Мышление (семинар)
Лекции и практикум по психологии - Общая психология

Цели занятия:
1. Раскрыть сущность процесса мышления и его физиологическую основу.
2. Рассмотреть формы, виды, свойства мышления и мыслительные операции.
3. Проанализировать закономерности мышления.
4. Рассмотреть особенности развития мышления.


Учебные вопросы:
1. Понятие мышления и его физиологическая основа.
2. Мыслительные операции.
3. Формы мышления.
4. Виды мышления.
5. Свойства мышления.
6. Закономерности мышления.
7. Развитие мышления.


Учебно-материальное обеспечение:
— классная доска, мел;
— выставка литературы по теме занятия;
— ноутбук, мультимедийный проектор, экран;
— мультимедиапрезентация по теме занятия.


Порядок работы:
Этап 1. Информационный. На данном этапе обучающимся объявляются тема, цели и учебные вопросы семинара, разъясняется порядок проведения занятия, регламент выступлений и процедуры их обсуждения. Осуществляется проверка выполнения заданий для самостоятельной работы и обсуждение учебных вопросов. Педагогический работник обращает внимание на ошибочность отдельных суждений обучающихся, уточняет содержание наиболее сложных для понимания учебных вопросов и показывает взаимосвязь изучаемой темы с практической деятельностью органов внутренних дел.
Этап 2. Практический. Заслушивание сообщений обучающихся. К своему выступлению каждый докладчик готовит демонстрационные материалы и мультимедиапрезентации. Активное участие каждого обучающегося обеспечивается обязательным конспектированием и групповой дискуссией по материалам выступления.
Руководящая роль педагогического работника заключается в организации выступлений обучающихся, в дополнении и уточнении излагаемого материала, оценке их работы, в обобщении результатов.
Этап 3. Заключительный. Подведение итогов занятия: выставление оценок обучающимся с их обоснованием; формулировка выводов по теме занятия; постановка задач по самостоятельному дополнительному изучению отдельных вопросов темы.


Методические рекомендации обучающимся для самостоятельной подготовки:


При подготовке к первому учебному вопросу следует усвоить, что, замечая связи между явлениями, человек активно осваивает окружающий мир и рационально организует свое взаимодействие с ним. С помощью внешних признаков предметов и явлений человек распознает признаки внутренних, устойчивых взаимосвязей. Продукты деятельности человека такого качества связывают с мышлением. Таким образом, мышление — это познавательный психический процесс, который заключается в обобщенном, опосредствованном отражении действительности в ее существенных связях и отношениях.
Процесс мышления является сложной аналитико-синтетической деятельностью коры больших полушарий. Для успешного протекания мыслительных процессов, прежде всего, имеют значение те сложные временные связи, которые возникают между мозговыми структурами. Эти связи образуют системы функционально объединенных нейронов головного мозга, которые отвечают за конкретные мыслительные операции и имеют свои характеристики.
При подготовке второго учебного вопроса следует обратить внимание на то, что выделяют следующие операции мышления: анализ, синтез, сравнение, классификацию, систематизацию, абстрагирование, обобщение и конкретизацию. Данные мыслительные операции позволяют решать различные по сложности и содержанию задачи в практической и теоретической деятельности человека.
При изучении третьего учебного вопроса важно уяснить, что формы мышления — это формальные структуры мыслей и их сочетания. Различаются три формы мышления: понятие, суждение, умозаключение. Выделяют следующие виды умозаключения: индуктивные, дедуктивные и по аналогии. Следует попытаться выделить данные формы мышления в процессе собственной интеллектуальной деятельности.
Изучая четвертый учебный вопрос, следует проанализировать такие виды мышления, как наглядно-действенное, наглядно-образное и словесно-логическое, а также привести практические примеры их проявления. Данная классификация не является единственной. Заслуживает внимания выделение видов мышления в зависимости от глубины и обобщенности образов (практическое и теоретическое) и в зависимости от стандартности или нестандартности решаемых задач и используемых операциональных процедур (алгоритмическое, дискурсивное, эвристическое, творческое).
При изучении пятого учебного вопроса важно рассмотреть следующие свойства мышления: широту мышления, его глубину, самостоятельность мышления, гибкость, быстроту, критичность. Следует также подобрать примеры проявления данных свойств мышления при решении практических и интеллектуальных задач человеком.
Изучая шестой учебный вопрос, следует обратить внимание на следующие психологические особенности мышления: мышление возникает в связи с появлением трудностей, противоречий и необходимостью их решения; основным его механизмом является познание объекта, выделение у него новых свойств с помощью соотнесения его с другими объектами; мышление строится на пользовании логическими операциями; оно основано на способности человека выделять знания, необходимые для решения конкретной проблемы, исключая механический перебор всех возможных вариантов; благодаря мышлению человек способен не только воспринимать окружающий мир, но и предвидеть развитие событий, прогнозировать их исход; оно позволяет человеку наблюдать за процессом размышления, критически оценивать его результаты, вырабатывать критерии самооценки.
При изучении седьмого учебного вопроса следует обратить внимание на то, что мышление всегда развивается в познавательной, игровой и трудовой деятельности, т. е. в любой деятельности, связанной с преобразованием действительности. В психологии существуют несколько классификаций этапов развития мышления. Одна из них основана на выделении этапов в соответствии с возрастом человека и выполняемыми ведущими видами деятельности. В соответствии с этой классификацией выделяют дошкольный этап в развитии мышления; школьный этап; этап практической деятельности. Выдающимися учеными, подготовившими труды в области исследования развития мышления, являются Ж. Пиаже,
Л. С. Выготский, Л. С. Сахаров, П. Я. Гальперин. В последние годы появился целый ряд новых концепций развития мышления. Активное формирование новых подходов наблюдается в рамках разработки проблемы искусственного интеллекта.


Научные публикации, предполагающие их конспектирование всеми обучающимися и рекомендуемые для подготовки в виде сообщений:
1. Вудвортс Р. Этапы творческого мышления.
2. Выготский Л. С. Мышление и речь.
3. Дункер К. Подходы к исследованию продуктивного мышления.
4. Креч Д., Крачфилд Р., Ливсон Н. Факторы, определяющие решение задач.
5. Линдсей Г., Холл К. 0С., Томпсон Р. Ф. Творческое и критическое мышление.
6. Петухов В. В. Продуктивное мышление и прошлый опыт: Карл Дункер против Отто Зельца.
7. Теплов Б. М. Практическое мышление.
8. Тихомиров O. K. Мышление, сознание, бессознательное.


Вопросы для самоконтроля:
1. Дайте толкование понятию «мышление».
2. Раскройте физиологическую основу мышления.
3. Перечислите мыслительные операции и дайте им краткую характеристику.
4. Охарактеризуйте формы мышления.
5. Приведите примеры классификаций видов мышления по различным основаниям.
6. Охарактеризуйте свойства мышления.
7. Опишите закономерности мышления.
8. Назовите психологические условия развития мышления.
9. Перечислите основные положения теории развития интеллекта в детстве, предложенной Ж. Пиаже.
10. Перечислите основные положения теории формирования и развития мыслительных операций, предложенной П. Я. Гальпериным.
11. Перечислите основные положения теории развития понятий, предложенной Л. С. Выготским.

Практическое занятие


Цели занятия:
1. Расширить знания обучающихся в области научного исследования мышления.
2. Научить обучающихся анализировать практические ситуации, связанные с проявлением особенностей мышления.
3. Способствовать развитию познавательного интереса и творческой активности обучающихся.
4. Сформировать умения и навыки самостоятельной работы с учебной и научной литературой, ведения дискуссии и публичного выступления.
5. Осуществить контроль процесса изучения и усвоения учебного материала.


Учебные вопросы:
1. Понятие мышления и его физиологическая основа.
2. Мыслительные операции.
3. Формы мышления.
4. Виды мышления.
5. Свойства мышления.
6. Закономерности мышления.
7. Развитие мышления.


Учебно-материальное обеспечение:
— классная доска, мел;
— выставка литературы по теме занятия;
— ноутбук, мультимедийный проектор, экран;
— мультимедиапрезентация по теме занятия.


Порядок работы:
Этап 1. Информационный. На данном этапе обучающимся объявляются тема, цели и учебные вопросы, разъясняется порядок проведения практического занятия. Осуществляется проверка выполнения заданий для самостоятельной подготовки. В целях актуализации теоретических знаний педагогический работник проводит опрос обучающихся по вопросам практического занятия, обращая особое внимание на корректность и содержательность используемых научных понятий по изучаемой теме.
Этап 2. Практический. Обучающиеся под руководством педагогического работника самостоятельно выполняют практические задания. Выполнение заданий может быть организовано в подгруппах, состоящих из 2, 3 или 4 человек, с последующим групповым обсуждением полученных результатов. В целях повышения познавательного интереса у обучающихся в процессе выполнения практических заданий может использоваться соревновательный метод обучения.
Руководящая роль педагогического работника заключается в организации самостоятельной индивидуальной работы обучающихся или работы в составе подгрупп, в определении порядка обсуждения полученных результатов в группе, в дополнении и уточнении подготовленных обучающимися ответов.
Этап 3. Заключительный. На данном этапе педагогическим работником осуществляется подведение итогов занятия: дается общая оценка результативности занятия, указывается на достижение или частичное достижение поставленных целей, формулируются выводы по теме занятия, выставляются оценки обучающимся с их обоснованием, даются рекомендации по дополнительному самостоятельному выполнению отдельных практических заданий.


Практический материал для занятия:
Задание 8.1. Приведите по два примера (из учебной деятельности) наглядно-действенного, наглядно-образного и словесно-логического мышления.
Задание 8.2. Приведите по одному примеру каждой из операций мышления.
Задание 8.3. Составьте сравнительную таблицу теорий мышления. Укажите автора каждой теории, основные положения и отличительные особенности.
Задание 8.4. Приведите примеры методик диагностики интеллекта. Оцените их достоинства и недостатки.

Источник: Душкин А. С., Рожков А. А. Общая психология: учебно-методическое пособие. — СПб.: Изд-во СПб ун-та МВД России, 2019. — 132 с.

 

Поиск

Яндекс.Метрика
Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.