способами оказания психологической помощи при различных эмоциональных состояниях.
В работах А.Е. Черпановой (1995) и Г. И. Белоусовой (2006), даются рекомендации по оказанию психологической помощи пострадавшим при проявлении негативных эмоциональных состояний.


1. Реакция страха. Показано, что при сильных реакциях страха человек может совершать необдуманные поступки, которые могут проявляться либо в реакциях возбуждения, либо оцепенения, в агрессивном поведении, при этом слабо контролируя свои действия. При слабой реакции страха, человек способен контролировать свои действия и принимать правильные решения, направленные на обеспечение безопасности. Следовательно, бороться нужно со страхом тогда, когда он представляет опасность и мешает нормальной жизни.
Психологическая помощь:
-можно положить руку пострадавшего себе на запястье, таким образом ему будет передаваться ваше спокойствие;
-предложите дышать глубоко и ровно;
-самое главное, если пострадавший говорит, выслушать его, не перебивая и проявляя сочувствие и понимание;
-можно сделать массаж наиболее напряженных мышц.


2. Реакции: бред и галлюцинации.
Бред -ложные представления или умозаключения, в ошибочности которых пострадавшего невозможно разубедить.
Галлюцинации - пострадавший воспринимает объекты, которые в данный момент не воздействуют на соответствующие органы чувств (слышит голоса, видит людей, чувствует запахи, которых нет на самом деле.
Психологическая помощь :
-в данной ситуации первоначально нужно вызвать скорую помощь;
-до приезда врачей, необходимо убрать от пострадавшего все предметы, которые могут представлять для него потенциальную опасность;
-постараться не оставлять его одного;
-слушать спокойно, не перебивая и не стараясь переубедить его в чем-то.


3. Реакция ступор.
Эта защитная реакция организма проявляется после переживания человеком сильнейших потрясений и является одной из самых сильных. На выживание в экстремальной ситуации было потрачено столько энергии, что ее просто не осталось на взаимодействие с окружающим миром. Показано, что эта реакция может длиться от нескольких минут до нескольких часов. В этом состоянии пострадавшего длительное время оставлять нельзя, так как это приведет к физическому истощению. Всеми способами нужно вывести его из состояния оцепенения.
Психологическая помощь:
-выполнить массажные движения в области лба, над глазами, посредине между линией роста волос и бровями, над зрачками;
-человек, который находится в состоянии ступора видит и слышит, поэтому с целью выведения его из этого состояния, необходимо сообщить ему какую-либо информацию, способную вызвать отрицательные эмоции (клин клином вышибают).


4. Реакция агрессивное поведение.
Агрессия - это один из способов снятия внутреннего напряжения. Такое состояние может продолжаться достаточно долго и представляет большую опасность для окружающих с серьезными последствиями. Агрессивное поведение может быть остановлено страхом неминуемого наказания.
Психологическая помощь :
-постараться уменьшить количество окружающих;
-важно дать пострадавшему возможность «выпустить пар» («избить» какой- либо предмет, выговориться);
-предложить выполнить серьезную физическую работу;
-проявляйте доброжелательность и не обвиняйте его в случившемся;
-можно постараться все свести к юмору.


5. Реакция бегства. Переживание критической ситуации может сопровождаться двигательным возбуждением, в результате которого человек может причинить вред себе и окружающим. Это состояние длится не долго и может смениться плачем, нервной дрожью и даже агрессивным поведением. Показано, что пострадавший не способен в таком состоянии принимать решения и отвечать за свои поступки.
Психологическая помощь :
-можно применить прием «захват»: находясь сзади, обхватить пострадавшего руками под мышками и прижать к себе;
-выполнять массажные движения в области надбровных дуг, говорить спокойным тоном;
- постараться не спорить с пострадавшим;
-не задавайте вопросов;
-в разговоре постарайтесь избегать предложений с частицей «не» ( «не беги», «не кричи». «не плач»).


6. Реакция истерика. В состоянии истерики для человека характерно чрезмерное возбуждение, проявляющееся множеством движений, наличием театральных поз. При этом человек бурно выражает свое эмоциональное состояние с криками, рыданиями.
Психологическая помощь:
-необходимо создать спокойную обстановку, по возможности остаться с пострадавшим наедине, если это не представляет опасности;
-совершить действие, которое может вызвать у пострадавшего реакцию удивления (дать пощечину, вылить стакан воды на него, уронить на пол какой-либо предмет, громко крикнуть на него);
-говорить нужно с пострадавшим уверенно и короткими фразами; -после истерики может наступить слабость, упадок сил, поэтому следует уложить пострадавшего спать;
-следить за его самочувствием, до приезда специалистов;
-нельзя выполнять любое желание пострадавшего.


7. Реакция апатия. Состояние апатии возникает после выполнения длительной и напряженной работы, но без успешного результата, или когда не удалось оказать помощь пострадавшему и он погиб. Человек ощущает чувство тяжести, невозможность говорить и двигаться. Установлено, что в таком состоянии человек может находиться от нескольких часов до нескольких недель. Пребывая в таком состоянии, человек нуждается в поддержке и помощи, в противном случае, апатия может перерасти в депрессию, тяжелое и мучительное эмоциональное состояние.
Психологическая помощь:
- психологи советуют поговорить с пострадавшим, задать ему вопросы: «Как ты себя чувствуешь?», «Как твое самочувствие?»;
-в зависимости от ситуации, дать возможность пострадавшему полежать или поспать;
-необходимо стараться больше говорить с пострадавшим, вовлекать в разные виды деятельности: выпить чай или кофе, помочь другим пострадавшим.


8. Внезапные слезы, плач. Когда человек плачет, происходит эмоциональная разрядка, появляется чувство облегчения. Если плач продолжается длительное время, внутреннее напряжение может создать угрозу для физического и психического здоровья.
Психологическая помощь:
-постараться пострадавшего не оставлять одного;
-можно взять пострадавшего за руку, положить свою руку на плечо, спину, погладить по голове, все эти действия будут способствовать успокоению;
-применить прием «активного слушания»;
-дать возможность пострадавшему выплакаться, выговориться; -не нужно задавать вопросов и давать советы.


9. Неконтролируемая дрожь (нервный озноб). Отмечается, что эту реакцию организма на стрессовую ситуацию нельзя останавливать, иначе напряжение останется внутри и будет способствовать появлению мышечных болей и развитию серьезных психосоматических заболеваний. Такая реакция может проявляться от нескольких минут до нескольких часов.
Психологическая помощь :
-нужно усилить нервную дрожь, для этого взять пострадавшего за плечи и сильно потрясти в течение 10-15 с.;
-все время разговаривать с пострадавшим, иначе он может оценить ваши действия неправильно;
-после завершения этих действий, дать возможность пострадавшему отдохнуть;
-спасатели МЧС советуют, что нельзя пострадавшего обнимать и прижимать к себе;
-укрывать пострадавшего чем-то теплым;
-успокаивать, говорить, чтобы он взял себя в руки.


10. Попытка самоубийства (суицид). Пережив нервное потрясение, человек может совершать действия, направленные на лишение себя жизни. Перед суицидом пострадавший может быть очень подавленным, или наоборот слишком возбужденным.
Психологическая помощь:
- особое внимание нужно уделять детям, реагировать взрослым на любое высказывание детей о «плохой жизни»;
-важно проявлять сочувствие, серьезно относиться к детским проблемам;
-дать почувствовать ребенку, что он не один, что он кому-то нужен и нужна его забота и помощь;
-при первой возможности обратиться к специалистам.

Контрольные вопросы и задания


1. В каких ситуациях и с какой целью применяется одна из форм психологической помощи «информационная терапия»?
2. Каковы основные этапы «информационной терапии»?
3. Каковы особенности оказания первой помощи людям пожилого возраста?
4. Каковы особенности оказания первой помощи детям от 2 до 5
лет?
5. Каковы особенности оказания первой помощи детям от 6 до 12
лет?
6. Каковы особенности оказания первой помощи детям старше 12
лет?
7. В чем заключается первая психологическая помощь при реакции страха?
8. Каковы признаки и особенности оказания психологической помощи при реакциях бреда и галлюцинациях?
9. Каковы признаки и особенности оказания психологической помощи при реакции ступора?
10. Каковы признаки и особенности оказания психологической помощи при реакции апатия?
11. Каковы признаки и особенности оказания психологической помощи пострадавшему при реакции бегства и агрессии?
12. Каковы особенности оказания первой психологической помощи при нервном ознобе?
13. Каковы особенности оказания первой психологической помощи при попытках суицида?


Темы рефератов


1.Оказание психологической помощи пострадавшим в ЧС.
2.Особенности оказания экстренной психологической помощи детям различных возрастов.
3. Особенности оказания экстренной психологической помощи пожилым людям.
4. Психологическая служба и ее значение в оказании помощи пострадавшим.

Источник: Бурдакова, Н. Е. Психологические основы безопасности : учеб.-практ. пособие / Н. Е. Бурдакова ; Владим. гос. ун-т им. А. Г. и Н. Г. Столетовых. - Владимир : Изд-во ВлГУ, 2021. - 152 с.

 

Поиск

Яндекс.Метрика
Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.