Мышление и его развитие
Лекции и практикум по психологии - Общая психология

Основные психологические понятия темы
Абстракция - мыслительная операция, основанная на выделении существенных свойств и связей предмета и отвлечении от других, несущественных.
Анализ - мыслительная операция расчленения сложного объекта на составляющие или характеристики.
Гипотеза - предположение, проект решения задачи.
Дедукция - логический вывод в процессе мышления от общего к частному.

Интеллект - общая познавательная способность, определяющая готовность человека к усвоению и использованию знаний и опыта, а также к разумному поведению в проблемных ситуациях.
Индукция - логический вывод в процессе мышления от частного к общему.
Мышление есть процесс обобщенного и опосредованного отражения действительности в ее существенных связях и отношениях.
Наглядно-действенное мышление - вид мышления, опирающегося на непосредственное восприятие предметов в процессе действий с ними.
Наглядно-образное мышление - вид мышления, характеризующийся опорой на представления и образы.
Обобщение - мысленное объединение предметов и явлений по их общим и существенным признакам.
Понятие - форма мышления, отражающая существенные свойства, связи и отношения предметов и явлений, выраженная словом или группой слов.
Разум (ум) - высшая форма теоретического освоения действительности, проявляющаяся в способности человека мыслить.
Синтез - мыслительная операция, позволяющая в едином аналитико-синтетическом процессе мышления переходить от частей к целому.
Словесно-логическое мышление - вид мышления, осуществляемый при помощи логических операций с понятиями.
Сравнение - мыслительная операция, основанная на установлении сходства и различия между объектами.
Суждение - форма мышления, отражающая связи между предметами и явлениями; утверждение или отрицание чего- либо.
Умозаключение - форма мышления, при которой на основе нескольких суждений делается определенный вывод.


Краткие материалы лекции
Мышление: понятие, функции, физиологическая основа. Мышление - психический процесс обобщенного и опосредованного отражения действительности. Мышление, в отличие от ощущения и восприятия, особый психический процесс, который имеет ряд существенных характеристик и признаков. Первым таким признаком является обобщенное отражение действительности. Если с помощью ощущения и восприятия мы отражаем то, что непосредственно дано, то мышление позволяет отражать скрытые свойства предметов и явлений, те общие и существенные характеристики, которые объединяют единичные предметы и явления с целым классом подобных предметов и явлений. Вторым признаком мышления является опосредованное познание объективной действительности. Мышление опосредовано системой различных знаков, выработанных человечеством. Главным средством опосредования является язык. Язык - система условных символов, с помощью которой передается информация, имеющая для людей определенное значение и смысл. Суть опосредованного познания заключается в том, что мы в состоянии выносить суждения о свойствах и характеристиках предметов и явлений без непосредственного контакта с ними, как это происходит при ощущении и восприятии. Когда мы пользуемся мышлением, мы делаем выводы путем анализа косвенной информации, выраженной в образах, понятиях, символах.
Следует заметить, что опосредованное мышление не искажает окружающую нас действительность, а наоборот, позволяет познать ее глубже и полнее, поскольку область мышления шире того, что мы непосредственно воспринимаем. Таким образом, в процессе мышления мы познаем то, что недоступно восприятию и представлению.
В психологии мышление рассматривается и изучается как психический процесс и как процесс решения задач.
Мышление считается высшим познавательным психическим процессом и совершается в умственных действиях и операциях.
Умственные действия - это разнообразные действия человека с образами, представлениями и понятиями, выполняемые во внутреннем плане сознания. Они состоят из простейших умственных операций, к которым относят: анализ, синтез, сравнение, обобщение, абстракция, конкретизация.
Процесс мышления начинает наиболее ярко проявляться лишь тогда, когда возникает проблемная ситуация, которую необходимо решить. Мышление всегда связано с решением той или иной задачи, возникшей в процессе познания или в практической деятельности. Обычно выделяют два этапа в процессе мышления:
I этап - осознание проблемы, создание модели проблемной ситуации.
II этап - оперирование моделью, поиск решения в проблемном пространстве.
Таким образом, мышление всегда начинается с вопроса, ответ на который является целью мышления. Причем, ответ на этот вопрос находится не сразу, а с помощью определенных умственных операций, в процессе которых происходит видоизменение и преобразование имеющейся информации.
Исключительно важная особенность мышления - это неразрывная связь мышления с речью. Мысли всегда облекаются в речевую форму, даже в тех случаях, когда речь не имеет звуковой формы. Речь является орудием мышления. Взрослые и дети гораздо лучше решают задачи, если формулируют их вслух.
Несмотря на тесное взаимодействие мышления и речи, эти два феномена не одно и то же. Мыслить - это не значит говорить вслух или про себя. Свидетельством этого может служить высказывание одной и той же мысли разными словами, а также то, что мы не всегда находим нужные слова, чтобы выразить свою мысль.
Итак, мышление - высший познавательный психический процесс обобщенного и опосредованного отражения действительности. Мышление протекает в виде умственных действий и операций. Главным орудием мышления является речь.
Функции мышления. Мышление выполняет сложную регулятивную функцию в психике человека, которая включает:
- понимание - раскрытие сущности предметов и явлений, их предназначение, а также связи между ними;
- решение проблем и задач;
- целеобразование - порождение новых целей, программ поведения и деятельности;
- рефлексия - осознание человеком своих внутренних действий.
Физиологические механизмы мышления. Как и всякий психический процесс мышление является функцией мозга. Физиологической основой мышления являются мозговые процессы, но более высокого уровня, чем те, которые служат основой для элементарных психических процессов. Функционирование мышления связано со сложной аналитико-синтетической деятельностью мозга. Современные исследования показали, что при решении задач участвуют различные корковые структуры мозга, которые в процессе мышления образуют множества связей:
- лобные доли мозга, отвечающие за целенаправленную деятельность и поведение;
- зоны коры, обеспечивающие познавательные функции мышления;
- речевые центры коры головного мозга, обеспечивающие мыслительный процесс.
Мыслительные операции. Мы уже знаем, что мышление как психический процесс совершается в умственных мыслительных действиях и операциях. К основным видам умственных операций относятся: сравнение, анализ, синтез, обобщение, абстракция, конкретизация.
Сравнение - это мыслительная операция сопоставления предметов и явлений между собой, нахождения сходства и различия между ними. Сравнение может происходить двумя путями:
- непосредственно,
- опосредованно
Непосредственное сравнение - когда мы можем сравнивать два предмета, воспринимая их одновременно.
При опосредованном сравнении мы используем специальные измерительные средства и сравниваем путем умозаключения.
Успех сравнения зависит от того, насколько правильно выбраны показатели для сравнения. Сравнивать объекты следует по одному основанию. А также необходимо выделять существенные признаки сравниваемых предметов и явлений.
Анализ - это мыслительная операция разделения предметов и явлений на части или мысленное выделение отдельных свойств. Суть операции анализа в том, что, воспринимая какой-либо предмет или явление мы можем мысленно разложить его на части, т.е. понять структуру того, что воспринимаем. Например, изучая растение мы мысленно выделяем его корень, ствол, листья.
Анализ позволяет мысленно выделить и отдельные свойства предметов (цвет, форма и т.д). При этом, анализ возможен не только тогда, когда мы воспринимаем какой-либо предмет, но и тогда, когда мы воспроизводим его образ по памяти.
Синтез - это мыслительная операция объединения частей или свойств предметом и явлений в единое целое. Когда мы смотрим на лежащие перед нами отдельные части некоего механизма, мы можем понять, как выглядит этот механизм в собранном виде и как он работает. Для синтеза, как и для анализа, характерно мысленное оперирование свойствами предметов. Слушая описание человека, мы можем воссоздать его образ в целом. Синтез может осуществляться как на основе восприятия, так и на основе воспоминаний или представлений. Прочитав отдельные фразы какого-либо высказывания, мы можем воссоздать эту фразу в целом.
Анализ и синтез тесно связаны между собой. Они участвуют в каждом сложном мыслительном процессе. Например, когда человек плохо зная английский язык, слышит разговор на этом языке, он старается сначала выделить знакомые слова, затем воспринять слова менее знакомые, и в дальнейшем попытаться их осмыслить. В этом проявляется функция анализа. Однако одновременно с этим необходимо сложить в единое целое смысл услышанного или составить осмысленную фразу. В этом случае используется синтез.
Обобщение - это мыслительная операция объединения предметов и явлений в группы по их общим и существенным признакам. Например, ощущение, восприятие, память, внимание, мышление и речь можно объединить в группу познавательных процессов. По их существенному признаку все они служат для познания окружающего мира.
Абстракция - это мыслительная операция, основанная на выделение существенных свойств и связей предмета и одновременном отвлечении от несущественных. Суть абстракции состоит в том, что, воспринимая какой-либо предмет и выделяя в нем какую-либо часть или свойство, мы должны рассматривать выделенную часть или свойство независимо от других частей или свойств данного предмета. Таким образом, с помощью абстракции мы можем выделить часть предмета или отдельные его свойства из всего потока воспринимаемой нами информации, т.е. отвлечься или абстрагироваться от другой, получаемой нами информации. Например, когда мы говорим, что пианино, скрипка и флейта - это музыкальные инструменты, мы отвлекаемся, абстрагируемся от того, что все они имеют разную форму, размеры, звучание, а выделяем только существенное, общее свойство - способность извлекать звуки и воспроизводить музыку. Операция абстрагирования широко используется нами при образовании и усвоении новых понятий, т.к. в понятиях отражены только существенные, общие для целого класса предметов признаки. Например, сказав «стол», мы представляем себе не какой-то конкретный стол, а некий образ целого класса предметов, у которых есть несущая часть, ножки, поверхность, т.е. в понятие «стол» объединяются наши представления о разных столах. Мы абстрагировались от цвета, размера, функционального назначения разных столов и оставили только существенные признаки.
Конкретизация -это представление чего-либо единичного, что соответствует тому или иному понятию или общему положению. Конкретизация всегда выступает как пример или иллюстрация чего-то общего. Например, когда мы говорим «зима» возникают разные ассоциации с этим временем года. Для кого- то признаком зимы является холод и низкие температуры. У кого-то зима ассоциируется с лыжами и коньками. Как правило, конкретизируя общее понятие, мы лучше его понимаем. Например, конкретизировать понятие «психика», значит привести конкретный пример психики, лучше понять, что это такое. Мы знаем, что психика - это мышление, способности, мотивы и т.д.
Итак, мы понимаем окружающий нас мир и решаем задачи сравнивая предметы и явления между собой, находя между ними сходства и различия. Мысленно разделяя их на части, выделяя отдельные свойства. Мы можем мысленно объединить части или свойства предметов в единое целое, объединять сами предметы или явления в группы, выделяя существенные свойства и признаки и абстрагируясь от несущественных. Во всем этом нам помогают мыслительные операции.
Формы мышления. В зависимости от возраста человека и характера решаемых задач мышление функционирует в различных формах.
В раннем детстве мышление - наглядно-действенное, в дошкольном возрасте - наглядно-образное, в подростковом возрасте мышление становится словесно-логическим.


Чем же характеризуются эти формы мышления?
Наглядно-действенное мышление - форма мышления, опирающаяся на непосредственное восприятие предметов и действия с ними, когда решение задачи производится путем физического преобразования ситуации.
Ребенок, понимает такие понятия, как «большой», «маленький», «узкий», «широкий», только в процессе сопоставления конкретных предметов. При наглядно-действенном мышлении ребенок выполняет мыслительные операции в действии, когда работают руки и глаза: собирает и разбирает пирамидку, ставит один кубик на другой, садит куклу в коляску. И в самом процессе этих действий он понимает, как соотносятся отдельные предметы и их части.
Наглядно-действенное мышление - это наиболее элементарная форма мышления, которая возникает в практической деятельности и является основой для формирования более сложных форм мышления.
Наглядно-образное мышление - форма мышления, в основе которой лежит зрительное моделирование проблемной ситуацией и оперирование образами предметов в процессе решения задачи.
Данная форма мышления доминирует у детей дошкольного и младшего школьного возраста. Вспомните, как вы решали задачи на сложение в этом возрасте. Скорее всего, взрослые вам говорили: «Представь, что мама положила в суп 3 морковки и 2 помидора. Сколько овощей она положила в суп?»
Высшей формой мышления является словесно-логическое мышление (понятийное) - это мышление с опорой на понятия, которые отражают сущность предметов и выражаются в словах, предложениях или других знаках.
В этой форме мышления человек использует не предметы или их образы, а понятия, суждения, умозаключения, из которых строятся различные рассуждения.
Словесно-логическое мышление, в отличие от других форм мышления, полностью протекает во внутреннем умственном плане. Сформировавшись в подростковом возрасте, словеснологическое мышление является преимущественной формой мышления и во взрослости.
Рассмотрим структуру словесно-логического мышления, чтобы понять, как работает наше мышление.
Основной единицей словесно-логического мышления является понятие. Понятие - единица мышления, в которой отражаются общие и существенные свойства ряда однородных предметов или явлений. Понятие не является наглядным. Формой существования понятия является слово, термин, знак. Например, лекции, семинар - это понятия, которые отражают ключевые признаки учебных занятий. В понятиях обычно выделяют две стороны: объем и содержание.
Объем понятия - это совокупность предметов, явлений, обозначенных определенным понятием. Например, в объем понятия «город» входят все города, существующие в мире. В объем понятия «студент» входят все студенты мира.
Содержание понятия - это система существенных отличительных признаков, свойств класса явлений, обозначаемого определенным понятием. Каждый предмет, каждое явление имеет много различных свойств и признаков. Эти свойства и признаки можно разделить на две категории: существенные и несущественные. Например, каждый отдельный треугольник имеет три угла, определенные размеры, длину сторон и площадь, определенную величину углов и форму, но только первый признак делает фигуру треугольником, позволяет отличит от других фигур. Остальные признаки отличают лишь один треугольник от другого. При изменении их треугольник не перестает быть треугольником. Поэтому, содержанием понятия «треугольник» будет геометрическая фигура с тремя углами.
Понятия усваиваются в процессе жизни, в процессе обучения и воспитания. Для маленьких детей, у которых ведущими являются наглядно-действенное или наглядно-образное мышление, формирование понятий является достаточно сложной задачей.
Кроме понятий словесно-логическое мышление включает суждение, умозаключение и рассуждение.
Суждение - форма мышления, отражающая связи между предметами и явлениями. Суждения бывают общие и частные, истинные и ложные. Например, общее суждение: все студенты учатся. Частное суждение: студент И. опоздал на лекцию. Истинное суждение: завтра будет новый день. Ложное: лучше запоминается середина ряда.
Суждения не присущи человеку от рождения. Они приобретаются и усваиваются в процессе развития. Кроме того, суждения представляют собой результат опыта многих поколений, а не практического опыта конкретного человека. Это позволяет получать суждения логическим путем.
Умозаключение - форма мышления, представляющая собой формирование новых суждений на основе имеющихся. Это связь двух суждений, одно из которых - посылка, а другое - заключение (следствие). Например, если на улице идет снег, значит холодно. Таким образом, умозаключение позволяет решать проблемы во внутреннем, умственном плане, не имея непосредственной чувственной информации.
Рассуждение - ряд суждений, направленных на установление выводов (следствий) из известных положений (посылок). Рассуждения бывают двух видов: индуктивные и дедуктивные. Индуктивное рассуждение - это такое рассуждение, при котором мы на основе ряда частных суждений получаем общее суждение. Дедуктивное рассуждение - это распространение общего положения на частные случаи.
Таким образом, в зависимости от того, как человек решает задачу: в действии, с помощью образов или рассуждая в уме, он использует наглядно-действенное, наглядно-образное или словесно-логическое мышление.
Помимо этих форм мышления в психологии рассматриваются разные виды мышления.
Так по характеру решаемых задач выделяют теоретическое и практическое мышление.
Теоретическое - мышление, направленное в основном на нахождение общих закономерностей. Предполагает действия в уме, непосредственно не имея дела с опытом. Это мышление ученых и опирается, в основном, на понятийную и образную форму мышления.
Практическое - мышление, совершающееся в ходе практической деятельности и непосредственно направленное на решение практических задач. _Для него характерно то, что оно начинается не со знакомства с условием задачи, кем-то уже сформулированной, а с проблемной ситуации, которую необходимо увидеть в условиях реально протекающей деятельности.
По степени развернутости и осознанности выделяют дискурсивное и интуитивное мышление.
Дискурсивное - мышление, опосредованное логикой рассуждения. Аналитическое, развернутое во времени, поэтапное и значительно осознанное мышление. Оно выглядит как процесс связного логического рассуждения, в котором каждая последующая мысль обусловлена предшествующей. Рассуждая, мы как бы ведем внутренний диалог сами с собой.
Интуитивное - мышление, основанное на интуиции, предполагающее непосредственное проникновение в сущность явления и характеризующееся быстротой протекания. Оно протекает очень быстро, мало осознанно и в нем отсутствуют четкие определенные этапы. Интуитивное мышление основывается обычно на свернутом восприятии всей проблемы сразу, поэтому кажется, что, мысля интуитивно, мы как бы одномоментно проникаем в суть вещей. Человек в этом случае достигает ответа мало или вовсе не осознавая тот процесс, посредством которого получил ответ.
По степени новизны и оригинальности выделяют репродуктивное и творческое мышление.
Репродуктивное - мышление, которое обеспечивает решение задачи, опираясь на воспроизведение уже известных человеку способов решения, т.е. воссоздает то, что кем-то и когда-то уже было создано. Это мышление характерно для людей, которые многократно решают типичные задачи.
Творческое, продуктивное, - мышление, связанное с созданием или открытием чего-либо нового. _Это способность решать нестандартные задачи, находить новые способы решения. В психологии для обозначения творческого мышления используется термин креативность.
По числу участников выделяют индивидуальное и коллективное мышление.
Индивидуальное мышление - мышление отдельного индивида.
Коллективное - мышление группы людей при решении проблем и задач. Существую специальные формы организации коллективного мышления - групповые дискуссии, мозговой штурм и т.д.


Концепция развития мышления Ж. Пиаже. Ж. Пиаже (1896-1980) выделил 4 стадии развития мышления:
1. Сенсомоторный интеллект.
2. Дооперациональное мышление.
3. Стадия конкретных операций.
4. Стадия формальных операций.


На первой стадии развития мышления появляется так называемый сенсомоторный интеллект, оно свойственно детям от рождения до двух лет.
Это период наглядно-действенного мышления, когда дети познают окружающий мир только через восприятие предметов и действия с ними.
Вторая стадия развития мышления - дооперациональное мышление детей от 2 до 7 лет. Это период наглядно-образного мышления, когда дети мыслят символически, с помощью образов. На этой стадии развития один объект может символизировать другой. Так во время игры 3-х летний ребенок может обращаться с палкой как будто это лошадь и скакать на ней по комнате, деревянный кубик может быть машиной. Хотя дети в этом возрасте могут мыслить логически, их слова и образы еще не имеют логической организации. Ребенок еще не понимает многих правил и не может осуществить мыслительные операции. Поэтому мышление и называется дооперациональным.
Мышление детей на этой стадии характеризуется следующими особенностями: эгоцентризмом, связующим мышлением, антропоморфизмом.
Эгоцентризм - такое отношение к окружающему миру и к внешним событиям, при котором себе отводится центральное место. Ребенку трудно представить себе, что другие могут видеть мир по-другому. Ему кажется, что другие видят ровно то, что видит и наблюдает он сам.
Связующее мышление - способность соединять возникающие в разуме идеи вместе, не беспокоясь о том, что их на самом деле объединяет. Например, когда четырех летнего мальчика просят описать рисунок фермы, рисунок говорит: «Это ферма. Это дом, где живут животные. Я живу в доме и мама и папа тоже. Это лошадь. Я видел лошадь по телевизору. А у вас есть телевизор?» Как связывает ребенок мысли? Он начинает с главной темы своего рисунка, но быстро увлекается отдельными мыслями и следует за ними.
Антропоморфизм - приписывание неживым объектам свойств живых объектов. Например, ребенок говорит, видя морщинки папы: «Я не хочу, чтобы у тебя были такие сердитые морщинки».
Таким образом, мышление на дооперациональной стадии с одной стороны реалистичное, а с другой стороны мифологическое. Ребенок не видит истинных отношений между предметами и явлениями. И он считает их такими, какими делает их непосредственное восприятие.
Третья стадия развития мышления - стадия конкретных операций (7-8 - 11-12 лет). Главным на этом этапе является использование гибких, обратимых умственных действий - операций.
На этой стадии дети способны запомнить логические правила, они могут давать логические обоснования, дети становятся объективными в своих оценках. Они свободно переходят от одной точки зрения к другой. Этот процесс Ж. Пиаже называет децентрацией.
Тем не менее, конкретные логические операции нуждаются в опоре на наглядность и пока не могут воспроизводиться в умственном гипотетическом плане, поэтому они названы конкретными.
На этой стадии происходит изменение мыслительных структур, что приводит к появлению новых феноменов мышления. Например, появляется способность к консервации - понимание ребёнком того, что при определенных преобразованиях некоторые основные свойства объектов не изменяются. Например, если вылить воду из высокого стакана в широкую чашку, ребенок сможет сказать, что объем сохраняется. А на предыдущем этапе ребенок сказал бы, что воды стало меньше.
Еще одно умение - это умение классифицировать, т.е. разделять объекты по классам, выделять понятия и оперировать ими.
Еще одна новая способность - сериация - это способность располагать предметы в соответствии с имеющейся между ними связью, ранжировать объекты по какому-либо параметру.
Сериация связана с другим мыслительным процессом - транзитивность - способность переносить информацию с одной ситуации на другую. При этом фиксируются не сами объекты, а отношения между ними. Например, ребенок уже способен решить задачу: Ваня одного роста с Пашей, а Паша одного роста с Димой. Одинакового ли роста Ваня и Дима? Решая эту задачу, ребенок переносит соотношение двух мальчиков по росту на другую пару.
Мышление детей на этой стадии уже более точное, оно обладает рядом преимуществ. Но в то же время ограничено некоторыми особенностями. Дети на этой стадии уже имеют понятие сохранения количества, они могут ранжировать и классифицировать реальные объекты. Но они не могут еще рассуждать об абстрактных понятиях, выдвигать гипотетические предположения, размышлять о воображаемых событиях. Ребенок решает только конкретные задачи и проблемы, но не может абстрагироваться от ситуации.
Это становится возможным на четвертой стадии формальных операций (11-12 лет). Это этап формирования абстрактно-логического мышления, когда появляется способность выполнять операции в уме, рассуждать и решать гипотетические задачи.


Характерные особенности мышления этого этапа:
- способность рассуждать о гипотетических проблемах,
- системность поиска решения,
- применение абстрактных правил для целого класса задач.
Итак, подросток уже способен думать об абстрактных идеях, следовательно, появляется интерес к философии, политике.
Это последняя стадия развития мышления, в юности и во взрослости кардинальных особенностей в развитии мышления уже не происходит. Все изменения носят индивидуальный характер и касаются выработки индивидуального стиля мышления.


Вопросы для самопроверки
1. Раскройте сущность мышления как психического процесса
2. Чем отличается мышление от восприятия и ощущения?
3. Для чего служат умственные действия и умственные операции?
4. Назовите основные операции и раскройте их сущность.
5. Какие этапы выделяют в процессе решения задач?
6. Как связаны мышление и речь.
7. В чем заключается регулятивная функция мышления?
8. Что является физиологической основой мышления?
9. Какие формы мышления выделяют в зависимости от возраста и характера решаемых задач? В чем особенность каждого из них?
10. Раскройте структуру словесно-логического мышления.
11. Какие виды мышления вы знаете? Раскройте их сущность.
12. Какие стадии в развитии мышления выделил Ж. Пиаже? Раскройте процесс развития мышления на каждой стадии.


Практические задания


Задание № 1. 1. По форме различают следующие виды мышления:
а) наглядно-действенное;
б) теоретическое;
в) интуитивное;
г) дискурсивное;
д) все ответы верны;
е) все ответы неверны.
2. Наглядно-образное мышление связано со следующими проявлениями:
а) оперированием понятиями;
б) рефлексией;
в) оперированием суждениями;
г) оперированием представлениями;
д) все ответы верны;
е) все ответы неверны.
3. Понятие - это важнейший элемент:
а) восприятия;
б) мышления;
в) памяти;
г) речи;
д) все ответы верны;
е) все ответы неверны.


Задание № 2. В книге Льюиса Кэрролла «Алиса в Стране чудес» есть такой диалог:
Алиса спрашивает Чеширского кота:
- А откуда вы знаете, что вы не в своем уме?
- Начнем с того, что пес в своем уме. Согласна?
- Допустим, - согласилась Алиса.
- Дальше, - сказал кот. - Пес ворчит, когда сердится, а когда доволен, виляет хвостом. Ну а я ворчу, когда я доволен, и виляю хвостом, когда сержусь. Следовательно, я не в своем уме.
Правильно ли это умозаключение? Найдите, в чем тут «фокус».
Задание № 3.Составить тематическое портфолио «Игры и упражнения, направленные на развитие операций мышления у детей».
Индивидуальные задания
Задание 1. Прочитайте характеристику ребёнка. Дима любит трудные задания, особенно такие, где решение может быть несколькими способами. Он очень внимательно читает условие задания, стремясь связать задачу с изученным материалом. Он любит поспорить с учителем, отстаивая свою правоту. С 20 заданиями, особенно по математике, справляется в классе первым. В других областях знаний тоже показывает высокие результаты. Определите, какой вид мышления преобладает у данного ребёнка, и какие качества ума прослеживаются в данном описании. Поясните свой ответ.


Задание № 2. Из указанных в скобках слов выберите то, которое находится к данному слову в том же отношении, что и в приведенном образце.
1. Образец: восприятие - чувственный образ.
Понятие - (обобщенное отражение, информация, психика, мысль).
2. Образец: ощущение - живое созерцание.
Понятие - (вторичное, идеальное, опосредованное отражение, условный рефлекс).
3. Образец: представление - активное отражение.
Мышление - (абстрактный образ, рефлекс, опережающее
отражение).
Задание 3. Определите, какие операции мышления будут выполнять учащиеся в следующих ситуациях. Поясните свой ответ.
1. Трое учеников выполняют аппликацию. Учитель даёт задание классу: выбрать лучшее выполнение задания.
2. Учитель в 1 классе показывает картинки, на которых изображены баскетбольный мяч, гимнастические кольца, теннисная ракетка, брусья, ядро, перекладина, скакалка, кегли. Далее учитель просит детей разделить все предметы на две группы.


Задача № 6. Наиболее распространенное деление стилей мышления: деление на «теоретиков» (или, в близкой типологии В. Оствальда, «классиков») и «эмпириков» («романтиков»). Ниже приведены характеристики тех и других. Определите, где речь идет о «теоретиках», а где об «эмпириках».
1. Их отличают большая наблюдательность, любознательность, виртуозное использование сравнительного анализа.
2. Они считают, что открытия определяются яркими вспышками воображения.
3. С их точки зрения, то, что не наблюдаемо в опыте, нельзя использовать в научном рассуждении.
4. Ценность их в том, что сделанные ими открытия служат исходной информацией для научного прорыва, реализуемого другими.
5. Их сильная сторона - аналитичность, рациональность мышления, невысокая эмоциональность.
6. Они признают наукой только установление связей между непосредственно измеряемыми величинами.
7. Они устремляются в прорыв, обозначенный усилиями других, и делают результат доказательным и убедительным для других.
8. Когда в материале есть «белое пятно», они восполняют недостающие детали гипотезой, опирающейся на интуицию.
9. Слабость их - в излишней, часто необоснованной доверчивости к найденным закономерностям.
10. Они менее наблюдательны, чем другие, но и не столь доверчивы.


Темы докладов и рефератов
1. Психология творческого мышления.
2. Мышление и интеллект.
3. Диагностика умственного развития.
4. Проблемы и пути развития творческого мышления.
5. Сравнительная характеристика теоретического и эмпирического мышления.
6. Нарушения мыслительных функций
7. Развитие мышления в раннем (дошкольном) возрасте
8. Технология развития критического мышления  
9. Особенности мышления у детей с ОВЗ
Источник: Салаватулина Л.Р. Общая психология: практикум для самостоятельной работы студентов : учеб.-метод. пособие / Л.Р. Салаватулина. - Челябинск : Южно-Уральский центр РАО, 2019. - 257 с.

 

 

Поиск

Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.