Влияние стресса на организм человека |
Лекции и практикум по психологии - Общая психология | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Цель: рассмотреть стресс как сложное явление, оказывающее на человека негативное и позитивное влияние. 1. Влияние стресса на организм человекаСердечно-сосудистая система: Иммунная система:
|
![]() |
Рис 8 Адаптивные реакции организма в зависимости от силы воздействия раздражителя
Реакция на слабые воздействия - реакция тренировки. Она включает три стадии.
1. Стадия тренировки. На этом этапе защитные системы организма приводятся в состояние «боевой готовности» и начинаясь через 6 часов после воздействия, длится 24-48 часов.
2. Стадия перестройки. Продолжительность - 1 месяц.
3. Стадия тренированности. Возрастает мощность защитных систем организма, что повышает резистентность организма.
Реакция на воздействия средней силы - это реакция активации, которая характеризуется быстрым подъемом активности защитных и регуляторных систем организма. В развитии реакции активации выделяют три стадии.
1. Стадия первичной активации. Повышается двигательная активность. Начинается через 6 ч после воздействия и длится 24-48 часов.
2. Стадия «стойкой активации». Для развития этой стадии необходимы систематические повторения раздражителей средней силы. Возбужденность на этой стадии остается умеренно повышенной. В реакции «стойкой активации» выделяют: реакции спокойной и повышенной активации.
3. Стадия резистентности остается повышенной в течение некоторого времени после прекращения воздействия. Длительность этой стадии от 1 -2 недель до полугода.
Реакция на сильные, чрезвычайные воздействия - стресс.
Реакция активации легко вызывается с помощью умеренных раздражителей положительных эмоциогенных зон мозга, а реакция тренировки и стресс - отрицательных эмоциогенных зон.
Адаптивно-компенсаторные механизмы
1. Приспособительные механизмы. В основе приспособительных механизмов - адаптация.
Отмечается, что с помощью приспособительных механизмов определенные структурно-функциональные элементы системы адаптируются к изменившимся факторам среды и сопровождаются неспецифическими перестройками структур организма.
2.Защитные механизмы проявляются на определенных этапах онтогенеза. Компенсация, лежащая в основе защитных реакций, и осуществляемая специализированными защитными структурными элементами организма, способствует осуществлению саногенеза, т.е. реадаптации организма. Организм, адаптированный к условиям борьбы с повреждающим факторам, при возникновении «поломки» структур, отвечает развитием патогенеза. Показано, что воздействии длительных стрессов, одним из главных патологических проявлений является нарушение иммунной и нейроэндокринной систем. Иммунная и нейроэндокринная системы являются наиболее важными для восстановления организма от негативных воздействий стресса.
Нейрорегуляторные соотношения адаптации.
Первая фаза адаптации - аварийная. На этом этапе раздражение определенной силы приводит к возбуждению симпатической нервной системы и выделению адреналина. На протяжении последующего периода - переходной фазы, наблюдается изменение гормонального фона за счет активации гипофизарно-адреналовой системы. На третьей фазе - этапе устойчивой адаптации, ткани получают повышенное энергетическое, пластическое и защитное обеспечение, в результате деятельности структур, мобилизованных глюкокортикоидами и выделяемыми в тканях биологически активными веществами. Отмечается, что переходная фаза стойкой адаптации развивается, если адаптогенный фактор достаточной силы и продолжительности воздействия. При недостаточной силе воздействующего фактора и кратковременности действия аварийная фаза прекращается и адаптация не формируется.
Составляющие индивидуальной адаптации.
Отражение филогенетического пути организма и его индивидуальность являются составляющими индивидуальной адаптации, и определяют как форму, так и ее содержание (рис. 9).
![]() |
Рис. 9. Индивидуальная адаптация
Отмечается, что длительная экстремальная ситуация оказывает на человека неблагоприятное воздействие, что проявляется в конфликтности, нарушениях в поведении, социальных девиациях. Многочисленные исследования, проведенные на представителях опасных профессий (В.И. Лебедев, 2002), подводниках, летчиках, космонавтах позволили выявить присутствие у них постоянной готовности к действиям, сопровождающейся психической напряженностью. Показано, что это закономерная реакция на опасность. Эффективным действиям в напряженной ситуации способствуют устойчивые индивидуально - психологические особенности личности (тип высшей нервной системы) и временные функциональные психофизиологические особенности. Установлено, что возникновение психического стресса связано с субъективными особенностями восприятия.
Способы управления адаптацией.
Способы управления адаптацией представлены на рис. 10.
![]() |
Рис. 10. Способы управления адаптацией
К социально -экономическим относятся мероприятия, направленные на улучшение условий жизнедеятельности, включающие в себя создание безопасной социальной среды, улучшение жилищных условий, качества питания.
Физиологические способы управления адаптацией направлены на формирование неспецифической резистентности организма (рис. 11).
![]() |
Рис. 11. Физиологические способы управления адаптацией
Физические упражнения являются эффективным средством повышения иммунологических свойств организма и сопротивляемости неблагоприятным факторам среды. В результате систематические занятия спортом, при соблюдении основных требований, направленных на предупреждение переутомления и перенапряжения, способствуют повышению выносливости организма.
Закаливание включает в себя целый комплекс мероприятий, направленных на повышение сопротивляемости организма. Низкие температуры, как один из важнейших факторов закаливания, способствуют тренировке адаптации и укреплению здоровья.
Эффективным способом повышения сопротивляемости организма является использование гипоксии. Многочисленные исследования показывают, что неспецифическая резистентность организма повышается при дозированном использовании гипоксии в виде тренировочного пребывания человека на высоте 2-2,5 тыс. метров в сочетании с умеренной физической нагрузкой. Механизм воздействия основан на повышении активности гипоталамо-гипофизарно-адреналовой системы в условиях гипоксии.
Таким образом, степень эффективности адаптации зависит от силы воздействующих факторов и индивидуальных особенностей организма.
Цель работы: определение эмоциональной устойчивости, способности к саморегуяции и умений действовать в напряженных обстоятельствах.
Данный тест позволяет определить характерологические свойства: эмоциональную устойчивость, способность к саморегуляции, мотивационно-энергетический компонент, стабильность действий, помехоустойчивость. Тест состоит их 22 вопросов, отвечая на которые, нужно обвести кружочком букву, соответствующую выбранному вами варианту ответа (Мокшанцев Р.И., 2001; Никифоров Г.С., 2003). Используя ключ, подсчитайте количество баллов по каждому их четырех факторов теста.
1. В каких случаях вы успешнее выступаете в соревнованиях, в конкурсах, на экзаменах?
а) в спокойном состоянии, практически не волнуясь;
б) в состоянии повышенного возбуждения;
в) в состоянии сильного возбуждения.
2. Сильно ли вы волнуетесь на таких мероприятиях?
а) да;
б) иногда;
в) нет.
3. Точно ли вы оцениваете степень своего волнения и других эмоциональных состояний в напряженных ситуациях?
а) обычно не задумываюсь об этом;
б) иногда;
в) да.
4. Нравится ли вам выступать в контрольных упражнениях на результат?
а) да;
б) не могу сказать определенно;
в) нет
5. Можете ли вы в течение наиболее важного для вас периода поддерживать стабильный уровень высоких результатов?
а) да;
б) бывают колебания;
в) нет.
6. Стабильна ли ваша техника исполнения задания в ситуациях соревнования, конкурса, экзамена?
а) да;
б) бывают колебания;
в) нет.
7. Сильно ли вам мешают неожиданные помехи?
а) да;
б) иногда;
в) нет.
8. Мешает ли вам волнение выступить наилучшим образом в соревнованиях, на конкурсе, на экзамене?
а) да;
б) иногда;
в) нет.
9. Вы полностью «выкладываетесь» на важных соревнованиях?
а) да;
б) не всегда;
в) нет.
10. Вы охотно выполняете объемные, интенсивные нагрузки?
а) да;
б) не всегда;
в) нет.
11. Сильно ли действуют на вас неудачи?
а) да, сильно расстраивают;
б) быстро забываются;
в) не придаю им большого значения.
12. В каких случаях вы достигаете наилучшего результата?
а) при строгом сознательном контроле своих действий;
б) при автоматическом выполнении;
в) нечто среднее.
13. Бывает ли у вас во время действия в социально-напряженных обстоятельствах серьезные, необъяснимые ошибки, влияющие на результат ваших действий?
а) да;
б) иногда;
в) практически не бывают.
14. Возникает ли у вас при успешном сопротивлении трудным обстоятельствам чувство «скорее бы все заканчивалось»?
а) да;
б) иногда;
в) нет.
15. Когда вы обычно начинаете испытывать волнение перед напряженными обстоятельствами?
а) за несколько дней до их наступления;
б) накануне;
в) непосредственно перед их наступлением.
16. Трудно ли вам отключаться от мыслей о предстоящем выступлении на ответственных соревнованиях, конкурсах, экзаменах?
а) да;
б) нет;
в) могу отключиться, но не надолго.
17. Проводите ли вы специальную психологическую настройку самого себя непосредственно перед началом соревнования, конкурса, экзамена?
а) да;
б) не всегда;
в) нет, не провожу.
18. Можете ли вы, если считаете нужным, быстро переключаться с одного вида настройки на другой?
а) нет;
б) обычно не нуждаюсь в этом;
в) да.
19. Можете ли вы в ходе спортивной, конкурсной борьбы, экзамена при необходимости заставить себя быстро успокоиться?
а) нет;
б) не всегда;
в) как правило, могу.
20. Пользуетесь ли вы для этих целей словесными приказами самому себе?
а) нет;
б) обычно не нуждаюсь в этом;
в) да.
21. Вы многим готовы пожертвовать в жизни ради успехов в спорте, на ответственном для вас конкурсе и т.п.?
а) да, могу отказаться от многих жизненных благ;
б) этой проблемы передо мной не возникало;
в) нет.
22. Каково ваше отношение к напряженным ситуациям, типа спортивных соревнований, конкурсов, экзаменов?
а) это весьма трудное дело;
б) это праздник;
в) и то и другое.
Степень выраженности фактора
1.Эмоциональная устойчивость :
0 баллов : средний уровень устойчивости и надежности;
от -1 до - 12 : пониженный уровень устойчивости и надежности;
от +1 до +5 : повышенный уровень устойчивости и надежности.
2. Способность к саморегуляции:
0 баллов: средний уровень;
от -1 до -10: пониженный уровень; от +1 до +6: повышенный уровень.
3. Мотивационно-энергетический компонент:
0 баллов: средний уровень;
от -1 до -10: пониженный уровень; от +1 до +8: повышенный уровень.
4. Стабильность действий, помехоустойчивость: 0 баллов: средний уровень; от -1 до -6: пониженный уровень; от +1 до +3: повышенный уровень.
![]() |
Характерологические свойства
1. Эмоциональная устойчивость:
- интенсивность эмоционального возбуждения;
-колебания этого возбуждения;
-влияние эмоциональной устойчивости на особенности поведения в напряженных обстоятельствах.
2. Способность к саморегуляции:
-умение контролировать и оценивать свое эмоциональное состояние;
-умение влиять на свое эмоциональное состояние с помощью самовнушения и саморегуляции;
-умение переключаться с одного вида деятельности на другой;
-умение контролировать свои действия.
3. Мотивационно-энергетический компонент:
- умение переносить социально-напряженные условия, принимать решение и действовать;
- стремление работать в условиях повышенной психической напряженности;
- полная отдача в ходе действий в социально-напряженных ситуациях.
4. Стабильность действий, помехоустойчивость:
- устойчивость к неблагоприятным воздействиям;
- умение стабильно выполнять определенные действия в напряженных условиях;
-устойчивость внутреннего функционального состояния.
Цель работы: определить тип темперамента и дать характеристику основным свойствам темперамента.
Методика выполнения работы. По предложенной схеме можно работать индивидуально, изучая собственный темперамент и в парах, анализируя темперамент друг у друга. Внимательно читая каждое утверждение, после ответа на него, нужно проставить оценки в протокол, используя рекомендуемую шкалу. После ответа на все утверждения, необходимо произвести количественную обработку протокола. Сложить в каждой из трех граф баллы со знаком плюс и отдельно со знаком минус, перевести их в проценты (за 100% принимается общее число оценок за вычетом прочерков, если они есть, умноженное на максимальный балл) и записать полученные данные в протокол. На основании полученных данных, написать заключение о выраженности силы, уравновешенности и подвижности нервной системы, при помощи шкалы:
50% и более- высокая;
49% - 25% - средняя;
24% - 0% - низкая.
Соответствующие границам цифры со знаком плюс характеризуют высокую, среднюю и низкую выраженность силы, уравновешенности и подвижности нервной системы, со знаком минус - слабость, неуравновешенность и инертность нервной системы.
В заключении определяется тип темперамента и дается характеристика основным свойствам темперамента: активность, резистентность, сензитивность, эмоциональную возбудимость, темп реакций, пластичность - регидность, экстраверсию- интроверсию.
Свойства темперамента:
Активность -энергичность, работоспособность, выносливость при овладении новым и сложным материалом в напряженных условиях и при нарастании утомления (показатели 1-4 и др.).
Резистентность - устойчивость к воздействию неблагоприятных факторов, которые тормозят или ослабляют деятельность, например, как опасность и ответственность (показатели 5-8 и др.), неудачи (показатели 9-10 и др.), факторы, ослабляющие внимание (показатели 13-15, 22 и др.).
Сензитивность - повышенная чувствительность к слышимым, видимым, тактильным и другим помехам - раздражителям (отрицательные оценки показателей 13-14 и др.), душевная ранимость по отношению к замечаниям и другим негативным воздействиям (отрицательные оценки показателей 11-12 и др.).
Эмоциональная возбудимость - способность к бурному проявлению эмоций по незначительному поводу, повышенная впечатлительность (показатели 46-47, отрицательная оценка показателя 25 и др.), под влиянием монотонной деятельности (отрицательные оценки показателей 17, 28 и др.), при ожидании важных событий (отрицательные оценки показателей 18-21, 23-24, 26-27, 29-32 и др.).
Темп реакций- быстрота и медлительность при выполнении движений, речи, мыслительных процессов, переключения внимания и т.п. (показатели 33-37, 41-42, 48 и др.).
Пластичность-регидность. Быстрота, легкость и гибкость приспособления к факторам среды, все это характерно для пластичности, инертность, неподвижность, постоянство - характерны для регидно- сти. Эти свойства находят свое применение при характеристике привычек и навыков (показатели 37-38 и др.), привыкании к новым людям (показатели 41-45 и др.).
Экстраверсия - направленность личности на окружающий мир.
Интроверсия - направленность личности на ее внутренний мир (показатели 9-12, 20-27, 39-43 и др.).
Анамнестическая схема показателей свойств нервной системы:
Показатели силы нервной системы:
1) в конце каждого занятия не чувствую усталости и поэтому усваиваю данный материал, не хуже, чем в начале, даже если мне неинтересно;
2) в конце учебного дня занимаюсь с той же активностью и продуктивностью, что и начале;
3) сохраняю высокую работоспособность до конца продолжительных и нагрузочных ренировочных занятий;
4) быстро восстанавливаю силы после напряженных тренировочных занятий и соревнований;
5) в ситуациях опасности действую смело, легко подавляя излишнее волнение, неуверенность и страх;
6) склонен к риску, к «острым» ощущениям;
7) на собраниях смело высказываю свое мнение;
8) стремлюсь участвовать в ответственных соревнованиях и выступаю на них лучше, чем на тренировках;
9) неудачные попытки (при решении задачи, сдаче зачета, экзамена) мобилизуют меня на достижение поставленной цели;
10) в случае неудачного выступления, продолжаю борьбу за высокий результат;
11) порицания родителей, учителей (неудовлетворительная оценка, выговор) оказывают положительное влияние на мое состояние и поведение;
12) безразличен к насмешкам и попыткам остро подшутить надо мной;
13) легко сосредотачиваю и поддерживаю внимание во время умственной работы, несмотря на помехи (шепот, разговоры, ремонтные работы);
14) легко сосредотачиваю внимание при выполнении любой работы несмотря на посторонние шумы, присутствие посторонних людей и т.п.;
15) участие в соревнованиях более сильного соперника мобилизует мое внимание, поведение;
16) после спора, ссоры и других неприятностей легко успокаиваюсь и сосредотачиваюсь на нужной деятельности.
Показатели уравновешенности нервных процессов:
17) спокойно, терпеливо делаю трудную и неинтересную работу (на занятиях в институте, дома и т.п.);
18) в ситуациях ожидания сохраняю собранность, спокойствие, терпеливость;
19) у меня отсутствуют срывы в ожидании начала важного мероприятия (зачета, экзамена);
20) накануне ответственного события (экзамена, зачета, выступления) мое поведение не отличается от обычного;
21) как правило, крепко сплю перед серьезными испытаниями (экзаменами, выступлениями, соревнованиями);
22) отношусь спокойно к необъективному судейству на соревновании и к другим недостаткам их организации;
23) способен сдерживать себя, могу быстро успокаиваться;
24) в волнующих ситуациях (спор, ссора, конфликт) проявляю спокойствие и хладнокровие, владею собой;
25) для меня не характерны вспыльчивость и раздражительность по незначительному поводу;
26) проявляю сдержанность, самообладание при неожиданном известии о предстоящем выступлении, зачете, участии в каком-то мероприятии;
27) легко храню в секрете интересную новость;
28) способен терпеливо многократно выполнять разнообразные, требующие кропотливой работы действия (овладение навыками применения бинтовых повязок);
29) тщательно и неторопливо готовлюсь к началу любого важного дела;
30) настроение мое обычно ровное, устойчивое;
31) активность в учебе, в быту и т. п. проявляется равномерно, без периодических подъемов и спадов;
32) у меня равномерная и плавная речь, сдержанные движения.
Показатели подвижности нервных процессов:
33) легко усваиваю сложные задания на учебных занятиях и стремлюсь скорее начать их выполнение;
34) часто допускаю ошибки, даже грубые, из-за того. что спешу;
35) к выполнению новых заданий приступаю сразу, без долгих размышлений;
36) быстро реагирую на изменение условий соревнований;
37) быстро приобретаю новые навыки и умения на занятиях и в жизни, без особого труда могу их изменить;
38) легко исправляю свои ошибки;
39) легко и быстро привыкаю к новым условиям жизнедеятельности;
40) легко завожу новые знакомства;
41) быстро переключаюсь от покоя к делу, втягиваюсь в работу (на учебных занятиях, при выполнении домашних заданий);
42) могу быстро переходить от одной работы к другой, от одного задания к другому;
43) люблю, когда задания часто меняются;
44) легко и быстро засыпаю, просыпаюсь и встаю;
45) легко переключаюсь от переживания неудач и неприятностей к какой-либо деятельности;
46) у меня часто меняется настроение по незначительному поводу;
47) чувства мои ярко проявляются в мимике и выразительных движениях;
48) моя речь и движения обычно быстрые, но могу заставить себя говорить и двигаться медленно.
Шкала оценки свойств нервной системы Выраженность признаков, характеризующих свойства нервной системы баллы
Утвердительный ответ:
а) в высшей степени +3
б) в средней степени +2
в) в малой степени +1
Неопределенный ответ 0
Отрицательный ответ:
а) в малой степени -1
б) в средней степени -2
в) в высшей степени -3
Протокол оценки свойств нервной системы
Свойства нервной системы |
|||||
Сила |
Уравновешенность |
Подвижность |
|||
№ показателей |
оценка |
№ |
оценка |
№ |
оценка |
1 |
|
17 |
|
33 |
|
2 |
|
18 |
|
34 |
|
3 |
|
19 |
|
35 |
|
15 |
|
31 |
|
47 |
|
16 |
|
32 |
|
48 |
|
Для каждого свойства нервной системы подсчитайте:
Сумму баллов со знаком +;
Сумму баллов со знаком Алгебраическую сумму баллов в %
Контрольные вопросы и задания.
I .В чем заключается позитивное влияние стресса на организм человека?
2. Какую опасность представляет повышенный уровень стресса на основные системы организма?
3. Какие адаптивные реакции развиваются в организме в зависимости от силы воздействий?
4. Назовите три стадии, характерные для развития адаптивных реакций в ответ на слабые воздействия.
5. Назовите три стадии, характерные для развития адаптивных реакций, в ответ на воздействия средней силы.
6. Какова ответная реакция организма при воздействии сильных, чрезвычайных воздействий?
7. Каким образом проявляются адаптивно-компенсаторные механизмы?
8. Назовите составляющие индивидуальной адаптации.
9. Назовите основные способы управления адаптацией.
10. Дайте характеристику физиологическим способам управления адаптацией.
II .Каково значение физических упражнений в достижении устойчивой адаптации?
12. Каково значение закаливания, как одного из физиологических способов управления адаптацией?
13. Гипоксия как одно из средств повышения адаптивных возможностей организма.
Источник: Бурдакова, Н. Е. Психологические основы безопасности : учеб.-практ. пособие / Н. Е. Бурдакова ; Владим. гос. ун-т им. А. Г. и Н. Г. Столетовых. - Владимир : Изд-во ВлГУ, 2021. - 152 с
Уважаемые пользователи и посетители сайта! Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят. Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней). С уважением, администрация. |