На главную Лекции и практикум по психологии Общая психология Практическое занятие. Индивидуально-психологические особенности личности: темперамент, характер, способности
Практическое занятие. Индивидуально-психологические особенности личности: темперамент, характер, способности
Лекции и практикум по психологии - Общая психология

Цели занятия:
1. Обучающая: сформировать представления об индивидуальнопсихологических особенностях личности (о темпераменте, характере, способностях).
2. Развивающая: развивать способности к аргументированному анализу, синтезу и обобщению разнообразных теоретических положений и фактов, связанных с проявлением личностных особенностей в общении и деятельности.
3. Воспитывающая: способствовать воспитанию интереса к самопознанию, к самосовершенствованию, а также формированию нравственных качеств личности будущего врача.

Цели занятия предполагают формирование и развитие следующих
компетенций:
ОК-1. Способность к абстрактному мышлению, анализу и синтезу.
ОК-5. Готовность к саморазвитию, самореализации, самообразованию, использованию творческого потенциала.
ОК-8. Готовность к работе в коллективе, толерантно воспринимать социальные, этнические, конфессиональные и культурные различия.
Для формирования указанных компетенций обучающиеся должны знать:
- содержание и смысл понятий «темперамент» и «характер», «способности» и их особенности;
- типы темперамента и теории темперамента;
- структуру характера;
- типы акцентуации характера;
- виды способностей и содержание понятия «задатки».
Обучающиеся должны уметь:
- уметь определять по психологическим особенностям личности типы темперамента и акцентуации характера;
- проводить самодиагностику темперамента по методике Г. Айзенка и акцентуаций характера по методике К. Леонгарада.
Обучающиеся должны владеть:
- навыками логического и аргументированного анализа психологических проблем и явлений;
- навыками сравнения и выделения главного.


Контроль исходного уровня знаний
Выполните тестовые задания № 107, 111-116, 121-124 (Приложение1).
Глоссарий темы: темперамент, пластичность, ригидность, темп реакции, уравновешенность нервных процессов, характер, черты характера, экстраверсия и интроверсия, способности, задатки.


Содержание основных понятий
Темперамент - это психическое свойство личности, характеризующее динамику протекания у нее психических процессов. Темперамент отражает динамические характеристики деятельности и поведения человека, что выражается не столько в их конечном результате, сколько в их течении.
И. П. Павлов считал, что темперамент - это генотип, т. е. прирожденная, природная особенность нервной системы.
Активность - степень энергичности, которой человек воздействует на внешний мир и преодолевает препятствия на пути к своим целям.
Пластичность - легкость, гибкость, быстрота приспособления человека к меняющимся внешним условиям.
Ригидность - особенность, противоположная пластичности, - сложность или невозможность перестраиваться при выполнении заданий в зависимости от обстоятельств.
Темп реакции - скорость протекания различных психических реакций и процессов (скорость движения, темп речи, скорость запоминания, быстрота ума)
Экстраверсия и интроверсия - направленность реакций и деятельности личности наружу, на других (экстраверты) или на самого себя, на свои внутренние состояния, переживания, представления (интроверты).
Уравновешенность нервных процессов - свойство нервной системы, выражающее соотношение между возбуждением и торможением.
Характер - это совокупность устойчивых индивидуальных особенностей личности, складывающихся и проявляющихся в деятельности и общении, обуславливая типичные для нее способы поведения.
Акцентуация характера - это чрезмерная выраженность отдельных черт характера и их сочетаний, представляющих крайние варианты нормы.
Черты характера - это индивидуальные привычные формы поведения человека в соответствующих ситуациях, в которых реализуется его отношение к действительности.
Способности - это индивидуально-психологические особенности личности, формирующиеся в деятельности на основе задатков (врожденные физиологические особенности человека) и позволяющие ей успешно заниматься определенного рода деятельностью.


Контрольные вопросы:
1. В чем отличие характера от темперамента? Какие акцентуации характера встречаются у людей и, возможно, намечаются у вас?
2. Охарактеризуйте темперамент как свойство личности.
3. В чем заключается суть учения о темпераменте Гиппократа?
4. Дайте характеристику темпераменту и основным свойствам нервной системы.
5. Что вы знаете о классификации черт характера?


Работа на занятии
Задание 1. Проверьте свой темперамент, выполнив задания теста Г. Айзенка, используя интернет-ресурсы (см. Приложение № 5).
Задание 2. Работая в паре, из перечисленных качеств определите те, которые характеризуют сангвиника, флегматика, холерика и меланхолика и заполните таблицу:

сангвиник

флегматик

холерик

меланхолик

 

 

 

 


Бодрое, повышенное настроение; быстрая приспособляемость к новой обстановке; медленное усвоение и перестройка навыков; неуверенность в себе; повышенная эмоциональная возбудимость; выдержанность; однообразие мимики; энергичность; подвижность; подавленность и растерянность при неудачах; быстрое возникновение и смена чувств и эмоциональных состояний; малая активность; терпеливость; невыразительность речи; ровное и спокойное настроение; возбужденное состояние; сосредоточенность внимания.
Задание 3. Решите следующие ситуационные задачи (ОК-1, ОК-5):
1) Укажите те особенности поведения, которые обусловлены темпераментом, и те, которые обусловлены мотивацией. По каким признакам это можно установить?
У детей дошкольного возраста холерического темперамента при выполнении различных трудовых заданий могут проявляться следующие особенности поведения:
а) они невнимательны при объяснении задания, даже тогда, когда интересно;
б) часто не выслушивают объяснения до конца и приступают к работе;
в) при неудачах бывают срывы: дети рвут тетради, бросают работу, когда что-нибудь не получается;
г) в новых заданиях с красочным материалом при объяснении внимательно следят за каждым движением воспитателя;
д) в работах соревновательного характера проявляют терпение и настойчивость при неудачах;
е) в однообразной работе проявляют торопливость, неряшливость, неаккуратность;
ж) в процессе выполнения задания часто переключаются на другие виды деятельности - игру, соревнование со сверстником, общение или просто мешают другим детям;
з) часто не доделывают трудную работу до конца, «забывая» о ней. (По В.С. Мерлину).
2) Прочитайте данное описание:
«Боря, Саша, Коля и Дима - ученики 4 класса. Все они отличаются отсутствием дисциплинированности. Они разговаривают на уроках, нарушают правила поведения, не выполняют требования дежурного учителя. Мальчики отличаются друг от друга по своему темпераменту.
Боря - типичный непоседа. На уроке ни минуты не сидит спокойно. Постоянно меняет позу, вертит что-либо в руках, тянет руку, разговаривает с соседом. Исключение составляют уроки математики, на которых он сосредоточен, деловит и настойчив. Говорит он очень быстро - «проглатывает слова». Быстрая походка вприпрыжку. Требованиям дежурного учителя не подчиняется. Легко увлекается каким-нибудь делом (и хорошим и плохим), но быстро охладевает. На замечания учителей не реагирует. Слывет среди товарищей человеком, которому «все нипочем».
Саша выделяется среди одноклассников своей порывистостью. Увлекшись рассказом учителя, приходит в состояние крайнего возбуждения и прерывает рассказ различными восклицаниями и вопросами. На любой вопрос учителя поднимает руку, не подумав, и поэтому часто отвечает невпопад. В досаде и раздражении легко выходит из себя, вступает в драку. Бывали случаи, когда он устраивал драку на уроке. На переменах он никогда не сидит на месте, бегает по коридору или борется с кем-нибудь. Требования дежурного учителя игнорирует.
Коля сидит в классе обычно спокойно, редко отвечая на вопросы болтливого соседа по парте. На уроке часто занимается посторонним делом. На замечания учителя не реагирует. По его лицу трудно понять, что он думает или чувствует в данный момент. Кажется, его трудно рассердить или рассмешить, но когда он рассердится, совершенно теряет контроль: были случаи, когда он оскорблял товарищей и учителя. На перемене спокоен, но может, как бы невзначай подставить подножку расшалившемуся товарищу, ребята побаиваются его. Замечания дежурного игнорирует.
Дима - болезненно чувствительный, обидчивый мальчик. Когда его пересадили на другое место, Дима обиделся и долго размышлял, почему так сделали, и на всех уроках сидел расстроенный и подавленный. На уроке часто занимается посторонним делом.
Мешает товарищу, способен на каверзный поступок: может ущипнуть соседа, когда тот отвечает с места. Если учителя делают ему замечание, то краснеет и долго оправдывается. На перемене примыкает к драчунам, и хотя сам в драке участия не принимает, подзадоривает других. При появлении дежурного учителя сразу же убегает.
По данным характеристикам определите, какой тип темперамента у каждого мальчика.
Какие из перечисленных приемов можно рекомендовать по отношению к каждому из них и почему?
1. Применить меры наказания: а) вызвать родителей, б) написать замечание в дневник.
2. Разъяснить правила поведения в школе.
3. Дать ответственное поручение в классе (назначить старостой, организатором какого-либо дела, например, спортивного и др.).
4. Провести индивидуальную беседу.
5. Представить поведение ученика в смешном виде.
6. Чаще поощрять за хорошие поступки.
7. Сблизить с товарищами.»
Задание 4. Решите ситуационные задачи (ОК-8):
Обсудите в малой группе, как влияет темперамент на стиль общения (характер активности в налаживании контактов, чувствительности)? Какие примеры классических типов темперамента приведены ниже?
А. Он почти всегда инициатор в общении, немедленно откликается на желание пообщаться со стороны другого человека, но его отношения к людям могут быть изменчивы и непостоянны. Он чувствует себя в компании незнакомых людей как рыба в воде, и новая необычная обстановка его только возбуждает. Любовь чаще дебютирует с взрыва, с первого взгляда.
Б. Он не таков: социальные контакты он устанавливает медленно, свои чувства проявляет мало и долго не замечает, что кто-то ищет повода познакомиться с ним, зато он устойчив и постоянен в своем отношении к человеку, поэтому любит находиться в узком кругу старых знакомых, в обычной привычной обстановке. Он склонен и любовные отношения начинать с дружбы и, в конце концов, влюбляется, но без молниеносных метаморфоз. Его скептическая натура требует большого количества доказательств дружеских чувств (по Р.М. Грановской).
В каких межличностных ситуациях, по вашему мнению, будет более успешным представитель первого типа темперамента, а в каких - второго? Представьте, что вы - руководитель какой-либо группы (научноисследовательской, профессиональной и т.д.). Какие коммуникативные задачи вы бы поставили перед сотрудником с типом темперамента А, а какие - с типом темперамента Б. Почему?
Задание 5. Осуществите решение следующих ситуационных задач (ОК-1) и дайте ответы на поставленные вопросы:
1. И.П. Павлов описал случай психического расстройства у студента, который после окончания духовной семинарии поступил на медицинский факультет университета. Заболевание возникло и стало прогрессировать во время занятий в университете. По рекомендации врачей юношу перевели на гуманитарный факультет. После этого постепенно восстановилось нормальное состояние, и он смог продолжать обучение.
К какому типу нервной системы можно отнести данного человека?
2. В литературе описаны случаи, когда у людей, вынужденных скрывать от близких родственников их тяжёлое заболевание возникло нервное расстройство.
Какой преимущественно тип нервной системы можно предположить у этих людей?
3. В поликлинике у кабинета врача ожидают своей очереди пациенты. Медицинская сестра приглашает в кабинет врача пациента - участника боевых действий без очереди.
Пациент А., быстро вскочив со своего места, начинает громко, резко и даже грубо возмущаться действиями медсестры, вызывая конфликтную ситуацию.
Пациент Б., неторопливо подойдя к пациенту А., начинает его успокаивать, просит присесть, настойчиво предлагая разрешить конфликт.
Пациент В. сравнительно легко реагирует на эту ситуацию, при этом, воспринимая все происходящее с улыбкой и активно общаясь с другими больными, ожидающими прием врача, объясняет правомерность
действий медицинской сестры.
Пациент Г., чувствуя неловкость данной ситуации, смущен, ни с кем из других людей не общается, тяжело переживает необходимость более длительного пребывания в поликлинике, на глазах слёзы.
Определите тип темперамента каждого пациента.
Задание 6. Распределите приведенные ниже понятия по трем группам: свойства темперамента, свойства характера и способности.
Услужливый, медлительный, инициативный, честный, эгоистичный, живой, энергичный, чуткий, возбудимый, самоуверенный, осторожный, предприимчивый, хороший организатор, доброжелательный, небрежный, с чувством юмора, последовательный, недотёпа, с золотыми руками, краснобай, с горячим сердцем, находчивый, неряшливый, ленивый, необузданный, ловкий, решительный, непоседа, спокойный, глупый, суетливый, послушный, красноречивый, пылкий, отходчивый, умный, деловой, черствый, горячий, трудолюбивый, остроумный, смелый, справедливый, нежный, вспыльчивый.
Задание 7. Установите соответствие

Структура черт характера

 

Черты характера

А - по отношению к себе

 

  1. дисциплинированность
  2. аккуратность
  3. дружелюбие

Б - по отношению к другим

 

  1. скромность
  2. организованность

В - по отношению к вещам

 

  1. общительность
  2. уверенность

Г - по отношению к деятельности

 

  1. инициативность
  2. высокомерие
  3. небрежность

Задание 8. Решение разрабатывается группой, подгруппой или индивидуально.
1. Какие качества характеризуют экстравертированный психологический тип, а какие - интровертированный?
Инициативность, необщительность, склонность к самоанализу, импульсивность, беззаботность, мечтательность, социальная адаптированность, аутизм, вдумчивость, подвижность, расчетливость, заразительность поведения.
2. Попробуйте предположить, какие особенности и акцентуации характеров, способствовали бы выбору и осуществлению названных видов деятельности. Аргументируйте свой ответ.
Преподаватель математики, хирург, драматический артист, слесарь, поэт, продавец, вышибала в баре, рекламный агент, шпион, парикмахер, часовщик, шоумен, портниха, философ, тренер по каратэ, клоун, ювелир, лесничий, спасатель, следователь, садовод, дизайнер.
3. Ниже перечислены разнообразные характеристики поведения. Определите, людям с какими акцентуациями они могут быть свойственны.
Любовь к экстравагантной одежде, богатая экспрессия, недостаток воли, склонность к «умственной жвачке», тяга к азартным играм и риску, чувствительность, склонность к пафосу, патетика в речи, красочные сновидения, уход в себя, отсутствие эмпатии, тяга к одиночеству, бесстрастность, тревожность, консервативность, отсутствие застенчивости, осторожность, равнодушие, чувство собственной недостаточности, сильная привязанность к объекту любви, напряженность инстинктивной сферы, обжорство, повышенная сексуальность, тенденция к выбору старших по возрасту друзей, подозрительность, агрессивность, мечтательность, «бегство в болезнь», ипохондрия, легкая раздражимость, быстрая смена настроений, ревность, утомляемость, аффективные вспышки, нетерпеливость, склонность к вере в ритуалы и амулеты, эмоциональная холодность (по Е.Е. Сапоговой).
Задание 9. Решите ситуационную задачу (ОК-1). В характеристике личности выделите моменты, в которых проявляются черты характера и свойства темперамента. Дайте обоснование своего ответа.
Ира Н., студентка. По характеру - живая, жизнерадостная, кокетливая, любит поболтать; добрая, но завистливая, старается быть заметной в коллективе, заслужить похвалу.
Общительна, но очень обидчива. Ира интересуется всем, но её интересы не стойки, она быстро остывает. Много уделяет внимания своей внешности: часами может сидеть перед зеркалом, менять причёски, перевязывать ленты, вкладывать в волосы цветы.
В студенческом коллективе активна, но если в групповой учебной работе приходится подчиняться кому-либо из товарищей, она теряет к занятию всякий интерес, становится ко всему безучастной.
Задание 10. Определите тип акцентуации у литературных персонажей

Персонаж

Психологические особенности

Скарлетт О’ Хара («Унесенные ветром» М. Митчелл)

Стремление быть в центре внимания выраженная эмоциональная неустойчивость, артистизм, склонность к фантазированию, лживость.

Коробочка
(«Мёртвые души» Н.В. Гоголь)

Склонность к занудству, нравоучениям, неразговорчивость, настороженность, недоверие по отношению к людям, мстительность, злопамятность, педантичность, одержимость одной идеей.

Ноздрев
(«Мёртвые души» Н.В. Гоголь)

Недостаточная управляемость, ослабление контроля над влечениями, повышенная импульсивность, грубость, склонность к хамству, конфликтам, раздражительность, вспыльчивость.

Шерлок Холмс («Приключения Шерлока Холмса» К. Дойль)

Пунктуален, аккуратен. Скрупулезность - качество личности, которое выражается в особой тщательности и точности до мелочей; добросовестный; склонен жестко следовать плану; в выполнении действий усидчив, ориентирован на высокое качество работы и особую аккуратность, склонен к частым самопроверкам.

Наташа Ростова («Война и мир» Л.Н. Толстой)

Эмоциональность, чувственность, тревожность, болтливость, боязливость, впечатлительность, сопереживание другим людям или животным, отзывчивость, мягкосердечность. В любви ранима.

Андрей Болконский («Война и мир» Л.Н. Толстой)

Частые периодические смены настроения, зависимость от внешних событий, жажда деятельности, повышенная говорливость, «скачка» идей. Печальные - подавленность, замедленность реакций и мышлений


Задание 11. Пользуясь интернет-ресурсами, выполните Характерологический опросник (определение основных направлений характера по К. Леонгарду) (см. Приложение № 6).


Итоговый контроль
Выполните тестовые задания № 108-110, 117-120, 125-128, 142-144 (Приложение 1).


Литература
Основная:
1. Лукацкий М.А. Психология: учебник. — 2-е изд., испр.и доп. / М.А. Лукацкий, М.Е. Остренкова. — Москва: ГЭОТАР-Медиа, 2017. — 704с.
3. Баданина Л.П. Основы общей психологии [Электронный ресурс]: учеб. Пособие / Л.П. Баданина. — М.: Флинта, 2012. — 448 с.

Дополнительная:
1. Амиров А.Ф. Психология и педагогика [Текст]. В 2-х ч.: курс лекций для студ. мед.вузов / А.Ф. Амиров, З.А Бакирова, Е.Е. Липатова [и др.]. — Уфа: ГБОУ ВПО БГМУ Минздрава России, 2013. — 119 с.
2. Амиров А.Ф. Психология и педагогика [Текст]. В 2-х ч. : практикум для студ. мед.вузов / А.Ф. Амиров, З.А Бакирова, Е.Е. Липатова [и др.]. — Уфа: ГБОУ ВПО БГМУ Минздрава России, 2013. — 106 с.
1. Амиров А.Ф. Психология и педагогика [Электронный ресурс]. В 2-х ч. : практикум для студ. мед. вузов (Электрон. текстовые дан) / А.Ф. Амиров, З.А Бакирова, Е.Е. Липатова [и др.]. — Уфа: ГБОУ ВПО БГМУ Минздрава России, 2013.
2. Большой психологический словарь / Под. общ.ред. Б.Г. Мещерякова, В.П. Зинченко. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: — Санкт-Петербург.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2007. — 672 с.
3. Платонов К.К. Занимательная психология / К.К. Платонов. - Москва: РИМИС, 2011. — 304с.

Источник: Психология и педагогика: практикум для студ. мед. вузов. В 2-х ч. Ч.1. / Сост.: А.Ф. Амиров, А.В. Бехтерева, Ю.В. Ивановский, Ю.Е. Коньшина, О.В. Кудашкина, Е.Е. Липатова, С.М. Мочалов, Л.В. Мурзагалина, А.А. Хусаенова. — Уфа: ФГБОУ ВО БГМУ Минздрава России, 2019. — 149 с.

 

Поиск

Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.