Диагностика воспитания личности
Лекции и практикум по психологии - Общая психология
Индекс материала
Диагностика воспитания личности
Методы диагностики воспитания личности
Все страницы

1. Теоретические основы диагностики воспитания личности

У нас весьма обыкновенное явление, что в одном и том же классе преподаватель одного предмета тянет в одну сторону, преподаватель другого — в другую, третьего — в третью, и все они не сходятся в самых первоначальных воспитательных принципах, если они считают нужным думать о них; а начальник смотрит только за внешним порядком, под покровом которого процветает самая пестрая воспитательная безурядица.
К.Д. Ушинский

Диагностика воспитания личности — есть показатель уровня социализации ребенка в целом. Воспитание невозможно рассматривать как изолированный процесс, организованный, происходящий и заканчивающийся в стенах образовательного учреждения.
Воспитательная работа представляет собой набор следующих действий, этапов.
1. Изучение детей и детского коллектива: получение демографических, медицинских психологических и педагогических данных.
2. Формулировка воспитательных задач, общих для коллектива и отдельных групп или детей.
3. Планирование воспитательной работы.
4. Организация, проведение и корректировка деятельности в соответствии с задачами и планом.
5. Анализ и оценка результатов воспитания, которые выражаются в уровне воспитанности ребенка [5].
Как мы видим, диагностика, являясь неотъемлемой частью процесса воспитания, осуществляется на разных его этапах и выполняет, в свою очередь, многообразные функции.
Так, на начальном этапе организации воспитательного процесса педагогическая диагностика предшествует формулированию конкретных задач воспитания детей, выполняя тем самым прогностическую функцию, которая означает предвидение, прогнозирование, проектирование изменений в развитии отдельных детей и группы детей в будущем. Кроме того, на данном этапе результаты педагогической диагностики позволяют отобрать оптимальные формы и методы воспитательной работы, определить виды воспитательных взаимодействий и способы их реализации.
Непосредственно в процессе воспитания реализуется воспитывающая функция диагностики, поскольку большинство диагностических методик предоставляет широкие возможности для организации педагогических взаимодействий и среди них немало таких, которые направлены на самопознание и самоизменение ребенка.
Наконец, на завершающем этапе любого цикла воспитательного процесса на первый план выходит контрольно-корректировочная функция диагностики, позволяющая осуществлять обратную связь и вносить необходимые изменения в организацию процесса воспитания, в деятельность воспитателя и детей. Реализация диагностической функции педагогической деятельности следует рассматривать как непрерывный процесс диагностирования, органически включенный в воспитательный процесс.

Таким образом, психолого-педагогическая диагностика воспитания выполняет несколько функций:
1) прогностическую;
2) воспитывающую;
3) контрольно-корректировочную.
Предметом психологического изучения результатов воспитания являются внутренние качества личности, а также внешние характеристики человека, его поведение.
Нет конкретных и очевидных ответов на вопрос определения критериев и показателей уровней воспитанности. Подходы исследователей различны как в определении содержательных признаков этих понятий, так и в определении характеризующих их сущность критериев и показателей.
Критерии можно определить как научно обоснованные образцы, по которым определяется степень достигнутого в развитии, формировании, воспитании, обучении детей. Критерий обозначает изменения в сущности субъекта и обнаруживает предел, полноту проявления его содержания в определенном выражении. Критерий является необходимым инструментом оценки, но сам он оценкой быть не может. Показатели характеризуют уровень развития личности, ее воспитанность, обученность, которые можно реально наблюдать и которые устанавливают меру реализации на практике выработанных у детей привычек и правил поведения, т. е. показатель доступен восприятию, это то, что демонстрирует присутствие чего-либо.
Психологическая диагностика — это исследование психологических и психофизиологических особенностей человека, качеств и свойств его личности. Результатом психологической диагностики выступает психологический диагноз, который выясняет и характеризует сущность индивидуальных и психологических особенностей личности. Далее предполагается работа по оценке состояния проблемы, определению дальнейшего прогноза развития личности и разработка рекомендаций.
Психолого-педагогическая диагностика — это оценочная деятельность, которая направлена на изучение индивидуальнопсихологических особенностей личности с целью коррекционноразвивающей работы.
Данный вид диагностики призван, во-первых, оптимизировать воспитательный процесс в школе, во-вторых, обеспечить определение неуспешных результатов воспитания, в-третьих, опираясь на выработанные критерии, ограничить до минимума ошибки при организации воспитания и самовоспитания школьников.
Изучение факторов поведения неизбежно ведет к проблеме определения структуры личности, что, в свою очередь, предполагает выделение элементов, которые ее составляют. Исследование должно охватывать свойства каждого из них и характер взаимосвязей между элементами, образующими структуру личности как целое. Современные теории личности обладают большим разнообразием как элементов, которые входят в структуру личности, так и системообразующих факторов, которые объединяют элементы в систему. Как справедливо отмечал Р Кетел, «...в психологии никогда не ощущалось недостатка в теориях личности», что привело к ситуации, когда «небольшие ростки точно сформулированных гипотез легко теряются в буйных зарослях непроверяемых, но грандиозных теорий» [4: с. 600].
Та же проблема присутствует при постановке вопроса о диагностировании уровня психосоциального развития личности или ее воспитанности. Несогласованность в определениях понятий основных качеств личности, критериях форм ее поведения ведет к тому, что возможность диагностирования в рамках психологии воспитания является очень сложной. Многообразие терминов, различное содержательное их наполнение базируются на большом количестве научных концепций и авторских теорий личности.
Чаще всего исследователь делает вывод о чертах характера, воспитанности как результате процесса воспитания, мотивированности, ценностных смыслах не на основе наблюдения, а в результате опроса, самоанализа, самоотчета людей. Применять такие методы для изучения личности ребенка практически невозможно, и поэтому психологи не обладают валидными и надежными методами исследования уровня развития воспитания маленьких детей.
Педагогическая диагностика — это контроль и оценка развития, обучения и воспитания личности с целью оптимизации учебного процесса, дифференциации обучающихся, совершенствования образовательных программ и методов педагогического воздействия.
Педагогическая диагностика устанавливает признаки, критерии и показатели, характеризующие содержание и результат обучения, на основе которых можно прогнозировать возможные отклонения, корректировать процессы обучения и воспитания с целью повышения качества образования.
Психологическая и педагогическая диагностики отличаются в основном степенью стандартизированности и широтой интерпретации.
Приступая к воспитательной работе, учитель и воспитатель формулирует цели и задачи. Завершая ее, педагог должен подвести итоги, т. е. выяснить, что удалось достичь. Только тогда можно определить успешность воспитания, правильность намеченных задач, верность избранных принципов, надежность примененных методов и приемов, эффективность использованных средств, форм и технологий воспитания. Диагностика воспитания важна и в ходе воспитательного процесса.
Таким образом, диагностика воспитания необходима. Но она связана с немалыми трудностями.
Во-первых, воспитание формирует ценностные отношения, а это глубинная субстанция личности. Ценностные отношения — это избирательно установленная в сознании субъекта связь с объектом окружающего мира, проявляющаяся в вербальной, эмоциональночувственной и практически-действенной формах [7].
Поэтому большинство методов исследования в психологии воспитания — это качественные методы. Именно они имеют возможность сохранения смысловых значений в имеющихся материалах, опоры на них и направленность исследователя на раскрытие и понимание глубинных оснований возникновения или существования изучаемого явления. Качественные составляющие исследования обладают большей возможностью в получении материалов о мотивах, ценностях и отношениях людей. Они используются для более глубокого понимания процессов, происходящих в сознании человека, и позволяют выделить модели его поведения.
Во-вторых, проблемы диагностирования воспитательного процесса становятся все более актуальными в психолого-педагогической практике в связи с тенденцией рассматривать, проектировать и осуществлять процесс воспитания как технологический. Непременным требованием к любой педагогической технологии является наличие диагностично заданной цели. Для соблюдения этого требования недостаточно качественной интерпретации результатов диагностических методик. Между тем именно методы качественного анализа и оценки условий, а также результатов воспитательного процесса традиционно преобладают в отечественной педагогике. Связано это в первую очередь с тем, что выявление и прогнозирование результатов воспитательной деятельности весьма затруднительно из-за наличия большого количества факторов, влияющих на воспитательный процесс и на самого воспитанника, в том числе в процессе диагностирования. В результате, применительно к сфере воспитания, педагогические измерения, педагогическая квалиметрия представляют сложную теоретическую и практическую проблему. Потребность в диагностических методиках, позволяющих осуществлять не только качественный, но и количественный анализ процесса воспитания, возрастает в связи с широким распространением средового подхода в воспитании, поскольку для организации воспитывающей среды необходимо наличие количественных данных по множеству параметров [6: с. 20-24].
В-третьих, результаты воспитательных воздействий носят вероятностно-статистический характер. Это значит, что если, например, в такой-то ситуации тысячу раз поступили так-то и получили такой-то результат, то существует вероятность, что, если поступить так же в тысячу первый раз, можно получить совершенно другой результат, потому что целенаправленное воздействие или создание соответствующих условий — лишь один из многих факторов, формирующих личность. Другие факторы могут свести на нет, усилить или нейтрализовать педагогическое воздействие [3: с. 324].
Преодоление этих трудностей требует разработки и применения корректных процедур измерения, используемых педагогом и психологом в измерении воспитания и психосоциального развития ребенка.
Возможность диагностики ставит вопрос о возможности управления воспитанием личности ребенка. Например, А.К. Маркова и РС. Немов предполагают в воспитательном воздействии наличие инструментального содержания. А.К. Маркова выделяет нравственные знания, нравственные убеждения, нравственные поступки (психологический диагноз), а Р.С. Немов — цели, методы и средства, теории и институты воспитания [2]. Следовательно, можно сделать вывод, что воспитание можно измерять.
Методологическим фундаментом диагностики эффективности воспитательной системы является образ выпускника, как цель, субъект и результат воспитательного процесса. В федеральных государственных образовательных стандартах достаточно подробно описан портрет выпускника разных ступеней образования, содержащий основные ориентиры и целевые установки для воспитательных воздействий. Ознакомившись с ними, можно сделать вывод, что более половины данного списка — это именно результат воспитательной работы, так как их содержание описывает не знания и умения, а качества и характеристики личности ребенка.


Контрольные вопросы и задания
1. Назовите этапы воспитательной работы в образовательной организации. На каких этапах осуществляется психолого-педагогическая диагностика?
2. Какие трудности могут возникнуть перед педагогом в процессе диагностики результатов воспитательных воздействий?


Литература
1. Маркова А.К. Мотивация учения и ее воспитание у школьников / А.К. Маркова, А.Б. Орлов, Л.М. Фридман. М.: Педагогика, 1983. 65 с.
2. Немов Р.С. Психология: учебник / Р.С. Немов. 2-е изд. М.: Кнорус, 2016. 720 с.
3. Пидкасистый П.И. Педагогика: учебник для студ. высш. учеб. заведений / П.И. Пидкасистый, В.А. Мижериков, Т.А. Юзефа- вичус. М.: Академия, 2014. 619 с.
4. Психология XXI века: учебник для вузов / под ред. В.Н. Дружинина. М.: ПЭР СЭ, 2003. 863 с.
5. Сидоркин А.М. Личность в воспитании и воспитание личности: коллект. монография / А.М. Сидоркин, Е.В. Киселева, Н.Н. Киселев, Н.П. Аникеева, В.П. Пивченко, Г.В. Винникова, Н.Я. Большунова. Новосибирск: Изд-во НГПУ, 2014. 91 с.
6. Соловцова И.А. Проблемы диагностирования процесса духовного воспитания / И.А. Соловцова // Педагогическая диагностика в воспитании: сб. науч. и метод. трудов / под ред. Н.К. Сергеева, Н.М. Борытко, М.В. Корепановой и др. Волгоград: Изд-во ВГИПК РО, 2003. 96 с.
7. Щуркова Н.Е. Воспитательный процесс в школе: в 3 ч. / Н.Е. Щуркова. М.: Центр «Педагогический поиск», 2011.

 



 

Поиск

Яндекс.Метрика
Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.