Влияние стресса на организм человека
Лекции и практикум по психологии - Общая психология

Цель: рассмотреть стресс как сложное явление, оказывающее на человека негативное и позитивное влияние.

1. Влияние стресса на организм человека

Сердечно-сосудистая система:
- повышение артериального давления;
-увеличение числа сердечных сокращений и сердечного выброса;
-повышенный уровень холестерина, накапливаясь на стенках кровеносных сосудов, нарушает ток крови в различных участках тела;
-возрастает риск развития ишемической болезни сердца.

Иммунная система:
- уменьшается количество лейкоцитов: фагоцитов и двух видов лимфоцитов (Т- клетки и В - клетки), которые участвуют в идентификации и разрушении веществ, инородных для организма;
-ослабленная иммунная система не способна защитить организм от любых инфекций.
Пищеварительная система:
- уменьшается секреция слюны во рту, именно поэтому во время стресса мы ощущаем сухость во рту;
-неконтролируемые сокращения мышц пищевода могут вызывать трудности с глотанием;
-выделение норадреналина вызывает спазм капилляров желудка, что приводит к прекращению образования слизи и разрушению защитного слизистого слоя на стенках желудка, в результате соляная кислота разъедает ткань желудка, приводя к образованию кровоточащей язвы;
-из-за изменения ритма сокращений толстой и тонкой кишок возможно возникновение диареи или запора;
-нарушения в области желчных и поджелудочных протоков могут спровоцировать холецистит или панкреатит.
Половая система:
-значительное выделение глюкокортикоидов снижает образование тестостерона, что может привести к импотенции;
-нарушение функций репродуктивной системы;
-увеличение риска выкидыша у беременной женщины.


2. Влияние напряженных условий на индивидуальные особенности организма


Важнейшей индивидуальной и социальной характеристикой является личностная адаптация человека к экстремальным ситуациям. Показано, что эффективное протекание регуляторных механизмов в организме, является одним из признаков адаптации к факторам внешней среды. Адаптивное регулирование, вырабатываемое в процессе приспособления к факторам внешней среды, в дальнейшем не требует особого напряжения для сохранения на определенном уровне показателей жизненно важных соматических и психических процессов. Исследования, проведенные Л.Х Гаркави, Е.Б. Квакиной, М.А. Уколовой (1990) позволили выявить зависимость проявления адаптивных реакций организма от силы воздействий. Им был предложен принцип количественно-качественной приспособительной деятельности организма, когда количество раздражителя определяет развитие качественно различных реакций. Отмечается, что в зависимости от силы воздействия в организме развивается три адаптивные реакции (рис. 8).

реакции

Рис 8 Адаптивные реакции организма в зависимости от силы воздействия раздражителя

Реакция на слабые воздействия - реакция тренировки. Она включает три стадии.
1. Стадия тренировки. На этом этапе защитные системы организма приводятся в состояние «боевой готовности» и начинаясь через 6 часов после воздействия, длится 24-48 часов.
2. Стадия перестройки. Продолжительность - 1 месяц.
3. Стадия тренированности. Возрастает мощность защитных систем организма, что повышает резистентность организма.

Реакция на воздействия средней силы - это реакция активации, которая характеризуется быстрым подъемом активности защитных и регуляторных систем организма. В развитии реакции активации выделяют три стадии.


1. Стадия первичной активации. Повышается двигательная активность. Начинается через 6 ч после воздействия и длится 24-48 часов.
2. Стадия «стойкой активации». Для развития этой стадии необходимы систематические повторения раздражителей средней силы. Возбужденность на этой стадии остается умеренно повышенной. В реакции «стойкой активации» выделяют: реакции спокойной и повышенной активации.
3. Стадия резистентности остается повышенной в течение некоторого времени после прекращения воздействия. Длительность этой стадии от 1 -2 недель до полугода.


Реакция на сильные, чрезвычайные воздействия - стресс.
Реакция активации легко вызывается с помощью умеренных раздражителей положительных эмоциогенных зон мозга, а реакция тренировки и стресс - отрицательных эмоциогенных зон.
Адаптивно-компенсаторные механизмы
1. Приспособительные механизмы. В основе приспособительных механизмов - адаптация.
Отмечается, что с помощью приспособительных механизмов определенные структурно-функциональные элементы системы адаптируются к изменившимся факторам среды и сопровождаются неспецифическими перестройками структур организма.
2.Защитные механизмы проявляются на определенных этапах онтогенеза. Компенсация, лежащая в основе защитных реакций, и осуществляемая специализированными защитными структурными элементами организма, способствует осуществлению саногенеза, т.е. реадаптации организма. Организм, адаптированный к условиям борьбы с повреждающим факторам, при возникновении «поломки» структур, отвечает развитием патогенеза. Показано, что воздействии длительных стрессов, одним из главных патологических проявлений является нарушение иммунной и нейроэндокринной систем. Иммунная и нейроэндокринная системы являются наиболее важными для восстановления организма от негативных воздействий стресса.


Нейрорегуляторные соотношения адаптации.
Первая фаза адаптации - аварийная. На этом этапе раздражение определенной силы приводит к возбуждению симпатической нервной системы и выделению адреналина. На протяжении последующего периода - переходной фазы, наблюдается изменение гормонального фона за счет активации гипофизарно-адреналовой системы. На третьей фазе - этапе устойчивой адаптации, ткани получают повышенное энергетическое, пластическое и защитное обеспечение, в результате деятельности структур, мобилизованных глюкокортикоидами и выделяемыми в тканях биологически активными веществами. Отмечается, что переходная фаза стойкой адаптации развивается, если адаптогенный фактор достаточной силы и продолжительности воздействия. При недостаточной силе воздействующего фактора и кратковременности действия аварийная фаза прекращается и адаптация не формируется.
Составляющие индивидуальной адаптации.
Отражение филогенетического пути организма и его индивидуальность являются составляющими индивидуальной адаптации, и определяют как форму, так и ее содержание (рис. 9).

составляющие адаптации

Рис. 9. Индивидуальная адаптация 
Отмечается, что длительная экстремальная ситуация оказывает на человека неблагоприятное воздействие, что проявляется в конфликтности, нарушениях в поведении, социальных девиациях. Многочисленные исследования, проведенные на представителях опасных профессий (В.И. Лебедев, 2002), подводниках, летчиках, космонавтах позволили выявить присутствие у них постоянной готовности к действиям, сопровождающейся психической напряженностью. Показано, что это закономерная реакция на опасность. Эффективным действиям в напряженной ситуации способствуют устойчивые индивидуально - психологические особенности личности (тип высшей нервной системы) и временные функциональные психофизиологические особенности. Установлено, что возникновение психического стресса связано с субъективными особенностями восприятия.
Способы управления адаптацией.
Способы управления адаптацией представлены на рис. 10.

способы адаптации



Рис. 10. Способы управления адаптацией

К социально -экономическим относятся мероприятия, направленные на улучшение условий жизнедеятельности, включающие в себя создание безопасной социальной среды, улучшение жилищных условий, качества питания.
Физиологические способы управления адаптацией направлены на формирование неспецифической резистентности организма (рис. 11).

способы адаптации2

Рис. 11. Физиологические способы управления адаптацией

Физические упражнения являются эффективным средством повышения иммунологических свойств организма и сопротивляемости неблагоприятным факторам среды. В результате систематические занятия спортом, при соблюдении основных требований, направленных на предупреждение переутомления и перенапряжения, способствуют повышению выносливости организма.
Закаливание включает в себя целый комплекс мероприятий, направленных на повышение сопротивляемости организма. Низкие температуры, как один из важнейших факторов закаливания, способствуют тренировке адаптации и укреплению здоровья.
Эффективным способом повышения сопротивляемости организма является использование гипоксии. Многочисленные исследования показывают, что неспецифическая резистентность организма повышается при дозированном использовании гипоксии в виде тренировочного пребывания человека на высоте 2-2,5 тыс. метров в сочетании с умеренной физической нагрузкой. Механизм воздействия основан на повышении активности гипоталамо-гипофизарно-адреналовой системы в условиях гипоксии.
Таким образом, степень эффективности адаптации зависит от силы воздействующих факторов и индивидуальных особенностей организма.


Практическая работа № 1
Способность действовать в напряженных обстоятельствах


Цель работы: определение эмоциональной устойчивости, способности к саморегуяции и умений действовать в напряженных обстоятельствах.
Данный тест позволяет определить характерологические свойства: эмоциональную устойчивость, способность к саморегуляции, мотивационно-энергетический компонент, стабильность действий, помехоустойчивость. Тест состоит их 22 вопросов, отвечая на которые, нужно обвести кружочком букву, соответствующую выбранному вами варианту ответа (Мокшанцев Р.И., 2001; Никифоров Г.С., 2003). Используя ключ, подсчитайте количество баллов по каждому их четырех факторов теста.
1. В каких случаях вы успешнее выступаете в соревнованиях, в конкурсах, на экзаменах?
а) в спокойном состоянии, практически не волнуясь;
б) в состоянии повышенного возбуждения;
в) в состоянии сильного возбуждения.
2. Сильно ли вы волнуетесь на таких мероприятиях?
а) да;
б) иногда;
в) нет.
3. Точно ли вы оцениваете степень своего волнения и других эмоциональных состояний в напряженных ситуациях?
а) обычно не задумываюсь об этом;
б) иногда;
в) да.
4. Нравится ли вам выступать в контрольных упражнениях на результат?
а) да;
б) не могу сказать определенно;
в) нет
5. Можете ли вы в течение наиболее важного для вас периода поддерживать стабильный уровень высоких результатов?
а) да;
б) бывают колебания;
в) нет.
6. Стабильна ли ваша техника исполнения задания в ситуациях соревнования, конкурса, экзамена?
а) да;
б) бывают колебания;
в) нет.
7. Сильно ли вам мешают неожиданные помехи?
а) да;
б) иногда;
в) нет.
8. Мешает ли вам волнение выступить наилучшим образом в соревнованиях, на конкурсе, на экзамене?
а) да;
б) иногда;
в) нет.
9. Вы полностью «выкладываетесь» на важных соревнованиях?
а) да;
б) не всегда;
в) нет.
10. Вы охотно выполняете объемные, интенсивные нагрузки?
а) да;
б) не всегда;
в) нет.
11. Сильно ли действуют на вас неудачи?
а) да, сильно расстраивают;
б) быстро забываются;
в) не придаю им большого значения.
12. В каких случаях вы достигаете наилучшего результата?
а) при строгом сознательном контроле своих действий;
б) при автоматическом выполнении;
в) нечто среднее.
13. Бывает ли у вас во время действия в социально-напряженных обстоятельствах серьезные, необъяснимые ошибки, влияющие на результат ваших действий?
а) да;
б) иногда;
в) практически не бывают.
14. Возникает ли у вас при успешном сопротивлении трудным обстоятельствам чувство «скорее бы все заканчивалось»?
а) да;
б) иногда;
в) нет.
15. Когда вы обычно начинаете испытывать волнение перед напряженными обстоятельствами?
а) за несколько дней до их наступления;
б) накануне;
в) непосредственно перед их наступлением.
16. Трудно ли вам отключаться от мыслей о предстоящем выступлении на ответственных соревнованиях, конкурсах, экзаменах?
а) да;
б) нет;
в) могу отключиться, но не надолго.
17. Проводите ли вы специальную психологическую настройку самого себя непосредственно перед началом соревнования, конкурса, экзамена?
а) да;
б) не всегда;
в) нет, не провожу.
18. Можете ли вы, если считаете нужным, быстро переключаться с одного вида настройки на другой?
а) нет;
б) обычно не нуждаюсь в этом;
в) да.
19. Можете ли вы в ходе спортивной, конкурсной борьбы, экзамена при необходимости заставить себя быстро успокоиться?
а) нет;
б) не всегда;
в) как правило, могу.
20. Пользуетесь ли вы для этих целей словесными приказами самому себе?
а) нет;
б) обычно не нуждаюсь в этом;
в) да.
21. Вы многим готовы пожертвовать в жизни ради успехов в спорте, на ответственном для вас конкурсе и т.п.?
а) да, могу отказаться от многих жизненных благ;
б) этой проблемы передо мной не возникало;
в) нет.
22. Каково ваше отношение к напряженным ситуациям, типа спортивных соревнований, конкурсов, экзаменов?
а) это весьма трудное дело;
б) это праздник;
в) и то и другое.


Степень выраженности фактора

1.Эмоциональная устойчивость :
0 баллов : средний уровень устойчивости и надежности;
от -1 до - 12 : пониженный уровень устойчивости и надежности;
от +1 до +5 : повышенный уровень устойчивости и надежности.


2. Способность к саморегуляции:
0 баллов: средний уровень;
от -1 до -10: пониженный уровень; от +1 до +6: повышенный уровень.


3. Мотивационно-энергетический компонент:
0 баллов: средний уровень;
от -1 до -10: пониженный уровень; от +1 до +8: повышенный уровень.


4. Стабильность действий, помехоустойчивость: 0 баллов: средний уровень; от -1 до -6: пониженный уровень; от +1 до +3: повышенный уровень.

подсчет баллов

Характерологические свойства
1. Эмоциональная устойчивость:
- интенсивность эмоционального возбуждения;
-колебания этого возбуждения;
-влияние эмоциональной устойчивости на особенности поведения в напряженных обстоятельствах.
2. Способность к саморегуляции:
-умение контролировать и оценивать свое эмоциональное состояние;
-умение влиять на свое эмоциональное состояние с помощью самовнушения и саморегуляции;
-умение переключаться с одного вида деятельности на другой;
-умение контролировать свои действия.
3. Мотивационно-энергетический компонент:
- умение переносить социально-напряженные условия, принимать решение и действовать;
- стремление работать в условиях повышенной психической напряженности;
- полная отдача в ходе действий в социально-напряженных ситуациях.
4. Стабильность действий, помехоустойчивость:
- устойчивость к неблагоприятным воздействиям;
- умение стабильно выполнять определенные действия в напряженных условиях;
-устойчивость внутреннего функционального состояния.


Практическая работа № 2
Характеристика темперамента по анамнестической схеме


Цель работы: определить тип темперамента и дать характеристику основным свойствам темперамента.
Методика выполнения работы. По предложенной схеме можно работать индивидуально, изучая собственный темперамент и в парах, анализируя темперамент друг у друга. Внимательно читая каждое утверждение, после ответа на него, нужно проставить оценки в протокол, используя рекомендуемую шкалу. После ответа на все утверждения, необходимо произвести количественную обработку протокола. Сложить в каждой из трех граф баллы со знаком плюс и отдельно со знаком минус, перевести их в проценты (за 100% принимается общее число оценок за вычетом прочерков, если они есть, умноженное на максимальный балл) и записать полученные данные в протокол. На основании полученных данных, написать заключение о выраженности силы, уравновешенности и подвижности нервной системы, при помощи шкалы:
50% и более- высокая;
49% - 25% - средняя;
24% - 0% - низкая.
Соответствующие границам цифры со знаком плюс характеризуют высокую, среднюю и низкую выраженность силы, уравновешенности и подвижности нервной системы, со знаком минус - слабость, неуравновешенность и инертность нервной системы.
В заключении определяется тип темперамента и дается характеристика основным свойствам темперамента: активность, резистентность, сензитивность, эмоциональную возбудимость, темп реакций, пластичность - регидность, экстраверсию- интроверсию.


Свойства темперамента:
Активность -энергичность, работоспособность, выносливость при овладении новым и сложным материалом в напряженных условиях и при нарастании утомления (показатели 1-4 и др.).
Резистентность - устойчивость к воздействию неблагоприятных факторов, которые тормозят или ослабляют деятельность, например, как опасность и ответственность (показатели 5-8 и др.), неудачи (показатели 9-10 и др.), факторы, ослабляющие внимание (показатели 13-15, 22 и др.).
Сензитивность - повышенная чувствительность к слышимым, видимым, тактильным и другим помехам - раздражителям (отрицательные оценки показателей 13-14 и др.), душевная ранимость по отношению к замечаниям и другим негативным воздействиям (отрицательные оценки показателей 11-12 и др.).
Эмоциональная возбудимость - способность к бурному проявлению эмоций по незначительному поводу, повышенная впечатлительность (показатели 46-47, отрицательная оценка показателя 25 и др.), под влиянием монотонной деятельности (отрицательные оценки показателей 17, 28 и др.), при ожидании важных событий (отрицательные оценки показателей 18-21, 23-24, 26-27, 29-32 и др.).
Темп реакций- быстрота и медлительность при выполнении движений, речи, мыслительных процессов, переключения внимания и т.п. (показатели 33-37, 41-42, 48 и др.).
Пластичность-регидность. Быстрота, легкость и гибкость приспособления к факторам среды, все это характерно для пластичности, инертность, неподвижность, постоянство - характерны для регидно- сти. Эти свойства находят свое применение при характеристике привычек и навыков (показатели 37-38 и др.), привыкании к новым людям (показатели 41-45 и др.).
Экстраверсия - направленность личности на окружающий мир.
Интроверсия - направленность личности на ее внутренний мир (показатели 9-12, 20-27, 39-43 и др.).


Анамнестическая схема показателей свойств нервной системы:
Показатели силы нервной системы:
1) в конце каждого занятия не чувствую усталости и поэтому усваиваю данный материал, не хуже, чем в начале, даже если мне неинтересно;
2) в конце учебного дня занимаюсь с той же активностью и продуктивностью, что и начале;
3) сохраняю высокую работоспособность до конца продолжительных и нагрузочных ренировочных занятий;
4) быстро восстанавливаю силы после напряженных тренировочных занятий и соревнований;
5) в ситуациях опасности действую смело, легко подавляя излишнее волнение, неуверенность и страх;
6) склонен к риску, к «острым» ощущениям;
7) на собраниях смело высказываю свое мнение;
8) стремлюсь участвовать в ответственных соревнованиях и выступаю на них лучше, чем на тренировках;
9) неудачные попытки (при решении задачи, сдаче зачета, экзамена) мобилизуют меня на достижение поставленной цели;
10) в случае неудачного выступления, продолжаю борьбу за высокий результат;
11) порицания родителей, учителей (неудовлетворительная оценка, выговор) оказывают положительное влияние на мое состояние и поведение;
12) безразличен к насмешкам и попыткам остро подшутить надо мной;
13) легко сосредотачиваю и поддерживаю внимание во время умственной работы, несмотря на помехи (шепот, разговоры, ремонтные работы);
14) легко сосредотачиваю внимание при выполнении любой работы несмотря на посторонние шумы, присутствие посторонних людей и т.п.;
15) участие в соревнованиях более сильного соперника мобилизует мое внимание, поведение;
16) после спора, ссоры и других неприятностей легко успокаиваюсь и сосредотачиваюсь на нужной деятельности.
Показатели уравновешенности нервных процессов:
17) спокойно, терпеливо делаю трудную и неинтересную работу (на занятиях в институте, дома и т.п.);
18) в ситуациях ожидания сохраняю собранность, спокойствие, терпеливость;
19) у меня отсутствуют срывы в ожидании начала важного мероприятия (зачета, экзамена);
20) накануне ответственного события (экзамена, зачета, выступления) мое поведение не отличается от обычного;
21) как правило, крепко сплю перед серьезными испытаниями (экзаменами, выступлениями, соревнованиями);
22) отношусь спокойно к необъективному судейству на соревновании и к другим недостаткам их организации;
23) способен сдерживать себя, могу быстро успокаиваться;
24) в волнующих ситуациях (спор, ссора, конфликт) проявляю спокойствие и хладнокровие, владею собой;
25) для меня не характерны вспыльчивость и раздражительность по незначительному поводу;
26) проявляю сдержанность, самообладание при неожиданном известии о предстоящем выступлении, зачете, участии в каком-то мероприятии;
27) легко храню в секрете интересную новость;
28) способен терпеливо многократно выполнять разнообразные, требующие кропотливой работы действия (овладение навыками применения бинтовых повязок);
29) тщательно и неторопливо готовлюсь к началу любого важного дела;
30) настроение мое обычно ровное, устойчивое;
31) активность в учебе, в быту и т. п. проявляется равномерно, без периодических подъемов и спадов;
32) у меня равномерная и плавная речь, сдержанные движения.
Показатели подвижности нервных процессов:
33) легко усваиваю сложные задания на учебных занятиях и стремлюсь скорее начать их выполнение;
34) часто допускаю ошибки, даже грубые, из-за того. что спешу;
35) к выполнению новых заданий приступаю сразу, без долгих размышлений;
36) быстро реагирую на изменение условий соревнований;
37) быстро приобретаю новые навыки и умения на занятиях и в жизни, без особого труда могу их изменить;
38) легко исправляю свои ошибки;
39) легко и быстро привыкаю к новым условиям жизнедеятельности;
40) легко завожу новые знакомства;
41) быстро переключаюсь от покоя к делу, втягиваюсь в работу (на учебных занятиях, при выполнении домашних заданий);
42) могу быстро переходить от одной работы к другой, от одного задания к другому;
43) люблю, когда задания часто меняются;
44) легко и быстро засыпаю, просыпаюсь и встаю;
45) легко переключаюсь от переживания неудач и неприятностей к какой-либо деятельности;
46) у меня часто меняется настроение по незначительному поводу;
47) чувства мои ярко проявляются в мимике и выразительных движениях;
48) моя речь и движения обычно быстрые, но могу заставить себя говорить и двигаться медленно.
Шкала оценки свойств нервной системы Выраженность признаков, характеризующих свойства нервной системы баллы
Утвердительный ответ:
а) в высшей степени +3
б) в средней степени +2
в) в малой степени +1
Неопределенный ответ 0
Отрицательный ответ:
а) в малой степени -1
б) в средней степени -2
в) в высшей степени -3


Протокол оценки свойств нервной системы

Свойства нервной системы

Сила

Уравновешенность

Подвижность

№ показателей

оценка


показа
телей

оценка


показа
телей

оценка

1

 

17

 

33

 

2

 

18

 

34

 

3

 

19

 

35

 

15

 

31

 

47

 

16

 

32

 

48

 

Для каждого свойства нервной системы подсчитайте:
Сумму баллов со знаком +;
Сумму баллов со знаком Алгебраическую сумму баллов в %


Контрольные вопросы и задания.
I .В чем заключается позитивное влияние стресса на организм человека?
2. Какую опасность представляет повышенный уровень стресса на основные системы организма?
3. Какие адаптивные реакции развиваются в организме в зависимости от силы воздействий?
4. Назовите три стадии, характерные для развития адаптивных реакций в ответ на слабые воздействия.
5. Назовите три стадии, характерные для развития адаптивных реакций, в ответ на воздействия средней силы.
6. Какова ответная реакция организма при воздействии сильных, чрезвычайных воздействий?
7. Каким образом проявляются адаптивно-компенсаторные механизмы?
8. Назовите составляющие индивидуальной адаптации.
9. Назовите основные способы управления адаптацией.
10. Дайте характеристику физиологическим способам управления адаптацией.
II .Каково значение физических упражнений в достижении устойчивой адаптации?
12. Каково значение закаливания, как одного из физиологических способов управления адаптацией?
13. Гипоксия как одно из средств повышения адаптивных возможностей организма.

Источник: Бурдакова, Н. Е. Психологические основы безопасности : учеб.-практ. пособие / Н. Е. Бурдакова ; Владим. гос. ун-т им. А. Г. и Н. Г. Столетовых. - Владимир : Изд-во ВлГУ, 2021. - 152 с

 

Поиск

Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.