Цели занятия: 1. Раскрыть сущность воли и ее физиологическую основу. 2. Рассмотреть виды волевых действий и структуру волевого акта. 3. Дать общую психологическую характеристику волевым качествам. 4. Описать методы изучения волевых качеств.
Учебные вопросы: 1. Общее понятие о воле. 2. Физиологические основы воли. 3. Виды волевых действий и структура волевого акта. 4. Виды волевых качеств. 5. Методы изучения волевых качеств.
Учебно-материальное обеспечение: — классная доска, мел; — выставка литературы по теме занятия; — ноутбук, мультимедийный проектор, экран; — мультимедиапрезентация по теме занятия.
Порядок работы: Этап 1. Информационный. На данном этапе обучающимся объявляются тема, цели и учебные вопросы семинара, разъясняется порядок проведения занятия, регламент выступлений и процедуры их обсуждения. Осуществляется проверка выполнения заданий для самостоятельной работы и обсуждение учебных вопросов. Педагогический работник обращает внимание на ошибочность отдельных суждений обучающихся, уточняет содержание наиболее сложных для понимания учебных вопросов и показывает взаимосвязь изучаемой темы с практической деятельностью органов внутренних дел.
Этап 2. Практический. Заслушивание сообщений обучающихся. К своему выступлению каждый докладчик готовит демонстрационные материалы и мультимедиапрезентации. Активное участие каждого обучающегося обеспечивается обязательным конспектированием и групповой дискуссией по материалам выступления. Руководящая роль педагогического работника заключается в организации выступлений обучающихся, в дополнении и уточнении излагаемого материала, оценке их работы, в обобщении результатов.
Этап 3. Заключительный. Подведение итогов занятия: выставление оценок обучающимся с их обоснованием; формулировка выводов по теме занятия; постановка задач по самостоятельному дополнительному изучению отдельных вопросов темы.
Методические рекомендации обучающимся для самостоятельной подготовки: При подготовке к первому учебному вопросу следует принять во внимание значение воли. Воля направляет или сдерживает действия человека, а также организует психическую активность, исходя из имеющихся задач и требований. Она выступает в качестве инициирующего и мобилизующего компонента или внутреннего фактора регуляции деятельности. Воля — это психический процесс сознательного регулирования человеком своего поведения и деятельности при преодолении внутренних и внешних препятствий. При подготовке второго учебного вопроса следует учесть, что воля как регулирующая сторона сознания имеет условно-рефлекторную природу. На основе временной нервной связи складываются и закрепляются самые разнообразные ассоциации и их системы, что, в свою очередь, создает условия целенаправленности поведения. Важную роль при осуществлении волевых действий выполняют лобные доли мозга, в которых, как показали исследования, происходит сличение достигнутого каждый раз результата с предварительно составленной программой цели. Следует отметить, что особое значение в выполнении волевого действия имеет вторая сигнальная система, осуществляющая всю сознательную регуляцию поведения человека. Вторая сигнальная система активизирует не только моторную часть поведения человека, она является пусковым сигналом для мышления, воображения, памяти; она же регулирует внимание, вызывает чувства и влияет на формирование мотивов волевых действий. При изучении третьего учебного вопроса важно уяснить, что воля проявляется в действиях, поступках человека, выполняемых с заранее поставленной целью. Волевые действия характеризуются наличием цели, препятствий, трудностей, а также напряжения, переживаемого в ходе их выполнения. Волевые действия бывают простыми, сложными и особо сложными. В структуру волевого акта входят такие его элементы, как побуждение к совершению волевого действия, характеризующееся борьбой мотивов; представление и осмысление цели действия; представление средств, необходимых для достижения цели; намерение осуществить данное действие; выполнение принятого решения. Изучая четвертый учебный вопрос, необходимо обратить внимание на то, что волевые качества — это устойчивые и независимые от ситуации психические особенности, удостоверяющие достигнутый человеком уровень сознательной регуляции поведения. Выделяют следующие волевые качества: инициативность, самостоятельность, решительность, настойчивость, целеустремленность, самоконтроль, выдержка, смелость, мужество, дисциплинированность. Совокупность проявлений волевых качеств образует силу воли человека. При изучении пятого учебного вопроса важно учесть, что все методы изучения волевой регуляции можно разделить на две группы: экстенсивные и экспериментальные. В основе экстенсивных методов лежит наблюдение за поведением субъекта в естественных условиях, анализ действий и поступков личности и их оценка, а также беседы, интервью, анкетирование, опрос. Экспериментальные методы исследования являются более информативными, но их трудоемкость не позволяет их применять в любых условиях изучения личности.
Научные публикации, предполагающие их конспектирование всеми обучающимися и рекомендуемые для подготовки в виде сообщений: 1. Вундт В. Волевые процессы. 2. Джеймс У. Воля. 3. Левин К. Типы конфликтов (мотивационные конфликты). 4. Петухов В. В. Критерии воли. Общие ситуации, требующие произвольной и волевой регуляции. 5. Рубинштейн С. Л. Волевой процесс. 6. Фестингер Л. Теория когнитивного диссонанса и его исследования.
Вопросы для самоконтроля: 1. Дайте определение понятию «воля». 2. Опишите физиологические основы воли. 3. Охарактеризуйте виды волевых действий. 1. Раскройте структуру волевого акта. 2. Охарактеризуйте волевые качества личности. 3. Опишите методы изучения волевых качеств.
Практическое занятие
Цели занятия: 1. Расширить знания обучающихся в области научного исследования воли. 2. Научить обучающихся анализировать практические ситуации, связанные с особенностями проявления воли в различных ситуациях практической деятельности. 3. Познакомить обучающихся с приемами развития воли. 4. Способствовать развитию мышления и творческой активности обучающихся. 5. Сформировать умения и навыки самостоятельной работы с учебной и научной литературой, ведения дискуссии и публичного выступления. 6. Осуществить контроль процесса изучения и усвоения учебного материала.
Учебные вопросы: 1. Общее понятие о воле. 2. Физиологические основы воли. 3. Виды волевых действий и структура волевого акта. 4. Виды волевых качеств. 5. Методы изучения волевых качеств.
Учебно-материальное обеспечение: — классная доска, мел; — выставка литературы по теме занятия; — ноутбук, мультимедийный проектор, экран; — мультимедиапрезентация по теме занятия.
Порядок работы: Этап 1. Информационный. На данном этапе обучающимся объявляются тема, цели и учебные вопросы, разъясняется порядок проведения практического занятия. Осуществляется проверка выполнения заданий для самостоятельной подготовки. В целях актуализации теоретических знаний педагогический работник проводит опрос обучающихся по вопросам практического занятия, обращая особое внимание на корректность и содержательность используемых научных понятий по изучаемой теме. Этап 2. Практический. Обучающиеся под руководством педагогического работника самостоятельно выполняют практические задания. Выполнение заданий может быть организовано в подгруппах, состоящих из 2, 3 или 4 человек, с последующим групповым обсуждением полученных результатов. В целях повышения познавательного интереса у обучающихся в процессе выполнения практических заданий может использоваться соревновательный метод обучения. Руководящая роль педагогического работника заключается в организации самостоятельной индивидуальной работы обучающихся или работы в составе подгрупп, в определении порядка обсуждения полученных результатов в группе, в дополнении и уточнении подготовленных обучающимися ответов. Этап 3. Заключительный. На данном этапе педагогическим работником осуществляется подведение итогов занятия: дается общая оценка результативности занятия, указывается на достижение или частичное достижение поставленных целей, формулируются выводы по теме занятия, выставляются оценки обучающимся с их обоснованием, даются рекомендации по дополнительному самостоятельному выполнению отдельных практических заданий.
Практический материал для занятия: Задание 13.1. Проанализируйте преступное поведение на предмет отнесения его к волевому, произвольному или непроизвольному действию. Задание 13.2. Привести по три примера волевых, произвольных и непроизвольных действий. Задание 13.3. Приведите примеры простого, сложного и особо сложного волевого действия. Задание 13.4. Приведите примеры, демонстрирующие взаимосвязь между волевыми действиями и эмоциональными процессами. Задание 13.5. Приведите примеры, демонстрирующие взаимосвязь между волевыми действиями и мышлением. Задание 13.6. На примере объясните особенности протекания борьбы мотивов как элемента в структуре волевого акта. Задание 13.7. Приведите примеры ошибок каузальной атрибуции. Задание 13.8. Довольно часто мы сталкиваемся со случаями, когда, приняв решение, человек вновь начинает сомневаться в правильности и не выполняет правильного решения. Бывает и так, что он откладывает исполнение намеченного, не может побудить себя начать действовать в избранном направлении, пытается убедить себя, что с исполнением решения можно подождать. Чем объяснить возникновение этих противоречий? О каких особенностях воли личности это говорит? Задание 13.9. Известно, что В. Скотт, пораженный болезненным недугом, диктовал свои произведения. Усилиями воли он заставлял себя говорить. Увлекаясь особенно оживленными диалогами, он вскакивал с постели, и, бегая по комнате, совершенно входил в роль своих героев, забывая о боли. Какие физиологические механизмы воли проявляются в каждом из описанных случаев? Задание 13.10. Человеку страшно хочется пить. Он подходит к водоему, готов зачерпнуть воды и выпить её. Но ему говорят: «В этом водоеме обнаружен холерный вибрион, имейте это в виду». Человек выливает воду и идет дальше. Во время воздушного боя летчик получил смертельную рану. В какое-то мгновение он понял, что, если выпустит из рук штурвал самолета, погибнут все, кто там находится. И вот летчик продолжает управлять самолетом, благополучно сажает его и тут же бессильно падает на пол кабины. Из самолета его выносят уже мертвым. Укажите, какая функция воли (регулирующая, стимулирующая, задерживающая) проявляется в каждой ситуации. Дайте обоснование своих ответов. Задание 13.11. «Большая воля, — говорил А. С. Макаренко, — это не только умение чего-то пожелать и добиться, но и умение заставить себя отказаться от чего-то, когда это нужно. Без тормоза не может быть машины, и без тормоза не может быть никакой воли». Какие функции выполняет воля? Дайте их характеристику. Задание 13.12. Известно, что многие люди добились выдавшихся успехов благодаря постановке перед собой определенных воспитательных задач. Так, Л. Н. Толстой в 19 лет выработал «Правила для развития воли», в которых говорилось: «Думать при всяком деянии о цели оного»; «Только в случае необходимости предпринимать другое дело, не закончивши одного, сосредоточить внимание все на один предмет». В правилах К. Д. Ушинского говорилось: «Прямота в словах и поступках»; «Обдуманность действия. Решительность»; «Не говорить о себе без нужды ни одного слова»; «Спокойствие совершеннее, по крайней мере, внешнее»; «Каждый вечер добросовестно давать отчет о своих поступках». Какую роль играет самовоспитание в формировании волевых качеств? Дайте краткую характеристику этапов самовоспитания воли. В чем заключается руководство процессом самовоспитания сотрудников органов внутренних дел? Задание 13.13. Решите ситуационные задачи: 1. Сотрудник полиции Свиридов, возвращаясь домой со службы, проходил вдоль берега замерзшей реки. Вдруг он услышал крики о помощи и увидел метрах в двадцати от себя двух барахтающихся в обломках льда ребятишек. Сотрудник без раздумий сбросил с себя верхнюю одежду, обувь и, быстро добравшись до полыньи, прыгнул в ледяную воду. Дети были спасены. Какие индивидуально-психологические качества способствовали подобному поведению сотрудника полиции в описанной ситуации? 2. В ходе проведения оперативно-розыскного мероприятия оперуполномоченный уголовного розыска Зверев был вынужден для сохранения конспирации находиться в душном, влажном помещении и как можно меньше двигаться, сохраняя статичность положения. Хорошее развитие какого психического процесса позволило Звереву справиться с поставленной задачей?
Источник: Душкин А. С., Рожков А. А. Общая психология: учебно-методическое пособие. — СПб.: Изд-во СПб ун-та МВД России, 2019. — 132 с.
|