Цели занятия: 1. Обучающая: формирование представлений будущего врача о современных психологических теориях личности, новейших тенденциях в теоретической и практической разработке психологических проблем личности. 2. Развивающая: развивать способности к аргументированному анализу, синтезу и обобщению разнообразных теоретических положений и фактов в контексте психолого-педагогических аспектов деятельности врача. 3. Воспитывающая: способствовать воспитанию интереса к самопознанию, к самосовершенствованию, а также формированию нравственных качеств личности будущего врача.
Цели занятия предполагают формирование и развитие следующих компетенций: ОК-1. Способность к абстрактному мышлению, анализу и синтезу. ОК-5. Готовность к саморазвитию, самореализации, самообразованию, использованию творческого потенциала. ОК-8. Готовность к работе в коллективе, толерантно воспринимать социальные, этнические, конфессиональные и культурные различия. Для формирования указанных компетенций обучающиеся должны знать: - психологические феномены, понятия, методы изучения и описания закономерностей развития личности с позиций, существующих в отечественной и зарубежной науке подходов; - основные технологии целенаправленного психологического воздействия на индивида, личность и индивидуальность; - взаимодействие биологических и социальных факторов в процессе развития человека и формирования его личностных свойств. Обучающиеся должны уметь: - анализировать психологические теории становления и развития личности в процессе онтогенеза; - адекватно оценивать изменения и динамику развития различных свойств личности в норме и при психических деформациях; - эффективно воздействовать на характер и направленность развития личностной сферы с целью гуманизации деятельности, общения и поведения. Обучающиеся должны владеть: - навыками логического и аргументированного анализа психологических проблем и явлений; - навыками сравнения и выделения главного.
Контроль исходного уровня знаний Выполните тестовые задания № 95-97, 100-102, 106 (Приложение 1).
Глоссарий темы: индивид, индивидуальность, личность, направленность личности, человек, структура личности, самооценка, социализация личности, психология личности.
Содержание основных понятий Индивид - человек как единичное природное существо, представитель вида HomoSapiens, продукт филогенетического и онтогенетического развития, единства врождённого и приобретённого, носитель индивидуально своеобразных черт (задатки, влечения и т.п.). Индивидуальность - человек, характеризуемый со стороны своих социально значимых отличий от других людей, своеобразие психики и личности индивида, её неповторимость (проявляется в чертах темперамента, характера, специфике интересов, качеств перцептивных процессов, интеллекта, потребностей и способностей индивида). Личность - понятие, обозначающее совокупность психологических качеств человека как субъекта социальных отношений. Направленность личности - понятие, обозначающее совокупность потребностей и мотивов личности, определяющих главное направление ее поведения. Человек - высшая ступень живых организмов на Земле; живое существо, обладающее даром мышления и речи, способностью создавать орудия и пользоваться ими в процессе труда. Структура личности - это целостная модель, система качеств и свойств, которая полно характеризует психологические особенности личности (человека, индивида). Самооценка - это представление человека о важности своей личности, деятельности среди других людей и оценивание себя и собственных качеств и чувств, достоинств и недостатков, выражение их открыто или даже закрыто. Социализация личности - принятие индивидом выработанных в обществе социальных функций и ролей, социальных норм и правил поведения, связанное с формированием умений строить отношения с другими людьми. Психология личности - это раздел науки, позволяющий понять суть человеческой натуры и индивидуальности. Современная психология не может сегодня предложить единого, общепринятого определения личности. Большое число различных концепций и гипотез о природе и механизмах развития личности объединены в основные теории личности. Существует очень много разнообразных подходов к классификации теорий и концепций личности. Основаниями для классификации могут быть, например, способ объяснения поведения, способ получения данных о личности, структура личности, различные возрастные периоды в развитии личности и др. Наиболее признанные теории личности в современной психологии. Поведенческие теории личности. В поведенческих теориях личности выделяют два основных направления. Первое представлено работами известных американских психологов бихевиористов Дж. Уотсона и Б. Скинера, согласно которым поведение человека детерминировано внешними обстоятельствами и может быть описано с помощью формулы: S-R (стимул-реакция. По мнению представителей второго направления, поведение человека регулируется не столько внешними, сколько внутренними факторами, такими как цели, ожидания, самовосприятие. Представители этого направления - А. Бандура и Д. Роттер. Диспозиционалъная теория личности. Данное направление часто называют теорией черт, так как его представители предполагали, что люди обладают некими предрасположенностями (диспозициями) к реагированию определенным образом на различные ситуации, эти диспозиции были названы чертами. Другими словами каждая личность уникальна, понять ее можно через описание ее конкретных черт. Наиболее влиятельными представителями данного направления считают Г. Олпорта, Г. Айзенкаи и Р. Кэттэлла. Когнитивные теории личности. Основоположником этого подхода был американский психолог Дж. Келли. Он считал, что на поведение человека большое влияние оказывают когнитивные и интеллектуальные процессы. Человек воспринимает и интерпретирует мир с помощью определенных моделей, которые Келли назвал конструктами. Дружба, любовь, нормальные взаимоотношения возможны только тогда, когда люди имеют сходные конструкты. По теории социального научения (А. Бандура, Л. Берковиц и др.) основной причиной индивидуального различия людей является осуждение или одобрение поступков человека другими людьми. Развитие личности происходит условно-рефлекторно в результате наблюдения за поведением окружающих и подражания им. Одной из наиболее распространенных теорий личности является психоаналитическая теория (З. Фрейд). Согласно его теории поведение личности детерминируется инстинктами и определяется потребностями. Раскрывая характер взаимодействия этих потребностей и возможности их удовлетворения, Фрейд выделял в структуре личности три компонента: ид («Оно»), эго («Я») и супер-эго («Сверх-я»). Эти компоненты находятся в постоянной борьбе, сильные конфликты между ними могут приводить к психическим и соматическим заболеваниям. Когнитивная теория (У. Найссер, А. Пайвио) главную роль в объяснении поведения личности отводит знаниям. Согласно этой теории человек - это не машина, слепо и механически реагирующая на внешние или внутренние факторы. Напротив, человек анализирует информацию, сравнивает, принимает решения, решает проблемы. Гуманистическая теория (А. Маслоу, К. Роджерс) базируется на целостном подходе к анализу личности. Согласно мнению А. Маслоу основная потребность человека - стремление к самосовершенствованию и самовыражению, или, как он назвал это, - к самоактуализации, процессу постоянного развития и практической реализации своих возможностей. Теории личности отечественных психологов. В отечественной психологии наиболее известные исследования в области личности связаны с теоретическими работами представителей школы деятельностного подхода. Значительный вклад в решение проблемы личности внесли, в частности, Л.И. Божович, Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, А.Р. Лурия, С.Л. Рубинштейн и др. Л.И. Божович определила личность как человека, достигшего определенного уровня психического развития, который характеризуется способностью воспринимать и переживать самого себя как единое целое, отличное от других людей и выражающееся в понятии «Я». Выдающийся отечественный психолог Алексей Николаевич Леонтьев представил свою концепцию структуры и развития личности, в которой центральное место отведено понятию деятельности. Эта теория, которую можно оценить как структурно-динамическую, охватывает всю жизнь человека и описывает личность в психологических (мотивы) и поведенческих (деятельность) терминах. В отечественной психологии традиционно утвердились три основные понятийные категории, отражающие три аспекта существования человека: «индивид», «личность», «индивидуальность». Наиболее последовательно такое различение проведено в работах А.Н. Леонтьева. 1. Человек как индивид - это природное существо, испытывающее так называемые органические потребности: в пище, тепле, отдыхе и т. д. Но принципиальное отличие человека от животных состоит в свободном отношении к переживаниям органических потребностей. С помощью воли человек может блокировать ощущение голода и жажды, преодолевать чувство страха и боли, если это необходимо для достижения личностно значимых целей. 2. Личность - одна из базовых категорий психологической науки и одно из наиболее широко применяемых понятий. Обобщая многообразие взглядов на природу и механизмы личностного развития, можно выделить некоторые общие моменты: 1) личность - это особое качество или характеристика человека, которое приобретается индивидом в обществе, в совокупности тех общественных по своей природе отношений, в которые он включается. Если индивидом рождаются, то личностью становятся; 2) личность характеризует человека со стороны его общественных связей и отношений, т. е. взаимосвязей с другими людьми. Следовательно, понятие личности в психологии обозначает особый способ существования человека - существование его как члена общества, как представителя определенной социальной группы; 3) сущность личности заключается в способности человека действовать свободно, самостоятельно и ответственно. Личностное поведение - это поведение по собственному свободному выбору; 4) личность - это не раз и навсегда сформированное качество, а постоянное развитие. 3. Индивидуальность (от лат. individuum - неделимое) - высший уровень интеграции человека по отношению к индивидному и личностному уровням. Индивидуальность одновременно фиксирует своеобразие и неповторимость человека как индивида и как личности. Развитие индивидуальности - это жизненный путь человека.
Контрольные вопросы: 1. Каково соотношение общего и индивидуального в психике человека? 2. Влияет ли самооценка и уровень притязаний на жизненную судьбу человека? 3. Какие мотивы поведения являются преобладающими у вас? 4. Что такое комплекс неполноценности? Можете ли вы осознать свой жизненный сценарий? 5. Что такое психосоциотип? Определите свой психосоциотип и укажите, с каким типом людей у вас будут отношения ревизии, дуальные и конфликтные отношения и почему?
Работа на занятии
Задание 1. Заполните таблицу. Какие из нижеприведенных особенностей характеризуют человека как личность, а какие как индивида?
Целеустремленность, музыкальность, упрямство, вспыльчивость, вдумчивость, моральная воспитанность, высокая эмоциональность, низкая адаптация к темноте, стабильность, ригидность, старательность, трудолюбие, цельность, плохая пространственная координация, приятный голос, черные глаза, познавательная активность, хороший слух, критичность ума, внимательность, прекрасная дикция, подвижность, средний рост, артистичность Задание 2. Из приведенных суждений отберите верные и аргументируйте свой выбор. 1. Человека как индивида характеризуют цвет глаз и волос. 2. Важнейшими элементами психологической структуры личности являются способности и темперамент. 3. Личностные свойства, обусловленные социально - это инстинкты. 4. Человека можно считать сложившейся личностью, если в его мотивах есть иерархия. 5. В становлении личности участвует процесс освоения социальных ролей. Задание 3. Работая в паре, прокомментируйте нижеследующие определения личности. Какое из них кажутся вам наиболее правильным и обсудите правильность своего ответа (по Е.Е. Сапоговой). 1. Под личностью понимается совокупность тех относительно устойчивых свойств и склонностей индивида, которые отличают его от других. 2. Личность - это комбинация всех относительно устойчивых индивидуальных различий, поддающихся измерению. 3. Личность - дееспособный член общества, сознающий свою роль в нем. 4. Личность - совокупность внутренних условий, через которые преломляются внешние воздействия. 5. Личность - ядро, интегрирующее начало, связывающее воедино разные психические процессы индивида и сообщающее его поведению необходимую последовательность и устойчивость. Задание 4. Используя сравнительный анализ понятий «индивид» и «личность», решите ситуационные задачи (ОК-1, ОК-5): «А был ли Маугли?» «Журналисты и обыватели очень любят различные полуфантастические истории о том, как какой-нибудь ребенок, будучи похищен животным (волком, медведем и т.д.), воспитывался сравнительно продолжительное время в зверином логове, а затем, волею обстоятельств, оказался снова у людей. При этом утверждается, что психика такого ребенка была лишь незначительно отлична от психики нормального ребенка, росшего в условиях, например, детского сада. А иногда, может быть, и более развитой. Сформулируйте свою позицию по данной проблеме». «Кто не изучает личность?» Личность изучается многими дисциплинами. Какими? Как? А какими не изучается? Задание 5. К какой подструктуре личности (согласно К.К. Платонову) относятся: 1. Подструктура биологических свойств 2. Подструктура форм отражения 3. Подструктура опыта 4. Подструктура направленности 5. Характер и способности
А. Убеждения, мировоззрения, интересы Б. Особенности познавательных процессов В. Темперамент Г. Умения, знания, привычки Д. Особенности эмоциональных процессов
Задание 6. Найдите фразеологизмы (пословицы, поговорки), характеризующие человека как индивида, индивидуальность, личность (Работа по группам 3-4 человека). Задание 7. Работая в паре, составьте таблицу: «Сравнительный анализ современных теорий личности»:
Автор теории или концепции
|
Название теории
|
Основные положения теории
|
|
|
|
Задание 8. Пользуясь интернет-ресурсами, выполните Тест на самооценку личности (методика Будасси С.А.) (см. Приложение № 4). Итоговый контроль Выполните тестовые задания № 19, 98, 99, 103-105, 149 (Приложение 1).
Литература Основная: 1. Лукацкий М.А. Психология: учебник. — 2-е изд., испр.и доп. / М.А. Лукацкий, М.Е. Остренкова. — Москва: ГЭОТАР-Медиа, 2017. — 704с. 2. Баданина Л.П. Основы общей психологии [Электронный ресурс]: учеб. пособие. / Л.П. Баданина. — М.: Флинта, 2012. — 448 с.
Дополнительная: 1. Амиров А.Ф. Психология и педагогика [Текст]. В 2-х ч. Ч. 1.: курс лекций для студ. мед.вузов / А.Ф. Амиров, З.А Бакирова, Е.Е. Липатова [и др.]. — Уфа: ГБОУ ВПО БГМУ Минздрава России, 2013. — 119 с. 3. Амиров А.Ф. Психология и педагогика [Электронный ресурс]. В 2-х ч. : практикум для студ. мед. вузов (Электрон. текстовые дан) / А.Ф. Амиров, З.А Бакирова, Е.Е. Липатова [и др.]. — Уфа: ГБОУ ВПО БГМУ Минздрава России, 2013. 4. Амиров А.Ф. Психология и педагогика [Текст]. В 2-х ч. : практикум для студ. мед.вузов / А.Ф. Амиров, З.А Бакирова, Е.Е. Липатова [и др.]. — Уфа: ГБОУ ВПО БГМУ Минздрава России, 2013. — 106 с. 5. Денисова О.П. Психология и педагогика [Электронный ресурс]: учеб. пособие / О.П. Денисова. - М.: Флинта, 2013. - 240 с.
Источник: Психология и педагогика: практикум для студ. мед. вузов. В 2-х ч. Ч.1. / Сост.: А.Ф. Амиров, А.В. Бехтерева, Ю.В. Ивановский, Ю.Е. Коньшина, О.В. Кудашкина, Е.Е. Липатова, С.М. Мочалов, Л.В. Мурзагалина, А.А. Хусаенова. — Уфа: ФГБОУ ВО БГМУ Минздрава России, 2019. — 149 с. |