Эгоизм и альтруизм
Лекции и практикум по психологии - Разное по психологии

«Ты ведешь себя как настоящий эгоист!», «Она слишком эгоцентрична», «Лишь немногие из нас способны на проявление истинного альтруизма!». Какой смысл мы вкладываем в эти понятия? Какие принципы и идеи хотим донести до своих учеников? Можно ли перестать «думать только о себе»? Следует ли стремиться к отказу от себя во благо других людей? Кто важнее - я или другие люди? Поиск ответов на эти вопросы - в материале.

Я, снова я и другие, или Эгоцентризм, эгоизм и альтруизм
Ю.В. Корчагина, канд. психол. наук, психолог

Словарь педагога-психолога

Эгоцентризм (от лат. ego - я и centrum - центр) - свойство мышления и поведения человека, заключающееся а неспособности понимать и учитывать другие точки зрения и позиции, В отличие от эгоизма, термин «эгоцентризм» не несет моральной нагрузки.
(Словарь «Психология развития»)

Эгоцентризм, или Я

В психологии понятие эгоцентризма связано с именем швейцарского психолога и философа Жана Пиаже. По мнению ученого, эгоцентризм является важной характеристикой познавательной деятельности детей и отражает их особенное отношение к окружающему миру. Именно в силу эгоцентричности мышления маленький ребенок наделяет предметы сознанием и волей (анимизм), придает словам и жестам силу воздействия на внешние предметы (магическое мышление), а явления окружающего мира считает изготовленными людьми для своих целей (артифициализм). Эгоцентризм лежит и а основе веры подростка в безграничные возможности собственного мышления, в свою способность изменять мир, что ярко проявляется в возрасте 11-14 лет. Лишь к юношескому возрасту происходит переход к более объективной позиции в познании мира.

Термин «эгоцентризм» характеризует не только интеллектуальную деятельность детей и подростков, но и особенности их личности. В основе личностного эгоцентризма - потребность чувствовать себя в центре внимания, сосредоточенность на своих потребностях и интересах, трудности в принятии чужой точки зрения, в понимании переживаний других людей.

Мне пять лет, мы играем во дворе, прыгаем через лужу. Лужа большая и грязная, и нам не всегда удается через нее перескочить. Я очередной раз прыгаю неудачно - грязные брызги летят мне на одежду. Подруга Катя хохочет, а я начинаю горько плакать: «Меня будут ругать родители».
Теперь прыгает Катя - и тоже неудачно. Она забрызгала даже свою красивую розовую шапочку. Это выглядит так забавно, что я громко смеюсь, даже не успев вытереть слезы. Теперь плачет подруга - ее тоже будут ругать родители.
Мой прыжок - и опять Катя смеется, а я плачу.
«Это так ужасно -быть забрызганной грязью из лужи! Моя одежда испорчена, меня будут ругать родители! Катя должна сочувствовать мне, ведь я так переживаю! - думаю я.-А как смешно, когда брызги летят на Катину одежду! И совсем непонятно, почему теперь она плачет, а не смеется...»


Сталкиваясь с информацией, противоречащей его представлениям, «эгоцентрик» воспринимает ее с большим трудом. Он искренне не понимает, что существуют точки зрения, отличные от его собственной, и что переживания других людей также могут быть очень сильными.

Мне семь лет. Мы с мамой пьем чай, и мама ставит на стол вазочку с какими-то необыкновенно вкусными конфетами. К сожалению, их всего три штуки. Я ем сначала одну, лотом вторую. Потом собираюсь взять и третью, но мама делает мне замечание. Она говорит, что сама собирается съесть эту конфет" Я в недоумении; разве взрослые едят конфеты? Разве взрослым нравится сладкое? Неужели мама так же сильно может хотеть конфету, как и я? Это невозможно, этого не может быть.

По мере становления личности (примерно к 10-12 годам) эгоцентризм постепенно преодолевается, и ему на смену приходит способность к восприятию точки зрения другого человека.

Некоторые проявления эгоцентризма свойственны и подросткам. В большинстве исследований, посвященных изучению подросткового возраста, отмечается факт «перелома» в отношении к себе, появления активного интереса к своему внутреннему миру, к собственной личности. Лев Семенович Выготский называл эту особенность эгодоминантной или эгоцентрической установкой. В данном случае эгоцентризм выступает как нормальный возрастной феномен: развиваясь, подросток осознает и определяет себя как уникальную личность. Эгоцентрическая направленность подростков проявляется в таких феноменах, как «воображаемая аудитория» и «миф о собственной исключительности». Подростки будто постоянно находятся под прицелом оценивающих взглядов - это другие люди наблюдают за ними, критически оценивая их внешний вид и поведение. Поместившие себя в центр мира и сосредоточенные на своей личности подростки убеждены в уникальности своего характера, мыслей, переживаний.

Мне двенадцать лет. Очень трудно. Куда пропала моя детская непосредственность и живость? Я капризна и стеснительна. Мне трудно совершить покупку в магазине - я боюсь, что продавщица скажет мне что-нибудь обидное. Я чувствую себя ужасно неловкой. Когда я еду в транспорте, мне хочется забиться в угол и отвернуться, потому что я чувствую, что взоры всех пассажиров обращены на меня, все они догадываются о моей неловкости и готовы надо мной посмеяться.
Вчера я поссорилась со своей подругой Таней. А когда подруга Света стала меня утешать, я поссорилась и с ней тоже, потому что она сказала о моих переживаниях «ничего страшного». Ничего себе ничего страшного! Что она может в этом понимать? Я думаю, что мои подруги - предательницы, ая- самый несчастный человек на всей земле. Ну или хотя бы в своем городе.


Со временем подобный эгоцентризм преодолевается в процессе общения со сверстниками: подростки узнают, что другие люди тоже испытывают разные сильные чувства. Подростки приобретают способность становиться на место другого человека и учатся терпимо относиться к чужому мнению.

Эгоизм, или Снова я

Понятия эгоцентризм и эгоизм в бытовой речи нередко используются как синонимы. Однако если термин «эгоцентризм» наполнен научно- психологическим содержанием, то эгоизм - категория морально-нравственная. Если эгоцентризм предполагает невозможность понимания и принятия потребностей другого человека, то эгоизм - это намеренное предпочтение собственных интересов при игнорировании интересов и потребностей других людей. Другие люди рассматриваются эгоистом как средство для достижения своих личных корыстных целей. Как правило, эгоистическая направленность личности является результатом неправильного воспитания - подкрепления проявлений эгоцентризма и завышенной самооценки.

Словарь педагога-психолога
Эгоизм (от лат. ego - я) - принцип жизненной ориентации и моральное качество человека, связанное с предпочтением собственных ин тересов интересам других субъектов. Эгоизм прямо противоположен альтруизму - принципу бескорыстной, жертвенной морали служения ближнему.
(Социология; Энциклопедия)

В зрелом возрасте подобная концентрация на собственном «Я», на своих интересах и переживаниях, полное равнодушие к внутреннему миру другого человека может привести к невозможности близких отношений с людьми, к отчуждению и одиночеству.

Сущность эгоизма

В различных этических и философских концепциях сущность эгоизма понималась по- разному.
«Человек руководствуется не моральным законом добра, а стремлением к самосохранению и личной выгоде». Спиноза
«"Разумный эгоизм" - сознательное и свободное подчинение человеком своих целей общему делу, от успеха которого выигрывает сам индивид». H.Г. Чернышевский
«Эгоизм - стремление сконцентрировать все цели на самом себе, собственной выгоде и пользе». И. Кант

Не понимаю тех людей, которые плохо к себе относятся! Я к себе очень хорошо отношусь! Я у себя одна! Я хочу, чтобы у меня было все самое лучшее. Самая лучшая одежда, самая лучшая техника, самая лучшая косметика. Я хочу, чтобы все мои желания исполнялись и чтобы мне не приходилось этого долго ждать. Жизнь всего одна, и надо успеть получить от нее как можно больше удовольствия! Путешествия, отдых, развлечения! Это ток прекрасно. Мне не нравится, когда кто-то этому мешает. Мне не нравится, когда мама отказывает мне в очередной покупке. Хорошо, что папа не отказывает!
Мне не нравится, когда приходится менять свои планы из- за того, что у кого-то что-то случилось. Конечно, мне было жалко бабушку, когда она болела и надо было идти в аптеку за лекарством, но ведь мама могла бы и сама это сделать. Ведь я уже договорилась, что мы идем с подружками в торговый центр, а потом в кафе! А мама потом неделю со мной не разговаривала. Ну и пусть не разговаривает! Еще немного, всего три года, и я уже не буду от нее зависеть, буду жить как хочу! Папа обещал, что у меня будет своя квартира, вот тогда начнется настоящая жизнь! Просто дух захватывает, как представлю, сколько всего хорошего меня ждет! Подруги иногда говорят, что я эгоистка, думаю только о себе. А я и не скрываю этого! Я о себе забочусь, и поэтому у меня все есть! И просто так я это не отдам! А остальные пусть завидуют. И не надо стоять у меня на пути, так-то вот.

Альтруизм, или Другие

Противоположностью эгоизму традиционно считается альтруистическая направленность личности, Термин «альтруизм» пред ложен французским философом Огюстом Контом. Альтруизм проявляется в добровольной помощи другому человеку, несмотря на риск или жертвы, с которыми эта помощь связана.

Словарь педагога-психолога

Альтруизм (от лат. alter другой) - правило нравственной деятельности, признающее обязанностью человека ставить интересы других людей и общее благо выше личных интересов; установка, выражающаяся в готовности приносить жертвы в пользу ближних и общего блага. (Большой психологический словарь)

В современных этико-психо- логических концепциях противопоставление эгоизма и альтруизма (личного и общественного) считается неправомерным. Антагонизм «я» и «другие», «я» и «они» снимается объединяющим началом «мы», То, что делается человеком для других, полезно не только ему самому: ведь другие - это общество, к которому он принадлежит. Так примиряются крайние позиции и смягчается конфликт интересов: на смену спорам о правоте или значимости приходит сотрудничество.

Мне шестнадцать лет. Когда я нахожусь в одиночестве, то часто размышляю о своем месте в мире, об отношении к другим людям. Я пытаюсь решить для себя вопрос - правильно ли жить, заботясь только о себеf Ведь жизнь у меня одна, и очень хочется быть счастливой. Также, как та девочка, которая выше написала... Но моя совесть подсказывает, что в этом есть что-то нехорошее, нечестное. Может быть, правильно жить, заботясь о других людях? Забыть о себе? Ведь тогда жизнь обретает смысл и увеличивается количества добра в этом мире. «Светя другим - сгораю сам»... Но и в этом рассуждении мне видится некоторая фальшь. Ведь тогда получается, что другой человек-тот, которому я помогаю и ради которого сгораю, - чем-то лучше меня. Он почему-то больше достоин счастья, чем я, да и еще ценой моих усилий. Моего времени, моего здоровья и даже жизни. Это несправедливо. Да и если попытаться представить себя на его месте - а хотела бы я, чтоб ради меня кто-то сгорал? Пожалуй, нет. Это слишком серьезная плата за мое благополучие. Неужели нельзя сделать так, чтобы каждый мог жить и для себя, и для других? Чтобы было общее дело, которое мы делаем, и всем было бы хорошо? Даже если это невозможно, то именно к этому следует стремиться. Тогда мне не надо будет выбирать между эгоизмом и альтруизмом. Я удобно устроюсь посередине, и всем будет хорошо.

Каждый человек имеет свое представление об эгоизме и альтруизме, и в его поведении можно увидеть проявления эгоистической или альтруистической направленности личности. Некоторые выбирают предпочтение собственных интересов в ущерб другим людям; другие - отказываются от себя и растворяются в потребностях других людей; третьи - стремятся к сотрудни честву и поиску «золотой середины».

Тест «Альтруизм - эгоизм»

Определить собственную поведенческую установку можно с помощью психологического теста «Альтруизм - эгоизм».

Инструкция. Внимательно прочитайте вопросы и ответьте на них «да» или «нет», исходя из имеющейся у вас тенденции поведения в данной ситуации.
Вопросы:
1. Вам часто говорят, что вы больше думаете о других, чем о себе?
2. Вам легче просить за других, чем за себя?
3. Вам трудно отказать людям, когда они вас о чем-нибудь просят?
4. Вы часто стараетесь оказать людям услугу, если у них случилась беда или неприятности?
5. Для себя вы делаете что-либо с большим удовольствием, чем для других?
6. Вы стремитесь сделать как можно больше для других людей?
7. Вы убеждены, что самая большая ценность в жизни - жить для других людей?
8. Вам трудно заставить себя сделать что-то для других?
9. Ваша отличительная черта - бескорыстие?
10. Вы убеждены, что забота о других часто идет в ущерб себе?
11. Вы осуждаете людей, которые не умеют позаботиться о себе?
12. Вы часто просите людей сделать что-либо из корыстных побуждений?
13. Ваша отличительная черта - стремление помочь другим людям?
14. Вы считаете, что сначала человек должен думать о себе, а потом уже о других?
15. Вы обычно много времени уделяете своей особе?
16. Вы убеждены, что не нужно для других сильно напрягаться?
17. Для себя у вас обычно не хватает ни сил, ни времени?
18. Свободное время вы используете только для своих увлечений?
19. Вы можете назвать себя эгоистом?
20. Вы способны приложить максимальные усилия лишь за хорошее вознаграждение?

Обработка результатов теста:
по 1 баллу начисляется при ответах «да» на вопросы 1,2, 3, 4, б, 7, 9, 13, 17 и при ответах «нет» на вопросы 5, 8, 10, 11, 12, 14, 15, 16, 18, 19, 20, после чего подсчитывается общая сумма баллов.
Интерпретация результатов:
больше 10 баллов - в вашем поведении выражен альтруизм, желание помочь людям. Чем больше баллов вы набрали, тем сильнее выражена альтруистическая установка;
менее 10 баллов - эгоистическая направленность личности; средние значения (8-12 баллов) могут также свидетельствовать о гибкости, стремлении учитывать как свои собственные интересы, так и интересы и потребности других людей.

Дополнительно следует отметить, что люди с высоким уровнем эгоизма часто бывают конфликтными и испытывают иные трудности в межличностном общении. Высокий уровень эгоизма может проявляться в прагматизме и в попытках использовать других людей для удовлетворения собственных потребностей.
Низкий уровень эгоизма нередко является следствием постоянного подавления личности авторитетами (родителями, учителями, другими значимыми фигурами). Дома такими людьми становятся родители, а в школе - учителя и некоторые ученики.
В отдельных случаях высокий уровень эгоистической направленности может быть ситуативным, вызванным очень значимым для человека событием.

 

Поиск

Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.