Эмоциональные процессы (семинар)
Лекции и практикум по психологии - Общая психология

1. Раскрыть понятия эмоций и чувств, рассмотреть их отличительные особенности.
2. Описать виды эмоций и чувств.
3. Проанализировать основные положения теорий эмоций.


Учебные вопросы:
1. Понятие эмоций и чувств.
2. Виды эмоций и виды чувств.
3. Функции эмоций и чувств.
4. Психологические теории эмоций.


Учебно-материальное обеспечение:
— классная доска, мел;
— выставка литературы по теме занятия;
— ноутбук, мультимедийный проектор, экран;
— мультимедиапрезентация по теме занятия.


Порядок работы:
Этап 1. Информационный. На данном этапе обучающимся объявляются тема, цели и учебные вопросы семинара, разъясняется порядок проведения занятия, регламент выступлений и процедуры их обсуждения. Осуществляется проверка выполнения заданий для самостоятельной работы и обсуждение учебных вопросов. Педагогический работник обращает внимание на ошибочность отдельных суждений обучающихся, уточняет содержание наиболее сложных для понимания учебных вопросов и показывает взаимосвязь изучаемой темы с практической деятельностью органов внутренних дел.
Этап 2. Практический. Заслушивание сообщений обучающихся. К своему выступлению каждый докладчик готовит демонстрационные материалы и мультимедиапрезентации. Активное участие каждого обучающегося обеспечивается обязательным конспектированием и групповой дискуссией по материалам выступления.
Руководящая роль педагогического работника заключается в организации выступлений обучающихся, в дополнении и уточнении излагаемого материала, оценке их работы, в обобщении результатов.
Этап 3. Заключительный. Подведение итогов занятия: выставление оценок обучающимся с их обоснованием; формулировка выводов по теме занятия; постановка задач по самостоятельному дополнительному изучению отдельных вопросов темы.


Методические рекомендации обучающимся для самостоятельной подготовки:


При подготовке к первому учебному вопросу следует усвоить, что эмоции и чувства относятся к группе эмоциональных психических процессов. Под эмоцией понимают эмоциональный психический процесс, протекающий в форме переживаний и отражающий личную значимость и оценку внешних и внутренних ситуаций для жизнедеятельности человека. Чувства — это эмоциональный психический процесс, который заключается в сложных, культурно обусловленных переживаниях человека, отражающих его устойчивые отношения к определенным предметам или процессам окружающего мира. Г лав- ной отличительной особенностью чувств от эмоций является их предметность и устойчивость во времени.
При подготовке второго учебного вопроса следует рассмотреть следующие классификации эмоций, выделенные по разным классификационным основаниям. По знаку эмоции делятся на положительные, отрицательные и амбивалентные. По модальности (качеству) эмоции подразделяются на радость, удивление, страдание, гнев, отвращение, презрение, страх, стыд. По силе и устойчивости эмоции делятся на ситуативные и устойчивые. По воздействию на деятельность человека выделяют стенические и астенические эмоции. По степени осознанности эмоции подразделяются на осознанные и неосознанные. Также необходимо рассмотреть следующую классификацию чувств. В зависимости от направленности чувства делятся на моральные, интеллектуальные, эстетические и практические. При рассмотрении видов эмоций и чувств следует привести примеры их проявления из практической деятельности.
При изучении третьего учебного вопроса важно уяснить, что в филогенезе эмоции возникают как средство, позволяющее живым существам оценить биологическую значимость актуальных состояний организма и внешних воздействий. Они служат своеобразными биологическими сигналами, отражающими важность тех или иных условий для удовлетворения актуальных потребностей. Главной особенностью человеческих эмоций является то, что они представляют
собой особый «эмоциональный язык», который может передаваться как некоторое общепринятое описание или форма выражения эмоциональных состояний. Выделяют несколько основных функций эмоций: сигнальную, оценочную, приспособительную, регуляторную, коммуникативную, стабилизирующую, мотивирующую.
Возникновение и угасание эмоций и чувств в онтогенезе подчинено следующим закономерностям: обобщенности и переносу, притупляемости, контрасту, суммации, взаимовлиянию амбивалентных эмоций и чувств.
Изучая четвертый учебный вопрос, необходимо проанализировать основные положения следующих психологических теорий эмоций: эволюционной, психоорганической, активационной, когнитивной и информационной. При рассмотрении данных теорий необходимо провести их сравнительный анализ, выделить общие положения и отличительные особенности. Важно ответить на вопрос о причинах разнообразия данных теорий.


Научные публикации, предполагающие их конспектирование всеми обучающимися и рекомендуемые для подготовки в виде сообщений:
1. Анохин П. К. Эмоции.
2. Вейтен У. Теории эмоций.
3. Вилюнас В. К. Основные проблемы психологической теории эмоций.
4. Дарвин Ч. Выражение эмоций у человека и животных.
5. Джеймс У. Что такое эмоция.
6. Леонтьев А. Н. Эмоциональные процессы.
7. Петухов В. В. Единство эмоционально-волевой регуляции деятельности.
8. Петухов В. В. Основные аспекты изучения эмоций.
9. Рейковский Я. Выражение эмоций — мимика, пантомимика, вокализация.
10. Рубинштейн С. Л. Виды эмоциональных переживаний.
11. Рубинштейн С. Л. Эмоции.
12. Симонов П. В. Информационная теория эмоций.


Вопросы для самоконтроля:
1. Дайте определения понятиям «эмоции» и «чувства».
2. Назовите отличительные особенности эмоций и чувств.
3. Раскройте физиологическую основу эмоций и чувств.
4. Охарактеризуйте отдельные виды эмоций.
5. Охарактеризуйте отдельные виды чувств.
6. Раскройте содержание функций эмоций и чувств.
7. Изложите основные положения психологических теорий эмоций.


ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ
Цели занятия:
1. Расширить знания обучающихся в области научного исследования эмоций и чувств.
2. Научить обучающихся анализировать практические ситуации, связанные с проявлением эмоций и чувств.
3. Способствовать развитию у обучающихся навыков саморегуляции при переживании различных эмоций и чувств.
4. Способствовать развитию мышления и творческой активности обучающихся.
5. Сформировать умения и навыки самостоятельной работы с учебной и научной литературой, ведения дискуссии и публичного выступления.
6. Осуществить контроль процесса изучения и усвоения учебного материала.


Учебные вопросы:
1. Понятие эмоций и чувств.
2. Виды эмоций и виды чувств.
3. Функции эмоций и чувств.
4. Психологические теории эмоций.


Учебно-материальное обеспечение:
— классная доска, мел;
— выставка литературы по теме занятия;
— ноутбук, мультимедийный проектор, экран;
— мультимедиапрезентация по теме занятия.


Порядок работы:
Этап 1. Информационный. На данном этапе обучающимся объявляются тема, цели и учебные вопросы, разъясняется порядок проведения практического занятия. Осуществляется проверка выполнения заданий для самостоятельной подготовки. В целях актуализации теоретических знаний педагогический работник проводит опрос обучающихся по вопросам практического занятия, обращая особое внимание на корректность и содержательность используемых научных понятий по изучаемой теме.
Этап 2. Практический. Обучающиеся под руководством педагогического работника самостоятельно выполняют практические задания. Выполнение заданий может быть организовано в подгруппах, состоящих из 2, 3 или 4 человек, с последующим групповым обсуждением полученных результатов. В целях повышения познавательного интереса у обучающихся в процессе выполнения практических заданий может использоваться соревновательный метод обучения.
Руководящая роль педагогического работника заключается в организации самостоятельной индивидуальной работы обучающихся или работы в составе подгрупп, в определении порядка обсуждения полученных результатов в группе, в дополнении и уточнении подготовленных обучающимися ответов.
Этап 3. Заключительный. На данном этапе педагогическим работником осуществляется подведение итогов занятия: дается общая оценка результативности занятия, указывается на достижение или частичное достижение поставленных целей, формулируются выводы по теме занятия, выставляются оценки обучающимся с их обоснованием, даются рекомендации по дополнительному самостоятельному выполнению отдельных практических заданий.


Практический материал для занятия:
Задание 11.1. Составьте сравнительную таблицу теорий эмоций. Укажите авторов приведенных теорий, период возникновения, основные положения теорий, опишите их отличительные особенности.
Задание 11.2. Приведите примеры влияния эмоциональных процессов на познавательные психические процессы.
Задание 11.3. Решите ситуационные задачи:
1. В течение жизни человек сталкивается с различными ситуациями:
1) начальник оскорбительно ругает подчиненного за неправильно выполненное задание;
2) зрители смотрят спектакль в хорошей постановке;
3) в переполненном автобусе происходит конфликт между пассажирами, сопровождающийся взаимными оскорблениями и унижениями;
4) люди, ожидающие автобус, смотрят на пьяную неряшливо одетую женщину;
5) смерть близкого человека;
6) ребенок смотрит по телевизору интересный мультфильм;
7) человек попал в автомобильную аварию и чудом остался жив;
8) человек впервые прыгает с парашютом;
9) человеку рассказывают сплетни о ком-то;
10) курсанту неожиданно снизили оценку на экзамене.
Дайте название и психологическую характеристику эмоциям, возникающим в приведенных ситуациях.
2. В отдел полиции обратилась гражданка Каверина, которая сообщила, что от нее сбежала собака по кличке Айда. Женщина была очень расстроена, периодически плакала и говорила, что это самое дорогое, что есть у нее в жизни.
Какой эмоциональный процесс описан в задаче?
Источник: Душкин А. С., Рожков А. А. Общая психология: учебно-методическое пособие. — СПб.: Изд-во СПб ун-та МВД России, 2019. — 132 с.

 

Поиск

Яндекс.Метрика
Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.