На главную Лекции и практикум по психологии Конференции и доклады по психологии Особенности оказания экстренной психологической помощи детям, пострадавшим в чрезвычайной ситуации
Особенности оказания экстренной психологической помощи детям, пострадавшим в чрезвычайной ситуации
Лекции и практикум по психологии - Конференции и доклады по психологии

Курилова Е.В., ФКУ Центр экстренной психологической помощи МЧС России, психолог отдела экстренного реагирования
Оказание экстренной психологической помощи (далее — ЭПП) населению, пострадавшему при чрезвычайных ситуациях (далее — ЧС), сегодня является неотъемлемой составляющей мероприятий по ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций. Экстренная психологическая помощь определяется как целостная система мероприятий, направленных на оптимизацию актуального психического состояния пострадавших, а также родственников и близких погибших и пострадавших в условиях чрезвычайных ситуаций, снижение рисков возникновения массовых негативных реакций и профилактику отдаленных негативных психических последствий, включающая в себя как отдельные специальные методы психологического воздействия, так и организацию особой среды, окружающей пострадавших, а также родственников и близких погибших и пострадавших в ЧС, в процессе ликвидации последствий ЧС [6].


Психологи МЧС России прибывают в зону ЧС одновременно со всеми оперативными службами и работают в круглосуточном режиме, оказывая необходимую психологическую помощь пострадавшим, родственникам погибших и пострадавших, особую группу которых составляют дети. На сегодняшний день специалисты психологической службы МЧС России привлекаются к работе в ЧС и при происшествиях около 140 раз в месяц; в течение месяца в работе по оказанию ЭПП пострадавшим задействуется около 150 специалистов-психологов службы. Привлечение специалистов к оказанию ЭПП необходимо при ликвидации последствий чрезвычайной ситуации, которая характеризуется наличием пострадавших, погибших, пропавших без вести и их родственников, при которой был нанесен ущерб имуществу, имеется угроза жизни и (или) здоровью людей.
В фокусе профессионального внимания специалистов психологической службы находятся специфические состояния, вызванные чрезвычайной ситуацией.

В первое время после трагических событий у пострадавших могут наблюдаться следующие реакции и особенности поведения [5]:

в когнитивной сфере наблюдается ухудшение внимания, памяти, снижение продуктивности привычной деятельности и способности к планированию собственной деятельности; в социально-психологической сфере поведение может варьироваться от склонности к конфликтам до самоизоляции;
эмоциональная сфера характеризуется повышенной тревожностью, страхами, плаксивостью, наблюдаются депрессивные настроения, агрессивность, регресс в поведении;
отмечаются сомато-вегетативные изменения — нарушение дыхательных циклов, головные боли, психогенные боли в области сердца, психогенное ухудшение зрения, избыточное мускульное напряжение, нервная дрожь, нарушение деятельности желудочно-кишечного тракта, нарушение пищевого поведения, сухость во рту и пр.;
расстройства приспособительных реакций (истероидные и другие реакции).

Мы можем наблюдать изменения как во всех этих четырех сферах, так и по отдельности в разных комбинациях. Вследствие этого перед специалистами психологами, работающими в условиях чрезвычайной, стоят три основные задачи [2]:
нормализация актуального психологического состояния пострадавших (когда работа направлена на коррекцию непродуктивных способов реагирования);
снижения риска возникновения массовых негативных реакций;
профилактика возникновения у пострадавших отдаленных психических последствий в результате воздействия травмирующего события;
При этом специалисты психологи выполняют данные задачи до окончания всех мероприятий с участием пострадавших, что может длиться дольше, чем ликвидация последствий ЧС.
Экстренная психологическая помощь детям оказывается в рамках различных мероприятий во время проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ в процессе ликвидации последствий ЧС: во время проведения гражданских эвакуаций, во время пребывания граждан в пунктах временного размещения, в процессе сопровождения санитарных авиационных эвакуаций детей в лечебные учреждения и т.д. Важным направлением работы специалистов является оказание ЭПП детям, потерявших вследствие чрезвычайной ситуации родителей, близких родственников и друзей. Особым направлением в работе, осуществляемой специалистами психологической службы МЧС России, является оказание психологической помощи при текущей попытке суицида у детей и подростков.
Защитные механизмы, которые у взрослых отвечают за противодействие негативным внешним факторам, у ребенка еще не оформились в зрелую систему психологических защит. Поэтому ребенок не может в одиночку справиться с негативным воздействием чрезвычайной ситуации [1; 2; 4; 5]. Опыт работы в ЧС, повлекших массовую гибель людей, таких как: землетрясение в Нефтегорске в 1995 г. и в Корякском АО в 2006 г.; террористические акты в Буйнакске, Москве и Волгодонске в 1999 г., и в Беслане в 2004 г.; крушение поезда «Невский экспресс» в 2009 г.; обрушение кровли в «Трансвааль-Парке» в 2004 г.; крушение теплохода «Булгария» в 2011 г., крушение самолетов гражданской авиации, недавняя трагедия на оз. Сямозеро в 2016 г. подтвердили специфичность подхода в оказании психологической помощи детям, пострадавших в ЧС.
Основными характеристиками состояния детей в ЧС является потеря чувства безопасности, дезориентация, ощущение неопределенности и спутанности в представлении причин и следствий произошедших событий, трудность осмысления произошедших внезапных трагических событий, потребность в помощи со стороны взрослого человека, ориентация на поведение и состояние взрослых, находящихся радом. При выборе стратегии работы с актуальным состоянием ребенка, пострадавшего в ЧС специалисты психологической службы МЧС России учитывают его когнитивные, эмоциональные и поведенческие возможности и ограничения, связанные с возрастными особенностями ребенка, степень вовлеченности ребенка в трагедию, длительности воздействия факторов ЧС, а также эмоциональной реакции на трагедию близкого взрослого.
Психологическая помощь детям может оказываться в групповой, информационно-психологической и индивидуальной форме. Далее будут приведены примеры работы специалистов психологов в рамках различных форм оказания ЭПП.
Ребенок трех лет, в полной мере не осознавая всей трагедии, связанной с подтоплением его дома, и тем, что его семья вынуждена на неопределенное время переехать в другое место, пребывает в спокойном состоянии, открытом для перемен. Однако, его родители, сильно возбуждены происходящим, волнуются, суетятся, порой испытывают раздражение и даже панику. И малыш, ориентируясь на эмоциональное реакции близких взрослых, начинает думать, что случилось что-то плохое и начинает паниковать вместе со всеми — плакать, просится к родителям на руки, злиться, отказываться от еды и пр. Оказание экстренной психологической помощи родителям ребенка, ориентированной на работу с тревогой, вызванной неизвестностью в отношении переселения, и прояснение хода аварийно-спасательных и других неотложных работ возвращают им устойчивость, которая распространяется на поведение с ребенком. Что в свою очередь стабилизирует состояние ребенка.
Еще один пример, во время проведения санитарной авиационной эвакуации тяжелобольных детей на борту в числе прочих летела мама с грудным малышом. Ребенок плакал с момента их появления на борту. Как известно, дети быстро заражаются плачем друг от друга, поэтому данная ситуация грозила через 5—10 минут обернуться массовым плачем детей с встревоженными от этого родителями. Поэтому психолог начала работу с мамой плачущего малыша. Как оказалось, она панически боялась летать. После оказания необходимой психологической помощи маме и стабилизации ее эмоционального состояния, ребенок успокоился и благополучно уснул.
Детям, непосредственно пережившим близость собственной смерти, требуется, в большинстве случаев, оказание индивидуальной психологической помощи, которая также имеет свою специфику. Прежде всего, в использовании психотерапевтических средств — совместно с беседой используются невербальные техники для обеспечения чувства безопасности, а также дыхательные и другие упражнения. Для интеграции травматических событий в общую картину мира ребенка, его прошлого и будущего наряду с беседой используются изобразительные техники, лепка из пластилина, реконструкция трагических событий посредством игрушек и пр. Для этого у специалистов имеется специальная детская укладка, которая содержит необходимые средства для осуществления подобной работы.
В целом организация пространства, если в нем подразумевается размещение или пребывание детей в ходе выполнения работ по ликвидации последствий ЧС, также лежит в фокусе внимания специалистов психологической службы МЧС России. Например, помощь в организации детской комнаты в период длительных собраний администрации района с жителями поврежденных территорий. Дошкольники не могут подолгу удерживать внимание и сидеть на одном месте «без дела», а своим неусидчивым поведением (попытками затеять игру с родителями, а потом и другими детьми) малыши могут вызвать рост агрессии у родителей, что в свою очередь может спровоцировать дополнительные негативные реакций у взрослых в отношении происходящего в целом.
При описании практики оказания индивидуальной помощи ребенку, пострадавшему при ЧС, необходимо также уделить внимание часто встречающимся заблуждениям. Достаточно распространено ошибочное мнение о том, что «дети ничего не понимают в смерти», поэтому могут не испытывать по поводу гибели близких людей каких-либо негативных эмоций. Также существует миф, что само известие о смерти может непоправимо навредить ребенку. Из-за чего близкие взрослые решают какое-то время не рассказывать, скажем, о гибели мамы. Однако именно это утаивание накладывает опасный для дальнейшего развития ребенка отпечаток на его восприятие происходящего, состояние и поведение в целом.
Пример: в результате несчастного случая с газовым баллоном в частом доме, где проживала семья из четырех человек, произошел взрыв с последующим обрушением. В результате чего младший сын скончался на месте, старший (семи лет) получил черепно-мозговую травму, мама лишилась ноги. Отец в момент взрыва находился на улице. И до приезда спасателей он вынес из-под завалов членов своей семьи на улицу. Мама с мальчиком перенесли реанимационные операции. Семья встретилась с психологами МЧС России во время проведения санитарно-авиационной эвакуации в лечебные учреждения другого города. Родители выразили беспокойство, что мальчик с тех пор почти не говорит, не играет, мало улыбается, постоянно держится рядом с мамой, как «хвостик». Выяснилось, что родители не говорили с сыном о событиях того дня, а также они не смогли рассказать сыну о гибели брата (в силу влияния собственного тяжелого эмоционального состояния). Сам мальчик, по их словам, говорил, что не помнит событий того дня. После установления контакта с мальчиком и прояснения ему происходящего с ним в настоящий момент событий, психолог смог расширить круг его внимания: с родителей на сами события, связанные с полетом на большом грузовом самолете, оснащенном специальными механизмами и блоками. Мальчик согласился поиграть в игру с психологом, прошелся в конец борта посмотреть в иллюминатор на облака, нарисовал рисунок о своем путешествии в больницу, активно отвечал на вопросы психолога, улыбался. Иными словами, эмоциональное состояние и двигательная экспрессия ребенка изменили свой полюс. Подобные перемены сильно удивили родителей. Проведя с ними беседу, психологу удалось выяснить, что первое время мальчик все же интересовался о брате, задавал вопросы о случившемся. Однако вместо доверительной беседы и объяснений, он получил уклончивый ответ и сильную эмоциональную реакцию страха родителей, после чего он перестал что-либо спрашивать у взрослых. Мальчик неосознанно понял, что интересующая его тема событий того дня эмоционально разрушает родителей. Он замкнулся, боясь еще раз спровоцировать подобную реакцию, занял выжидающую и безопасную позицию рядом с мамой. Родители, получив рекомендации по содержанию беседы о смерти брата, заметно успокоились и смогли, как и прежде, свободно общаться с сыном (Автором намеренно опускается содержание индивидуальной психологической работы с отцом семейства).
На практике ребенок, который не понимает сути наблюдаемых, переживаемых событий, часто использует фантазию, что бы достроить недостающие элементы реальности и впоследствии искренне верит в свою, дополненную, версию событий. Он соберет картину произошедшего, как пазл, из имеющихся представлений его личного опыта, в т.ч. взятых из мифических сказочных сюжетов, снов или рассказанных другими детьми историй. Такие картины зачастую получаются пугающими, и нередко включают элементы магической реальности. Поэтому информирование ребенка в доступной для него форме также является неотъемлемой частью работы специалистов по адаптации ребенка к новой жизни после трагедии.
Необходимо отметить, что любая работа с детьми осуществляется с устного разрешения родителей или других ответственных за них взрослых.
В целях обеспечения здоровьецентрического подхода и реализации возможности получения гражданами психологической помощи ведется работа по повышению эффективности оказания ЭПП и пролонгированной психологической помощи гражданам, пострадавшим в ЧС. В рамках этой деятельности организовано межведомственное взаимодействие со специалистами РСЧС, в части касающейся оказания психологической помощи, как на месте ЧС, так и для оказания пролонгированной помощи пострадавших с целью нивелирования психологических последствий пережитой трагедии.
Работа по обеспечению безопасности детства является важнейшим направлением государственной политики. Процесс развития ребенка невозможен без участия в нем взрослого. А возвращение ребенка к нормальному ходу жизни после пережитой чрезвычайной ситуации – задача, требующая комплексного подхода и слаженных действий специалистов разных ведомств.

Литература
1. Детская психология Д.Б.Эльконин. М., 2008.
2. Принципы оказания экстренной психологической помощи в условиях чрезвычайных и экстремальных ситуаций. Ю.С. Шойгу. Вестник Санкт-Петербургского Университета, Вып.1, 2010.
3. Психологическая помощь детям и подросткам в чрезвычайных ситуациях (на опыте работы с жертвами террористического акта в Беслане) А.Л. Венгер, А.И. Морозова, В.А.Морозов. Московский психотерапевтический журнал. 2006
4. Психология аномального развития ребенка: Хрестоматия в 2 т. Под ред. В.В. Лебединского, М.К. Бардышевской. М, 2006.
5. Экстренная психологическая помощь: настольная книга психолога МЧС России. под ред. Ю.С.Шойгу. М., 2011.
6. Приказ МЧС России ¹ 525 от 20.09.2011г. Об утверждении Порядка оказания экстренной психологической помощи пострадавшему населению в зонах чрезвычайных ситуаций и при пожарах.

 

Поиск

Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.