На главную Лекции и практикум по психологии Общая психология Практическое занятие. Психические процессы: память, внимание
Практическое занятие. Психические процессы: память, внимание
Лекции и практикум по психологии - Общая психология

Цели занятия:
1. Обучающая: формировать представления об основных характеристиках и феноменах познавательных психических процессов памяти и внимания, о возможностях применения закономерностей запоминания и обоснования значения внимания в деятельности врача.
2. Развивающая: способствовать развитию и формированию: общекультурных компетенций, навыков управления вниманием, процессов совершенствования и улучшения памяти.
3. Воспитывающая: способствовать воспитанию познавательной активности, морально-этических качеств личности обучающихся, системы их гуманистических и профессиональных ценностей.

Цели занятия предполагают формирование и развитие следующих общекультурных компетенций:
ОК-1. Способность к абстрактному мышлению, анализу и синтезу.
ОК-5. Готовность к саморазвитию, самореализации, самообразованию, использованию творческого потенциала.
ОК-8. Готовность к работе в коллективе, толерантно воспринимать социальные, этнические, конфессиональные и культурные различия.


Для формирования указанных компетенций обучающиеся должны знать:
- основные особенности закономерности проявления познавательных процессов памяти и внимания.
Обучающиеся должны уметь:
- раскрывать причинно-следственные связи в рассматриваемых процессах и явлениях;
- анализировать различные точки зрения, вести дискуссию на актуальные темы, связанные с психологическими аспектами деятельности врача.
Обучающиеся должны владеть:
- методами анализа, обобщения и эффективного восприятия информации; методами и средствами познания, обучения и самоконтроля.


Контроль исходного уровня знаний
Выполните тестовые задания № 48, 64, 75, 87, 90, 93 (Приложение 1).
Глоссарий темы: память, основные процессы памяти, виды памяти, внимание, функции внимания, виды внимания, качества внимания; факторы, определяющие внимание.
Содержание основных понятий
Память - запоминание, сохранение и последующее воспроизведение индивидом совокупности информации и следов прошлого опыта, приобретенной мозгом.
Основные процессы памяти:
- запоминание - закрепление нового путем связывания его с приобретенным ранее;
- сохранение - фиксирование информации, связанной с деятельностью индивида;
- воспроизведение - актуализация закрепленного ранее;
- забывание - выпадение определенной информации из содержательной сферы психики.
Воспроизведение возможно в виде:
1) узнавания - воспроизведение объекта при повторном восприятии;
2) воспоминания - непроизвольного (через ассоциации, мысли, образы, возникающие без волевого действия) и произвольного (через произвольное восстановление ситуации, ассоциации и пр.)
Забывание зависит от следующих факторов:
- неиспользования информации;
- характера и недостаточной ценности информации;
- наличия проактивного или ретроактивного торможения (влияние деятельности, предшествующей запоминанию или следующей за ним);
- запредельного торможения (охранительное торможение, возникающее при действии стимулов, возбуждающих корковые структуры выше присущего им уровня работоспособности).

забывание

Кривая забывания механически (без осмысления) запомненного материала (по Г. Эббингаузу) (рис. 2).

Продуктивность смысловой памяти выше ~ в 25 раз.
Виды памяти выделяются:
1) по характеру психической активности:
- двигательная - запоминание, сохранение и воспроизведение различных движений и их систем;
- эмоциональная - запоминание, сохранение и воспроизведение эмоций, чувств, впечатлений;
- образная - запоминание, сохранение и воспроизведение образов или их отдельных сторон (цвет, запах, звук и т.п.);
- словестно-логическая - запоминание, сохранение и воспроизведение мыслей и образов, имеющих словесное выражение.
2) по характеру целей деятельности:
- непроизвольная - запоминание и сохранение без специальной цели;
- произвольная - запоминание с целью воспроизвести посредством мнемических приемов.
3) по продолжительности сохранения:
- кратковременная - короткое сохранение после однократного непродолжительного восприятия и немедленное воспроизведение.
Характеризуется длительностью и объемом: длительность - примерно 20 сек., объем - 7±2 элемента; если информация не вводится по
вторно, она исчезает.
- долговременная - имеет безграничную емкость и длительность, однако зависит от способа отбора и систематизации информации; привычности и значимости ее для индивида; мотивации и контекста, в котором происходило запоминание.
Существует модель памяти, предложенная Р. Аткинсоном и Р. Шифриным (1968) (рис. 3).

повторение

Рис. 3. Модель памяти по Р. Аткинсону и Р. Шифрину

Внимание является динамической стороной всех познавательных процессов.
Внимание - сосредоточенность деятельности субъекта в данный момент времени на каком-либо реальном или идеальном объекте.
Функции внимания:
1) функции отбора значимых воздействий, которые соответствуют потребностям данной деятельности;
2) функции игнорирования других несущественных в данной момент конкурирующих воздействий;
3) функции регуляции и контроля деятельности, т.е. сохранения и удержания ее, пока не будет достигнута цель.
Физиологической основой внимания является доминанта - временно господствующий в коре головного мозга очаг возбуждения, тормозя-
щий работу других нервных центров.
Виды внимания:
1. Непроизвольное внимание возникает без волевого усилия, вызывается действием сильного, контрастного; нового или значимого и получающего эмоциональный отклик раздражителя. Оно связано с актуальными потребностями индивида, с общей направленностью личности, с профессиональной деятельностью. Такое внимание позволяет быстро ориентироваться в постоянно меняющихся условиях, выделять те объекты, которые в данный момент могут иметь наибольший личностный смысл.
2. Произвольное внимание возникает, если в деятельности человек ставит перед собой определенную задачу и сознательно вырабатывает программу ее решения. Задача определяет выделение объектов внимания, что предполагает мобилизацию человеком волевых усилий. Этот вид внимания активно регулирует протекание психических процессов.
3. Послепроизвольное внимание вызывается через вхождение человека в деятельность. При этом сохраняется соответствие деятельности выбранным целям, но ее выполнение уже не требует специальных умственных усилий. Работоспособность сохраняется длительное время и ограничена лишь утомлением.
Качества внимания:
1. Избирательность - возможность успешной настройки (при наличии помех) на восприятие информации, относящейся к сознательной цели. Выбор информации, поступающей в мозг, больше всего зависит от потребностей и интересов самого субъекта, от его ожиданий.
2. Устойчивость - характеристика внимания во времени - деятельность сосредоточения внимания на объекте. Устойчивость повышается с увеличением сложности объектов, с сознанием значимости выполняемой работы. Ослабление устойчивости внимания может быть длительным или временным. Колебания (флюктуации) наблюдаются у всех людей, но разной степени.
3. Переключение - намеренный сознательный перенос внимания с одного объекта на другой. Оно может быть обусловлено требованиями деятельности либо необходимостью включения в новую деятельность.
4. Распределение - возможность удерживать в сфере внимания несколько видов деятельности. Чем сложнее совмещаемые виды деятельности, тем труднее однородные виды деятельности.
5. Объем - количество объектов, которые могут быть охвачены вниманием одновременно. При восприятии множества объектов в интервале 1 сек. объем внимания взрослого человека в среднем равен 5±2 элементам. Объем зависит от структурной организации объектов, от их особенностей.


Контрольные вопросы:
1. Возможна ли разумная деятельность без внимания? Какие виды и качества внимания проявляются у человека?
2. Что нужно практически сделать, чтобы предупредить забывание важного материала? Какие факторы влияют на забывание?
3. Чем отличается оперативная память от кратковременной? Какие виды и процессы памяти у вас наиболее эффективны?
4. Что такое мнемонические приемы?
5. Как проявляются расстройства памяти?


Работа на занятии
Задание 1. Вспомните виды памяти и решите следующие ситуационные задачи:
Ситуационная задача № 1 (ОК-1, ОК-8). В двух группах студентов провели занятие по новой теме. В первой группе сообщили, что материал будет проверяться на экзамене. В обеих группах проверили материал через 2 недели. В какой группе студенты лучше помнят материал и почему?
Ситуационная задача № 2 (ОК-1, ОК-5). Человеку, обладавшему феноменальной памятью, в многолюдной аудитории прочитали длинный ряд слов и попросили воспроизвести их. С этим он справился безукоризненно. Затем предложили назвать из всего списка слов одно, обозначающее инфекционное заболевание (тиф). Люди, присутствующие в зале, быстро вспомнили это слово, а испытуемому понадобилось 2 минуты, чтобы выполнить задание. Оказалось, что он перебирал в уме все заученные слова. Какой тип запоминания проявился в данном случае?
Ситуационная задача № 3 (ОК-1, ОК-5). Многие люди для лучшего запоминания прибегают к кратким записям. Почему такой прием способствует лучшему запоминанию?
Ситуационная задача № 4 (ОК-1, ОК-8). В одном эксперименте группе испытуемых было предложено решить 5 арифметических задач. В другой группе кроме этого задания было предложено составить 5 аналогичных задач. После этого в обеих группах попросили воспроизвести числа из условий всех 10 задач. В какой группе более успешно выполнили задание и почему?
Задание 2. Повторите классификацию памяти по характеру психической активности и определите в каждой из ситуационных задач (ОК- 1, ОК-5) вид памяти.
Ситуационная задача № 1. Пианист в результате несчастного случая внезапно полностью потерял слух. Однако еще несколько лет спустя он продолжал концертную деятельность, играя произведения, выученные до потери слуха. Послушные пальцы помнили движения по клавиатуре.
Ситуационная задача № 2. Константин, проработав поваром более 5 лет, мог по вкусу легко отличить компоненты блюда и назвать достаточно точно способ его приготовления.
Ситуационная задача № 3. Генерал-майор Петр Яковлевич много достиг в жизни. Имел целый ряд наград. Однако самой большой наградой, запомнившейся ему на всю жизнь и принесшей ему настоящее счастье, было то, что он еще мальчишкой сделал своими руками модель самолета и его отец помог ему запустить эту модель в небо. Уже будучи пожилым человеком, он свято хранил эту старенькую модель.
Ситуационная задача № 4. Николай знал, что стоит ему только один раз прочитать вслух или проговорить «про себя» текст, как он его запоминал фактически без ошибок.
Ситуационная задача № 5. У Оли мама умерла, когда ей было 4 года. Став взрослой, она не могла вспомнить точно ее внешности. Однако бессознательно она больше доверяла белокурым женщинам с голубыми глазами, в которых светилась доброта и понимание. Она не могла знать, что это происходит потому, что они были похожи на ее мать.
Ситуационная задача № 6. Художник Николай обладал удивительной способностью: стоило ему один раз увидеть человека, он запоминал его столь отчетливо, что мог написать его портрет.
Ситуационная задача № 7. Игорь Константинович проработал в НИИ кораблестроения около 25 лет. Спустя три года после выхода на пенсию он мог нарисовать любую из схем кораблей, над усовершенствованием которых он работал все эти годы.


Задание 3. Решите следующие ситуационные задачи (ОК-1, ОК- 5), используя учебный материал по теме «Внимание»:
Ситуационная задача № 1. На практических занятиях в вузе один преподаватель в тех случаях, когда студенты вели себя особенно шумно, стучал по письменному столу кусочком мела. На какой вид внимания рассчитывал педагог? Как долго он может пользоваться подобным приемом?
Ситуационная задача № 2. Во время хирургической операции за спиной хирурга падает металлический лоток с инструментами. Какие профессиональные требования предъявляет эта ситуация к вниманию хирурга?
Ситуационная задача № 3. Во время экзаменационной сессии студент готовится к экзамену по предмету, для него не интересному. Несколько раз начинает читать учебник, затем бросает. Встает, ходит по комнате, затем опять садится. С чем могут быть связаны трудности при вхождении в работу?
Ситуационная задача № 4. Из книги К.К. Платонова «Занимательная психология»: «Когда я к концу амбулаторного приема очень уставал, то замечал, что, рассматривая очередного пациента, не могу отделаться от мысли о предыдущем больном. Их жалобы и симптомы болезни у меня смешивались. Это очень затрудняло работу». С чем могут быть связаны трудности врача в описанной ситуации?


Итоговый контроль
Выполните тестовые задания № 60-63, 74, 77 (Приложение 1).


Основная:
1. Лукацкий М.А. Психология: учебник. — 2-е изд., испр.и доп. / М.А. Лукацкий, М.Е. Остренкова. — Москва: ГЭОТАР-Медиа, 2017. — 704с.
2. Столяренко Л.Д. Психология и педагогика. Ростов н/Д: Феникс, 2016. - 636 с.
Дополн ит ельная:
1. Амиров А.Ф. Психология и педагогика [Текст]. В 2-х ч. : курс лекций для студ. мед.вузов / А.Ф. Амиров, З.А Бакирова, Е.Е. Липатова [и др.]. — Уфа: ГБОУ ВПО БГМУ Минздрава России, 2013. — 119 с.
2. Амиров А.Ф. Психология и педагогика [Текст]. В 2-х ч. : практикум для студ. мед.вузов / А.Ф. Амиров, З.А Бакирова, Е.Е. Липатова [и др.]. — Уфа: ГБОУ ВПО БГМУ Минздрава России, 2013. — 106 с.
3. Амиров А.Ф. Психология и педагогика [Электронный ресурс]. В 2-х ч. : практикум для студ. мед. вузов (Электрон. текстовые дан) / А.Ф. Амиров, З.А Бакирова, Е.Е. Липатова [и др.]. — Уфа: ГБОУ ВПО БГМУ Минздрава России, 2013.
4. Большой психологический словарь / Под. общ.ред. Б.Г. Мещерякова,
В.П. Зинченко. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://psychological.slovaronline.com. — Санкт-Петербург.: Прайм-
ЕВРОЗНАК, 2007. — 672 с.
5. Гамезо М.В. Атлас по психологии: информ.-метод. пособие к курсу «Психология человека» / М.В. Гамезо, И.А. Домашенко. — Москва: Педагогическое общество России, 2006. —- 276 с.

Источник: Психология и педагогика: практикум для студ. мед. вузов. В 2-х ч. Ч.1. / Сост.: А.Ф. Амиров, А.В. Бехтерева, Ю.В. Ивановский, Ю.Е. Коньшина, О.В. Кудашкина, Е.Е. Липатова, С.М. Мочалов, Л.В. Мурзагалина, А.А. Хусаенова. — Уфа: ФГБОУ ВО БГМУ Минздрава России, 2019. — 149 с.

 

Поиск

Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.